2 сура корана кратко

Обновлено: 05.07.2024

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ ۚ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْ رُسُلِهِ ۚ وَقَالُوا سَمِعْنَا وَأَطَعْنَا ۖ غُفْرَانَكَ رَبَّنَا وَإِلَيْكَ الْمَصِيرُ

'Āmana Ar-Rasūlu Bimā 'Unzila 'Ilayhi Min Rabbihi Wa Al-Mu'uminūna ۚ Kullun 'Āmana Bil-Lahi Wa Malā'ikatihi Wa Kutubihi Wa Rusulihi Lā Nufarriqu Bayna 'Aĥadin Min Rusulihi ۚ Wa Qālū Sami`nā Wa 'Aţa`nā ۖ Ghufrānaka Rabbanā Wa 'Ilayka Al-Maşīru

Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрел, и против него будет то, что он приобрел. Господь наш! Не наказывай нас, если мы позабыли или ошиблись. Господь наш! Не возлагай на нас бремя, которое Ты возложил на наших предшественников. Господь наш! Не обременяй нас тем, что нам не под силу. Будь снисходителен к нам! Прости нас и помилуй! Ты — наш Покровитель. Помоги же нам одержать верх над неверующими людьми.

لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا ۚ لَهَا مَا كَسَبَتْ وَعَلَيْهَا مَا اكْتَسَبَتْ ۗ رَبَّنَا لَا تُؤَاخِذْنَا إِنْ نَسِينَا أَوْ أَخْطَأْنَا ۚ رَبَّنَا وَلَا تَحْمِلْ عَلَيْنَا إِصْرًا كَمَا حَمَلْتَهُ عَلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِنَا ۚ رَبَّنَا وَلَا تُحَمِّلْنَا مَا لَا طَاقَةَ لَنَا بِهِ ۖ وَاعْفُ عَنَّا وَاغْفِرْ لَنَا وَارْحَمْنَا ۚ أَنْتَ مَوْلَانَا فَانْصُرْنَا عَلَى الْقَوْمِ الْكَافِرِينَ

Lā Yukallifu Al-Lahu Nafsāan 'Illā Wus`ahā ۚ Lahā Mā Kasabat Wa `Alayhā Mā Aktasabat ۗ Rabbanā Lā Tu'uākhidhnā 'In Nasīnā 'Aw 'Akhţa'nā ۚ Rabbanā Wa Lā Taĥmil `Alaynā 'Işrāan Kamā Ĥamaltahu `Alá Al-Ladhīna Min Qablinā ۚ Rabbanā Wa Lā Tuĥammilnā Mā Lā Ţāqata Lanā Bihi ۖ Wa A`fu `Annā Wa Aghfir Lanā Wa Arĥamnā ۚ 'Anta Mawlānā Fānşurnā `Alá Al-Qawmi Al-Kāfirīna

Для просмотра этого видео, пожалуйста, включите JavaScript, и удостоверьтесь, что ваш браузер поддерживает HTML5 video

Толкование ас-Саади

В достоверном хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что прочесть ночью эти два аята достаточно, чтобы уберечься от зла, а причина этого заключается в их славном смысле.

Аллах обязательно принимает эти молитвы от правоверных в целом и принимает их от отдельных верующих, если отсутствуют факторы, препятствующие принятию молитвы. Аллах не призывает мусульман к ответственности за дела, которые они совершают по ошибке или по забывчивости. Он сделал мусульманский шариат в высшей степени легким и не обременяет мусульман тяготами и обязательствами, которые были столь обременительны для предыдущих религиозных общин. Аллах не предписал им выполнять обязанности, превышающие их возможности, простил им прегрешения, смилостивился над ними и одарил их победой над неверующими.

Мы просим Всевышнего Аллаха посредством Его прекрасных имен и качеств и посредством милости, которую Он оказал нам, когда научил нас выполнять предписания Его религии, претворить для нас в жизнь эти молитвы, исполнить обещание, данное устами Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и привести в порядок дела всех правоверных мусульман. Из этого откровения вытекают важные правила. Согласно первому из них следует облегчать религиозные обязанности и избавлять мусульман от стеснения во всех вопросах религии. Другое правило учит тому, что человек заслуживает прощения, если при совершении обрядов поклонения он нарушил свои обязанности перед Аллахом по ошибке или по забывчивости. Если же по этим причинам он нарушил свои обязанности перед творениями, то он не заслуживает унижения и порицания. Однако он несет ответственность, если его ошибка или забывчивость повлекли за собой гибель людей или имущества, ведь человек не имеет права посягать на жизнь или имущество людей ни преднамеренно, ни по ошибке, ни по забывчивости.

وَلَا تَنْكِحُوا الْمُشْرِكَاتِ حَتَّىٰ يُؤْمِنَّ ۚ وَلَأَمَةٌ مُؤْمِنَةٌ خَيْرٌ مِنْ مُشْرِكَةٍ وَلَوْ أَعْجَبَتْكُمْ ۗ وَلَا تُنْكِحُوا الْمُشْرِكِينَ حَتَّىٰ يُؤْمِنُوا ۚ وَلَعَبْدٌ مُؤْمِنٌ خَيْرٌ مِنْ مُشْرِكٍ وَلَوْ أَعْجَبَكُمْ ۗ أُولَٰئِكَ يَدْعُونَ إِلَى النَّارِ ۖ وَاللَّهُ يَدْعُو إِلَى الْجَنَّةِ وَالْمَغْفِرَةِ بِإِذْنِهِ ۖ وَيُبَيِّنُ آيَاتِهِ لِلنَّاسِ لَعَلَّهُمْ يَتَذَكَّرُونَ

ПЕРЕВОД:

221. Не женитесь на язычницах, пока они не уверуют. Поистине, верующая рабыня лучше язычницы, даже если она понравилась вам. Не выдавайте мусульманок замуж за язычников, пока те не уверуют. И, поистине, верующий невольник лучше язычника, даже если он понравился вам. Они зовут в Ад, а Аллах зовет (вас) в Рай и к прощению по Его воле. Он объясняет людям Свои знамения, чтобы они приняли наставление.

ТАФСИР (Толкование):

«Этот аят запрещает верующим жениться на язычницах. Под его общий смысл попадают как женщины-язычницы, так и женщины людей Писания. Но Всевышний Аллах исключил из этого решения женщин людей Писания аятом:

Во время правления Умара ибн аль-Хаттаба Тальха и Хузейфа, да будет доволен ими всеми Аллах, женились на женщинах людей Писания. Умар сильно разгневался на них, но не из-за того, что сам брак был недействительным, а потому что боялся того, что мусульмане начнут подражать этим великим сподвижникам, из-за чего мусульманки могут остаться без мужей.

Имам ат-Табари приводит единогласное мнение ученых (иджма) о дозволенности браков с иудейками и христианками[3].

Некоторые современные модернисты от Ислама противоречат этому ясному аяту Корана, утверждая, что если замужняя женщина принимает Ислам, а ее муж остается неверующим, то их брак действителен и они могут дальше жить как муж и жена.

Другие ссылаются на ханафитский мазхаб, говоря, что в этой ситуации брак не расторгается. Но это явное искажение мнения мазхаба, потому что, согласно мнению ханафитских факихов, если жена принимает Ислам, а муж — нет, то у нее начинается идда автоматически, а их брак находится в подвешенном состоянии в течение этого периода. Если муж примет Ислам в течение ее идды, то их брак останется действительным, а если нет, то будет расторгнут, но в течение этого периода ожидания половая близость между ними запретна[6].

Не может быть такой ситуации, при которой неверующему был бы дозволен половой акт с мусульманкой. В этом вопросе существует единогласие среди мусульманских факихов, и другого мнения просто быть не может.

После этого имам аль-Куртуби приводит доказательства того, что брак без разрешения опекуна недействителен[8].

Невозможно, чтобы сподвижник, который передает хадис, поступал прямо противоположно тому, что в этом хадисе сообщается. Следовательно, речь в этом хадисе не о действительности самого акта никаха.

В этом аяте действие по заключению брака отнесено к женщине, и это доказывает, что она может выйти замуж самостоятельно без разрешения ее опекуна.

Однако женщина может выйти замуж без согласия ее опекуна лишь в том случае, если между ней и женихом есть установленные в фикхе параметры соответствия (кафаат). Если одного из этих параметров нет, такой брак не будет действителен, согласно сильному мнению мазхаба. Поэтому желающим заключить брак без согласия опекуна нужно внимательно изучить сначала тему кафаата, чтобы никах был действителен.

وَيَسْأَلُونَكَ عَنِ الْمَحِيضِ ۖ قُلْ هُوَ أَذًى فَاعْتَزِلُوا النِّسَاءَ فِي الْمَحِيضِ ۖ وَلَا تَقْرَبُوهُنَّ حَتَّىٰ يَطْهُرْنَ ۖ فَإِذَا تَطَهَّرْنَ فَأْتُوهُنَّ مِنْ حَيْثُ أَمَرَكُمُ اللَّهُ ۚ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ التَّوَّابِينَ وَيُحِبُّ الْمُتَطَهِّرِينَ

ПЕРЕВОД:

ТАФСИР (Толкование):

К сожалению, среди некоторых суфиев существует обычай не есть еду, которую приготовила женщина в состоянии менструации, считая, что эта еда грязная и оказывает дурное духовное влияние на человека.

Ученые фикха разделили кровь, которая выходит из половых органов женщины, на три вида: хайд (менструация), истихада (патологическое маточное кровотечение) и нифас (послеродовое кровотечение, или лохии).

В состоянии хайда и нифаса женщине нельзя совершать намаз, держать пост, касаться мусхафа (Корана), читать Коран вслух, вступать в половую близость[4].

Все факихи единогласны в том, что намазы, которая женщина пропустила в период хайда или нифаса, восполнять не нужно, а пропущенные дни поста в Рамадан она обязана восполнить[5].

Согласно мнению ханафитов, минимальная длительность хайда – трое суток, а максимальная – десять суток[6]; минимальная длительность хайда по шафиитскому мазхабу – сутки, а максимальная – пятнадцать суток[7].

Кровотечение, которое продолжается меньше минимального срока и больше максимального, будет считаться истихадой, и в этом случае обязательно совершать намаз и держать пост, игнорируя выделения.

نِسَاؤُكُمْ حَرْثٌ لَكُمْ فَأْتُوا حَرْثَكُمْ أَنَّىٰ شِئْتُمْ ۖ وَقَدِّمُوا لِأَنْفُسِكُمْ ۚ وَاتَّقُوا اللَّهَ وَاعْلَمُوا أَنَّكُمْ مُلَاقُوهُ ۗ وَبَشِّرِ الْمُؤْمِنِينَ

ПЕРЕВОД:

223. Ваши жены — это ваше поле. Засеивайте ваше поле, как пожелаете. Запасайтесь же (добрыми делами). Бойтесь Аллаха и знайте, что встретитесь с Ним. Обрадуй же верующих (вестью о Рае)!

ТАФСИР (Толкование):

وَلَا تَجْعَلُوا اللَّهَ عُرْضَةً لِأَيْمَانِكُمْ أَنْ تَبَرُّوا وَتَتَّقُوا وَتُصْلِحُوا بَيْنَ النَّاسِ ۗ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

224. Не делайте так, чтобы ваши клятвы именем Аллаха препятствовали вам делать добро, проявлять богобоязненность и примирять людей. Ведь Аллах — Слышащий, Знающий.

ТАФСИР (Толкование):

وَلَا يَأْتَلِ أُولُو الْفَضْلِ مِنكُمْ وَالسَّعَةِ أَن يُؤْتُوا أُولِي الْقُرْبَىٰ وَالْمَسَاكِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ فِي سَبِيلِ اللَّـهِ ۖ وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا ۗ أَلَا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللَّـهُ لَكُمْ ۗ وَاللَّـهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَٰكِنْ يُؤَاخِذُكُمْ بِمَا كَسَبَتْ قُلُوبُكُمْ ۗ وَاللَّهُ غَفُورٌ حَلِيمٌ

ПЕРЕВОД:

225. Аллах не взыщет с вас за ненамеренные клятвы, но взыщет с вас за то, что выбрали ваши сердца. Аллах — Прощающий, Отменяющий наказание.

ТАФСИР (Толкование):

Также ученые говорят, что к ненамеренным клятвам относятся такие, когда человек клянется, думая, что говорит правду, но на деле выходит, что он ошибся[2]. Например, он поклялся, что его брат дома, будучи уверенным, что так и есть, а после оказалось, что его брата на самом деле дома в тот момент не было.

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

لَا يُؤَاخِذُكُمُ اللَّـهُ بِاللَّغْوِ فِي أَيْمَانِكُمْ وَلَـٰكِن يُؤَاخِذُكُم بِمَا عَقَّدتُّمُ الْأَيْمَانَ ۖ فَكَفَّارَتُهُ إِطْعَامُ عَشَرَةِ مَسَاكِينَ مِنْ أَوْسَطِ مَا تُطْعِمُونَ أَهْلِيكُمْ أَوْ كِسْوَتُهُمْ أَوْ تَحْرِيرُ رَقَبَةٍ ۖ فَمَن لَّمْ يَجِدْ فَصِيَامُ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ ۚ ذَٰلِكَ كَفَّارَةُ أَيْمَانِكُمْ إِذَا حَلَفْتُمْ ۚ وَاحْفَظُوا أَيْمَانَكُمْ ۚ كَذَٰلِكَ يُبَيِّنُ اللَّـهُ لَكُمْ آيَاتِهِ لَعَلَّكُمْ تَشْكُرُونَ

لِلَّذِينَ يُؤْلُونَ مِنْ نِسَائِهِمْ تَرَبُّصُ أَرْبَعَةِ أَشْهُرٍ ۖ فَإِنْ فَاءُوا فَإِنَّ اللَّهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ

ПЕРЕВОД:

226. Те, кто поклянется не вступать в половую близость со своими женами, должны выждать четыре месяца. Если они (передумают и) решат вернуться (к женам), то Аллах — Прощающий, Милующий.

ТАФСИР (Толкование):

Если этот срок меньше четырех месяцев, то он обязан выполнить свою клятву и не вступать с ней в интимные отношения. Жена также должна проявлять терпение, не требуя от мужа нарушить клятву.

В сборниках Бухари и Муслима передается хадис, согласно которому сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) давал клятву не вступать в близость с женами в течении одного месяца[1].

ПЕРЕВОД:

227. А если они решат развестись, то Аллах — Слышащий, Знающий.

ТАФСИР (Толкование):

Если в течение четырех месяцев муж не откажется от своей клятвы и не вступит в половую близость с женой, то, как было сказано выше, между супругами произойдет развод.

وَالْمُطَلَّقَاتُ يَتَرَبَّصْنَ بِأَنْفُسِهِنَّ ثَلَاثَةَ قُرُوءٍ ۚ وَلَا يَحِلُّ لَهُنَّ أَنْ يَكْتُمْنَ مَا خَلَقَ اللَّهُ فِي أَرْحَامِهِنَّ إِنْ كُنَّ يُؤْمِنَّ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ ۚ وَبُعُولَتُهُنَّ أَحَقُّ بِرَدِّهِنَّ فِي ذَٰلِكَ إِنْ أَرَادُوا إِصْلَاحًا ۚ وَلَهُنَّ مِثْلُ الَّذِي عَلَيْهِنَّ بِالْمَعْرُوفِ ۚ وَلِلرِّجَالِ عَلَيْهِنَّ دَرَجَةٌ ۗ وَاللَّهُ عَزِيزٌ حَكِيمٌ

ПЕРЕВОД:

228. Разведенные женщины выжидают три цикла. Не разрешается им скрывать то, что Аллах создал в их утробах, если они верят в Аллаха и в Судный день. Их мужья имеют право вернуть их в этот период (их идды), если захотят примирения. Они (жены) имеют как права, так и обязанности, согласно установленному Шариатом, но у мужей есть главенство над ними. Аллах — Могущественный, Мудрый.

ТАФСИР (Толкование):

Некоторые считали, что имеется в виду период чистоты. Это мнение Аиши, Ибн Умара, Зейда ибн Сабита, аз-Зухри и аш-Шафии (да будет Всевышний доволен ими)[2].

Другие – что менструация. Это мнение Умара, Али, Ибн Масʼуда, Абу Мусы аль-Ашʼари, Муджахида, Катады, ад-Даххака, Икримы, ас-Судди и ученых куфийской школы (да будет Аллах ими доволен)[3].

Практическое следствие этого разногласия такое: если развод был дан жене в период ее чистоты (между двумя менструациями), в который у нее не было половой близости (только в такой период муж имеет право давать развод), то, согласно первому мнению, этот период чистоты будет засчитан как один цикл, даже если развод был дан за минуту до начала менструации. В итоге в этом случае идда будет короче, чем та, которая считается как три периода менструации.

Мы сказали, что муж имеет право давать жене развод только в период чистоты, в который у него не было близости с ней, потому что иначе этот период чистоты не будет считаться частью идды, тем самым муж удлинит для женщины идду, что создаст ей дополнительные трудности. Также муж не имеет права давать женщине развод в период менструации[4].

Иными словами, поскольку окончание идды связано с началом и концом менструации у женщины, а об этом можно узнать только от самой женщины, то ей запрещено обманывать окружающих, удлиняя или сокращая длину идды.

В Шариате существует два вида развода: неокончательны (радж’и) и окончательный (баин). После развода радж’и муж имеет право вернуть жену в период ее идды, и не имеет значения, согласна она или нет. После же развода баин у мужа нет такой возможности. Он может жениться на этой женщине вновь лишь при заключении нового брака. При этом, если муж дал жене троекратный развод, для заключения повторного брака с ней есть еще ряд дополнительных условий.

Главенство в браке принадлежит тем не менее мужчине, несмотря на то что у обоих супругов есть как права, так и обязанности в отношении друг друга.

В другом аяте Всевышний Аллах говорит:

الرِّجَالُ قَوَّامُونَ عَلَى النِّسَاءِ بِمَا فَضَّلَ اللَّـهُ بَعْضَهُمْ عَلَىٰ بَعْضٍ وَبِمَا أَنفَقُوا مِنْ أَمْوَالِهِمْ

Это вовсе не означает, что каждый мужчина лучше перед Аллахом, чем каждая женщина в отдельности. Это означает, что сама по себе принадлежность к мужскому полу дает определенное превосходство над женщинами, с которым связан более высокий уровень ответственности. Кроме этого, есть и другие факторы: крепость веры, праведность, ум, искренность и другие, — по которым конкретная женщинам может быть лучше конкретного мужчины.

В этом аяте заложена основа исламского понимания семьи, в которой женщина подчинена мужчине и обязана его слушаться во всем, что не противоречит Шариату. Но ровно это же понимание накладывает на мужчину дополнительную ответственность и не позволяет ему быть несправедливым.

Сура Бакара является второй и самой большой главой в Священном писании. Она была ниспослана в Медине, после переселения посланника Аллаха ﷺ. Ее название переводится буквально как “Корова”. Такое название эта величайшая сура получила благодаря преданию о пророке Мусе и корове, заколотой сынами Израиля. Ее поистине называют сущностью ислама, так как в ней упоминается множество знамений и назиданий человечеству, притчей о пророках, а также предписаний, касающихся основных обрядов ислама. Аяты этой суры изобилуют метафорами великого арабского языка и позволяют ощутить мощную энергетику Священного писания. Достаточно того, что аят Аль-Курси является частью этой суры.

Загадочные буквы

Начинается глава Аль Бакара тремя буквами арабского алфавита: алиф, лам, мим. В арабском языке 28 букв и 29 сур Корана начинаются различными комбинациями букв. На протяжении многих веков исламские ученые пытаются разгадать секрет и значение этих комбинаций. Было выдвинуто множество гипотез, как арабскими учеными, так и их западными коллегами. Но так как об этом обстоятельстве нет подробных упоминаний или разъяснений ни в Священной Книге, ни в сунне благородного пророка, то данная истина постанется загадкой до Судного дня. Безусловно, в этом скрыта какая-то символика известная только Создателю и до сих пор полностью непонятая человечеством. У современных мусульман есть возможность бесплатно прослушать красивое чтение этой и других сур от таких известных во всем исламском мире чтецов как Мишари Рашид и шейх Судейс, имам Священной мечети в Мекке.

Притчи суры Аль-Бакара

Первый аят наибольшей главы Священного Писания заявляет о том, что эта книга ниспослана истинным мусульманам, которые страшатся Аллаха и ищут его довольства. Таким образом Аллах предостерегает неверующих и лицемеров. И призывает человека к поклонению: “О люди!. Служите вашему Господу, который сотворил вас и тех, которые были до вас из небытия, - чтобы вы остерегались!” (Сура аль-Бакара, аят 21).

С 30 аята этой суры начинается рассказ о сотворении Адама (мир ему!) и его спутницы. Всевышний сообщает о том, что изначально человек создан для того, чтобы стать Его наместником на земле: “И вот сказал Господь твой ангелам: “Я установлю на земле наместника.” Далее мы узнаем о том, как шайтан обольстил их и стал причиной изгнания первых людей из Рая на землю.

В 50 аяте главы Аль-Бакара Аллах напоминает верующим о чуде, которое по воле Всевышнего произошло с сынами Израиля, когда они спаслись от жестокого Фараона и его войска. Тогда Муса (мир ему!) одним взмахом своего посоха разделил море на две половины и его народ получил спасительный путь. По этому пути Муса и сыны Израиля перешли на другую сторону моря, а Фараон и его войско были потоплены по воле Всевышнего. Это знамение, как и многие другие, было ниспослано Мусе как доказательство его посланнической избранности, например: двенадцать источников воды, разнообразная пища в пустыне, оживление мертвых. И наконец мы приближаемся к истории, которая дала название всей суре, истории о жертвенной корове. В аяте 67 говорится: “Поистине Аллах приказывает вам заколоть корову”. К сожалению народ Мусы не послушался веления своего Создателя, а с хитростью выпытывал о признаках коровы, которая должна была быть принесена в жертву. Но Аллах раскрыл их лживый умысел: “И вот вы (о, потомки Исраила) убили душу и препирались о ней, а Аллах выводит то, что вы скрывали” (Сура Аль-Бакара, аят 72). Таким образом Аллах предостерегает людей от лжи и коварства, сообщая им о том, что нет ничего неизвестного для Создателя неба и земли!

Кроме перечисленный историй, текст главы Аль-Бакара содержит множество других притч. Например, в ней упоминается об ангелах Харуте и Маруте, которые обучали магии жителей Вавилона. А также здесь мы узнаем о разговоре Ибрахима со своим народом, который он убеждал в том, что Аллах – Единственный истинный Создатель.

Величайшая сура содержит напоминания и знамения для понимающей части человечества, такие как:создание неба и земли, смена дня и ночи, выпадение дождей, смена сезонов, существование ветра, движение облаков и многие другие знамения, которые помогают верующим осознать величие нашего Создателя и стать Его благодарным рабом. Каждый мусульманин должен стремиться регулярно читать суру Аль-Бакара, а также ее тафсир для более глубокого осмысления смыслов откровений Всевышнего.

Правовые аспекты в суре Аль-Бакара

Вторая сура Священного Писания изобилует не только жизнеописаниями пророков. В ней также много предписаний и правил, касающихся различных сфер жизни мусульманина. В ней мы найдем запрет на употребление мертвечины, крови, свинины и всякого другого мяса, которое заколото не с именем Всевышнего. А также сообщается о повелениях Аллаха относительно вина и азартных игр.

Также в этой суре подробно описаны условия заключения брака и развода, правила наследования в случае смерти близких родственников. Важно отметить, что в исламе впервые со дня существования человечества женщины наделяются правом наследования. И их доля конкретно закреплена аятами Корана.

Большое внимание уделяется в этой главе Рамадану и правилам соблюдения поста. Аллах указывает на высокое значение этого месяца у мусульман (как месяца, в который началось ниспослание Корана).

Смысл жизненных примеров в Коране

Печальные события

Двести восемьдесят первый аят Аль-Бакары был ниспослан последним незадолго до смерти нашего благородного пророка. Это случилось в десятый год по хиджре, после того как посланник вернулся в Медину после своего Прощального паломничества. В один из дней пророк, будучи неизлечимо больным, созвал верующих на Прощальную проповедь. И прочел им этот аят:" Бойтесь того дня, когда вы будете возвращены к Аллаху. Тогда каждый человек сполна получит то, что приобрел, и с ними не поступят несправедливо." (Сура аль-Бакара, аят 281). В тот момент многие мединцы заплакали, испытывая глубокую печаль и скорбь по своему пророку.

Достоинства Аль-Бакары

Согласно сунне эта сура обладает свойством отпугивать шайтанов. Поэтому если верующий хочет избавить свое жилище от этих них, необходимо просто найти и скачать во всемирной паутине запись этой великой суры. Кроме того сейчас у любого обладателя смартфона есть возможность загрузить приложения и насладиться красивым чтением онлайн суры Аль-Бакара. Поистине верующий человек при желании может использовать каждую секунду своей жизни на благо.


Я находил полезным для человека знакомиться со всеми науками, даже основанными на суеверии и вполне ложными, – хотя бы с целью определения их истинного значения и избежания возникающих от таких наук заблуждений(Р. Декарт)

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассуждения о Коране. Комментарии. Критический подход предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Еще раз повторюсь, что очень часто приходится слышать от верующих мусульман, что Коран художественно и уникально красив, потому труден для восприятия человеческим мозгом, поскольку был ниспослан Аллахом. Он, признаться, действительно труден. Но труден из-за своей нелогичности; он совершенно не соотносится с нашими представлениями об адекватности восприятия действительности и социально-культурной деятельности, основные постулаты которой сложились в результате общественных отношений и их развития, с нашими знаниями, даже с самым их минимальным уровнем. Поэтому трудными и малопонятными, идущими вразрез с нашими знаниями, кажутся суры и аяты Корана и других религиозных книг. Верующим приходится искать аллегорию в текстах, некий тайный смысл, прибегать к толкованиям Корана (Тафсир), пытаясь найти в них соотносимые с нашими постулатами мысли.

Вполне логичным кажется отказ от поклонения Иблиса перед Адамом (оказавшегося нечестивцем), которого он побудил нарушить приказ Аллаха не приближаться к райскому дереву, Адам поддался этому побуждение (что выглядит странно) со стороны лица, которое отказалось поклониться ему. (35—39 аяты).

Далее резкий переход на ветхозаветный рассказ о Мусе (Моисее). В рассказе говорится о заботе Аллаха над сынами Исраила (Израиля) и спасении их через пророка Мусу. А сыны Исраила посмели предать Аллаха (может тоже не по своему усмотрению, а потому, что Аллах запечатлел предательство в их сердца?), веруя в некоего тельца, после чего Аллах простил их, но в 55-м аяте люди снова засомневались в истинности проповедей Мусы, после чего Аллах наслал на них молнию, а уже в 56-м аяте Он снова простил их.

С 124-го аята начинается рассказ о ветхозаветном Пророке Ибрахиме (Аврааме), Пророке, которого Аллах испытывал посредством отданного Им приказа принести в жертву сына. Пророк Ибрахим беспрекословно готов был выполнить приказ Аллаха, но Аллах прекратил испытание. А кто из верующих сегодня сможет повторить такое? Я уверен, что на такое жертвоприношение и сегодня найдутся люди, но эти личности будут восприниматься обществом как асоциальные и фанатичные, и никак не пример для подражания.

Тексты о посте, который следует обязательно совершать мусульманину изложены в 184 и 185-м аятах.

Поражает скрупулезность подбора ритуальных обрядов паломничества, целью которого было возвеличить хадж, как эпохальное событие в глазах мусульман. Совершение хаджа является обязательным для мусульманина, квинтэссенцией веры в Аллаха, к которому верующие порой готовятся долгие годы. Паломничество вводит верующего в состояние экстаза, экзальтации, люди, совершившие паломничество (хаджи), переходят в совершенно другой высший разряд верующих и для мусульман, живущих чем дальше от места паломничества, они становились олицетворением благочестия и примера, укрепляя мусульманское вероучение.

С 275-го по 283-й аяты посвящены денежному долгу. В особенности Коран посвятил теме запрета лихоимства. Запрет на дачу денег в рост приводится еще в Ветхозаветных текстах (традиция которых считать это дело грехом перешла в Ислам; в обществе считалось крайне несправедливым, что человек ничего не производя, получал доход), и является в Исламе принципиальным стержнем вероучения.

Читайте также: