Культура в жизни общества кратко

Обновлено: 02.07.2024

Культура. Первоначально понятие культура тракто­валось как результат влияния человека на природу, подчинения им природной стихии для достижения определенных целей. Культура вбирает в себя творческие достижения народа за многие тысячелетия, духовные искания человека, отражает мудрость и нравственные черты народа. Дух человечества, его облик, воля, свобода, историческое сознание, философские системы, жизненные уроки, вера, язык, менталитет, мечты — все это связано с культурой.

Культура — способ организации жизни и деятельности человека, уровень исторического развития общества и чело­века, проявляющийся в создании материальных и духовных ценностей.

При рассмотрении культуры личности необходимо остановиться на нескольких важных категориях: культурное действие, культурная среда, культурные ценности, культурные учреждения и коллективы.

Достижения материальной и духовной культуры составляют культурные ценности. К ним относятся

техника и оборудование, предметы быта, знания и профессиональное мастерство человека, архивы, музеи, библиотеки, клубы и т.д. Из культурных ценностей наиболее важным является художественное искусство. Художественное искусство является своеобразным золотым фондом культуры, посредством которого проявляется величие человека. Оно заставляет человека стремиться к красоте, гармонии.

К культурным действиям относятся социальные меры, направленные на создание, распространение, потребление культурных благ. В процессе создания культурных благ человек повышает свой культурный уровень. Источником, движущей силой таких действий являются культурные потребности человека.

К культурным потребностям относятся: поиск сути и смысла жизни, стремление найти свое место в жизни, стремление к творчеству, гуманизму.

Сохранением и развитием культурных ценностей занимаются различные общества и организации куль­туры. Государство также постоянно и непосредственно занимается вопросами культурно-духовного развития общества.

Культурная среда — существующая на определенной территории социальная группа, создающая, распростра­няющая и использующая культурные ценности. Общий культурный уровень среды может варьировать в зависимости от возможности использования достижений мировой культуры и создания собственных культурных ценностей, материальной обеспеченности членов группы, а также языка, менталитета и социально-психологических особенностей. Например, городская культурная среда бывает прогрессивной, а сельская — консервативной. Культурная среда связана с культурными коммуника­тивными отношениями. Она состоит из организаций и коллективов, оснащенных вещественно-материальными ценностями, учреждений духовной деятельности.

Рассматривая культуру какого-либо народа, наше внимание сразу приковывается к системе обычаев этого народа. Обычаи — источник языка и культуры, форма существования культуры, передаваемая из поколения в поколение. Здесь культура представляет собой систему обычаев, реализующих эту преемственность. В прошлом, когда отсутствовала письменность, культура опиралась на суеверия и традиционные понятия. Обычаи и традиции, основанные на накопленном веками опыте, составляют культурное наследие общества. Культуру принято подразделять на материальную и духовную.

Духовная культура. Понятие духовной культуры очень обширно. Поэтому его целесообразно рассматривать в плане политического, социального, психологического, научного и культурного аспектов. Духовная культура человека проявляется в общении его с другими людьми, это мера достоинства, нравственности, интеллигентности человека. Также элементами духовной культуры являются мир чувств человека, воспитанность, демократичность, умение строить общение и др.

Духовная культура представляет собой совокупность творческих способностей, эрудиции, ума и способа мышления, понимания произведений искусства, социально-психологической компетентности и морально-нравственных принципов индивида.

Понимание произведений художественной литературы и искусства, способность отличать красоту являются одними из основных критериев духовности человека. Художественная литература способствует формированию эстетического вкуса, духовного и нравственного облика человека. Человек, закрепляя в своем сознании и чувствах идеи красоты, борется с духовной нищетой и негра­мотностью. Писатели, художники, деятели театра и кино создали немало произведений, в которых раскрываются духовный облик человека, противоречия развития общества и которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека.

К сожалению, сила положительного влияния произведений литературы и искусства не одинакова для всех людей. Кто-то самозабвенно погружается в литературу, а кто-то относится к ней равнодушно. Некоторые подолгу изучают картину, пытаясь понять замысел художника, а другие лишь пробегают ее взглядом. Одни, слушая музыку, пропускают ее через свои чувства, другие видят в ней лишь совокупность гармонично подобранных звуков.

К пониманию красоты каждый приходит своим путем. Для этого человеку необходимо потрудиться и приложить определенные усилия. Чтобы получать наслаждение в творчестве, человек должен быть информирован в области искусства, знать хотя бы самые значительные произ­ведения литературы и искусства, совершенствовать свои способности восприятия и фантазию. Воспринимать произведение искусства — значит творить вместе с писателем, художником, композитором. Эстетическое воспитание не только обогащает духовный мир человека, но и наполняет его красотой. Углубляясь в мир красоты и проникаясь ее влиянием, человек очищается, проясняется его внутренний духовный мир.

Совокупность духовных культур отдельных личностей составляет духовную культуру общества. Чем богаче духовный мир людей, тем крепче, устойчивее общество.

Материальная культура. Материальная культура Ш достижения и материальные ценности, созданные человеком

К материальной культуре относятся блага, необходи­мые для удовлетворения естественных, биологических потребностей человека, — продукты, одежда, жилище, средства труда и т.д.

К материальной культуре относятся также истори­ческие и культурные памятники. Наша республика обладает очень богатым наследием материальной культуры прошлого.

На сегодняшний день известно 18,5 тыс. исторических памятников. Из них 13,5 тыс. документированы, 3,1 тыс. взяты под государственную охрану, 205 памятников являются памятниками республиканского значения. Среди них мемориальный комплекс Коркыт-Ата, мавзолей Кожа Ахмета Яссауи, комплекс Ш. Уалиханова, литературно-мемориальный комплекс Абая в Жидебае, комплекс "Черкасская оборона" и др.

Один из предметов культурно-исторического наследия — тайказан в Туркестане. На внешней стороне казана есть надпись на арабском языке, выполненная в три ряда. Там написано, что этот казан предназначается Кожа Ахмету. В записи есть такие слова: "Уважай человека, цени нравственность". Казан как образец искусства и культуры средневековья в 1935 г. был выставлен в Эрмитаже в Санкт- Петербурге. Только через 54 года, в 1989 г., казан был возвращен на свое священное место. Тайказан существует уже около шести веков. Видно, что мастера, изготовившие его, обладали прочными знаниями и опытом в области астрономии, математики, физики, химии и технологии обработки металлов.

Основные функции культуры. В обществе культура выполняет несколько важных функций.

Культура формирует духовный мир человека. Эта функ­ция культуры непосредственно связана с ее содержанием. Каждая личность является порождением общества, в котором она живет, а точнее культуры, созданной этим обществом.

Культура обеспечивает преемственность поколений. В обществе связь поколений осуществляется посредством освоения, восприятия и творческого развития культур­ного наследия.

Познавательная функция культуры проявляется через ее связь с образованием. Образованность, являясь важной составляющей культурности, все же отличается от нее. Неконтролируемые технические действия могут нанести вред культуре. Только обладающая высокой культурой цивилизация может локализовать негативные последствия развития техники. Посредством науки раскрываем тайны мироздания, через искусство проникаемся красотой, а моральное сознание позволяет нам отличить добро от зла.

Регулятивная функция культуры, заключается в том, что культура побуждает человека внешне (например, в одежде) соответствовать идеалу красоты, а духовно — нравственным нормам, принятым в данном обществе.

Коммуникативная функция культуры является одной из основных функций. Если произведение культуры, каким бы ценным оно ни было, не доходит до потребителя, то оно выпадает из культурного обращения. Дом пустует и разрушается, если в нем не живут люди; железная дорога без паровоза — бесполезное нагромождение дерева и металла; книга, которую никто не читает, — кипа пыльной бумаги. То есть, с этой точки зрения, основой культурного бытия является постоянная культурная связь между людьми.

Предметы, окружающие человека, лишь внешнее проявление культуры, а сущность ее заключается в духовности, в овеществлении результатов труда человека. Внутренняя сущность культуры определяется само­сознанием и разумом людей, живущих в обществе, их духовными исканиями.

Внутренняя сила культуры —это излучаемый ею свет нравственности. Посредством культуры человек поднимается на невиданные вершины. По определению академика Алькея Маргулана: "Культура — разум, пот и упорный труд человека, и все это имеет глубоко общественный характер”. Культура—духовное богатство, и создается она не ради материальной выгоды.

1. Как вы понимаете роль культуры в обществе? 2. Какие из функций культуры, на ваш взгляд, наиболее важны? 3. В настоящее время в нашей стране люди мало заботятся о повышении своего культурного уровня. Вы с пониманием относитесь к такому явлению или считаете это недопустимым?


Жизнедеятельность общества - многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью - приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования[1].

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества[2].

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура - непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов[5].


Понятие культуры достаточно широко и охватывает все общественные нормы, ценности личности и созданные человеком вещи. Рассмотрим кратко понятие духовной культуры общества.


Культура и духовная жизнь общества

Сейчас уже является общепринятой классификация культуры на материальную и духовную.

Материальная культура – это все, созданные человеком вещи и предметы. Сюда входят техника, автомобили, одежда, книги и другие вещи. Духовная культура – это нормы, ценности, представление о красоте, религиозные, научные взгляды.

В целом духовная культура выражается в двух составляющих:

  • внутренний мир личности и его деятельность по созданию духовных ценностей;
  • продукты такой деятельности, то есть произведения искусства, научные теории, обычаи, законы.

Также она воплощается в религии, образовании, языке и составляется правилами, законами, ценностями, знаниями, обычаями, нормами морали.

Таким образом, духовная культура, как и материальная, появляется в результате деятельности людей, но создается не руками, а разумом. Объекты данной культуры нельзя увидеть и подержать в руках в чистом виде, так как они существуют лишь в сознании. Но они непременно воплощаются в материальных предметах: знания – в книгах, научные теории – в экспериментальных моделях и так далее.

которые читают вместе с этой






Духовные ценности

Многообразие духовных ценностей легче представить, если разделить их на группы.

Рассмотрим классификацию духовных ценностей:

  • Мировоззренческие(связанные с понятиями жизни и смерти – время, судьба, прошлое, соотношением человека и природы). Данная группа отражает понимание человеком своего места в мире;
  • Нравственные(Связанные с категориями добра и зла – долг, ответственность, верность, честь, любовь, дружба).

Функции культуры

Культура играет особую роль в обществе. Ученые выделяют следующие функции:

  • познавательная;
  • оценочная;
  • регулятивная;
  • информативная;
  • коммуникативная;
  • функция социализации человека.

Типы культуры:

Чаще всего автор продуктов данной культуры неизвестен. Это могут быть литературные произведения устного творчества, которые передаются из поколения в поколение, например, сказки, мифы, песни.

Народная культура отражает особенности жизни общества, действующие в нем нормы, характерные ценности.

Произведения создаются отдельной группой населения, как правило, самой образованной для привилегированных слоев. Это такие виды искусства, доступ к которым имеет меньшинство. Это может быть, к примеру, классическая музыка и литература.

Появилась в XX веке как отражение потребности больших групп населения в досуге. Продукты массовой культуры характеризуются простотой форм, понятностью для большинства людей независимо от возраста, образования и профессии.

Формирование духовной культуры личности в современном обществе происходит под влиянием разных факторов. Особую роль в этом процессе играют средства массовой информации, интернет, телевидение, газеты, которые оказывают сильное влияние на мировоззрение людей, навязывают ценности.

Что мы узнали?

Изучив тему по обществознанию 10 класса, мы выяснили, что культура и духовная жизнь общества – взаимосвязанные понятия. Культура имеет различные проявления в виде материальных и духовных объектов. Духовная культура – это совокупность нематериальных ценностей, созданных разумом.

Роль культуры в жизни человека и общества

Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, способов их создания, умение использовать их для прогресса человечества, передавать от поколения к поколению.

Исключительная роль культуры в жизни человека и общества раскрывается во множестве функций, без которых невозможно само существование человека и общества. Главной из них является функция социализации, или формирования и воспитания человека, функция человекотворчества. Как выделение человека из царства природы шло вместе с возникновением и развитием культуры, так и воспроизводство человека происходит через культуру. Вне культуры, без ее освоения новорожденный не может стать человеком. Только через культуру человек овладевает всем накопленным социальным опытом и становится полноправным членом общества. Здесь особую роль играют традиции, обычаи, умения, знания, навыки, ритуалы, обряды и т. д.

Второй функцией культуры, является познавательная и информационная. Культура способна накапливать разнообразные знания, сведения и информацию о мире и передавать их от одного поколения к другому. Она выступает при этом как социальная и интеллектуальная память человечества. Здесь исключительная роль принадлежит системе образования.

Не менее важной является нормативная, функция культуры, с помощью которой она устанавливает, организует и регулирует отношения между людьми. Эта функция осуществляется прежде всего через систему норм, правил и законов морали и права, соблюдение которых — необходимое условие существования и сосуществования людей.

С названными функциями тесно переплетается коммуникативная функция, осуществляемая с помощью языка как главного средства общения людей

Особого выделения заслуживает творческая функция культуры.

Культура составляет неотъемлемое свойство человека. Однако представления о том, кого следует считать действительно культурным, могут быть разными. Сегодня основные характеристики культурного человека: знания, объем и глубина их должны быть значительными, а умения — отмеченны высокой квалификацией и мастерством. К этому надо добавить нравственное и эстетическое воспитание, соблюдение общепринятых норм. Не меньшее значение имеет также экологическое воспитание, знание иностранных языков.

Читайте также: