Этнографические исторические источники кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этнография тесно связана с археологией, антропологией, географией и языкознанием. Она занимается непосредственными наблюдениями и изучением быта и нравов народов земного шара, их расселения и культурно-исторических взаимоотношений.

За рубежом этнография делится на описательную (собственно этнография) и теоретическую (этиология). Она, как правило, включается в общую систему наук о человеке — антропологию, которая состоит из предыстории (первобытная археология), физической антропологии, социальной антропологии, этнологии, фольклора, лингвистики и археологии.

Этнография как самостоятельная наука выделилась в середине XIX в., но ее данные задолго до этого использовались в исторических исследованиях. Этнографические сведения содержатся в фольклоре в самых древнейших письменных источниках. Так, уже в надписях на гробницах Древнего царства в Египте сообщаются сведения о жителях соседних стран Нубии, Сирии, Палестины, Аравии. В трудах Геродота описываются народы, заселявшие территорию нашей страны, характеризуются их обычаи, верования, нравы, основные занятия.


Нивхи. Медвежий праздник. Рисунок XIX в.

Этнографические сведения содержатся и в древнейшем памятнике русской письменности — Повести временных лет.

Первая этнографическая монография была написана в 1715 г. Григорием Новицким[77]. Она была опубликована лишь в конце XIX в., хотя собранные Новицким материалы еще в начале XVIII в. вошли в науку. Г. Новицкий по праву считается автором одного из первых в мировой литературе этнографических исследований.

Выдающуюся роль в развитии этнографии сыграл видный историк и известный политический деятель XVIII в. В. Н. Татищев. Он требовал точности и такта в беседах с населением, отмечал необходимость критически относиться к полученной информации.

В XIX в. в связи с подъемом общего уровня культуры в России окончательно оформляется этнографическая наука. Она имела два направления: официальное и демократическое.


Эвенки. Рисунок XIX в.

Лучшие традиции русской демократической этнографии сохранились в советской этнографии, которая особенно успешно развивается в последнее время.

Этнографические учреждения и издания. Центральным учреждением является Институт этнографии АН СССР.

Подготовка этнографов в настоящее время ведется на кафедре этнографии Московского университета, на отделении этнографии Тбилисского университета и на кафедре этнографии и антропологии Ленинградского университета.

Старейшим этнографическим музеем СССР является Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого АН СССР (сокращенно МАЭ), созданный в 1836 г. из Кунсткамеры Петербургской Академии наук. Музей ведет начало от этнографических коллекций Петра I, экспонированных в 1714 г. Музей и сейчас занимает в Ленинграде историческое здание Кунсткамеры. В музее хранится более 145 тыс. этнографических, около 100 тыс. антропологических и более 380 тыс. археологических экспонатов. С 1900 г. начал выходить сборник Музея антропологии и этнографии (сейчас издается один раз в год).

В 1897 г. в Петербурге был основан Русский музей, при котором под руководством Д. А. Клеменца был организован этнографический отдел. После Великой Октябрьской революции он стал самостоятельным Государственным музеем этнографии народов СССР (сокращенно ГМЭ). В настоящее время в СССР работают многочисленные этнографические музеи.

Этнографическая терминология. В этнографии, как и в других науках, можно встретиться с такими словами и понятиями, которые толкуются несколько иначе, чем в обыденной речи. Учитель должен знать минимум этнографической терминологии.

Раса — группа людей, выделяемая на основании родства по происхождению, проявляющегося внешне в сходных физических признаках и общности территорий. Раньше выделяли три основные расы: европеоидную, экваториальную (негро-австралоидную) и монголоидную. Сейчас, кроме того, выделяются американоидная (из монголоидной) и австралоидная (из экваториальной). Расы (ветви) объединяются в два расовых ствола — восточный (американо-азиатский) и западный (евро-африканский)[78]. Внутри главных рас различают локальные расы. Группы людей, чьи физические особенности являются результатом исторических контактов различных рас и их подразделений, называются антропологическими типами.

Широко употребляется термин культура, толкуемый многозначно. В общем значении культуры — это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. В последнее время под культурой подразумевается определенный уровень технических достижений, социальной организации, развития письменной литературы и искусства и т. п.

Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура — объекты (предметы, вещи), материально существующие в пространстве в определенные временные периоды: орудия труда, жилища и хозяйственные постройки, пища (сюда же входят культурные растения и домашние животные), одежда и украшения, средства транспорта и связи и т. д. Духовная культура — вся система производственных навыков, народных знаний, традиций и обычаев (связанных с хозяйственной, социальной и семейной жизнью человека), различных видов искусств, народного творчества, религиозных представлений и верований, которая передается как обязательная информация от поколения к поколению через рассказ или показ, через существующие формы воспитания.

Этнос — группа людей, связанных единством происхождения и общностью культуры, включая язык. В качестве синонима этноса часто употребляется понятие этническая общность, а часть этноса называется этнографической группой.

Важное значение для этнографа имеет изучение пережитков и традиций.

Пережиток — явление, чуждое современному состоянию общественной и культурной жизни, являющееся наследием пройденных ступеней культуры, которое сохраняется членами данной этнической общности по привычке или из подражания. Пережитки довольно часто могут быть остатками древних обрядов и обычаев, игравших некогда важную роль в жизни общества.

Большое внимание уделяет этнография изучению семейно-брачных отношений, поскольку семья является первичной ячейкой общества и в ней отражаются многие его особенности.

Брак — оформленный обычным правом или законом союз между мужчиной и женщиной, посредством которого регулируются отношения между полами и определяется положение ребенка в обществе. Семья — форма сожительства брачной пары для самовоспроизводства, в классовом обществе — самостоятельная социально-экономическая ячейка в наиболее распространенной моногамной форме. Брачные нормы — допускаемый традицией или законами порядок, по которому регулируется соединение брачующихся.

Формы семьи — различаются: парная семья — нестабильное соединение пар для сожительства и воспроизводства себе подобных, отражающее несамостоятельность семьи в условиях родового общества; индивидуальная семья (малая семья) — в условиях отцовского рода долговременное сожительство, носящее признаки социального противостояния родовой организации; моногамная семья — социально-экономическая ячейка классового общества.

При первобытных формах брака семья не имела своего хозяйства; оно было общим, и как следствие этого брак был легко расторжим.

Огромную роль в древности играли сохранившиеся кое-где до нашего времени инициации — обряды посвящения подростков во взрослые.

Инициация сводится к длительной изоляции подростков от женщин и детей, сближению со стариками и взрослыми, тренировке в охоте и умении владеть оружием, закалке и воспитанию выносливости, дисциплины, беспрекословного повиновения старшим, соблюдению обычаев, хранению посвятительной тайны и тем самым к закреплению различий и привилегий половозрастных групп, усвоению религиозных норм и обрядов.

У первобытных племен широко распространено табу. Термин этот ввел английский исследователь XVIII в. Дж. Кук, наблюдавший жизнь родовых общин Полинезии. Табу — строжайший запрет, нарушение которого, по суеверным представлениям, карается сверхъестественными силами. Табу охраняет важных лиц — старейшин, вождей и жрецов, а также тех, кто нуждается в защите, — детей и женщин. Табу возникло из страха человека перед природной стихией и опасными свойствами отдельных предметов.

§ 2. Методы сбора и обработки этнографического материала

Ведущий метод сбора этнографических данных — непосредственное наблюдение за жизнью и бытом отдельных групп населения и этнических общностей. В полевой работе этнографа различают два главных метода; стационарный и сезонный (экспедиционный). Наиболее ценные этнографические материалы добываются, как правило, стационарным методом, связанным с длительным пребыванием и вживанием в исследуемую этническую среду. Срок стационарной работы должен продолжаться не менее этнографического года (на два-три месяца больше календарного года). Эти два-три добавочных месяца нужны для первичного знакомства и адаптации этнографа к новым условиям, после чего исследователь наблюдает жизнь этнической общности или ее части в течение всех времен года. Л. Морган много лет прожил среди ирокезов и даже был принят ими в родовую организацию; Н. Н. Миклухо-Маклай не один год провел среди папуасов Новой Гвинеи. Оба собрали ценнейший научный материал, поскольку при стационарном методе этнограф становится соучастником повседневной жизни изучаемого племени или рода и поэтому имеет возможность получать более достоверные и полные сведения, чем при сезонном методе.

Экспедиционный, или сезонный, метод полевых исследований дает более оперативный материал, но не позволяет этнографу детально вникать в сложные оттенки семейного и социального быта, а при незнании языка создает угрозу отбора случайных данных. Многие сведения, например о таких явлениях, как свадьба. похороны, инициация, могут при этом быть собраны лишь путем опроса. В полевой практике этнографа применяются следующие методы: опрос — работа с обоснованно выбранным информатором или информаторами в данной этнической общности; эксперимент — соучастие этнографа в социальном или семейном действии, обряде, событии, возникшем в период экспедиционной работы; наблюдение — тщательное изучение и фиксация всего комплекса этнически своеобразных культуры и быта.

В результате полевых исследований выявляются как материальные, так и духовные источники. К материальным относятся зафиксированные на рисунках и фотографиях объекты материальной культуры, орудия труда, жилища, пища, утварь, одежда и т. п. С помощью фото- и киноаппаратов и магнитофонов теперь фиксируются и объекты духовной жизни народа — традиции, обряды, обычаи, верования, фольклор и т. п. Собираются предметы культа, народного искусства для передачи в музейные этнографические собрания.

После сбора этнографических данных начинается их теоретическая обработка.

Большую роль в этнографических исследованиях имеет классификация. В настоящее время этнографией зафиксировано около 2200—2400 этнических общностей на земном шаре. Для классификации их применяются методы: географический, хозяйственно-культурных типов и лингвистический.

Народы вначале распределяются по географическому принципу (по странам и континентам), а затем — по лингвистическому. Например, вслед за лингвистами этнографы говорят, что среди народов Урала выделяются индоевропейские и угро-финские народы, т. е. народы, говорящие на индоевропейских или угро-финских языках. Использование лингвистической классификации приводит к тому, что этническая картина мира становится сходной с лингвистической картиной. Однако абсолютного совпадения не может быть, так как на одной языковой основе возникли различные этнические общества.

Опрос населения нельзя проводить беспорядочно. Сначала необходимо подобрать информаторов из местных жителей. С этой целью обычно обращаются в местные общественные организации, к работникам школ и других учреждений. Беседу с информатором рекомендуется начинать с объяснения целей и задач, которые ставят перед собой участники экспедиции или экскурсии. Необходимо стремиться к тому, чтобы беседа носила непринужденный характер и не превращалась в допрос. Во время беседы лучше всего воспользоваться вопросником; это делается, чтобы не упустить главное, не отклониться от интересующей темы. Однако не обязательно задавать вопросы в той последовательности, в какой они составлены. Важно не оставить ни одного вопроса без ответа.

Важное место в полевых работах краеведа занимает фиксация вещественных материалов, которая включает: а) описание предметов; б) их графическую зарисовку.

Материалы, которые собираются, фиксируются в полевых тетрадях, экспедиционных дневниках, графическом материале, фото-и кинопленках, магнитофонных записях[79].

На первой странице полевой тетради записываются: тема поисковой работы, фамилия и имя школьника, а также класс, который он окончил, название и номер школы, время работы экспедиции или проведения экскурсии.

Записи в полевой тетради ведутся на одной стороне листа, причем запись каждой новой беседы с информатором начинается с новой страницы. Их надо делать разборчивым почерком. Если этого нельзя сделать во время беседы, то сразу после нее все записи должны быть перепечатаны, поправлены, а все сокращения расшифрованы. Любые исправления, дополнения и уточнения делаются в полевой тетради только ее владельцем и только во время полевых работ. Всякого рода добавления и приписки, сделанные другими лицами или после окончания полевых работ, считаются грубейшим нарушением правил ведения полевых документов. Все листы тетради нумеруются, и в конце тетради ставятся их количество.

Вырывать листы из тетради нельзя.

В начале беседы записываются следующие данные:

1. Место записи (область, район, колхоз, город, предприятие).

2. От кого получены сведения (фамилия, имя и отчество информатора, его национальность, возраст, профессия). При описании вещей записываются данные об их владельце, а при описании обрядов — данные об их использовании.

3. Кто вел запись. Дата записи.

Полевые материалы после экспедиции или экскурсии сдаются на хранение в школьный музей, где они обрабатываются и используются в учебно-воспитательной работе. Рекомендуется по итогам полевых работ писать сочинения, рефераты, провести отчетный вечер, конференцию, где заслушиваются лучшие доклады, демонстрируются фотомонтажи, диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, созданные по материалам экспедиции или экскурсии; здесь же организуется выставка этнографических материалов, полевых тетрадей, дневников, очерков и т. п. Отличившиеся участники экспедиции поощряются.

ОПИСАНИЕ О. КАДЬЯК И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕГО КОРЕННОМ НАСЕЛЕНИИ

ОПИСАНИЕ О. КАДЬЯК И ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ЕГО КОРЕННОМ НАСЕЛЕНИИ (из записок иеромонаха Гедеона)2-го по выходе моем на берег первым и священнейшим почел долгом принесть в Америко-Кадьякской церкви Подателю всех благ искреннее благодарение о благополучном

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ Образование великорусского племени. Нам предстоит изучить этнографические следствия русской колонизации верхнего Поволжья, Ростовско-Суздальского края. Эти следствия сводятся к одному важному факту в

МАТЕРИАЛЫ

МАТЕРИАЛЫ Записи крестоприводные. Записки расходные материальные и денежные. Записки Верховому взносу, кроильные, издельные и др. Описи платья и всякой казны. Переписка дворецкого и дьяков и

Глава 1 Географические, экономические и этнографические характеристики региона

Глава 1 Географические, экономические и этнографические характеристики региона Топография Полоцкая низменность представляет собой четко определенный в топографическом плане регион в западной части СССР, где во время Второй мировой войны существовало несколько

Глава 1 Географические, экономические и этнографические характеристики региона

Глава 1 Географические, экономические и этнографические характеристики региона По сравнению с крупномасштабными партизанскими действиями на севере Украины, в Белоруссии, в Смоленской и Брянской областях партизанская война в районе излучины Днепра на юге Украины не

Глава 2 Бюрократическая Материалы к диссертации сотрудника аппарата официального представителя президента в Государственной думе (1999 год)

Глава 2 Бюрократическая Материалы к диссертации сотрудника аппарата официального представителя президента в Государственной думе (1999 год) Валерий Георгиевич Красоткин, ответственный сотрудник представительства администрации президента в Государственной думе, решил

Глава 1 Описательная Рабочие материалы к газетной колонке (1995 год)

Глава 1 Описательная Рабочие материалы к газетной колонке (1995 год) Настроение у Пети было препаршивое. Один раз взялся не за свою тему, и вот результат — скандал разразился неимоверный. А все из-за того, что этой оленеглазой экономистке — второму парламентскому

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ СЛЕДСТВИЯ РУССКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ ВЕРХНЕГО ПОВОЛЖЬЯ Образование великорусского племени. Нам предстоит изучить этнографические следствия русской колонизации верхнего Поволжья, Ростовско-Суздальского края. Эти следствия сводятся к одному важному факту в

Этнографические источники

Этнографические источники Перечисленные выше письменные источники дают довольно полное представление о столе феодальной знати в XVI–XVII вв. и частично о кухне зажиточных горожан. Что же касается пищи простого народа того времени и вообще допетровской эпохи, то прямых

Глава 4 Люди, материалы и следы прошлого

Глава 4 Люди, материалы и следы прошлого Следы прошлогоПоиск свидетельств деятельности людей, живших тысячелетия назад, – одно из наиболее захватывающих занятий. Правда, непрофессионалы зачастую разочаровываются, посетив раскопки доисторических объектов и увидев, что

Этнографические источники

Этнографические источники Начав изучать культуру майя (это относится и к другим мезоамериканским культурам), надо иметь в виду, что ни испанское завоевание, ни три века колониального господства, ни полтора столетия республиканской жизни не покончили с этой культурой.

Этнографические и диалектологические различия

Этнографические и диалектологические различия Известно, что погребальный обряд со всеми деталями относится к чисто этническим явлениям, и его изменения не знают перерывов и резких скачков, не связанных с миграциями.Весьма надежным этнографическим признаком служат

ГЛАВА 27. О том, как Константин приказал раскидать материалы капища и срыть насыпи

ГЛАВА 27. О том, как Константин приказал раскидать материалы капища и срыть насыпи Ревность василевса не ограничилась этим, материал раскопанного идольского капища, состоявший из камней и деревьев, он приказал взять и бросить далеко от того места, что тотчас же и было

10. Русское население Алтайского края: этнографические группы и их взаимоотношения

10. Русское население Алтайского края: этнографические группы и их взаимоотношения Сначала поговорим о родителях, дедах и других Ваших предках (Ф. И. О., год рождения, место рождения, этническая и этнографическая принадлежностьf.Вариант вопросов для тех, чьи предки были

Исторические источники





1. Что такое исторический источник.

Чтобы составить представление об историческом факте событии историк исследует, изучает, анализирует исторические источники.

Исторические источники - все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человеческого общества, т. е. все созданное человеком, а также результаты его взаимодействия с окружающей средой; предметы материальной культуры, памятники письменности, обычаи, обряды и др.

Количество исторических источников безгранично, но число сохранившихся от различных исторических периодов неодинаково. Чем ближе исторический период к нашему времени, тем больше количество исторических источников.

2. Виды исторических источников

Существует несколько видов исторических источников. Два из них: вещественные и письменные – являются основными.

Дадим краткую характеристику этим источникам.

Подумайте, какие достоинства и недостатки есть у каждого из этих исторических источников.

Вещественные источники

К ним относятся созданные человеком нужные ему вещи или сооружения, захоронения, включая останки умерших людей, даже кости съеденных животных и остатки костра; их исследованием занимается тесно связанная с историей наука археология , поэтому вещественные источники иногда называют археологическими . Вещественные источники дают основной массив информации о событиях произошедших до появления письменности, дополняют письменные источники. Однако не могут позволить полностью описать историческое событие.


Письменные источники

К ним относятся деловые документы, письма, межгосударственные договоры, научные труды, религиозные записи и книги, летописи, хроники, письма, дневники и другие, написанные или напечатанные тексты. Эти источники позволяют историку ответить на основные вопросы для описания исторического факта.


Более подробно об этих источниках мы поговорим на следующих занятиях

Антропологические источники

Антропология – наука о происхождении человека. Это останки людей (то, что осталось от их тел), сохранившиеся с древних времён до наших дней. Исследуя их можно попытаться воссоздать облик человека. Так М.М. Герасимовым по окаменевшему черепу был восстановлен облик первобытного мальчика и реконструированы образы русских князей Ярослава Мудрого и Андрея Боголюбского.


Устные источники


Этнографические источники


Источники нового времени

Это фотографии, аудиозаписи, кинохроника, видео, телевизионные передачи. Появились они в середине 19 -20 веке. Особенностью этого вида источников является непосредственная фиксация какого-либо события, подлинные лица исторических личностей. Так на приведенном внизу видеоотрывке из кинохроники 1917 года мы видим генерала Корнилова и сопровождающих его офицеров .

Природно-географические источники

К ним относятся природные и географические объекты (горы, равнины, реки и др.) связанные с какими либо произошедшими событиями.


Гора Олимп. По мифам место жительства греческих богов.

Художественно-изобразительные источники

Изображенные на картинах, миниатюрах, гравюрах исторические события, портреты исторических личностей, условия жизни людей, виды и др. Однако уровень достоверности этих источников не слишком высок - часто изображения сделаны намного позднее, чем произошедшее событие, жившая историческая личность.


3. Всем ли источникам можно верить.

Основными задачами историка при работе с историческими источниками является установление времени их появления (датировка источника), а так же их подлинности, достоверности.

К сожалению не всем источникам можно доверять. Почему?

Многие древние писатели сообщали о том, чего не видели собственными глазами, передавали слухи, услышанные от других и не всегда правдивые. Они хотели как можно лучше, точно и полно описать события, но не могли этого сделать. Это вынужденные ошибки.


Изображения существ, живших по рассказам древних путешественников в далеких странах.

Ошибаться могут и ученые: неверный перевод фразы или слова может исказить смысл, какого либо документа; неверная датировка находки – привести к неправильному определению времени, когда произошло событие.

Имя Генриха Шлимана известно многим. Он отыскал знаменитые в древности города Трою и Микены, провел там раскопки. Находки, сделанные Шлиманом, поразили весь мир. Однако Шлиман не имел археологического образования и поэтому совершил множество грубейших научных ошибок, в частности неверно датировал находки.


Генрих Шлиман. Раскопки Генрихом Шлиманом Трои

Но кроме ошибок существуют и умышленные подделки, фальсификации.

В прошлом богатые люди, чтобы прославить свой род, выдумывали себе героических предков, которые будто бы совершали в древнюю пору великие подвиги.

Правители приказывали удалять из документов, хроник и летописей факты их не устраивающие, записывать события в выгодном им свете.

Лже-ученые, чтобы прославиться и/или разбогатеть; некоторые представители власти и даже церкви, чтобы утвердить и навязать людям свои взгляды, идеологию – шли раннее и идут сегодня на создание подделок, умышленное искажение фактов и документов.


Все это приводит к искажению истории, мешает честным ученым.

Запомните

  • Нельзя изучить историю по художественным и мультипликационным фильмам, и уж тем более комиксам.
  • Нужно критически относиться к описаниям исторических событий в литературных произведениях, картинах художников, даже если автор - современник события.
  • Не всегда исторические реконструкции могут быть правильными.
  • Не всему, что написано в газетах, популярных журналах можно верить.
  • Для того чтобы верно составить представление об историческом факте историк не может довольствоваться ОДНИМ источником.

А теперь давайте проверим, как вы ответили на вопрос о достоинствах и недостатках исторических источников.

этнографические источники — это информация, зафиксированная (опредмеченная) в разной форме в ходе полевых этнографических экспедиций и последующей камеральной обработки, данные смежных с этнографией научных дисциплин, а также любая другая информация, используемая для решения задач этнографии.

Классификация этнографических источников.

Информация может сохраняться и передаваться в различных кодовых системах — письменной и устной речи, изображениях, предметах, поведенческих актах и др.

Прикрепленные файлы: 1 файл

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ.docx

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ

этнографические источники — это информация, зафиксированная (опредмеченная) в разной форме в ходе полевых этнографических экспедиций и последующей камеральной обработки, данные смежных с этнографией научных дисциплин, а также любая другая информация, используемая для решения задач этнографии.

Классификация этнографических источников.

Информация может сохраняться и передаваться в различных кодовых системах — письменной и устной речи, изображениях, предметах, поведенческих актах и др. В этом смысле тот или иной способ кодирования, кодовая система — это отдельный тип источника, используемый в научных исследованиях. В соответствии с этим критерием мы можем классифицировать и этнографические источники, выделив следующие их типы:

связь этнографии с гуманитарными этнографич. науками

Объект исследования этнографии — этнос — проявляет себя во всех сферах экономической, социальной и культурной жизни, его производственная деятельность оказывает непосредственное влияние на окружающую среду и связана с ней. Коль скоро этносы отличаются один от другого своими культурно-бытовыми особенностями, то эти различия проявляются или могут быть выявлены в тех науках, которые изучают самого человека, человеческое общество и воздействие его на природу. Выделение сугубо этнических аспектов из различных научных дисциплин значительно обогащает этнографию, ее источниковедческую базу, особенно при изучении этногенеза и этнической истории.

О связи этнографии с историей уже говорилось, ее связь с антропологией и археологией также очевидна. Именно тот раздел антропологии, который исследует происхождение рас и их распределение в пространстве, изменения физического облика людей в результате историко-социальных контактов, антропологического состава этносов, называется этнической (или даже исторической) антропологией. Определение культурно-бытовых особенностей по археологическим материалам позволяет выделить Древние этнические группы и от чисто типологических построений перейти и в археологии к историко-культурным построениям. Такое направление в археологии в последнее время получило название палеоэтнографии (букв.— древней этнографии). Данные этнической антропологии и палеоэтнографии позволяют исследовать ранние этапы (истоки) этнической истории.

Столь же очевидна тематическая и проблемная связь между этнографией и языкознанием (лингвистикой), литературоведением и фольклористикой, т. е. с теми научными дисциплинами которые отражают наиболее специфические стороны духовной культуры народов, ее богатство, проявляющиеся в лексике устном поэтическом творчестве, в художественной ткани литературных произведений. Коль скоро язык, имеющий внутренние законы развития, непосредственно связан со своим носителем и имеет этнообразующий характер, в языкознании выделилась особая отрасль — этнолингвистика, рассматривающая проблему происхождения языков и их родственных и контактных связей в соотношении с этногенезом, с этническими процессами.


В последние годы активное использование методов конкретно- социологических исследований в общественных науках выявило наличие определенных социальных закономерностей, являющихся отражением этнической специфики исследуемой структуры (особенно при социологическом изучении и сопоставлении крупных одно- и многонациональных регионов). Естественным явилось выделение особого направления — этносоциологии. Точно таким же был путь выделения из общей психологии подразделения, изучающего влияние этнических категорий на психическую деятельность человека и человеческих коллективов — этнопсихологию.
География, в недрах которой рождалась этнография, в частности русская, и все ее подразделения, изучающие население, его размещение по земной поверхности, влияние на окружающую природу, продолжают сохранять самые тесные связи с этнографией. К таким подразделениям относятся демография, статистика и специальные дисциплины — этностатистика и этническая картография, этногеография.
Разделы таких сугубо естественных наук, как ботаника и зоология, исследующие жизнь и развитие культурных растений и домашних животных, дают любопытный материал для этнической истории, так как через окультуривание диких растений, одомашнивание диких животных и распространение созданных человеком новых видов можно проследить этнические контакты. Подобные проблемы решают этноботаника и этнозоология.

Этнография и антропология

Теснейшими узами связана этнография с этой наукой. Несмотря на то, что физическая антропология изучает народы в их антропологическом многообразии, взаимодействие очевидно: иногда даже родственные народы и племена имеют отличия, объяснить которые только сравнением фольклора и письменными источниками нельзя. Лишь только изучением антропологических особенностей можно выделить те или иные гипотезы (например, таджики Памира в результате долгой территориальной изоляции обособились от остального населения, что наложило отпечаток и на их культуру). Важнейшее значение антропология имеет и при изучении этногенеза . Неслучайно кафедра этнографии в СПбГУ носит название Кафедра этнографии и антропологии [56] .

Лингвистическая классификация

Основная статья: Лингвистика

Важным при изучении народов является лингвистическая классификация, которая делится на два типа - морфологический и генетический . Для этнографии особую важность имеет именно генетическая классификация, так как родство языков подразумевает и родство их носителей ( за исключением, например, испанского и английского и некоторых других, где исторический процесс отличался) [55] .


Одна из главных особенностей истории как науки заключается в том, что исследователь, то есть историк, изучает события, явления, которые канули в Лету, когда-то ушедшие в несуществующую реальность. Отсюда следует, что историк, в отличие от физика или химика, не имеет возможности наблюдать и записывать изучаемый объект.

книга и лупа

Таким образом, источник, который содержит какую-либо полезную информацию для изучения, сегодня зовется памятником исторической реальности либо историческим предметом, а также реликтом истории культуры или событий прошлого.

Введение

В нашей статье мы вам расскажем о видах исторических источников. Осуществление грамотного исследования без реликтов невозможно. Дело в том, что если отсутствует исторический источник, это значит, что нет и истории как науки. Это истина, которая не требует доказательств в традиционной историографии. События ушедших лет доходят до человечества в двух видах исторических источников, о которых дальше мы продолжим разговор.

Яркие примеры

Расположение древних населенных пунктов в окрестностях гор и рек, которые протекали несколько веков тому назад, определяли жизнь народов, расселившихся здесь когда-то. Их язык и песни, пословицы и предания, законы, летописи, предметы быта, украшения, книги, а также хроники — все это можно назвать исходным материалом. Именно по этим предметам историк и познает прошлое.

старые книги

Теоретический аспект изучения вопроса видов исторических источников

старинные монеты

Отечественные исследования

В России в начале ХХ века среди историков был признан А.С. Лаппо-Данилевский. Он последовательно и точно разработал типологическую классификацию памятников. В основу его классификации лег принцип степени близости реликта к отраженному в нем явлению.

Огромное признание заслужили схемы видов исторических источников Л.Н. Пушкарева, которые научный свет увидел в 1975 году. Однако спустя 6 лет, а именно в 1981 году, их улучшил И.Д. Ковальченко.

Определение термина

Схема

Рассмотрим каждый вид более подробно.

Письменные источники

Данный вид принято отмечать как самый многочисленный. Историки подразделяют его еще на несколько подвидов:

1) законодательные источники включают в себя реликты древнерусского и светского права, своды законов и т. д.;

2) актовый материал;

3) литература и публицистика;

4) делопроизводственные документы;

5) статистические документы;

6) материалы личного происхождения: дневники или переписка;

7) периодическая печать.

золотое кольцо

К особенностям анализа письменных видов исторических источников относится определение точной даты, а также места их составления. Источниковед пытается определить автора, а также подлинность исторического материала. Кроме того, целью его исследования является определение мотива, для чего был составлен документ. Ученый сравнивает и сопоставляет источник с другими документами, чтобы выявить целостность, которая не противоречит картинам прошлого.

Так, мы с вами рассмотрели письменные типы и виды исторических источников.

Материальные источники

Ко второму типу следует относить вещественные реликты — это архитектурные ансамбли, руины жилищных комплексов, остатки ремесленного производства, украшения, произведения искусства, а также боевые приспособления. На сегодняшний день огромная часть вещественных памятников спрятана под землей или толщей воды. Ежедневно из недр земли специалисты путем раскопок извлекают материальные свидетельства Древнего мира и Средневековья. Ценность археологических работ первостепенна только тогда, когда происходит реконструкция древнейших эпох и этносов, которые не имели письменности.

Таким образом, особенность работы археолога заключается в том, что исследователь часто обращается к применению вспомогательных дисциплин истории, естествознания и точных наук.

золотая монета греков

Виды вещественных исторических источников преподносят человеку основной пласт информации о явлениях и событиях, которые произошли до момента появления письма, так как они дополняют первую группу источников, но, к сожалению, они не вправе дать археологу полное описание исторического события.

Когда археолог находит материальный реликт, ему предстоит установить возраст находки путем анализа, определить материал, из которого ее изготовили, а также необходимо смоделировать историческую ситуацию, когда использовали данный артефакт.

А мы с вами продолжаем рассматривать виды исторических источников с примерами и переходим к третьей группе – этнографическим источникам.

серьги из золота

Этнографические источники

греческий акрополь

Среди этнографических источников самыми ценными считаются древние письменные документы, такие как папирусы, летописи, клинописи и другие подобные реликты. Их ценность заключается в том, что в них имеется комплексная и разнохарактерная этнографическая характеристика. В группу ценных этнографических материалов относят даже изобразительные памятники – это рисунки и орнаменты, а также скульптуры. К примеру, народные узоры были придуманы для того, чтобы отразить сюжеты древней мифологии или сущность религиозных верований, а также они передавали символы языческих культов.

Отдельно этнографические источники изучает такая смежная наука, как этнография. Ученые, исследуя определенную сторону жизни рода или клана, активно привлекают информацию, полученную с помощью других наук. К примеру, фольклор, археология, история, география, религиоведение, психология. Особенно активно взаимодействуют между собой археология и этнография.

Примерами этнографических источников считаются национальная одежда, ритуалы, похоронные обряды, свадебные церемонии и другие. В первую очередь этнографы изучают духовную культуру, этническую специфику. Но на этом основные виды исторических источников не заканчиваются, переходим к следующей группе.

кинжал султана

Фольклорные источники

Таким образом, мы с вами переходим от древнего вида источников к более современным.

Фото и видеодокументы

Это последний основной вид исторических источников. Считается самым современным. Как вы догадались, к нему относятся фотографии с изображением исторических персон и событий, кинохроники, документальные фильмы, а также художественные ленты, которые считаются частью духовной и массовой культуры.

Можно ли доверять всем видам источников?

Итоги

Документы, летописи, письма, мемуары, дневниковые записи.

Предметы быта, украшения, ремесленные изделия, военные сооружения, архитектурные воплощения.

Обряды, традиции, костюмы, кухня.

Легенды, былины, эпос, песни, сказки, пословицы, поговорки.

Фото и видеодокументы

Фотографии, снимки, киноленты, хроники.

Запомните!

Итак, чтобы не совершать ошибок, историк или археолог должен руководствоваться несколькими правилами. Во-первых, нельзя исследовать историю по художественным или мультипликационным произведениям. Во-вторых, необходимо критично и вдумчиво читать описания исторических событий как в литературных произведениях, так и на полотнах художников, несмотря на то что творец является современником событий. В третьих, не все реконструкции давно минувших событий считаются достоверными. В-четвертых, не всегда нужно верить тому, что пишут в газетах или популярных журналах. В-пятых, историк не имеет права составлять представление об историческом факте всего лишь по одному источнику.

Таким образом, мы с вами рассмотрели виды исторических источников, схемы. Подобрали для вас самые яркие примеры, рассказали о самых выдающихся источниковедах и их трудах.

Читайте также: