Эволюция государственного строя франции в 1814 1870 гг кратко

Обновлено: 05.07.2024

В 1805 г. в сражении под Ульмом наполеоновская армия разгромила австрийцев, в ноябре того же года Наполеон въехал в Вену и поселился в императорском дворце . В декабре 1805 г . в 120 км от Вены в ходе жестокой битвы при деревне Аустерлиц Наполеон одержал решающую победу над австрийской и русской армиями

В 1806 г . Наполеон совершил поход со своей огромной армией в Пруссию, где в сражении под Иеной разбил врагов .

На Пруссию он наложил контрибуцию и отнял часть территории, а из ее польских владений создал зависимое от Франции герцогство Варшавское.

В 1808 г. французская армия вторглась в Испанию, там Наполеон посадил на трон своего брата Жозефа. После заключения Тильзитского мира вокруг границ Франции возникла цепочка марионеточных государств, управляемых родственниками императора

В 1804 г. был издан знаменитый Гражданский кодекс, или Кодекс Наполеона, провозгласивший равенство граждан перед законом, неприкосновенность личности и собственности, свободу совести и др. Этот кодекс был распространен во всех европейских странах, входивших в состав Наполеоновской империи

В 1812 г. армия Бонапарта направилась в поход на Россию с целью принудить Александра I к заключению договора с Францией, по условиям которого Россия должна была участвовать в континентальной блокаде Англии.

французская армия перешла русскую границу и двинулась на Москву. В главном сражении у Бородино Наполеон не смог разгромить русскую армию, которой командовал Кутузов . Заняв Москву, Бонапарт так и не дождался подписания договора о мире на его условиях . С наступлением холодов французская армия покинула горевший город и вынуждена была двинуться в обратный путь .

Наполеона вынудили подписать акт отречения, оставив ему императорский титул, и отправили в почетную ссылку на маленький остров Эльба у берегов Италии . Королем Франции был провозглашен Людовик XVIII — брат казненного Людовика XVI

Однако 1 марта 1815 г. Наполеон с преданными ему гвардейцами и близкими людьми высадился на юге Франции и двинулся на Париж Король Людовик XVIII бежал . Но продержаться у власти Наполеону удалось всего 100 дней . 18 июня 1815 г. состоялась битва при Ватерлоо под Брюсселем, которую французская армия проиграла. Наполеон вторично подписал отречение от трона. На этот раз его лишили императорского титула и сослали на крошечный остров Святой Елены в Атлантическом океане, где при загадочных обстоятельствах Наполеон скончался 5 мая 1821 г.

В результате перекроя бывшей империи по решениям Венского конгресса 1814-1815 гг. [66] территорию Франции возвратили к границам 1792 г. Кроме того, страна была обязана выплатить огромную контрибуцию .

Режим Реставрации. После победы над Наполеоном на трон возвратился Людовик XVIII — произошла Вторая реставрация Бурбонов . Вернувшиеся из эмиграции аристократы требовали возвращения своих земельных владений, под суд были отданы десятки тысяч сторонников Бонапарта Однако монархия уже не могла вернуться к своему прежнему абсолютистскому состоянию

По решению Венского конгресса в стране вводилась конституция — Хартия 1814 г, основы наполеоновского политического строя оставались прежними .

Власть монарха согласно Хартии ограничивалась Законодательным корпусом из назначаемой королем верхней палаты пэров и избираемой на основе имущественного и возрастного цензов нижней палаты — палаты депутатов. Государственный строй Франции приблизился по форме к строю наиболее развитых стран мира — США и Англии. Крупные землевладельцы-дворяне делили власть в стране с верхушкой буржуазии.

После смерти бездетного Людовика XVIII на трон под именем Карла X взошел его младший брат, курс которого на возвращение к старым порядкам и ущемление интересов большинства нации скоро привел к политическому кризису. Либеральная оппозиция на выборах в нижнюю палату 1827 и 1830 гг. дважды побеждала. 25 июля король решился на государственный переворот, распустив палату депутатов и отменив свободу печати 27 июля в Париже началось народное восстание, в результате которого к власти пришла либеральная буржуазия, создав временное правительство во главе с банкиром Лафитом и генералом Лафайетом. Представителю младшей ветви династии Бурбонов Луи-Филиппу была предложена корона .

Июльская монархия продолжила начатое при Карле X завоевание Алжира, который в 1847 г. стал колонией Франции .

Революция 1848 г. В 1848 г. ведущие страны Европы поразил неурожай, следствием которого стали голод, сокращение производства и финансовый кризис, а также резкое ухудшение положения трудящихся, что вызвало серию европейских революций Первая из них вспыхнула в феврале 1848 г во Франции Недовольство Июльской монархией объединило различные слои торговой буржуазии и рабочих. Оппозиция требовала продолжения либеральных реформ . Умеренно-либеральная партия и партия республиканцев в палате депутатов потребовали проведения избирательной реформы в пользу средней промышленной буржуазии. Республиканцы и их лидер Ледрю Роллен настаивали на введении всеобщего избирательного права для мужчин и восстановлении республики

Несговорчивость правительства обострила обстановку в Париже, и с 22 февраля 1848 г на улицах начали происходить стычки народа с войсками и полицией, появились баррикады К 24 февраля все важные стратегические пункты столицы оказались в руках восставших, король отрекся от престола и бежал в Англию Июльская монархия была свергнута

Сразу же было образовано временное правительство, в состав которого вошли семь правых республиканцев, два левых республиканца и два социалиста Фактическим главой этого коалиционного правительства стал умеренный либерал Ламартин — министр иностранных дел . Республику признали духовенство и крупная буржуазия.

Временное правительство издало декрет о введении всеобщего избирательного права, отменило дворянские титулы, издало законы о демократических свободах. Во Франции установился самый либеральный в Европе того времени политический режим . Значимыми завоеваниями рабочих стали принятие декрета о сокращении рабочего дня, создание сотен рабочих ассоциаций и открытие национальных мастерских, предоставлявших безработным возможность трудиться. Однако для всех нуждающихся работы все равно не хватало

Унаследовавшее огромный государственный долг временное правительство пыталось выйти из экономического кризиса, увеличивая налоги с крестьян и мелких собственников .

Это вызывало ненависть народа к революционному Парижу. Крупные землевладельцы всячески подогревали эти настроения .

23 апреля 1848 г . прошли выборы в Учредительное собрание, победу на которых одержали буржуазные республиканцы . Новое правительство было менее либеральным, оно уже не нуждалось в поддержке социалистов, поэтому принятое законодательство предполагало более жесткие меры борьбы с демонстрациями и сходками. Начались репрессии против лидеров социалистического движения.

Непосредственным поводом к восстанию рабочих в Париже стал указ 22 июня о закрытии национальных мастерских, содержать которые у правительства не было средств. 23 июня в городе появились баррикады . Восстание охватило и предместья . Утром 24 июня Учредительное собрание объявило Париж на осадном положении и передало власть генералу Кавеньяку. Восстание было подавлено с помощью артиллерии. К вечеру 26 июня Кавеньяк мог праздновать победу. Начался террор: 11 тыс . повстанцев бросили в тюрьму, 3,5 тыс . отправили на каторгу 1 .

Восстание 23-26 июня 1848 г. заставило буржуазию стремиться к установлению сильной власти . Избранное в мае 1849 г . Законодательное собрание приняло конституцию, по которой вся полнота власти предоставлялась президенту республики . Им стал избранный в декабре 1848 г. Луи-Наполеон Бонапарт — племянник Наполеона I. Эта фигура устраивала не только финансовую буржуазию, но и крестьянство, верившее, что племянник великого Бонапарта будет защищать интересы мелких землевладельцев

2 декабря 1851 г . Луи-Наполеон совершил государственный переворот, распустив Законодательное собрание и передав всю власть самому себе

Через год, 2 декабря 1852 г .

Антоненко С. Г. Новая история: Краткий курс . — М. : Дрофа, 1997. — С . 77-78.

Наполеон III стал главнокомандующим вооруженными силами, получил право объявлять войну и заключать мир, назначать на государственные должности, издавать декреты по вопросам исполнения законов . Министры подчинялись императору и были ответственны только перед ним Наполеон III назначал и созывал Государственный совет из 40-50 членов, в котором рассматривался бюджет Франции и вносились изменения в законопроекты . Законодательный корпус только утверждал законы и бюджет. Члены верхней палаты — сената — назначались императором пожизненно, депутатов нижней палаты избирали на основе всеобщего избирательного права. Печать была подчинена полицейской цензуре. Большую власть получило католическое духовенство

Бонапартистский режим опирался на крупную промышленную и банковскую буржуазию, а также зажиточное крестьянство . Особенность этой формы правления состояла в сочетании методов военно-полицейского террора с политическим лавированием между рабочим классом и буржуазией Опираясь в идеологическом отношении на церковь, бонапартистский режим пытался выдать себя за общенациональную надклассовую власть Чтобы поднять свой авторитет в глазах либералов, Наполеон III объявил в 1859 г. амнистию всем лицам, осужденным за политические преступления. Эмигранты получили возможность вернуться во Францию.

Военные поражения армий Наполеона в 1812-1814 гг. предопределили конец Первой империи. Общая позиция союзников (Англии, России, Пруссии, Австрии) заключалась в стремлении к полной трансформации военно-монархической диктатуры Бонапарта и замене ее чем-то сходным с монархией первого этапа Французской революции. В крахе Империи сыграли свою роль и внутриполитические противоречия: оппозиция режиму Наполеона среди новой знати и даже среди военной верхушки, в апреле 1814 г. отказавшейся повиноваться императору после вступления союзнических армий в Париж.

Хартия 1814 г. установила во Франции уклад конституционной парламентской монархии с консервативно-либеральным политическим режимом. Важным элементом содержания Хартии было провозглашение легитимного монарха условным центром государственности, сохранение прав и прерогатив короны было названо как важнейшая гарантия государственной стабильности. Новая конституция была октроирована (дарована монархом), что также ослабляло статус представительных учреждений, и всецело основана на идее божественных прав короля.

Хартия не могла не сохранить основы установившегося после революции социально-политического порядка. Провозглашалось равенство всех перед законом, гарантировались личная свобода, свобода вероисповедания, печати, неприкосновенность и неотчуждаемость собственности (ст. ст. 1-10). Вместе с тем католическая религия объявлялась официальной и основой власти короны. Отменялась рекрутчина. В декларациях новая монархия обещала быть более либеральной, чем военизированный режим Первой империи и уклад цезаризма. Гарантировались права солдат, а также неприкосновенность распроданных после революции конфискованных земель церкви и эмигрантов. Но наряду с этим дворянству должны были быть возвращены его права на земли, остававшиеся в национальном фонде.

Законодательный корпус (парламент) был двухпалатным. Верхняя – Палата пэров – назначалась монархом из лиц особого статуса с высокими возрастным и имущественным цензами (голосовать могли лишь лица старше 30 лет, хотя присутствовать – и моложе). Председательствовал в палате канцлер. Этот орган был не столько законодательным, сколько судебным и контролирующим (ему поручалось исследовать случаи государственной измены и нарушения безопасности). Нижняя – Палата депутатов – избиралась населением, специальными электоральными коллегиями, из лиц с высокими возрастным и имущественным цензами (старше 40 лет и выше 1 тыс. франков уплачиваемых в год налогов). Избирателями также могли быть только лица с хорошим имущественным положением. Депутатов избирали на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5 (с 1824 г. – на 7 лет и полностью переизбиравшихся). Однако законодательные полномочия парламента были условными. Он вправе был только просить короля об издании закона по тому или иному вопросу, а затем вотировать предложенные законопроекты, причем голосование было секретным.

Основные государственные полномочия были сосредоточены в персоне короля. Он был главой государства, от его имени осуществлялась юстиция в стране, судьи назначались королем, но были несменяемы. Главное – единственно королю принадлежала законодательная инициатива, он издавал и обнародовал законы. Король собирал и распускал парламент. Он командовал армией, ему полностью были подведомственны вопросы внешней политики. В качестве главы государства король обладал правом верховного помилования. Монарх был полностью безответствен.

По английскому образцу и в нарушение традиций французского конституционализма министры отныне могли быть членами парламента. Это должно было способствовать связи исполнительной и парламентской власти. Однако ответственность министров была неопределенной, и они в наибольшей степени были королевскими.

Организация парламентской власти в основном была сохранена. Но согласно законам 1831 г. были снижены имущественный и возрастной цензы для избирателей, звание пэров было сделано пожизненным, но не наследственным. Палата пэров сокращена вдвое и в силу этого почти утратила впоследствии влияние на правительство. Согласно Хартии 1830 г. создавалась новая политическая сила – Национальная гвардия (во главе которой вновь стал Лафайет). В годы Июльской монархии Франция сделала следующий важный шаг в развитии парламентаризма: правительство стало составляться по воле большинства депутатов парламента.

Революция 1848 г. Вторая Республика

Оппозиционное движение республиканцев организовало несколько пропагандистских акций в поддержку парламентских реформ и, главное, изменений избирательного права. Это дало либерально-республиканским кругам широкую поддержку со стороны многочисленного класса рабочих. Попытки правительства воспрепятствовать пропагандистским и банкетным кампаниям неожиданно (не без влияния увеличивавших свое значение тайных политических обществ социалистического и анархистского толка) вызвали широкие народные демонстрации, а затем и восстание в Париже (22 – 24 февраля 1848 г.). Первоначально народное движение было направлено на свержение правительства и на борьбу за избирательные реформы. Но после того как Национальная гвардия поддержала мятежи, как монарх сменил правительство и депутаты попытались сохранить династию, вооруженное восстание перешло на лозунг свержения монархии и установления республики. Под давлением народного движения 25 февраля 1848 г. была провозглашена Республика – Вторая исторически (после 1792 – 1804 гг.).

Управление страной перешло к Временному правительству, фактическим главой которого стал политик и философ А. Ламартин. Положение было сложным в условиях давления на правительство со стороны социалистических рабочих клубов (возглавлявшихся такими леворадикалами, как Л. Блан, О. Бланки). Первые декреты новой власти были посвящены закреплению права на труд, гарантиям организации труда, сокращению рабочего дня (до 11-10 час.). 4 марта 1848 г. был издан закон о введении всеобщего мужского избирательного права (старше 21 года и при условии оседлости более 6 мес.).

Исходя из провозглашенного начала народного суверенитета, законодательная власть была отдана в руки представительного органа – Национального собрания. Оно было однопалатным и состояло из 750 членов, избираемых на 3 года всеобщим мужским голосованием при прямой и тайной подаче голосов. Депутаты считались общенациональными представителями, были неприкосновенны и неотзываемы. Подобием второй палаты был Государственный совет. Его членов назначало Национальное собрание на 6 лет с обновлением на 1/2 при перевыборах Собрания. Совет занимался выработкой проектов законов, административными уставами, административным контролем.

Принципиально важным стало создание института выборного президентства. Президент считался главой государства, руководил работой министров и других должностных лиц, обладал правом законодательной инициативы, руководил армией, вел внешнюю политику. Однако во всех направлениях на власть президента налагались различные ограничения, чтобы эта власть не переросла свои границы. Так, президент не мог лично командовать армией, отсрочка в опубликовании закона могла быть отменена Собранием и т. п. Значительную независимость президенту предоставляло то, что он избирался всеобщим голосованием народа (на 4 года).

История становления бонапартизма в начале XIX в. показала, что во Франции (в силу особенностей ее общественной жизни и социальной психологии населения) всеобщее голосование и прямая демократия взаимосвязаны с возрождением политического авторитаризма. История повторилась в период Второй республики. Первые выборы президента (проводившиеся одновременно с парламентскими) принесли неожиданную победу племяннику Бонапарта – Людовику-Наполеону: за него проголосовало более 2/3 избирателей. Бонапартистские позиции президента и его стремления к возрождению монархии были общеизвестны. Выборы проходили, особенно в провинции, в обстановке праздника, почти крестьянского ликования. Более 2/3 депутатов Национального собрания также принадлежали к монархистам или бонапартистам. Государственная слабость республиканского движения вызвала отторжение крестьянской страны. Восстановление в той или иной форме авторитаризма было предопределено социально-политическими итогами революции 1848 г.

Восстановление Империи

Конституция 14 января 1852 г. возродила уклад цезаризма, воспроизведя принципы конституции VIII года (1799). Основой государственности стала власть президента, избиравшегося на 10 лет всеобщим голосованием. Президент приобрел прямое участие в законодательстве, стал главой правительства. Единственно президент назначал на все должности, определял все вопросы внешней политики, выступал с законодательной инициативой.

Конституция содержала также Декларацию гражданских прав, составленную во многом исходя из документа 1789 г. Но права и свободы были даже юридически обставлены значительными оговорками. Всеобщее избирательное право нисколько не препятствовало установлению режима полумонархической диктатуры.

Общественная поддержка режиму Луи-Наполеона склонила правительство к открытому возрождению цезаристской монархии. 7 ноября 1852 г. республика, существовавшая уже только номинально, была упразднена и тем же сенатус-консультом воссоздана империя. Принц-президент был провозглашен императором под именем Наполеона III. В конце ноября 1852 г. новый плебисцит одобрил (7,8 млн.: 253 тыс.) конституционные перемены.

За годы политической, хотя и консервативной стабилизации страна сделала значительный шаг в экономическом и финансовом развитии, выросло значение среднего класса. Это стало основой возрождения либерально-республиканской оппозиции, заявившей о себе на выборах 1857 г. Начиная с 1860 г. правительство, и в особенности лично император, стали на путь существенной либерализации режима при сохранении начал Конституции 1852 г. Были расширены права Законодательного корпуса (1860), разрешена публикация парламентских отчетов. Сделаны послабления в отношении свободы печати и собраний.

Развитие государственного строя Франции в 1814 – 1870 гг. характеризовалось борьбой авторитарного начала с республиканским, которые в равной мере одновременно были порождены Революцией XVIII в. Преобладающее значение авторитаризма предопределило господство форм реализации власти (политического режима) над чисто конституционным распределением полномочий. Это сформировало одну из важнейших особенностей французского государственного порядка на все последующее время.

§ 62. Эволюция государственного строя Франции в 1814–1870 гг.

Военные поражения армий Наполеона в 1812–1814 гг. предопределили конец Первой империи. Общая позиция союзников (Англии, России, Пруссии, Австрии) заключалась в стремлении к полной трансформации военно-монархической диктатуры Бонапарта и замене ее чем-то сходным с монархией первого этапа Французской революции. В крахе Империи сыграли свою роль и внутриполитические противоречия: оппозиция режиму Наполеона среди новой знати и даже среди военной верхушки, в апреле 1814 г. отказавшейся повиноваться императору после вступления союзнических армий в Париж.

Хартия 1814 г. установила во Франции уклад конституционной парламентской монархии с консервативно-либеральным политическим режимом. Важным элементом содержания Хартии было провозглашение легитимного монарха условным центром государственности, сохранение прав и прерогатив короны было названо как важнейшая гарантия государственной стабильности. Новая конституция была октроирована (дарована монархом), что также ослабляло статус представительных учреждений, и всецело основана на идее божественных прав короля.

Хартия не могла не сохранить основы установившегося после революции социально-политического порядка. Провозглашалось равенство всех перед законом, гарантировались личная свобода, свобода вероисповедания, печати, неприкосновенность и неотчуждаемость собственности (ст. ст. 1-10). Вместе с тем католическая религия объявлялась официальной и основой власти короны. Отменялась рекрутчина. В декларациях новая монархия обещала быть более либеральной, чем военизированный режим Первой империи и уклад цезаризма. Гарантировались права солдат, а также неприкосновенность распроданных после революции конфискованных земель церкви и эмигрантов. Но наряду с этим дворянству должны были быть возвращены его права на земли, остававшиеся в национальном фонде.

Законодательный корпус (парламент) был двухпалатным. Верхняя — Палата пэров — назначалась монархом из лиц особого статуса с высокими возрастным и имущественным цензами (голосовать могли лишь лица старше 30 лет, хотя присутствовать — и моложе). Председательствовал в палате канцлер. Этот орган был не столько законодательным, сколько судебным и контролирующим (ему поручалось исследовать случаи государственной измены и нарушения безопасности). Нижняя — Палата депутатов — избиралась населением, специальными электоральными коллегиями, из лиц с высокими возрастным и имущественным цензами (старше 40 лет и выше 1 тыс. франков уплачиваемых в год налогов). Избирателями также могли быть только лица с хорошим имущественным положением. Депутатов избирали на 5 лет с ежегодным обновлением на 1/5 (с 1824 г. — на 7 лет и полностью переизбиравшихся). Однако законодательные полномочия парламента были условными. Он вправе был только просить короля об издании закона по тому или иному вопросу, а затем вотировать предложенные законопроекты, причем голосование было секретным.

Основные государственные полномочия были сосредоточены в персоне короля. Он был главой государства, от его имени осуществлялась юстиция в стране, судьи назначались королем, но были несменяемы. Главное — единственно королю принадлежала законодательная инициатива, он издавал и обнародовал законы. Король собирал и распускал парламент. Он командовал армией, ему полностью были подведомственны вопросы внешней политики. В качестве главы государства король обладал правом верховного помилования. Монарх был полностью безответствен.

По английскому образцу и в нарушение традиций французского конституционализма министры отныне могли быть членами парламента. Это должно было способствовать связи исполнительной и парламентской власти. Однако ответственность министров была неопределенной, и они в наибольшей степени были королевскими.

56. Реформа органов городского управления 1870 г

56. Реформа органов городского управления 1870 г Городская реформа 1870 г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г.Городовое положение предусматривало создание системы органов городского самоуправления, состоящей из городского избирательного

3. Местное самоуправление в России в периоды 1864–1870 гг. и 1905–1907 гг.

12. Особенности государственного строя Древнего Египта

12. Особенности государственного строя Древнего Египта Историю Древнего Египта принято делить на четыре периода:1. Период Раннего царства (с 3100 по 800 г. до н. э.), называемый эпохой царствования первых трех династий египетских фараонов: под властью первого известного

Самойлов Александр Николаевич, граф (1744–1814)

Самойлов Александр Николаевич, граф (1744–1814) * * *Родился в дворянской семье. Службу начал в 16-летнем возрасте рядовым в лейб-гвардии Семеновском полку. Участник русско-турецкой войны, отличился при Силистрии. В 1775 получил придворное звание камер-юнкера, а вслед за этим

Красиков Петр Ананьевич (1870–1939), советский государственный деятель

Красиков Петр Ананьевич (1870–1939), советский государственный деятель * * *Родился в Красноярске. Здесь же окончил классическую гимназию и в 1891 поступил на физико-математический факультет С.-Петербургского университета, но вскоре перевелся на юридический. Рано приобщился к

Эволюция государственно-политического строя в XIX в.

Эволюция государственно-политического строя в XIX в. Государственно-политическое определение новых американских государств прошло под значительным влиянием конституционного опыта европейских стран, прежде всего Франции начала XIX в., и США. Это влияние было во многом

Эволюция строя III Республики

Эволюция строя III Республики До начала Второй мировой войны во Франции практически неизменными сохранялись учреждения и конституционные принципы Третьей республики. Важные для государственно-политического развития Франции XIX в. авторитарные тенденции временно

Эволюция IV Республики

Эволюция IV Республики Первые выборы в соответствии с новой Конституцией (10 ноября 1946 г.) завершились отчетливой поляризацией политических сил. Коммунисты и социалисты располагали в обеих палатах примерно такимжеколичеством мест, что и республиканцы во главе с их

Эволюция конституционного строя ГДР

Эволюция конституционного строя ГДР Государственно-политическое определение Восточной Германии — Германской Демократической республики — пошло по принципиально иному пути создания социалистической государственности, причем, в силу особой значимости для СССР

§ 3. Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до Второй империи

§ 3. Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до Второй империи Реставрация Бурбонов. Хартия 1814 г. Крах империи Наполеона был связан не только с его военными поражениями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Экономические

Наполеон: 18 брюмера VIII года Республики – 13 апреля 1814 года

Наполеон: 18 брюмера VIII года Республики – 13 апреля 1814 года Итак, сцена – подготовлена, роли – распределены и выучены, декорации – великолепны, массовка и публика – ждут. Правда, исполнитель главной партии пока не в ударе, он еще не привык к таким выступлениям. Он умел

Третья Республика во Франции.Третья республика во Франции была формально провозглашена 4 сентября 1870 г. Единой конституции в республике не было, а были Конституционные законы (три органических закона), регулировавшие организацию и деятельность учреждений государственной власти.

Президент республики избирался на семь лет и обладал всеми полномочиями, присущими конституционному монарху, — правом законодательной инициативы, промульгации и контроля за законами. Он мог отсрочить заседание парламента и распустить нижнюю палату, его декреты подлежали контрасигнации одним из министров. Первым президентом Третьей республики стал маршал Патрис Мак-Магон.

Законодательство осуществлялось палатой депутатов, избиравшейся на четыре года, и сенатом. Период до начала Первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят социалисты. Происходит усиление правительственной власти за счет президентской, но этот процесс сопровождается интенсивной министерской чехардой: некоторые правительства существуют не дольше шести месяцев. В середине 30-х гг. в стране возникает угроза фашистского переворота, и на этой волне победу на выборах одерживает антифашистский Народный фронт. Начиная с 1936 г. депутаты Народного фронта, состоящего из социалистов и других радикалов-реформаторов, добиваются важного перелома в области социального законодательства: принимаются законы о 40-часовой рабочей неделе, об отпусках, о повышении зарплаты, об отмене чрезвычайных декретов. Итак, Третья республика, конституционно оформленная как парламентская республика с наличием отдельных элементов президентской, в 70-х — 80-х годов трансформировалась в классическую буржуазную парламентскую республику.

Образование Германской империи. Конституция 1871 г.

Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению велико германской республики. Но он не удался. Развитие пошло по другому пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение. Еще в сентябре 1862 г. на пост канцлера был назначен Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель. В 1867 г. была принята Конституция Северогерманского союза, согласно которой президенту Союза - прусскому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. В 1871 г. Германская империя получила конституцию. Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии й 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Верхней палатой Империи являлся Союзный совет - бундесрат. Конституция предоставляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи - прусский министр, назначаемый прусским королем. Рейхстаг - нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат. Избирался рейхстаг сначала на три, а затем (с 1887 г.) на пять лет. Императорское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка, главы Правительства. Кабинета министров не существовало.

Третья Республика во Франции.Третья республика во Франции была формально провозглашена 4 сентября 1870 г. Единой конституции в республике не было, а были Конституционные законы (три органических закона), регулировавшие организацию и деятельность учреждений государственной власти.

Президент республики избирался на семь лет и обладал всеми полномочиями, присущими конституционному монарху, — правом законодательной инициативы, промульгации и контроля за законами. Он мог отсрочить заседание парламента и распустить нижнюю палату, его декреты подлежали контрасигнации одним из министров. Первым президентом Третьей республики стал маршал Патрис Мак-Магон.

Законодательство осуществлялось палатой депутатов, избиравшейся на четыре года, и сенатом. Период до начала Первой мировой войны обычно рассматривается французскими историками как расцвет либеральной демократии и апогей парламентаризма. С 1893 г. в парламент входят социалисты. Происходит усиление правительственной власти за счет президентской, но этот процесс сопровождается интенсивной министерской чехардой: некоторые правительства существуют не дольше шести месяцев. В середине 30-х гг. в стране возникает угроза фашистского переворота, и на этой волне победу на выборах одерживает антифашистский Народный фронт. Начиная с 1936 г. депутаты Народного фронта, состоящего из социалистов и других радикалов-реформаторов, добиваются важного перелома в области социального законодательства: принимаются законы о 40-часовой рабочей неделе, об отпусках, о повышении зарплаты, об отмене чрезвычайных декретов. Итак, Третья республика, конституционно оформленная как парламентская республика с наличием отдельных элементов президентской, в 70-х — 80-х годов трансформировалась в классическую буржуазную парламентскую республику.

Образование Германской империи. Конституция 1871 г.

Объединение Германии было необходимым условием ее экономического и политического развития. Революционный путь объединения должен был привести к возникновению велико германской республики. Но он не удался. Развитие пошло по другому пути. Сделавшись самым сильным из германских государств, Пруссия взялась за объединение. Еще в сентябре 1862 г. на пост канцлера был назначен Отто фон Бисмарк, опытный политический деятель. В 1867 г. была принята Конституция Северогерманского союза, согласно которой президенту Союза - прусскому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. В 1871 г. Германская империя получила конституцию. Пруссии из 25 союзных государств (22 монархии й 3 вольных города), самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора. Верхней палатой Империи являлся Союзный совет - бундесрат. Конституция предоставляла бундесрату законодательную власть наряду с рейхстагом и значительную долю исполнительной власти. Председателем Союзного совета был по положению канцлер Империи - прусский министр, назначаемый прусским королем. Рейхстаг - нижняя палата парламента. Он обладал меньшими полномочиями, чем бундесрат. Избирался рейхстаг сначала на три, а затем (с 1887 г.) на пять лет. Императорское правительство было представлено в единственном лице - канцлера Бисмарка, главы Правительства. Кабинета министров не существовало.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Крах империи Наполеона был связан не только с его военными поражениями и с общей усталостью населения от бремени многочисленных войн. Бывший кумир и непререкаемый авторитет превращался в “корсиканское чудовище”. Конституционные основы легитимной монархии (так именовался режим Реставрации) были определены в королевской Хартии 1814 г., октроированной (дарованной) Людовиком XVIII французскому народу после его вступления на престол. Таким образом, в отличие от Конституции 1791 г., источником этого конституционного документа считался королевский, а не народный суверенитет. В Хартии содержались прямые ссылки на “божественное провидение” и декларировалось, что “вся власть сосредоточивалась во Франции целиком в особе короля”. Предусмотренная Хартией 1814 г. сильная королевская власть, не допускающая противодействия других властей и политической оппозиции в любом виде, не означала восстановления во Франции абсолютизма, к чему с самого начала призывали ультрароялисты. В 1825 г. при короле Карле Х были приняты законы, восстановившие орден иезуитов, предусмотревшие смертную казнь за святотатство и другие преступления против церкви. В том же году был издан закон о выплате эмигрантам, потерявшим в годы революции свои имения, огромной денежной компенсации. В обстановке революционного подъема новый король должен был продемонстрировать свою лояльность по отношению к революции и к французскому народу. Он издал конституционную Хартию (Хартия 1830 г.), которая являла собой несколько видоизмененную Хартию 1814 г., но она в большей степени учитывала реалии нового капиталистического общества. Она давала основания трактовать французское государство как ограниченную и представительную монархию, связанную рамками конституционной законности. Была опущена преамбула о даровании конституции королевской властью. Запрещалось введение цензуры, право предложения законов предоставлялось королю, а также палате пэров и палате депутатов. Был понижен возрастной ценз: для избирателей — до 25 лет, для депутатов — до 30 лет. Хартия 1830 г. несколько сократила и имущественный ценз (соответственно 200 и 500 фр. прямого налога). Хотя число избирателей в результате реформы увеличилось, палата депутатов оставалась чисто плутократическим органом, поскольку даже буржуазные предпринимательские круги были здесь представлены главным образом так называемой финансовой аристократией. Вторая республика и конституция 1848 г. Сформированное в результате февральской революции временное правительство, состоявшее в основном из умеренных политических деятелей, под прямым давлением народных масс Парижа 25 февраля 1848 г. провозгласило Францию республикой. Революционная обстановка вынудила временное правительство, которое не склонно было к скоропалительным решениям до выборов Учредительного собрания, пойти на уступки: принять декрет о сокращении на один час рабочего дня, организовать национальные мастерские для безработных.Принятая 4 ноября 1848 г. Конституция Второй республики была документом, отразившим противоречия своей эпохи. В ней закреплялись интересы не революционной, романтически настроенной буржуазии, а буржуазии умеренной и даже консервативной, превратившейся в господствующую силу в обществе и государстве, принявшей на себя ответственность за конституционный порядок. 14 января 1852 г., осуществляя свои амбициозные политические замыслы, Луи Бонапарт промульгировал новую Конституцию, которая в своих основных чертах напоминала бонапартистскую Конституцию 1799 г. Вся полнота власти концентрировалась в руках президента, избираемого на 10 лет. Он являлся главой вооруженных сил, назначал министров, которые не несли ответственности перед Национальным собранием, и тем самым имел в своем распоряжении полицейско-бюрократический аппарат. От имени президента осуществлялось правосудие республики.

Государство и право Парижской коммуны 1871 г. Декларация и декреты Коммуны.

Усиление влияния на восставших парижан радикальной эгалитаристской идеологии происходило по мере обострения борьбы с Версалем, идейного размежевания в Совете Коммуны, одним из первых проявлений которого стал выход из ее первоначального состава (86 делегатов) около 20 человек. Этот процесс нашел отражение и в ее программном документе — Декларации Коммуны “К французскому народу” от 19 апреля 1871 г., призванной “разъяснить характер, смысл и цели происходящей революции”, “выявить и определить стремления и чаяния парижского населения”, на которое возлагалась мессианская задача “своими битвами и жертвами” подготовить “интеллектуальное, моральное, административное и экономическое возрождение, славу и благоденствие” всей Франции. Предусматривая “постоянное участие граждан в делах Коммуны”, Декларация исходила из общедемократических требований о назначении путем избрания или по конкурсу “ответственных, подлежащих постоянному контролю, сменяемости должностных лиц и коммунальных чиновников всех категорий”. Декларация отвергала обвинение, что Коммуна стремится “разрушить единство Франции”. Демократическая “коммунальная республика” в соответствии с Декларацией должна была быть построена на новых, не известных ранее унитарной Франции (с ее “деспотической, неразумной, произвольной и тягостной централизацией”), “экспериментальных, позитивных и научных” принципах организации государственного единства. Воплощением этих принципов должна была стать Аппарат Парижской коммуны как особая форма власти, созданной в восставшем городе, был приспособлен прежде всего к тому, чтобы максимально полно реализовать поставленные перед ним всем ходом событий революционные цели. Члены Совета Коммуны не только принимали решения, но и участвовали во всей практической работе по их выполнению. Таким образом, устранялись институты парламентской демократии, принцип разделения властей. Высший орган новой власти, Совет Коммуны, состоял из выборных на основе всеобщего избирательного права по различным округам Парижа городских гласных. Они были ответственны перед избирателями и в любое время могли быть отозваны со своих постов. Коммуна провозгласила равный для всех суд, выборность суда, суд присяжных, которыми могли быть лишь национальные гвардейцы. Демократизации судопроизводства Коммуны способствовало предоставление довольно широких прав обвиняемым. Они могли требовать вызова свидетелей за счет Коммуны, выбирать защитника по своему усмотрению и пр. Судебные процессы становились гласными, освещались в печати. Коммуной неоднократно издавались постановления, направленные на укрепление законности, запрещавшие произвольные обыски, аресты, реквизиции и пр.Абсолютизация форм организации власти Парижской коммуны стала результатом известной недооценки богатейшего исторического опыта, традиций в сфере организации институционного механизма демократической власти. Принципы организации такого механизма, например парламентской демократии, разделения властей, как показал исторический опыт, сами по себе имеют непреходящую общечеловеческую ценность.

Читайте также: