Федерация и федерализм кпзс кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как одна из основ конституционного строя статья I Конституции РФ закрепляет Федеративное устройство России, которое отражает официальное заглавие страны. Среди относительно немногих федераций в мире положение РФ уникально: это крупнейшая Федерация в мире, причем не только по абсолютному числу субъектов (83), но и по количеству их разновидностей (6).

Сущность Федерации и Федерализма

Рассматриваемые термины также фактически имеют юридическую ценность. При этом они не идентичны, и соответствуют форме и содержанию.

Федерация – это форма территориальной государственной системы, при которой составляющие государства являются достаточно независимыми государственными образованиями – территориальными субъектами федерации; федерализм является проявлением сложившихся федеративных отношений, это федеративные отношения во всем их многообразии.

Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевая концепция, содержащая не только правовые, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и другие аспекты. В итоге, федерация как форма, организационная сторона страны, отражает статику в муниципальных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве.

Трудно провести четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом. Децентрализация власти присуща не только федеральному, но и унитарному государству, при всем этом степень автономии компонентов некоторых унитарных стран (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской администрации в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и т.д.) быть может большей, чем субъектов некоторых федеративных стран (к примеру, штатов в Индии).

Поэтому неотъемлемым признаком федерализма является не степень автономии компонентов страны, а особенный характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве вне зависимости от размера прав, которые предоставляются его территориальным единицам.

Принципы Российского Федерализма

Федеративные государства безошибочно характеризуются наличием двух уровней правительства, а в федеративных отношениях отношения, касающиеся распределения и реализации правительства, являются основными.

В отношении федеральных государств принято говорить о концепции дуалистического государственного суверенитета – в едином федеральном государстве значительная часть суверенных прав может осуществляться только на основе координации воли федерального центра и территориальных субъектов федерации.

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация существует в целом ряде стран: США, Аргентина, Бразилия, Германия, Бельгия, Индия, и др.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом. В случае нарушения союзной конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Субъекты федерации обычно не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза; лишь Конституция Эфиопии 1994 г. признает право выхода из федерации.

2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью. Ни провинции Канады, ни штаты Венесуэлы своих конституций не имеют. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны соответствовать союзным конституциям.

3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты, которые действуют только на территории субъекта федерации, должны соответствовать союзному законодательству.

4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример в этом отношении - судебные системы 50 американских штатов.

5. Одним из формальных признаков федерации является наличие гражданства субъектов федерации: каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Такая система закрепляется конституциями большинства федеративных государств, в США, ФРГ, Швейцарии, Австрии. Конституции некоторых федераций (Индия, Малайзия и др.) признают только союзное гражданство.

Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, т.к. этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.

6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента.

В настоящее время в подавляющем большинстве федераций существует двухпалатный парламент - закрепляется институт бикамерализма. Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Федерация представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. Федерация существует в целом ряде стран: США, Аргентина, Бразилия, Германия, Бельгия, Индия, и др.

Составляющие федеративное государство государственные образования (штаты, земли, провинции, кантоны) являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление. Федеративная форма государственного устройства обладает следующими характерными признаками, отличающими ее от унитаризма:

1. Территория федеративного государства в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Она состоит из территорий субъектов федерации. Государственные образования, составляющие федерацию, не являются государствами в собственном смысле слова, ибо они не обладают суверенитетом. В случае нарушения союзной конституции или союзного законодательства центральная власть имеет право применения принудительных мер по отношению к субъекту федерации. Субъекты федерации обычно не обладают правом одностороннего выхода (право сецессии) из союза; лишь Конституция Эфиопии 1994 г. признает право выхода из федерации.




2. Субъект федерации, как правило, наделяется учредительной властью, т.е. ему предоставляется право принятия собственной конституции. Следует сразу же оговорить, что некоторые федерации не наделяют субъекты учредительной властью. Ни провинции Канады, ни штаты Венесуэлы своих конституций не имеют. Однако федеративные конституции устанавливают принцип субординации, согласно которому конституции субъектов федерации должны соответствовать союзным конституциям.

3. Субъекты федерации наделяются в пределах установленной для них компетенции правом издания законодательных актов. Эти акты, которые действуют только на территории субъекта федерации, должны соответствовать союзному законодательству.

4. Субъект федерации может иметь свою собственную правовую и судебную систему. Конституция союза и соответствующего государственного образования определяет порядок организации, процедуру и пределы юрисдикции судебных органов субъекта федерации. Обычно независимо от числа членов федерации судебная система строится по единому образцу. Наиболее типичный пример в этом отношении - судебные системы 50 американских штатов.

5. Одним из формальных признаков федерации является наличие гражданства субъектов федерации: каждый гражданин считается гражданином союза и соответствующего государственного образования. Такая система закрепляется конституциями большинства федеративных государств, в США, ФРГ, Швейцарии, Австрии. Конституции некоторых федераций (Индия, Малайзия и др.) признают только союзное гражданство.

Предоставление субъектам федерации права собственного гражданства является, по сути дела, обычной юридической фикцией, т.к. этот институт на практике никаких правовых последствий не порождает.

6. Длительное время обязательным признаком федеративной формы государственного устройства считалась двухпалатная структура союзного парламента.

В настоящее время в подавляющем большинстве федераций существует двухпалатный парламент - закрепляется институт бикамерализма. Нижняя палата рассматривается как орган общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам. Верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.

Федерализм - это один из основных принципов федерации, состоящий в признании в качестве политического идеала федеративной организации государства, стремлении к объединению нескольких отдельных государств в рамках одной федерации, обращении унитарного государства в федеративное.

Федерация - это форма союзного государства, объединяющего в своем составе несколько государств, за которыми сохраняется определенная юридическая и политическая самостоятельность.

Итак, федерализм следует рассматривать как общее понятие по отношению к федерации. Иными словами, категория федерации производная от категории федерализма. Федерация представляет собой характеристику формы организации территориального устройства публичной власти.

Таким образом, если федерализм можно рассматривать как концепцию территориальной организации власти и реализованного на ее основе принцип территориальной организации публичного управления конкретного государства, то федерацию следует рассматривать как непосредственно учрежденный и действующий механизм территориальной организации власти.

Готовые работы на аналогичную тему

Сущность категории федерализма можно определить посредством указания на следующие необходимые элементы его содержания:

  • федерализм предполагает согласительную процедуру установления федеративного государственного устройства. Иными словами, федерализм подразумевает соглашение между органами публичного управления центра и членов Федерации, которым устанавливается модель взаимоотношений соподчинения и установления особой структуры власти;
  • федерализм требует принятия важнейших решений публичного управления посредством интеграции с участниками Федерации. Иными словами, политические решения не могут быть результатом диктата центра.

Таким образом, федерализм следует рассматривать как основу государственного территориального устройства федерации. В современных демократических государствах названный принцип призван обеспечить:

  • децентрализацию публичной власти;
  • недопустимость диктата центральной власти;
  • интеграцию интересов участников федерации;
  • адекватное социально-экономическим запросам и обеспечивающее политическую стабильность распределение полномочий между центральным уровнем публичного управления и уровнем субъектов Федерации.

Категория федерации в соотношении с категорией унитарного государства характеризуется как сложная государственно-территориальное устройство. Здесь в отличие от унитарного государства, состоящего из административно-территориальных единиц, не обладающих значительной самостоятельностью и независимостью, составными элементами являются субъекты-участники федерации, которые фактически являются государственными образованиями. При вступлении в федерацию, или точнее сказать при образовании федерации, такие участники договариваются об ограничении собственной самостоятельности и суверенитета.

Исторически федеративное государство формировалось следующим образом: несколько самостоятельных государств, которые были политически обособлены и независимы, объединялись для преодоления внешней опасности и решения других, в том числе и внутренних социально-экономических, проблем с иными государствами. И возникающее посредством такого объединения новое государство фактически учреждается на основании договора участников.

Таким образом, происходило формирование государственного территориального устройства Швейцарии, Соединенных Штатов Америки и пр. Иными словами, типичная федерация представляет собой движение снизу вверх от множества к общему государству. При этом федеральная конституция определяет степень ограничения суверенитета и политической самостоятельности государства участника. Традиционно, свою самостоятельность государства-участники сохраняют в тех вопросах, которые касаются непосредственно их территории, в то время как общенациональные интересы отходят в ведение федерального управления.

Отсюда, в качестве первичного исторического основания федерации можно выделить существование нескольких политически самостоятельных государственных образований.

В качестве следующего необходимого условия образования федерации следует назвать то обстоятельство, что обычно к объединению стремятся относительно небольшие государства, которые не способны решать сложные политические задачи собственными силами.

Еще одним условием формирования федерации является демократический политический режим и достаточно высокий уровень правосознания населения. Федеративное государство и демократическое устройство публичной власти связаны непосредственно.

Способность и возможность политического компромисса между участниками еще одно необходимое условие учреждения и существования федерации.

При этом надо подчеркнуть, что названные условия выступают описанием идеальной модели федерации, на практике федерации преимущественно формируются не по классической схеме. Отсюда и практика реализации идеи федерализма не всегда приводит к ожидаемым последствиям. Так, например, федерализм выступает инструментом создания более сильного государства с централизованной властью посредством объединения менее сильных государств. Другими словами, на практике идеи федерализма не всегда воплощаются в государства с децентрализованной демократической моделью управления.

При этом реализация идеи федерализма, переход к федеративному устройству государства – это сегодня тенденция мировой политики. Многие страны долгое время существовавшие как унитарные централизованные государства, например, Испания, сегодня начинают функционировать как объединение автономных образований с децентрализованной публичной властью.

Понятие федерализма означает государственный принцип, основанный на признании федеративного устройства страны как наиболее предпочтительного, а также стремление объединить несколько государств в одно, либо превратить существующее унитарное государство в федеративное (именно последнее послужило причиной боевых действий на юго-востоке Украины). Итак, рассмотрим понятие федерации.

Федерация (или федеративное государство) – это вид государственного устройства, в котором его составные части являются государственными образованиями. Конечно, эти образования не обладают государственным суверенитетом (как в случае конфедерации), но имеют максимально широкие полномочия в своей внутренней политике. Их также называют субъектами федерации.

Россия, США, Канада, Австралия, Германия, Австрия, Мексика, Бразилия и даже маленькие Бельгия и Швейцария – все это федеративные государства.

Признаки федерации.

  1. Наличие составных частей – республик, штатов, эмиратов, кантонов, земель и т.д.
  2. Отношения между федерацией и ее субъектами регулируются федеральной конституцией.
  3. Внешнеполитическую деятельность ведут федеральные органы власти от лица всех субъектов.
  4. Двухпалатная структура федерального парламента – одна является органом федерального правительства, другая представляет интересы субъектов федерации (это обязательный признак федеративного государства).
  5. Субъекты федерации могут издавать свою собственную конституцию, указы и другие нормативно-правовые акты, которые будут легальны на их территории наравне с федеральной конституцией и федеральными законами.
  6. Субъекты федерации могут иметь свой флаг, герб, гимн и все прочие признаки государства, кроме государственного суверенитета.
  7. Субъекты федерации не могут быть независимым субъектом международных отношений.

Виды федераций.

Согласно конституционно-правового статуса субъектов выделяют:

  • симметричные федерации – с одинаковым правовым статусом субъектов (США, Германия, Австрия);
  • ассиметричные федерации – в России, например, автономные республики и округа, области, края и города федерального значения имеют различный конституционно-правовой статус.

По особенностям формирования:

  • территориальные (по географическому признаку, например, США, Германия);
  • национальные (по этническому признаку, например, Чехословакия, Югославия);
  • комбинированные (содержат черты первых двух – Российская Федерация).

По типу образования:

  • конституционные – на базе ранее существовавшего унитарного государства (иногда империи) – Россия, Германия, Бразилия;
  • договорные – путем заключения договора между независимыми государствами (США, Швейцария, с определенными оговорками – СССР).

По степени централизации:

  • централизованные (Россия, Германия);
  • децентрализованные (Швейцария, которая продолжает именовать себя конфедерацией, но по сути уже давно является децентрализованной федерацией).

Читайте также: