Этологическая теория к лоренца кратко

Обновлено: 06.07.2024

Великий австрийский учённый и философ Конрад Лоренц (1903-1989) основал этологию (науку о поведении животных) и получил за это Нобелевскую премию по физиологии и медицине. Изучая поведение и коммуникацию животных, Конрад Лоренц нашёл в них зачатки человеческой культуры.

В книге “Оборотная сторона зеркала “он продолжает развивать свои философские взгляды, рассматривая жизнь как процесс познания. В книге "К агрессии (так называемое зло)" Конрад Лоренц излагает свои взгляды на инстинкты и на агрессию, являющейся по его мнению одним из важнейших инстинктов.

Посвятив много лет изучению поведения серых гусей, Лоренц открыл у них явление импринтинга. На примере этого и других видов Лоренц изучил также многие аспекты агрессивного и полового поведения животных, включив в сравнительно-этологический анализ этих форм поведения и поведение человека.

Я бы хотел резюмировать посылы теорий Конрада Лоренца:

Самое удивительное свойство живого состоит в том, что оно развивается как будто вопреки законам вероятности, в направлении от более вероятного к более невероятному, от более простого к более сложному, от систем с более низкой гармонией к системам с более высокой гармонией. Между тем универсальные законы физики при этом нисколько не нарушаются; в частности, второй закон термодинамики сохраняет силу и для живых систем. Все жизненные процессы поддерживаются перепадом рассеивающейся в мире или, как говорят физики, диссипирующей энергии.

Все живые системы устроены таким образом, что они способны захватывать и накапливать энергию. Живые системы могут поглощать тем больше энергии, чем больше они ее уже поглотили: в благоприятных условиях живые существа растут и размножаются. Таким образом, организмы – это системы, приобретающие энергию в замкнутой цепи с так называемой положительной обратной связью, то есть чем больше есть возможность усвоить энергию, тем больше живые существа будут её использовать, пытаясь размножиться до предела возможного.

Знание есть сущность процессов приспособления и этот процесс устанавливает некоторое соответствие между тем, что приспосабливается, и тем, к чему оно приспосабливается. То, что живая система узнает таким образом о внешней действительности, чтo в ней "отпечатывается" или "запечатлевается", – это информация о соответствующих данных внешнего мира. Информация буквально и означает "запечатление"!

Структуры и механизмы получения информации о внешнем мире возникли в результате эволюции, и проходили отбор в сторону увеличения возможностей отображать те явления окружающего мира, которые важны для выживания. Таким образом постулируется существование внешнего мира (гипотетический реализм) и то что наше восприятие воспринимает его приближённо.

Человек есть продукт биологической эволюции. Культура также является продуктом эволюции и органично развивалась из поведенческих закономерностей животных предков человека.

Коммуникация человека развивалась из коммуникации животных.

Социально важная информация у животных передаётся особыми движениями, принятием определённых телесных позиций, специальными запахами и звуками. Подобные информационные посылы являются триггерами различных инстинктов и поведенческих реакций разных сложностей. Многие поведенческие реакции на раздражитель напрямую включают симпатическую нервную систему, как у людей, так и у животных.

Многие инстинкты не только срабатывают на раздражитель, но и активно ищут его. Если инстинкт долгое время не включается, то он как бы накапливается и пороговое значение раздражителя сильно снижается и человек или животное запускают его практически без повода. Классическими примерами этого служит агрессия и половое влечение.

Человеческое общество долгое время существовало в виде разрозненных небольших групп (несколько десятков особей). Члены этих групп демонстрировали дружеские и тёплые отношения внутри коллектива и сильную агрессию по отношению к членам других групп. Особая система коммуникации позволяет "своих" отличать от "чужих" как у людей, так и у животных.

Проанализировав поведение более чем 50 видов, Лоренц сделал вывод, что у сильно вооруженных видов эволюционный отбор выработал также сильную врожденную мораль — инстинктивный запрет применять все вооружение во внутривидовых стычках, в особенности, если побежденный демонстрирует покорность. И наоборот, слабо вооруженные виды имеют слабую врожденную мораль, поскольку сильная врожденная мораль таким видам эволюционно ни к чему. Человек — это от природы слабо вооруженный вид (нападающий мог только поцарапать, неопасно ударить, укусить или душить, а жертва имела достаточно возможностей убежать). С изобретением искусственного оружия человек стал самым вооруженным видом на Земле, а мораль осталась на прежнем уровне. Ритуализированные поединки - необходимый выход агрессии. Мораль направляет агрессию в безопасное русло, то есть в ритуализированные поединки, когда соперники, не увеча друг друга, имеют возможность помериться силами. Таким образом, агрессия, уравновешенная моралью позволяет членам стаи безопасно выяснить отношения и установить иерархию, согласно естественному соотношению сил. Мораль, кроме ритуализирования боёв выражается во взаимопомощи и защите от врагов, вплоть до самопожертвований, в уважении друг к другу. К примеру, самцы волков уважают выбор самки: если она предпочла себе в постоянные спутники более слабого волка, её выбор никто не оспаривает.

Эволюционный подход к развитию человеческой агрессивности опирается, в первую очередь, на теорию К. Лоренца, разработанную в результате изучения поведения животных. Взгляды К. Лоренца достаточно близки к взглядам З. Фрейда. Согласно концепции К. Лоренца агрессия берет свое начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Этот инстинкт развился в ходе эволюции и выполняет три важные функции:

- борьба рассеивает представителей видов на широком географическом пространстве,

- агрессия помогает улучшить генетический фонд вида за счет того, что оставляют потомство только наиболее сильные и энергичные,

- сильные животные лучше защищаются и обеспечивают выживание своего потомства. К. Лоренц Агрессия / М., "Прогресс", 1994

Для Лоренца агрессия, не является реакцией на внешние раздражители, а представляет собой собственное внутреннее напряжение, которое требует разрядки и находит выражение, невзирая на то, есть для этого подходящий внешний раздражитель или нет.

Концепция Э. Дюргкейма. Концепция Р.Мертона.

Социологический подход –объясняет возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей.

Теория аномии Р. Мертона.

По его мнению, девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и социально одобряемыми средствами их достижения. В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков (см. таблицу).

Типология поступков (по Р. Мертону)

Способ адаптации Социально одобряемые цели Социально одобряемые средства Примеры
Конформизм + + финансовый успех, получаемый законными средствами
Инновация + _ финансовый успех, получаемый незаконными средствами
Ритуализм + бюрократ
Ретритизм (бегство от действительности) монахи, отшельники, бродяги, наркоманы, пропойцы
Бунт – /+ – /+ реформаторы, революционеры

Концепция Э. Дюргкейма. Концепция Р.Мертона.

Социологический подход –объясняет возникновение девиации через поиск социальных и культурных факторов, влияющих на людей.

Теория аномии Р. Мертона.

По его мнению, девиантное поведение обусловлено аномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями и социально одобряемыми средствами их достижения. В рамках своей концепции Мертон разработал типологию девиантных поступков (см. таблицу).

В истории зарубежной психологии имеются различные подходы к пониманию и объяснению сущности и причин агрессивного поведения человека. Несмотря на различия, отмечается стремление выработать единую теоретико-методологическую основу для изучения человеческой агрессии, интегрировать различные концепции для разработки новых, перспективных технологий исследования этого явления. В современной зарубежной психологии наблюдается отказ от абсолютизации какого-либо одного фактора, детерминирующего человеческую агрессию. Возросла роль факторов природной и социальной среды в возникновении агрессии. Имеется тенденция к многофакторному пониманию причин агрессии, в котором учитываются различные ее детерминанты.

Описание и объяснение природы человеческой агрессии в зарубежной психологической науке раскрывается в нескольких теориях, наиболее распространенными из которых являются инстинктивные концепции, берущие свое начало еще от З. Фрейда и К. Лоренца, теория фрустрации (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.), теории социального научения (А. Бандура), теория социального влияния (Дж. Тедещи и др.), теория переноса возбуждения, когнитивные модели агрессивного поведения и др.

Этологический подход исходит из биологизаторской трактовки агрессии как особого врожденного инстинкта и, по сути, представляет собой модернизированную форму социального дарвинизма. Именно поэтому его и следует рассматривать как исторически первую в идейном плане попытку объяснения природы агрессии – через прямую аппеляцию к биологической природе человека. В основе этого подхода лежит известный постулат учения Ч. Дарвина, гласящий: изменить человека относительно его биологической наследственности и врожденных наклонностей можно лишь в той мере, насколько это реально в результате естественного отбора и специальных упражнений [6. С. 8].

Подход К. Лоренца к пониманию и объяснению феномена агрессии критиковался как самими этологами (R.F. Hindd, 1994), так и психологами (A. Montaque, 1968, 1976) не только за рискованный перенос на человека результатов, полученных в исследовании животных, или за утверждение о снижении уровня агрессии человека путем различных состязаний, но и за недостаточное фактическое обоснование.

Следует отметить, что объяснение агрессивности в рамках теории Лоренца-Сторра является достаточно упрощенным, так как при сравнении поведения человека и животного не учитывается очень серьезный аспект, а именно то, что социальное влияние и обучение играют несомненно большую роль в развитии человека, чем животных.

В соответствии с современным пониманием, с точки зрения этологии, агрессия, будучи инстинктивно предопределенным и социально обусловленным поведением, напрямую связана с удовлетворением важных жизненных потребностей. Блокирование одной из них вызывает усиление агрессивных тенденций. На уровне индивида патологический или непатологический характер агрессии определяется как соответствующим качеством фрустрируемых потребностей, так и количественными характеристиками агрессивного поведения, а, кроме того, - его социальной направленностью [11].

Как отмечают Ю.С. Шевченко, М.А. Дерягина, Н.С. Валентович (2001), этологический подход к изучению человеческой агрессии представляется перспективным как в более широких рамках общей антропологии, так и с точки зрения конкретной психотерапевтической парадигмы. Этолого-физиологический анализ позволяет проследить всю последовательность проявлений агрессивного поведения, начиная с морфологических мозговых структур и заканчивая видоспецифическими моторными паттернами (Хайнд, 1975; Eibl-Eibesfeldt, 1985; Корнетов, 1990; Самохвалов, 1993; Stoff, 1996; Дерягина, 1997). Специфический набор моторных актов (мимики, позы, жеста, вокализации) составляют картину той или иной формы поведения, представляющую невербальный канал коммуникации, интегрированный на корково-подкорковом уровне. Эти двигательные параметры и составляют типологию агрессивного поведения.

Знание этологических проявлений агрессивного поведения, выражающегося в мимических, позных и жестовых (а также вокальных) двигательных актов позволяет выявить, а следовательно, предупредить развитие агрессивных тенденций, в том числе в различных этнических группах. О.В. Хренниковым (1997) был составлен глоссарий маркеров агрессивного поведения человека, представленного в виде элементов агрессивно-предупредительного, агрессивно-конфликтного и агрессивно-контактного поведения; определен половой диморфизм в типологии, структуре агрессивного поведения, а также в интенсивности проявлений элементов агрессии в общем контексте поведения; выделена типологическая специфика агрессивного поведения различных этнических групп, проявляющаяся в приоритете определенного канала коммуникации (мимика, поза, жест). Выявлены этнические различия в структуре развертывания агрессивной акции от демонстрации элементарных одиночных элементов агрессивного поведения до сложных моторных комплексов. Этологический метод позволяет прогнозировать развитие агрессивной активности (в том числе и скрываемой) по латентным признакам с учетом этнической (лингвистической) принадлежности человека [11].

Таким образом, упрощенная трактовка сущности и природы человеческой агрессии в работах К. Лоренца стала основой современного этологического подхода к ее изучению, который позволяет расширить возможности своевременного выявления, прогнозирования, контроля и коррекции агрессивного поведения.

Читайте также: