Ф шмиттер неокорпоративизм кратко

Обновлено: 04.07.2024

Некоторые исследователи полагают, что корпоративизм как специфическая система согласования интересов может функционировать и на общенациональном, и на региональном уровне.

СМИ как политический институт

КОММЕНТАРИИ

А

Медиаполитическая система – это система государственных и коммерческих электронных и печатных СМИ, формирующих политико-информационное пространство общегосударственного и регионального уровня.

Отчетливо просматривается следующая уровневая структура этой системы.

Первый и важнейший уровень состоит из электронных всероссийских СМИ, формирующих российское информационное пространство. Большинство из них находятся в собственности государства, некоторые контролируются частным капиталом.

Второй уровень – печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального масштаба – представляют коммерческие издания, теле– и радиокомпании. К ним можно отнести всю деловую периодику, а также коммерческие теле– и радиостанции, имеющие выходы в регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории.

Третий уровень системы – региональные электронные и печатные СМИ, которые, как правило, хотя и не всегда, находятся под контролем местных администраций или (намного реже) крупных региональных корпораций. В этом отражается не только традиционный для России характер взаимоотношений прессы и власти – имеет значение и реальное распределение власти в регионах, зачастую более автократичных, чем российская политическая система в целом.

В настоящее время формируется и четвертый уровень информационной системы – Интернет. По сути, это огромный набор коммуникационных каналов, которые также могут использоваться медиаполитической системой, например для выброса компромата. Информация из Сети может тиражироваться в коммерческих и политизированных медиа, если она представляет интерес.

Таким образом, медиаполитическую систему можно структурно разделить на общероссийские группы СМИ и региональные информационные системы.

Б

Наиболее важная проблема, возникающая при рассмотрении масс-медиа, – это проблема их взаимоотношений с обществом и государством. По существу, речь идет о регулировании и контроле деятельности СМИ.

Существуют три модели регулирования.

Первая модель (государственного регулирования) представляет собой иерархическую систему управления средствами массовой информации из единого центра (Советский Союз). Финансирование деятельности СМИ при такой модели целиком производится за счет бюджетных средств, одновременно осуществляется государственный контроль над содержанием передач и публикаций.

Основной недостаток данной модели состоит в том, что управление СМИ является прерогативой монополии в лице государства, а любая монополия неизбежно приводит к ограничению свободы выбора для потребителей информации и свободы доступа к эфиру и печати для всех тех, кто имеет альтернативную точку зрения. Преимущество модели (в ее советском варианте) заключалось в том, что она в большей степени, чем две другие, отдавала приоритет в вещании и публикациях целям развития образования и просвещения населения.

Вторая модель (рыночная) предполагает статус вещателей и издателей как обладателей прав частной собственности на те или иные СМИ. Они получают все права, связанные с обладанием частной собственностью. Собственники не несут никаких обязательств перед публикой, они удовлетворяют интересы общества настолько, насколько это соответствует их цели получить коммерческую прибыль. Роль государства при этом сводится к роли арбитра в конкурентной борьбе множества частных интересов за использование такого ценного информационного ресурса, как частота вещания.

Такая модель утвердилась в США во второй половине ХХ в. Однако и там в последние два десятилетия все чаще говорят о негативном эффекте диктатуры коммерческих интересов частного капитала.

Третья модель (доверительного управления общественной собственностью и социальной ответственности) базируется на том, что СМИ (главным образом электронные) представляют собственность общества и национальное достояние.

Такая модель получила свое осуществление в странах Европы. Здесь была создана система регулирования СМИ, основанная на трех принципах: а) общественное финансирование через абонентскую плату и подписку; б) общественный контроль через специальные органы – общественные советы; в) общественный характер редкого ресурса – частот вещания, которые общество сдает коммерческим каналам в доверительное управление на основе лицензирования.

В рамках этой модели интересы вещателей, общества и государства согласуются следующим образом: вещатели уполномочены осуществлять доверительное управление вещательным пространством от имени и во благо общества, а государство гарантирует и защищает общественные интересы.

Принято считать, что таким образом удается значительно повысить этические и профессиональные стандарты масс-медиа.

КОММЕНТАРИИ

Некоторые исследователи полагают, что корпоративизм как специфическая система согласования интересов может функционировать и на общенациональном, и на региональном уровне.

СМИ как политический институт

КОММЕНТАРИИ

А

Медиаполитическая система – это система государственных и коммерческих электронных и печатных СМИ, формирующих политико-информационное пространство общегосударственного и регионального уровня.

Отчетливо просматривается следующая уровневая структура этой системы.

Первый и важнейший уровень состоит из электронных всероссийских СМИ, формирующих российское информационное пространство. Большинство из них находятся в собственности государства, некоторые контролируются частным капиталом.

Второй уровень – печатные и электронные СМИ всероссийского, межрегионального и регионального масштаба – представляют коммерческие издания, теле– и радиокомпании. К ним можно отнести всю деловую периодику, а также коммерческие теле– и радиостанции, имеющие выходы в регионы, но не являющиеся общенациональными по охвату аудитории.

Третий уровень системы – региональные электронные и печатные СМИ, которые, как правило, хотя и не всегда, находятся под контролем местных администраций или (намного реже) крупных региональных корпораций. В этом отражается не только традиционный для России характер взаимоотношений прессы и власти – имеет значение и реальное распределение власти в регионах, зачастую более автократичных, чем российская политическая система в целом.

В настоящее время формируется и четвертый уровень информационной системы – Интернет. По сути, это огромный набор коммуникационных каналов, которые также могут использоваться медиаполитической системой, например для выброса компромата. Информация из Сети может тиражироваться в коммерческих и политизированных медиа, если она представляет интерес.

Таким образом, медиаполитическую систему можно структурно разделить на общероссийские группы СМИ и региональные информационные системы.

Б

Наиболее важная проблема, возникающая при рассмотрении масс-медиа, – это проблема их взаимоотношений с обществом и государством. По существу, речь идет о регулировании и контроле деятельности СМИ.

Существуют три модели регулирования.

Первая модель (государственного регулирования) представляет собой иерархическую систему управления средствами массовой информации из единого центра (Советский Союз). Финансирование деятельности СМИ при такой модели целиком производится за счет бюджетных средств, одновременно осуществляется государственный контроль над содержанием передач и публикаций.

Основной недостаток данной модели состоит в том, что управление СМИ является прерогативой монополии в лице государства, а любая монополия неизбежно приводит к ограничению свободы выбора для потребителей информации и свободы доступа к эфиру и печати для всех тех, кто имеет альтернативную точку зрения. Преимущество модели (в ее советском варианте) заключалось в том, что она в большей степени, чем две другие, отдавала приоритет в вещании и публикациях целям развития образования и просвещения населения.

Вторая модель (рыночная) предполагает статус вещателей и издателей как обладателей прав частной собственности на те или иные СМИ. Они получают все права, связанные с обладанием частной собственностью. Собственники не несут никаких обязательств перед публикой, они удовлетворяют интересы общества настолько, насколько это соответствует их цели получить коммерческую прибыль. Роль государства при этом сводится к роли арбитра в конкурентной борьбе множества частных интересов за использование такого ценного информационного ресурса, как частота вещания.

Такая модель утвердилась в США во второй половине ХХ в. Однако и там в последние два десятилетия все чаще говорят о негативном эффекте диктатуры коммерческих интересов частного капитала.

Третья модель (доверительного управления общественной собственностью и социальной ответственности) базируется на том, что СМИ (главным образом электронные) представляют собственность общества и национальное достояние.

Такая модель получила свое осуществление в странах Европы. Здесь была создана система регулирования СМИ, основанная на трех принципах: а) общественное финансирование через абонентскую плату и подписку; б) общественный контроль через специальные органы – общественные советы; в) общественный характер редкого ресурса – частот вещания, которые общество сдает коммерческим каналам в доверительное управление на основе лицензирования.

В рамках этой модели интересы вещателей, общества и государства согласуются следующим образом: вещатели уполномочены осуществлять доверительное управление вещательным пространством от имени и во благо общества, а государство гарантирует и защищает общественные интересы.

Принято считать, что таким образом удается значительно повысить этические и профессиональные стандарты масс-медиа.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

И хотя корпоратизм определяли и как идеологию, и как разновидность политической культуры или государственного устройства, и как форму организации экономики, и даже как особый тип общества, наиболее продуктивным оказался подход, в рамках которого корпоратизм рассматривается в качестве одного из возможных механизмов, позволяющих ассоциациям интересов посредничать между своими членами (индивидами, семьями, фирмами, локальными сообществами, группами) и различными контрагентами (в первую очередь государственными и правительственными органами). Главную роль в этом процессе играют прочно укоренившиеся ассоциации с постоянным штатом, которые специализируются на выражении интересов и стремятся выявлять, продвигать и защищать их посредством влияния на публичную политику. В отличие от политических партий – другого важнейшего посредника – эти организации не выставляют своих кандидатов на выборах и не берут на себя прямую ответственность за формирование правительства. Когда ассоциации интересов (и в особенности вся сеть таких ассоциаций) определенным образом организованы и/или когда они определенным образом участвуют в процессе принятия решений на различных уровнях государственной власти, мы можем говорить о корпоратизме.

КОРПОРАТИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ

НЕОКОРПОРАТИВИЗМ - особая система организации, выражения и реализации интересов, участники которой наделяются государством монополией на представительство интересов в своей области в обмен на контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований. В современной политической науке Н. рассматривается как демократическая система согласования интересов крупных социальных институтов, основными субъектами которой являются государство, ассоциации предпринимателей и наемных работников. Государство навязывает участникам "переговорного" процесса приоритеты и ценности, выводимые из общенациональных интересов. Выработка соглашения порождает взаимную ответственность сторон за его реализацию и выполнение взятых на себя обязательств. Некорпоративистские тенденции проявились в странах, где имелись влиятельные социал-демократические партии, сохранились устойчивые электоральные предпочтения и существовала культурная и этнолингвистическая однородность.

Политология: словарь-справочник. — М.: Гардарики . М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. . 2001 .

Смотреть что такое "НЕОКОРПОРАТИВИЗМ" в других словарях:

Шмиттер, Филипп — Филипп Шмиттер (англ. Philippe C. Schmitter; род. 19 ноября 1936, Вашингтон) американский политолог. Изучал историю испаноязычного мира в университете Мехико и политические науки в Женевском университете. Защитил диссертацию по политической… … Википедия

Корпоративизм — (от лат. corpus тело; иногда встречается корпоратизм калька с англ. corporatism) политическая теория, согласно которой элементарными ячейками общества являются определённые социальные группы, а не отдельные лица. В настоящее время… … Википедия

Филипп Шмиттер — (англ. Philippe C. Schmitter; род. 19 ноября 1936, Вашингтон) американский политолог. Изучал историю испаноязычного мира в университете Мехико и политические науки в Женевском университете. Защитил диссертацию по политической истории Бразилии в… … Википедия

Шмиттер — Шмиттер, Филипп Филипп Шмиттер (англ. Philippe C. Schmitter; род. 19 ноября 1936, Вашингтон) американский политолог. Изучал историю испаноязычного мира в университете Мехико и политические науки в Женевском университете. Защитил диссертацию по… … Википедия

Шмиттер Ф. — Филипп Шмиттер (англ. Philippe C. Schmitter; род. 19 ноября 1936, Вашингтон) американский политолог. Изучал историю испаноязычного мира в университете Мехико и политические науки в Женевском университете. Защитил диссертацию по политической… … Википедия

Шмиттер Филипп — Филипп Шмиттер (англ. Philippe C. Schmitter; род. 19 ноября 1936, Вашингтон) американский политолог. Изучал историю испаноязычного мира в университете Мехико и политические науки в Женевском университете. Защитил диссертацию по политической… … Википедия

Большой труд — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

ПОЛИТОЛОГИЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ — отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяются черты и специфические различия разнообразных групп политически объектов. Применение сравнительного анализа в области политических исследований известно с древности. Уже в трудах… … Политология: словарь-справочник

ШМИТТЕР Филипп — (1936) американский политолог, создатель теории неокорпоративизма, исследователь моделей перехода к демократии и институциональных аспектов современных политических систем. В центре научных интересов исследование авторитарных режимов, в частности … Политологический словарь-справочник

Неокорпоративизм — модель распределения политической власти, возникшая после окончания Второй мировой войны, основанная на идеях и практике корпоративных государств первой половины XX века.

Содержание

Прежде, чем пытаться определить, что такое неокорпоративизм, необходимо сказать о том, чем он наверняка не является.

  • Во-первых идеи неокорпоративистов не имеют прямого отношения к католическому корпоративизму. Большинство неокорпоративистов совершенно не интересуются идеями социального христианства.
  • Во-вторых, неокорпоративисты не связаны с идеологией фашистского корпоративизма.
  • В -третьих, неокорпоративизм в его нынешнем состоянии — это вообще не идеология.

Те, кого сейчас называют неокорпоративистами или корпоратистами, — довольно большая группа исследователей, занимающаяся изучением определённого общественного феномена. Можно было бы назвать их научной школой, но они таковой не являются, поскольку довольно существенно расходятся в оценке того, что собственно составляет предмет их анализа.

1) организации, представляющие интересы, прочно вписаны в правительственный процесс принятия решений (степень интеграции может быть изменена с учётом их представленности в различных консультативных комитетах и др.);

2) крупные организации, представляющие интересы (в особенности профсоюзы), тесно связаны с политическими партиями и принимают участие в выработке политики на основе своеобразного разделения труда;

3) большинство организаций, представляющих интересы, иерархически организовано, а участие в них имеет тенденцию превращаться в обязательное;

4) профессиональные группы представлены не конкурирующими между собой, а занимающими монопольные позиции организациями;

Основой условий труда в Австрии является договор, заключаемый между работодателем и работающим по найму. Трудовое право обеспечивает необходимую охрану рабочего при помощи императивных законов и обязательных коллективных норм (коллективный договор, устав, тариф минимальной ставки и др.). Главной составной частью коллективного договора является заработная плата, считающейся минимальной ставкой. Вытекающие из трудового договора для рабочих и служащих отношения могут быть расторгнуты наёмным рабочим или работодателем. Трудовые инспектораты проверяют соблюдение большого количества положений в виду достойного вида места работы, а также защиты рабочего от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

На предприятиях, где занято более пяти человек, тайным голосованием избираются завкомы. Они представляют интересы рабочих и служащих по всем вопросам, связанным с отношениями, вытекающими из трудовых договоров и пользуются особой защитой от необоснованного увольнения. В случае увольнения рабочего или служащего работодателем, завком имеет право наложить свое вето против такого поступка. Возможные споры в связи с трудовыми договорами решаются особыми рабочими судами, а по вопросам коллективных договоров — арбитражными судами.

Принятый в 1973 году основной закон о труде обеспечивает работающим на предприятии более широкие права на участие в совместных решениях, чем они имели раньше.

В каждой из девяти австрийских федеральных земель для законного представления интересов трудящихся имеется палата рабочих и служащих. Её органы имеют право, до принятия закона в парламенте, высказывать своё мнение по каждому законопроекту . [9]

Одна из особенностей Австрии — две параллельные системы представительства интересов трудящихся: система палат ( нем. Camer ), организованная по принципу обязательного (принудительного) членства, и система добровольных объединений, охватывающая в основном те же интересы, но работающая по принципу свободной ассоциативности. В некоторой степени обе системы конкурируют друг с другом, но в основном между ними действует распределение функций и имеется некоторая иерархичность, причем государство оказывает некоторую финансовую поддержку добровольным группам, обязывая одновременно принудительные организации соблюдать внутренний установленный порядок . [10]

Основной организацией групп интересов является Австрийской федерации профсоюзов ( нем. Österreichischer Gewerkschaftsbund; OeGB ) , [11] состоящая из 7 отраслевых профсоюзов ( нем. Gewerkschaft ), которые, в свою очередь, подразделяются на профессиональные отраслевые группы и подгруппы ( нем. Eine Arbeitsgemeinschaft; ARGE ) . . [12] К самым важным задачам OeGB принадлежит заключение коллективных договоров.

OeGB — общество на добровольных началах, палаты являются общественно-правовыми корпорациями с обязательным членством. членами OeGB являются около 60 % трудящихся Австрии.

OeGB отличается от большинства профсоюзных объединений других стран тем, что оно является надпартийно-организованым и сильно централизованным. Политические направления организованы в виде фракций. Социалистические профсоюзники представляют сильнейшую фракцию.

Палаты рабочих и служащих ( нем. Kammer für Arbeiter und Angestellte; AK ) [13] поддерживают общественное управление во всех областях, затрагивающих интересы рабочих и служащих.

Аналогично административной структуре страны, палаты имеются в девяти землях. В каждой из девяти земель имеется своя собственная палата, представители от всех земель образуют Федеральную палату труда, базирующуюся в Вене форме. Высший орган принятия решений — Австрийский съезд рабочих палат. В обязанности рабочих палат входит: рассмотрение законопроектов, разработка экономических и социально-политических основ по эффективному представительству интересов рабочих, обучение и консультация рабочих и завкомов, а также проведение общественных мероприятий.

Деятельность палаты финансируется за счет взносов работников, автоматически удерживается 0,5 процента от их заработка. Выборы в руководящие органы земельных палат и федерации — тайные, проводятся раз в 5 лет.

Палаты сельскохозяйственных работников ( нем. Landwirtschaftskammer Österreich; LK ) [14] защищают интересы наемных рабочих в сельском хозяйстве. Высший орган принятия решений — Конференция Президентов Палат сельскохозяйственных рабочих ( нем. Präsidentenkonferenz der Landwirtschaftskammern Österreichs ).

Членства в палате сельского хозяйства обязательно и регулируется национальным законодательством. Членам сельскохозяйственных палат являются: владельцы сельхозугодий и лесного хозяйства; работники сельского и лесного хозяйства; члены семей владельцев, если они работают в этих угодьях или хозяйствах; должностные лица предприятий сельского и лесного хозяйства и торгово-промышленных сельскохозяйственных союзов.

Комитеты палаты: Обучения и консультирования; Энергетики и изменения климата; Лесного хозяйства и лесной промышленности; Молочный; Производственно-заводской; Правовой, налоговой и социальной политики; Комитеты по специализациям сельскохозяйственным культур; Комитет по животноводству; Комитет по винам.

Экономическая (торгово-промышленная) палата Австрии ( нем. Wirtschaftskammer Österreich; WKO ) [15] является государственной корпорацией, координирующей деятельность провинциальных экономических палат, состоящих из представителей бизнес-сообщества. В соответствии с законом о Торгово-промышленных палатах закона, все предприниматели (за исключением руководителей сельского хозяйства и свободных профессий, имеющих свои собственные палаты) обязаны быть членами провинциальных экономических палат.

Имеются девять земельных экономических палат и одна Федеральная палата.

Торговые и ремесленные палаты были созданы уже более ста лет тому назад в период Австро-Венгерской монархии, но значение экономических палат сегодня больше, чем когда-либо. Подобно федеральной палате, земельные палаты делятся на семь отделений: ремёсел и промыслов, промышленности, торговли, банков и страхования, транспорта, туризма, информационных технологий и консалтинга. Отделения состоят из нескольких отраслевых групп.

Федеральная экономическая палата рассматривает законопроекты, и принимает участие — по аналогии с рабочими палатами — через консультационные комитеты и комиссии в непосредственной организации экономической деятельности, поддерживает государственное управление и является партнером OeGB в разработке коллективных договоров.

Кроме того, Федеральная экономическая палата содержит представительства во многих государствах мира, способствующих в значительной мере развитию внешней торговли Австрии.

Практически все промышленные предприятия входят в добровольную ассоциацию — Федерацию австрийских промышленников.

Основанное (заново) осенью 1946 года Объединение австрийских промышленников и торговли ( нем. Österreichischer Gewerbeverein ) [16] продолжает традиции действовавшей уже во время монархии центральной промышленной организации. Она насчитывает около 3 700 членов, занимающих на своих предприятиях около 420 000 человек. В соответствии со значением австрийской промышленности, Объединение промышленников оказывает своё влияние на соответствующие решения экономической и социальной политики.

Паритетная комиссия по ценам и заработной плате ( нем. Paritätische Kommission für Preis- und Lohnfragen; PKPL ) [17] представляет собой форум на добровольных началах для ведения переговоров, который не закреплен в законах. В комиссию входят представители:

  • Австрийской федерации профсоюзов,
  • Съезда палат рабочих и служащих,
  • Конференции президентов сельскохозяйственных палат,
  • Федеральной экономической палаты, а также
  • руководители Федеральных министерств: сельского и лесного хозяйства, торговли, ремесел и промышленности, министерства социального обеспечения (без права голоса).

Председателем Паритетной комиссии является федеральный канцлер.

Право голоса в Паритетной комиссии имеют только первые, из вышеуказанных четыре организации экономических партнеров. Пятый участник, правительство, имеет статус наблюдателя. Решения комиссии должны приниматься единогласно, что значит сильное принуждение идти на компромисс.

Паритетная комиссия не располагает правовыми средствами власти, но представленные организации имеют возможность — каждая в своей сфере — влиять на рабочих и работодателей в вопросе выполнения решений Паритетной комиссии. Намечаемые повышения зарплаты и цен должны сначала быть представлены подкомитету по ценам и зарплате Паритетной комиссии. Тогда подкомитет по вопросам зарплаты, учитывая общеэкономический эффект определенного предложения, разрешает ведение переговоров между договаривающимися сторонами по вопросу изменения положений коллективного договора. Но, она ни в какой мере не может влиять на фактическое заключение коллективных договоров, в особенности на размеры возможных повышений заработной платы. В подкомитете по ценам ходатайствующий обязан до принятия решения доказать в присутствии представителей рабочих организаций обоснованность требований по отношению цены. В случае недостижения согласия, требование о повышении цены возвращается в пленум комиссии. Отдельный совет по экономическим и социальным вопросам разрабатывает рекомендации, предлагаемые правительству . [18]

Корпорации имеют следующие органы, посредством которых могут управляться:

(1) общее собрание, конгресс, съезд — названия здесь могут быть самые разные;

(2) центральный комитет (секретариат), избираемый на съездах, в промежутке между которыми он исполняет роль главного руководящего органа;

(3) правление корпорации, тоже избираемое на съезде и осуществляющее общее руководство текущими делами;

(4) президиум правления.

Необходимость этой четырехзвенной структуры обусловлена периодичностью проведения заседаний первых трех структурных подразделений организации. Конгрессы (съезды) могут созываться как раз в год (в большинстве корпораций), так и раз в два, три, а бывает, что и в четыре года. Центральные секретариаты и правления созываются с периодичностью от 2 раз в год до 1 раза в неделю, хотя существуют и такие корпорации, руководящие органы которых могут вообще созываться редко . [19]

Хотя и большинство корпораций образуется исходя из профессионально-территориальных сообществ, основой союза является не общность работы или места проживания, а общность цели. И корпорация, таким образом, становится инструментом представительства с репрезентативными функциями. Форму юридического лица, тем самым, имеет не сама корпорация, а ее функция, обеспечивающая существование корпорации в материальном плане.

Корпорации стремятся воздействовать на государство, на государственную власть не извне, а изнутри самой власти, сливаясь с государством и его органами — это очень важная качественная деталь корпоративной политической системы Скандинавии и Финляндии.

Примирение и реализация интересов осуществляется только государством, что составляет особенность скандинавского этатизма. Направления вмешательства государственной власти в общественные структуры либерального социал-демократического государства благоденствия на севере Европы определил экономист, председатель комиссии по Нобелевским премиям в сфере экономики А. Линдбек:

«(1) проведение политики стабилизации экономики;

(2) перераспределение доходов;

(3) проведение антимонопольной политики;

Важна также и отрасль хозяйства (политики), в которой эти корпорации действуют. Чем важнее отрасль, тем больше влияния у корпорации. Наиболее важными корпорациями в этой связи — политические партии.

Для демократических корпоративистских систем групп интересов характерно такое представительство интере­сов, при котором: каждый социетальный интерес обычно представлен единой го­ловной ассоциацией; членство в такой ассоциации часто является обязательным и почти всеобщим; головные ассоциации имеют централизованную структуру и направляют действия своих членов; во многих случаях группы интересов систематически участвуют в выработке и осуществлении политического курса.

Филипп Шмиттер о неокорпоративизме

Неокорпоратизм есть система представительства интересов, составные части которой организованы в несколько особых, принудительных, неконкурентных, иерархически упорядоченных, функционально различных разрядов, официально признанных или разрешенных (а то и просто созданных) государством, наделяющим их монополией на представительство в своей области в обмен на известный контроль за подбором лидеров и артикуляцией требований и приверженностей.

Правила взаимодействия групп интересов и государства при корпоративизме по Герхарду Лембруху

Организации, представляющие интересы, прочно впи­саны в правительственный процесс принятия решений (степень интеграции может быть измерена с учетом их представленности в различных консультативных комитетах и т. д.).

Крупные организации, представляющие интересы (в особенности профсоюзы), тесно связаны с политическими пар­тиями и принимают участие в выработке политики на основе своеобразного функционального разделения труда.

Большинство организаций, представляющих интересы, иерархически организовано, а участие в них имеет тенденцию превращаться в обязательное.

Профессиональные группы представлены не конкурирующими между собой, а занимающими монопольные позиции организациями.

Отношения в промышленности характеризуются значи­тельным согласованием деятельности профсоюзов и организаций предпринимателей с действиями правительства (предполагается что профсоюзы будут воздерживаться от зло­употребления забастовочной и другой конфликтной тактикой).

Читайте также: