Этнографическая типология культуры кратко

Обновлено: 05.07.2024

Этническая (народная) культура - это культура людей, связанных между собой общностью происхождения (кровным родством) и совместно осуществляемой хозяйственной деятельностью. Она меняется от одной местности к другой. Местная ограниченность, жесткая локализация, обособление в сравнительно узком социальном пространстве - одна из основных черт этой культуры. Этническая культура охватывает в основном сферу быта, обычаи, особенности одежды, народных промыслов, фольклора. У каждого народа есть свои этнические символы: кимоно - у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев, рушник - у украинцев. В этнической культуре господствует сила традиции, привычки, обычаев, передающихся от поколения к поколению на семейном или соседском уровне.

Национальная культура лишена, как правило, культового характера и является продуктом преимущественно индивидуального творчества. Национальная культура создается не этносом в целом, а образованной частью общества - писателями, художниками, философами, учеными. Внутренняя организация и структура национальной культуры гораздо сложнее, чем у этнической культуры. Национальная культура включает в себя наряду с традиционно-бытовой и профессиональную культуру, наряду с обыденными имеет и специализированные области культуры (литература, философия, наука, право и др.).

Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих нашу планету.

Восточный и западный типы культур.

35.

Восточный тип культуры Под восточной культурой понимаются, прежде всего, две ее разновидности: индийская культура и китайская культура. Индийская культура - это, прежде всего, ведическая культура. Она основана на ведической литературе, на древних текстах - Ведах, написанных на санскрите и относящихся ко П тыс. до н.э. Древнейший период индийской культуры называется ведическим. В Ведах содержатся первые представления людей о реальности. Веды (от санскритского слова "веда" - "знание") - это знание о человеке и мире, о добре и зле, представление о душе. Здесь впервые сказано о законе кармы, т.е. о зависимости жизни человека от его поступков. В Ведах сообщается знание о системах достижения совершенства и освобождения человека от разного рода зависимостей. В Ведах же даны и предметные символы (такие, как круг, свастика - знак бесконечности, колесо Будды и иные символы вечного движения). Ведическая литература древнейшая в истории человечества. Самая древняя из книг - Вед - это Ригведа. Ее гимны предвосхищают Библию. Мир людей, согласно Ведам, был подчинен строгой космической иерархии. Издревле существовало деление на варны (цвета и разряды). Брахманы - мудрецы, толкователи Вед, их символический цвет - белый, цвет благости и святости. Кшатрии - воины и правители, их символ - красный цвет - власти и страстей. Вайшьи - земледельцы, скотоводы, их символ - желтый цвет, цвет умеренности и трудолюбия. Шудры - слуги, цвет черный - невежества. Круговорот рождения, жизни и смерти соответствовал природным циклам. Согласно Ведам, круговорот рождений, жизней и смертей людей соответствует природным циклам. Идея вечного круговорота жизни и идея о вечном духовном Источнике - фундамент представлений о вечной бессмертной душе. Согласно этим представлениям, душа после смерти тела продолжает жить, вселяясь в тело родившегося существа. Но какое тело? Это зависит от многих обстоятельств и согласуется с т. н. законом кармы. Он гласит, что сумма добрых и злых поступков человека (т.е. его карма), полученная в предыдущих жизнях, определяет форму последующих рождений. Можно родиться рабом, животным, червяком, придорожным камнем. Причина всех твоих страданий - в тебе. Эта идея кармы является важнейшей, это могучий этический стимул, определяющий благожелательное отношение к природе (т.к в каждом природном творении можно увидеть переродившегося человека, может быть - недавно умершего родственника или друга). Ведические книги сообщают методы и способы освобождения от закона кармы. Это нравственная и аскетическая жизнь, отшельничество, йога (слово переводится как соединение, связь). Йоге придается большое значение. Она формирует систему самоподготовки человека к особой духовной жизни и избавлению от зависимостей. Восточная культура во многом опирается на мифологию. Так, древнеегипетская скульптура производит религиозно-мистическое впечатление. Величие пирамид и загадочные сфинксы внушали мысль о ничтожестве человека перед могущественными силами мироздания. Древний Египет своеобразен культом фараона и культом мертвых, увековеченных в мумиях и пирамидах. Индийская культура не в такой степени была религиозна, как египетская, она более тяготела к миру живых, потому и уделяла много внимания выработке нравственных требований к человеку, формированию нравственного закона (дхармы) и поискам путей человеческого единения. Индийская культура более, чем иные восточные культуры, ориентирована насаморазвитие человека и общества, концентрацию усилий по развитию внутренней и внешней культуры. Вмешательство Бога является лишь завершением направленной на совершенствование мира деятельности людей. В восточной культуре благоденствие приходит не извне, а подготавливается всей культурной работой человечества.

Западный тип культуры. Соотносимая с Востоком европейская (западная) культурно-историческая традиция являет нам, прежде всего, своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха и на основе критомикенской культуры.

Эта последовательность исторических эпох такова:

· классическая эллинская культура;

· эллинистически-римская ступень;

· романо-германская культура христианского средневековья;

· новоевропейская культура.

Три последние ступени можно рассматривать (на фоне антично-греческой классики) и как своеобразные вариативные формы вестернизации традиционной культуры римлян и германцев, а затем - и всей романо-германской Европы. У Гегеля и Тойнби две первые и две вторые эпохи объединены в самостоятельные цивилизационно-исторические формообразования (античный и западный миры). Для Маркса европейские античность и средневековье, хотя и образуют параллель обществам Востока, базирующимся на азиатском способе производства, все же составляют вместе с ними единую докапиталистическую ступень исторического развития, за которой следует резко противостоящая ей универсально-капиталистическая эпоха нового времени.

Так или иначе, но у истоков и в самих основаниях всех обществ и культур европейской (западной) цивилизационной традиции находится нечто невообразимое с нормальной Важнейшими изобретениями европейской культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой сфере являются философия в указанном выше значении этого понятия и наука как специфическая форма познавательной деятельности, характерная для последней эпохи существования западной культурной традиции. Грань между "софийной" и "сциентизированной" формами культуры вообще (а также в отношении специфики соответствующих мировоззренческих форм) столь значительна, что очень часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно: от середины I тыс. до н.э. н до XVII в.; период ХVII-XX вв. (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры или период техногенной цивилизации). С учетом других критериев, и, прежде всего представленности в европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация усложняется: обычно в этом случае говорят (имея в виду первый большой период) об эпохах античной, греческой и римской, культуры, о культуре эпохи средневековья и о культуре Возрождения (с этой последней эпохи некоторые авторы начинают отсчет новоевропейской культуры). В рамках второго большого периода часто выделяют культуру Просвещения, романтизма и классическую немецкую культурную эпоху конца XVIII - начала XIX в. Этот начальный отрезок новоевропейской культуры совпадает хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также временем утверждения экономическое формации общества (капитализма). Вторая половина XIX - XX в. характеризуются по-разному. Но совершенно очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации - несмотря на постоянный поток обновлений и ряд социальных и национально-государственных катаклизмов - стабилизируется. В том числе и в отношении все более широкого охвата ценностными ориентациями западной цивилизации неевропейских культур. В итоге современная западная культура оценивается то в русле шпенглеровской мифологемы "Заката Европы", то в оптимистических и одновременно явно евроцентристских тонах.

Этнография – наука, которая исследует и объясняет культуру малых или племенных народов, принадлежащих только к одной этнической группе.

Применяемые в этнографии типологии более корректно назвать классификациями: характерные принципы этноса в них объединены в классы, что помогает исследователям осуществлять сравнительный анализ культур, определяя уникальность, происхождение и культурные взаимосвязи существующих этносов. Этнографические типологии также являются идеализированными моделями, в качестве основания которых принято считать непосредственные особенности этноса.

Базой для этнографической типологии выступают детализированные характеристики происхождения языка и устоявшегося жизненного уклада.

Особенности этнографической типологии культур

В настоящее время и культурология, и история, применяют известную издавна типологию культурных ценностей, фундаментом которых выступают цикличность и смена возрастов общества, следовательно, строят ее уже на базе последних научных сведений. Сегодня признано, что антропогенез наряду с культурным генезисом содержит два этапа – первобытный (архаичный) и цивилизованный, который начался примерно 2,5-1,7 млн лет назад и завершился около 35 тыс. лет назад.

Эра цивилизованного существования, представляющая собой сравнительно небольшой период времени – приблизительно 5-6 тыс. лет, характеризуется учеными по-разному. Отечественные исследователи-этнографы предложили обществу хозяйственно-культурную вариацию, которая устанавливает целостность особенностей культуры и хозяйства, исторически сформировавшиеся у различных народов, находящихся в аналогичных условиях и на одинаковых уровнях культурно-экономического развития.

Внутри сложившейся исторической классификации наиболее известна типология культуры, которая отражает сразу четыре периода в становлении человечества: каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный век – самый древний этап в развитии и реализации культуры в обществе, в это время оружие и различные орудия труда были сделаны из камня, а человек учился искусственным путем добывать огонь.

Именно в данный период появились первые примитивные религиозные учения и культы, такие как фетишизм (поклонение неодушевленным объектам), тотемизм (вера в связь человеческого рода с конкретным видом животных или растений), анимизм (вера в духов и души).

В медном столетии создается и укрепляется родовой строй. Зародилась металлургия, как следствие возникновения медных предметов. Более разноплановой стала хозяйственная деятельность общества. В это время формируется рисуночное письмо (пиктография), что в значительной степени облегчило духовную и социальную преемственность поколений.

Бронзовый век характеризуется расцветом древнеегипетской и шумерской цивилизаций – древнейших из всех подобных социальных образований. Указанное время стало началом создания первых письменных систем – иероглифического письма и клинописи, важных научных и философских знаний, основ геометрии, алгебры, астрономии, водяных и солнечных часов, первых календарей.

Железный век – подразумевает открытие технологии получения железа, изготовление из него мощного оружия и орудий для обработки стройматериалов и земледелия.

Разновидности этнографической типологии культур

Базой историко-этнографической типологии культуры и ключевым критерием оформления типологических культурных систем является установление общих для определенной группы черт образа жизни во всей полноте его возникновения у различных этносов и народов.

Этнография в качестве базы для характеристики видов культур пытается в полной мере охватить наличие многообразных форм человеческой жизни, ее культурной и социальной среды: хозяйственно-бытовые проявления, принадлежность к расе, язык и др.

По этой причине в практике этнографической типологии культуры можно выделить три важнейшие группы основополагающих критериев этнографических построений:

  1. Антропологическую типологию культур, основными критериями которой считается принадлежность к разнообразным расам, территориальная общность и физические признаки.
  2. Историко-этнографическую группу - хозяйственно-бытовую типологию культурных традиций, центральным объединяющим звеном которой выступает обобщенный тип хозяйства, а также единые формы организаций интеллектуальной деятельности. Целостность эта в основном определяется приблизительно одинаковым уровнем экономически-социального производственного становления в аналогичных естественно-географических условиях.
  3. Тип производящего хозяйства, базирующийся на скотоводстве и ручном земледелии. Данная группа имеет общие культурные особенности хозяйствования и жизнеустройства в виде имущественного неравенства, оседлости и начало социального разделения, создания государства как центрального органа политической власти и др.

Следует отметить, что целостность всех субъектов, культурных единиц и носителей культуры в пределах того или иного историко-бытового типа культуры ограничивается, в первую очередь, взаимодополняющими элементами хозяйственного уклада, т.е. общностью культурного инструмента в качестве целостного социокультурного пространства. А что касается других существующих систем духовного освоения мира, то у народов с одинаковым хозяйственно-культурным типом выделяют значительные различия в нравственных положениях, психологических, политических, эстетических и других ценностях. И это говорит о том, что культурная этнографическая классификация является достаточно односторонней, пригодной для ограниченных, узких исследовательских работ экономического направления, и потому она не отражает всего культурного богатства в пределах собственной культурно-типологической особенности.

Третья разновидность типологических культур в пределах этнографической вариации культур непосредственно связывает поиск ключевого критерия деления субкультур на виды не с природно-естественными различиями и сходством, а также не с наличием социального аспекта, а с целостностью одного из важнейших духовных жизненных проявлений - со сходством в языке, как методе общения и выражения мысли.

Выводы

Весь существующий социокультурный мир выступает перед ученым во всей своей множественности и неоднородности. Для наиболее плодотворного и полного изучения феномена культуры используется способ классификации, или типологии. Типология культурных традиций решает задачи упорядоченного, детализированного описания и объяснения разнопланового по составу множества культурных объектов.

Типология культуры – способ научного познания, базой которого выступает расчленение социокультурных объектов и систем, а также их группировка посредством обобщенной идеализированной структуры окружающего мира.

При этом в научном сообществе существуют совершенно различные основания для классификации культуры как более или менее равноправные. Основаниями являются определенные совокупности параметров, которые включают в себя значимые особенности исследуемых социальных групп в соответствии с поставленными задачами.

На сегодняшний день в мире существует около трех тысяч известных языков. Все языки можно разделить на большие группы по следующим критериям:

  • морфологическому (наличие определенных частей речи, родов, времен, спряжений);
  • фонетическому (звучание);
  • графическому (тип написания для тех народов, у которых есть письменность).

В качестве ключевых лингвистическая классификация определяет 13 языковых семей. Например, семито-хамитская, индоевропейская, кавказская, урало-алтайская, тибето-китайская и другие семьи.

Соотнесение групп исследуемого этноса с известной культурой позволяет также уточнить происхождение самого этноса и дает более точное представление о его основных культурных контактах: они определяются в языковых заимствованиях. Кроме того, язык и общение считаются важнейшими элементами культуры вообще, так как по этим элементам можно узнать многое о реальной культурной картине мира другого народа.

Прерогативой ученого в данном направлении является выбор фундамента для типологии, причем таких классификаций может быть ни один десяток. Современное культурологическое знание на сегодняшний день представлено разными вариациями культур. Это не означает, что одни из них более объективны, чем другие. Смысл состоит в том, что сами исследовательские цели диктуют важный набор показателей, которые и выступают базой для той или иной типологии культуры.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в "Мои шпаргалки".

В изучении сложных, многоплановых объектов, явлений или процессов используется метод научного познания, заключающийся в подразделении их на типы на основе общих специфических свойств. Он помогает разобраться, рационально осмыслить изучаемый материал, составить целостное представление о нем. Культура – это феномен, характеризующийся бесконечным многообразием проявлений. Единственно возможная методология ее познания – выделение в типологии субфеноменов, их изучение как частных проявлений глобального целого.


Критерии типологизации культур

Типология (от греч. tipos – форма, образец и logos – учение) – метод познания, направленный на сравнительное изучение признаков, связей, функций, отношений, уровней системной организации объекта. Типология культуры – выделение отдельных типов культур на основе характерных, типичных черт и определение их места в культурно-историческом процессе. Тип культуры – значительное, самодостаточное культурное явление, не являющееся частью целого. Типологизация – способ выявления сходства и различия объектов, поиск критериев их классификации. Критерии построения типологии культур:

  • лингвистический – группировка по форме родственных языков: индоевропейская, семито-хамитская, урало-алтайская культуры;
  • исторический– первобытная, античная, средневековая;
  • пространственно-региональный – европейская, азиатская, восточная, латиноамериканская;
  • религиозный– христианская, мусульманская, буддийская культуры;
  • гендерный – патриархальная, матриархальная;
  • социологический – выделение субкультур по принципу социальной специфики ее носителей (сельская, городская, профессиональная, молодежная);
  • национальный – русская, японская, американская, французская;
  • сфера общества или вид деятельности – производственная, экономическая, педагогическая, художественная;
  • тип социального развития – традиционная, инновационная;
  • хозяйственный уклад – культура охотников и собирателей, огородников, землевладельцев, скотоводов;
  • уровень развития материального производства – доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная;
  • специфика социальной солидарности – этническая, национальная, конфессиональная;
  • идеологические и политические признаки – культура класса, социалистическая культура;
  • место и роль религии – религиозная, светская культура;
  • культурная форма – элитарная, массовая, народная.

Типологизация культур сопряжена с трудностями, определяемыми:

  • размытостью культурных характеристик;
  • постоянным изменением свойств и признаков культуры;
  • сближением и смешением культур, стиранием существующих между ними различий.

Основу типологии составляет совокупность отличительных признаков. Каждый исследователь выделяет значимые для его концепции характеристики. На выбор оснований для типологии влияют:

  • запросы общества в получении достоверной информации;
  • направление, в рамках которого исследуется культура;
  • принадлежность исследователя к определенной школе и ее традиции;
  • задачи, которые ставит перед собой исследователь.

Типологизация культур – это создание идеальных, абстрактных моделей, которые в обобщенном, схематизированном виде отражают наиболее существенные признаки той или иной культуры, отличающие ее от других и проявляющиеся в самых различных сферах общественной жизни.

Основные типологии культур

Существует множество подходов, концепций исследования культуры, а также научных школ и направлений культурологии.

Историко-этнографическая типология

Это одна из первых типологий, базирующаяся на выделении общих для той или иной группы культур особенностей образа жизни, проявляющихся у разных народов и этносов. Она включает в себя 4 разновидности типологических построений:

  1. Антропологическая типология – ее главными критериями являются принадлежность людей к разным антропологическим типам (расам) и территориальная общность.
  2. Хозяйственно-бытовая типология – объединяющими признаками выступают тип хозяйства и формы организации хозяйственной деятельности, определяемые уровнем социально-производственного развития.
  3. Этнолингвистическая типология – группирует культуры на основе генетического родства языков, их структурного сходства и функционального подобия.
  4. Географическая типология – рассматривает фактор географического соседства народов в пределах какой-либо обширной территории как определяющий общность черт материальной и духовной культуры.

Историко-этнографический подход направлен на целостное познание человека в контексте определенной культуры. Исследователи – антропологи и этнографы одними из первых установили связь между потребностями человека и средствами их удовлетворения, вырабатываемыми и предоставляемыми культурой. Приверженцы данного подхода называют культурой все, что отличает жизнь человеческого общества от природы, все стороны человеческого бытия. Они рассматривают культуру как уникальную закрытую систему, а все культуры как сравнимые между собой. Представители культурной антропологии – К. Леви-Стросс, А. Кребер, Б. К. Малиновский.


Эволюционная типология

Сторонники эволюционного подхода рассматривали культуру как комплекс, включающий в себя знания, верования, искусство, мораль, обычаи, законы и иные способности и навыки, унаследованные членами данного сообщества и проявляющиеся на поведенческом уровне. Они исходили из идеи единства человечества, единообразия и прямой однолинейности развития культур от простого к сложному.

Основоположники эволюционного подхода Э. Тэйлор и Л. Морган считали, что все народы и культуры проходят в своем развитии одни и те же стадии – дикость, варварство и цивилизация. Дж. Фрезер выделял другие стадии – магия, религия, наука. К. Ясперс считал, что в истории культуры определяющее значение имеют не экономические факторы, а духовные. Он выделял 4 периода:

Во второй половине XIX века эволюционная концепция была популяризирована Ф. Энгельсом и развита в формационном учении К. Маркса. Последний выделяет 5 общественно-экономических формаций, различающихся по характеру существующих в обществе производительных сил и производственных отношений:

  1. Первобытнообщинная– самая ранняя форма организации общественной жизни, характеризующаяся коллективизмом в производстве и распределении, низким уровнем развития производительных сил, отсутствием социального расслоения.
  2. Рабовладельческая– первая форма классового общества, основанная на праве собственности на человека, его угнетении и эксплуатации.
  3. Феодальная – формация, основу которой составляет частная собственность феодала на землю и неполная собственность на работника – крестьянина.
  4. Капиталистическая – базируется на капиталистической частной собственности на средства производства и использовании наемного труда рабочих.
  5. Коммунистическая– идеальное общество будущего, в котором будут упразднены частная собственность и классовое неравенство.

В XX веке западными философами, политологами и социологами Р. Ароном, Д. Беллом, О. Тоффлером, А. Туреном и другими была предложена типология, в которой общества разделены по достигнутому ими уровню развития науки, техники и производства. В концепции выделено 3 стадии индустриализации:

  1. Доиндустриальное общество – включает в себя первобытнообщинное, рабовладельческое и феодальное общество.
  2. Индустриальное общество – основано на развитии крупного промышленного производства, формирует соответствующие модели рынка, потребления, социальной организации, науки и культуры.
  3. Постиндустриальное общество – характеризуется широким использованием высоких технологий в производстве, расширением сферы услуг, повышением значения информации, научного знания, образования.


Цивилизационная типология

Эволюционному подходу противостоит цивилизационный, основанный на идее одновременного сосуществования в истории замкнутых, самостоятельных культур. Основоположник типологии – русский культуролог Н. Я. Данилевский. Исследователь разработал концепцию локальных цивилизаций, последовательно проходящих в своем развитии стадии зарождения, расцвета, упадка и гибели. Автор выделяет 10 культурно-исторических типов, частично или целиком исчерпавших возможности своего развития:

  1. Египетская
  2. Китайская
  3. Ассирийско-вавилоно-финикийская или халдейская (древнесемитская)
  4. Индийская
  5. Иранская
  6. Еврейская
  7. Греческая
  8. Римская
  9. Аравийская (новосемитская)
  10. Германо-романская (европейская)

Немецкий историк культуры О. Шпенглер рассматривает культуру как единый организм, развивающийся в пределах биологического цикла: рождение – расцвет – смерть. Концепция О. Шпенглера базируется на идее изолированности всех культур и единстве логики их развития. Исследователь выделяет 8 типов культур:

  1. Китайская
  2. Вавилонская
  3. Египетская
  4. Индийская
  5. Античная (греко-римская)
  6. Арабская
  7. Западноевропейская
  8. Майя

Британский историк и социолог А. Тойнби выделяет 21 цивилизацию, каждая из которых проходит в своем развитии стадии зарождения, роста, надлома и разложения. Исследователь характеризует их при помощи 2 критериев:

  • религия и форма ее организации;
  • территориальный признак.

У Данилевского критерием типологизации выступает творческая деятельность человека, у О. Шпенглера – мироощущение коллективной души народа у Ф. Тойнби – устойчивость во времени и пространстве в ситуациях вызова и взаимодействия с другими народами.

Социодинамическая модель Питирима Сорокина

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин предложил теорию волнообразной социокультурной динамики. Исследователь рассматривает историю человечества как последовательную смену социокультурных сверхсистем, которые делит на 3 типа:

  • Идеациональный – в его основе лежит убеждение в доминировании сверхчувственной реальности: земная жизнь человека не имеет самостоятельной ценности, единство с Богом является единственной и высшей целью. К этому типу относится культура средневековой Европы, Греции VIII-VI вв. до н.э. брахманской Индии, Буддийская и Лаосистская культуры.
  • Чувственный– современный тип культуры. Земное бытие обладает ценностью само по себе: только то, что мы видим, слышим, осязаем, ощущаем – реально и имеет смысл.
  • Идеалистический – базируется на признании сверхчувственного и чувственного аспектов реальности. К такому типу относятся европейские культуры эпохи позднего Средневековья и Возрождения.

Концепция П. Сорокина рассматривает культуру как единство, составные части которого пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну главную ценность. Именно эта доминирующая ценность служит основой и фундаментом культуры.

Коммуникационная типология Г. Маклюэна

Канадский социолог и культуролог Г. Маклюэн предложил типологию, главным критерием которой становятся средства общения, формирующие сознание людей и стиль жизни. На этом основании исследователь выделяет 3 типа культур:

Г. Маклюэн рассматривает культуру как систему коммуникаций, оставив в стороне ее интеллектуальное и моральное содержание.


Типология социокодов М. Петрова

Советский историк и культуролог М. Петров рассматривал культуру как форму социальной наследственности. Критерием типологии М. Петрова служит способ передачи знаний от поколения к поколению. Совокупность знаний и способов их передачи, связанные с ними общественные институты и механизмы исследователь называет социокодом. Исследователь выявил существование 3 основных структурных ключей социального кодирования и соответствующих им типов культур:

Заключение

1. Для чего нужна типология культуры?

2. Понятие типологии, типологизации и типа культуры. Критерии типологизации культур:

  • лингвистический;
  • исторический;
  • пространственно-региональный;
  • религиозный;
  • социологический;
  • гендерный;
  • национальный;
  • сфера общества или вид деятельности;
  • тип социального развития;
  • хозяйственный уклад;
  • уровень развития материального производства;
  • специфика социальной солидарности;
  • идеологические и политические признаки;
  • место и роль религии;
  • культурная форма.

3. Сложности типологизации. Факторы выбора оснований для типологии.

4. Историко-этнографческая типология. Виды:

  • антропологическая;
  • хозяйственно-бытовая;
  • этнолингвистическая;
  • географическая.

5. Эволюционная типология. Типологии Э. Тэйлора, Л. Моргана, Дж. Фрезера.

6. Четыре исторических периода в типологии К. Ясперса:

  1. прометеевская эпоха;
  2. великие исторические культуры древности;
  3. осевое время;
  4. технический век.

7. Пять общественно-экономических формаций К. Маркса:

  1. первобытнообщинная;
  2. рабовладельческая;
  3. феодальная;
  4. капиталистическая;
  5. коммунистическая.

8. Типология по уровню развития науки, техники и материального производства (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, А. Турен). Стадии индустриализации:

  1. доиндустриальное общество;
  2. индустриальное общество;
  3. постиндустриальное общество.

9. Цивилизационная типология. Концепции Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

Типология культуры

Этнографическая типология культур – одна из исторически первых сформировавшихся классификаций культуры по типам является:

Историко-этнографическая

Выделяют 3 важнейшие группы основополагающих критериев и три разновидности этнографических типологических построений:

  1. антропологическая типология – главный критерий – принадлежность к расам.
  2. хозяйственно-бытовая – гл.признак-единый тип хозяйства.
  3. этнолингвистическая типология – главный признак – общность языка,как способа выражения мысли и общения.

Типология Х. Ортеги-и-Гассет

Второй период — это технология Греции, доимперского Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос. Однако соотношение между техническим и нетехническим (природным) все еще не таково, чтобы первое было необходимо для поддержания жизни. Человек все еще полагается на природу.

Типология преобладающего типа социальной солидарности

В качестве основного принципа для типологизации культур Флиер А.Я. использует черты преобладающего типа социальной солидарности, сложившегося в данном обществе. Выделяет кровнородственный тип культуры, этнический и национальный типы культуры, конфессиональный, профессиональный, социально-сословный типы культуры.

Читайте также: