Дерсу узала фильм сюжет кратко

Обновлено: 07.07.2024

Содержание

Сюжет

Сюжет фильма основан на одноимённом романе учёного и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева — о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали В. Арсеньева.

Их путешествие по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета. Время действия — 1902—1907 годы.

В ролях

    Дерсу УзалаВладимир АрсеньевАнна, жена Арсеньева
  • Дима Коршиков — ВоваЧжан Бао
  • Владимир Кремена — ТуртыгинОлентьев
  • Михаил Бычков — член отряда Арсеньева
  • Советбек Джумадылов
  • Николай Волков
  • Доржи Сультимов
  • Владимир Приходько
  • Игорь Сыхра
  • Янис Якобсон

Съёмочная группа

  • Авторы сценария: Акира Куросава, Юрий Нагибин
  • Режиссёр: Акира Куросава
  • Оператор: Асакадзу Накаи, Юрий Гантман, Фёдор Добронравов
  • Художник: Юрий Ракша
  • Композитор: Исаак Шварц

Призы

Интересные факты

  • Некоторые сцены фильма снимались в Москве на территории бывшего села Волынского (ныне районы Очаково-Матвеевское и Фили-ДавыдковоЗАО г. Москвы) [1] .

Примечания

Ссылки

Победители (1947—1960) · Победители (1961—1980) · Победители (1981—2000) · Победители (2001 — настоящее время)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Дерсу Узала (фильм, 1975)" в других словарях:

Дерсу Узала (фильм) — Дерсу Узала фильмы о Дерсу Узале по мотивам книг Владимира Арсеньева. Существует два фильма с таким названием: Дерсу Узала (фильм, 1961) советский фильм 1961 года режиссёра Агаси Бабаяна. Дерсу Узала (фильм, 1975) советско… … Википедия

Дерсу Узала (значения) — Дерсу Узала: Дерсу Узала нанайский охотник, проводник Владимира Арсеньева во время его путешествий по Уссурийскому краю, ставший главным героем его книг. (4142) Дерсу Узала астероид главного пояса. Дерсу Узала (роман) книга… … Википедия

Дерсу Узала — У этого термина существуют и другие значения, см. Дерсу Узала (значения). Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, ул … Википедия

1975 год в кино — Содержание 1 Избранное кино 1.1 Международные фильмы 1.2 Со … Википедия

Москва слезам не верит (фильм) — Москва слезам не верит Жанр Мелодрама Режиссёр … Википедия

Американская ночь (фильм) — Американская ночь La Nuit américaine Жанр драма / комедия Режиссёр Франсуа Трюффо Продюсер Фр … Википедия


Приключенческая драма советско-японского производства с Максимом Мунзуком и Юрием Соломиным в главных ролях, поставленная Акирой Куросавой (Akira Kurosawa) по произведениям Владимира Арсеньева.

Съемочная группа фильма Дерсу Узала / Dersu Uzala

Режиссер: Акира Куросава
Авторы сценария: Акира Куросава, Юрий Нагибин, Владимир Арсеньев (роман)
В ролях: Юрий Соломин, Максим Мунзук, Владимир Кремена, Александр Пятков, Светлана Данильченко, Дмитрий Коршиков, Суйменкул Чокморов, Михаил Бычков и другие
Операторы: Асакадзу Накаи, Юрий Гантман, Федор Добронравов
Композитор: Исаак Шварц

Сюжет фильма Дерсу Узала / Dersu Uzala

В 1902 году военный инженер-топограф Владимир Арсеньев (Юрий Соломин) вместе с группой солдат отправился в экспедицию в уссурийскую тайгу.

В дороге Арсеньев и его спутники повстречали местного охотника Дерсу Узалу (Максим Мунзук).

Познакомившись с русским исследователем, Дерсу стал для него не просто проводником, но и преданным другом, не раз спасавшим от смертельных опасностей, которых в долгом и полном приключений путешествии было предостаточно.

На протяжении всего времени, что Арсеньев был знаком с Дерсу, он восхищался его искренностью, житейской мудростью, умением жить в гармонии с природой и искусным владением необходимыми таежному жителю навыками.

История создания фильма Дерсу Узала / Dersu Uzala

Мировая премьера картины "Дерсу Узала" состоялась 2 августа 1975 в Токио. 5 января 1976 года фильм вышел на экраны советских кинотеатров.

Работа над новой лентой стала настоящим спасением для него — Госкино СССР не только выделило на съемки 4 миллиона долларов, но и предоставило японским кинематографистам полную свободу действий.

Сценарий картины был написан самим Куросавой в соавторстве с известным советским писателем и драматургом Юрием Нагибиным. В его основу был положен роман "Дерсу Узала" русского путешественника и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева, посвятившего свою жизнь изучению Дальнего Востока. Во время одной из экспедиций Арсеньев познакомился с удэгейским охотником Дерсу Узалой, который стал его проводником и другом, а затем и героем его литературных произведений.

Замысел экранизации книг Арсеньева "По Уссурийскому краю" и "Дерсу Узала" появился у Куросавы еще в 1940-х годах, но тогда он собирался снимать уссурийскую тайгу на острове Хоккайдо. Осуществить задуманное удалось лишь спустя три десятка лет, зато к тому времени у режиссера появилась возможность поставить картину там, где разворачиваются события романов.

На роль Дерсу Узалы изначально Акира Куросава планировал позвать своего соотечественника Тосиро Мифунэ (Toshiro Mifune), которого он снимал во многих своих картинах. Но из-за большой занятости актер не смог принять участия в создании фильма — для съемок у Куросавы Мифунэ пришлось бы отложить остальные свои дела более чем на год, а у него не было даже двух свободных месяцев.

И тогда режиссер решил найти исполнителя главной роли на месте — в Советском Союзе. Просмотрев множество претендентов, он остановил свой выбор на кандидатуре 65-летнего тувинского актера, одного из основоположников национального театра Тувы Максима Монгужуковича Мунзука. "Дерсу Узала" стал третьей его работой в кино — в 1971 году он сыграл одну из главных ролей в продолжении ленты "Хозяин тайги" — детективе "Пропажа свидетеля", а в 1959 году снялся в фильме "Люди голубых рек".

Решение пригласить Юрия Соломина на роль Арсеньева режиссер принял после просмотра телефильма "Адъютант его превосходительства", в котором актер сыграл главную роль — чекиста Павла Кольцова. Соломин был очень обрадован предложению сняться в фильме, действие которого разворачивается в родных для актера местах — в Даурской тайге и Приморском крае.

Юрий Соломин в одном из интервью рассказывал:

Интересные факты о фильме Дерсу Узала / Dersu Uzala

— Картина Акиры Куросавы — вторая экранизация книги Владимира Арсеньева. В 1961 году Агасием Бабаяном был снят фильм, также носящий название "Дерсу Узала".
— "Дерсу Узала" — первый цветной фильм Акиры Куросавы, выпущенный в прокат. Его предыдущая лента "Под стук трамвайных колес" хоть и была снята в цвете, в кинотеатрах демонстрировалась в черно-белом варианте.
— Фильм стал первым в карьере Куросавы, который режиссер снимал не в Японии, и единственным, снятым на широкоформатную 70-мм кинопленку.
— Среди тех, кто пробовался на роль Дерсу Узалы, были нанайский певец Кола Бельды, бурятский артист балета Цыден Бадмаев, киргизский актер Суйменкул Чокморов. А однажды Куросава попросил принести ему фотографии… Михаила Ульянова, которого он, видимо, также собирался пригласить на пробы на роль Дерсу.

Сюжет фильма (авторами сценария стали Акира Куросава и Юрий Нагибин) основан на одноимённом романе о путешествиях учёного по Уссурийскому краю, тайге, о дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали Арсеньева.

Другого актера на роль Дерсу Узала Куросава себе не представлял. Но случилось так, что Тосиро Мифунэ не смог развязаться со своей бешеной занятостью в Японии. Ведь нужно было хотя бы на один год приехать для съемок в Советский Союз, а Тосиро Мифунэ не обещал и месяца! Куросаве предложили подумать о достойном японском кандидате на главную роль.

- В Японии нет такого актера, который хорошо сыграет Дерсу Узала, - ответил он. - Будем искать советского актера!
И вот начались долгие и утомительные поиски.

Кому же из них посчастливится получить главную роль?!

Многие актеры национальных театров среднего и старшего поколения до сих пор не знают, что были предметом серьезного обсуждения на роль Дерсу Узала.

В основном рекомендовались кандидаты с восточным типом лица, так как Дерсу Узала принадлежал к удэгейской народности.

Конечно, много было талантливых актеров, но по разным причинам список их постепенно сокращался и дошел где-то до десятка, в число которых входил и Мунзук Максим Моигужукович.

Помимо драматических актеров у нас пробовались актеры и другого жанра. К примеру, нанайский певец Кола Вельды проявил свой талант драматического актера в кинопробах на роль Дерсу Узала. Съемочная группа выразила признательность этому артисту за оказание помощи в работе над образом главного героя и подбора удэгейских мелодий.

Бурятский солист балета Цыден Бадмаев, удивительного внешнего сходства с настоящим Дерсу Узала, тоже показал интересную трактовку образа удэгейского охотника.

Популярный киргизский актер Суйменкул Чокморов, человек с большим кинематографическим опытом, страстно желал сыграть главную роль, но помешал его высокий рост и молодость.

Порой предложения были очень неожиданными. Несмотря на то, что мы договорились искать героя среди бурятских, киргизских, башкирских, казахских, тувинских актеров, Акира Куросава однажды попросил принести фотографии Михаила Ульянова.

Все кандидаты на роль Дерсу Узала были интересными, но нам надлежало выбрать достойного из достойных.
Поиски продолжались по всему Советскому Союзу.


Когда я приехал в Тувинский музыкально-драматический театр познакомиться с актерами, которые могли бы стать кандидатами на роль Дерсу Узала, то почти все мои собеседники как бы сговорились, называя фамилию Мунзука. Обычно кинематографистам осложняют работу театральные актеры; порой приходится отказываться от интересных кандидатур из-за их занятости в театре. На этот раз все получилось необычно. Для тувинского народа приглашение актера на главную роль в кино, да еще в постановке выдающегося режиссера Акиры Куросавы - было волнующим событием.

munzuk.jpg

Мне захотелось как можно быстрее встретиться и познакомиться с Максимом Монгужуковичем, но, как часто случается с героями произведений, так получилось и с Мунзуком, - дома его не оказалось. Он ушел на охоту в тайгу.
- Вот это да! – подумал я. – Еще ничего не знает о приглашении на главную роль, а уже бродит по тайге, как Дерсу Узала!
- У него скоро кончится отпуск, - успокоила меня жена Максима Монгужуковича, народная артистка РСФСР и Тувинской АССР Кара-Кыс Намзатовна Мунзук, - подождите немного, он должен придти с охоты.
- А сколько дней нужно ждать? – спросил я.
- Обещал еще вчера вернуться! – ответила Кара-кыс Намзатовна.
- Ну, хорошо, - согласился я, - буду ждать до победного конца!

На следующий день часов в семь утра слышу громкие и довольно частые стуки в дверь гостиничного номера. Вскакиваю, как при пожаре, и бегу к выходу:
- Кто там? Что случилось?!
- Владимир Николаевич! Владимир Николаевич! - слышу голос Максима Монгужуковича. - Откройте быстрей! Это я, Мунзук!

Поспешно открываю дверь и пропускаю Мунзука в комнату.

- Что случилось? - спрашиваю его.
- Прочитал сценарий и книги Арсеньева на тувинском и русском языках. Очень понравились. Сниматься согласен. Буду готовиться к работе! - отрапортовал Мунзук, потом спокойно добавил:
- А почему ты так долго спишь?
- Сибирской закалки нет! - отшутился я.

И приступили мы к обсуждению сценария. Максим Монгужукович говорил просто и понятно, не подводя философской базы литературному материалу. Ему показался сценарий коротким, сожалел, чти не пошли из романа динамичные эпизоды, раскрывающие полнее образ удэгейского охотника. Во многих вопросах мы с ним сходились, в некоторых расходились, спорили, доказывая свою правоту. Словом, проходила настоящая творческая беседа. В конце нашей встречи я сказал Мунзуку:

- Максим Монгужукович! Вы в кино не новичок и должны знать, что у нас есть еще несколько серьезных кандидатов на эту роль.
- Так и должно быть! - перебил меня Мунзук. - Было, бы странным, если у вас был один кандидат! - Поэтому, - продолжил я, - должен сказать об одном очень существенном недостатке в вашей комплекции для образа Дерсу Узала - это полнота. Нужно сбросить вес килограммов на десять. Куросава представляет себе Дерсу только таким, как написал его Арсеньев в романе.
- Это можно постараться! - пообещал Максим Монгужукович.
- Давайте учтем и самый печальный для вас вариант, -предложил я, - что вы не будете утверждены на главную роль, но мне все равно хотелось бы занять вас в фильме.

В первом варианте сценария был отличный эпизод старика-проводника, который я и предложил Максиму Монгужуковичу на запас.

Мунзук был достойным кандидатом на роль Дерсу Узала, поэтому требовалась тщательная предварительная работа с ним, так как малейшая небрежность в подготовке могла оттолкнуть Куросаву от тувинского актера. Нужно было прежде всего сделать хорошие фотопробы и показать режиссеру-постановщику.

В Туве Манзука величают Максимом Монгужуковичем или Максим Максимовичем, поэтому чаще будет встречаться более легкое произношение его отчества.

Я достал подлинную фотографию Дерсу Узала и показал Максиму Максимовичу. Ровно через час Мунзук стоял во дворе театра, готовым к фотопробам. За это короткое время он нашел и одел подходящий костюм, сходил домой за собственной винтовкой, загримировался, изготовил деревянные сошки. Главный оператор фильма Федор Добронравов и я удивлены были оперативности Максима Максимовича. Добронравов сфотографировал Мунзука в очень интересных позах, близких сюжету сценария. Приехав в Москву, я посоветовался по кандидатам на роль Дерсу Узала с автором сценария Юрием Нагибиным.

- Вы, режиссеры, все равно поступите по-своему, сказал он, - но я бы взял вот этого актера, и показал на фотографию Мунзука.

Процесс утверждения актеров порой бывает длительным, должен пройти несколько этап и инстанций. Конечно, решающее слово прежде всего было за постановщиком фильма Куросавой. Когда он прилетел из Японии после доработки сценария, первым желанием было посмотреть фотографии актеров, предлагаемых на роль Дерсу Узала.
Куросава отличался особым стилем работы в утверждении актеров. Обычно он не встречался с незнакомыми актерами, а утверждает их по фотографиям, только потом просит о личной встрече.

Он долго смотрел на фотографии советских актеров, кандидатов на роль Дерсу Узала, каждый день забирал фотоальбом после работы в гостиницу, наутро опять приносил.

Редактор Ю.Е. Сойменов
"Советский фильм", 8 июля 1977 г., № 27 (1864)

Дерсу Узала кадры из фильма

Вы хотите зарегистрироваться?

Дерсу Узала (1975): смотреть онлайн

информация о фильме

Акира Куросава

Юрий Нагибин , Акира Куросава

Юрий Гантман , Фёдор Добронравов (II) , Асакадзу Накаи

Исаак Шварц

Юрий Ракша

Максим Мунзук , Юрий Соломин , Светлана Данильченко , Дима Коршиков , Суйменкул Чокморов , Владимир Кремена , Александр Пятков , Михаил Бычков , Советбек Джумадылов , Владимир Хрулёв , Николай Волков (III) , Даниил Нетребин , Владимир Приходько , Игорь Сыхра , Янис Якобсонс

Широкоформатный фильм рассказывает об увлекательных путешествиях замечательного русского ученого и писателя В.К.Арсеньева. В центре повествования образ таежного охотника Дерсу Узала - мудрого, доброго и отважного человека, связанного с Арсеньевым искренней дружбой.

последнее обновление информации: 07.05.21

Золотой приз и премия ФИПРЕССИ - МКФ в Москве-75;

Премия "Оскар" (1975):
Лучший иностранный фильм

Приз "Давид" ди Донателло" за лучший иностранный фильм, показанный в Италии (1977);

Спец. приз от Национальной ассоциации писателей и сценаристов Испании за лучший иностранный фильм, показанный в стране;

Премия французских кинокритиков за лучшую актерскую игру (М.Мунзук);

Премия "Юсси" и диплом Ассоциации финских критиков советскому акционерному обществу "Космос-фильми" в Финляндии за выпуск фильма на экраны страны (1976);

Премия Союза испанских кинокритиков за лучший иностранный фильм 1976 года (наравне с фильмом "Барри Линдон", 1977, США);

По опросу кинокритики Перу (1980) фильм назван первым среди фильмов 70-х годов на экранах страны.

критика

Знаменательное возвращение Куросавы после провала в прокате "Додэскадэна", попытки самоубийства, болезни и долгого молчания. Получив от Герасимова приглашение снять фильм в совместном производстве с СССР, Куросава вспоминает о прочитанных когда-то давно мемуарах русского исследователя В.К.Арсенева и предлагает взять их за основу для сценария. В этой грандиозной и простой картине Куросава-гуманист в образе старого охотника Дерсу показывает мудрость и знание, опыт и проницательность, умение приспосабливаться к окружающей среде и душевную доброту. Эта смесь возвращает нас к истокам любых цивилизаций, будь то западные или восточные; к тем временам, когда народы еще не были разобщены, задолго до отрыва от живой среды, в которой они когда-то зародились. Кроме того, Куросава с большим уважением описывает наивный анимизм Дерсу, который разговаривает с огнем, ветром, водой и тигром, как с живыми людьми. В этом анимизме все связано между собой всемирными братскими узами. Именно это братство занимает мысли Дерсу, когда он размышляет о барсуке, рыбах и всякой живности, обитающей в тайге, когда оставляет еду в заброшенной хижине для будущего гостя. Посыл фильма ясен: вне этого братства нет спасения ни человеку, ни миру. Этот возврат к истокам цивилизации и морали, выполненный в масштабном и простом стиле, обладает вечной актуальностью.

Читайте также: