Эволюция западного марксизма кратко

Обновлено: 02.07.2024

В рамках этого направления сформировались две основные традиции:

В данное направление входят:

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Западный марксизм" в других словарях:

ЗАПАДНЫЙ МАРКСИЗМ — (Western Marxism) см. Марксизм … Большой толковый социологический словарь

Марксизм — Основатель марксизма Карл Маркс … Википедия

Марксизм — (Marxism) Определение марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Информация об определении марксизма, марксизм как идеология, философия марксизма Содержание Содержание 1. Биография Карла Маркса 2. Этапы развития 3. Марксизм и… … Энциклопедия инвестора

Марксизм-ленинизм — Маркс, Энгельс, Ленин Марксизм ленинизм одно из левых, наиболее радикальных течений в марксизме; представляет собой социально политическое и философское учение о за … Википедия

МАРКСИЗМ — (Marxism) общая совокупность главным образом теоретических работ, претендующих на развитие, исправление или пересмотр произведений Маркса практиками, относящими себя к его последователям. Термин марксистский может применяться к такого рода… … Большой толковый социологический словарь

Структуралистский марксизм — (англ. Structural Marxism) философское течение в марксизме, основывающееся на идеях и концепциях структурализма. Зародилось и получило широкое распространение во Франции в 1960 х 1970 х гг., после чего распространилось и за ее… … Википедия

Абсолютная прибавочная стоимость — Марксизм философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Содержание 1 Общая характеристика 1.1 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния … Википедия

Марксизьм — Марксизм философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом в середине XIX века. Содержание 1 Общая характеристика 1.1 Эволюция взглядов Маркса и предшествующие влияния … Википедия

У истоков западного марксизма стояли Антонио Грамши (1891-1937), Дьёрдь Лукач (1885-1971), Карл Корш (1886– 1961). Эти теоретики не приняли философских тезисов II Интернационала, разошлись затем и с той интерпретацией марксизма, которая сложилась в Советском Союзе под названием марксизм-ленинизм. Суть расхождения в философском плане (оно имело и политический характер) заключалась в несогласии с объективистской, натуралистической трактовкой марксистского учения об обществе, т. е. с представлением о том, что в обществе все зависит от объективных экономических законов, действующих наподобие законов природы и детерминирующих человеческую деятельность и мышление.

Существенную роль в становлении западного марксизма играла франкфуртская школа, к которой относятся Макс Хоркхаймер (1895—1973), Теодор В. Адорно (1903—1969), Герберт Маркузе (1898—1979), Эрих Фромм (1900—1980) в начале своего творческого пути. Это одно из влиятельных течений в западном марксизме. Сложившись еще в 20-е тт. вокруг Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне, эта школа стала чрезвычайно популярной в 60—70-е гг. Франкфуртцы задались вопросом: почему человечество, вместо того чтобы прийти к истинно человеческому состоянию, погружается в пучину нового варварства – войн, фашизма, стихии массового общества позднеиндустриального капитализма. Почему же присущее Просвещению стремление к разуму, свободе, человечности обернулось в XX в. своей противоположностью?

В поисках ответа на этот вопрос Хоркхаймер и Адорно используют и марксистские и немарксистские понятия (в частности, из психоанализа). При этом, в отличие от классического марксизма, они переносят центр тяжести своей критики с проблемы эксплуатации на проблему господства, понимаемую весьма широко. Суть дела, считают они, в том, что философский и политический проект Просвещения – построение общества в соответствии с идеалами разума, будучи по сути проектом буржуазным, с самого начала был обременен роковым для него стремлением к господству – к господству над природой и другими людьми. Эти два типа господства, с их точки зрения, взаимосвязаны, и именно они, поставив себе на службу разум, превратили его в неразумие, а свободу – в порабощение. В конечном же итоге они привели к античеловеческой идеологии и практике фашизма, попытавшегося установить абсолютное, тоталитарное господство.

Дискуссии в неомарксизме

В марксистско-ленинской философии в 60-е гг. также существовали два аналогичных направления, споривших между собой. Кстати, и в немарксистской философии XX в. также сложились две разные ориентации: на человека (философская антропология, персонализм, экзистенциализм и др.) и на науку (неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм и др.), отношения между которыми далеки от дружественных. Но помимо общефилософских расхождений по вопросу о предмете и методе философии и у западных, и у советских марксистов были и другие основания разрабатывать свою философию в двух различных направлениях.

В послевоенное время перед марксизмом встали две основные проблемы. Первая – это проблема человеческого существования и необходимости гуманистического обновления марксизма, проявившаяся особенно после XX съезда КПСС; вторая – проблема снижения эффективности марксизма как научной теории, все более ощутимая по мере превращения его в догматическую идеологию. Западные марксисты, в отличие от своих советских коллег не скованные официальными догмами, более остро на них прореагировали.

Марксистская философия эволюционировала в своем развитии. Но в XX в. ее задачи вышли за рамки философского толкования всемирно-исторической миссии пролетариата, неизбежности и необходимости социалистического и коммунистического будущего. Сегодня она не отождествляется более с продуктом официозного философского творчества политических партий и движений, а является результатом свободного теоретического и интеллектуального поиска философов, разделяющих главные философские аргументы марксизма, к числу которых относятся такие, как объективность и закономерность развития действительности, возможность их рационального познания и использования в процессе сознательной деятельности, диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющей роли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления, представление о социальной роли и функциях философии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Маркс и западный мир

Маркс и западный мир 1. К постановке вопроса Я думаю, что организаторы симпозиума поступили совершенно правильно, предложив рассматривать идеи Маркса как таковые, в их первозданно-оригинальной форме, строго абстрагируясь при этом от всех позднейших интерпретаций и

6.1.2. Марксизм

6.1.2. Марксизм Марксизм — это стройное учение, в основе которого лежит творчески переработанный гегелевский диалектический метод (материалистическая диалектика). Значительным вкладом, внесенным классиками марксизма в философскую теорию, следует признать вычленение,

5. Марксизм[2]

5. Марксизм[2] С марксизмом у нас в стране сложилась парадоксальная ситуация. И разрешить это противоречие предстоит тем, кто претендует называть себя марксистом.В чем же парадокс?Противоречие возникает в понимании того, кого считать марксистом. С одной стороны, марксист

МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ Марксизм - феномен гигантского масштаба. Я не претендую хотя бы на мало-мальски полную его характеристику. Коснусь лишь некоторых его аспектов, непосредственно относящихся к теме этой работы.Марксизм является самой грандиозной идеологией в истории

2. Западный марксизм

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЙ МИР ХРИСТИАНСКИМ?

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЙ МИР ХРИСТИАНСКИМ? Как свидетельствуют исторические книги и в полном соответствии с мнением большинства людей, христианизация Европы началась в Римской империи при Константине, а затем уже в VIII веке "апостол германцев" Бонифаций и другие обратили в

МАРКСИЗМ

МАРКСИЗМ МАРКСИЗМ - идейное течение модернистского типа второй половины 19-20 в., традиционно связываемое с концепцией общество- и человековедения, сформулированной в работах Маркса. Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма - процедуры уничтожения

5. Восточный и западный гностицизм

5. Восточный и западный гностицизм Дальше придется отвергнуть и всякое тематическое подразделение. Тут тоже царит небывалое переплетение отдельных тем и неимоверная путаница, анализом которой занимались десятки виднейших исследователей и распутать которую никому не

Марксизм

Марксизм В человеческой культуре и истории есть учение, которое по последствиям для мирового сообщества соизмеримо с мировыми религиями, а если говорить о новейшей истории, то, вероятно, превосходит их. Марксизм теоретически предсказывал неизбежность гибели

3. Маркс и марксизм

3. Маркс и марксизм Карл Маркс был философ, ученый и политический деятель, с темпераментом и властью над людьми, свойственными пророкам, и со всеми недостатками, присущими этому редкому типу личности. Он и был пророком: он создал последнюю ересь христианства, и в то же время

3.3.4. Масонство и марксизм

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗАПАДНЫЙ МИР ХРИСТИАНСКИМ?

МАРКСИЗМ И РЕЛИГИЯ

МАРКСИЗМ И РЕЛИГИЯ Надо различать отношение марксизма как социологической доктрины к социальному явлению религии, с одной стороны, и отношение марксизма как боевого миросозерцания и тактики пролетарского класса к религии, как к другому миросозерцанию и своеобразной

У истоков западного марксизма стояли Антонио Грамши (1891‑1937), Дьёрдь Лукач (1885‑1971), Карл Корш (1886– 1961). Эти теоретики не приняли философских тезисов II Интернационала, разошлись затем и с той интерпретацией марксизма, которая сложилась в Советском Союзе под названием марксизм‑ленинизм. Суть расхождения в философском плане (оно имело и политический характер) заключалась в несогласии с объективистской, натуралистической трактовкой марксистского учения об обществе, т. е. с представлением о том, что в обществе все зависит от объективных экономических законов, действующих наподобие законов природы и детерминирующих человеческую деятельность и мышление.

Существенную роль в становлении западного марксизма играла франкфуртская школа, к которой относятся Макс Хоркхаймер (1895–1973), Теодор В. Адорно (1903–1969), Герберт Маркузе (1898–1979), Эрих Фромм (1900–1980) в начале своего творческого пути. Это одно из влиятельных течений в западном марксизме. Сложившись еще в 20‑е тт. вокруг Института социальных исследований во Франкфурте‑на‑Майне, эта школа стала чрезвычайно популярной в 60–70‑е гг. Франкфуртцы задались вопросом: почему человечество, вместо того чтобы прийти к истинно человеческому состоянию, погружается в пучину нового варварства – войн, фашизма, стихии массового общества позднеиндустриального капитализма. Почему же присущее Просвещению стремление к разуму, свободе, человечности обернулось в XX в. своей противоположностью?

В поисках ответа на этот вопрос Хоркхаймер и Адорно используют и марксистские и немарксистские понятия (в частности, из психоанализа). При этом, в отличие от классического марксизма, они переносят центр тяжести своей критики с проблемы эксплуатации на проблему господства, понимаемую весьма широко. Суть дела, считают они, в том, что философский и политический проект Просвещения – построение общества в соответствии с идеалами разума, будучи по сути проектом буржуазным, с самого начала был обременен роковым для него стремлением к господству – к господству над природой и другими людьми. Эти два типа господства, с их точки зрения, взаимосвязаны, и именно они, поставив себе на службу разум, превратили его в неразумие, а свободу – в порабощение. В конечном же итоге они привели к античеловеческой идеологии и практике фашизма, попытавшегося установить абсолютное, тоталитарное господство.




Дискуссии в неомарксизме

В марксистско‑ленинской философии в 60‑е гг. также существовали два аналогичных направления, споривших между собой. Кстати, и в немарксистской философии XX в. также сложились две разные ориентации: на человека (философская антропология, персонализм, экзистенциализм и др.) и на науку (неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм и др.), отношения между которыми далеки от дружественных. Но помимо общефилософских расхождений по вопросу о предмете и методе философии и у западных, и у советских марксистов были и другие основания разрабатывать свою философию в двух различных направлениях.

В послевоенное время перед марксизмом встали две основные проблемы. Первая – это проблема человеческого существования и необходимости гуманистического обновления марксизма, проявившаяся особенно после XX съезда КПСС; вторая – проблема снижения эффективности марксизма как научной теории, все более ощутимая по мере превращения его в догматическую идеологию. Западные марксисты, в отличие от своих советских коллег не скованные официальными догмами, более остро на них прореагировали.

Марксистская философия эволюционировала в своем развитии. Но в XX в. ее задачи вышли за рамки философского толкования всемирно‑исторической миссии пролетариата, неизбежности и необходимости социалистического и коммунистического будущего. Сегодня она не отождествляется более с продуктом официозного философского творчества политических партий и движений, а является результатом свободного теоретического и интеллектуального поиска философов, разделяющих главные философские аргументы марксизма, к числу которых относятся такие, как объективность и закономерность развития действительности, возможность их рационального познания и использования в процессе сознательной деятельности, диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющей роли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления, представление о социальной роли и функциях философии.

Эволюция западного марксизма

У истоков западного марксизма стояли Антонио Грамши (1891‑1937), Дьёрдь Лукач (1885‑1971), Карл Корш (1886– 1961). Эти теоретики не приняли философских тезисов II Интернационала, разошлись затем и с той интерпретацией марксизма, которая сложилась в Советском Союзе под названием марксизм‑ленинизм. Суть расхождения в философском плане (оно имело и политический характер) заключалась в несогласии с объективистской, натуралистической трактовкой марксистского учения об обществе, т. е. с представлением о том, что в обществе все зависит от объективных экономических законов, действующих наподобие законов природы и детерминирующих человеческую деятельность и мышление.

Существенную роль в становлении западного марксизма играла франкфуртская школа, к которой относятся Макс Хоркхаймер (1895–1973), Теодор В. Адорно (1903–1969), Герберт Маркузе (1898–1979), Эрих Фромм (1900–1980) в начале своего творческого пути. Это одно из влиятельных течений в западном марксизме. Сложившись еще в 20‑е тт. вокруг Института социальных исследований во Франкфурте‑на‑Майне, эта школа стала чрезвычайно популярной в 60–70‑е гг. Франкфуртцы задались вопросом: почему человечество, вместо того чтобы прийти к истинно человеческому состоянию, погружается в пучину нового варварства – войн, фашизма, стихии массового общества позднеиндустриального капитализма. Почему же присущее Просвещению стремление к разуму, свободе, человечности обернулось в XX в. своей противоположностью?

В поисках ответа на этот вопрос Хоркхаймер и Адорно используют и марксистские и немарксистские понятия (в частности, из психоанализа). При этом, в отличие от классического марксизма, они переносят центр тяжести своей критики с проблемы эксплуатации на проблему господства, понимаемую весьма широко. Суть дела, считают они, в том, что философский и политический проект Просвещения – построение общества в соответствии с идеалами разума, будучи по сути проектом буржуазным, с самого начала был обременен роковым для него стремлением к господству – к господству над природой и другими людьми. Эти два типа господства, с их точки зрения, взаимосвязаны, и именно они, поставив себе на службу разум, превратили его в неразумие, а свободу – в порабощение. В конечном же итоге они привели к античеловеческой идеологии и практике фашизма, попытавшегося установить абсолютное, тоталитарное господство.

Дискуссии в неомарксизме

В марксистско‑ленинской философии в 60‑е гг. также существовали два аналогичных направления, споривших между собой. Кстати, и в немарксистской философии XX в. также сложились две разные ориентации: на человека (философская антропология, персонализм, экзистенциализм и др.) и на науку (неопозитивизм, аналитическая философия, структурализм и др.), отношения между которыми далеки от дружественных. Но помимо общефилософских расхождений по вопросу о предмете и методе философии и у западных, и у советских марксистов были и другие основания разрабатывать свою философию в двух различных направлениях.

В послевоенное время перед марксизмом встали две основные проблемы. Первая – это проблема человеческого существования и необходимости гуманистического обновления марксизма, проявившаяся особенно после XX съезда КПСС; вторая – проблема снижения эффективности марксизма как научной теории, все более ощутимая по мере превращения его в догматическую идеологию. Западные марксисты, в отличие от своих советских коллег не скованные официальными догмами, более остро на них прореагировали.

Марксистская философия эволюционировала в своем развитии. Но в XX в. ее задачи вышли за рамки философского толкования всемирно‑исторической миссии пролетариата, неизбежности и необходимости социалистического и коммунистического будущего. Сегодня она не отождествляется более с продуктом официозного философского творчества политических партий и движений, а является результатом свободного теоретического и интеллектуального поиска философов, разделяющих главные философские аргументы марксизма, к числу которых относятся такие, как объективность и закономерность развития действительности, возможность их рационального познания и использования в процессе сознательной деятельности, диалектический характер человеческой деятельности и познания, идея определяющей роли практики в историческом развитии, критическая ориентация мышления, представление о социальной роли и функциях философии.

Марксизм – это философская концепция, разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом, относительно социально-экономического и исторического развития мира, которая легла с основу идеологии многих стран в XX веке и значительно повлияла на общественные взгляды.

Марксизм в начале пути

Формирование марксистской идеологии тесно связано с нарастанием классовых противоречий в европейском обществе. В 40-х годах XIX века борьба пролетариата за свои права нарастает, целая серия крупных восстаний прокатывается в Европе, восстание лионских ткачей (1831 г.); восстание ткачей в Силезии (1844 г.), движение чартистов в Англии (30-50е гг. XIX века).

  • экспроприация земельной собственности;
  • введение прогрессивной шкалы налога;
  • централизация кредита в руках государства посредством национального банка и монополии;
  • увеличение государственного сектора экономики;
  • одинаковая обязательность труда для всех;
  • бесплатное и общественное воспитание детей и т.д.

Многие пункты этой программы были потом реализованы в разных странах.

В 1864 году был создан Первый интернационал, а в 1889 – Второй.

Воздействие идей марксизма было огромным. Это был первый достойный ответ английскому либерализму. В качестве идеологического лидера на первый план выступает Германия, в которой социологическая теория была доведена до совершенства. На основе марксизма объединялись трудящиеся разных стран, марксизм дал понятие о рабочей организации, указал вектор дальнейшего развития. Исследователи отмечают, что марксизм разделил мир на две половины еще более жестко, чем христианство, делившее людей на язычников христиан. Маркс делил общество на пролетариат и буржуазию, марксизм разделил мир на коммунистов и капиталистов, возможность диалога между теми и другими идеологически была сведена к нулю.

Готовые работы на аналогичную тему

Особенности западного марксизма

Лукач и Корш центральное место отводили историческому субъекту, в котором они видели пролетариат. Их марксизм – теория действия, включающий в себя фактор мышления. Диалектика Лукача – это взаимодействие объективных и субъективных факторов, мышление человека о мире и его участие в преобразовании окружающей среды. Такого нет в природе. Грамши также выступал против деления философии марксизма на диалектический и исторический материализм, вся теория марксизма, по его мнению, социальна и исторична, развитие общества можно тогда понять и оценить, если рассматривать политику, экономику, идеологию и духовную жизнь в одном целом.

Теории западного марксизма были особенно популярны в 50-60-е годы XX века.

Неомарксизм и постмарксизм

Во второй половине XX века формируется много направлений в марксизме. Условно их можно разделить на два больших направления:

  1. направление в марксизме, связанное с гуманизацией общества;
  2. направление в марксизме, направленное на модернизацию марксизма как научно-практической теории.

Западный марксизм.

Западный марксизм (англ. Western Marxism) - так называется марксизм, получивший развитие на Западе после Октябрьской революции.

Основоположниками западного марксизма принято считать Дьёрдя Лукача, Карла Корша, Антонио Грамши.

Западный марксизм.

Диалектико-гуманистическое направление западного марксизма.

- Фрейдомарксизм (В. Райх, Г. Маркузе, Э. Фромм).

- Экзистенциальный марксизм (Ж. П. Сартр, К. Касториадис, К. Лефор). Также идеи, близкие к марксизму, разрабатывали Э. Фишер, А. Шафф, К. Косик, Ф. Марек.

- Феноменологический марксизм, получивший распространение в основном в Италии и США (Энцо Пачи, П. Пиконе). Энцо Пачи пытался соединить Гуссерля с Марксом путём соединения феноменологии и марксизма. Роватти, Вигорелли разрабатывали проблематику человеческих потребностей, революционного субъекта истории и т. д.

Сциентистическое направление западного марксизма.

Сциентистическое направление - его представители предлагают поднять марксизм на высокий научный уровень, очистив его от абстрактного философствования.

- Гальвано делла Вольпе (1895-1968) и его последователи рассматривали марксистское учение об обществе как конкретную науку. Делла Вольпе считал, что науке необходимы определённые абстракции, а философия сводится к общей методологии.

- Аналитический марксизм (1980-1990 годы) - представители (Эрик Олин Райт, Дж. Коэн, Ю. Элстер, Дж. Ремер и др.) —- стремились развить учение об обществе как науку на основе строгих современных методов. Развиваются микро- и макроуровневый подходы. На макроуровне предложена концепция соотношения производительных сил и производственных отношений, базиса и надстройки, на микроуровне - исследование поведения индивидов. Эти исследования проводились с помощью методов математического моделирования, теории игр и т. д.

Синтез Хабермаса.

Начиная с 1960-х годов, наиболее заметным среди представителей западного марксизма становится Юрген Хабермас синтезировавший идеи диалектико-гуманистического и сциентистского направления.

По утверждению Хабермаса, производственные отношения - это не только результат труда, это и процесс коммуникации. Если принять, что история - это процесс рационализации - выстраивания социальной практики в соответствии с какой-то программой рационального мышления, то следует признать, что рационализация бывает двоякого рода:

1) как процесс роста производительных сил путём отбора и рационализации средств;

2) рационализация действий, ориентированных на взаимопонимание путём устранения отношений принуждения, которые встроены в структуру коммуникации.

Отсюда и два типа рациональности:

Инструментальная (подавляет личность и её субъективность, допускает творчество только в тех пределах, которые определены расчетом и системой власти)

и коммуникативная (предполагает проявление и развитие субъективности, индивидуальности, а также устранение насилия).

Коммуникативная рациональность призвана регулировать такие важные жизненные сферы, как культурная преемственность, воспитание, социальная интеграция. Однако в условиях модернизирующегося западного общества коммуникативная рациональность вытесняется рациональностью экономической и административной, и в этом и есть причина несправедливости и кризисности современного общества.

Западный марксизм. Его появление и его представители.

Читайте также: