Разделы классической риторики кратко
Обновлено: 04.07.2024
4. Учение о риторическом построении высказывания.
5. Учение о тропах и фигурах.
6. Вопросы и задания.
7. Рекомендуемая литература.
иллокутивная сила высказывания
• искусство убеждения (Платон, Аристотель)
• искусство говорить хорошо (Квинтилиан, Цицерон)
• искусство украшения речи (Полоцкий)
□ К риторическому фактору коммуникации относится стремление к наибольшей убедительности речи.
1. Необходимость риторики . В риторике нет нужды, пока мы имеем дела с вещами несомненными, которые не требуют обсуждения и с которыми все согласны. Необходимость в риторике возникает, когда надо обсудить нечто сомнительное, в чем нет согласия, что-то доказать, в чем-то убедить, склонить на свою сторону, побудить к действию.
Риторикой пользуются повсеместно – и в делах, касающихся житейских нужд, и в делах государственной важности – как только речь идет о том, чтобы склонить кого-то к чему-то или отговорить от чего-то. Вот почему Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения по тому или иному предмету. В этом смысле риторика есть теория аргументации во всех возможных ее проявлениях.
Основной принцип риторики : агональность (состязательность). Присущая риторическому выступлению состязательность ставит ритора в отношения состязания с соперником (оппонентом), реальным или фиктивным.
2. Виды: общая риторика и частные риторики
Общая риторика изучает принципы построения речи вообще, независимо от типа речи, цели выступления и сферы, в которой она произносится.
Включает разделы: (1) учение о риторе, (2) учение об аргументации, (3) учение о риторическом построении словесного произведения.
Частные риторики изучают применение общих принципов в какой-то сфере человеческой деятельности: юриспруденции, политике, повседневном общении и т. д.
Отсюда разные риторики: юридическая риторика, политическая риторика, церемониальная риторика (риторика показа) и т.д.
– по отношению к оратору,
– по отношению к слушателю (аудитории),
– по отношению к предмету речи.
– нужно приобрести сведения,
• по степени сложности :
– вопросы простые: заключать ли союз с соседним государством?
– вопросы составные: заключать ли союз с соседним государством и предоставлять ли ему военную или какую-то другую помощь?
– вопросы сопоставительные: заключать ли союз с этим или другим государством?
• по степени конкретности :
– отвлеченные вопросы: есть ли боги? или надо ли вообще жениться? Надо ли бросать курить?
– конкретные вопросы: надо ли Катону жениться? Надо ли Пете бросать курить?
• по характеру содержания :
– статус установления: имело ли место то или иное событие ( поступок )?
– статус определения: в чем состояло событие ( поступок )?
– статус оценки: каким было событие ( поступок ) – хорошим или плохим, полезным или вредным, справедливым или несправедливым?
– статус отвода: поступок имел место, но не я его совершил .
Пример : кому-то предъявляют обвинение в совершении противоправного действия.
Возможные способы защиты:
1. Отрицание : я не совершал противоправного действия . — Задача правосудия ответить на вопрос, имело ли место противоправное действие? [→ Статус установления ].
2. Признание : я совершил противоправное действие, но это было непреднамеренно . — Задача правосудия – ответить на вопрос, в чем состоит противоправное действие [→ Статус определения ].
3. Обвиняемый признается в преднамеренном правонарушении, но приводит веские доводы в свое оправдание: я совершил противоправное действие, но у меня были на то веские причины . — Задача правосудия: ответить на вопрос, насколько оправданным (справедливым) был такой поступок [→ Статус оценки ].
4. Обвиняемый признается, что его соучастником были сами обвинители: я совершил противоправное действие, и даже преднамеренно, но моими сообщниками были обвинители . — Предметом суда является вопрос, законно ли вообще обвинение [→ Статус отвода ]. После отвода обвинение может быть предъявлено снова; и тогда начинается новый перебор возможностей по защите.
• При статусе установления за несомненную величину принимается закон (или какая-то норма), за сомнительную величину – поступок. Отсюда вопрос: имел ли место поступок, подходящий под данный закон?
• При статусе определения за несомненную величину принимается поступок, за сомнительную величину – закон (или какая-то норма). Отсюда вопрос: точно ли данный закон ( норма ) распространяется на данный поступок?
• При статусе оценки за несомненные величины принимаются закон (норма) и поступок, за сомнительную величину – мотивы, двигавшие обвиняемым. Отсюда вопрос: не был ли данный противоправный поступок достойным образом мотивирован?
• При статусе отвода ничто не подвергается сомнению, а только происходит перенос обсуждения на новую почву.
4. Учение о риторическом построении высказывания
Чтобы быть убедительным, в ораторской речи во внимание принимаются и общий замысел, и композиция, и словесное воплощение, и преподнесение.
Состоит из пяти частей:
1. inventio (учение о нахождении): нахождение и разработка фактологического материала по реконструкции обсуждаемого поступка или события как темы выступления,
2. dispositio (расположение материала): порядок расположения частей, аранжировка составных элементов, полученных в результате разработки материала ( inventio ),
3. elocutio (изложение): словесное воплощение материала с использованием наиболее подходящих по случаю языковых средств выражения, в том числе тропов и фигур,
4. memoria (запоминание): техника запоминания подготовленной ритором речи.
5. pronuntiatio (произнесение): собственно преподнесение ораторской речи.
1. Inventio (учение о нахождении материала). В классическом определении разрабатывает тему выступления в плане отбора фактологического материала по реконструкции обсуждаемого поступка или события, разработки системы доказательств и способов психологического воздействия на аудиторию ради достижения поставленной цели: убедить слушателей в правильности отстаиваемой точки зрения . Обращается к пафосу – чувствам слушателей в виде каких-то обещаний или угроз и этосу – общепринятым этическим нормам как условию принятия или непринятия какого-то поступка или события.
1.1. Система локусов как источник материала при реконструкции спорного события.
1.2. Система доказательств ( argumenta ):
• внешние : веские сами по себе и потому не нуждающиеся в риторической разработке: напр. документы, судебные прецеденты, признания, свидетельские показания, присяги, (а сегодня еще и экспертные заключения);
• внутренние : чисто логические построения, призванные придать еще большую убедительность речи: улики, собственно доводы ( argumenta ) и примеры ( exempla ).
• улики : (i) однозначные (несомненные) и (ii) неоднозначные (сомнительные),
• доводы ( argumenta ). Задаются путем умозаключения. Силлогизм: полный (эпихерема) и сокращенный (энтимема),
– по характеру сходства: (i) от сходства, (ii) от несходства, (iii) от противоположности,
1.3. Требования к инвенции ( inventio ):
• аргументы, нравы и страсти должны подчиняться общей цели,
• одна из частей должна доминировать: либо аргументы, либо нравы и страсти,
• нравы и страсти предназначаются для людей слабых, чувствительных и молодых, аргументы – для людей степенных и разумных,
• злоупотребление нравами и страстями легко высмеивается,
• правильный выбор и мера определяются вкусом,
• вкус формируется под влиянием опыта и при изучении наследия великих учителей.
2.1. Собранный материал располагается в общем виде по трехчастной схеме:
• Заключение ( peroratio ). Подводит итог, суммирует в сознании слушателей общую картину всего сказанного, возбуждает в чувствах слушателей выгодные для говорящей стороны чувства, страсти: сострадание ( miseratio ), негодование ( indignatio ).
2.2. Трехчастная схема может быть расширена:
• разработка ( tractatio ) → доказательство собственной точки зрения ( confirmatio ),
• разработка ( tractatio ) → опровержение противной точки зрения ( refutatio ),
• постановка вопроса ( propositio ),
• расчленение вопроса ( partitio ),
• разработка ( tractatio ) → доказательство собственной точки зрения ( confirmatio ),
• разработка ( tractatio ) → опровержение противной точки зрения ( refutatio ),
Примечание . Требования к повествованию-изложению ( narratio ):
‒ изложение должно затрагивать только факты, имеющие отношение к теме;
‒ факты должны быть правдоподобными;
‒ повествование должно быть кратким и ясным;
‒ интерес к речи зависит от интереса, вызванного наррацией;
‒ изложение должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов;
‒ для описания выбирать наиболее выгодную точку зрения;
‒ при описании избегать расплывчатости и излишних деталей;
‒ место описания – в начале изложения.
3.1. В состав учения о способах изложения ( elocutio ) входит учение о стилистических регистрах, учение о трех стилях: высоком (genus sublime), среднем (genus medium) и простом (genus subtile). Чтобы объяснить ( docere ), уместнее всегопростой стиль ( genus subtile ), чтобы усладить( delectare ) – средний стиль ( genus medium ), чтобы взволновать( movere ) – высокий стиль( genus sublime ).
Учение о трех стилях разрабатывалось Цицероном.
3.2. Требования к изложению ( elocutio ):
• правильность : верное соблюдение грамматических и лексических норм языка,
• ясность : употребление слов общепонятных в точных значениях и естественных сочетаниях,
• пышность : благозвучность и образность, величавость и приятность.
3.3. Теория изложения делилась на три раздела:
– учение об отборе слов (требование правильности речи),
– учение о сочетании слов (требование ясности),
– учение о фигурах (требование пышности).
4.1. Природная память . Для развития природной памяти используется примерно тот же тренинг, как и в наши дни.
Подробнее см.: Френсис Йейтс . Искусство памяти. СПб: Университетская книга, 1997.
Прим . Авторы современных риторик дают, кроме того, советы, как вести себя, как одеваться должным образом в той или иной ситуации, какой надеть галстук, какую принять позу, каким должен быть макияж. Подобные рекомендации, пусть и полезные, носят зачастую фрагментарный характер без касательства к классической риторике.
5. Учение о тропах и фигурах
Теория изложения делится на три раздела:
– учение об отборе слов (требование правильности речи),
– учение о сочетании слов (требование ясности),
– учение о фигурах (требование пышности).
1.0. Фигуры мысли и фигуры слова . Фигуры делятся на фигуры мысли и фигуры слова . Если с изменением привычного сочетания слов меняется смысл, это фигура мысли, если смысл не меняется – это фигура слова. Фигуры мысли призваны выделить излагаемую мысль как таковую, фигуры слова призваны привлечь внимание к данному месту в речи.
1.1. Фигуры мысли . Фигуры мысли делятся на следующие группы:
• фигуры, уточняющие позицию оратора,
• фигуры, уточняющие смысл предмета,
• фигуры, уточняющие отношение к предмету
• фигуры, уточняющие контакт со слушателем.
1.1.1. Фигуры мысли, уточняющие позицию оратора :
– предупреждение : я докажу вам то-то и то-то ,
– предвосхищение : мне могут возразить, но я скажу… ,
– уступка : пусть ты этого не хотел, не знал, но сделал ,
– дозволение : делай, как хочешь – увидишь, как плохо кончится.
1.1.2. Фигуры мысли, уточняющие смысл предмета :
– простое определение : потворствовать греху есть то же преступление ,
– поправление : кто убил этого достойного – нет, достойнейшего из достойных ,
– антитеза : ученье свет, неученье тьма ,
– присвоение : чем хуже нам, тем лучше нашему делу .
1.1.3. Фигуры мысли, уточняющие отношение к предмету : от говорящего, от самого предмета, от других лиц и всего мира:
– восклицание: о времена, о нравы!
• от самого предмета :
– задержка, или повторение того же на разный лад: Отечество стоит жертв, как не пойти на жертву ради Отечества ,
– наглядность, или детализация картины по предметам, предметов – по приметам: выходит Веррес с пьяным взглядом, шаткой походкой, распоясанный, в греческом плаще, с венком на голове ,
• от других лиц и всего мира : что скажет на это X, если жив был Y и т. п.
1.1.3. Фигуры мысли , уточняющие контакт со слушателем :
– обращение не к публике, а в сторону,
– риторический вопрос : доколе ты будешь, Катилина, во зло употреблять терпение наше?
– вопрос с ответом : деньги были у тебя? не было их у тебя!
– вопрос без ответа : скажите, что мне было делатья?
1.2. Фигуры слова .Фигуры слова подразделяются на фигуры прибавления, убавления, перестановки, размещения и переосмысления (т. е. тропы).
1.2.1. Фигуры прибавления классифицируются по последовательности повторения и по точности повторения.
Среди них выделяют:
– простое удвоение : пора, мой друг, пора, покоя сердце просит …
– анафора (единоначатие): клянусь я первым днем творения, клянусь его последним днем…
– эпифора (единоскончание): ты уж не сетуй, сестра моя, не сетуй …
– сплетение (сочетание анафоры с эпифорой): во поле березонька стояла, во поле кудрявая стояла…
– охват : мутно небо, ночь мутна …
– стык (редупликация): о весна без конца и без края, без конца и без края мечта!
– градация : итак, начинается песня о ветре, о ветре, одетом в солдатские гетры, о гетрах, идущих дорогой войны, о войнах, которым стихи не нужны…
1.2.2. Фигуры убавления :
– эллипс , или пропуск подразумеваемого члена словесной последовательности: мы встаем, и тотчас на коня, и рысью по полю при первом свете дня…
– зевгма , или пропуск подменяемого члена последовательности: глаза и зубы разгорелись…
– асиндетон , или бессоюзие, опущение не значащих, а служебных слов:
1.2.3. Фигуры перемещения (расположения):
– анастрофа, или взаимное перемещение смежных слов: старина глубокая
– гипербатон, или разъединение двух связанных слов: неверная царит над нами Фортуна
– параллелизм: звезда печальная, вечерняя звезда
1.2.4. Фигуры переосмысления, или тропы : отклонения от нормы в пределах одного слова. Среди таких фигур (тропов) выделяют:
– метафора , или перенос значения по аналогии: пастырь народов ,
– метонимия , или перенос значения по смежности:
• автор – произведение: купил Шишкина ,
• вместилище – содержимое: выпил стакан ,
• свойство – носитель: дружба пришла на помощь ,
• орудие – действие: смелый клинок ,
– синекдоха , или перенос значения от части к целому: нос ,
– ирония , или перенос значения по противоположности: смелый ты человек (трусу),
– гипербола , или преувеличение: мы с вами сто лет не виделись ,
► Вопросы и задания
• В чем необходимость риторики?
• Возможные цели риторического построения высказывания.
• Из каких частей состоит риторически построенное высказывание?
• Способы психологического воздействия на аудиторию.
• Как поддержать контакт с аудиторией? Возможные способы.
• Требования к изложению ( elocutio ).
• Требования к произнесению ( pronuntiatio ).
• Что такое риторический вопрос?
• Выступление должно представлять собой диалог со слушателями.
• Фигуры мысли призваны выделить излагаемую мысль как таковую, фигуры слова призваны привлечь внимание к данному месту в речи.
• Чтобы быть убедительным, в ораторской речи во внимание следует принимать и общий замысел, и композицию, и словесное воплощение, и преподнесение.
• Изложение должно сопровождаться описанием для оживления сухих фактов.
• Чтобы объяснить ( docere ), уместнеепростой стиль ( genus subtile ), чтобы усладить( delectare ) – средний стиль ( genus medium ), чтобы взволновать( movere ) – высокий стиль( genus sublime ).
• Для развития памяти используются преимущественно зрительные образы.
• Ирония ‒ это перенос значения по противоположности.
• Метонимия ‒ это перенос значения по смежности.
• Метафора ‒ это перенос значения по аналогии.
Баранов А. Н . Что нас убеждает. Общественное сознание и язык. М., 1990.
Квинтилиан . Риторические наставления ‒
Лотман Ю. М. Риторика – механизм смыслопорождения // Семиосфера. СПб.: Искусство СПБ, 2000. С. 177–193. –
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Тема: Риторика. Краткие сведения о классической риторике. Виды красноречия.
Создать условия для развития положительной мотивации к учению.
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися особенностей одного из жанров публицистического стиля – публичного выступления.
Формировать умение выделять главное, отбирать нужный материал по теме.
Оборудование: теоретический отпечатанный материал, таблица для “теоретического лото”.
Много говорить и много сказать – это не есть одно и то же.
2.Актуализация прежних знаний.
1)Орфоэпический диктант.
АнАлог, вЕрование, дипломАтия, договОр, дозвонИться, досУг, избрАнник, каталОг, констатИровать, красИвее, намЕрение, оптОвый, ходАтайствовать, фОрум, граждАнство, жалюзИ, экспЕрт.
2)Повторение “Теоретическая разминка”.
– Назовите характерные особенности публицистического стиля.
– Что такое публицистичность?
– Каковы требования к публичному выступлению?
4. Формирование новых понятий. Беседа.
– Имена каких знаменитых ораторов вам известны? (Великие ораторы древности. Платон, Аристотель, Демосфен, Сократ, Перикл. Образцы казахского народного искусства: Төлеби, Әйтекеби, Қазыбекби)
– Как вы думаете, почему имена этих людей мы помним?
(Их имена известны нам, потому что они нес ли слово людям. В слове ораторы видели главное основание могущества человека. Эти люди создали правила красноречия, которых мы придерживаемся и сегодня.
– Итак, что же такое риторика?
– Какова связь между риторикой и публичным выступлением?
5. Изучение теоретического материала.
На партах у вас лежит теоретический материал по теме “Риторика” ( приложение ).
1) Изучить его, поработав самостоятельно с карандашом в руках. Внимательно читая предложенный текст, делайте пометки:
“ V” – знаю;
“+” – это является для меня новым;
“-” – думал иначе;
“?” – не понял, хочу знать.
Древние верили в силу слова. Кроме того, слово было социально значимо: не
случайно « сама риторика… зарождается в недрах различных цивилизаций.
осознавали ее дидактический, обучающий, практический характер.
В античные времена ораторскому искусству обучали прежде всего как умению
убеждать словом, объяснять свою точку зрения, опровергать ложную. В разные времена в риторику вкладывали разное содержание. Она рассматривалась и как особый жанр литературы, и как мастерство любого вида речи, и как наука и
искусство устной речи. В современных науках риторика рассматривается как
комплекс дисциплин, включающий всебя логический, лингвистический,
психологический, физиологический, художественный и др. аспекты языкового
понятием риторики является оратор от латинского ORARE - говорить - человек, произносящий публичную речь. Люди, к которым обращены его слова - аудитория (от латинского AUDIRE - слышать).Оратор и аудитория взаимодействуют друг с
другом в процессе устного публичного выступления, где ораторская речь возможна только при наличии обоих элементов: говорящего и слушающих.
Слагаемыми мастерства оратора, по мнению М.А.МИХАЙЛИЧЕНКО являются:
- психолого –педагогическая культура,
Формирование этих качеств и составляет ПРЕДМЕТ риторики как учебной
2) Обсудите в группе свои пометки, заполните пустые колонки таблицы.
3) Прочитайте, что вы узнали нового (представитель одной группы зачитывает, все остальные группы внимательно слушают, затем добавляют, не повторяя, что-то из своих записей).
4) А теперь зачитайте, что вы поместили в третью колонку “Хочу знать”.
– Все интересующие вас сведения мы узнаем на сегодняшнем и следующем уроке.
6. Формирование умений и навыков. Работа в группах . Игра “Теоретическое лото” (таблица из двух колонок, вторая – пустая, её необходимо заполнить разрезанными карточками).
– Выделяют несколько видов речей: Политическая, Академическая, Юридическая, Социально-бытовая, Духовная. Каждый жанр имеет свои особенности. Ваша задача, работая в группе, определить их.
Карточки:
1) предусматривает такие формы выражения, как доклад на какие-либо экономические, социально-политические темы, дипломатическую и политическую речь, агитаторскую и митинговую речь, военно-патриотическую речь, а также политическое обозрение.
2) отличается наличием специальной терминологии, строгого стиля речи, аргументированностью, логичностью, то есть представляет собой научную речь;
3) встречается в различных судебных процессах и отличается аргументированностью, объективностью, доказательностью, иногда имеет оценочный характер. Этот вид включает следующие жанры ораторской речи: обвинительная речь, защитная речь.
4) имеет несколько основных форм, причём ораторские приемы, используемые в данном виде красноречия, отражают определённые общественные, родственные, семейные отношения. Наиболее распространенные роды и виды ораторской речи данного вида - это юбилейная, поздравительная, похвальная речь, тосты, поминальная, надгробная речь
5) представляет ораторские жанры проповеди и других церковных речей. Этот вид также имеет собственные особенности, выраженные в отсутствии аргументированности, логичности и доказательности, причём само содержание речи не предполагает необходимости наличия в ней перечисленных свойств, аудитория также не ждёт появления каких-либо аргументов.
7. Работа в группах (каждая группа получит своё задание).
1 группа. Задание. Определите жанр публичной речи данного текста. Выпишите слова и словосочетания, активно употребляемые в сфере юриспруденции и права. Аргументируйте свой ответ.
Обвинительная речь прокурора на суде присяжных
Итак, выслушав свидетелей обвинения, вы наверняка убедились в том, что явка с повинной нисколько не оправдывает обвиняемого – это не результат полного раскаяния, а лишь шаг человека, загнанного в тупик, оказавшегося в безвыходной ситуации.
2 группа. Задание. Определите жанр публичной речи данного текста. Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ.
Криолюминесценция - спонтанное излучение света при быстром замораживании- известна давно, но встречалась у отдельных жидкостей. Недавно же выяснилось, что это свойство является общим для всех прозрачных, слабоокрашенных жидкостей, в частности пресной и морской воды, различных растворителей, растворов, смесей, расплавов.
Исследования более 100 жидкостей и расплавов показали, что для возбуждения криолюминесцентного свечения необходима скорость охлаждения - в зависимости от исследуемого вещества - от 0,1 до 30 градусов Цельсия в секунду. Свечение имеет вид отдельных, следующих друг за другом импульсов продолжительностью менее 0,1 секунды. Частота следования импульсов составляет от 0,1 до 100 секунд и зависит от природы замораживаемой жидкости. Например, для воды эта величина равна 3,5 секунды, для одноатомных спиртов она уменьшается с увеличением их молекулярного веса от 3-5 секунд у метилового и этилового спиртов до 0,5-0,7 секунды у пропилового и бутилового спиртов.
Большую роль в возникновении криолюминесценции играют электрические явления, происходящие в процессе быстрого замерзания жидкостей, такие, как пьезо- и пироэффекты, которые и вызывают свечение. Развитию подобных эффектов способствуют механические напряжения, возникающие в быстро образующихся кристаллах льда аналогично тому, как это происходит при закалке металлов.
Важно, что интенсивность криолюминесценции и ее временное распределение индивидуальны для каждого вещества, смеси или раствора. Поэтому криолюминесценция является высокочувствительным методом обнаружения и анализа состава и строения вещества, и она может быть использована для разработки новых методов измерений, в частности в гидрофизике, в криохимии, криобиологии и т. д.
8. Отчет групп. У каждой группы на столе лежит карточка взаимооценки. Одна группа выступает, а две другие внимательно слушают и затем скажут: соответствует ли выступление группы правилам публичной речи.
9. Домашнее задание: упр 223 стр 207
10. Итог урока (рефлексия). Сегодня мы говорили о публичном выступлении, узнали что-то новое. Продолжите предложения “Сегодня на уроке. ”
Учебное пособие предназначено для студентов нефилологических вузов, изучивших основы культуры речи и совершенствующих далее свое речевое мастерство. Особое внимание в пособии уделяется вопросноответной форме коммуникации и деловой риторике, то есть умению вести переговоры, в т.ч. телефонные, поддерживать деловую беседу, выступать с докладом и т.п. Пособие включает конспект лекций, контрольные задания, методические рекомендации по их выполнению и глоссарий по дисциплине.
Оглавление
- Введение
- Тема 1.. Риторика как наука и искусство
- Тема 2.. Краткая история риторики
- Тема 3.. Язык, речь, речевая деятельность
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Риторика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Риторика как наука и искусство
Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мнению.
Понятие риторики как науки. Предмет и задачи риторики
В античном понимании риторика — это красноречие, теория красноречия, наука об ораторском искусстве. Риторика возникла в Греции в V в до н.э., сложилась в систему в III–II вв. до н.э. и получила свое развитие в Риме в I в. до н.э. Базой риторики считаются основы таких наук, как философия, логика, педагогика, лингвистика, психология, этика и эстетика. С развитием этих наук менялось и представление о риторике. В Древней Греции риторику определяли как искусство убеждать слушателей. В Риме — как искусство хорошо и красиво говорить (ars bene dicendi). В Средние века риторику рассматривали как искусство украшения устной и письменной речи (ars ornandi). В русской риторической науке прослеживается древнегреческая традиция определения риторики как искусства убеждения.
Видоизменялись и цели риторики. Античная риторика родилась из практики общественно-политических и судебных речей. В Средние века риторика была ориентирована на написание писем и религиозных проповедей. В эпоху Возрождения она распространилась на всю область художественной прозы, стала частью гуманитарного образования, и овладение основами красноречия считалось признаком высокой образованности и культуры.
Риторику в широком смысле называют неориторикой (термин введен профессором Брюссельского университета Х. Перельманом в 1958 году) или общей риторикой. Ее развитие вызвано появлением новых языковедческих наук — лингвистики текста, семиотики, герменевтики, теории речевой деятельности, психолингвистики. Неориторика занимается поиском путей практического применения этих дисциплин, разрабатывается на стыке языкознания, теории литературы, логики, философии, этики, эстетики, психологии.
В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро — концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи. Цель обновленной риторики — определение наилучших вариантов, оптимальных алгоритмов общения. Например, исследуются роли участников диалога, механизмы порождения речи, языковые предпочтения говорящих и т.п. Таким образом, неориторика — это наука об убеждающей коммуникации.
Риторика как наука выполняет следующие задачи:
1) поиск оптимальных алгоритмов общения, взаимопонимания в условиях современного общества;
2) исследование форм и механизмов речи;
3) формирование языковой личности;
4) совершенствование культуры речи;
5) совершенствование речевого самовыражения;
6) моделирование процессов общения.
Понятие ораторского искусства
Ораторское искусство в его современном понимании представляет собой совокупность знаний и навыков, необходимых для подготовки и произнесения публичной речи с целью наиболее полного выражения коммуникативного намерения говорящего и произведения на аудиторию желаемого впечатления.
В риторике наука и искусство составляют сложный сплав, единство. Именно поэтому вслед за ораторами — людьми, способными сколь угодно долго красиво и содержательно говорить на любую предложенную тему, в Древней Греции стали появляться риторы — учителя красноречия, которые разрабатывали теорию риторики как науки, и логографы — составители речей для тех, кто не обладал подобным даром.
Роды и виды красноречия
По объему рассматриваемых проблем риторику можно разделить на общую риторику, в которой излагаются риторические правила работы над планом, содержанием и композицией речи, над языковым выражением мысли и приемами публичного выступления; и частные риторики, в которых рассматриваются правила речи применительно к определенной области человеческой деятельности: политической, научной, юридической, дипломатической и др.
Современное ораторское искусство выделяет пять родов красноречия: общественно-политическое, академическое, судебное (юридическое), социально-бытовое, богословско-церковное. Некоторые ученые в отдельный род выделяют военное красноерчие.
В пределах каждого рода выделяются жанры ораторского искусства, которые определяются целевой установкой выступления и составом аудитории (табл. 2.1).
Таблица 2.1. Роды и виды красноречия
Грамматика и риторика связываются через стилистику. Стилистика предполагается как правильность речи, так и ее привлекательность.
Система классической риторики охватывала процесс от начальной подготовки публичной речи до ее исполнения и состояла из пяти частей. Эта структура, которая называется риторическим каноном, прослеживается и в современной общей риторике:
2. Диспозиция (лат. расположение) предусматривает выбор жанра публичного выступления, составление плана, композиции текста. Композиция есть логика развития темы. Предполагает перегруппировку идей и их построение в том порядке, в каком они бы выполнили главную задачу речи.
Конечно, не существует универсальных правил построения публичного выступления. Композиция будет меняться в зависимости от темы, цели и задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей.
Основное правило композиции — логическая последовательность и стройность изложения материала.
3. Элокуция (лат. словесное выражение) — это этап словесного оформления речи. Третья часть риторики рассматривает учение об отборе слов и их сочетании, о тропах и риторических фигурах, о стилях речи, об использовании изобразительных средств языка. Важен смысловой, семантический, стилистический, звуковой отбор слов.
4. Меморио (лат. запоминание) — учение о памяти оратора, приемах запоминания текста и его воспроизведения.
5. Акцио (лат. произнесение, исполнение) — произнесение речи на публике, владение средствами выразительности устной речи, рекомендации по установлению контакта с аудиторией, манерах поведения оратора в аудитории. Предполагает владение техникой речи.
Этос, пафос и логос как основные категории классической риторики
Приведенная выше схема есть методика подготовки устной речи и ее произношения. Существует другая схема, в которой затрагивается действительность, речь превращается в процесс общественной жизни.
Пафосом принято называть намерение, замысел создателя речи, имеющего цель развить перед получателем определенную и интересующую его тему. Пафос побуждает аудиторию переживать предмет речи. Учеными выделяются три основных вида риторического пафоса: сентиментальный, героико — романтический и реалистический 2 . Пафос ограничивается категорией этоса с одной стороны, т.е. может реализоваться лишь в пределах ее места и времени. Другим ограничением пафоса являются словесные средства, которыми располагает создатель для установления контакта с получателем речи.
Логосом принято называть словесные средства, использованные создателем речи в данной речи при реализации замысла речи. Логос требует, помимо воплощения замысла, использовать такие словесные средства, понимание которых было бы доступно получателю речи.
Таким образом, этос создает условия для речи, пафос — источник создания смысла речи, а логос — словесное воплощение пафоса на условиях этоса.
Проиллюстрируем это на примерах: Франциск Асизский проповедовал птицам. Его пафос был ничем не стеснен, но птицы не предложили проповеднику никаких условий этоса, и поэтому само воплощение пафоса в логос в проповеди никого не затронуло. Вот пример чистого пафоса.
Гулливер попал в страну Гуингмов. Гуингмы — существа вежливые, они позволяли Гулливеру говорить, но он не знал языка гуингмов, поэтому не мог им объяснить своих мыслей. Вот пример нужды в логосе.
Это литературные примеры. Теперь жизненный пример. Собрание назначается в определенном месте, в определенное время и на определенную тему. Это — этос. Замысел речи у участника собрания должен быть им продуман в связи со временем, местом и темой собрания. Это пафос. Участники собрания должны применять только те языковые средства, которые понятны всем. Так, на ученом совете Киевского университета можно выступать и по-украински, и по — русски, а на ученом совете Колумбийского университета можно построить речь только по-английски. Это логос.
Три основные категории риторики — этос, пафос, логос — находятся в связи друг с другом и как бы переходят одна в другую.
Деление на общую и частную риторику существует в русской традиции по крайней мере с конца XVII века. Во всяком случае, уже в латинских риториках Киевской Духовной академии XVII века записано, что существуют как общие правила ведения и построения речи (предмет общей риторики), так и описание и рекомендации к ведению речи в разных видах словесности (предмет частной риторики).
Общая риторика в традиции, восходящей к Цицерону и Квинтилиану, включает пять разделов, каждый из которых показывает отдельные моменты в подготовке и реализации речи:
- изобретение (лат. inventio — что сказать?),
- расположение (лат. dispositio — где сказать?),
- выражение (лат. elocuto — как сказать?),
- память (лат. memoria),
- произношение и телодвижение (лат. pronuntiatio).
Общая риторика в традиции, восходящей к Аристотелю, насчитывает следующие разделы:
- образ оратора;
- изобретение — содержание речи;
- композиция — расположение;
- речевые эмоции;
- стиль речи (слововыражение и произношение).
Каждый из этих разделов, как сказано выше, показывает последовательность подготовки и разворачивания речи. Квинтилиа-новская схема позволяет сделать следующее начальное описание, находящее отражение в большинстве современных риторик, решающих проблему построения монологической речи.
2. Расположение (dispositio) — раздел о правилах композиционного построения речи. Изобретённый материал необходимо разумно, в определённой последовательности расположить. Классические риторики предлагали от 4 до 8 частей композиции речи, выделяя главные (например, вступление, доказательство, опровержение, заключение) и опуская второстепенные. Вот их полный перечень: обращение, называние темы, повествование, описание, доказательство, опровержение, воззвание, заключение.
3. Выражение (elocutio) — раздел о словесном оформлении речи. Риторическое украшение речи состоит именно в использовании нужных слов. Н.Ф. Кошанский называл задачами выражения:
Поиск необходимых слов для выражения мыслей, затем способов украшенного расположения этих слов в фигурах речи — один из сложных моментов работы создателя текста. Облечь мысль в словесную форму, наиболее убедительную и выразительную — без осуществления этой задачи невозможно добиться риторической цели.
Запоминание текста происходит тогда, когда для оратора в его внутренней подготовке выстраивается композиция речи в ясной последовательности ее частей. При этом каждая часть соотносится либо с каким-либо образом, либо с цифрой, пронумеровавшей часть текста. Оратор должен ярко, ясно и сосредоточенно представлять себе то, о чем говорит, — тогда образы и слова начинают приходить как бы сами собой в нужной последовательности.
Память вытренировывается постоянным возвращением к предмету, размышлением, повторением, напряжённой умственной работой. Каждый человек должен понять, какой тип работы над текстом, воспроизведения речи наиболее свойствен ему.
5. Произношение и телодвижение. Оратор реализует свою речь в произношении, мимике и жестах. Это — последняя стадия в реализации речи, хотя восприятие речи слушателем начинается с внешнего вида оратора и оценки стиля его произношения.
В некотором смысле человеческая речь начинается с телодвижения. Ребёнок начинает прежде двигать руками и ногами, ходить, а потом уже произносить осмысленные звуки. И как среди детей лучше развита речь того ребёнка, который быстрее начинает управлять своим телом, так и в речевом искусстве более умел тот, кто разумно управляет мимикой и пластикой телодвижений.
В современном развитом обществе постиндустриального типа историческое развитие техники речи позволяет выделить четыре основных фактуры речи, которые показывают в самом общем виде историческое движение человечества: устную речь, письменную речь, печатную речь, речь средств массовой коммуникации. Эта классификация родов словесности, развиваемая далее в деление на виды и жанры словесности, чрезвычайна важна, поскольку материальные возможности фактуры речи диктуют содержание и характер общения.
Во второй половине XIX века с заменой риторики на теорию и историю словесности в состав изучаемых видов словесности добавилось устное народное творчество, но изучение текстов всё более ограничивалось лишь произведениями изящной или художественной литературы.
Современная риторика должна включить в сферу своего изучения максимальный состав форм и видов словесности. Так, Ю.В. Рождественский предлагает рассматривать следующие роды и виды словесности:
- адописьменная, не имеющая письменной основы (разговорно-бытовая речь, молва, фольклор);
- литературная, то есть устная речь, могущая иметь письменный прототип и подразделяемая на ораторику (судебная, совещательная, показательная речи), гомилетику (учебная, пропагандистская, проповедническая речи) и сценическую речь.
2. Письменная словесность, где в зависимости от писчих / неписчих орудий и материалов письма выделяются: сфрагистика, эпиграфика, нумизматика и палеография, а в палеографии — основные виды или классы письменной речи: письма, документы, сочинения.
3. Печатная словесность, литература:художественная, научная, журнальная.
4. Массовая коммуникация, подразделяемая на массовую информацию (радио, телевидение, газета, кино, реклама) и информатику.
Эта схема соответствует картине исторического развития языка в человеческом обществе на базе технического прогресса, то есть в начале появляется:
- устная речь, которая объединяет людей в семейно-родовом и патриархальном обществе,
- с письменной речью и соответствующими видами возникают искусства и науки, религиозные и философские учения; печатный станок рождает
- печатную литературу и её развивающиеся виды: научную, художественную, журнальную литературу. Каждый последующий род и вид словесности не только не ликвидирует, но обогащает и усложняет уже существовавшие виды. XX век посредством развития электронной техники позволил создать новую фактуру речи, в рамках которой развилась
- массовая коммуникация (радио, телевидение, прессу, рекламу, кино) с максимально широкой аудиторией и, конечно, своими законами и нормами регуляции речи.
Современная развитая языковая личность должна быть знакома со всеми существующими в современной цивилизации видами словесности, знать и понимать законы речевого воздействия в различных формах речи (например, роль телевидения как коллективного органа речи в управлении общественным сознанием), а если необходимо, то и самому становиться исполнителем речи. Конечно, каждый человек специализируется лишь в определённой сфере деятельности, а потом в определённых формах речи (например, пишет художественные произведения, или занят деловым общением, или читает лекции), но каждому члену общества необходимо знать основные законы управления речью как законы управления обществом.
Читайте также: