Факторы социализации мегафакторы макрофакторы мезофакторы микрофакторы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Факторами социализации и называют такие обстоятельства, при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много обстоятельств, вариантов их сочетания, так много и факторов (условий) социализации

В отечественной и западной науке имеются различные классификации факторов социализации. Однако мы считаем наиболее логичной и продуктивной для педагогики ту, которую предложил А.В.Мудрик. Он выделил основные факторы социализации, объединив их в три группы:

макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах;

мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации); по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.);

микрофакторы, к ним относятся те, которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные и др.

Микрофакторы, как отмечают социологи, оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе, учебе и службе в армии. В зрелом возрасте добавляются собственные дети, а в пожилом - и члены их семей

большее значение ученые придают макрофакторам социализации, в том числе и природно-географическим условиям, поскольку установлено, что они как прямым, так и опосредованным способом оказывают влияние на становление личности. Знание макрофакторов социализации позволяет понять специфику проявления общих законов развития индивида как представителя Homo sapiens (рода человеческого), убедиться в могуществе воспитания. Сегодня становится понятным, что без учета влияния макрофакторов социализации нельзя разработать научно обоснованную даже региональную программу социализации и воспитания подрастающего поколения, не говоря уже о государственной и межгосударственной.

факторы формирования личности дополняются еще биологическим фактором. Ему в зарубежной педагогике в целом ряде случаев отводится первостепенная роль. Так, по мнению отдельных ученых, среда, обучение и воспитание являются лишь условиями для саморазвития, проявления природно-обусловленных психических особенностей.

Действительно, влияние биологического фактора на формирование личности игнорировать нельзя уже потому, что человек - это живой организм, жизнь которого подчинена как общим законам биологии, так и специальным законам анатомии и физиологии. Но по наследству передаются не качества личности, а определенные задатки. Задатки - природная расположенность к той или иной деятельности.

Отечественная педагогика не отрицает влияния биологического фактора на формирование личности, но и не отводит ему решающей роли, как это делают бихевиористы. Разовьются ли задатки, станут ли они способностями - это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными условиями. Этот тезис верен и в отношении индивидуальных различий, лежащих в основе индивидуальных способностей.

Факторы социального воспитания и их влияние на формирование и развитие личности.Мезофакторы и микрофакторы.

Социальное воспитание-это планомерное создание условий для относительно целого развития и духовно-ценностной ориентации человека а процессе его социализации

Мезофакторы социализации.

А)сельское поселение(сильный социальный контроль жизнедеятельности со стороны окружающих принадлежит бубличной жизни,наблюдается открытость общения.Сельские дети идентифицируют себя с родителями больше,чем городские. Большую роль социализация приносит сельской школе)

Б)город(высокая плотность населения.Человек в городе существует в нескольких социальных мирах-дома,в школе,на работе,что приводит к развитию мобильности личности,рассматриваемый как эффект социализации большого города.)

В)поселок(усредненность поведения между городом и селом)

2)средства массовой коммуникации(СМК)

4)реальные условия(проявляются в свойственных населению региона обычаях,традициях,народных праздниках,фольклоре,архитектуре,интерьере жилищ и т.д)

Микрофакторы социализации

1)семья и дом,очаг как первичная территория

2)соседство и микросоциум

3)группа сверстников ,различающихся по характеру механизмов социализации:формализованные группы имеют институционный механизм соц-и;неформальные группы-для них характерен стилизованный механизм социализации

4)воспитательные организации-разнообразность социальных организаций(дет.сады,школы),общие объединения и т.д

5)религиозные организации(верующие и члены их семей)

Огонек знакомств - эффективная форма создания доверительных отношений в группе и знакомства в отряде.

Выделяют несколько уровней и типов педагогического взаимодействия.

Первый уровень - это взаимодействие человека с самим собой. Именно на этом уровне происходят процессы самопознания, самопроектирования, самоанализа и самооценки. От умения личности взаимодействовать с самим собой во многом зависит конструктивность её отношений с окружающими людьми. Вот почему очень важно развивать у детей и взрослых знания и умения рефлексии и саморефлексии.

Второй уровень - это взаимодействие человека с другим. При этом другой очень разнообразен в своих проявлениях: он может быть значимой личностью, равноправным партнёром, а может оказаться человеком, мнение которого не играет существенной роли. Если человек научится относиться к другому как к себе, то следующим шагом будет понимание и принятие другого как себя.

Третий уровень - это взаимодействие личности с определённой системой. Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшей из которых является общешкольный коллектив.

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон

В психолого-педагогической литературе выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог. Вот наиболее важные из них:

- учитель - учитель (администрация);

- учитель - группа учащихся (класс);

Воспитательные задачи

- Создание благоприятной атмосферы в группе детей;

- Познакомиться с каждым ребенком, его интересами, способностями;

- Познакомить с ценностями, традициями класса;

- Заложить основы самоуправления в классе;

- Создать три "как хорошо":

- - что я в этой школе, - что я в этом классе,

- - что у меня такие старшие.

Требования и ограничения по отношению к различным группам

Выбор формы огонька соответствует возрасту. Для старших – проективные огоньки, для младших – с пакетом откровений.

Вопросы также подбираются под возраст. Маленьким - на их интересы и увлечения, для старших – более смысловые.

Социализация является весьма сложным процессом, когда в результате самых различных взаимодействий индивида с обществом возникает определенное влияние на личность. Совокупность влияющих условий называется факторами социализации. На рисунке ниже представлена схема основных групп факторов социализации личности:

Макрофакторы социализации в обществе

Макрофакторы влияют на человека с одинаковой интенсивностью на протяжении всей его жизни. Рассмотрим подробнее примеры макрофакторов социализации в обществе:

  • Культура общества (полоролевые стереотипы, моральные и культурные ценности);
  • Окружающий мир (космос, планета, государство, страна);

Это факторы, которые способны повлиять на социализацию больших групп людей, или даже на все население планеты. В последнее время макрофакторам придается большое значение. К примеру, природные и географические условия обитания влияют на становление личности и напрямую, и опосредованно. Изучение макрофакторов социализации помогает понять механизм проявления общих законов развития индивидов.

Мезофакторы социализации индивидов

Под мезофакторами социализации подразумеваются промежуточные причины, способные повлиять на социализацию индивидов. Эти факторы способствуют социализации в зрелом возрасте человека. К ним можно отнести следующие:

  • Этническая принадлежность индивида (национальное самосознание, менталитет, обычаи и образ жизни);
  • Регион и тип поселения (особенности городского и сельского уклада жизни, группы общения, возможности для самореализации);
  • Аудитория определенных СМИ (ориентирующая в социуме информация).

Готовые работы на аналогичную тему

Микрофакторы социализации личности

Факторы, влияющие на личность на уровне ближайшего окружения, с которыми индивид непосредственно взаимодействует, называются микрофакторами. Наибольшее влияние они оказывают в детском и юношеском возрасте, но частично продолжают воздействовать на человека на протяжении всей жизни:

  • Семья (родители, супруги, дети);
  • Ближайшее окружение (учителя, коллеги, друзья, сверстники);
  • Социальные институты (воспитания, образования);
  • Организации, формирующие религиозные взгляды.

Необходимо еще отметить такой фактор социализации, как биологический.

Помимо социальной среды, обучения и воспитания, важным условием саморазвития являются биологически обусловленные особенности, являющиеся уникальными для каждого индивида. Учитывая тот факт, что человек является организмом, подчиненным законам биологии и физиологии, игнорировать биологический фактор социализации личности невозможно. Однако с точки зрения физиологии, человек наследует лишь задатки тех или иных качеств. Получат ли данные задатки развитие в способности, и каким образом усвоятся социальные роли, зависит от доминирующих в структуре общества условий. Таким образом, социальное воздействие биологических факторов является косвенным, второстепенным.

Факторы социализации являются одновременно средством формирования личности и развивающей средой общества. Как и любую другую, данную среду можно организовать и спроектировать. Для построения условий развивающей среды необходимо обеспечить в обществе атмосферу доверия, гуманности и безопасности. Только в такой среде социализация личности протекает безболезненно и в позитивных тонах.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Социализация – процесс и результат социального развития человека.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья -мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов:

- личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом; на характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.;

- окружающая среда также может воздействовать на личность ребенка;

- личность формируется на основе собственного индивидуального опыта;

важным аспектом формирования личности является культура.

К ведущим феноменам социализации следует отнести усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентации и т.п. Стереотипы поведения формируются путем сигнальной наследственности, т.е. через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (например, в семье, этносе).

Существует несколько социально-психологических механизмов социализации:

Идентификация - это отождествление индивида с некоторыми людьми или группами, позволяющее усваивать разнообразные нормы поведения, которые свойственны окружающим. Примером идентификации является поло-ролевая типизация- процесс приобретения индивидом психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола;

Подражание является сознательным или бессознательным воспроизведением индивидом модели поведения, опыта других людей (в частности, манер, движений, поступков и т.д.);

Внушение - процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств и психических состояний тех людей, с которыми он общается;

Конформность — осознание расхождения во мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении.

Ряд авторов, в том числе и З.Фрейд, выделяют четыре психологических механизма социализации, такие, как:

Имитация - осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Образцами для подражания могут выступать родители, родственники, друзья и т.д.

Идентификация - способ осознания принадлежности к той или иной общности. Через идентификацию дети принимают поведение родителей, родственников, друзей, соседей и т.д., их ценности, нормы, образцы поведения как свои собственные.

Стыд - это переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей.

Чувство вины - переживание разоблачения и позора, связанное с наказанием самого себя, вне зависимости от других людей.

Имитация и идентификация являются позитивными механизмами, так как они нацелены на усвоение определенного типа поведения. Стыд и вина представляют собой негативные механизмы, поскольку они подавляют или запрещают некоторые образцы поведения. З.Фрейд отмечает, что чувства стыда, и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы. Однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентировано на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение же вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть.

Основные направления социализации соответствуют ключевым сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытийной, морально-нравственной, межличностной. Другими словами, в процессе социализации люди обучаются тому, как себя вести, эмоционально реагировать на различные ситуации, переживать и проявлять различные чувства; каким образом познавать окружающий природный и социальный мир; как организовывать свой быт; каких морально-этических ориентиров придерживаться; как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности.

Среди рассмотренных механизмов и феноменов процесса социализации наиболее сильно влияют те, которые принадлежат к микрофакторам социализации. Среди них основную роль играет семья, так как именно в семье ребенок усваивает основные нормы и правила поведения в социуме.


Студенту без шпаргалки никуда! Удобное оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

Оглавление

  • 1. История возникновения социальной педагогики
  • 2. Этапы становления социальной педагогики
  • 3. Субъект-объектный и субъект-субъектный подходы социализации
  • 4. Факторы социализации
  • 5. Механизмы социализации
  • 6. Особенности традиционного и межличностного механизмов социализации

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

4. Факторы социализации

При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.

На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу — микрофакторы.

К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их называют агентами социализации. Пока индивид в подростковом возрасте, агентами выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние. Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того или иного общества, того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним относят:

1) способы вскармливания грудного младенца и ухода за ним;

2) формируемые бытовые и гигиенические умения;

3) окружающие человека плоды материальной культуры;

4) элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание разговоров;

5) методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях;

6) последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Читайте также: