Факторы образовательного и профессионального роста кратко

Обновлено: 07.07.2024

Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации, ее качественное изменение, упрощение способов доступа к данным требует от человека умения быстро ориентироваться в социальном пространстве и оперативно реагировать на все преобразования. Изменяются и требования к современному педагогу. Ему важно не только соответствовать профессиональным требованиям, но и повышать уровень собственного развития, гибкости своего мышления, находиться в постоянном поиске нового в общекультурной, научной и профессиональной области с учетом меняющихся потребностей государства, общества, экономики и рынка труда.

Профессиональное становление педагога неразрывно связано с такими процессами, как самообразование, самовоспитание, саморазвитие.

Самообразование - это процесс самостоятельного приобретения знаний, предполагающий непосредственный личный интерес занимающегося.

Самообразование призвано выполнять следующие функции (Князева М. Л.) :

- экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);

- ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе);

- саморазвития (совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств);

- методологическая (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира);

- коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами);

- сотворческая (сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее);

- функция омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции);

- психологическая, психотерапевтическая (сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества);

- геронтологическая (поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма).

Таким образом, самообразование – это необходимое условие жизни современного образованного человека, обязательное слагаемое его профессионального успеха.

Самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на усвоение опыта предшествующих поколений, формирование личности через самостоятельную работу над собой.

Самовоспитание неразрывно связано с самопознанием и осознанием реального и идеального Я, своего жизненного опыта и отношений с окружающим миром.

Специалисты выделяют ряд функций, присущих самовоспитанию:

- компенсаторная (расширение знаний о себе, своих способностях и возможностях);

- адаптирующая (позволяет педагогу своевременно приспосабливаться к меняющемуся миру, ориентироваться в новых условиях профессиональной деятельности);

- развивающая (предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности).

Саморазвитие – это процесс целенаправленного сознательного изменения своей личностной сферы через самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление.

По классификации Е. А. Климова выделяется несколько этапов профессионального становления :

- фаза оптации (период выбора профессии);

- фаза адепции (этап обучения выбранной профессии);

- фаза адаптации (вхождение в профессию и привыкание к ней);

- фаза интервала (приобретение профессионального опыта);

- фаза мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности);

- фаза авторитета (достижение профессионалом высокой квалификации);

- фаза наставничества (передача профессионалом своего опыта).

Результатом профессионально-личностного становления и развития педагога является овладение педагогическим мастерством.

Педагогическое мастерство – это высший уровень осуществления педагогической деятельности, проявляющийся в овладении педагогом искусства воспитания и обучения и стремлении к постоянному совершенствованию.

Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в той системе свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действо-вать продуктивно и творчески.

Высокий уровень мастерства повышает качество всей работе педагога, способствует формированию профессиональной позиции, которая аккумулирует в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Расширение педагогических знаний дает инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности.

Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.

Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования).

Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья из сборника: Общие тенденции научно-исследовательской деятельности в образовательном пространстве: Материалы международного форума молодежи (г. Луганск, 11-12 апреля 2019 г.). – Луганск:, 2019. – 820с.

Юсупова-Вельгорская Л. А., Стрельченко Е.М., Сафонов Ю.Б.,

Аннотация: В статье предложено определение профессионального роста педагогического работника и выделены факторы, положительно и отрицательно влияющие на профессиональный рост педагогических работников техникума в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты.

Ключевые слова: факторы профессионального роста, среднее профессиональное образование, государственные образовательные стандарты

В современных условиях внедрения в систему среднего профессионального образования новых государственных образовательных стандартов актуальными остаются вопросы профессионального роста педагогических работников среднего профессионального образования.

Вопросы профессионального роста педагогических работников рассматривали Беленькая Е.В. [1], Довбыш С.Е. [2], Жабборова З. [3], Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. [4], Молодцова Т.Д., Едуш И.В. [5], Панова Н.В.[6], Щербаков А.В. [8] и др. исследователи.

Анализ теоретических разработок исследователей по вопросам профессионального роста педагогов позволяет сделать вывод о том, что сегодня много внимания уделяется познанию сущности профессионального роста, развития педагогического мастерства. Уровень профессионализма педагогов рассматривается как один из ведущих факторов обеспечения высокого уровня качества образования.

Красношлыкова О.Г., Приходько Е.В. понимают под профессиональным ростом поэтапное развитие личности, связанное с усвоением профессиональных ролей, мотивации, профессиональных умений и т.д., а также процесс самостоятельного осознанного (интуитивного) самосовершенствования, прямого/косвенного воздействия на личность профессионала с целью совершенствования его деятельности [4, с. 48].

Таким образом, на сегодняшний день нет единого понимания понятия профессионального роста педагогического работника, а также не выделены факторы профессионального роста педагогических работников образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики в условиях перехода на новые государственные образовательные стандарты.

Принимая во внимание этапность овладения педагогическим работником профессиональной деятельностью, предложенную Пановой Н.В.(1-й этап - адаптация, 2-й этап профессиональная компетентность, 3-й этап – зрелость, самореализация, 4-й этап – стагнация) [6, с.101], под профессиональным ростом педагогического работника предлагаем понимать процесс его совершенствования как профессионала, включающий в себя совокупность поэтапных взаимосвязанных изменений, которые находят отражение в его профессиональной деятельности.

Все изменения в профессиональной деятельности педагогического работника вызываются определенными факторами.

Фактор – это движущая сила, причина какого-либо процесса или явления [7, с.110]. Под факторами профессионального роста педагогического работника предлагаем понимать движущие силы, которые положительно или отрицательно влияют на профессиональный рост педагогического работника.

Таким образом, положительные факторы выступают причинами, которые обусловливают стремление педагогического работника к профессиональному росту, а также создают для этого благоприятные условия, отрицательные факторы, напротив, обусловливают нежелание педагогическим работником профессионального роста и препятствуют созданию благоприятных условий для самореализации.

В качестве факторов, положительно влияющих на профессиональный рост педагогического работника в современных условиях, были выделены:

1) профессиональная гибкость, способность адаптироваться к переменам в образовательной отрасли;

2) личный интерес к работе;

3) перспектива повышения дохода;

4) возможность повышения признания в коллективе;

5) курсы повышения квалификации;

6) пример и влияние администрации;

7) методическая работа в техникуме, на территориальном и республиканском уровне;

8) занятия самообразованием;

9) благоприятные условия работы, возможность проведения инновационной и экспериментальной деятельности.

В качестве факторов, отрицательно влияющих на профессиональный рост педагогических работников в современных условиях, были выделены:

1) собственная инерция, косность, неготовность к переменам в образовательной отрасли;

2) неуверенность в будущем из-за нестабильной военно-политической ситуации в Донецкой Народной Республике;

3) нехватка времени;

4) отсутствие стимулов со стороны администрации;

5) негативный прошлый опыт;

6) неудовлетворенность личным состоянием здоровья;

7) негативные реакции коллег, плохо воспринимающих инновации и стремление к новому.

Анализ полученных результатов анкетирования показал, что опрошенные выделили больше положительно влияющих на профессиональный рост педагогического работника факторов, чем отрицательных.

Ответы респондентов можно разделить на две группы:

1-я группа - факторы, отражающие внутренние мотивы педагогических работников, в частности: профессиональная гибкость, способность адаптироваться к переменам в образовательной отрасли; личный интерес к работе; занятия самообразованием; собственная инерция, косность, неготовность к переменам в образовательной отрасли; неуверенность в будущем из-за нестабильной военно-политической ситуации в Донецкой Народной Республике; нехватка времени; негативный прошлый опыт; неудовлетворенность личным состоянием здоровья;

2-я группа - факторы, отражающие внешние влияния на педагогических работников, в частности: возможность повышения признания в коллективе; курсы повышения квалификации; пример и влияние администрации; методическая работа в техникуме, на территориальном и республиканском уровне; благоприятные условия работы, возможность проведения инновационной и экспериментальной деятельности; отсутствие стимулов со стороны администрации; негативные реакции коллег, плохо воспринимающих инновации и стремление к новому.

Исходя из выше изложенного, факторы профессионального роста педагогических работников выражают общий характер мотивации профессионального роста с учетом личностных ориентаций и предпочтений педагогических работников, а также наличия внешних стимулов и благоприятных для профессионального роста условий.

Таким образом, актуальными задачами техникума в направлении стимулирования профессионального роста педагогических работников должны стать создание благоприятных условий для инновационной, экспериментальной, научно-методической деятельности, а также эффективной системы поощрения и мотивации педагогических работников.

1.Беленькая, Е.В. Карьерный и профессиональный рост педагога в условиях учреждений дополнительного образования [Текст]/ Е.В. Беленькая// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – №22. – С. 270 – 275.

2. Довбыш, С.Е. Индивидуальная траектория профессионального роста педагога: постановка проблемы[Текст]/ С.Е. Довбыш//Управление образованием: теория и практика. – 2018. – №2 (30). – С. 5 – 10.

3.Жабборова, З. К вопросу об обеспечении профессионального роста педагогов[Текст]/ З. Жабборова//Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. – 2013. – №11. – С. 327 – 328.

4.Красношлыкова, О.Г.Мотивация профессионального роста педагогов в современных условиях [Текст] / О.Г. Красношлыкова, Е.В. Приходько // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. – N 2 (22). –С. 47–54.

6. Панова, Н.В. Профессиональное развитие личности педагога[Текст]/Н.В. Панова//Вестник ТГПУ. - 2012. - №2 (117) – С. 101-106.

7.Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева.– М.: ИНФРА-М, 2003. – 480 с.

8.Щербаков, А.В. Факторы профессионального роста педагога-воспитателя в образовательной организации [Текст]/ А.В. Щербаков// Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров.–2017. – №2 (31). – С. 113 –122.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

У каждого времени есть свои приметы. Нынешнее время - время перемен. И, в первую очередь, эти перемены связаны с жизнью школы, с возросшими требованиями к процессу обучения. Если раньше образование давалось надолго и предназначалось для того, чтобы обеспечить бесперебойную профессиональную деятельность человека в какой-либо одной отрасли или сфере деятельности, то теперь, речь идёт о формировании принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление. Причём ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей.

Профессиональное становление педагога - сложный, многоплановый процесс вхождения человека в профессию, характеризующийся неоднозначным вкладом личностного и деятельностного компонентов при ведущей роли личности педагога.

Модель профессиональной компетентности педагога должна содержать знания обо всех компонентах процесса образования (целях, содержании, средствах, объекте, результате и т.д.), о себе как субъекте профессиональной деятельности. Она также должна включать опыт применения приемов профессиональной деятельности и творческий компонент.

Профессионально-педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий педагога, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности педагога, свидетельствуют о его профессиональной компетентности.

Учитывая, что именно в школе происходит эмоциональное и социальное становление личности, особые требования предъявляются к учителю, призванному обе спечить это становление. Школа - это учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников. Поэтому совершенно очевидно, что учителю как никогда необходимо сегодня не только по-новому учить, но и по-новому учиться. Прежде всего, учиться новому педагогическому мышлению, учиться быть в постоянном творческом поиске подходов и приёмов, обеспечивающих соавторство, сотрудничество с учениками во всей работе.

Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном мире. Поэтому неудивительно, что часть президентского послания, которая посвящена стратегии развития российского образования, широко обсуждалась педагогами. Основной акцент в послании президента был сделан на школьном образовании, поскольку именно оно является определяющим и самым длительным этапом в жизни каждого человека. По словам Президента, сфера образования - это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России.

Современный педагог должен выявлять лучшие качества, заложенные в ребёнке, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретённых знаний, чтобы, окончив школу, они чётко осознавали своё место в обществе и могли работать на его благо, а также были готовы к участию в решении перспективных задач нашего общества.

У читель должен быть профессионалом своего дела, а профессионализм определяется целенаправленным формированием в себе таких качеств, как самосовершенствование, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества. Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник самоудовлетворения и признания. Современный учитель - человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребёнку. И с каких бы позиций мы не подходили к вопросу о роли учителя в современном обществе - признаем её ключевой. Ведь учитель - главное звено, основа и душа системы образования. Общество ждёт от учителя высокого напряжения труда, динамики мысли, инициативности, упорства и полной отдачи сил обучению и воспитанию будущего поколения.

В условиях модернизации образования на современном этапе одной из центральных является задача по повышению социального статуса педагогического работника, оформление законодательной базы по регулированию статуса педагогов.

Статус учителя - это индикатор эффективности государственного и общественного устройства. Профессиональное становление педагога имеет первостепенную важность в развитии общества в целом: личность педагога так же, как и его профессиональные знания, является ценностным капиталом общества. Учитель способен передавать ученикам лишь те ценностные ориентации, которые присущи ему самому.

Поэтому одним из направлений является развитие учительского потенциала. Большое внимание уделяется организации непрерывного повышения квалификации учителей, совершенствованию форм и методов обучения, повышению профессиональной компетентности педагогов. Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности - это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- инновационная деятельность, освоение и использование новых педагогических технологий;

- трансляция собственного педагогического опыта и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности.

Компетентность в педагогической деятельности в школе-интернате отражает умение педагога организовывать взаимодействие с детьми, общаться с ними, руководить их деятельностью и оценивать ее результаты. Проявляется это в подготовке и проведении занятий, в умении педагога управлять классом (группой). Педагог старается организовать работу каждого ребенка, создавать рабочий настрой и деловую обстановку. Все это повышает интерес, внимание, учебно-познавательную активность обучающихся (воспитанников). Такое поведение учителя позволяет найти подход к отдельным ученикам (воспитанникам) с учетом их индивидуальных способностей, помочь положительно проявить себя.

Это облик идеального учителя - воспитателя на все времена. Поэтому повышение профессионального уровня педагога и формирование педагогического корпуса, который соответствует запросам современной жизни, является необходимым условием работы школы в системе образования России, условие, которое должно отвечать уровню современного качества образования.

Современной российской школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста. В соответствии с требованиями внедрения ФГОС ресурсные возможности развития профессиональной компетентности учителя должны быть использованы в полной мере. Проблема модернизации образования не может быть решена без качественной подготовки педагогических кадров, совершенствования их мастерства. В современной системе профподготовки учителя должна быть реализована одна из задач – принципиальная новизна вопросов инструментально-методического достижения и оценки планируемых результатов (личностных, межпредметных и предметных).

В современной образовательной системе созданы условия для повышения профессиональной компетентности учителя. Существуют различные формы и направления повышения квалификации педагога в предметных областях и в направлении воспитательной работы.

Основные формы и направления повышения уровня профессионального мастерства:

курсы повышения квалификации различных образовательных учреждений самого разного содержания, объема часов, направленности, курсы ИКТ- технологий как форма проверки и обучения ИКТ- компетентности учителя; выступления, участие в научно-практических конференциях, самообразование, в том числе дистанционные курсы повышения квалификации и другие.

Читайте также: