Разделы классической риторики кратко

Обновлено: 04.07.2024

4. Учение о риторическом построении высказывания.

5. Учение о тропах и фигурах.

6. Вопросы и задания.

7. Рекомендуемая литература.

иллокутивная сила высказывания

• искусство убеждения (Платон, Аристотель)

• искусство говорить хорошо (Квинтилиан, Цицерон)

• искусство украшения речи (Полоцкий)

□ К риторическому фактору коммуникации относится стремление к наибольшей убедительности речи.

1. Необходимость риторики . В риторике нет нужды, пока мы имеем дела с вещами несомненными, которые не требуют обсуждения и с которыми все согласны. Необходимость в риторике возникает, когда надо обсудить нечто сомнительное, в чем нет согласия, что-то доказать, в чем-то убедить, склонить на свою сторону, побудить к действию.

Риторикой пользуются повсеместно – и в делах, касающихся житейских нужд, и в делах государственной важности – как только речь идет о том, чтобы склонить кого-то к чему-то или отговорить от чего-то. Вот почему Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения по тому или иному предмету. В этом смысле риторика есть теория аргументации во всех возможных ее проявлениях.

Основной принцип риторики : агональность (состязательность). Присущая риторическому выступлению состязательность ставит ритора в отношения состязания с соперником (оппонентом), реальным или фиктивным.

2. Виды: общая риторика и частные риторики

Общая риторика изучает принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится.

Включает разделы: (1) учение о риторе, (2) учение об аргументации, (3) учение о риторическом построении словесного произведения.

Частные риторики изучают применение общих принципов в какой-то сфере человеческой деятельности: юриспруденции, политике, повседневном общении и т. д.

Отсюда разные риторики: юридическая риторика, политическая риторика, церемониальная риторика (риторика показа) и т.д.

– по отношению к оратору,

– по отношению к слушателю (аудитории),

– по отношению к предмету речи.

– нужно приобрести сведения,

• по степени сложности :

– вопросы простые: заключать ли союз с соседним государством?

– вопросы составные: заключать ли союз с соседним государством и предоставлять ли ему военную или какую-то другую помощь?

– вопросы сопоставительные: заключать ли союз с этим или другим государством?

• по степени конкретности :

– отвлеченные вопросы: есть ли боги? или надо ли вообще жениться? Надо ли бросать курить?

– конкретные вопросы: надо ли Катону жениться? Надо ли Пете бросать курить?

• по характеру содержания :

– статус установления: имело ли место то или иное событие ( поступок )?

– статус определения: в чем состояло событие ( поступок )?

– статус оценки: каким было событие ( поступок ) – хорошим или плохим, полезным или вредным, справедливым или несправедливым?

– статус отвода: поступок имел место, но не я его совершил .

Пример : кому-то предъявляют обвинение в совершении противоправного действия.

Возможные способы защиты:

1. Отрицание : я не совершал противоправного действия . — Задача правосудия ответить на вопрос, имело ли место противоправное действие? [→ Статус установления ].

2. Признание : я совершил противоправное действие, но это было непреднамеренно . — Задача правосудия – ответить на вопрос, в чем состоит противоправное действие [→ Статус определения ].

3. Обвиняемый признается в преднамеренном правонарушении, но приводит веские доводы в свое оправдание: я совершил противоправное действие, но у меня были на то веские причины . — Задача правосудия: ответить на вопрос, насколько оправданным (справедливым) был такой поступок [→ Статус оценки ].

4. Обвиняемый признается, что его соучастником были сами обвинители: я совершил противоправное действие, и даже преднамеренно, но моими сообщниками были обвинители . — Предметом суда является вопрос, законно ли вообще обвинение [→ Статус отвода ]. После отвода обвинение может быть предъявлено снова; и тогда начинается новый перебор возможностей по защите.

• При статусе установления за несомненную величину принимается закон (или какая-то норма), за сомнительную величину – поступок. Отсюда вопрос: имел ли место поступок, подходящий под данный закон?

• При статусе определения за несомненную величину принимается поступок, за сомнительную величину – закон (или какая-то норма). Отсюда вопрос: точно ли данный закон ( норма ) распространяется на данный поступок?

• При статусе оценки за несомненные величины принимаются закон (норма) и поступок, за сомнительную величину – мотивы, двигавшие обвиняемым. Отсюда вопрос: не был ли данный противоправный поступок достойным образом мотивирован?

• При статусе отвода ничто не подвергается сомнению, а только происходит перенос обсуждения на новую почву.

4. Учение о риторическом построении высказывания

Чтобы быть убедительным, в ораторской речи во внимание принимаются и общий замысел, и композиция, и словесное воплощение, и преподнесение.

Состоит из пяти частей:

1. inventio (учение о нахождении): нахождение и разработка фактологического материала по реконструкции обсуждаемого поступка или события как темы выступления,

2. dispositio (расположение материала): порядок расположения частей, аранжировка составных элементов, полученных в результате разработки материала ( inventio ),

3. elocutio (изложение): словесное воплощение материала с использованием наиболее подходящих по случаю языковых средств выражения, в том числе тропов и фигур,

4. memoria (запоминание): техника запоминания подготовленной ритором речи.

5. pronuntiatio (произнесение): собственно преподнесение ораторской речи.

1. Inventio (учение о нахождении материала). В классическом определении разрабатывает тему выступления в плане отбора фактологического материала по реконструкции обсуждаемого поступка или события, разработки системы доказательств и способов психологического воздействия на аудиторию ради достижения поставленной цели: убедить слушателей в правильности отстаиваемой точки зрения . Обращается к пафосу – чувствам слушателей в виде каких-то обещаний или угроз и этосу – общепринятым этическим нормам как условию принятия или непринятия какого-то поступка или события.

1.1. Система локусов как источник материала при реконструкции спорного события.

1.2. Система доказательств ( argumenta ):

• внешние : веские сами по себе и потому не нуждающиеся в риторической разработке: напр. документы, судебные прецеденты, признания, свидетельские показания, присяги, (а сегодня еще и экспертные заключения);

• внутренние : чисто логические построения, призванные придать еще большую убедительность речи: улики, собственно доводы ( argumenta ) и примеры ( exempla ).

• улики : (i) однозначные (несомненные) и (ii) неоднозначные (сомнительные),

• доводы ( argumenta ). Задаются путем умозаключения. Силлогизм: полный (эпихерема) и сокращенный (энтимема),

– по характеру сходства: (i) от сходства, (ii) от несходства, (iii) от противоположности,

1.3. Требования к инвенции ( inventio ):

• аргументы, нравы и страсти должны подчиняться общей цели,

• одна из частей должна доминировать: либо аргументы, либо нравы и страсти,

• нравы и страсти предназначаются для людей слабых, чувствительных и молодых, аргументы – для людей степенных и разумных,

• злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается,

• правильный выбор и мера определяются вкусом,

• вкус формируется под влиянием опыта и при изучении наследия великих учителей.

2.1. Собранный материал располагается в общем виде по трехчастной схеме:

• Заключение ( peroratio ). Подводит итог, суммирует в сознании слушателей общую картину всего сказанного, возбуждает в чувствах слушателей выгодные для говорящей стороны чувства, страсти: сострадание ( miseratio ), негодование ( indignatio ).

2.2. Трехчастная схема может быть расширена:

• разработка ( tractatio ) → доказательство собственной точки зрения ( confirmatio ),

• разработка ( tractatio ) → опровержение противной точки зрения ( refutatio ),

• постановка вопроса ( propositio ),

• расчленение вопроса ( partitio ),

• разработка ( tractatio ) → доказательство собственной точки зрения ( confirmatio ),

• разработка ( tractatio ) → опровержение противной точки зрения ( refutatio ),

Примечание . Требования к повествованию-изложению ( narratio ):

‒ изложение должно затрагивать только факты, имеющие отношение к теме;

‒ факты должны быть правдоподобными;

‒ повествование должно быть кратким и ясным;

‒ интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией;

‒ изложение должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов;

‒ для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения;

‒ при описании избегать расплывчатости и излишних деталей;

‒ место описания – в начале изложения.

3.1. В состав учения о способах изложения ( elocutio ) входит учение о стилистических регистрах, учение о трех стилях: высоком (genus sublime), среднем (genus medium) и простом (genus subtile). Чтобы объяснить ( docere ), уместнее всегопростой стиль ( genus subtile ), чтобы усладить( delectare ) – средний стиль ( genus medium ), чтобы взволновать( movere ) – высокий стиль( genus sublime ).

Учение о трех стилях разрабатывалось Цицероном.

3.2. Требования к изложению ( elocutio ):

• правильность : верное соблюдение грамматических и лексических норм языка,

• ясность : употребление слов общепонятных в точных значениях и естественных сочетаниях,

• пышность : благозвучность и образность, величавость и приятность.

3.3. Теория изложения делилась на три раздела:

– учение об отборе слов (требование правильности речи),

– учение о сочетании слов (требование ясности),

– учение о фигурах (требование пышности).

4.1. Природная память . Для развития природной памяти используется примерно тот же тренинг, как и в наши дни.

Подробнее см.: Френсис Йейтс . Искусство памяти. СПб: Университетская книга, 1997.

Прим . Авторы современных риторик дают, кроме того, советы, как вести себя, как одеваться должным образом в той или иной ситуации, какой надеть галстук, какую принять позу, каким должен быть макияж. Подобные рекомендации, пусть и полезные, носят зачастую фрагментарный характер без касательства к классической риторике.

5. Учение о тропах и фигурах

Теория изложения делится на три раздела:

– учение об отборе слов (требование правильности речи),

– учение о сочетании слов (требование ясности),

– учение о фигурах (требование пышности).

1.0. Фигуры мысли и фигуры слова . Фигуры делятся на фигуры мысли и фигуры слова . Если с изменением привычного сочетания слов меняется смысл, это фигура мысли, если смысл не меняется – это фигура слова. Фигуры мысли призваны выделить излагаемую мысль как таковую, фигуры слова призваны привлечь внимание к данному месту в речи.

1.1. Фигуры мысли . Фигуры мысли делятся на следующие группы:

• фигуры, уточняющие позицию оратора,

• фигуры, уточняющие смысл предмета,

• фигуры, уточняющие отношение к предмету

• фигуры, уточняющие контакт со слушателем.

1.1.1. Фигуры мысли, уточняющие позицию оратора :

– предупреждение : я докажу вам то-то и то-то ,

– предвосхищение : мне могут возразить, но я скажу… ,

– уступка : пусть ты этого не хотел, не знал, но сделал ,

– дозволение : делай, как хочешь – увидишь, как плохо кончится.

1.1.2. Фигуры мысли, уточняющие смысл предмета :

– простое определение : потворствовать греху есть то же преступление ,

– поправление : кто убил этого достойного – нет, достойнейшего из достойных ,

– антитеза : ученье свет, неученье тьма ,

– присвоение : чем хуже нам, тем лучше нашему делу .

1.1.3. Фигуры мысли, уточняющие отношение к предмету : от говорящего, от самого предмета, от других лиц и всего мира:

– восклицание: о времена, о нравы!

• от самого предмета :

– задержка, или повторение того же на разный лад: Отечество стоит жертв, как не пойти на жертву ради Отечества ,

– наглядность, или детализация картины по предметам, предметов – по приметам: выходит Веррес с пьяным взглядом, шаткой походкой, распоясанный, в греческом плаще, с венком на голове ,

• от других лиц и всего мира : что скажет на это X, если жив был Y и т. п.

1.1.3. Фигуры мысли , уточняющие контакт со слушателем :

– обращение не к публике, а в сторону,

– риторический вопрос : доколе ты будешь, Катилина, во зло употреблять терпение наше?

– вопрос с ответом : деньги были у тебя? не было их у тебя!

– вопрос без ответа : скажите, что мне было делатья?

1.2. Фигуры слова .Фигуры слова подразделяются на фигуры прибавления, убавления, перестановки, размещения и переосмысления (т. е. тропы).

1.2.1. Фигуры прибавления классифицируются по последовательности повторения и по точности повторения.

Среди них выделяют:

– простое удвоение : пора, мой друг, пора, покоя сердце просит …

– анафора (единоначатие): клянусь я первым днем творения, клянусь его последним днем…

– эпифора (единоскончание): ты уж не сетуй, сестра моя, не сетуй …

– сплетение (сочетание анафоры с эпифорой): во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла…

– охват : мутно небо, ночь мутна …

– стык (редупликация): о весна без конца и без края, без конца и без края мечта!

– градация : итак, начинается песня о ветре, о ветре, одетом в солдатские гетры, о гетрах, идущих дорогой войны, о войнах, которым стихи не нужны…

1.2.2. Фигуры убавления :

– эллипс , или пропуск подразумеваемого члена словесной последовательности: мы встаем, и тотчас на коня, и рысью по полю при первом свете дня…

– зевгма , или пропуск подменяемого члена последовательности: глаза и зубы разгорелись…

– асиндетон , или бессоюзие, опущение не значащих, а служебных слов:

1.2.3. Фигуры перемещения (расположения):

– анастрофа, или взаимное перемещение смежных слов: старина глубокая

– гипербатон, или разъединение двух связанных слов: неверная царит над нами Фортуна

– параллелизм: звезда печальная, вечерняя звезда

1.2.4. Фигуры переосмысления, или тропы : отклонения от нормы в пределах одного слова. Среди таких фигур (тропов) выделяют:

– метафора , или перенос значения по аналогии: пастырь народов ,

– метонимия , или перенос значения по смежности:

• автор – произведение: купил Шишкина ,

• вместилище – содержимое: выпил стакан ,

• свойство – носитель: дружба пришла на помощь ,

• орудие – действие: смелый клинок ,

– синекдоха , или перенос значения от части к целому: нос ,

– ирония , или перенос значения по противоположности: смелый ты человек (трусу),

– гипербола , или преувеличение: мы с вами сто лет не виделись ,

► Вопросы и задания

• В чем необходимость риторики?

• Возможные цели риторического построения высказывания.

• Из каких частей состоит риторически построенное высказывание?

• Способы психологического воздействия на аудиторию.

• Как поддержать контакт с аудиторией? Возможные способы.

• Требования к изложению ( elocutio ).

• Требования к произнесению ( pronuntiatio ).

• Что такое риторический вопрос?

• Выступление должно представлять собой диалог со слушателями.

• Фигуры мысли призваны выделить излагаемую мысль как таковую, фигуры слова призваны привлечь внимание к данному месту в речи.

• Чтобы быть убедительным, в ораторской речи во внимание следует принимать и общий замысел, и композицию, и словесное воплощение, и преподнесение.

• Изложение должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов.

• Чтобы объяснить ( docere ), уместнеепростой стиль ( genus subtile ), чтобы усладить( delectare ) – средний стиль ( genus medium ), чтобы взволновать( movere ) – высокий стиль( genus sublime ).

• Для развития памяти используются преимущественно зрительные образы.

• Ирония ‒ это перенос значения по противоположности.

• Метонимия ‒ это перенос значения по смежности.

• Метафора ‒ это перенос значения по аналогии.

Баранов А. Н . Что нас убеждает. Общественное сознание и язык. М., 1990.

Квинтилиан . Риторические наставления ‒

Лотман Ю. М. Риторика – механизм смыслопорождения // Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2000. С. 177–193. –

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Риторика. Краткие сведения о классической риторике. Виды красноречия.

Создать условия для развития положительной мотивации к учению.

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления.

Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме.

Оборудование: теоретический отпечатанный материал, таблица для “теоретического лото”.

Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же.

2.Актуализация прежних знаний.

1)Орфоэпический диктант.

АнАлог, вЕрование, дипломАтия, договОр, дозвонИться, досУг, избрАнник, каталОг, констатИровать, красИвее, намЕрение, оптОвый, ходАтайствовать, фОрум, граждАнство, жалюзИ, экспЕрт.

2)Повторение “Теоретическая разминка”.

– Назовите характерные особенности публицистического стиля.

– Что такое публицистичность?
– Каковы требования к публичному выступлению?

4. Формирование новых понятий. Беседа.

– Имена каких знаменитых ораторов вам известны? (Великие ораторы древности. Платон, Аристотель, Демосфен, Сократ, Перикл. Образцы казахского народного искусства: Төлеби, Әйтекеби, Қазыбекби)

– Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?

(Их имена известны нам, потому что они нес ли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.

– Итак, что же такое риторика?

– Какова связь между риторикой и публичным выступлением?

5. Изучение теоретического материала.

На партах у вас лежит теоретический материал по теме “Риторика” ( приложение ).

1) Изучить его, поработав самостоятельно с карандашом в руках. Внимательно читая предложенный текст, делайте пометки:

“ V” – знаю;
“+” – это является для меня новым;
“-” – думал иначе;
“?” – не понял, хочу знать.

Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не

случайно « сама риторика… зарождается в недрах различных цивилизаций.

осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.

В античные времена ораторскому искусству обучали прежде всего как умению

убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и

искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как

комплекс дисциплин, включающий всебя логический, лингвистический,

психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового

понятием риторики является оратор от латинского ORARE - говорить - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать).Оратор и аудитория взаимодействуют друг с

другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.

Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М.А.МИХАЙЛИЧЕНКО являются:

- психолого –педагогическая культура,

Формирование этих качеств и составляет ПРЕДМЕТ риторики как учебной

2) Обсудите в группе свои пометки, заполните пустые колонки таблицы.

3) Прочитайте, что вы узнали нового (представитель одной группы зачитывает, все остальные группы внимательно слушают, затем добавляют, не повторяя, что-то из своих записей).

4) А теперь зачитайте, что вы поместили в третью колонку “Хочу знать”.

– Все интересующие вас сведения мы узнаем на сегодняшнем и следующем уроке.

6. Формирование умений и навыков. Работа в группах . Игра “Теоретическое лото” (таблица из двух колонок, вторая – пустая, её необходимо заполнить разрезанными карточками).

– Выделяют несколько видов речей: Политическая, Академическая, Юридическая, Социально-бытовая, Духовная. Каждый жанр имеет свои особенности. Ваша задача, работая в группе, определить их.

Карточки:

1) предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.

2) отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логичностью, то есть представляет собой научную речь;
3) встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.
4) имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида - это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь
5) представляет ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.

7. Работа в группах (каждая группа получит своё задание).

1 группа. Задание. Определите жанр публичной речи данного текста. Выпишите слова и словосочетания, активно употребляемые в сфере юриспруденции и права. Аргументируйте свой ответ.

Обвинительная речь прокурора на суде присяжных

Итак, выслушав свидетелей обвинения, вы наверняка убедились в том, что явка с повинной нисколько не оправдывает обвиняемого – это не результат полного раскаяния, а лишь шаг человека, загнанного в тупик, оказавшегося в безвыходной ситуации.

2 группа. Задание. Определите жанр публичной речи данного текста. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.

Криолюминесценция - спонтанное излучение света при быстром замораживании- известна давно, но встречалась у отдельных жидкостей. Недавно же выяснилось, что это свойство является общим для всех прозрачных, слабоокрашенных жидкостей, в частности пресной и морской воды, различных растворителей, растворов, смесей, расплавов.

Исследования более 100 жидкостей и расплавов показали, что для возбуждения криолюминесцентного свечения необходима скорость охлаждения - в зависимости от исследуемого вещества - от 0,1 до 30 градусов Цельсия в секунду. Свечение имеет вид отдельных, следующих друг за другом импульсов продолжительностью менее 0,1 секунды. Частота следования импульсов составляет от 0,1 до 100 секунд и зависит от природы замораживаемой жидкости. Например, для воды эта величина равна 3,5 секунды, для одноатомных спиртов она уменьшается с увеличением их молекулярного веса от 3-5 секунд у метилового и этилового спиртов до 0,5-0,7 секунды у пропилового и бутилового спиртов.

Большую роль в возникновении криолюминесценции играют электрические явления, происходящие в процессе быстрого замерзания жидкостей, такие, как пьезо- и пироэффекты, которые и вызывают свечение. Развитию подобных эффектов способствуют механические напряжения, возникающие в быстро образующихся кристаллах льда аналогично тому, как это происходит при закалке металлов.

Важно, что интенсивность криолюминесценции и ее временное распределение индивидуальны для каждого вещества, смеси или раствора. Поэтому криолюминесценция является высокочувствительным методом обнаружения и анализа состава и строения вещества, и она может быть использована для разработки новых методов измерений, в частности в гидрофизике, в криохимии, криобиологии и т. д.

8. Отчет групп. У каждой группы на столе лежит карточка взаимооценки. Одна группа выступает, а две другие внимательно слушают и затем скажут: соответствует ли выступление группы правилам публичной речи.

9. Домашнее задание: упр 223 стр 207

10. Итог урока (рефлексия). Сегодня мы говорили о публичном выступлении, узнали что-то новое. Продолжите предложения “Сегодня на уроке. ”


Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.

Оглавление

  • Введение
  • Тема 1.. Риторика как наука и искусство
  • Тема 2.. Краткая история риторики
  • Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Риторика как наука и искусство

Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.

Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики

В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.

Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.

Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.

В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.

Риторика как наука выполняет следующие задачи:

1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;

2) исследование форм и механизмов речи;

3) формирование языковой личности;

4) совершенствование культуры речи;

5) совершенствование речевого самовыражения;

6) моделирование процессов общения.

Понятие ораторского искусства

Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.

В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.

Роды и виды красноречия

По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.

Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.

В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Роды и виды красноречия


Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.

Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:

2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.

Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.

Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.

3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.

4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.

5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.

Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики

Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.

Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос побуждает аудиторию переживать предмет речи. Учеными выделяются три основных вида риторического пафоса: сентиментальный, героико — романтический и реалистический 2 . Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.

Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.

Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.

Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.

Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.

Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.

Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.

Деление на общую и частную риторику существует в русской традиции по крайней мере с конца XVII века. Во всяком случае, уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII века записано, что существуют как общие правила ведения и построения речи (предмет общей риторики), так и описание и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной риторики).

Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов, каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи:

  1. изобретение (лат. inventio — что сказать?),
  2. расположение (лат. dispositio — где сказать?),
  3. выражение (лат. elocuto — как сказать?),
  4. память (лат. memoria),
  5. произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).

Общая риторика в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы:

  1. образ оратора;
  2. изобретение — содержание речи;
  3. композиция — расположение;
  4. речевые эмоции;
  5. стиль речи (слововыражение и произношение).

Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и разворачивания речи. Квинтилиа-новская схема позволяет сделать следующее начальное описание, находящее отражение в большинстве современных риторик, решающих проблему построения монологической речи.

2. Расположение (dispositio) — раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Классические риторики предлагали от 4 до 8 частей композиции речи, выделяя главные (например, вступление, доказательство, опровержение, заключение) и опуская второстепенные. Вот их полный перечень: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.

3. Выражение (elocutio) — раздел о словесном оформлении речи. Риторическое украшение речи состоит именно в использовании нужных слов. Н.Ф. Кошанский называл задачами выражения:

Поиск необходимых слов для выражения мыслей, затем способов украшенного расположения этих слов в фигурах речи — один из сложных моментов работы создателя текста. Облечь мысль в словесную форму, наиболее убедительную и выразительную — без осуществления этой задачи невозможно добиться риторической цели.

Запоминание текста происходит тогда, когда для оратора в его внутренней подготовке выстраивается композиция речи в ясной последовательности ее частей. При этом каждая часть соотносится либо с каким-либо образом, либо с цифрой, пронумеровавшей часть текста. Оратор должен ярко, ясно и сосредоточенно представлять себе то, о чем говорит, — тогда образы и слова начинают приходить как бы сами собой в нужной последовательности.

Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждый человек должен понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее свойствен ему.

5. Произношение и телодвижение. Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Это — последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.

В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом уже произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управлять своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.

В современном развитом обществе постиндустриального типа историческое развитие техники речи позволяет выделить четыре основных фактуры речи, которые показывают в самом общем виде историческое движение человечества: устную речь, письменную речь, печатную речь, речь средств массовой коммуникации. Эта классификация родов словесности, развиваемая далее в деление на виды и жанры словесности, чрезвычайна важна, поскольку материальные возможности фактуры речи диктуют содержание и характер общения.

Во второй половине XIX века с заменой риторики на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или художественной литературы.

Современная риторика должна включить в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности. Так, Ю.В. Рождественский предлагает рассматривать следующие роды и виды словесности:

  • адописьменная, не имеющая письменной основы (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор);
  • литературная, то есть устная речь, могущая иметь письменный прототип и подразделяемая на ораторику (судебная, совещательная, показательная речи), гомилетику (учебная, пропагандистская, проповедническая речи) и сценическую речь.

2. Письменная словесность, где в зависимости от писчих / неписчих орудий и материалов письма выделяются: сфрагистика, эпиграфика, нумизматика и палеография, а в палеографии — основные виды или классы письменной речи: письма, документы, сочинения.
3. Печатная словесность, литература:художественная, научная, журнальная.
4. Массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.

Эта схема соответствует картине исторического развития языка в человеческом обществе на базе технического прогресса, то есть в начале появляется:

  1. устная речь, которая объединяет людей в семейно-родовом и патриархальном обществе,
  2. с письменной речью и соответствующими видами возникают искусства и науки, религиозные и философские учения; печатный станок рождает
  3. печатную литературу и её развивающиеся виды: научную, художественную, журнальную литературу. Каждый последующий род и вид словесности не только не ликвидирует, но обогащает и усложняет уже существовавшие виды. XX век посредством развития электронной техники позволил создать новую фактуру речи, в рамках которой развилась
  4. массовая коммуникация (радио, телевидение, прессу, рекламу, кино) с максимально широкой аудиторией и, конечно, своими законами и нормами регуляции речи.

Современная развитая языковая личность должна быть знакома со всеми существующими в современной цивилизации видами словесности, знать и понимать законы речевого воздействия в различных формах речи (например, роль телевидения как коллективного органа речи в управлении общественным сознанием), а если необходимо, то и самому становиться исполнителем речи. Конечно, каждый человек специализируется лишь в определённой сфере деятельности, а потом в определённых формах речи (например, пишет художественные произведения, или занят деловым общением, или читает лекции), но каждому члену общества необходимо знать основные законы управления речью как законы управления обществом.

Читайте также: