Фарисеи саддукеи и ессеи кратко

Обновлено: 08.07.2024

Содействовала христианской пропаганде и система организации еврейских колоний в диаспоре. Не только чисто религиозная, но и общественная жизнь их в городах концентрировалась вокруг синагог. Согласно требованиям ритуала, евреи собирались еженедельно по субботам для богослужения, чтения глав из писаний, а также для обсуждения различных дел, касающихся всей общины.

Связь между отдельными синагогами поддерживалась нерегулярно, главным образом через приезжих. Эти организационные формы в начальный период использовались иудео-христианами, а после отделения христианства от иудаизма христианские общины строились в основном по тому же принципу. Об этом свидетельствуют хотя бы Деяния апостолов. Их, понятно, нельзя считать надежным источником для воссоздания ранней истории христианства, хотя бы потому, что они — наиболее нозднее из новозаветных сочинений. Однако описанные в них отношения между христианскими бродячими проповедниками и иудейскими общинами, по-видимому, взяты из жизни.

Овладевшие Палестиной в начале II в. до н. э. Селевкиды, потомки одного из полководцев Александра Македонского, усилили налоговый гнет и стремились эллинизировать Иудею. Эта политика нашла поддержку в высших кругах иерусалимского жречества, но встретила резкий отпор со стороны народа. Во главе возмущения, переросшего в восстание, стала жреческая семья Хасмонеев (Маккавеи). Так Иудея добилась независимости. На протяжении примерно столетия независимости в Иудее шла упорная борьба между двумя религиозными сектами,представлявшими и определенные политические программы. Одной из них были саддукеи, которые группировали в своих рядах высшие слои жречества. Оставаясь на почве * иудейского закона, саддукеи были противниками чересчур мелочного соблюдения бесчисленных ритуальных предписаний и выступали в пользу приобщения к эллинской культуре, а в последующем и за дружественные отношения с римскими властями. Эта группировка выражала интересы имущих слоев еврейского народа.

Непримиримыми противниками саддукеев были фарисеи. Эта секта требовала строжайшего выполнения требований ритуала, резко выступала против каких-либо компромиссов с римлянами и настаивала на соблюдении всех старых норм иудаизма. Фанатические фарисеи пользовались авторитетом в массах. Они были одной из движущих сил всех антиримских выступлений. В евангелиях фарисеи изображены как надменные и корыстолюбивые святоши.

В 63 г. до н. э. после покорения царства Селевкидов римлянами Иудея превратилась в зависимое от Рима государство.

Это привело к еще большему обострению борьбы между фарисеями и саддукеями. После смерти царя Ирода I (37—4 гг. до н. э.), которому в евангелиях без каких-либо оснований приписывается избиение младенцев, Иудея фактически стала одной из римских провинций. Многократные попытки восстаний неизменно кончались неудачей. Тем не менее обстановка в Палестине все более накалялась, и в 66 г. н. э. вспыхнула продолжавшаяся несколько лет Иудейская война, окончившаяся разрушением храма Ягве в Иерусалиме и фактическим уничтожением иудейского религиозного центра в Палестине.

Смотрите также:

150 л. до Р. Х.) и просуществовавших вплоть до покорения иудейского государства римлянами (70 л. по Р. Х.). Эти три секты — С., фарисеи и ессеи — в
основании некоторого внешнего сходства саддукеев с эпикурейцами, фарисеев — со стоиками, ессеев — с пифагорейцами.

образуют фарисеи, другую - саддукеи, третью - те, которые, видно,преследуют. особую святость, так называемые ессеи. Последние также рожденные иудеи, но.
Наконец, участие ессеев в войне с римлянами видно из следующего места Иудейской войны (II, 8, 10.

(библейцы) — еврейская секта, признающая одну часть законов нынешних евреев-раввинистов, а вместо другой
Еще недавно полагали, что после разрушения второго иерусалимского храма саддукеи совсем

Главных партий было две: фарисеи и саддукеи. Фарисеи старались строго держаться Моисеева закона, изустных преданий и буквально исполнять обрядовые постановления,

Саддукеи. Секта саддукеев. По свидетельству Флавия и Талмуда, С. в противоположность фарисеям

Где два еврея, там три мнения – многие слышали такую забавную поговорку, и она действительно является правдой, ведь в среде этого народа исторически возникало много религиозных течений, социальных движений, да и просто политических партий. Это было верно даже в годы жизни Иисуса Христа. На тот момент главными из них были саддукеи, фарисеи, ессеи и зелоты.

Саддукеями были верховные раввины, богатые купцы и прочие сливки общества, которые стояли у власти в Иудее. Они были сторонниками взаимодействия с греко-римской цивилизацией, а в религиозном смысле проповедовали первенство Пятикнижия Моисея и отвергали все последующие священные книги.

Фарисеи были их главными конкурентами и являлись, чаще всего, образованными раввинами, которые настаивали, что Пятикнижие и книги пророков нужно воспринимать в единстве, трактовали божественное откровение очень буквально и не допускали проникновения в еврейскую среду эллинских обычаев.

Ессеи – это аналог греческих стоиков, которые отказывались от достижений цивилизации и покидали города, предпочитая жить в пустыне и практически не общались с другими соотечественниками. Они изготавливали все необходимое самостоятельно, не вступали в брак и были идеологическими предшественниками христианского монашества.

Зелотами могли быть люди любой идеологии, включая нерелигиозных евреев, которых объединяло неприятие римской власти. Сначала они организовывали нападения на отдельных имперских должностных лиц, а после перешли к прямому восстанию, целью которого было образование независимого государства.

Итак, к какой же партии принадлежал тот, кто называл себя сыном Божьим?

Он точно не был саддукеем, потому что те не признавали, ни ангелов, ни бесов, ни чудес, ни воскресения, ни загробной жизни, ни Судного дня. Они верили только в Тору и просто требовали формального скрупулезного соблюдения всех ее обрядов, считая это истинным иудаизмом. Они не считали нужным беспокоиться о своей душе, а просто исполняли все установленные правила.

Иисус изгонял бесов по своему слову, говорил, что его могут защитить двенадцать легионов ангелов и говорил о бессмертной душе, как о единственном, о чем следует заботиться. Он точно не был саддукеем.

Учение фарисеев было очень близко к тому, что проповедовал Христос во всех основных моментах, которые были перечислены выше, как не характерные для их оппонентов саддукеев. Но ругал он фарисеев больше, чем кого бы то ни было – перепалками с адептами этого движения заполнен весь Новый завет.

Тем не менее, Иисус никогда не заявлял, что их духовные практики ложны. Он утверждал, что многие из них не соблюдают те самые правила, которым учат, т.е., являются лицемерами. А это несколько другое.

Что касается ессеев, то Христос точно не был аскетом, хотя к этим людям был близок его друг Иоанн Креститель. Он мягко упрекал членов этой секты в том, что они отвергнут любого учителя, посланного Богом, независимо от того, что он говорит им. Он сказал им, что Иоанн пришел, не ест и не пьет, а те говорят, что он одержим бесом; зато сам Иисус есть и пьет, и его считают пьяницей и обжорой.

Кроме того, Христос точно не был сторонником изоляции от общества. Он требовал от своих учеников проповедовать слово Божье всегда и везде и совершенно не сосредотачивался на неукоснительном соблюдении ритуалов.

Остались только зелоты, сторонники свержения римской власти и установления царства Божьего немедленно и силой. Иисус много раз говорил, что его царство – не от мира сего, велел людям подчиняться правительству и платить налоги. Его оправдал сам Понтий Пилат, который заявил, что у империи нет никаких претензий к царю Иудейскому. Он не был фанатиком и радикалом, наоборот, учил, что нет ни эллина, ни иудея.

Так кем же он был? Он был уникален. Он выделялся из толпы. Он был пророком, предсказанным Моисеем, который будет учить закону Израиля, как это сделал Моисей, и даже больше.

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях. Что мы знаем о них? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях.

Еврейский историк Иосиф Флавий пишет о трех религиозных течениях, существовавших в иудаизме рубежа эр: саддукеях, фарисеях и ессеях. Что мы знаем о них? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях.

Саддукеи, фарисеи и ессеи

Много дополнительных сведений, преимущественно об отношениях саддукеев и фарисеев с христианами, мы получаем из Нового Завета. Для реконструкции фарисейского учения очень важны раввинистические тексты (раввинистический иудаизм развился в конце I –начале II вв. н.э. из партии фарисеев). Общину, написавшую кумранские тексты, принято отождествлять с ессеями.

Но что же делать, если видишь в популярной литературе и публицистике такое, что только дивишься? Попробуем набросать картину, пусть схематичную, но все же основанную на подлинных текстах и современных исследованиях.

Саддукеи

Самой малочисленной, но зато и самой приближенной к власти, была партия саддукеев. Насколько мы можем судить, это была партия крупной еврейской аристократии. Применительно к Иудее и Иерусалиму того времени, аристократия – это священническая аристократия. Со времен возвращения из плена (конец V в. до н.э.) и вплоть до прихода к власти царя Ирода (37-4 гг. до н.э.) первосвященник был не только главой Храма, но и светским владыкой Иерусалима и Иудеи.

В 104-76 и 65-37 гг. до н.э. должности царя и первосвященника вообще совмещались в одном лице. Со времен Ирода первосвященники потеряли светскую власть, но сохранили влияние. Семьи, из которых избирались первосвященники, сосредоточили в своих руках власть, земли и богатства, зачастую – за счет более бедных собратьев-священников.

Фарисеи

Соблюдая ритуальную чистоту, фарисеи отказывались садиться за один стол не только с иноверцами и иноземцами, но и с другими евреями, если считали их оскверненными грехом или недостаточно тщательным выполнением бытовых религиозных предписаний (Мф 9:11). Фарисеи много постились (Мф 9:14), подолгу молились (Мф 23:14). Строго соблюдали субботу (Мф 12:2). Строго, до мелочей, соблюдали предписания о десятине на Храм (Мф 23:23).

Фарисеи не были связаны с Храмом, т.е. с официальной иерархией. По социальному статусу большинство из них, как полагают исследователи, было торговцами или небогатыми землевладельцами. Некоторые, однако, целиком посвящали себя изучению и толкованию Закона.

Простой народ не мог следовать в своей обычной жизни детальным предписаниям фарисеев, но уважал их как людей святой жизни (считая, по-видимому, что святая жизнь состоит именно в соблюдении максимального количества максимально детальных обрядовых предписаний). Согласно Иосифу, простой народ необыкновенно чтил их и в столкновениях храмовой аристократии с фарисеями всегда был на стороне фарисеев.

Предельно серьезное отношение к вопросам веры сближает первых христиан и фарисеев. Но в Новом Завете портрет фарисея дан как своего рода фон к тому, каким должен быть последователь Иисуса Христа: у того, кто идет за Иисусом, на первом месте должно быть не внешнее, а внутреннее.

Саддукеи, фарисеи и ессеи

Саддукеи, фарисеи и ессеи

Совокупность этих черт дает автору основание сопоставить фарисеев с новоевропейской интеллигенцией. Это очень интересный историософский тезис, и он, несомненно, заслуживает серьезного научного анализа, пункт за пунктом.

(3) Фарисеи не выступали за отмену смертной казни. Да и как они могли выступать против смертной казни, если Ветхий Завет ее прямо предписывает, а задача, которую ставили перед собой фарисеи, заключалась не в отмене, а в тщательнейшей детализации всех предписаний Ветхого Завета?

Но это не значит, что фарисеи вообще никогда не выносили смертных приговоров. Павел, в бытность свою фарисеем, одобрял казнь Стефана (Деян 8:1).

В некоторых ультраправославных домах и монастырях, расширяя Трулльское правило до абсурда, выламывают паркет, если две паркетины на нем легли перпендикулярно, и вырезают крестовины из сифонов умывальной раковины. Такое расширительное толкование правил и впрямь чем-то похоже на трактовку ветхозаветных заповедей в Мишне и Талмуде.

Ессеи

Община кумранитов, как ее обычно реконструируют историки, была первым в истории библейской традиции монастырем. Принятию в общину предшествовал длительный период испытания. Поступившие соблюдали строжайшую дисциплину, беспрекословно повиновались старшим.

Если уж следовать тренду искать параллели между Иудеей времен Иисуса и нашей действительностью, то можно было бы сравнить ессеев с теми ультраортодоксальными и апокалиптически настроенными православными монашествующими, которые не только в теории, но и на практике соблюдают обет бедности, иерархию обличают в безблагодатности, и ждут скорого конца света.

Если задача религии заключается в том, чтобы поддержать национальную идентичность, сплотив народ вокруг некоей совокупности религиозных обрядов и правил, то фарисеи и их преемники полностью выполнили эту задачу. Сплотившись вокруг наследия фарисеев, вокруг учения о богоизбранности и детального кодекса религиозно-ритуальных предписаний, еврейский народ пережил и катастрофу 70 г. и еще целый ряд последовавших катастроф.

Но это уже совсем другая история. Она вообще в другой плоскости существует…

Библия – старинная книга, принадлежащая христианам всех стран. В ней много терминов, которые не используются в повседневной жизни или существуют в измененной форме.Трудно понять значение проповеди или описание истории, не зная, кто такие мытари, откуда взялись ессеи, и как относиться к фарисеям.

Откуда произошли библейские термины

Библейские термины возникли много веков назад. Появлялись истинные поклонники христианства, или люди, которые преследовали верующих. Отношение мирян к ним выражалось через название этой группы. Каждый термин имеет аналог в произношении на каком-то древнем языке.

Мытари

Самое популярное и древнее слово, которое в измененном виде существует и сейчас.

Мытари по своей деятельности являются сборщиками налогов. В период, когда Иудея входила в состав Римской империи и являлась ее провинцией, в каждой области арендаторы собирали пошлины и налоги. Их размер был фиксированным. Арендаторы нанимали налогосборщиков. Они вносили всю сумму, которую должны сдать со своего участка. Но выжимали с крестьян и ремесленников значительно больше, наживаясь на разнице.

Саддукеи

Саддукеи решили, что они главные в христианском храме, считали себя первосвященниками. Даже во время оккупации римскими войсками территории Иудеи, саддукеи оставались при власти и управляли главным христианским храмом.

Они возомнили себя главнее Бога, стали спекулировать и наживаться, используя свою должность. Именно от их Храма Иисус Христос разогнал всех торгашей. Саддукеи испугались власти Нового Царя, что он лишит их наживы и авторитета. Они подговорили фарисеев, чтобы убить Христа.

Фарисеи

Фарисеи – лицемеры, которые считают себя в праве не просто спорить с Иисусом, но постоянно задавать ему каверзные вопросы в попытке подловить на незнании Закона Божего и других основ христианства.

Они постоянно собирали толпу и делали все напоказ. То подаяние нищим превращали в сборище с демонстрацией своей щедрости, то прикидывались бедными и одевались в лохмотья. На богослужении они становились в первом ряду, отдвигая остальных прихожан как малозначимых и недостойных.


Постепенно фарисеи, стараясь доказать свою преданность Богу, начали толковать его законы, вдаваясь в мельчайшие элементы и искажая главный смысл. Мелочное следование обрядам заменило у них главное – любовь к Богу и исполнение Его заповедей.

Ессеи

В современной религии ессеи воспринимаются как старинная секта сторонников христианства. Они точно соблюдали все Божьи Заповеди. Но имели свой уклад жизни и не принимали к себе чужаков.

Ессеи почитали Бога, но не верили в воскрешение Христа. Они всячески стремились к праведной жизни, и греховность больших городов угнетала их.

Вступить в общину было сложно, каждый желающий должен был доказать верность вере и способность соблюдать традиции. Испытательный срок длился 3 года. Оступившихся, нарушивших законы общины, они изгоняли. Не приспособленные к самостоятельной жизни, соблюдавшие запрет принимать пищу из чужих рук, большинство из них погибали. Были случаи, когда раскаявшегося прощали и принимали обратно.

Книжники

В Новом и Ветхом Завете книжники упоминаются как учителя Закона. Они досконально знали содержание Библии, постоянно переписывали Священное Писание. Книжники хранили в памяти предания, передавая их младшим поколениям. У евреев книжники были юристами и богословами. Они считали, что толкование закона должно быть буквальным. Священнослужители строго следовали всем предписаниям. В религии они были формалистами.

Многие книжники были фарисеями. Большей частью они относились к колену Левина и передавали свои знания и должности по наследству.


Мы рассказали вам о значении основных названиях групп людей и их взглядов, которые чаще всего встречаются в Библии. Именно они влияли на развитие христианства, толковали законы и пытались внедрить свой образ жизни и понимание веры.

Возможно, вы знаете другие значения этих терминов или интересные факты их возникновения. Будем рады ознакомиться с вашей точкой зрения.

Многие евреи убеждены, что нынешний раскол иудаизма на различные течения — недавнее явление, что до нового времени все евреи думали и действовали одинаково. На самом деле еврейские общественно-религиозные группы, которые существовали в период Второго Храма, различались друг от друга.

В отличие от своих оппонентов саддукеев, фарисеи верили в загробную жизнь, в которой Б-г вознаграждает праведных и наказывает дурных. Они верили и в пришествие Машиаха, который принесет век всеобщего мира и вернет еврейский народ с четырех концов света в Страну Израиль. Наконец, они признавали на первый взгляд парадоксальную идею о том, что человек полностью свободен в своем моральном выборе, хотя Б-г и знает каждую деталь будущего.

Саддукеи исчезли после разрушения Храма в 70 г. Их религиозная жизнь была, видимо, настолько сосредоточена вокруг Храма, что его разрушение лишило их существование смысла. Некоторые ученые полагают, что религиозная практика средневековых караимов (секта, также отрицающая Устный Закон) частично базировалась на учении саддукеев.

В отличие от саддукеев, ессеи не хотели иметь ничего общего с Храмом и, похоже, считали, что он осквернен саддукейскими священниками. Ессейские общины очень строго соблюдали законы чистоты и нечистоты: ритуальное омовение было для них едва ли не самой главной церемонией.

Ессеи не терпели инакомыслия и изгоняли из своей среды нарушителей правил общины. По всеобщему мнению, это наказание было равносильно смертному приговору для тех, кто продолжал верить, что единственной ритуально чистой пищей может быть лишь приготовленная в их общине. Как только этот источник пищи перекрывался, изгнанники умирали голодной смертью.

Правила ессеев были похожи на монашеские. Члены общины вкушали еду совместно и в полном молчании (за исключением молитвы в начале и конце трапезы). У них не было своих личных помещений, они отдавали общине все свои доходы.

Секта Мертвого моря. Среди сект, живших в пустыне, была еще одна, которую именуют сектой Мертвого моря. О ее существовании стало известно лишь в 1947 г., когда пастух-бедуин обнаружил их свитки в Кумранской пещере. Свитки дают основание предполагать, что это было радикальное ответвление ессеев.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2 / Ессеи — ритуальная чистота и враждебное окружение

У кромки моря и гор

Живописцы моря

Живописцы моря Помимо разобранных пейзажистов, относившихся с равным вниманием ко всему, что они встречали, — ряд художников специализировались на отдельных отраслях. Естественно, что в приморской Голландии, подобно тому как в приморском Неаполе, должны были иметь

Книга Мёртвого Воина

Книга Мёртвого Воина Можно было сказать, что этих существ столько же, сколько ч еловеческих умов, — а можно было сказать, что это существо лишь одно, а людей и человеческого мира нет вообще, есть только вечный двигатель, работающий на самообмане чего-то такого, чего на

Приложение : Афоризмы Мёртвого Воина

Читайте также: