Факторные теории личности кратко

Обновлено: 02.07.2024

Существует ряд психологических теорий, описывающих структуру личности. Русская и советская психологическая школа представлена в работах И.П. Павлова, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, К.К. Платонова и др.

В советской психологии сложилась традиция различения индивида и личности. Больше всего в направлении этого различения сделали два советских психолога – Б.Г. Ананьев и А.Н. Леонтьев. При некоторых различиях в понимании личности и при общих различиях или подходах эти авторы определяли природу и свойства индивида и проводили линию различия (демаркационную линию) в одном и том же месте. Индивид, по их мнению, есть существо природное, биологическое, обладающее как врожденными, так и прижизненно сформированными свойствами. Личность – социально сформированное качество.

Человек, по мнению А.Н. Леонтьева, как природное существо есть индивид, обладающий той или иной физической конституцией, типом нервной деятельности, темпераментом, динамическими силами биологических потребностей, аффективности и другими чертами, которые в ходе онтогенетического развития частью развертываются, а частью подавляются. Однако, по его мнению, не изменения этих врожденных свойств порождают его личность.

Характеризуя человека как индивида, Б.Г. Ананьев писал, что имеются основания для выделения двух основных классов индивидуальных свойств:

  1. возрастно-половых;
  2. индивидуально-типических.

В первый класс входят:

  1. возрастные свойства, которые развертываются в процессе становления индивида (стадии онтогенетической эволюции) и половой диморфизм, интенсивность которого соответствует онтогенетическим стадиям;
  2. конституциональные особенности (телосложение и биохимическая индивидуальность), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий (симметрии – асимметрии, функционирование парных рецепторов и эффекторов). Определяя указанные свойства как первичные, а психофизические функции и органические потребности – как вторичные, названные авторы отмечают, что в темпераменте и задатках происходит высшая интеграция всех этих свойств, а также что онтогенетическая эволюция, осуществляемая по определенной филогенетической программе, является формой развития свойств индивида. Определяя отличие личности от индивида, А.Н. Леонтьев писал, что личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих отношения субъекта. В качестве фундаментального отличия личности он называл специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметной деятельности.

Выделение в человеке биологического и социального началось само по себе правомерно и к миру природы, и к социальной общности. А.Н. Леонтьев считает, что личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека.

Во взглядах на личность и факторы ее развития отечественные ученые мало чем отличаются, хотя у каждого существует своя точка зрения как на процессы и факторы развития, так и на структуру личности. Хотя при определенном анализе все они могут быть сведены к взгляду К.К. Платонова на структуру личности.

В западных теориях личности зримую роль играют теории З. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна. Разработанную З. Фрейдом психоаналитическую теорию личности можно отнести к типу психодинамических, охватывающих всю жизнь человека и используемых для описания его как личности, внутренних психологических свойств индивида, в первую очередь его потребностей и мотивов. Он считал, что то, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

Аналитическая психология К. Юнга рассматривает поведение личности во взаимоотношениях с окружающими, т. е. социальную сторону его поведения.

В теории Э. Берна господствует трансакционный анализ.

Основной проблемой психоанализа, рассматриваемого З. Фрейдом, является проблема мотивации. Подобно тому как образ и действие – суть реалий, выполняющих жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлексирующего сознания, одной из главных реалий является мотив.

З. Фрейд занимался проблемами неврозов, разработал психоанализ – психотерапевтический метод лечения неврозов, основанный на технике свободных ассоциаций и анализе ошибочных действий и сновидений как способов проникновения в бессознательное. Он изучал психологические аспекты развития сексуальности, в которых выделил ряд стадий. З. Фрейд выдвинул психологическую теорию строения психического аппарата как энергетической системы, в основе динамики которой лежит связь между сознанием и бессознательными влечениями – учение о психических структурах личности (я и оно). Расширяя сферу применения психоанализа, З. Фрейд пытался распространить его на сферу социальной психологии и на различные области и формы коллективного невроза.

Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из я и оно. Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

К фрейдистской школе относится А. Адлер, который стал основателем индивидуальной психологии, где движущей силой развития психики является комплекс неполноценности, в результате преодоления которого осуществляется развитие психики. Представители неофрейдизма несколько отходят от биологизаторства З. Фрейда, приближаясь к антропологическому психологизму и экзистенциализму. Разрабатывая целостную концепцию развития личности, Э. Фромм например пытался выяснить механизм взаимодействия психологических и социальных факторов в процессе ее формирования. Связь между психикой индивида и социальной структурой общества, по мнению Э. Фромма, имеет социальный характер, в формировании которого особая роль принадлежит страху. Страх подавляет и вытесняет в бессознательное черты, не совместимые с господствующими в обществе нормами. Типы социального характера совпадают с различными историческими типами самоотчужденного человека (накопительским, эксплуататорским, рецептивным, пассивным, рыночным). Различные формы социальной патологии связываются с отчуждением.

Западные психологические теории, таким образом, склоняются к доминированию в процессе развития личности биологических факторов.

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психологических исследованиях Факторные теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивид, различий личности. Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфических факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов. Наиболее популярные Факторные теории личности разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом.

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как со внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели, черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Производство: основные черты, факторы, результаты

. 2 подхода в классификации факторов производства: в зап. экономической теории выделяют следующие факторы: земля, капитал, труд и предпринимательский фактор. земля - естественный фактор, она не является результатом человеческой деятельности. Земля - .

В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

Теория Г.Ю.Айзенка. Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм).

Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личности На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личности также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамические черты, по Кэттеллу).

Теория личности Зигмунда Фрейда 2

Последний предназначен для измерения десяти выявленных факторно черт личности: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности. Выделенные опросником Гилфорда факторы являются ортогональными, т. е. некоррелирующими с др. факторами. Личностные отклонения автор включал в класс параметров патологии.

Помимо работ по психологии личности Гилфорд известен своими трудами в области интеллекта, креативности, статистических и психометрич. методов.

В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, стали несомненным вкладом в область теоретической и прикладной психодиагностики личности (см. также Пятифакторная модель личности).

Список литературы

Л. А. Лепихова. Факторные теории личности

Примеры похожих учебных работ

Применение факторного анализа в психодиагностике

. корреляции, косоугольная система координат и факторы 2-го порядка. Приводится описание основных моделей факторного анализа (двухфакторная, многофакторная, иерархическая) на примере теорий черт личности. Третья часть посвящена проблемам практического .

Изучение темперамента с использованием факторного анализа

. а не к личности. К. Лоуэлл выделила на основании модели Гилфорда четыре суперфактора: фактор I: вспыльчивость—сдержанность; фактор II: реализм; фактор III: эмоциональность; фактор IV: социальная адаптируемость. Эти факторы не зависимы .

Тема психология личности. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Теории личности

. анализа. Разработка личности . личностей в совместной деятельности. Существенный вклад в общую теорию личности . носитель видовых черт; 2) отдельный . черты (И.С. Кон). Личность – субъект общественного поведения и коммуникации (Б.Г. Ананьев). Личность .

Личность учителя как решающий фактор успешной педагогической деятельности

. факторов (пол, возраст, стаж работы, преподаваемый предмет и прочие). Таким образом, чтобы выделить профессионально важные качества личности . качеств педагога в их собственном видении. Анализ полученных результатов показал, что педагоги проявили .

Определение понятий: нейропсихологический фактор и синдромальный анализ

. процессов. Определение понятий: нейропсихологический фактор и синдромальный анализ Нейропсихологический фактор - движущая сила . факторную классификацию нарушений высших психических функций (афазий, апраксий, амнезий). Для синдромного анализа .

Феномен личности в психологии. Теория личности

. общение является фактором и духовного, нравственно-психологического развития. Личность как субъект общественных отношений Личность не только . общества, социальных групп и личностей. Для разработки теории личности большое значение имели труды русского .

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психологических исследованиях факторные теории были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности. Наиболее популярные факторные теории разработаны Кэттеллом, Айзенком.

В факторных теориях личность рассматривается как состоящая из стабильных внутренних факторов, обусловливающих индивидуальные различия. В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл.

Теория Р.Б.Кэттелла исходит из "теории черт" и построения на их основе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Она связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты").

По функциональному признаку Кэттелл выделяет следующие черты:

динамические, обеспечивающие активность в достижении цели,

черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели

темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности.

Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности. На основании описания личности в терминах темперамента, способностей и других черт он предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки личности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психологической ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

Теория г.Ю.Айзенка

Айзенком была разработана четырехуровневая иерархическая организация поведения.

Нижний уровень – специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения. Они иногда могут быть характеристиками личности. Все зависит от степени привычности.

Второй уровень - привычные действия или мысли. Это реакции, которые при определенных условиях повторяются. Такие реакции появляются регулярно. Они выделяются с помощью факторного анализа специфических реакций.

Третий уровень – черта. Это важное постоянное личное свойство. Она формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций. Большинство из 35 нормальных и анормальных привычных основных факторов Кеттелла принадлежат к третьему уровню.

Четвертый уровень – высший уровень организации поведения – уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт.

Выделяются следующие типы - экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм - как части нормальной структуры личности. Все три типа биполярны:

Биполярность не подразумевает принадлежность большинства людей какому-либо полюсу.

Существуют строгие психометрические доказательства существования каждого фактора (другие исследователи также его получали – Кеттелл)

Существует строгая биологическая основа каждого фактора (уровень возбужденности коры головного мозга – выше у интровертов, активность лимбической нервной системы – у людей с высоким уровнем нейротизма, уровень тестостерона – у людей с высоким уровнем психотизма.).

Все три типа имеют смысл и влияют на поведение (описания Юнга, Фрейда).

Все три типа связаны с практическими вопросами – наркотики, секс, преступность, творчество, рак.

При исследовании личности Айзенк также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиологические измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков. Например, дифференцировать контингент по уровню нейротизма.

Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическим и фенотипическим показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии.

Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психологических исследованиях Факторные теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивид, различий личности. Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфических факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов. Наиболее популярные Факторные теории личности разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом.

Теория Р.Б.Кэттелла исходит из "теории черт" и построения на их основе личностного профиля. Мотивационным конструктом пространства личностной сферы являются динамические черты, структура которых формирует сущность личности (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность).

Личность – это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Связана как со внешним, так и с внутренним поведением индивида . Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личности Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты").

По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели, черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Более изменчивые структуры личности Кэттелл относил к состояниям и ролям.

Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личности На основании описания личности в терминах темперамента , способностей и др. черт он предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки личности Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психологической ситуации.

В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

Теория Г.Ю.Айзенка . Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личности На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личности также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности.

Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, например дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка является идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипическому и фенотипическому показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии – интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротических нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротическим симптомам. В целом невротическое поведение является результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги.

Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личностной психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии.

Теория Дж.П.Гилфорда . Теория изложена в книге Гилфорда "Личность" (1959), хотя его исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст. По мнению ученого, факторно-аналитические исследования черт личности является единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности.

Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к специфическим действиям на нижнем уровне. В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамические черты, по Кэттеллу). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Например, параметр темперамента "позитивный-негативный" в поведении выступает как фактор "уверенности против неполноценности", а в области эмоций – как фактор "бодрость против робости". В области способностей Гилфорд создал факторную модель "структуры интеллекта".

Пользуясь своим факторно-аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника "Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману" (1949). Последний предназначен для измерения десяти выявленных факторно черт личности: общей активности, беспечности, доминирования, социальности, эмоциональной стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности. Выделенные опросником Гилфорда факторы являются ортогональными, т. е. некоррелирующими с др. факторами. Личностные отклонения автор включал в класс параметров патологии.

Помимо работ по психологии личности Гилфорд известен своими трудами в области интеллекта, креативности, статистических и психометрич. методов.

В целом все факторные теории личности, углубляя и взаимодополняя друг друга, стали несомненным вкладом в область теоретической и прикладной психодиагностики личности (см. также Пятифакторная модель личности).

Теории стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психол. исследованиях Ф. т. л. были ориентированы на эмпирич. исследования индивид, различий личн. Ч. Спирмен разработал двухфакторную модель анализа, Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. К. Барт обосновал существование генеральных факторов (определяющих проявление по всем показателям), групповых факторов (значимых при описании более чем одного фактора), специфич. факторов (относящихся лишь к одному показателю) и случайных, ошибочных факторов как артефактов. Наиболее популярные Ф. т. л. разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом. Теория Р.Б.Кэттелла исходит из "теории черт" и построения на их основе личност. профиля. Мотивационным конструктом пространства личност. сферы явл. динамич. черты, структура которых формирует сущность личн. (черта описывается как "ментальная структура", отвечающая за наблюдаемое поведение, его регулярность и согласованность). Личн. - это совокупность черт, позволяющая предсказать действия чел. в данной ситуации. Связана как со внеш., так и с внутр. поведением индивида . Целью психол. исследований личн. явл. установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях. В структуре личн. Кэттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты - это кластеры открытых, внешне переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенч. актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенч. черт, более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта явл. совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты"). По функциональному признаку Кэттелл разделяет черты на динамич., обеспечивающие активность в достижении цели, черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоц. реактивности. Более изменчивые структуры личн. Кэттелл относил к состояниям и ролям. Кэттелл обосновал систему (источники) получения данных о личн. На основании описания личн. в терминах темперамента , способностей и др. черт он предложил "спецификационное уравнение" для интегральной оценки личн. Прогнозирование поведения личн. в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психол. ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ее структуры. Теория Г.Ю.Айзенка . Построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамич. свойств (экстраверсия - интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархич. организации структуры личн. На следующем уровне находятся черты, ниже - уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение. Факторы II порядка Кэттелла соответствуют первым двум факторам Айзенка, который при исследовании личн. также использовал методы оценки, опросники, ситуационные тесты, физиол. измерения, а также учитывал роль наследственности. Существенным вкладом Айзенка в область факторного анализа была разработка техники критериального анализа, позволившая максимально выделять конкретные критериальные группы признаков, напр. дифференцировать контингента по нейротизму. Не менее важным концептуальным положением Айзенка явл. идея о том, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по генотипич. и фенотипич. показателям, как основе индивидуальных различий в проявлениях нейротизма, психотизма и экстраверсии - интроверсии. Реактивный индивид склонен при соответствующих условиях к возникновению невротич. нарушений, а индивиды, легко формирующие условные реакции, демонстрируют интровертность в поведении. Люди с недостаточной способностью к формированию условных реакций и автономной реактивности, чаще других склонны к страхам, фобиям, навязчивостям и др. невротич. симптомам. В целом невротич. поведение явл. результатом научения, в основе которого лежат реакции страха и тревоги. Считая, что несовершенство психиатрии, диагнозов связано с недостаточной личност. психодиагностикой, Айзенк разработал для этой цели опросники и соответственно скорректировал методы лечения в психоневрологии. Теория Дж.П.Гилфорда . Теория изложена в книге Гилфорда "Личность" (1959), хотя его исследования по факторному анализу восходят к началу 30-х гг. XX ст. По мнению ученого, факторно-аналитич. исследования черт личности явл. единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности. Гилфорд рассматривает личн. как иерархич. структуру черт от широких типов на вершине через первичные черты к гексам (специфич. диспозициям, подобным навыкам) и к специфич. действиям на нижнем уровне. В структуре личн. выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (динамич. черты, по Кэттеллу). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Напр., параметр темперамента "позитивный-негативный" в поведении выступает как фактор "уверенности против неполноценности", а в области эмоций - как фактор "бодрость против робости". В области способностей Гилфорд создал факторную модель "структуры интеллекта". Пользуясь своим факторно-аналитич. методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личност. факторов, что послужило основанием для разработки опросника "Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману" (1949). Последний предназначен для измерения десяти выявленных факторно черт личн.: общей активности, беспечности, доминирования,социальности, эмоц. стабильности, объективности, дружелюбия, склонности к размышлениям, отношения к людям, мужественности. Выделенные опросником Гилфорда факторы явл. ортогональными, т. е. некоррелирующими с др. факторами. Личност. отклонения автор включал в класс параметров патологии. Помимо работ по психологии личн. Гилфорд известен своими трудами в области интеллекта, креативности, статистических и психометрич. методов. В целом все факторные теории личн., углубляя и взаимодополняя друг друга, стали несомненным вкладом в область теор. и прикладной психодиагностики личн. (см. также Пятифакторная модель личности).

Смотреть значение Факторные Теории Личности в других словарях

Личности Мн. — 1. Намек в речи на определенное лицо. 2. Замечания, имеющие своею целью задеть, обидеть какое-л. определенное лицо.
Толковый словарь Ефремовой

Взаимной Безопасности Теории — - концептуально оформившиеся подходы, позволяющие укрепить безопасность двух сторон, которые находятся или могут находиться в состоянии конфликта. Такими сторонами.
Политический словарь

Интересы Личности В Информационной Сфере — – реализация конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности.
Политический словарь

Конфликт (теории) — - совокупность теоретических концепций, методологических приемов и направлений исследования явлений, имеющих прямое или косвенное отношение к конфликту, в различных.
Политический словарь

Культ Личности — - крайнее возвеличение, а подчас и обожествление человека, занимающее, как правило, высшее положение в иерархии политической или религиозной власти; максимально завышенная.
Политический словарь

Нового Международного Политического Порядка Теории — - концептуальное осмысление определенной структуры международных политических отношений, оформленных (или неоформленных) в рамках соответствующих принципов и норм.
Политический словарь

Роль Личности В Политике — - степень, мера влияния личности на политические отношения. Политический процесс. Вытекающие из ее политического статуса и обусловленные политической культурой. Политическим.
Политический словарь

Социализация Личности Политическая — - включение граждан государства в систему политических отношений. Политическая социализация выступает в качестве момента общей социализации, имея свою специфику.
Политический словарь

Теории Власти — - множество подходов к определению сущности власти можно условно разделить на атрибутивно-субстанциональные и реляционные. Атрибутивно-субстанциональные концепции.
Политический словарь

Теории Возникновения Государства — - 1. Теократическая концепция рассматривает государство как Божий промысел, основываясь на тезисе "вся власть от Бога". Подчинение же людей воле Божьей, принципам божественного.
Политический словарь

Теории Элиты — - родоначальниками элитистского направления в политологии считаются В.Парето, Г. Р.Михельс. В современной политической науке выделяются меритократический и властный.
Политический словарь

Технократического Оптимизма Теории — - концепции международных отношений, видящие в непрерывном экономическом росте средство глобального взаимопримирения государств - членов международного сообщества.
Политический словарь

Вред, Причиненный Личности — В юридической практике и в страховании ответственности: в самом широком
смысле любой
вред, причиненный личности, - материальный или
моральный ущерб, либо.
Экономический словарь

Выбор Теории — - познавательный
процесс, направленный на
развитие нового
знания
Экономический словарь

Джон Бейтс Кларк: Американский Представитель Маржиналистской Теории — В Соединенные Штаты маржиналистская теория не была ввезена из-за границы. Хотя европейские представители маржиналистской теории могут претендовать на приоритет, среди.
Экономический словарь

Защита На Случай Причинения Вреда Личности — В автомобильном страховании: виды страховой защиты на
случай причинения телесных повреждений, требуемые в соответствии с действующими законами "без вины". Страховые.
Экономический словарь

Издержки Факторные — расходы, связанные с затратами определенных факторов производства и обращения. Выражаются в денежной форме по отношению к каждому
фактору.
Экономический словарь

Издержки, Факторные — -
расходы,
затраты в денежной форме, связанные с
влиянием различных причин (факторов) на их
изменение.
Экономический словарь

Институт Личности — - совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих отношения между государством и любым находящимся на его территории лицом. К субъектам этого института относятся.
Экономический словарь

Неприкосновенность Личности — конституционное право граждан, означающее, что никто не может быть подвергнут аресту, иначе как в порядке и в случаях, предусмотренных законом.
Экономический словарь

Операции, Факторные — -
способ, финансирования торговых операций, заключающийся в том, что
комиссионер выкупает
счета дебиторов, внося, как правило, авансом
часть суммы, подлежащей.
Экономический словарь

Основные Теории Происхождения Государства И Права — - 1. Теологическая (божественная) теория происхождения государства и
права - наиболее ранняя теория, возникшая из первоначальных религиозно-мифологических представлений.
Экономический словарь

Ответственность За Причинение Вреда Личности И За Причинение Вреда При Рекламировании — В страховании ответственности: страховая
защита (
Часть "В") по коммерческому
полису страхования общей ответственности, которая представляет собой комбинацию.
Экономический словарь

Подход В Теории Бухгалтерского Учета, Прагматический — - подход, основывающийся на рассмотрении и изучении отношений хозяйствующих субъектов, получающих и использующих учетную информацию для принятия управленческих решений.
Экономический словарь

Подход В Теории Бухгалтерского Учета, Семантический — - подход, основывающийся на: 1) раскрытии значения тех языковых единиц - слов или словосочетаний, которые используются для обозначения тех или иных бухгалтерских категорий.
Экономический словарь

Подход В Теории Бухгалтерского Учета, Синтаксический — - подход, основывающийся на изучении структуры учетных категорий и отношений между ними. В основе двойной бухгалтерии синтаксический подход сводится к правилам корреспонденции.
Экономический словарь

Подход К Теории Бухгалтерского Учета, Аксиоматический (математический) — - подход, в соответствии с которым основа теории создается в форме математических моделей, использующих матричную алгебру и символическую логику. Ограничения могут.
Экономический словарь

Подход К Теории Бухгалтерского Учета, Нормативный (предписывающий) — - подход, предписывающий, как и какие учетные данные предоставлять и какой методикой при этом пользоваться.
Экономический словарь

Подход К Теории Бухгалтерского Учета, Позитивный (описывающий) — - подход, пытающийся установить и объяснить, как финансовая информация представляется и сообщается пользователю учетных данных.
Экономический словарь

Читайте также: