Схоластическая медицина ибн сина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Памятник Ибн Сине в Бухаре

Ибн Сина, больше известный как Авиценна, — это средневековый ученый, врач и философ, который внес неизмеримый вклад в развитие мировой науки и философии. Сложно найти такую же интересную и разностороннюю личность, как Ибн Сина. В этой статье расскажем о его жизни и философии.

Абу Али ибн Сина: биография ученого

Авиценна, биография которого сохранилась до наших дней, прошел тернистый жизненный путь. В отличие от большинства средневековых ученых и философов, многие факты и события из биографий которых были безвозвратно утеряны, Абу Али Ибн Сина написал автобиографию, которую продолжил его ученик Ал-Джузджани.

Благодаря этому стали известны многие интересные факты о жизни и творчестве ученого, в том числе где родился Ибн Сина и о его детских годах:

  1. Авиценна — иранец по национальности.
  2. Он появился на свет в 980 году в Саманидском государстве, в поселении Афшана.
  3. Начальным образованием Авиценны занимался его отец — служащий саманидской администрации. Именно он пробудил в мальчике тягу к знаниям.
  4. С юных лет Авиценна проявлял незаурядные способности: в 10-летнем возрасте изучил грамматический строй персидского и арабского языков, учение о поэтическом искусстве и, что самое поразительное, знал наизусть Коран.
  5. В 11 лет будущего философа и медика отправили в Бухару изучать основы фикха — мусульманского законодательства.

Абу Абдаллах Натили — ученый, под руководством которого юный Авиценна изучил логику, философию, учение о небесных телах и науку о пространственных формах.

Памятник Ибн Сине в Анкаре

Памятник Ибн Сине в Анкаре: Wikipedia

Медицина заинтересовала Ибн Сину в юном возрасте. 16-летнего врача пригласили лечить эмира, который правил Бухарой. Ибн Сина проводил осмотры и наблюдения за многими больными, получая опыт и совершенствуя свои знания на практике.

В 18 лет Авиценна уже был известен всей Бухаре как состоявшийся ученый и талантливый врач. Спустя четыре года он отправился в Гургандж — город, который был столицей Хорезма. Там он смог совершенствовать знания и получил ценные навыки.

В Гургандже тогда как раз была создана Академия Мамуна, или дом мудрости. В этом исламском учебном заведении работали известные арабские ученые. Академия оказалась плодотворной почвой для научного сотрудничества, именно здесь Авиценна создал многие свои труды.

Цитата Ибн Сины

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

В 28 лет Ибн Сину пригласили на службу к султану Махмуду Газневи, но он отказался. За этот дерзкий поступок ученый был навсегда изгнан из столицы и отправился скитаться по Табаристану и Хорасану. Совершая длительные переезды, он писал работы, находясь в седле.

С 1015-го по 1024-го Ибн Сина обосновался в Хамадане, где его привлекли к политической деятельности. Но нестабильная ситуация не расположила его к этой сфере, вскоре мыслитель вновь занялся естественными науками и философией.

В это время ученому удалось вылечить эмира Хамадана и стать придворным визирем. После смерти эмира Ибн Сина хотел служить у правителя Исфахана. За этот поступок его объявили предателем и приговорили к смертной казни, но позже приговор смягчили. Авиценна провел в крепости четыре месяца, после чего его освободили.

Последние годы жизни философ провел в Исфахане, продолжая научную деятельность. Умер он в 1037 году. Согласно завещанию, все его вещи были розданы беднякам, а рабы получили свободу и вознаграждение.

Ибн Сина: философия

Кто такой Ибн Сина, или Авиценна? Так звали великого человека, у которого был феноменальный интеллект и удивительное стремление к знаниям. В течение жизни он создал свыше 700 философских работ и трактатов по естественным наукам.

Цитата Ибн Сины

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Большая часть жизни Ибн Сины была посвящена философии. Главным ориентиром для него был Аристотель, второй учитель в его жизни — средневековый философ аль-Фараби.

Становление философской мысли Авиценны происходило под влиянием неоплатонизма. Это направление появилось в античной философии в III–VI вв., занималось учением о Боге, его отношением к людям и миру.

Ибн Сину и аль-Фараби считают основателями восточного перипатетизма, или аристотелизма. В центре этого учения была идея о Боге как об источнике всей жизни и земных благ. Авиценна вывел теорию трех категорий в науке. Согласно его учению, есть такие науки:

  • высшая (метафизика);
  • средняя (математика);
  • низшая (физика).

Следуя главным постулатам учения Аристотеля, Авиценна поделил все сущее на две группы: возможное и необходимое. Первое из них существует на основе второго, а необходимое сущее считается вечным, таким, что существует само по себе. Абсолютно необходимой первопричиной всего сущего философ называл Бога.

По мнению Авиценны, душа — это сила, исходящая от Бога. Поэтому она бессмертна и играет важную роль в воскрешении людей. Философ выделили три категории души:

  • третья жила в растениях;
  • вторая селилась в животных;
  • первая принадлежала человеку, была названа наивысшей и сочетала в себе черты двух других.

Ибн Сина писал о единстве души и тела. Тело, принимающее разумную душу, превращается в носителя философской мысли.

Портрет Ибн Сины на национальной валюте Таджикистана

Портрет Ибн Сины на национальной валюте Таджикистана: Wikimedia

Философия Ибн Сины заключалась в следующем:

  1. По его утверждению, мир сотворен Богом и управляется им. В этом учение отличалось от аристотелевской концепции и позже легло в основу теистического миропонимания в исламе.
  2. Ибн Сина отрицал утверждение, что мир сотворен во времени. Сущее он рассматривал как вневременное продолжение Бога.
  3. Он создал упорядоченную терминологию арабской философии.
  4. Мыслитель обосновал отличия сущности и существования. Сущность постигается разумом, а о существовании человек узнает из опыта.
  5. Философ создал учение об импульсе и интуиции. Он считал, что человеку открывается абсолютная истина в интуитивном видении — вершине мыслительных процессов.

Самые известные книги Ибн Сины по философии и другим наукам:

Цитата Ибн Сины

Цитата Ибн Сины: NUR.KZ

Цитаты из них широко известны и не теряют актуальности с течением времени. Великий ученый успел побывать в Персии и Туркестане, прочел много лекций, сделал вклад в биологию и медицину, излечил сотни больных. Авиценна написал работы по:

  • философии, словообразованию, истории, теории литературы;
  • врачебному делу, химии и геологии;
  • герменевтике Корана.

Отметим, что Ибн Сина многие научные работы создавал в форме поэм. Лирическая поэзия также не была чужда ученому — он писал рубаи.

Кроме того, Авиценну интересовала музыка. Были ли у него изобретения? Ученый создал универсальные арифметические модели, с помощью которых можно выстроить музыкальное произведение.

Иными словами, Ибн Сина рассматривал музыку с математической точки зрения. Вместе с аль-Фараби мыслитель заложил основы раздела музыковедения, который изучает и описывает музыкальные инструменты.

Ибн Сина был действительно великим человеком: благодаря его трудам спасено много жизней, а наука шагнула далеко вперед. Его трактаты актуальны и по сей день, а новаторские идеи значительно опередили развитие науки эпохи Средневековья.

В честь талантливого ученого и философа называют улицы, площади и университеты, ему ставят памятники. Его имя присвоено астероиду, кратеру на Луне и роду растений. О нем пишут романы и снимают фильмы.


Авиценна входит в число людей, оставивших яркий след в истории человечества. Его знают как врача, философа, математика, музыканта, поэта, великого ученого, труды которого оставлены в 29 сферах науки.

Трудно перечислить все его таланты. Порой природа являет свои чудеса, чтобы не забывали о её могуществе, и тогда рождаются такие гении как Авиценна.

Он — Великий медик, которого можно сравнить с Галеном и Гиппократом, выдающийся естествоиспытатель уровня Галилея, математик, физик, химик, специалист по физиологии животных. А еще он занимался теорией музыки, и его познания в этом пригодились в эпоху Ренессанса.

Он был предвестником гуманизма, ибо его учение о человеке – это учение о единстве тела и души. И когда – в XI веке. Писал Авиценна, как правило, на арабском языке. Но это совсем не означает, что он – часть арабской культуры. Наверно, с самого своего рождения он принадлежал всему миру, труды его стали достоянием всех цивилизаций.

Откуда нам известно о человеке, жившем больше 1000 лет назад? От него самого и его любимого ученика. До наших дней дошли рассказ самого Авиценны о себе, о своем детстве. Остальное дописал Убайд аль-Джурджани, его любимый ученик, который провел с ним более 20 лет жизни.


Ибн Сина родился в 980 году в небольшом селении Афшана (Средняя Азия) вблизи от Бухары – столицы государства Саманидов.

Когда семья переехала в столицу, одаренному мальчику открылся доступ к широким знаниям, ведь на тот момент Бухара являлась образовательным центром, куда активно съезжались различные философы, врачи, поэты для посещения дворцовой библиотеки.

Авиценна еще в раннем детстве отличался невероятной любознательностью, удивляя взрослых постоянными вопросами. Маленького всезнайку отправили изначально учиться в обычную мусульманскую школу, которую он посещал на протяжении 10 лет.

Параллельно школьной программе Авицена обучался дополнительно грамматике, арабскому языку, стилистике. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он уже знал наизусть весь Коран, что согласно убеждениям мусульман считалось наиболее почтенным знаком.

Свое первое образование он получил путем изучения богословия. Позже будущий ученый увлекся светскими науками – математикой, медициной и философией. Уже в возрасте 20 лет Авиценну знали как известного ученого.

Опасаясь стремительно развивающейся популярности Авиценны, мусульманские богословы все время пытались уличить его в атеизме и ереси. Кроме медицинского труда он писал естественно-научные и философские трактаты, стихи на фарси и на арабском языке. Основной темой его творчества были гимн просвещению, вечность материи, гимн науке.


Он, так же как Лоренцо, создал кружок, который назвали Академией Мамуна. Там проходили постоянные диспуты, в которых принимали участие многие, в том числе и Бируни, но побеждал как правило Авиценна. Слава его росла, он много работал, его почитали, признавая во всем его авторитет. Он был счастлив.

Однако жажда к перемене мест, страсть к путешествиям, к новизне гнала его всю жизнь с мест насиженных и спокойных. Вечный странник! Он снова ушел, вновь начал странствовать по землям нынешнего Центрального Ирана. Почему не остался у Кабуса? Среди своего круга людей, в своем доме, не зная нужды и гонений?


Исфахан – крупнейший город того времени с населением около 100 000 человек, шумный, красивый и яркий. Авиценна провел там немало лет, став приближенным эмира Алла Аддаула. Опять его окружает культурная среда, вновь проводятся диспуты, снова течет сравнительно спокойная жизнь. Тут он очень много работает, много пишет, по объему больше всего написано именно в Исфахане. Ученики говорят, что он мог работать ночь напролет, временами освежая себя бокалом вина. Мусульманин, который взбадривает свой мозг бокалом вина…



Не известны и обстоятельства его личной жизни – об этом нет упоминаний в воспоминаниях учеников или просто современников. Он писал о женщинах стихи, воспевающие красоту, гармонию и совершенство. И это – все.


Количество всех работ философа в различных источниках разнится. Некоторые историки утверждают, что им создано около 453 книг разного научного направления. В арабской литературе присутствует около десяти сочинений философа (астрономия, химия, алхимия и пр.) в сохраненном неполном рукописном виде. Сейчас они находятся в библиотеках разных стран мира.

Авиценна прожил интересную, полную взлетов и падений жизнь. Вернуться на родину после долгих скитаний мусульманский ученый так и не смог, умер на чужбине в 1037 году.


1.Родной язык Ибн Сины — фарси-дари. Это язык местных жителей Средней Азии. На нем философ и ученый писал газели – восточные четверостишия. Он говорил, что писал их для себя, для души.

3.Окружающие Авиценну люди поражались успехам талантливого подростка. К нему на дом приходил учитель (приезжий старец), преподавая физику, астрономию, философию, географию и др. предметы. Вскоре невероятно умный ученик встал на единый уровень знаний своего домашнего преподавателя, что стало причиной его самостоятельного познания различных наук.

5. В четырнадцать лет не по годам развитый юноша увлекся медициной, изучил все имеющиеся в городе трактаты и даже начал посещать самых трудных больных, чтобы глубже понять истины науки.

6.К занятиям медициной привлек Ибн Сину известный врач и автор основного медицинского учебника того времени — Абу Сахл Масихи.

7. После того, как Авиценна вылечил эмира, семнадцатилетнего юношу назначили личным врачом правителя.

8.Получая глубокие знания из новых книг дворцовой библиотеки, у Авиценны стали появляться собственные ученики.

11. Авиценна стал первым врачом, давшим определение таким сложным заболеваниям, как чума, желтуха, холера и др.

12. Когда Ибн Сине исполнилось 20 лет, он уже являлся автором нескольких книг: Обширной энциклопедии. Изданий по этике. Медицинского словаря.

13. В возрасте 18 лет грамотный юноша позволил себе дискуссировать с выдающимися учеными Востока и Средней Азии по переписке.

14.Уже в возрасте 10 лет Авиценна понял, что в школе делать ему уже нечего. Авиценна полностью овладел арабским языком и фарси, грамматикой, стилистикой, поэтикой.

15. А когда он приступил к изучению математики и медицины, понял, что медицина – это легкая наука и что до 16 лет он освоит ее полностью.

16. Ибн Сина выявил, что вирусы являются невидимыми возбудителями инфекционных болезней, но данная гипотеза была подтверждена только через 800 лет Пастером (французский ученый).

20. Авиценна был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.

21.За свою жизнь он написал больше 450 книг. Из них 29 о науке, а вот остальные о философии и медицине. Но до наших дней дошли только 274 его трудов.

22. Немалый вклад внес ученый в психологию, разработав собственное учение в вопросах темперамента человека (деление на горячий, холодный, влажный и сухой характеры).

24. Отмечены его труды в механике (теория вложенной силы), в музыке (произведения по теории вокального искусства).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.



НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ

Тема : Великий Ибн Сина-король медицины

Выполнила : Казиева Аяжан

Руководитель проекта: Нурманалиева Рахат Тилегеновна

Великий Ибн Сина-король медицины

О мудрости твердят: она бесценна,

Но за неё гроша не платит мир.

Абу Али ибн Сина (Авиценна)

Великий Абу Али аль Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина! Другое его латинизированное имя – Авиценна.

Его биография, составленная им самим, охватывает первые 30 лет жизни, затем была продолжена его учеником ал-Джузджани.

Родился Ибн Сина в сентябре 960-го года в небольшом селении Афшана близ Бухары, Узбекистан. Начальное образование получил от отца Абдуллы – чиновника саманидской администрации. Затем десять лет проучился в начальной мусульманской школе – мактаб, и к десяти годам Ибн Сина уже знал наизусть священный Коран. На экзамене Авиценна рассказал все суры, не пропустив ни одного слова.

С того времени он поражает всех своей памятью, цитируя наизусть текст всего Корана, им восхищаются и за знание арабской литературы. Он усиленно изучал математику, физику, логику, законоведение, астрономию, философию, географию и многое другое.

Масихи – последователь прославленных врачей древности Гиппократа и Галена – оказал большое влияние на формирование взглядов Абу Али ибн Сины. Когда во дворце тяжело заболел эмир, глава государства, придворные врачи не смогли вылечить его и пригласили семнадцатилетнего юношу. Лечение, предложенное им, прошло успешно. Вскоре эмир выздоровел. Ибн Сина получает должность личного врача бухарского эмира и возможность пользования его личной библиотекой.

В 1002 году вскоре после смерти отца Авиценна переезжает в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч), в котором жили видные учёные. Следующие годы он скитался, меняя города. В 1015–24 гг. жил в Хамадане, сочетая научную деятельность с весьма активным участием в политических и государственных делах.

Ибн Сина – ярчайший представитель арабского мусульманского мира, последователь Аристотеля, знаменитый учёный-энциклопедист.

По данным учёных, Авиценна написал более 450 трудов, из них до нас дошли около 240. Ибн Сина оставил огромное наследие: книги по медицине, логике, физике, математике и другим наукам. Труды Авиценны написаны в основном по-арабски и фарси. Они охватывают, помимо философских дисциплин, химию, геологию, грамматику, поэтику, историю.

Ибн Сина использовал всё ценное, что было выработано его предшественниками в области естествознания и философии. Его труды стали вершиной развития теоретической мысли в странах Ближнего и Среднего Востока в эпоху раннего Средневековья.

Например, с его именем связывают первое применение ртути; он предположил, что инфекционные заболевания вызываются мельчайшими живыми организмами, создал науку о пульсе, началах психодиагностики, цветотерапии.

О нём ходили легенды. Одна из них гласит: у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имён тех, кто жил на определённой улице. При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу учёный узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти. Купцу ничего не оставалось, как благословить влюблённых, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.

Ещё при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов, как Худжа-тул Хакк (доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (глава мудрецов), Хаками бузург (великий исцелитель), Шараф-ул-Мулк (слава, гордость страны).

Сохранились немногочисленные стихи Ибн Сины на арабском языке и на фарси в основном в форме рубаи. Более того, многие свои научные трактаты он написал стихами в размере раджаз. Им написано несколько произведений, которые оказали заметное влияние на последующую персоязычную литературу.

Умер Абу Али Хусейн ибн Сина 24 июня 1037 года.

Пожалуй, нет ни одного учёного и целителя древности, который оказал столь сильное влияние на медицину и философию Востока (под именем Ибн Сина) и Запада (под именем Авиценна), как этот замечательный учёный.

В маленьком селении, недалеко от Бухары, Афшана в 980 году нашей эры родился Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По исполнении ему пяти лет семья переезжает в Бухару – в то время столица феодального государства Саманидов. В Бухаре мальчика отдают в мактаб (мусульманская школа). Обучение проходило с большими успехами. Незаурядные способности у Ибн Сины выявились рано. Уже в восемнадцать лет он имел широкий круг знаний. Исторические условия сыграли не малую роль в формировании взглядов и интересов Авиценны. Бухара в 10 – 11 веках являлась на Востоке одним из богатейших городов. Индия, Китай, Византия, Киевская Русь поддерживали разносторонние связи с Бухарой, что создавало благоприятные условия для обмена духовными ценностями. В Бухаре проживало много образованных людей – философы, законоведы, архитекторы, медики, поэты. Ибн Сина Авиценна в медицине Очень рано Ибн Сина увлекся медициной. Изучая разные способы лечения, он вскоре становится известным врачом. Ибн Сина вылечивает заболевшего правителя Бухары и в награду получает доступ к обширной библиотеке эмира. Там он обогащает свои знания в таких областях как математика, философия, естествознание, астрономия, геология и, особо важно, медицина. В двадцать лет Ибн Сина переезжает в Хорезм и оказывается в окружении выдающихся историков, поэтов и философов, среди которых был и Бируни – гений из среды ученых. В Хорезме и Бухаре Ибн Сина сложился как ученый. Благодаря высокой культуре народов Средней Азии формируются его разносторонние интересы, передовые научные и философские взгляды. Физика и астрономия, философия и психология, ботаника и зоология, география и геология, музыка и поэзия – все области науки и искусства не оставил без внимания Ибн Сина, создав замечательные труды.

Ибн Сина (Авиценна) — Цитаты, высказывания, афоризмы

Безделье и праздность не только рождают невежество, они в то же время являются причиной болезни.

Бросивший заниматься физическими упражнениями часто чахнет, ибо сила его органов слабеет вследствие отказа от движений.

Вашу ложь не приемлю, я — не лицемер,

Поклоняюсь я истине — лучшей из вер.

Я один, но неверным меня не считайте,

Ибо истинной веры я первый пример.

Вино — наш друг, но в нём живет коварство:

Пьёшь много — яд, немного пьёшь — лекарство.

Не причиняй себе излишеством вреда,

Пей в меру — и продлится жизни царство…

Воистину чудесные дела: возносятся безмозглые тела,

Их наделила тупостью природа, а родовая знатность вознесла.

Все, в чем злобному видятся глупость и вздор,

Мудрость и красоту видит дружеский взор.

Готов больного исцелить Всевышний,

В заботе этой я, как врач, нелишний…

Душа Вселенной — истина.

Если болезнь определить затруднительно, то не вмешивайся и не торопись. Поистине, или существо (человека) возьмет верх над болезнью, или же болезнь определится!

Если заниматься физическими упражнениями — нет никакой нужды в употреблении лекарств, принимаемых при разных болезнях, если в то же время соблюдать все прочие предписания нормального режима.

Если я не проложу тропы к сердцу людей, они не будут общаться со мной, хотя они не будут ни за, ни против меня.

АБУ АЛИ ИБН СИНА (Авиценна)

Научное наследие Ибн Сины охватывает различные области знания: философию, медицину, математику, астрономию, минералогию, поэзию, музыку и т.д. Точное количество принадлежащих ему трудов не установлено (приписывается до 456, в том числе 23 на фарси). Главный труд Ибн Сины – Канон врачебной науки (Канун ат-тибб, написан в 1013–1021). В этом состоящем из 5 томов фундаментальном труде собраны сведения по фармакологии, дается детальное описание сердца (первое начало), печени (второе начало), мозга (также второе начало), опровергается мнение о том, что источником зрения является хрусталик, и доказывается, что изображение предмета дает сетчатка. Авиценна устанавливает различия между чумой и холерой, плевритом и воспалением легких, дает описание проказы, диабета, язвы желудка и т.д.

Опытный хирург, Ибн Сина дал подробное анатомическое описание человека, но особый его вклад состоял в исследовании и описании деятельности головного мозга. Переведенный в 12 в. на латинский язык Канон до 17 в. служил основным руководством для европейских медиков.

Столь же популярным стало и другое сочинение, охватывающее разные области знания, – Книга исцеления (Китаб аш-шифа), значительную часть которой составляет Книга о душе. Под названием Liber de Anima она получила известность в Европе уже в середине 12 в., когда была переведена на латинский язык Домиником Гундисальви. В настоящее время насчитывается 50 рукописей латинского перевода, первое издание которого было осуществлено в Падуе в 1485. На фарси свои философские взгляды Ибн Сина изложил в Книге знания (Даниш-намэ). Подводящее итоги его философских размышлений сочинение – Указания и наставления (ал-Ишарат ва-т-танбихат), написанное примерно в 1035–1036.

Когда же Ибн Сина рассуждал как метафизик, то строил картину мира, начинающуюся с предельных, наиболее общих понятий: первичной, непосредственно данной идеи бытия и понятия Единого (первоединого, Бога), дающего в наиболее общем виде представление о существующем и выражающего монистический (монотеистический) взгляд на сущее в целом. «Первое не имеет ни подобия, ни противоположности, ни рода, ни видового отличия, ни определения. Нельзя указать на него, кроме как при помощи гносиса (Указания и наставления).

Концепция строго упорядоченного мира, подчиненного законам детерминизма, является одним из центральных пунктов философии Авиценны. Ряд причинной зависимости, восходящих одна к другой порождающих причин заканчивается первой причиной, которая, являясь активным началом (воля), высвобождает свою потенциальность, в результате чего, опосредованный рядом ступеней, возникает множественный тварный мир. Решая проблему не только действительности мира, но и его независимости от Творца, Ибн Сина главное внимание уделял теме возможного и необходимого. Основная идея арабоязычных перипатетиков – идея мира, в возможности уже содержащегося в Едином и в силу этого совечного Творцу. Придерживаясь перипатетической традиции в учении о причинности, Ибн Сина отказался от жесткого детерминизма: существование возможносущего не является необходимым само по себе и становится таковым в результате изменения воли необходимосущего как Первой причины, дающей начало последующему ряду сущих и делающей их необходимыми. Первое, Первоначало – это единственное, что изначально необходимо само по себе. Все остальное является производным от него и потому лишь возможным. Но поскольку имеется причина, реализующая возможность, последняя становится в свою очередь необходимостью и как таковая – необходимой причиной следующего порождения. Таким образом, Первая причина является только первым толчком, в дальнейшем мир сущего определяется причинной зависимостью внутри него самого.

Читайте также: