Факторы размещения сельскохозяйственного машиностроения в россии кратко

Обновлено: 30.06.2024

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние несколько факторов.
1) Потребительский фактор размещения машиностроительных предприятий характерен для судостроения и сельскохозяйственного машиностроения. Судостроительные заводы располагаются в портовых центрах, либо морских: Санкт-Петербург, Калининград, Северодвинск, Астрахань и т. д. , либо речных: Москва, Нижний Новгород, Сыктывкар, Зеленодольск, Волгоград, Красноярск, Усть-Кут, Хабаровск и т. д. Сельскохозяйственное машиностроение (особенно комбайностроение) также тяготеет к потребителю. Поэтому крупнейшие центры производства зерноуборочных комбайнов расположены в главных зерновых регионах — на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону и Таганрог) , на юге Западной Сибири (Новосибирск) , картофелеуборочных — в Рязани, льноуборочных — в Бежецке (Тверская область) . Основные тракторные заводы также расположены в главных сельскохозяйственных регионах: Волгоград — в По-вожье, Челябинск — на юге Урала, Липецк — в Центральночернозёмном районе, Владимир — в Центральном, Рубцовск — па юге Западной Сибири; производство трелёвочных тракторов (для лесной промышленности) — в Петрозаводске.
2) Тяжёлое машиностроение тяготеет к металлургическим центрам — сырьевой фактор (Екатеринбург, Орск) , либо к местам добычи полезных ископаемых — потребительский фактор (Воркута, Новокузнецк, Иркутск, Нерюпгри, Мирный) .
3) Транспортный фактор размещения характерен для предприятий автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения, поэтому главные автомобильные заводы нашей страны расположены в бассейне Волги (Тольятти, Нижний Новгород, Ульяновск, Энгельс, Москва, Серпухов, Ликино-Дулёво, Набережные Челны и т. д.) , а важнейшие центры железнодорожного машиностроения — на пересечении первых железных дорог с водными путями (Санкт-Петербург, Коломна, Муром, Калуга, Людиново, Тверь) .
4) Фактор трудовых ресурсов характерен для предприятий электротехнической и часовой промышленности, поэтому они расположены преимущественно в Центральной, Северо-Западной России и в Поволжье (Москва, Зеленоград, Александров, Углич, Нижний Новгород, Воронеж, Санкт-Петербург, Петродворец, Казань, Самара, Пенза и т. д.) .
5) Фактор наукоёмкости является определяющим при размещении авиакосмической промышленности (Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск) и электроники (Москва, Зеленоград, Нижний Новгород, Самара, Новосибирск) .
6) Фактор безопасности характерен для предприятий оборонного комплекса, поэтому предприятия этого комплекса располагаются преимущественно во внутренних регионах страны — в Центральной России, в Поволжье, па Урале, в Сибири. Например, главные центры авиаракетной промышленности — Москва, Королёв, Реутов, Воронеж, Ярославль, Казань, Самара, Саратов, Ульяновск, Волгоград, Златоуст, Новосибирск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре, танкостроения и производства бронетехники — Нижний Тагил, Курган, Волгоград, Омск, Барнаул, артиллерийского вооружения — Пермь, стрелкового оружия — Тула, Ковров, Ижевск.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Вложенные файлы: 1 файл

Регионалистика.docx

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное агентство по сельскому хозяйству

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия

Контрольная работа по дисциплине:

2 курса заочного отделения

Факторы влияющие на размещение сельскохозяйственного и

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от характера выпускаемой продукции: широты номенклатуры, массы изделий, масштабов производства продукции. При этом на эффективность размещения влияет ряд факторов: научно-технический прогресс, специализация, кооперирование, концентрация, комбинирование производства, наличие трудовых ресурсов, близость к источникам сырья и материалов, к потребителям, объем транспортных работ, затраты на транспортировку.

Среди перечисленных факторов важная роль принадлежит специализации и кооперированию. Специализация — сосредоточение на производстве отдельных видов продукции или услуг. Она бывает предметная (выпуск определенных конечных видов продукции — машин, оборудования), подетальная (выпуск деталей, агрегатов, секций), технологическая (производство литья, заготовок) и функциональная (ремонт). Размещение специализированных заводов тесно связано с размещением предприятий, находящихся на близком расстоянии, с которыми они работают в кооперации. Кооперирование осуществляется как внутри отрасли, так и с заводами других отраслей, поставляющих металлы, изделия из пластмасс, стекла и др., интегрируя размещение взаимодействующих между собой предприятий.

Размещение предприятий машиностроения зависит в значительной степени от трудоемкости изделий, уровня квалификации рабочих и служащих. Особенно важна роль квалифицированных кадров в размещении таких отраслей, как электротехническая, радиотехническая, электронная, приборостроительная и др.

Отрасли машиностроения, как крупные потребители металла (сырья), имеют широкие связи прежде всего с черной металлургией. Территориальное сближение этих отраслей дает возможность металлургическим заводам использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

Отрасли машиностроения, производящие малотранспортабельную продукцию, размещаются в районах потребления. К ним относятся сельскохозяйственное машиностроение, производство машин и механизмов для лесной промышленности, горного оборудования и др.

Особенности размещения предприятий машиностроения обусловливают большую роль транспортного фактора в осуществлении кооперированных поставок и обеспечении потребителей готовой продукцией.

Сельскохозяйственное машиностроение занимается выпуском различных видов техники для сельского хозяйства. В большинстве случаев к нему относится и производство тракторов. Продукция отличается сравнительно низкой металлоемкостью и малой транспортабельностью, поэтому главным фактором размещения является потребительский, а для тракторостроения также важна близость металлургических баз.

Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к местам потребления готовой продукции, учитывая специфику сельского хозяйства данной территории и развито во всех экономических районах. Так, зерновые комбайны производят заводы Ростова-на-Дону, Таганрога и Красноярска, т. е. в пределах основного ареала зернового хозяйства России. В Центральном районе выпускают льноуборочные (Бежецк), картофелеуборочные (Рязань, Тула), силосоуборочные (Люберцы) машины. Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы Воронежа, Сызрани, Кургана, Омска, Новосибирска, Рубцовска.

Тракторостроение ориентировано на районы потребления и отчасти на источники сырья (металл). Первые тракторы были выпущены Кировским заводом в Санкт-Петербурге. В 1930-е гг. строятся тракторные заводы в Волгограде, Челябинске, в последующие годы — во Владимире, Липецке, Рубцовске. Для лесной промышленности выпускаются трелевочные тракторы в Петрозаводске, промышленные — в Чебоксарах.

ТПК Восточно-Сибирского экономического района

Состав Восточно-Сибирского экономического района: Красноярский край, Иркутская и Читинская области, республики Бурятия, Тува, Хакасия.

Площадь: 4122,8 тыс. км2.

Население: 9,2 млн чел.

Восточная Сибирь - второй по величине территории после Дальнего Востока экономический район России. К отраслям рыночной специализации района, определяющим его место в территориальном разделении труда, относятся угольная промышленность, электроэнергетика, цветная металлургия (особенно производство алюминия), некоторые производства химической промышленности, лесная промышленность и пушной промысел.

Экономико-географическое положение региона на севере Азии, удаленность от теплых океанов и обусловленные этим природные условия затрудняют хозяйственное освоение территории. Кроме того, Восточная Сибирь значительно удалена от наиболее развитых в экономическом отношении центральных районов страны.

Природные условия Восточной Сибири характеризуются суровостью климата, наличием мерзлоты, торфяных болот, тундры, тайги, а также преобладанием возвышенностей и гор. Неблагоприятность природных условий возрастает в северном и восточном направлениях. Наиболее удобной , в природно-климатическом отношении считается юго-западная часть Восточной Сибири. Поэтому здесь сосредоточены основная масса населения, крупнейшие промышленные центры, наиболее развиты транспортные связи.

Влияние природных условий и ресурсов на размещение и развитие хозяйства в некоторых районах Восточной Сибири очень велико. Поэтому, естественно, чем суровее природные условия, тем выше себестоимость вырабатываемой продукции и тем более ценной и уникальной она должна быть, чтобы компенсировать повышенные затраты на ее производство. Это особенно важно в условиях становления и развития рыночных отношений.

Восточная Сибирь, несмотря на еще недостаточную ее изученность в геологическом отношении, отличается исключительным богатством и широким разнообразием природных ресурсов. Здесь сосредоточена большая часть гидроэнергетических ресурсов и общегеологических запасов угля, находятся уникальные месторождения цветных, редких и благородных металлов (меди, никеля, кобальта, молибдена, ниобия, титана, золота, платины и др.), многих видов нерудного сырья (слюды, асбеста, талька, графита, магнезита, плавикового шпата и др.), открыты крупные запасы нефти и природного газа. Восточной Сибири принадлежит первое место в Российской Федерации по запасам древесины.

Геологические запасы углей достигают 3,7 трлн т, что составляет более половины угольных ресурсов России и вдвое превышает угольные ресурсы США. Наиболее изученными и освоенными являются Канско-Ачинский, Минусинский и Иркутский угольные бассейны. Пока еще недостаточно разведаны и тем более освоены Таймырский, Тунгусский и Улугхемский бассейны.

Канско-Ачинский угольный бассейн простирается вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали на расстояние около 800 км. Общие геологические запасы угля в нем составляют 638 млрд т. Основные месторождения этого бассейна: Березовское, Ирша-Бородинское, Назаровское, Боготольское, Абанское, Урюпское. Угли - бурые, залегают мощными пластами (до 100 м) и близко к поверхности, что позволяет вести их добычу открытым способом.

Минусинский угольный бассейн обладает геологическими запасами угля 32,5 млрд т. Он расположен вдоль берегов верхнего течения Енисея и его притока Абакана в Минусинской котловине. Угли - каменные, добычу их можно вести в основном шахтным способом.

Запасы Иркутского угольного бассейна оцениваются в 76,2 млрд т. Лучшие по качеству каменные угли этого бассейна залегают в Черемховском, Ново-Метелкинском и Азейском месторождениях.

Богатые угольные залежи открыты на территории Тувы. Здесь выделяется Улугхемский бассейн с геологическими запасами около 18 млрд т каменного угля, который является хорошим энергетическим топливом и характеризуется небольшим содержанием золы, серы. Однако из-за отсутствия транспортных связей с промышленными центрами Восточной Сибири бассейн имеет пока лишь местное значение. Значительными запасами угля обладает Забайкалье (Читинская область и Бурятия). В Бурятии наиболее крупными месторождениями являются Гусиноозерское, Никольское, Тугунское. Угли бурые с большим выходом летучих горючих веществ, вследствие чего они при длительном хранении могут самовозгораться. Угли Читинской области большей частью также относятся к бурым. Основные месторождения - Харанорское, Черновское, Тарбагатайское. В Букачачинском месторождении - угли каменные.

Тунгусский угольный бассейн занимает большую часть (1 млн км2) Сибирской платформы между реками Леной и Енисеем. Изучен он пока еще слабо и в связи с труднодоступностью и удаленностью от промышленных центров не эксплуатируется (ведется лишь добыча угля для нужд Норильска). Однако, по оценкам, геологические запасы угля в Тунгусском бассейне очень велики и составляют около 2299 млрд т. В северной; части полуострова Таймыр расположен Таймырский каменно- угольный бассейн с общими запасами 235 млрд т. Он еще мало изучен из-за суровых природно-климатических условий и слабого развития транспортной сети. В пределах Красноярского края находится и часть Ленского угольного бассейна - Анабаро-Хатангский угленосный район с залежами бурого угля.

Нефть была обнаружена в 1960-х годах недалеко от Усть-Кута в районе села Марково. В последующие годы ресурсы нефти и природного газа были открыты не только на севере Иркутской области, но и в Эвенкии, Нижне-Ангарском районе Красноярского края, однако промышленная добыча их пока не ведется. Имеются также незначительные запасы горючих сланцев.

По богатствам гидроэнергетических ресурсов Восточная Сибирь занимает в России первое место. Гидроэнергетические ресурсы рек, технически возможные к использованию, оцениваются в 700 млрд кВт-ч, а в экономически эффективной их части - в 350 млрд кВт-ч. По территории района протекает одна из величайших рек земного шара - Енисей. По водоносности он занимает первое место в России, ежедневно вынося в океан 548 км3 воды, т. е. в 2,5 раза больше, чем Волга. Из-за того, что в верховьях Енисей течет через горные районы, а в среднем его русло пролегает по менее горной местности, он имеет очень большую скорость течения, а также весьма благоприятные условия для строительства электростанций из-за наличия хороших створов. Река обладает огромными запасами гидроэнергетических ресурсов, на ней можно построить гидроэлектростанции общей мощностью до 30 млн кВт со среднегодовой выработкой электроэнергии до 140 млрд кВт-ч. Наряду с уже действующими Саяно-Шушенской, Красноярской, Майнской ГЭС возможно сооружение новых электростанций. Самый многоводный приток Енисея - Ангара. На ней, начиная от Байкала и кончая впадением в Енисей, т. е. на протяжении 1826 км, падение реки составляет около 380 м. Поэтому скорость течения воды так велика, что река не замерзает во многих местах даже в самые сильные морозы. К тому же, если в верхнем течении ширина Ангары достигает двух километров, то в среднем, особенно в Падунском сужении, она уменьшается вдвое, и сила падения воды столь велика, что условия для сооружения ГЭС просто уникальны (именно поэтому была построена Братская ГЭС). Значение Ангары как уникального источника дешевой электроэнергии во много раз возрастает благодаря регулирующей роли озера Байкал, обеспечивающего постоянный расход воды, что является важным фактором устойчивости работы электростанций.

В Восточной Сибири сосредоточены крупные запасы железной руды и руд цветных металлов. Общие балансовые запасы железных руд исчисляются в 4,6 млрд т. Основные ресурсы их расположены в Ангаро-Питском, Ангаро-Илимском и Хакасско-Минусинском бассейнах. Лучшими по качеству в Восточной Сибири являются руды Ангаро-Илимского бассейна (месторождения Коршуновское и Рудногорское). Они относятся к магаетитам и содержат в среднем 46-48\% железа.

Восточная Сибирь богата различными цветными и редкими металлами, в особенности золотом, молибденом, оловом, никелем и медью. Кроме того, значительны запасы алюминия, цинка, свинца, кобальта.

Запасы свинцово-цинковых руд сосредоточены в основном в Горевском и Кызыл-Таштыгском месторождениях Красноярского края и Нерчинской группе месторождений Читинской области. В полиметаллических рудах (в особенности Красноярского края) кроме свинца и цинка содержатся драгоценные и редкие металлы. Следует отметить, что в ряде случаев стоимость этих дополнительных компонентов полиметаллических руд значительно превосходит стоимость свинца и цинка.

Восточная Сибирь имеет большие запасы меди и никеля. Они сосредоточены главным образом в медно- никелевых месторождениях Норильского и в медистых песчаниках и медно-никелевых рудах Удоканского рудного района. Наряду с медью в рудах и промышленных концентратах содержатся молибден, в меньшей степени кобальт, вольфрам, золото.

Алюминиевое сырье представлено главным образом нефелиновыми рудами и в меньшей степени бокситами. Наиболее крупные месторождения находятся в Красноярском крае (Горячегорское, Угорское, Чадобецкое) и в Бурятии (Боксонское).

Месторождения молибдена известны в Читинской области (Бугданское и Широкенское), Красноярском крае (Сорское) и Бурятии (Джидинское и Орекитканское).

Значительны запасы олова, которые сосредоточены в основном на юге Читинской области (Лево-Ингодинское, Шерловогорское месторождения).

Месторождения золота встречаются здесь как в виде кварцево-золотых жил, так и в россыпях. В Читинской области имеется ряд коренных золоторудных месторождений (Балейское, Тассеевское, Дарасунское). Основная масса золота добывается в Забайкалье, Бодайбинском районе Иркутской области и Енисейской тайге.

Восточная Сибирь обладает большими запасами разнообразных нерудных ископаемых. Имеются месторождения плавикового шпата, слюды, графита, магнезита, талька, цементных мергелей и др. Во многих районах есть месторождения асбеста (наиболее крупные месторождения - Ак-Довуракское в Туве и Молодежное в Бурятии). Богата Восточная Сибирь запасами поваренной соли. Основные месторождения расположены в Читинской области, Красноярском крае и Иркутской области. Причем в Иркутской области соленосный бассейн простирается от Усолья Сибирского до Усть-Кута, а толщина пластов соли в некоторых местах достигает нескольких сот метров.


Машиностроение является наиболее сложной отраслью промышленности, и на сегодняшний день состоит из более чем семидесяти самостоятельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основной своей массе обуславливаются технологией производства.

Базовыми для любой отрасли являются следующие факторы:

  • Трудоемкость. Для изготовления оборудования и механизмов требуется большой объем труда. По этой причине большая часть отраслей находятся в таких областях, которые предполагают большую концентрацию населения. Огромные издержки труда неотъемлемая часть таких отраслей как приборостроение и станкостроение;
  • Наукоёмкость. На сегодняшний день в мире сильно акцентируется внимание на науку. По этой причине, заводы и фабрики этих отраслей концентрируются в основной своей массе в административных районах, которые обладают развитой высокоинтеллектуальной базой (научно-исследовательские институты, проектные бюро, испытательные заводы);
  • Сырьевой фактор. Если взять для примера тяжелое машиностроение, то можно увидеть, что оно потребляет большие количества металлопроката. И это означает, что предприятие этой отрасли будет находиться поблизости месторождения соответствующей сырьевой базы;
  • Потребительский фактор. Изделия машиностроительной отрасли довольно разнообразны, и большинство предприятий размещаются, оглядываясь на заказчиков своей продукции. К примеру, транспорт для транспортировки древесины изготавливается в Карелии, потому что он тяжёл в перемещении;
  • Транспортный фактор. Так как транспортировка оборудования, механизмов и комплектующих производится периодически на далёкие протяжённости, то большинство заводов и фабрик стараются расположить, как можно ближе к большим дорогам и путям, как к автомобильным, так и к железнодорожным, и к морским;
  • Территориальное сосредоточение.

Есть смысл заметить, что главный фактор в металлоемком производстве — это внушительное количество металла, а трудоемкое и наукоемкое машиностроение ориентируется на квалифицированную рабочую силу и на научные исследования.

Например, изготовление высокоточных машин сосредотачивается в областях, где доминируют квалифицированные работники, потому что в данном сегменте главную роль играет не сырьё, а высококвалифицированный труд.

География машиностроительной отрасли

Наибольшим фактором расположения заводов и фабрик машиностроения являются традиции формирования промышленности для конкретного географического района. Исходя из большого скопления химических и металлургических залежей, в США сосредоточенно много предприятий крупного машиностроения.

На территории Соединённых Штатов Америки находятся одни из самых крупных автомобильных и авиационных заводов. География машиностроительной отрасли отслеживается не только в конкретной стране, но и по всему миру.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

К примеру, южная часть США, большая часть Канады, Австралии и некоторые районы Аргентины, всегда были областями, в которых прекрасно развивается производство продуктов питания и сельскохозяйственная отрасль.

Это приводило к повышенному спросу на продукцию сельскохозяйственной промышленности и оборудование по переработке продуктов питания.

Изредка детерминантом размещения производств может являться фактор самого производства. В основной своей массе это имеет отношение к производству, которое очень металлоемко.

Главные черты местоположения машиностроительной отрасли

Машиностроительная отрасль развита по всей площади Российской Федерации, но развита она не однообразно. Так сложилось исторически, что между восточными и западными частями России различные уровни развитости.

Львиная доля машиностроительного производства сосредотачивается в Европейской части Российской Федерации. И эта часть потребляет около девяносто процентов всей производимой продукции.

В свою очередь, на Европейской части страны производственное хозяйство эволюционировало не однообразно. Примерно семьдесят процентов производства находится на Урале, в Центральной России и на Поволжье.

Машиностроительная отрасль находится в преимущественно в больших населённых пунктах, таких как Москва, Новосибирск, Екатеринбург.

География машиностроительной отрасли Российской Федерации

Отрасль тяжелого машиностроения является особо металлоемкой. На сегодняшний день данная отрасль производит около шестидесяти процентов продукции. Заводы и фабрики машиностроения ориентируются в основном на районы потребления и на сырьевую базу.

В основном тяжелое машиностроение размещено в Центральном районе России, на Урале (оборудование для горнодобывающей промышленности), в Сибири, в Санкт-Петербурге (производство турбин и генераторов) и в Екатеринбурге (кузнечнопрессовое оборудование).

Общее же машиностроение различается специализацией в узкой области, подвержено кооперированию, с невысоким потреблением металла и многочисленностью производимой продукции.

Основной отраслью общего машиностроения считается автомобилестроение, количество автомобильных заводов превышает двести единиц.

Так как важным фактором для автомобилестроения является транспортные соединения, именно по этой причине многие предприятия находятся недалеко от больших магистралей.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Основные города, в которых расположены автомобильные заводы для производства легковых автомобилей, - это Москва, Тольятти и Ижевск.

В свою очередь средне-тоннажные автомобили, производятся в Москве и в Нижнем Новгороде. А вот грузовые автомобили производятся в городе Набережные Челны.

Город Энгельс известен производством троллейбусов, а город Краснодар и город Голицын производят автобусы.

Промышленность по производству тракторов сосредоточена в районах сельскохозяйственного назначения, это следующие города: Липецк, Санкт-Петербург, Челябинск.

Промышленность по производству электротехнической продукции находится в областях, где преобладает квалифицированная рабочая база, с большим количеством потребителей и научно-исследовательскими институтами.

На сегодняшний день эти большие производства работают в центральном, западносибирском и северо-западном районах.

Предприятия станко-инструментальной промышленности хоть сравнительно и не велики по размерам, но находятся в крупных городах России, таких как Москва, Рязань, Новосибирск и Иваново.

Отрасль приборостроения сосредоточенна в основном в Москве и Московской области, так как требуется большое количество квалифицированной рабочей силы и научно-исследовательская база.

Авиационная промышленность выделяется своей высочайшей степенью квалификации инженерно-технических и рабочих кадров, и это обуславливает расположение основного производства в больших центрах.

Самолёты для грузовых и пассажирских перевозок изготавливаются в таких больших городах, как Москва, Смоленск, Воронеж.

Около девяносто процентов продукции изготавливается в Европейской части Российской Федерации, по той причине, что здесь проживает примерно восемьдесят процентов населения страны, и расположено много научно-исследовательских институтов.

Большим отрицательным моментом этого является мизерная сопричастность регионов, которые расположены за уральским хребтом, невзирая на то, что у этих регионов огромный сырьевой потенциал.

Машиностроение – это очень важная отрасль экономики страны. В России машиностроение получило развитие, но, по мнению экспертов, в недостаточной степени. Это крупная отрасль промышленности, которая производит разнообразную продукцию, от мелких деталей, до очень объемных машин и оборудования.

На размещение машиностроительных предприятий влияют многие факторы:

  • наукоёмкость;
  • трудоёмкость (фактор квалифицированных трудовых ресурсов);
  • металлоёмкость (сырьевой);
  • транспортный;
  • потребительский;
  • ЭГП.

Выделяют тяжёлые отрасли машиностроения и лёгкие. Первые при размещении ориентируются на наличие сырья (металла). Вторая группа отраслей учитывает прежде наличие в непосредственной близости научной базы и подготовленные трудовые ресурсы.

На территории России развиты традиционные отрасли(старые): производство оборудования для добывающих отраслей, сельскохозяйственное машиностроение и другие отрасли.

Вместе с тем получили развитие и новые отрасли: автомобилестроение, электротехническая промышленность, электронная, приборостроение и другие.

Машиностроение развито во всех районах России. Но все же основная часть продукции выпускается на европейской части, около 90%.

Читайте также: