Евгений николаевич парчинский подвиг кратко

Обновлено: 05.07.2024

25 лет назад, 6 октября 1996 года, машинист локомотивного депо Егоршино Свердловской железной дороги Евгений Парчинский и его помощник Юрий Задворных предотвратили страшную катастрофу – столкновение пассажирского поезда с двигавшимся ему навстречу на большой скорости маневровым локомотивом. За свой поступок Евгений Парчинский, единственный из железнодорожников страны, был удостоен звания Героя Российской Федерации, Юрия Задворных наградили орденом Мужества.

Династия железнодорожников

На железной дороге действия машинистов расписаны инструкциями и приказами, казалось бы, на все случаи жизни. Но в этой истории локомотивная бригада действовала вопреки ведомственным циркулярам, пойдя на риск, тем не менее их поступок был признан единственно верным в данной ситуации. Об этом написано много статей, сняты фильмы, но даже четверть века спустя в беседах с теми, кто оказался вовлечён в те события, появляются новые подробности. К сожалению, уже нет в живых главного героя той истории – машиниста Евгения Парчинского, он умер 30 августа 2012 года на 67-м году жизни. Эта история о том, что жизнь в любой момент может преподнести нам испытание. И тогда всё будет зависеть от принятого нами решения. Оно не может быть случайным и предопределено тем, что мы в себе несём, – нашим опытом, нашей совестью. Так, наверное, было и у Парчинского.

– Фамилия Парчинских – с Могилёвщины, из Белоруссии, – говорит вдова Лилия Парчинская. – У Евгения Николаевича и отец, и дед были железнодорожниками. Отца звали Николай Михайлович, он работал на паровозах, 13 лет был начальником локомотивного депо Егоршино. Евгений пошёл по их стопам, в 16 лет у него уже была трудовая книжка; учась в Алапаевском железнодорожном техникуме, проходил практику слесарем по ремонту подвижного состава в Серове.

с 1969 года Евгений Парчинский – помощник машиниста, с 1973 года уже самостоятельно водит поезда. В 1974 году у семьи Парчинских появился первенец – сын Сергей, и семья прочно обосновалась в Алапаевске, где жили родители Евгения Николаевича. На участках дороги от Алапаевска нет электротяги, там работают тепловозы. Евгений Парчинский, будучи машинистом тепловоза, водил грузовые составы, пассажирский поезд в Серов, в 90-е годы – пригородный поезд Алапаевск – Сосьва-Новая. На этом маршруте работал вместе с помощником Юрием Задворных.

Над Сосьвой безоблачное небо

– Мне с ним прекрасно работалось, – говорит Юрий Задворных, – Он любил дисциплину, и я люблю дисциплину, мне не надо было пальцем тыкать – здесь убрать, там убрать. Мы без слов понимали друг друга. И что в нём мне особенно нравилось, в нестандартных ситуациях он никогда не перекладывал ответственность на помощника, всё брал на себя.

Так случилось и в тот памятный день, 6 октября 1996 года.

– Погода стояла отличная, небо чистое, голубое, настроение хорошее. У кого-то в таких случаях бывает предчувствие надвигающейся беды, ничего подобного у меня не было, – вспоминает тот день Юрий Задворных.

Около 8 утра поезд выехал из Алапаевска, примерно в 11 часов прибыл в Сосьву. Через полчаса бригаде предстоял обратный путь в Алапаевск. Со станции Сосьва-Новая вышли по расписанию, в 11:28. Через 16 минут была первая остановка – 97-й километр.

– Первое, что мы испытали, – удивление, такого не может быть! – говорит Юрий Задворных. – Но раздумывать было некогда, остановили состав, отцепили вагоны, закрепили их и поехали навстречу тепловозу. Мы уже действовали не по инструкции: я должен был остаться с вагонами, а машинист один ехать навстречу двигающемуся локомотиву, увидев препятствие – остановиться, закрепить тепловоз, заглушить дизель и, покинув кабину, отойти на безопасное расстояние. Сделай мы так – был бы страшный удар. А у нас на тепловозе – два топливных бака, по одному в каждой секции, в каждый входит тонн 8 соляры, да на тээмке (маневровый тепловоз – ТЭМ2. – Прим. автора) – под 6 тонн. Тут было бы такое кострище!

Решение рискованное: вместо того, чтобы оставить локомотив и убежать в лес, машинист и его помощник остались на тепловозе. Для справки: тепловоз 2ТЭ116 двухсекционный, в каждой секции – своя кабина. Принимали удар машинисты, находясь в кабине, в которую должна была врезаться многотонная махина.

– Он всегда действовал нестандартно, – вспоминает работавший в те годы машинистом-инструктором локомотивного депо Егоршино Александр Сулицин. – В этой ситуации это было оправданно, я считаю, он поступил правильно. Конечно, он не думал ни а каких звёздах Героя. Он действовал по обстановке.

Потом в многочисленных публикациях говорилось, что таким образом Парчинский пытался избежать большой техногенной катастрофы: в этом месте через железную дорогу как раз проходит нефтепровод. Но в той ситуации, как вспоминал Юрий Задворных, о нефтепроводе они не думали, хотелось просто сохранить закреплённый за локомотивной бригадой тепловоз, который только что вышел с капитального ремонта. Но они не ожидали, что у маневрового тепловоза будет столь высокая скорость. Это станет ещё одной неприятной неожиданностью в тот день для Парчинского и его помощника.

– Мы отцепили вторую секцию тепловоза и своим ходом, после разрешения дежурного по станции, осадили поезд обратно в Сосьву. Я на переднем вагоне, Евгений Николаевич – на тепловозной секции, – подытожил Юрий Владимирович.

Кстати, у него была возможность и даже обязанность покинуть тепловоз, оставить машиниста одного, но он этого не сделал.

Жена машиниста

В то время сотовые телефоны не были в ходу у простых людей, и жена машиниста Парчинского только через сутки узнала о случившемся крушении.

Обида на всех

Расследование быстро вышло на след злоумышленника, им оказался помощник машиниста дрезины Алапаевской дистанции пути Владимир Фарафонтов. Как выяснило следствие, свой поступок тот объяснил тем, что был обижен за то, что не получил должность машиниста. Поэтому решил отомстить, сразу всем. Он хорошо знал, как управляется тепловоз: завёл дизель, выставил ручку хода на максимум, разогнал машину, вышел из кабины, запер дверь и спрыгнул на ходу. Позднее его судили, на суде, по словам Юрия Задворных, тот предстал жалким и потерянным.

– Даже появилась какая-то жалость к этому человеку, – сказал он.

Медные трубы

А впереди героев ждали награды. Хотя не сразу их действия признали правильными, уж очень много они нарушили всевозможных инструкций и предписаний. 9 апреля 1997 года Евгению Николаевичу Парчинскому было присвоено звание Героя России. Золотую звезду ему вручал в Кремле Президент РФ Борис Ельцин. Юрий Владимирович Задворных был награждён орденом Мужества.

Евгений Парчинский проработал на тепловозах до февраля 2001 года, уйдя на пенсию по льготному списку в 55 лет, общий стаж его работы машинистом составил почти 30 лет. В том же году переехал в Екатеринбург, где семья получила квартиру. Умер 30 августа 2012 года, похоронен на Михайловском кладбище города Алапаевска.

Помощник машиниста Юрий Задворных ушёл на пенсию в 2013 году. Кстати, в 1996 году он сдал на права машиниста, в ту памятную поездку отправился, имея право уже самостоятельно управлять тепловозом, так что в кабине локомотива были фактически два машиниста. Сейчас живёт в Алапаевске.

Евгений Парчинский родился в Серове, закончил школу № 56 в городе Артёмовском. Фото: Архив семьи Парчинских

Во время награждения Евгений Парчинский поблагодарил Бориса Ельцина за награду от имени всех земляков железнодорожников. Фото: Архив семьи Парчинских

Евгений Парчинский и Юрий Задворных возле своего тепловоза. В столкновении побывала тепловоз такой же марки но под номером 349. Фото: Архив семьи Парчинских

Парчинский Евгений Николаевич

Подвиг машиниста Парчинского. Помощник машиниста Юрий Задворных

Памятник Евгению Парчинскому на кладбище города Алапаевска – почти единственная зримая память о герое. Фото: Алексей Кунилов

Пригородный поезд из Сосьвы в Алапаевск и сейчас есть в расписании, только под другим номером. Фото: Алексей Кунилов


Четверть века назад машинист Евгений Парчинский и его помощник Юрий Задворных совершили подвиг. Вдвоем они остановили полностью неуправляемый поезд и таким образом спасли сотни жизней. За свой поступок железнодорожники были удостоены самых высоких наград. Евгений Парчинский получил звание Героя Российской Федерации, Юрия Задворных наградили орденом Мужества.

Будущий герой России с 1969 года работал помощником машиниста, с 1973 года уже самостоятельно водил поезда. Евгений Парчинский, являясь машинистом тепловоза, водил грузовые составы, пассажирский поезд в Серов, в 90-е годы — пригородный поезд Алапаевск — Сосьва-Новая. На этом маршруте он работал вместе с помощником Юрием Задворных.


Историческое событие, навсегда вошедшее в анналы железнодорожной истории нашей Родины, произошло 6 октября 1996 года. В 8 утра из Алапаевска поезд выехал в Сосьву и согласно расписанию был там в 11 утра. Всего полчаса остановки — и бригада должна была возвращаться обратно, в Алапаевск. Со станции Сосьва-Новая вышли по расписанию, в 11:28. Через 16 минут была первая остановка — 97-й километр.

Участок однопутный и было очевидно, что крушения не избежать. Что именно ощущали в этот момент люди, понимающие, что идут в лобовую?

В этот момент профессионально сработали и проводники вагонов. Они отвели пассажиров на безопасное расстояние. Это помогло сэкономить время. И в этот момент у машиниста Парчинского созрел план, который не подпадал ни под одну инструкцию.


Как позже выяснится, неуправляемый локомотив шёл со скоростью около 120 километров в час. За мгновение до столкновения машинист Парчинский выключил топливный насос, сбросил контроллёр — так он заглушил двигатель, а сам интуитивно бросился в дизельный проход, что его спасло: пульт, за которым он сидел, от столкновения смяло.

Советские спецы быстро нашли виновника всего этого происшествия, которое могло превратиться в страшную катастрофу: помощник машиниста дрезины Алапаевской дистанции пути Владимир Фарафонтов, обиженный тем, что его не назначили на должность машиниста, решил отомстить, причём сразу всем. Зная, как управляется тепловоз, он завёл дизель, выставил ручку хода на максимум, разогнал машину, вышел из кабины, запер дверь и спрыгнул на ходу. Позднее его судили.

Ну а за гениально проведённую операцию по мягкому тарану 9 апреля 1997 года Евгению Николаевичу Парчинскому было присвоено звание Героя России. Золотую звезду ему вручал в Кремле Президент РФ Борис Ельцин. Юрий Владимирович Задворных был награждён орденом Мужества.



Юрий Задворных

Евгений Парчинский проработал на тепловозах до февраля 2001 года, уйдя на пенсию по льготному списку в 55 лет, общий стаж его работы машинистом составил почти 30 лет. В том же году переехал в Екатеринбург, где семья получила квартиру. Умер герой 30 августа 2012 года, похоронен на Михайловском кладбище города Алапаевска.

Помощник машиниста Юрий Задворных ушёл на пенсию в 2013 году. Кстати, в 1996 году он сдал на права машиниста.


Герой России машинист Евгений Николаевич Парчинский - беспримерно смелый железнодорожник. Чтобы спасти пассажиров, он рисковал своей жизнью. Ведь на его поезд на максимальной скорости нёсся тепловоз без машиниста!

Такой странный случай произошел 6 октября 1996 года на Свердловской железной дороге. Евгений Парчинский вёл пассажирский поезд по одноколейке (односторонняя ж/д) и знал свой путь как дорогу домой. Вдруг диспетчеры, срывая голос, достучались до машиниста: на полном ходу навстречу поезду мчится неуправляемый локомотив. Неизвестный выгнал машину из депо и разогнал её до максимальной скорости. А сам покинул место преступления.

Машинист-Герой Евгений Николаевич Парчинский, 2009 год.

Машинист-Герой Евгений Николаевич Парчинский, 2009 год.

В такой ситуации многие бы потеряли рассудок. Но машинист Парчинский действовал не только хладнокровно, но и по-геройски. Сначала он остановился, отцепил вагоны и выпустил пассажиров. Далее по инструкции следовало отогнать свой локомотив, застопорить его на пути неуправляемого тепловоза и покинуть машину. Но впереди – нефтепровод. Лобовое столкновение привело бы к катастрофе. Парчинский не имел права этого допустить и решил "ловить" летящий локомотив.

Парчинский проехал вперед 2 км от вагонов, а его помощник установил тормозной башмак на рельс. Чтобы погасить силу удара с неуправляемой машиной, Евгений Николаевич стал сдавать назад и набрал скорость 50 км/ч. При этом локомотив летел на него со скоростью 120 км/ч! Страшных последствий столкновения удалось избежать. Евгений Парчинский вместе с помощником сильно рисковали - удар был такой силы, что раскурочил оба локомотива. Машинистам чудом удалось спастись и отделаться травмами.

Президент Ельцин вручает Евгению Николаевичу

Президент Ельцин вручает Евгению Николаевичу "Золотую Звезду", 1997 год.

9 апреля 1997 года Евгению Николаевичу Парчинскому было присвоено звание Героя России. К тому времени следствие выяснило, что злоумышленник, разогнавший локомотив, действовал подло из-за зависти. Его не ставили машинистом и не доверяли поезда. Он пробрался в депо, дождался, когда тепловоз на одноколейке наберет высокую скорость и выпрыгнул. Поразительно, что завистник отделался на суде условным сроком за признание вины и сотрудничество со следствием.


Евгений Николаевич Парчинский родился в семье потом­ственных железнодорожников. Его дед еще в царское время работал в железнодорожных мастерских в Верещагино, что в Пермском крае. Отец, Николай Михайлович, долгие го­ды был начальником локомотивного депо Егоршино. Мать, Клавдия Серге­евна, тоже работала на же­лезной дороге в диспет­черском аппарате. Так что и Евгений, вполне ожидаемо, решил свя­зать свою дальнейшую жизнь с железной дорогой. С 1963 года работал слесарем по ремонту подвижного состава в Серове, затем с 1969 года — помощник машиниста и с 1973 - го — машинист тепловоза.

Что надо было сде­лать по инструкции? Отцепиться и закрепить башмаками пассажирс­кие вагоны. Двинуться навстречу маневровому, притормозить и подста­вить свой тепловоз под удар. Если успеешь, то покинуть кабину управления. На всё про всё - несколько минут. И море огня, гора металлолома в результате.

Что делать? И мы, не сговариваясь, идём на от­чаянную попытку. Отцепив пассажирские вагоны и отогнав их на безопасное расстояние, выезжаем навстречу бестормозному маневровому тепловозу. Когда он показался в кривой примерно за кило­метр, увидели, что тот не катит, а летит, раскачиваясь, только автосцеп­ка ходуном ходит. Счёт пошёл на секунды. Даль­ше действовали, как разумные механизмы, не рассуждая. Затормози­ли, дали задний ход. Вы­ключили всё, что можно было выключить, что­бы избежать взрыва. Дал команду Юрию прыгать с локомотива. Сам едва ус­пел отскочить от пульта.


Дальше вспоминает по­мощник машиниста тепловоза Юрий Задворных:

Мы уже успели удалиться на два с по­ловиной — три километра от оставленных ва­гонов, когда увидели вылетевший из-под горы тепловоз, мчавшийся в нашу сторону. До стол­кновения, как позже выяснится, оставалось че­тыре минуты. Но в опасной близо­сти к железной дороге проходил нефтепровод. Лобовое столкновение неизбежно привело бы к возгоранию солярки, а возможно, и к взры­ву. И тогда — катастрофа! Допустить этого мы не имели права. Да и тепловоз свой было жал­ко. Я успел выскочить, быстро установил на рельсы тор­мозные башмаки, и мы двинулись назад. Успе­ли развить скорость до 50 километров в час. И тут раздался страшный удар. Все двери в локомотиве посрывало с пе­тель, сильно смяло кабину, повыбивало стекла. Какое-то время движение еще продолжалось по инерции, пока, наконец, не наступила пол­ная остановка.

— Награду мне дали практически ни за что, на моем месте мог бы оказаться любой помощник, — уверен Юрий Задворных. — А вот повести себя так, как Евгений Николаевич, смог бы не каждый машинист.

Читайте также: