Факторная теория кеттелла кратко

Обновлено: 04.07.2024

В лице Раймонда Кеттелла мы находим исследователя, чей глубокий интерес к количественным методам не сузил спектра его интересов к психологическим данным и проблемам. Факторный анализ для него был средством, которое он использовал, чтобы разобраться со множеством проблем. Его теория представляет попытку собрать и систематизировать открытия, совершенные в рамках факторных исследований личности. Он уделяет некоторое внимание открытиям исследователей, использовавших иные методы, хотя главное в его позиции лежит в факторном анализе, именно здесь он выявляет переменные, которые полагает важнейшими при рассмотрении человеческого поведения. Он напоминает Гордона Олпорта в том, что его позиция может быть точно обозначена как "теория черт", и Курта Левина – своей способностью переводить психологические идеи в ясные математические формулы. Однако из теоретиков, обсуждавшихся в этой книге, Кеттел более всего напоминает, вероятно. Генри Мюррея. У обоих широкий взгляд на личность, оба создали большие, объемные теоретические системы, включающие много различных классов переменных. Обоих интересовала возможность составления эмпирической карты широких пространств личностной сферы, и в обоих случаях это привело к появлению большого количества конструктов, операционально связанных с данными; часто эти конструкты носят странные названия. Кроме того, оба теоретика особое внимание уделяют мотивационным конструктам – у Мюррея это потребности, у Кеттела – динамические черты; оба используют психоаналитические формулировки; наконец, оба систематически обсуждали теоретический статус и среды, и личности. Явным же различием между ними выступает, конечно же, внимание Кеттела к частной статистической методологии, факторному анализу.

Как и все другие теоретики, обращающиеся к методу факторного анализа, Кеттел многим обязан пионерской работе Спирмена и обширным разработкам Терстоуна. Его теоретические построения тесно связаны с построениями Мак-Даугалла, чей глубокий интерес к выявлению глубинных измерений поведения и внимание к проблемам самоотношения видны в современных работах Кеттела. Детали многих теоретических положений Кеттела, особенно относящихся к развитию, тесно связаны с положениями Фрейда и последующих психоаналитиков.

Общую панораму развития разнообразных психологических интересов Кеттела можно увидеть в шестидесяти двух статьях, собранных в издании "Personality and social psychology" (1964). Кеттел также является автором многочисленных психологических тестов, включая "Свободный от культуры тест интеллекта" (The culture free test of intelligence, 1944), "Тестовая батарея O-A" (The О-А Personality Test Battery, 1954) и "Шестнадцатифакторный личностный опросник" (совместно с Saunders D.R., Stice G.F., 1950)[2]. Предложенная Кеттелом система конструктов – одна из наиболее сложных из всех обсуждаемых нами теорий. Хотя эти понятия получают свой характерный "привкус" и, во многих случаях, эмпирические дефиниции на основании исследований с использованием факторного анализа, некоторые из них отражают экспериментальные находки или просто наблюдения за поведением. Такое положение дел, однако, представляется Кеттелу удобным, что показывает следующая цитата:

"Наше знание динамической психологии в основном пришло благодаря клиническим и натуралистическим методам, и во вторую очередь – благодаря контролируемому эксперименту. Открытия, совершенные благодаря первым и даже последнему, сейчас находятся в процессе более надежного обоснования на основе применения более чистых статистических методов. В частности, эксперименты и клинические заключения необходимо заново обосновать на базе реальных концепций, где черты (особенно влечения) образуют реальное единство, а это требует факторно-аналитических исследований" 2 .

Кеттел считает, что детальное определение личности возможно лишь после полной спецификации понятий, которые теоретик предполагает использовать при изучении поведения. Таким образом, он умышленно дает лишь очень общее определение:

"Личность – это то, что позволяет предсказать, что сделает человек в данной ситуации. Цель психологического исследования личности – установить законы, по которым люди ведут себя во всех видах социальных ситуаций и общих ситуациях среды. Личность. связана со всем поведением индивида, как внешним, так и внутренним"[3].

Ясно, что упор на том, что исследование личности включает "все" поведение – не выступление против необходимого абстрагирования или сегментации, имеющих место при обычном эмпирическом исследовании. Это лишь напоминание о том, что смысл малых сегментов поведения может быть полностью понят лишь при взгляде на более широкую систему целостного функционирования организма.

Центральным для Кеттела является различение между поверхностными чертами, представляющими кластеры открытых или внешних переменных, которые кажутся сопутствующими друг другу, и исходными чертами, представляющими лежащие в основе переменные, определяющие множественные поверхностные проявления. Таким образом, если мы обнаруживаем ряд поведенческих событий, которые кажутся сопутствующими друг другу, мы можем предпочесть рассматривать их как одну переменную. В медицине это назвали бы синдромом, но здесь это обозначается как поверхностная черта. С другой стороны, исходная черта определяется только посредством факторного анализа, позволяющего исследователю оценить переменные или факторы, являющиеся основой поверхностного поведения.

Очевидно, что Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Это следует не только из того, что исходные черты обещают больше экономии в описании, поскольку их предположительно меньше, но, что более важно, потому, что:

". исходные черты обещают быть реальными структурными силами, стоящими за личностью, которые нам необходимо знать, чтобы справляться с проблемами развития, психосоматики, проблемами динамической интеграции. как теперь показывают исследования, эти исходные черты соответствуют реальным унитарным силам – физиологическим, темпераментальным факторам; степеням динамической интеграции; открытости социальным институтам – относительно которых можно обнаружить много больше, когда они определены"[4].

Поверхностные черты – продукт взаимодействия исходных черт, и в целом можно ожидать, что они менее стабильны, чем факторы. Кеттел признает, что поверхностные черты скорее представляются поверхностному наблюдателю как более валидные и осмысленные, чем исходные черты, поскольку они соответствуют типам обобщений, которые можно сделать на базе простых наблюдений. Однако при внимательном рассмотрении именно исходные черты оказываются более полезными при оценке поведения.

Разумеется, любая изолированная черта может представлять следствие действия факторов среды, наследственности или некоторой смеси того и другого. Кеттел полагает, что в то время, как поверхностные черты могут представлять результат смешения этих факторов, для исходных черт возможно, как минимум, различение тех, что отражают наследственность, или, более широко, конституциональных факторов, и тех, что выводятся из факторов среды. Черты, являющиеся результатом действия условий окружения, называются "черты, формируемые средой"; отражающие наследственные факторы – "конституциональные черты".

"Если, как предполагают полученные данные, обнаруженные посредством факторизации, исходные черты независимы, то исходная черта не может быть обязана и наследственности, и среде, но должна вытекать из того или другого. Структуры, берущие начало во внутренних условиях или влияниях, мы можем назвать конституциональными исходными чертами. Мы избегаем термина "врожденный", поскольку все, что мы знаем – это то, что источник лежит в области физиологии и внутри организма, что означает врожденность лишь в некоторых случаях. С другой стороны, структура может привносится в личность чем-то внешним. Такие исходные черты, проявляющиеся как факторы, мы можем назвать чертами, формируемыми средой, поскольку их начало – в формирующем действии социальных институтов и физических реалий, составляющих культуральную структуру"[5].

Черты можно также различать с точки зрения модальности выражения. Если они приводят в действие в направлении некоторой цели, то это – динамические черты; если они связаны с эффективностью достижения индивидом цели, то это – черты-способности. Или же они могут быть связаны с конституциональными аспектами реакций, такими, как скорость, энергичность, эмоциональная реактивность, и в этом случае они называются темпераментальные черты. Помимо этих трех основных модальностей, Кеттел в последних работах уделял особое внимание более преходящим и флуктуирующим структурам личности, включая состояния и роли. При обсуждении взгляда Кеттела на структуру личности удобнее обсудить сначала относительно стабильные и устойчивые черты – способности и темпераментальные черты, затем динамические черты, занимающие по стабильности промежуточное положение, и наконец более изменчивые роли и состояния.

Способности и темпераментальные черты. С точки зрения Кеттела, есть три основных источника данных о личности: записи о жизни, или L-данные, самооценочный опросник, или Q-данные, и объективный тест, или Т-данные. Первые из них, L-данные, могут в принципе включать реальные записи относительно поведения человека в обществе, например, в школе или во время ухаживания, хотя на практике Кеттел обычно предпочитал оценки, осуществленные других лицом, знающим индивида в реальных жизненных ситуациях. Самооценка (Q-данные), напротив, включает собственные утверждения человека о своем поведении, и, таким образом, добавляет "ментальный интерьер" ко внешней регистрации, воплощенной в L-данных. Объективный тест (Г-данные) базируется на третьей возможности, создании специальных ситуаций, в которых поведение человека может быть оценено объективно. Этими ситуациями могут быть рукописные задания, или же они могут осуществляться с помощью разнообразной аппаратуры. Кеттел и его сотрудники были исключительно плодовиты в разработке и адаптации тестов; компендиум включает перечень из 400 тестов.

Кеттел искал способ определить генеральные черты личности, осуществляя отдельные исследования, построенные на факторном анализе с использованием трех упомянутых источников данных, приняв допущение, что если одни и те же исходные черты выявляются на основе всех трех источников, это будет убедительным свидетельством в пользу того, что эти исходные черты являются действительно функциональными единицами, а не просто артефактами. Результаты двадцати или тридцати факторных анализов, осуществленных Кеттелом и его сотрудниками за последние несколько десятилетий, приводят к заключению, что на базе оценки поведения и данных опросников выявляется сходная факторная структура, однако объективные тестовые данные порождают в значительной степени иные факторы. Задействованные в этих исследованиях популяции включали несколько возрастных групп (взрослые, подростки, дети) и представителей нескольких стран (США, Британии, Австралии, Новой Зеландии, Франции, Италии, Германии, Мексики, Бразилии, Аргентины, Индии и Японии), так что предположительно факторы имеют некоторую степень общности. Следует отметить, что другие исследователи, используя несколько иные процедуры, обнаружили другие системы повторяющихся факторов в сфере личности, но даже если факторы Кеттела составляют просто один из наборов измерений, по которым можно описывать личность, они представляют как минимум такой набор, вокруг которого аккумулируются важные эмпирические данные.

1.3.2 Теория Айзенка

Некоторые аспекты работы этого энергичного и плодовитого британского психолога обсуждаются в главе, посвященной S-R теориям. Здесь мы лишь обсудим предложенные им личностные факторы. Айзенк усматривает в личности иерархическую организацию. На самом общем уровне выделяются типы. На следующем уровне – черты, исходные черты по Кеттелу предположительно относятся к этому уровню. Ниже – уровень привычных реакций, внизу иерархии – специфические реакции, реально наблюдаемое поведение. На уровне типов Айзенк анализирует личность по трем направлениям: нейротизм, экстраверсия-интроверсия и психотизм. Наиболее обширная эмпирическая работа проделана с первыми двумя факторами. Напомним, Кеттел на основе данных оценки и опроса выявил факторы второго порядка, которые, как он полагает, примерно соответствуют двум основным параметрам личности по Айзенку. Айзенк разделяет эту точку зрения, но полагает, что его уровень анализа имеет большее теоретическое значение и больше основан на эмпирике. Айзенк, как и Кеттел, использовал оценки, опросники, ситуационные тесты и физиологические измерения при исследовании личностных факторов. Его также интересовал вопрос о влиянии наследственности на личность (так же, как и Кеттела), и он провел исследования в этой области, рассматривая в связи с этим как нейротизм, так и экстраверсию – интроверсию. Важная методологическая инновация Айзенка в области факторного анализа – методика критериального анализа, где фактор в анализе уточняется таким образом, чтобы дать максимальную сепарацию конкретной критериальной группе. Так, в определении фактора нейротизма Айзенк выверил фактор таким образом, чтобы максимально ясно различить группы невротических и неневротических солдат. В последних работах, связав факторы личности с определенными базовыми процессами научения, Айзенк открыл целое новое направление исследований. Основной чертой подхода Айзенка следует считать использование факторного анализа в рамках обозначения теоретической системы координат.

1.3.3 Теория Дж.П.Гилфорда

Вероятно, в психологическом мире Гилфорд более всего известен благодаря работам в области интеллекта и творчества, а также по трудам в области статистики и психометрических методов. Тем не менее, его факторный анализ черт личности восходит как минимум к началу 1930-х годов, когда он опубликовал статью, показывающую, что ожидавшееся измерение единственного фактора интроверсии-экстраверсии в реальности выявило несколько различных личностных факторов. Неизбежным следствием этого исследования явился опросник, называемый "Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману", позволяющий измерить десять выявленных факториально черт общую активность, сдержанность против ратимии (беспечности), доминирование, социабельность, эмоциональную стабильность, объективность, дружелюбие, склонность к размышлениям, отношение к людям, мужественность. Между этим перечнем и тем, что дал Кеттел, можно обнаружить общее. Эмпирические исследования, в которых одним и тем же субъектам давался 16-факторный опросник Кеттела и методика Гилфорда-Циммермана, показало, что обе системы факторов охватывают во многом одну и ту же область личности, но факторы по большей части не соотносятся между собой однозначно. Предположительно, до некоторой степени это объясняется тем, что Гилфорд предпочитает пользоваться ортогональными факторами, тогда как Кеттел не считает это обязательным. Свои взгляды на личность Гилфорд обобщил в книге "Personality" (Guilford, 1959)[6], в которой сильный акцент делает на факторно-аналитических исследованиях: "В качестве единственной логической модели, позволяющей унифицировать факты индивидуальных различий, модель, предлагаемая факторной теорией, не имеет соперников". Гилфорд, как и Айзенк, рассматривает личность как иерархическую структуру черт, от широких типов на вершине, через первичные черты к гексам (достаточно специфические диспозиции, подобные навыкам) и – на нижнем уровне – специфическим действиям. Гилфорд также признает сферы личности. Три из них: сфера способностей, сфера темперамента, гормическая сфера, примерно соответствующие способностям, темпераменту и динамическим чертам по Кеттелу. Кроме того, Гилфорд вводит класс параметров патологии для того, чтобы охватить личностные нарушения. Гилфорд любит организовывать параметры в любой из этих сфер в трехмерную прямоугольную таблицу, или матрицу, в которой каждый отдельный фактор рассматривается как более общая функция или качество, проявляющееся в определенной сфере поведения. Так, в области темперамента параметр "позитивный-негативный" в общем поведении выступает как фактор "уверенности против неполноценности", в области эмоций как фактор "бодрость против робости". Следует отметить, что эти принципы организации сами обнаружены не факторным анализом, а представляют интерпретации или схематизации, благодаря которым эти факторы могут быть упорядочены, и которые могут направлять поиск новых факторов, позволяющих заполнить пустоты в таблицах. В области способностей хорошо известна модель "структура интеллекта" по Гилфорду.

1.4 "Мотивационная" концепция (Д.К.Мак-Клелланд).

Поведение личности определяется соотношением между ожиданиями (когнитивными единицами, заключающими предположения по поводу содержания и синхронности событий в будущем) и реальными событиями. Положительные (доставляющие удовольствие) и отрицательные (вызывающие недовольство) эмоции являются врожденными реакциями на соответственно маленькие и большие расхождения между ожиданиями и событием. Положительные эмоции ведут к приближению, тогда как отрицательные аффект ведет к избеганию. Люди стремятся к маленьким степеням расхождения (непредсказуемости), чтобы компенсировать скуку, и избегают больших степеней непредсказуемости, чтобы избежать угрозы.

Личность описывают следующие характеристики: мотивы, черты, схемы. Мотив – сильная аффективная ассоциация, характеризуемая упреждающей целевой реакцией и основанная на прошлой связи конкретных стимулов и положительных или отрицательных аффектов.

Можно говорить о мотивах приближения, в которых человек стремится, чтобы его антиципация стала реальностью, и мотивах избегания, когда человек не дает своей антиципации стать реальностью. В зависимости от того, какие расхождения между ожиданием и событием поощряют родители в детских переживаниях (маленькие или большие), у ребенка формируются устойчивые паттерны поведения и соответствующая мотивация (приближения или избегания). Черта – заученная человеческая тенденция реагировать, которая возымела успех в прошлом при аналогичной мотивации (если он реагировал более или менее успешно в подобных ситуациях в прошлом, когда был аналогично мотивирован). Схема – единица познания или процесса мышления, отображающая в символичной форме прошлый опыт. Существует три главных класса схем – идеи, ценности и социальные роли.

Личность, по Кеттеллу, это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Целью психологического исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типич­ных социальных ситуациях.

В структуре личности Р. Кеттелл различал поверхностные и исходные чер­ты. Поверхностные черты - это кластеры открытых, внешних переменных, со­путствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт. Они более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты").

По функциональному признаку Кеттелл разделял черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели; черты-способности, обусловли­вающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с кон­ституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоцио­нальной реактивности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психологической ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

Это наиболее четкая и полно разработанная теория личности, основанная ни факторном анализе. Р. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифферен­цированную структуру черт. С точки зрения Кеттела, есть три основных источника данных о личности:

1 записи о жизни, или L-данные,

2 самооценочный опросник, или Q-данные,

3.объективный тест, или Т-данные

Р.Кеттел искал способ определить генеральные черты личности, осуществ­ляя отдельные исследования, построенные на факторном анализе с использовани­ем трех упомянутых источников данных. Он считал, что если одни и те же исход­ные черты выявляются на основе всех трех источников, это будет убедительным свидетельством в пользу того, что эти исходные черты являются действительно функциональными единицами.

Личность, по Кеттеллу, это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Целью психологического исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типич­ных социальных ситуациях.

В структуре личности Р. Кеттелл различал поверхностные и исходные чер­ты. Поверхностные черты - это кластеры открытых, внешних переменных, со­путствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт. Они более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты").

По функциональному признаку Кеттелл разделял черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели; черты-способности, обусловли­вающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с кон­ституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоцио­нальной реактивности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психологической ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

Это наиболее четкая и полно разработанная теория личности, основанная ни факторном анализе. Р. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифферен­цированную структуру черт. С точки зрения Кеттела, есть три основных источника данных о личности:

1 записи о жизни, или L-данные,

2 самооценочный опросник, или Q-данные,

3.объективный тест, или Т-данные

Р.Кеттел искал способ определить генеральные черты личности, осуществ­ляя отдельные исследования, построенные на факторном анализе с использовани­ем трех упомянутых источников данных. Он считал, что если одни и те же исход­ные черты выявляются на основе всех трех источников, это будет убедительным свидетельством в пользу того, что эти исходные черты являются действительно функциональными единицами.

Рэймонд Кеттел. Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Согласно Кеттелу, личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Р. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта – наиболее важное у Кеттела понятие. Центральным для Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кеттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитьюд, эрг и чувство.

Кэттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт.

Вообще черта - наиболее важное у Кэттела понятие. Центральным для Кэттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Кэттел считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Однако нас в свете обсуждения проблемы установки, больше интересуют те черты, которые Кэттел называл динамическими.

Динамические черты можно разделить на три группы: аттитюды, эрги и чувства.

1. Аттитюды. Аттитюд, по Кэттелу, - выраженная динамическая переменная, наблюдаемое выражение стоящей за этим динамической структуры, из которой должны выводиться эрги, чувства и их отношения. Аттитюд конкретного индивида в конкретной ситуации - это интерес определенной интенсивности в некотором действии относительно определенного объекта. Аттитюдов может быть очень много.

2. Эрги. Эрг есть конституциональная динамическая исходная черта. Кэттел выделил 10 эргов: голод, секс, стадность, родительская протективность, любопытство, бегство(страх), драчливость, приобретательство, самоутверждение и нарциссическая сексуальность.

3. Чувства. Чувство - динамическая черта, формируемая средой. Оно параллельно эргу, за исключением того, что оно - результат действия факторов опыта или социокультурных факторов, а не конституциональных детерминант. По Кэттелу, чувства - это основные приобретенные структуры динамических черт, заставляющие своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагироватьна них определенным образом. Чувства организованны вокруг важных объектов культуры, таких, как социальные институты или значимые люди.

25 Ганс Ю. Айзенк (1916-1997) Диспозиционное направление Трехфакторная теория типов.

Модель т- Личность как понимается иерархия черт: 1) уровень суперчерт; 2) уровень черт;

3) уровень привычных реакций; 4) уровень конкретных реакций.

Периферия-Типы черт, сочетание типов в зависимости от стабильности нервной системы (стабильность –нестабильность) и особенностей корковой активности (интроверсия-экстраверсия).

1.Сабильный интроверт - спокойный, уравновешенный, надежный, внимательный, пассивный.

2.Стабильный экстраверт- лидер, беззаботный, дружелюбный.

3. Нестабильный интроверт-смена настроения, тревожный, пассивный.

4.Нестабильный экстраверт -ранимый, беспокойный, импульсивный.

Метод д- Факторный анализ позволяет определить, какие действия связаны между собой, но независимы от других. На этом основании разрабатывался опросник личностных черт.

Невротические симптомы развиваются в результате совместного действия биологической системы и опыта, который приводит к формированию сильных эмоциональных реакций на стимулы, вызывающие страх.

Патологическое поведение представляет собой усвоенные человеком неадекватные реакции, а не замаскированные проявления бессознательного. Невротическое поведение - усвоенные образцы поведения, являющиеся неадаптивными

Метод псих- Критика психоанализа: 1) психоанализ не является научной теорией; 2) невротические и психотические р-ва представляют собой отклонения от нормы по различным параметрам, а не разные точки одного и того же континуума психических отклонений; конфликтов;

Личность понимается как иерархическая организация черт, включающая разные уровни проявлений личностных особенностей.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.003)

Личность, по Кеттеллу, это совокупность черт, позволяющая предсказать действия человека в данной ситуации. Целью психологического исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

В структуре личности Р. Кеттелл различал поверхностные и исходные черты. Поверхностные черты – это кластеры открытых, внешних переменных, сопутствующих друг другу в ряде поведенческих актов. Исходные черты лежат в основе поверхностных поведенческих черт. Они более стабильны, важны, дают глубокую оценку поведения и определяются только методом факторного анализа. Любая изолированная черта является совокупным продуктом факторов среды и наследственности, но с преобладанием одной из сторон ("черты, формируемые средой" и "конституциональные черты").

По функциональному признаку Кеттелл разделял черты на динамические, обеспечивающие активность в достижении цели; черты-способности, обусловливающие эффективность достижения цели; темпераментальные, связанные с конституциональным фактором, проявляющимся в скорости, энергичности, эмоциональной реактивности. Прогнозирование поведения личности в прикладном плане достигается совмещением "профиля черт" и профиля индексов психологической ситуации. В процессе развития личности происходит изменение ее структуры.

Это наиболее четкая и полно разработанная теория личности, основанная на факторном анализе. Р. Кеттел рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт.

С точки зрения Кеттела, есть три основных источника данных о личности:

1 записи о жизни, или L-данные,

2 самооценочный опросник, или Q-данные,

3 объективный тест, или Т-данные.

Первые из них, L-данные, могут включать реальные записи относительно поведения человека в обществе, например, в школе или во время отдыха, хотя на практике Р. Кеттел обычно предпочитал оценки, осуществленные другим лицом, знающим индивида в реальных жизненных ситуациях. Самооценка (Q-данные), напротив, включает собственные утверждения человека о своем поведении. Объективный тест (Т-данные) базируется на создании специальных ситуаций, в которых поведение человека может быть оценено объективно. Этими ситуациями могут быть задания, требующие лишь карандаша и бумаги, или же замеры могут осуществляться с помощью разнообразной аппаратуры (например, частота пульса). Кеттел и его сотрудники разработали около 400 тестов.

Р.Кеттел искал способ определить генеральные черты личности, осуществляя отдельные исследования, построенные на факторном анализе с использованием трех упомянутых источников данных. Он считал, что если одни и те же исходные черты выявляются на основе всех трех источников, это будет убедительным свидетельством в пользу того, что эти исходные черты являются действительно функциональными единицами.

Результаты тридцати факторных анализов, осуществленных Кеттелом и его сотрудниками привели их к заключению, что на базе оценки поведения и данных опросников выявляется сходная факторная структура, однако объективные тестовые данные порождают в значительной степени иные факторы. Задействованные в этих исследованиях популяции включали несколько возрастных групп (взрослые, подростки, дети) и представителей многих стран.

Тема 10 Теория личности Г. Айзенка

Ганс Айзенк является самым знаменитым английским психологом. Он написал около 45 книг и множество статей по проблемам интеллекта и психологии личности, наибольшую известность ему принесла теория типов личности и опросник, рассчитанный на их диагностику.

По его мнению, структура личности построена по иерархическому типу и включает три уровня. К верхнему уровню Г. Айзенк относит экстраверсию – интроверсию, нейротизм и психотизм. На среднем уровне находятся черты личности, на самом нижнем - привычные реакции личности, реально наблюдаемое поведение. Таким образом, различные структурные уровни индивидуальности расположены в определенной последовательности: от простых и элементарных эмпирических данных до сложных факторов теоретического порядка.

В отличие от Р.Кеттелла, который стремился дать описание личности через большой набор индивидуальных черт (факторов), Г. Айзенк считал более продуктивным характеризовать личность через два глобальных параметра: экстраверсиию-интроверсию и нейротизм. Психотизм отражает степень нормальности человека, т.е. психотики это люди с некоторыми психическими отклонениями. Экстраверты – это люди, импульсивные, склонные к риску, общительные, активные. Интроверты – люди, склонные к уединению, замкнутые, направленные на свой внутренний мир. По мнению Г.Айзенка, эти различия обусловлены отношениями между корой и подкорковыми отделами мозга. У интровертов кора оказывает более тормозное воздействие на центры активности, что приводит к меньшей двигательной активности и меньшей возбудимости. Нейротизм характеризует эмоциональную возбудимость человека. Люди с высокими значениями по этой шкале обладают повышенной тревожностью, эмоциональной возбудимостью и быстрой сменой эмоций. На противоположном конце этой шкалы находятся люди с пониженной эмоциональностью, которых характеризует пассивность, неспособность к глубоким переживаниям. Экстраверсия и нейротизм независимы друг от друга, поэтому они могут образовывать четыре сочетания или типа личности. Их часто соотносят с четырьмя типами темперамента.




Стабильный экстраверт (сангвиник): беззаботный, веселый, покладистый, отзывчивый, разговорчивый, дружелюбный, общительный, лидирующий.

Стабильный интроверт (флегматик): спокойный, уравновешенный, надежный, контролируемый, миролюбивый, внимательный, заботливый, пассивный.

Невротичный интроверт (меланхолик): тревожный, ригидный, рассудительный, пессимистичный, замкнутый, необщительный, тихий, с быстрой сменой настроения.

Невротичный экстраверт (холерик): активный, оптимистичный, агрессивный, импульсивный, непостоянный, возбудимый, беспокойный, ранимый.

Типология Г.Айзенка завоевала большую популярность во всем мире. Ее применяют в ситуациях профотбора, определения совместимости между собой разных людей, при индивидуальном консультировании.

Г. Айзенк считал, что наследственный фактор обусловливает различия людей по параметрам реактивности автономной нервной системы, скорости и прочности условных реакций, т, е. по нейротизму, психотизму и экстраверсии – интроверсии.

Дальнейшие исследования последователей Г.Айзенка показали, что интроверты и экстраверты различаются по большому числу поведенческих признаков, начиная от распорядка дня до выбора профессии.

Тема 11 Теория самоактуализации личности А.Маслоу

А.Маслоу является выдающимся представителем гуманистического направления исследований личности, которое выступило в противовес идеям бихевиоризма и фрейдизма.

По мнению А.Маслоу, самоактуализация - это становление человека тем, кем он хочет и может стать. Самоактуализация означает полное раскрытие талантов и способностей личности, реализацию ее творческого потенциала.

Самоактуализированные люди имеют следующие черты:- стремление к реализации своего творческого потенциала; доброжелательность; философское, невраждебное чувство юмора; адекватная самооценка; опыт пиковых переживаний.

Пути достижения самоактуализации: 1)неравнодушие к себе, самопознание;

2) умение согласовывать свое поведение со своей внутренней природой; способность к самоуправлению - умение управлять собой; 3) умение делать адекватный жизненный выбор; 4) умение нести ответственность за свой жизненный путь, за свое природное становление; 5) отношение к самоактуализации как к мировоззрению, образу жизни. Самоактуализация - это постоянный труд человека над собой во имя реализации своего потенциала.

На протяжении долгого времени ученые стремятся понять – что такое личность, как она развивается и как формирует наше поведение. В попытках объяснить это было разработано множество различных теорий. Одна из них предложена психологом Рэймондом Кеттелом. Личность, по его мнению, не является непостижимой тайной – это то, что можно изучить с помощью научных исследований.

Совместная работа с психологом Чарльзом Спирменом, известным автором факторного анализа и новатором в области статистики, дала необходимый Кеттелу инструментарий для создания собственной системы классификации черт личности. Он сформировал модель для описания и объяснения индивидуальных различий между людьми, предав ей форму 16-факторного опросника (16PF), применяющегося и поныне. К примеру, он широко используется в бизнесе при подборе персонала, в консультациях по профориентации и по вопросам карьеры, в клинической диагностике при планировании терапии для устранения тревожности, поведенческих проблем.

Кеттел и 16 PF

Изучение личности всегда вызывало бурные дискуссии в области психологии. Обсуждалось не только формирование (наследственность, окружающая среда), но и велись споры относительно того, в какой степени она может подвергаться изменениям, влиять на поведение человека, существует ли ее сегментация и динамика развития.

Согласно теории черт, человеческая личность состоит из множества общих признаков и диспозиций. Ранние теории пытались выявить каждый отдельный, возможно существующий, признак. К примеру, психолог Гордон Олпорт выделил более 4000 определений, используемых для описания личностных качеств.

Однако Рэймонд Кеттел, проанализировав этот список, сократил его до 171 пункта. Он исключил свойства, которые были излишними или редкими. А затем использовал факторный анализ для определения признаков, связанных друг с другом, с целью поиска тенденций и выявления наиболее важных элементов. Благодаря этому он сформировал 16 ключевых личностных факторов.

В своей теории Кеттел предположил, что каждому человеку в той или иной мере присущи все 16 признаков. Например, в то время как всем людям присуща абстрактность, некоторые из них обладают сильным воображением, другие же довольно практичны.

В своих исследованиях Рэймонд Кеттел использовал три метода сбора данных:

  • опросники;
  • рейтинги или интервью;
  • целевые тесты.

В результате сбора всей информации и математического анализа, Кеттел пришел к выводу, что существует 16 основных личностных факторов с биполярными качествами:

  1. Отзывчивость (сердечность – жестокость)
  2. Интеллектуальность (сообразительность – глупость)
  3. Эмоциональная стабильность (спокойствие – неустойчивость)
  4. Доминантность (уверенность – скромность)
  5. Рассудительность (серьезность – беззаботность)
  6. Сознательность (стоический – непостоянный)
  7. Социальная смелость (раскованность – замкнутость)
  8. Открытость к переменам (радикализм – консерватизм)
  9. Бдительность (доверчивость – подозрительность)
  10. Абстрактность (мечтательность – приземленность)
  11. Дипломатичность (социальная гибкость – социальная неуклюжесть)
  12. Склонность к опасениям (озабоченность – спокойствие)
  13. Самостоятельность (независимость – зависимость)
  14. Самодостаточность (конформизм – нонконформизм)
  15. Перфекционизм (недисциплинированность – контролируемость)
  16. Напряженность (сдержанность – возбужденность)

Факторы второго порядка в 16 PF

Однако факторы личности, перечисленные выше, не являются независимыми. Они представляют собой положительные и отрицательные корреляции, стимулирующие возникновение следующих основных факторов (факторов второго порядка):

  • Интроверсия против экстраверсии
  • Тревожность (повышенная – пониженная)
  • Конформность (пассивность – инициативность)
  • Чувствительность (недовольство, фрустрированность – предприимчивость, решимость)

В своих исследованиях Рэймонд Кеттел также обратил внимание на два немаловажных аспекта, влияющих на классификацию черт характера: наследственность и влияние окружающей среды. Он был одним из первых, кто предпринял попытку изучить это, и даже разработал специальную статистическую процедуру. Проведя множество экспериментов, ученый выявил, что генетические значения и значения среды воздействуют с переменным значением на характеристики личности – треть определялась наследственностью, а остальная часть подвергалась влиянию окружающей среды.

Основываясь на всей этой информации, Кеттел и создал один из самых известных и широко используемых опросников – 16PF.

Достоинства теории личности Кеттелла

Создание теории на основе точных измерений было поистине феноменальным для психологии. Это оказало влияние не только на исследования личности, мотивации и интеллекта – работа Кэттела с многомерным анализом оставила важный след во всей психологии как науке.

Автор: Денис Варяница

Читайте также: