Восточные теории личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Юнг, Адлер и многие другие создали свои теории на основании догадок Фрейда. В теории Юнга бессознательное индивида включает в себя не только личные воспоминания (на чем настаивал Фрейд), но и материал, принадлежащий коллективному бессознательному всего человечества. Альфред Адлер, и другие ученые направили свое внимание на эго как на сложный механизм адаптации к внутренней и внешней среде.

Карен Хорни посвятила свои исследования эго-психологии, а также инициировала развитие женской психологии. Она расширила рамки психоаналитической теории, распространив ее на женщин. Ее работа была продолжена несколькими поколениями теоретиков-женщин. Одной из наиболее известных исследовательских групп здесь считается центр Стоуна.

Уильяма Джеймса, современника Фрейда и Юнга, больше интересовало сознание само по себе, чем его составляющие. Изучая то, как функционирует разум, Джеймс стал предшественником когнитивных психологов. Он также положил начало исследованиям сознания – области, в которой ученые изучают такие вопросы, как измененные состояния сознания (сновидения, медитация, воздействие наркотических веществ на человека и т.д.).

РАСШИРЕНИЕ РАМОК ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

В последние годы все более значимыми становятся следующие четыре подхода к человеческой природе и функционированию:

движение за развитие человеческого потенциала (the human potential movement),

женская психология и

Когнитивная психология вторглась во многие области психологии, включая теорию личности. Когнитивная психология позволяет проанализировать, как функционирует разум, и оценить разнообразие и, сложность человеческого поведения. Если нам удастся лучше понять, как мы мыслим, наблюдаем, концентрируем свое внимание и запоминаем, то мы получим более ясное представление о том, как эти когнитивные строительные блоки способствуют возникновению страхов и иллюзий, творческой деятельности и всех моделей поведения и психических проявлений, которые делают нас тем, что мы собой являем.

Первый когнитивный психолог Джордж Келли указывал на важность интеллектуального осмысления нашего опыта. Согласно Келли, все люди являются учеными. Они формулируют теории и гипотезы в отношении собственной личности и других людей и, подобно ученым-профессионалам, иногда цепляются за любимую теорию, несмотря на множащиеся свидетельства, указывающие на ее несостоятельность.

ДВИЖЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Движение за развитие человеческого потенциала возникло в 1950–1960-е гг. прежде всего в Институте Исален в Калифорнии и в Национальных учебных лабораториях в штате Мэн и опиралось по большей части на теории Роджерса и Маслоу. В настоящий момент оно представляет собой широко распространенный культурный феномен. Центры роста, или обучения, существуют в большинстве крупных городов, как правило, предлагая интенсивные, часто по-настоящему захватывающие семинары, которые проходят в выходные дни или в течение недели и включают в себя различные виды групповой психотерапии, физических упражнений, медитации и духовных практик. Эти семинары предлагают также обучение навыкам, коммуникации, планирования времени, контролирования качественных показателей и снятия стресса. Лидеры и члены различных групп, а также государственные и частные спонсоры, как правило, считают, что посещение этих занятий может способствовать благотворным, долговременным изменениям.

К сожалению, стечением времени наряду «акцентом на непосредственное овладение навыками и быстрые результаты в рамках движения подучила развитие антинаучная и антиконцептуальная тенденция, которую иногда рассматривают как намеренное проявление неуважения к психологии. С другой стороны, психологи-традиционалисты предпочитают не замечать реальные и важные достижения движения. Мы же понимаем, что многие теории и практические методы, представленные в движении за развитие человеческого потенциала, имеют прочную и убедительную интеллектуальную базу. Важный теоретический вклад в это движение, кроме Роджерса и Маслоу, внесли Вильгельм Райх, Фриц и Лаура Перлс.

Третий из основных подходов к человеческой природе и функционированию, по-прежнему остающийся несколько в стороне от магистрального пути науки, признает различия между мужчинами и женщинами. Это звучит абсурдно, но большинство теорий личности и учебных пособий продолжают замалчивать этот вопрос. В 1970-х гг. к этому предмету проявлялся большой интерес, но еще не было проведено достаточного количества основательных исследований. Карен Хорни задолго до того как получило развитие современное женское движение, создала первую убедительную и всеобъемлющую теорию женской психологии.

ВОСТОЧНЫЕ ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ

Модели личности, разработанные в трех восточных психодуховных учениях: йоге, дзэн-буддизме и суфизме отражают расширение традиционных принципов теории личности. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего развития психологии, но в последнее время она все больше превращается в область международных исследований, менее зависимую от американских и западноевропейских интеллектуальных и философских гипотез.

Восточные теории были созданы в обществах и системах ценностей, которые зачастую резко отличаются от Европы и Соединенных Штатов. Верования и идеалы, присущие этим культурам, обогащают наши представления о том, что значит быть человеческим существом.

Религиозные традиции, лежащие в основе этих систем, – индуизм, буддизм и ислам – отражают взгляды почти трех миллиардов людей, живущих более чем сотне стран. Эти религии исповедует большая часть населения мира. Они являются для их приверженцев повседневной реальностью, а не какими-то академическими, научными или оторванными от практики абстракциями.

Современный интерес к восточным системам

Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший интерес к восточной мысли. Появилось множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных учениях. Многие западные люди в поисках новых ценностей, стремясь к личностному и духовному росту, посвящают свое время интенсивному изучению и практике той или иной восточной системы.

Восточные теории включают в себя весомые концепции и эффективные методики личностного и духовного развития. На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и практического применения.

Все чаще признается, что западные психологи могли недооценивать психологию и терапию других культур. Отдельные азиатские учения включают в себя комплексные виды терапии, и экспериментальные исследования подтверждают их способность оказывать психологическое, физиологическое и психотерапевтическое воздействие. Сейчас азиатские виды терапии используются все большим числом западных людей, в том числе специалистами в области психического здоровья. Они позволяют по-новому взглянуть на психологическое функционирование, потенциальные возможности и патологии, а также применить новые подходы и методы. Вдобавок изучение других культур и практик часто оказывает целительное воздействие, разоблачая скрытые этноцентрические гипотезы и ограниченные представления и тем самым, способствуя более широкому взгляду на человеческую природу и терапию.

Азиатские виды психологии содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния (Walsli, 1989, р. 547-548).

Важно не забывать, что мы говорим здесь о восточной психологии, а не о восточной религии. Общим истоком йоги, дзэна и суфизма является потребность объяснить отношения между религиозной практикой и повседневной жизнью. Духовные наставники были среди первых психологов как на Западе, так и на Востоке. Они хотели понять эмоциональную и личностную динамику своих учеников, а также их духовные потребности.

В основе этих видов психологии, как и их западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем психологическим, физиологическим, духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения.

Кредо каждой системы базируется на личном опыте и прозрениях ее основателей. Жизнеспособность и значимость этих традиционных психологических систем поддерживается постоянной проверкой, доработкой и видоизменением тех первичных прозрений, с тем, чтобы они соответствовали новым условиям и межличностным ситуациям, а также различной культурной среде. Другими словами, эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность, продолжая изменяться и развиваться.

Все эти системы уделяют внимание трансперсональному росту, или росту, выходящему за пределы эго и личности. Им свойственно общее с трансперсональной психологией представление, что с помощью медитации или других упражнений, воздействующих на сознание, можно достичь, глубинных состояний осознания, выходящих за рамки ( trans ) нашего повседневного, личного опыта. В отличие от них, западные психологи, как правило, рассматривают рост с точки зрения укрепления эго: достижения большей независимости, самостоятельности, самореализации, избавления от невротических процессов и оздоровления психики. Тем не менее, концепции трансперсонального роста и укрепления эго могут быть, скорее, взаимодополняющими, чем противоречащими друг другу.

Похожие страницы:

Теория личности (3)

. как выдающийся представитель гуманистической теории личности, его теория самоактуализации личности, основанная на изучении . . ГЛАВА 7. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Феноменологическое направление теории личности основывается на том, что .

Теория личности (2)

. поведенческая теория личности Глава 3. Дж. Келли: когнитивная теория личности Глава 4. Маслоу: гуманистическая теория личности Введение . Глава 4. Маслоу: гуманистическая теория личности В гуманистической теории личности выделяются два основных направления. .

Теории личности (3)

ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить .

Теории личности (4)

. – и будет) стандартного образца. Диспозиционная теория личности – Г.У. Оллпорт. "Личность – это динамическая организация тех психофизических . подход. Пятифакторная модель личности. В факторных теориях личности рассматривается как состоящая из стабильных .

Теории личности в зарубежной психологии (1)

. , они создают лишь духовную индивидуальность личности. Теория личности во французской социологической школе С.83 . -социальное" у Жане психологически обусловлено. Теория Ж. Ньюттена С.89. Теория личности современного бельгийского психолога Ж.Ньюттена .

Последние три главы этой книги посвящены моделям личности, разработанным в трех восточных психодуховных учениях: йоге, дзэн-буддизме и суфизме. Главы 15, 16 и 17 отражают расширение традиционных принципов теории личности. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего развития психологии, но в последнее время она все больше превращается в область международных исследований, менее зависимую от американских и западноевропейских интеллектуальных и философских гипотез.

В этих трех главах мы хотим взглянуть с более широких и разносторонних позиций на западную теорию личности, которая стала уделом белых европейцев и американцев мужского и, в гораздо меньшей степени, женского пола. Эти восточные теории были созданы в обществах и системах ценностей, которые зачастую резко отличаются от Европы и Соединенных Штатов. Верования и идеалы, присущие этим культурам, обогащают наши представления о том, что значит быть человеческим существом.

Религиозные традиции, лежащие в основе этих систем, — индуизм, буддизм и ислам — отражают взгляды почти трех миллиардов людей, живущих в более чем сотне стран. Эти религии исповедует большая часть населения мира. Они являются для их приверженцев повседневной реальностью, а не какими-то академическими, научными или оторванными от практики абстракциями.

Современный интерес к восточным системам

Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший интерес к восточной мысли. Появилось множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных учениях. Многие западные люди в поисках новых ценностей, стремясь к личностному и духовному росту, посвящают свое время интенсивному изучению и практике той или иной восточной системы.

Восточные теории включают в себя весомые концепции и эффективные методики личностного и духовного развития. На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и практического применения.

Все чаще признается, что западные психологи могли недооценивать психологию и терапию других культур. Отдельные азиатские учения включают в себя комплексные виды терапии, и экспериментальные исследования подтверждают их способность оказывать психологическое, физиологическое и психотерапевтическое воздействие. Сейчас азиатские виды терапии используются все большим числом западных людей, в том числе специалистами в области психического здоровья. Они позволяют по-новому взглянуть на психологическое функционирование, потенциальные возможности и патологии, а также применить новые подходы и методы. Вдобавок изучение других культур и практик часто оказывает целительное воздействие, разоблачая скрытые этноцентрические гипотезы и ограниченные представления и тем самым способствуя более широкому взгляду на человеческую природу и терапию…

Азиатские виды психологии делают акцент главным образом на экзистенциальных и трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания патологии. Они содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния (Walsh, 1989, р. 547–548).

Данные главы включены в книгу с тем, чтобы дать вам возможность рассмотреть, оценить и в какой-то степени опробовать на практике эти подходы к личности в контексте критического и сравнительного направления внутри психологии Мы имеем немало свидетельств о том внимании, которое учащиеся уже уделяют этим вопросам. Однако уровень фундаментальных знаний о восточных традициях часто бывает очень низок в сравнении с тем интересом, который многие люди проявляют к этим занятиям, или хотя бы с тем количеством времени, которое на них затрачивается.

Изучение восточной психологии

Зачем нужно рассматривать религиозные системы в книге, посвященной психологии Термин религия имеет такие побочные значения, как застывшая догма, общепринятая мораль и т. д. Казалось бы, эти понятия не слишком совместимы с психологией.

Важно не забывать, что мы говорим здесь о восточной психологии, а не о восточной религии. Общим истоком йоги, дзэна и суфизма является потребность объяснить отношения между религиозной практикой и повседневной жизнью. Духовные наставники были среди первых психологов как на Западе, так и на Востоке. Они хотели понять эмоциональную и личностную динамику своих учеников, а также их духовные потребности. С целью осмысления вопросов, с которыми сталкивались их ученики, они обратились сначала к собственному опыту — принцип, почитающийся, как мы видим, и сегодня в учебном психоанализе, который проходят многие психотерапевты.

В основе этих видов психологии, как и их западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем психологическим, физиологическим и духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения.

Кредо каждой системы базируется на личном опыте и прозрениях ее основателей. Жизнеспособность и значимость этих традиционных психологических систем поддерживается постоянной проверкой, доработкой и видоизменением тех первичных прозрений, с тем чтобы они соответствовали новым условиям и межличностным ситуациям, а также различной культурной среде. Другими словами, эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность, продолжая изменяться и развиваться.

Трансперсональный опыт

Все эти системы уделяют внимание трансперсональному росту, или росту, выходящему за пределы эго и личности. Им свойственно общее с трансперсональной психологией (см. главу 14) представление, что с помощью медитации или других упражнений, воздействующих на сознание, можно достичь глубинных состояний осознания, выходящих за рамки (trans) нашего повседневного, личного опыта. В отличие от них, западные психологи, как правило, рассматривают рост с точки зрения укрепления эго: достижения большей независимости, самостоятельности, самореализации, избавления от невротических процессов и оздоровления психики. Тем не менее концепции трансперсонального роста и укрепления эго могут быть, скорее, взаимодополняющими, чем противоречащими друг другу.

Один из первых теоретиков личности Андраш Андьял (Andras Angyal) обсуждает каждую из этих позиций.

В главах 15, 16 и 17 представлены развернутые и практические теории личности, описанные в психологически релевантных терминах. Каждая система серьезно занимается вопросами основополагающих ценностей, трансперсональным опытом и отношениями индивида с каким-то большим целым. Каждой системе на Западе было уделено серьезное внимание, и многие аспекты этих систем уже учитываются в различных отраслях психологии.

Оценка восточных систем не должна отличаться от личных суждений, которые мы просим вас вынести в отношении западных теорий, представленных в этой книге: помогают ли они вам понять себя и окружающих? Соответствуют ли они вашему собственному опыту?


Тестирование (диагностика) по методу

Территория познания себя

“Есть одно только благо - знание, и одно только зло - невежество”

Западная и Восточная психология о развитии личности

Кадуций.JPG

"Если вы не развиваетесь, то вы находитесь в состоянии застоя. Если вы не становитесь лучше, то вы становитесь хуже. Постоянно учитесь и сделайте развитие обязательной программой каждого дня"

При изучении различных концепций развития, определенный интерес представляет соотношение теоретических положений о совершенствовании личности в Западной и Восточной психологии. Что побуждает людей, уделяющих внимание своему личностному росту направлять внимание к Восточной традиции и использовать накопленный ею опыт?

Исходя из существующих закономерностей развития, изложенных в ряде психологических источников, на определенном этапе своего совершенствования, личность должна стать заинтересованной в самопознании. Самопознание структурно входит в самосознание личности наряду с саморазвитием и саморегуляцией. На данном этапе развития человек направляет вектор своего внимания внутрь с целью разобраться в особенностях функционирования своей психики, понять её сильные и слабые стороны, определиться с её компонентами, требующими улучшения. В процессе осознанного изучения себя, человек начинает интересоваться психологическими знаниями. И если он относимся к представителям Западной цивилизации, то, скорее всего, ознакомится с теоретическими положениями о психике таких ученых, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Уильям Джеймс, Абрахам Маслоу, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, Р.С. Немов и др. Проанализировав отдельные теории, можно прийти к выводу, что классическая европейская психология имеет экстравертированную (внешнюю) направленность и представляет собой науку о законах и закономерностях функционирования психики, в которую структурно входят четыре основных элемента – психические процессы, состояния, свойства и образования. Все эти элементы связаны с нашим сознанием и подсознанием. Данная структура представляется вполне исчерпывающей для осуществления определенного анализа в отношении себя, определения слабых сторон и последующей работы с целью улучшения отдельных параметров психики (улучшение памяти, внимания, волевых качеств и т.д.). Но очевидно, что не все элементы структуры человеческого естества в ней раскрыты.

Несколько по иному сложилось отношение к изучению личности в Восточной психологии, где в большей степени присутствует интровертированная направленность и человека традиционно продолжают считать высокоточным (прецизионным) инструментом, способным при условии развития соответствующих психических способностей, выйти на уровень осознания своей духовной сути при жизни на Земле.

Снимок.JPG

Снимок.JPG

Если рассматривать Запад, то основной упор здесь учёными делается на теоретические положения гуманистической психологии, основными представителями которой являются Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и др. Суть теории состоит в необходимости реализации основных потребностей человека от низших физиологических (органических, биологических) к высшим – потребностям личностного роста. Достижение уровня самоактуализации (уровеня реализации заложенных от рождения потенциальных способностей) является основной целевой установкой развивающегося человека в рамках данной концепции. Стоит отметить, что наш соотечественник доктор психологических наук Ильин Евгений Павлович считал, что данная теория вполне обоснована и речь должна идти о необходимости реализации человеком указанных потребностей в течении жизни (в онтогенезе). Если взглянуть на пирамиду потребностей А. Маслоу, то явно выделяются три основных блока человеческих потребностей. И напрашивается вывод, что при реализации упомянутых потребностей в соответствии с данной теорией, речь в том числе, должна идти о формировании сознания личности на трёх уровнях. Качество сознания в процессе развития должно меняться от уровня реализации низших (физиологических потребностей) к уровню более высоких – социальных, а в последующем и к уровню духовных потребностей, который вполне можно соотнести с уровнем самоактуализации. В чем же состоит особенность развития личности в Восточных концепциях?

12b8c252c8933f129a7443a9c99f6f20.jpg

Каждая из Восточных традиций указывает на бесполезность и неразумность такой ситуации, когда внешней форме уделяется большее внимание, чем внутренней функции. В основе этих видов психологии, как и их Западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем физиологическим, психологическим и духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения. Эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность и на сегодняшний момент, продолжая изменяться и развиваться. В отличие от них, Западные психологи, как правило, рассматривают рост человека с точки зрения укрепления эго: достижения большей независимости, самостоятельности, самореализации, избавления от невротических процессов и оздоровление психики. Особенность совершенствования личности в Восточной психологии состоит в том, что толпа, общество не является для развивающийся личности критерием. Критерием является раскрытие своей истинной духовной Природы. Пока человек этого не сделал, он считаетесь больным.

Для Западной психологии в отличии от Восточной, критерием является общество. Многие люди на Западе не верят, что есть Душа. Западная психология является всего лишь терапевтической, это часть медицины. Она пытается помочь подрегулироваться человеку, но не позволяет выйти за пределы его обычного естества. Восточные усилия направлены на то, что бы выйти за пределы человеческого ума, который считается деструктивной составляющей, отвечающей за низшие потребности. Он никак не способствует прогрессу человека. Функционирование личности на этом уровне не ведет к расширению её сознания и эволюции. На Западе, ум не является болезнью. Ненормальной личностью на Западе считается личность, которая наоборот вышла за пределы рамок ума. На Востоке считают, что пока вы не сможете достичь чего-то, что лежит вне вас, ваша жизнь является бессмысленной.

09505386.jpg

Несмотря на наличие определенных отличий в Западной и Восточной традиции, всё же при пристальном их изучении, обнаруживаются некоторые точки соприкосновения.

Так, например Восточный подход к типизации личности в соответствии с гуннами материальной природы (тамас, раджас, сатва) вполне соотносятся с тремя уровнями развития сознания в соответствии с гуманистической теорией развития А. Маслоу и структурой психики человека, предложенной З. Фрейдом и В.М. Бехтеревым.

Снимок.JPG

Человеку, находящемуся под влиянием гунны тамаса, как правило присущи такие характеристики, как нахождение в состоянии лени, состоянии незнания (авидьи), иллюзии, глупости, невежества. Он часто подвергается унынию, скорби и в целом пребывает в состоянии страдания. Человек под влиянием гунны раджаса характеризуется наличием корысти, гордости, лицемерия, соперничества, зависти, эгоизма, беспокойства, неудовлетворенности, жгучих желаний, жажды наслаждений. В таком состоянии счастье, как правило, быстро заканчивается. Высшее состояние – это нахождение в гунне Сатвы. Основные её характеристики это – наличие сформированного самосознания, энтузиазма в деятельности, умиротворенности, самообладания собой, сострадание к людям, свобода, жизнь вне социальных клише, счастье изнутри, наличие знания.

Восточные концепции в большей степени направлены на познание высшей Истины. И здесь некоторые взгляды европейских представителей от них не отличаются. Поискам Истины в Западной традиции уделяли внимание знаменитые ученые, поэты и философы. Приведем несколько цитат, раскрывающих их точку зрения на конечную цель, которую должен достичь человек, встающий на путь поиска и саморазвития.

Целесообразно обратить внимание и на то, что в гуманистической психологии, характеризуя самоактуализирующуюся личность, Абрахам Маслоу обращал внимание на её способность испытывать различные трансперсональные переживания. К таким переживаниям относится разнообразный опыт необычных психических явлений, часть из которых связана с перемещением сознания за пределы человеческого естества и др. В Восточной психологии таким состояниям уделяется повышенное внимание. Их исследование на Западе осуществляется в рамках трансперсональной психологии и является так же одной из точек соприкосновения между Западными и Восточными взглядами.

Последние три главы этой книги посвящены моделям личности, разработанным в трех восточных психодуховных учениях: йоге, дзэн-буддизме и суфизме. Главы 15, 16 и 17 отражают расширение традиционных принципов теории личности. Эта тенденция прослеживается на протяжении всего развития психологии, но в последнее время она все больше превращается в область международных исследований, менее зависимую от американских и западноевропейских интеллектуальных и философских гипотез.

В этих трех главах мы хотим взглянуть с более широких и разносторонних позиций на западную теорию личности, которая стала уделом белых европейцев и американцев мужского и, в гораздо меньшей степени, женского пола. Эти восточные теории были созданы в обществах и системах ценностей, которые зачастую резко отличаются от Европы и Соединенных Штатов. Верования и идеалы, присущие этим культурам, обогащают наши представления о том, что значит быть человеческим существом.

Религиозные традиции, лежащие в основе этих систем, — индуизм, буддизм и ислам — отражают взгляды почти трех миллиардов людей, живущих в более чем сотне стран. Эти религии исповедует большая часть населения мира. Они являются для их приверженцев повседневной реальностью, а не какими-то академическими, научными или оторванными от практики абстракциями.

Современный интерес к восточным системам

Начиная с 1960-х гг. американцы стали проявлять все больший интерес к восточной мысли. Появилось множество курсов, книг и организаций, основывающихся на различных восточных учениях. Многие западные люди в поисках новых ценностей, стремясь к личностному и духовному росту, посвящают свое время интенсивному изучению и практике той или иной восточной системы.

Восточные теории включают в себя весомые концепции и эффективные методики личностного и духовного развития. На Западе эти учения становятся объектом как научных исследований, так и практического применения.

Все чаще признается, что западные психологи могли недооценивать психологию и терапию других культур. Отдельные азиатские учения включают в себя комплексные виды терапии, и экспериментальные исследования подтверждают их способность оказывать психологическое, физиологическое и психотерапевтическое воздействие. Сейчас азиатские виды терапии используются все большим числом западных людей, в том числе специалистами в области психического здоровья. Они позволяют по-новому взглянуть на психологическое функционирование, потенциальные возможности и патологии, а также применить новые подходы и методы. Вдобавок изучение других культур и практик часто оказывает целительное воздействие, разоблачая скрытые этноцентрические гипотезы и ограниченные представления и тем самым способствуя более широкому взгляду на человеческую природу и терапию.

Азиатские виды психологии делают акцент главным образом на экзистенциальных и трансперсональных уровнях, уделяя мало внимания патологии. Они содержат подробные описания различных состояний сознания, уровней развития и ступеней просветления, которые выходят за рамки традиционных западных психологических схем. Более того, они притязают на обладание приемами, с помощью которых можно вызвать эти состояния (Walsh, 1989, р. 547-548).

Данные главы включены в книгу с тем, чтобы дать вам возможность рассмотреть, оценить и в какой-то степени опробовать на практике эти подходы к личности в контексте критического и сравнительного направления внутри психологии. Мы имеем немало свидетельств о том внимании, которое учащиеся уже уделяют этим вопросам. Однако уровень фундаментальных знаний о восточных традициях часто бывает очень низок в сравнении с тем интересом, который многие люди проявляют к этим занятиям, или хотя бы с тем количеством времени, которое на них затрачивается.

Изучение восточной психологии

Зачем нужно рассматривать религиозные системы в книге, посвященной психологии? Термин религия имеет такие побочные значения, как застывшая догма, общепринятая мораль и т. д. Казалось бы, эти понятия не слишком совместимы с психологией.

Важно не забывать, что мы говорим здесь о восточной психологии, а не о восточной религии. Общим истоком йоги, дзэна и суфизма является потребность объяснить отношения между религиозной практикой и повседневной жизнью. Духовные наставники были среди первых психологов как на Западе, так и на Востоке. Они хотели понять эмоциональную и личностную динамику своих учеников, а также их духовные потребности. С целью осмысления вопросов, с которыми сталкивались их ученики, они обратились сначала к собственному опыту — принцип, почитающийся, как мы видим, и сегодня в учебном психоанализе, который проходят многие психотерапевты.

В основе этих видов психологии, как и их западных аналогов, лежит внимательное изучение человеческого опыта. В течение веков они обобщали эмпирические наблюдения за тем психологическим, физиологическим и духовным воздействием, которое оказывают разнообразные идеи, установки, модели поведения и упражнения.

Кредо каждой системы базируется на личном опыте и прозрениях ее основателей. Жизнеспособность и значимость этих традиционных психологических систем поддерживается постоянной проверкой, доработкой и видоизменением тех первичных прозрений, с тем чтобы они соответствовали новым условиям и межличностным ситуациям, а также различной культурной среде. Другими словами, эти многовековые психологические системы сохраняют свою актуальность, продолжая изменяться и развиваться.

Трансперсональный опыт

Все эти системы уделяют внимание трансперсональному росту, или росту, выходящему за пределы эго и личности. Им свойственно общее с трансперсональной психологией (см. главу 14) представление, что с помощью медитации или других упражнений, воздействующих на сознание, можно достичь глубинных состояний осознания, выходящих за рамки (trans) нашего повседневного, личного опыта. В отличие от них, западные психологи, как правило, рассматривают рост с точки зрения укрепления эго: достижения большей независимости, самостоятельности, самореализации, избавления от невротических процессов и оздоровления психики. Тем не менее концепции трансперсонального роста и укрепления эго могут быть, скорее, взаимодополняющими, чем противоречащими друг другу.

Один из первых теоретиков личности Андраш Андьял (Andras Angyal) обсуждает каждую из этих позиций.

В главах 15, 16 и 17 представлены развернутые и практические теории личности, описанные в психологически релевантных терминах. Каждая система серьезно занимается вопросами основополагающих ценностей, трансперсональным опытом и отношениями индивида с каким-то большим целым. Каждой системе на Западе было уделено серьезное внимание, и многие аспекты этих систем уже учитываются в различных отраслях психологии.

Оценка восточных систем не должна отличаться от личных суждений, которые мы просим вас вынести в отношении западных теорий, представленных в этой книге: помогают ли они вам понять себя и окружающих? Соответствуют ли они вашему собственному опыту?

Читайте также: