Факторы влияющие на здоровье человека связь общей культуры студента и его образа жизни кратко

Обновлено: 05.07.2024

Содержание

I. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни………………..3
1.1. Образ жизни и его влияние на здоровье…………………………………. 3
1.2. Культура межличностного общения……………………………………….5
1.3. Взаимосвязь вредных привычек студента и его культуры……………….5
1.4. Политическая культура…………………………………………………. 6
1.5. Формирование общей культуры студента в условиях ВУЗа……………..8

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни.docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Факультет художественного творчества

Кафедра социально-культурной деятельности

Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни

Выполнила: Толстошеева К.В.

студентка 2 курса

очн. формы обучения

Проверила: Горбунова Т.В.

I. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни………………..3

1.1. Образ жизни и его влияние на здоровье…………………………………. 3

1.2. Культура межличностного общения……………………………………….5

1.3. Взаимосвязь вредных привычек студента и его культуры……………….5

1.4. Политическая культура…………………………………………………. . 6

1.5. Формирование общей культуры студента в условиях ВУЗа……………..8

организма человека, поступков и мыслей. Несомненно, образ жизни человека, в данном случае конкретно студента, влияет на его общую культуру.

Образ жизни человека — главный фактор, определяющий его здоровье.

I. Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни

1.1. Образ жизни и его влияние на здоровье

Проблема сохранения здоровья занимает важное место в системе социальных ценностей и приоритетов общества. Как известно, снижение рождаемости, рост смертности и сокращение продолжительности жизни населения России приобрели в последнее время опасный характер. Неблагоприятная демографическая ситуация выдвигает в разряд национальных приоритетов мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения страны и прежде всего молодежи.

Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к здоровью и интеллектуальным возможностям молодежи. В условиях научно-технической революции и преобразований в нашей стране социальная значимость человека определяется образованием, профессиональной квалификацией и состоянием здоровья.

Успешное решение задач по совершенствованию подготовки высококвалифицированных кадров тесно связано с укреплением и охраной здоровья, повышением качества жизни и работоспособности студенческой молодежи. Наряду с профессиональным уровнем состояние здоровья студентов следует рассматривать как один из показателей уровня подготовки специалистов высокой квалификации, как основу творческого долголетия научных кадров.

Качество жизни – интегральный показатель физического, психологического, эмоционального и социального функционирования человека, воспринимаемый им субъективно.

Здоровье по сути своей должно быть первейшей потребностью человека. По заключению медиков, только 30% студентов России не имеют отклонений в состоянии здоровья, а остальных можно разделить на следующие группы:

– студенты, у которых психоэмоциональные и функциональные нарушения обнаруживаются только в экстремальных условиях, например, в начале обучения или в период экзаменов;

– студенты, у которых уже выявляются предвестники болезни без экстремальных условий, например, периодические повышения артериального давления или уровня сахара в крови;

– студенты с функциональными нарушениями;

– студенты со стабильными патологическими симптомами.

Болезнь – это проявление нарушенного течения жизни, обусловленного воздействием на организм чрезвычайных раздражителей (физических, химических, биологических и социальных факторов внешней среды) или наличием дефектов развития, при нарушении каких-нибудь одних и реактивной мобилизации других приспособительных механизмов с частичным нарушением саморегуляции и (или) гомеостазиса и ограничением свободы жизнедеятельности.

Главными причинами значительных нарушений в состоянии здоровья и физического развития у студентов являются игнорирование основных элементов здорового образа жизни, недостаточная двигательная активность, нерациональный суточный режим, отсутствие закаливания, неправильное питание, наличие вредных привычек и др.

1.2. Культура межличностного общения

Общение – это ведущий вид взаимодействия людей между собой и один из компонентов здорового образа жизни.

Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые реализуются им в деловом и эмоциональном общении. Это важное условие удовлетворенности его отношений с окружающей жизнью в целом.

Развитие коммуникативной культуры предполагает, прежде всего, развитие способности к восприятию и умений правильно воспринимать окружающих людей и, исходя из этого, применять адекватный стиль и тон общения. Развитие коммуникативной культуры опирается на развитие ряда психических свойств, речи, особенностей мышления, специфические социальные установки и коммуникативные умения.

1.3. Взаимосвязь вредных привычек студента и его культуры

Распространенной вредной привычкой является алкоголизм. Чрезмерное употребление алкоголя разрушает в первую очередь психику человека. Алкоголь позволяет почувствовать человеку радость, но радость эта выдуманная, нездоровая. У человека в пьяном состоянии резко падает внимательность, реакция и адекватность. Это способствует необдуманным поступкам, ошибкам, скандалам. Хоть человек и чувствует прилив эмоций, радости, но он все дальше и дальше отдаляется от здорового общества. Такому человеку уже будет трудно достичь чего-либо в жизни, его интересы резко сузятся до минимума, либо придут к единственному интересу - интересу пьянства. Помимо всего этого алкоголь будет разрушать организм человека, нарушать его умственную деятельность, физическое и эмоциональное состояние, приведет к быстрому старению организма. Если не побороть тягу к алкоголю, то ни к чему хорошему это не приведет. Человек станет слабым во всех отношениях.

Еще одна проблема общества - курение. Но в отличие от алкоголя, курение наносит основной вред на физическую деятельность человека. Вдыхая дым табака, человек загрязняет дыхательные пути, у организма появляется кислородное голодание, вследствие чего нарушается сердечная деятельность. Курение способствует ухудшению выносливости, отдышки, слабости. Также вред сказывается и на многих других органах. У курящего человека часто случаются проблемы с волосами, зубами, кожей. Все это пристрастие может закончиться страшными раковыми заболеваниями.

Самой трудной проблемой общества является наркомания. На рассмотрение данного вопроса можно отводить целую книгу. Стоит только отметить, что человек, имеющий тягу к наркотикам, уже точно неполноценен ни физически, ни психически. Наркотические средства за очень короткое время могут изменить человека до неузнаваемости в худшую сторону. Большинство наркоманских жизней заканчивается летальным исходом.

1.4. Политическая культура

Исследования показывают, что представление студентов о правовой культуре размыто, интуитивно, не систематизировано. Большинство из них в понимание правовой культуры вкладывают аксиологические (ценностные), нормативные и знаниевые (когнитивные) аспекты. Представление о ней сводится к определенному ее аспекту, то есть оно не представляет целостной системы. Желаемыми источниками информации о правовых знаниях являются: вуз, семья, правоохранительные органы (юристы), средства массовой информации. На практике, основными источниками получения знаний выступаю средства массовой информации и интернет, что не способствует повышению правовой культуры студентов

Специфика правовой культуры студентов в современных условиях обусловлена внутренними (субъективными) и внешними (объективными) факторами.

Во вторую группу включены следующие факторы: наличие / отсутствие правовых качеств; наличие / отсутствие интереса к получению знаний о правовой сфере, личный опыт взаимодействия с правовой сферой.

Одним из важных факторов, влияющих на формирование и развитие правовой культуры студентов, является кризис ценностей и норм в обществе. Так как правовая культура студентов представляет собой подсистему общей культуры в обществе, то векторы изменений ценностной системы и целого, и его части являются однонаправленными. Происходит активное перераспределение в структуре и иерархии ценностных ориентаций молодежи. В их глазах заметно меняется роль и значение личности как активного, самостоятельного субъекта. С другой стороны, задачей общества становится формирование особого типа личности, характеризующейся правовым сознанием и потребностью в осуществлении деятельности на основе существующих в обществе законов. Между тем, такие ценности, как свобода, безопасность, законопослушность занимают в системе жизненных ценностей студентов далеко не первые места. На первые места среди значимых ценностей вышли семья, здоровье, образование, любовь, дружба, т.е. ценности общечеловеческие

1.5. Формирование общей культуры студента в условиях ВУЗа

Именно в вузе, пройдя школу общественных организаций, объединений, творческих коллективов, студент приобретает твердые жизненные ориентиры, н авыки организатора, личностные качества, необходимые для полноценного социального взаимодействия в разных областях деятельности, овладевает общей культурой как универсальной базой для формирования индивидуального способа существования в современном мире. Отсюда следует, что наряду с решением задач учебного характера вуз обязан создавать условия для развития личности студента, овладения общей культурой как основой его полноценной самореализации в обществе.

Актуальность решения задачи формирования общей культуры студента в процессе его обучения в вузе обусловлена процессами интеграции и модернизации, происходящими в современном обществе и образовании; углублением противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности современного человека в форме социального заказа общества, и фактическим уровнем общей культуры выпускников высших учебных заведений.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Государственная бюджетная образовательная организация

«Адыгейский республиканский колледж искусств имени

Методическая работа

Тема: Здоровье и здоровый образ жизни студента

Аубакирова Анна Ивановна

республиканского колледжа искусств

1. Понятие "здоровье". Содержание и критерии здоровья

2. Факторы, оказывающие влияние на здоровье студента

2.1. Окружающая среда и здоровье

2.2. Образ жизни студента и его здоровье

3. Структура здорового образа жизни. Режим дня студента

4. Формирование ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни

Здоровье - бесценное достояние не только отдельного человека, но и общества в целом. Недаром при встречах и расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять текущие планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности.

Как известно, состояние здоровья населения характеризуется системой демографических, статистических, расчетных показателей, определяющих особенности воспроизводства населения, его дееспособность, особенности адаптации к условиям окружающей среды. В последнее время активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что отражает озабоченность общества здоровьем выпускаемых специалистов, ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением дееспособности в трудовой сфере. При изучении здоровья студентов учитываются такие субъективные показатели, как самооценка здоровья и место здоровья в системе ценностей. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить нас от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, т.е. добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Целью работы является раскрыть основные положения здорового образа жизни студентов СПО, а также показать значение физических упражнений и двигательной активности в обеспечении здоровья студентов.

1. Понятие "здоровье". Содержание и критерии здоровья

Жизнь человека зависит от состояния здоровья нашего организма. Все стороны человеческой жизни в широком и в узком смысле слова определяются уровнем здоровья.

Существуют различные подходы к определению понятия "здоровье", которые можно классифицировать следующим образом:

здоровье - это отсутствие болезней;

здоровье как единство морфологических, психоэмоциональных и социально-экономических констант.

Исходя из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, что здоровье - это нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.

Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. В связи с этим возникло понятие "практически здоровый человек", поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. Поэтому, качественные и количественные характеристики, как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. Степень выраженности здоровья определяются по многим признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.

Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей Качественные характеристики здоровья в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Здоровье влияет на качество трудовых ресурсов и тем самым на динамику экономического развития общества. Уровень здоровья и физического развития - одно из важнейших условий качества будущих работников. В зависимости от их показателей, оценивается возможность участия человека в определенных сферах трудовой деятельности. Поэтому уже на этапе выбора специальности и вида профессионального обучения объективно возникает, ставится и решается проблема психофизиологичес-кого соответствия личности конкретной профессиональной деятельности. Внимание к собственному здоровью, способность обеспечить индивидуаль-ную профилактику его нарушений, сознательная ориентация на здоровье различных форм жизнедеятельности – все это показатели общей культуры человека.

2. Факторы, оказывающие влияние на здоровье студента

Здоровье человека - результат сложного взаимодействия социальных, средовых и биологических факторов. Считается, что вклад различных влияний в состояние здоровья следующий:

окружающая среда - 20%;

уровень медицинской помощи - 10%;

образ жизни - 50%.

В развернутом варианте эти цифры, по мнению российских ученых, выглядят так:

человеческий фактор - 25% (физическое здоровье - 10%, психическое здоровье - 15%);

экологический фактор - 25% ;

социально-педагогический фактор - 40% (образ жизни: материальные условия труда и быта - 15%, поведение, режим жизни, привычки - 25%);

медицинский фактор - 10%.

2.1.Окружающая среда и здоровье

Состояние окружающей среды оказывает огромное значение на здоровье людей. Загрязнение поверхности суши, гидросферы, атмосферы и Мирового океана, сказывается на состоянии здоровья, эффект "озоновой дыры" влияет на образование злокачественных опухолей, загрязнение атмосферы на состояние дыхательных путей, а загрязнение вод - на пищеварение, резко ухудшает общее состояние здоровья человечества, снижает продолжительность жизни. Однако, здоровье, полученное от природы, только на 5% зависит от родителей, а на 50% - от условий, нас окружающих. Действие природных биологических факторов проявляется в изменениях макрофауны, флоры и микроорганизмов, наличии эндемических очагов болезней животного и растительного миров, а также в появлении новых аллергенов естественно-природного происхождения.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фактор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинаковые признаки и особенности развития и способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

2.2. Образ жизни студента и его здоровье

Болезни человека в наибольшей степени обусловлены его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается как основа профилактики заболеваний и преждевременных смертей, увеличения продолжительности жизни. Здоровый образ жизни является предпосылкой для гармоничного развития и жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций.

На образ жизни, помимо генетических факторов, также влияют:

семейные традиции и устои

Снижение физических нагрузок и недостаточное развитие массовых форм физической культуры среди населения, с другой стороны, приводят к ухудшению различных функций и появлению негативных состояний организма человека. Гипокинезия - это пониженная двигательная активность. Она может быть связана с физиологической незрелостью организма, с особыми условиями работы в ограниченном пространстве, с некоторыми заболеваниями и др. причинами.

Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов. При гипокинезии изменяется структура скелетных мышц и миокарда, падает иммунологическая активность, а также устойчивость организма к перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода. У людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон; резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция.

3. Структура здорового образа жизни. Режим дня студента

Структура здорового образа жизни должна представлять собой принципиальное единство всех сторон материально-бытового, природного, социокультурного и духовного бытия человека. Уклад жизни должен учитывать сложность организации организма человека и многообразие его взаимоотношений с окружающей средой. Структура здорового образа жизни должна включать следующие факторы:

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент здорового образа жизни любого человека. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья.

Сон - обязательная и наиболее полноценная форма ежедневного отдыха. Для студента норма ночного монофазного сна 7,5-8 ч. Недосыпание отражается на продуктивности умственного труда и психоэмоциональном состоянии.

Искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье их будущих детей.

Рациональное питание. Следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии. Избыточное питание приводит к атеросклерозу, ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарному диабету и целому ряду других недугов.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах. Питание должно быть разнообразным и обеспечивать потребности в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах, пищевых волокнах.

Оптимальный двигательный режим. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей, сохранения здоровья и двигательных навыков.

Закаливание. Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать выносливость в сочетании с закаливанием, что обеспечит растущему организму надежный щит против многих болезней.

Хорошее настроение. Следует четко осознать, что хорошее настроение можно произвольно создавать, поддерживать и тренировать. Огромное значение при этом имеет общее функциональное состояние и работоспособность.

К составляющим режима дня студента относят:

1. режим труда и отдыха;

2. организацию сна;

3. режим питания;

4. организацию двигательной активности;

5. выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

6. профилактику вредных привычек;

7. культуру межличностного общения;

8.психофизическую регуляцию организма;

9. культуру сексуального поведения.

Укрепление и охрана здоровья, повышение работоспособности студенческой молодежи — одна из главных задач современного общества, поскольку состояние здоровья студентов, наряду с профессиональным уровнем, следует рассматривать как один из показателей качества их подготовки. В связи с чем необходима государственная поддержка здоровья и формирования здорового образа жизни, включая разработку и реализацию системы охраны здоровья студентов.

Для студентов особое значение имеет процесс адаптации к студенческой жизни, доказана значимость для успешности этого процесса таких условий, как: регулярные занятия физической культурой; соответствие организации труда и режима дня гигиеническим требованиям; психологический комфорт во взаимоотношениях в коллективе и семье; следование принципам рационального питания. Социальная политика государства относительно сферы жизнедеятельности студентов включает в первую очередь подготовку и издание различных правовых документов − законов, постановлений и пр., направленных на охрану здоровья студенческой молодежи.

Мониторинг состояния физического развития детей, подростков и молодежи представляет собой систему мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического развития детей, подростков и молодежи и является частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения Российской Федерации. Мониторинг проводится с целью получения информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений по укреплению здоровья детей, подростков и молодежи.

Формирование ценностных ориентаций студентов на ЗОЖ

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни современного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, что связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых в СПО, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности.

В условиях здорового образа жизни ответственность за здоровье формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представления-ми о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Поэтому необходимо обеспечить сознательный выбор личностью общественных ценностей здорового образа жизни и формировать на их основе устойчивую, индивидуальную систему ценностных ориентаций.

Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций. Здоровье во многом зависит от образа жизни. Главное - это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие ЗОЖ гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также осмысленность бытия, жизненные цели и ценности и т.д.

Содержание ЗОЖ студентов отражает результат распространения индивидуального или группового стиля поведения, общения, организации жизнедеятельности. Основными элементами ЗОЖ выступают: соблюдение режима труда и отдыха, питания и сна, гигиенических требований, организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности, отказ от вредных привычек, культура межличностного общения и поведения в коллективе, содержательный досуг, оказывающий развивающее воздействие на личность.

Как социальное явление отношение к здоровью включает в себя, с одной стороны, отношение к здоровью индивида, что близко каждому из нас, и потому важно знать, от чего зависит это отношение и какое состояние здоровья нам обеспечивает. Государство гарантирует охрану здоровья каждого человека в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Список литературы

1. Барчуков И.С. Физическая культура. - М., 2003. - 255 с.

2. Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб., 1993. - 269 с.

3. Ильинич М.В. Физическая культура студентов. - М., 2002. - 340 с.

4. Осетрина Д.А., Семенова В.В.- Причины ухудшения состояния здоровья студентов// Молодой ученый.- 2017.-№13 с. 649-651

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

13.04.2021

Здоровый образ жизни студента и его составляющие

Здоровый образ жизни студента зависит от его ценностных ориентаций, мировоззрения, социального и нравственного опыта. Ценности, выработанные общественным сознанием, не всегда совпадают с ценностями здорового образа жизни студента. Личность студента имеет реальную возможность выбора значимых для нее форм жизнедеятельности, типов поведения, обладая определенной автономностью и ценностью, каждый студент формирует свой образ действий и мышления. Личность способна оказывать влияние на содержание и характер образа жизни группы, коллектива, в которых она находится.

Ответственность за здоровье в условиях ЗОЖ формируется у студента как часть общекультурного развития, проявляющаяся в единстве стилевых особенностей поведения, способности построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие заболеваний.

В структуре здоровья выделяют три основных компонента:

Физическое здоровье – это состояние организма, при котором интегральные показатели основных физиологических систем организма лежат в границах физиологической нормы и адекватно меняются при взаимодействии человека со средой обитания.

Психическое здоровье – это адекватное для данного общества интеллектуальное, эмоциональное и сознательно-волевое взаимодействие с социальным окружением.

Социальное здоровье – это структура информационных моделей, которая обеспечивает нормальные морально-этические проявления личности и зависит от уровня питания, жилищных условий, условий труда и отдыха.

Здоровый образ жизни – это образ жизни человека, направленный на сохранение здоровья, профилактику болезней и укрепление человеческого организма в целом.

К основным составляющим здорового образа жизни относят:

режим труда и отдыха;

организацию двигательной активности;

выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания;

профилактику вредных привычек;

культуру межличностного общения;

психофизическую регуляцию организма;

культуру сексуального поведения.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА должен быть индивидуальным, т.е. соответствовать конкретным условиям, состоянию здоровья, уровню работоспособности, личным интересам и склонностям студента.

Важно знать, что режим труда и отдыха напрямую связан процессами адаптации. Если резервы адаптации человека исчерпываются, он начинает испытывать дискомфорт, утомляемость, предрасположенность к заболеваниям.

ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Сон является формой ежедневного отдыха. Для студента необходимо считать обычной нормой сон 7,5-8 ч. Часы, предназначенные для сна, нельзя рассматривать как некий резерв времени, который можно часто и безнаказанно использовать для других целей. Постоянное недосыпание может привести к снижению работоспособности, утомляемости, раздражительности.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ. Рациональное питание – физиологически полноценный прием пищи людьми с учетом пола, возраста, характера труда и других факторов. Питание строится на следующих основах: достижения энергетического баланса; установления правильного соотношения между основными питательными веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами, минералами.

Необходимо удовлетворять потребность организма в воде.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Использование физических нагрузок – один из обязательных факторов здорового образа жизни студентов. У большого числа людей, занятых в сфере интеллектуального труда, двигательная активность ограничена. Это присуще и студентам. Поэтому возникает важнейшая задача – определить оптимальные, а также минимально и максимально возможные режимы двигательной активности.

ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРИИ, ГИГИЕНЫ, ЗАКАЛИВАНИЯ

Знание правил личной гигиены обязательно для каждого культурного человека. Гигиена тела представляет собой требования к состоянию кожных покровов, выполняющих следующие функции: защиту внутренней среды организма, выделение из организма продуктов обмена веществ, теплорегуляции и др.

Закаливание – важное средство профилактики негативных последствий действия окружающей среды – температуры, влажности, давления.

ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК

КУЛЬТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ

Одним из компонентов здорового образа жизни является культура общения. Культура межличностного общения включает систему знаний, норм, ценностей и образцов поведения, принятых в обществе, где живет индивид, которые органично и непринужденно реализуются им в деловом и эмоциональном общении.

ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ОРГАНИЗМА

Неумение адекватно вести себя в стрессовых ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают и студенты.

Предотвращение срывов при стрессах обеспечивает регулярная физическая нагрузка, обладающая антистрессовым действием, снижающая тревогу и подавленность.

Один из доступных способов регулирования психического состояния – психическая саморегуляция посредством аутогенной тренировки. В системе аутогенной тренировки важную роль выполняет дыхательная гимнастика.

КУЛЬТУРА СЕКСУАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Сексуальные отношения – это вершина межличностных отношений двух людей.

Любовь, сексуальная жизнь современного человека – сложнейший комплекс чувств и переживаний, неразрывно связанный с его внутренним миром и многообразием культуры общества в целом.

В работе затрагивается одна из основных проблем двадцать первого века- проблема ведения здорового образа жизни. На основе этого было проведено научное исследование. В работе указываются процентное соотношение людей, проинформированных о здоровом образе жизни, а также состояние их здоровья и частота возникновения различных болезней и недугов. Кроме того, в статье раскрываются такие понятия, как здоровье, фактор здоровья, болезнь, психическое и эмоциональное здоровье. Данное исследование посвящено изучению проблемы влияния различных факторов на психическое и эмоциональное состояние студентов ЧГУ имени Ульянова, особенно в период сдачи экзаменов и зачетов. Также в работе актуализируется необходимость проведения различных спортивных и культурных мероприятий, оказывающих положительное влияние на здоровье человека. Были изучены показатели здоровья и образ жизни студентов 2 курса медицинского факультета ЧГУ имени И.Н.Ульянова и разработаны рекомендации для улучшения физического состояния. Кроме того, были рассмотрены вопросы, касающиеся темы режима дня, сна и питания, смены режима труда и отдыха, активной деятельности, наличия вредных привычек, психического и эмоционального состояния студентов.


1.Вячеславова Р.Н. Проблема здоровья человека и населения – вопрос государственной важности. сайт ЧГУ

2. Ермолаев, А. Х. Особенности спортивно ориентированного физического воспитания студентов / А. Х. Ермолаев, Л. А. Кудянова, Н. П. Чеснокова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья: пути их реализации : материалы науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2014. – С. 9–11.

3. Ермолаев, А. Х. Проблемы физической подготовленности студенческой молодежи / А. Х. Ермолаев, Л. А. Кудянова, Н. П. Чеснокова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и здоровья: пути их реализации : материалы науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2016. – С. 3–5.

4. Киселев Г. Ф., Маркиянов О. А. Формирование управленческих способностей у студентов средствами физического воспитания. — Чебоксары: Изд-во Чувашского гос. ун-та, 2003. — 139 с. — ISBN 5-7677-0664-6

5. Пушкина К.В., Николаева Н.В. Роль эмоционального компонента в мотивации студентов неязыковых специальностей при обучении иностранному языку. В сборнике: Лингвистика, лингводидактика, переводоведение: актуальные вопросы и перспективы исследования. Чебоксары. Материалы Международной научно-практической конференции.Чебоксары, ЧГУ,2016. С. 162-168.

6. Пушкина К.В., Николаева Н.В. Учет эмоционального фактора при обучении иностранному языку для специальных целей//Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2015. № 4(5) C. 123-1253.

Введение. Жизнь человека находится в непрерывной связи со здоровьем. В двадцать первом веке здоровье играет очень важную роль. Современное население подвергается различным внешним воздействиям, способных влиять на их физическое и эмоциональное состояние. С развитием технологий увеличиваются повреждающие здоровье человека факторы, поэтому необходимо уделять особое внимание ЗОЖ.

Здоровье – это такое состояние организма, которое характеризуется его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

По уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а также отсутствие болезней и каких-либо физических дефектов [1].

Здоровье играет важную и основную роль в жизни человека. Здоровый человек психически уравновешен и спокоен. Благодаря здоровью человек может физически и умственно работать, достигать поставленных своих целей, преодолевать большие нагрузки, чувствуя себя при этом вполне нормально. Говоря по-другому, можно сказать, что здоровье- это жизнь. Без нее человек перестает жить и начинает существовать. Поэтому очень важно беречь свое здоровье и поддерживать свое тело в физической форме. Правильное и ответственное отношение к своему здоровью обеспечивает нам долгую и счастливую жизнь без каких-либо проблем.

Изложение основного материала статьи. Теме здоровья было посвящено множество исследований, и многолетние опыты доказали, что при соблюдении определенных гигиенических правил здоровье дает возможность человеку жить до 100 и более лет.

Однако, большинство людей не соблюдает самых простейших, элементарных, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Люди часто не уделяют должного внимания уходу за собой, и это в конечном итоге приводит к возникновению проблем со здоровьем. Малоподвижность (гиподинамия) и употребление большого количества еды (в частности, употребление жирной и жареной пищи) приводит к ожирению. Возрастает вероятность развития сахарного диабета. Возникают множественные нарушения в работе сердца, снижается тонус сосудов. В организме начинает меняться гормональный фон. Происходят перестройки и в работе нервной системы. Все это и многое другое в конечном итоге приводит к преждевременному старению. Некоторые люди в связи с неправильным распределением чередования режима труда и отдыха часто начинают испытывать физическую и эмоциональную усталость, постоянно чувствуют раздражительность, плохо спят по ночам. Некоторые и вовсе, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

Проведенные многочисленные исследования, которые были посвящены проблеме здоровья студенческой молодежи, показывают, что за последние годы она стала очень актуальной. В некоторых научных работах отмечается, что за последнее десятилетие количество студентов-медиков увеличилось примерно с 10% до 30%, не считая того, что в некоторых вузах она может превышать и 40%. Предполагается, что в скором времени процентное содержание студентов медицинского вуза от общего числа может превысить и 50 [2].

В период обучения наблюдается изменение состояния здоровья студента, причем в худшую сторону. В ходе проведенного нами исследования было выяснено, что примерно у 54% мужчин наблюдается лишний вес, у женщин-65%. К четвертому курсу количество возникновения заболеваний достигает 45%, в то время как во втором курсе было примерно 25%. Также выяснилось, что по статистике каждый десятый студент имеет какое-либо заболевание. Из этого можно предположить, что необходимо уделить внимание не только состоянию здоровья студентов, но и факторам, которые и будут способствовать нарушению их здоровья (курение, употребление алкогольных напитков, режим питания и сна и многое другое).

Первым делом, логично будет предположить, что для сохранения здоровья необходимо избегать или даже полностью исключить факторы его нарушения. Поэтому целью нашего исследования является изучение и полная оценка факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни среди студентов медицинского факультета ЧГУ имени И. Н.Ульянова.

Ректор университета отметил важность мер по охране здоровья всех работников и студентов вуза [3]. Было также отмечено, что университет имеет надлежащую материально-техническую базу для поддержания и укрепления здоровья: Центр здоровья, Спортивный комплекс и спортивные залы для проведения занятий и спортивных мероприятий. [4] Кроме того, проректор по воспитательной работе и безопасности ЧГУ О.Н.Викторов подметил, что главной задачей является введения программы ЗОЖ. [4] Кроме того, Л.Л.Васильева, являющаяся заведующей терапевтическим отделением студенческой поликлиники, подчеркнула, что в связи с активными проведениями различных профилактических работ наблюдается резкое повышение знаний студентов о пользе физической культуры и улучшение состояния здоровья [4]. Начальник управления здравоохранения г. Чебоксары указала на проведение подобных мероприятий на регулярной основе и на формирование у молодежи потребностей в ведении ЗОЖ[4].

Из вышесказанного следует, что основной целью является развитие у молодого поколения потребности в ЗОЖ средствами физической культуры и спорта, проведении соответствующих мероприятий, соблюдении правильного и сбалансированного питания и санитарно-гигиенических правил.

Так, для изучения состояния здоровья молодежи были анализированы научные работы, посвященные факторам формирования здоровья, изучены показатели здоровья и образ жизни студентов 2 курса медицинского факультета и разработаны рекомендации для улучшения физического состояния.

Объектами исследования явились 100 студентов (46 лиц мужского пола и 54- женского), принявших добровольное участие в этом исследовании. Работа была проведена в течение полного учебного года. Для оценки факторов и состояния здоровья применялся метод опроса в виде анонимного анкетирования. Уровень заболеваемости студентов изучен по данным обращаемости в студенческую поликлинику. При обработке результатов использованы аналитический и статистический методы исследований.

Из числа опрошенных 76 студентов были лица, достигшие 19–20 лет, 20 студентов — в возрасте 21–23 года, 4 студента — в возрасте 24–25 лет. 31% студентов совмещали учебу с работой.

На первом этапе был проведен опрос студентов с целью определения состояния их здоровья. В анкету были включены вопросы, отвечающие требованиям ВОЗ. Вопросы касались темы режима дня, сна и питания, смены режима труда и отдыха, активной деятельности, наличия вредных привычек, психического и эмоционального состояния студентов.

Первым делом был проведен опрос об источнике информации о здоровом образе жизни (таблица 1).

Читайте также: