Евразийский соблазн флоровский кратко

Обновлено: 02.07.2024

Praha 1924. XII.11–24.

Печатается по первой публикации:

Жизнь… развела этих выдающихся мыслителей по разным полюсам евразийского движения, в котором они оба участвовали, и показала, где лежит сокровище каждого из них.

Полностью вступительную статью

Дни правды дороже воинственных дней… [122]

1

Революция всех застала врасплох, и тех, кто ждал ее и готовил, и тех, кто ее боялся. В своей страшной неотвратимости и необратимости свершившееся оказалось непосильным и внутренний смысл и действительная размерность происходившего оставались загадочны и непонятны. И нелегко дается мужество видеть и постигать.

.
ТАк я "патриотический придурок". или непатриотический. или не придурок.
И при чем здесь Фрейд? Это уже не к тебе вопрос.

Нет, ты главный вождь и учитель по борьбе с патриотическими придурками. :)))
А Фрейд, вернее, Юнг, при архетипах. :))

Да, приходится и этим заниматься. Ибо нет больших помощников у врагов России, чем пасторальные "старые правые", призываюшщие Церковь уйти в добровыольное гетто, во имя "идеальной Руси" ничего не делать в России реальной. Именно их используют для перевода антицерковных идей на "церковный" язык, для пропаганды "богословия дезертирства" и ухода за пределы "немонархического" общества и государства

Мне ещё эта статья нравится:

Отношение евразийцев к Западной Европе превратно и ложно и подобное отношение заслуживает наименования азиатства, а не евразийства.

Евразийцы хотят остаться националистами, замыкающимися от Европы и враждебными Европе. Этим они отрицают вселенское значение православия и мировое призвание России, как великого мира Востоко-Запада, соединяющего в себе два потока всемирной истории. Их евразийская культура будет одной из замкнутых восточных, азиатских культур. Они хотят, чтобы мир остался разорванным, Азия и Европа разобщенными, т.е. они в сущности антиевразийцы.

Мы принадлежим не только Востоку, но и Западу через наследие эллинства. Мы платоники. Западные люди по преимуществу аристотелевцы. На нас почил эллинский дух, универсальный эллинский гений. Мы стали бы окончательно азиатами, восточными людьми, если бы отреклись от греческой патристики, от св. Клемента Александрийского, от каподокийцев, если бы туранское начало в нас возобладало. И мне кажется, что евразийцы предпочитают плотское наследие туранское духовному наследию эллинскому, они более гордятся своей связью с Чингиз Ханом, чем связью с Платоном и греческими учителями Церкви. Евразийская философия истории чистый натурализм. Национально-расовая и географическая историософия столь же материалистична, как и экономический материализм. Она отрицает, что философия истории есть философия духа, духовной жизни человечества. Она забывает, что кроме Востока и Запада, кроме столкновения рас и кровей есть еще царство духа и что потому только возможно стало в мире христианство.

Евразийцы любят туранский элемент в русской культуре. Иногда кажется, что близко им не русское, а азиатское, восточное, татарское, монгольское в русском. Чингис Хана они явно предпочитают Св. Владимиру. Для них Московское царство есть крещеное татарское царство, московский царь - оправославленный татарский хан. И в этом близком сердцу евразийцев царстве чувствуется непреодоленное язычество азиатских племен, то непреодоленное магометанство. Христианство не вполне победило в евразийском царстве. Любовь к исламу, склонность к магометанству слишком велики у евразийцев. Магометани ближе евразийскому сердцу, чем христиане Запада. Евразийцы готовы создать единый фронт со всеми восточно-азиатскими, не христианскими вероисповеданиями! против христианских вероисповеданий Запада.

Между тем как у евразийцев исчезает своеобразие и единственность русского духовного типа, русской идеи, русской вселенской христианской идеи. Статичность, которой так упиваются евразийцы в результате реакции против бурных движений нашего времени, есть не русская, а татарско-азиатская статичность. Христианство динамично по своей природе, оно создало бурное движение мировой истории.

Бытовое и родовое православие евразийцев, православие статическое, родственно духу Ислама, и они сами этого не скрывают. Евразийцы дорожат русским язычеством, которое очень сильно было в старом русском быте. Думать, что этот быт может быть возрожден, значит не понимать характера нашей эпохи. Мы вступаем в эпоху новой христианской духовности. И религиозно реакционно все, что хочет преобладания крови и плоти над духом, что мешает победе духа над натурализмом. Возврат русского народа к самодовольству и самозамкнутости старой допетровской Руси есть задача не христианская, а языческая.

Бытовое исповедничество евразийцев как будто бы забывает об этом искании Царства Божьего и правды Божьей, которое очень свойственно русскому духу, но не свойственно духу туранскому. Православие не может быть только охранением, оно должно быть творческим богочеловеческим процессом. Евразийцы не замечают самой главной особенности русского православия, отличающей его от западного христианства, - его эсхатологичность, устремленности к концу. Есть два образа России: статический и динамический, бытовой и духовный. Русского странничества, русского искания правды Божьей, Града Китежа евразийцы не хотят видеть и знать. Им больше нравится бытовая устроенность и статичность Ислама.

Бердяев изложил практически все основные претензии к евразийству, но я бы очень осторожно обращался к этому автору. Я не люблю Бердяева, не люблю его за его нелюбовь к логике, систематике, последовательности мысли, за его релятивизм и диалектичность, возведенные в принцип. Бердяев не любил идею сильной Церкви и сильного Государства (Империи), равно как институциональной культуры и категоричных решений - поэтому он так же не понимал и не любил византизм. Для меня Бердяев - либеральный культурософ, поставивший идею Свободы выше идеи Бога, и, тем самым, обессмысливший эту идею. Но он хорош для начальной философии,"философии нулевого класса", чтобы взбудоражить человеческую мысль. Далее помочь нам он ничем не сможет.

Я говорю о данной конкретной его критике в адрес евразийства. Разумеется, мы не можем использовать все произведения богоискателей - Булгакова, Бердяева, Струфе, Франка, Эрна, особенно откровенно еретические. Но в целом их произведения могут дать нам очень много (в частности, сборник "Вехи" с блестящей критикой т.н. "интеллигенции").

Вот "Вехи" я вообще считаю крайне важной, где-то даже центральной, ключевой книгой в истории русской политической философии. "Вехи" - это водораздел между "правым", христианским и "левым", нехристанским консерватизмом.

Благодарю за ссылочку.

Наконец-то я начинаю понимать, что мне так не нравится в Дугине.
А ведь силен-то, харизматичен. И вроде как придраться не к чему. Ан вот оно что! Точка координат ушла.

Да, именно - точка координат ушла.
Раз вы подняли тему АДа, то я могу сказать следующее. Я искренне и фанатично заболел дугинизмом в период 1997-99 годов, как кто-то болеет Ницше или Марксом. Должен признать пост-фактум, это был далеко не самый последний автор, чтобы им столь ревностно увлекаться - во многом это был шаг интеллектуального отчаяния, поскольку отрицание либерального Запада стало тогда для меня ведущей страстью, той самой "патриотической страстью", про которую П.Савицкий говорил, что она ведет к национал-большевизму. Но потом я стал изучать академическую философию и возвращаться к исходной точке - догматическому православию. Этот путь продолжался все годы моего обучения на философском факультете. В 2003 году я написал свою первую книгу "ССС", чтобы систематизировать дугинщину для самого себя, и эта книга стала не столько развитием, столько преодолением ее. Потом я понял, что не то что "национал-большевизм", само "евразийство" мне уже ненужно, а остается только Православие и больше ничего, если не считать его политической проекции - византизма. Так я переименовал свой Клуб из Евразийского в Византистский Клуб "Катехон". Ну а дальше - дальше я лишь чувствовал чистое уважение к бывшему авторитету и поэтому готов был его морально поддерживать, чего не скажешь о нем.
Моей ошибкой было возобновление сотрудничества с ним по просьбе Юрия Горского в мае 2005 года, к этому моменту нас объединял только "антиоранжизм". Он сам просил меня читать лекции его фанатам, но через пару таких лекций стало понятно, что это уже совершенно другое поколение "евразийев" - совершенно нечитающая и недумающая гопота, и сам АД пришел к тому, к чему вела вся его "философия" - к "наш сапог свят" и не более.

У меня есть чувство потерянного времени от соблюдения бессмысленного уважения к бессмысленному авторитету. Но теперь, когда с его стороны кроме хамства ничего уже не осталось, я могу боротья за истину Православия, не примешивая в эту борьбу случайные и ненужные элементы варварской идеологии.


Евразийство основали. весьма разные по подходам и научным интересам люди. Объединившиеся в своем первом сборнике “Исход к Востоку” (1921) молодые ученые видели свою цель в нащупывании и прокладывании путей для некоторого нового направления, которое они обозначили. термином “евразийство”; . общее настроение, пронизывающее это и последующие евразийские издания, можно характеризовать как антизападничество. Резко сформулировал эту позицию П. Савицкий: “евразийцы. понимают, что сущность, которая Россией. была воспринята и последовательно проведена в жизнь, в своем истоке, духовном происхождении не есть сущность русская. ”.

Большая часть критики “евразийского соблазна”, содержащаяся в публикуемой статье Г. Флоровского, относится к мировоззрению Льва Карсавина, главного идеолога основанной в 1928 году газеты “Евразия”, в которой евразийство рассматривалось как особый вид марксистского ревизионизма.

Жизнь. развела этих выдающихся мыслителей по разным полюсам евразийского движения, в котором они оба участвовали, и показала, где лежит сокровище каждого из них.

Полностью вступительную статью
А.В.Соболева “Полюса евразийства” см.:
“Новый мир”, 1991, №1 с.180-182

При внимательном рассмотрении антизападничество евразийцев оказывается не слишком оригинальным. Типически оно напоминает продукт не только вполне западного экстравагантного антизападничества, но и, как ни странно, антироссийской западной пропаганды. На это обращал внимание, к сожалению, по сей день мало известный в нынешней России эмигрантский историк и правовед Е. В. Спекторский.

Примечания

[1] Спекторский Е. В. Западно-европейские источники евразийства // Pax Rossica. Русская государственность в трудах историков зарубежья / Авт.-сост. Е. А. Бондарева. М.: Вече, 2012. С. 407.

Читайте также: