Этническая картина мира кратко

Обновлено: 07.07.2024

Образ мира – предмет исследования многих наук, заинтересованных в человекознании. На протяжении веков образ мира выстраивался, раскрывался и обсуждался мыслителями, философами, учеными с различных точек зрения. Картина образа мира позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей и др

Содержание работы

Введение _______________________________________________________3
Глава 1. Этническая картина мира __________________________________4-12
Понятие этнической картины мира ____________________________4-6
Образ мира – меняющаяся реальность _________________________7-8
Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина
мира как основа менталитета _________________________________9-12
Глава 2. Межкультурное общение __________________________________13-22
2.1. Проблемы межкультурного общения ____________________________13-14
2.2. Этнические стереотипы _______________________________________14-18
2.3. Влияние стереотипов на межкультурное общение _________________19-22
Заключение _____________________________________________________23-26
Список литературы ______________________________________________

Файлы: 1 файл

реферат по этнопсихологии.doc

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПЯТИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра психологии личности и правового обеспечения социальной деятельности

Реферат по этнопсихологии

Выполнила Киричек Е.С.

студентка 3 курса

группы БАК - 301

Введение ______________________________ _________________________3

Глава 1. Этническая картина мира ______________________________ ____4-12

    1. Понятие этнической картины мира ____________________________4- 6
    2. Образ мира – меняющаяся реальность _________________________7-8
    3. Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина

    мира как основа менталитета ______________________________ ___9-12

    Глава 2. Межкультурное общение ______________________________ ____13-22

    2.1. Проблемы межкультурного общения ____________________________ 13-14

    2.2. Этнические стереотипы ______________________________ _________14-18

    2.3. Влияние стереотипов на межкультурное общение _________________19-22

    Заключение ______________________________ _______________________23-26

    Список литературы ______________________________ _________________27

    Образ мира – предмет исследования многих наук, заинтересованных в человекознании. На протяжении веков образ мира выстраивался, раскрывался и обсуждался мыслителями, философами, учеными с различных точек зрения. Картина образа мира позволяет лучше понять человека во всех его связях и зависимостях от окружающего мира. Категория образа мира значима для раскрытия особенностей сознания человека через контекст этносов, культур, ментальностей и др. Различные подходы к пониманию образа мира раскрывают его зависимость от различных внешних и внутренних переменных. (9)

    Образ и/или картина мира – достаточно разработанные категории отечественной психологии. Исследования в этом направлении проводили Е.Ю. Артемьева, Г.А. Берулава, Б.М. Величковский, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мухина, В.Ф. Петренко, В.В. Петухов, С.Д. Смирнов и многие другие.

    Глава 1. Этническая картина мира.

    Что представляет собой этнической картины мира, присущая тому или иному народу? Прежде всего, очевидно, что — это некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. Но при этом важно подчеркнуть, что картина мира осознается членами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. В этом смысле она является неким фантомом. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, тем более представлений общих с его социокультурным окружением, чем он имеет ее в действительности. Имеет он нечто совсем иное: ощущение наличия такой целостной, упорядоченной и гармоничной системой. Это закономерно. Ведь основная функция этнической культуры — это функция психологической защиты. В действительности же разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве фрагментов, не вполне стыкующихся между собой. Это становится ясно при попытке облечь картину мира в слова.

    Однако это не означает, что опираясь на осознаваемые фрагменты, картину мира нельзя реконструировать как логическую целостность, мифологему реальности, стройную и взаимосвязанную. Но при попытке такой реконструкции окажется, что исходные пункты этой мифологемы, на которых, собственно, и держится весь каркас реконструкции, абсолютно необъяснимы изнутри ее самой и в них содержатся значительные внутренние противоречия. Более того, несмотря на то, что присутствующая в данной картине мира внутренняя логика может восприниматься членами этноса как нормативная, на деле она оказывается таковой лишь отчасти. В один и тот же период различные группы внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых имеется общий каркас, но различаются сами здания (схемы), и логика поведения, исходящая из одного источника, на практике проявляется совершенно различным, порой даже противоположным образом.

    Кроме того, этническая картина мира сильно меняется с течением времени, причем люди не всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть очевидны для исследователя. Неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира — такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования. (10)

    1.2.Образ мира – меняющаяся реальность

    Образ мира – психологическая реальность

    При взаимодействии человека с миром образуется особая психологическая реальность – образ мира или картина мира. Человек с древнейших времен обладал целостной системой представлений о себе и окружающем мире, о своей роли и месте в нем, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значении и целях. Такой целостной системой мироустройства обладает каждая культура, внутри которой формируется мировоззрение отдельной личности. С развитием цивилизации и накоплением огромного объема разнородной информации посредством научных открытий, образ мира потерял свою внутрикультурную целостность и стал чрезвычайно вариативен. Образ мира стал представлять собой целостную конструкцию мира из выделенных сознанием элементов, актуально значимых, ценностных и относительно непротиворечивых для отдельной человеческой личности. Образов мира существует столько, сколько их носителей, и каждый человек является конструктором собственного мира. В обыденной жизни мир и образ мира слиты в единое целое.

    Образ мира – изменчивая реальность

    1.3. Образ мира в пространстве этносов и культур. Этническая картина мира как основа менталитета

    Благодаря этнической культуре человек получает такой образ окружающего, в котором все элементы мироздания структурированы и соотнесены с самим человеком, так что каждое человеческое действие является компонентом общей структуры. Этнос соотносит человека с конкретикой реального мира тем. Этнос поименует все значимые реалии мира для человека, определяет их значение и место в мироздании по отношению к человеку. Этническая картина мира определяет для человека систему взаимодействия с миром, характер отношения к различным реалиям мира.

    Этническая картина мира сильно меняется с течением времени, причем люди не всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть очевидны для исследователя. Неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира – такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования и дают возможность человеку наиболее успешно выстраивать с ним взаимоотношения.

    На современном этапе развития этнологии под этнической картиной мира понимают некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. По результатам экспедиционных исследований автора в различные регионы с относительно сохранными моноэтническими традиционными культурами отмечается, что картина мира зачастую осознается членами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания скорее является не ее содержание, а ее наличие и целостность. Этническая картина мира в современных традиционных культурах во многом синкретична и имеет значительную вариативность у разных поколений и людей с различным социальным опытом. При этом этническая картина мира продолжает выполнять функцию упорядочения системы представлений, бытующих в реальном социокультурном окружении человека. Разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве фрагментов, внешне не вполне стыкующихся между собой. Это становится наглядным при попытке выявить и соотнести картины мира у разных людей одной этнической общности. Однако противоречивость и разнородность элементов картины мира, ее мозаичность, проявляемая в текстах, записываемых даже от одного исполнителя, во внутреннем плане представляются целостными. Парадоксальность и противоречивость элементов общей картины мира снимается во внутреннем плане личности во многом благодаря тому, что образ мира и взаимоотношение с ним имеет в основном нерефлексивный характер.

    Что представляет собой этнической картины мира, присущая тому или иному народу? Прежде всего очевидно, что - это некоторое связное представление о бытии, присущее членам данного этноса. Это представление выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию и т.п. Оно обнаруживает себя через поступки людей, а также через их объяснения своих поступков. Оно, собственно, и служит базой для объяснения людьми своих действий и своих намерений. Но при этом важно подчеркнуть, что картина мира осознается членами этноса лишь частично и фрагментарно. Фактом сознания является не ее содержание, а ее наличие и целостность. В этом смысле она является неким фантомом. Человеку скорее кажется, что он имеет некоторую упорядоченную систему представлений, тем более представлений общих с его социокультурным окружением, чем он имеет ее в действительности. Имеет он нечто совсем иное: ощущение наличия такой целостной, упорядоченной и гармоничной системой. Это закономерно. Ведь основная функция этнической культуры - это функция психологической защиты. В действительности же разрозненные элементы картины мира присутствуют в сознании человека в качестве фрагментов, не вполне стыкующихся между собой. Это становится ясно при попытке облечь картину мира в слова.

    Однако это не означает, что опираясь на осознаваемые фрагменты, картину мира нельзя реконструировать как логическую целостность, мифологему реальности, стройную и взаимосвязанную. Но при попытке такой реконструкции окажется, что исходные пункты этой мифологемы, на которых, собственно, и держится весь каркас реконструкции, абсолютно необъяснимы изнутри ее самой и в них содержатся значительные внутренние противоречия. Более того, несмотря на то что присутствующая в данной картине мира внутренняя логика может восприниматься членами этноса как нормативная, на деле она оказывается таковой лишь отчасти. В один и тот же период различные группы внутри этноса могут иметь разные картины мира, у которых имеется общий каркас, но различаются сами здания (схемы), и логика поведения, исходящая из одного источника, на практике проявляется совершенно различным, порой даже противоположным образом.

    Кроме того, этническая картина мира сильно меняется с течением времени, причем люди не всегда осознают культурные разрывы, которые могут быть очевидны для исследователя. Неизменными оказываются лишь логически необъяснимые, принятые в этнической картине мира за аксиому, блоки, которые внешне могут выражаться в самой разнообразной форме. На их основе этнос выстраивает новые и новые картины мира - такие, которые обладают наибольшими адаптивными свойствами в данный период его существования.

    это совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности.

    Э. к. м. выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию, ценностные ориентации и интересы и т. п. представителей той или иной нации, в основе функционирования которых лежат проявления традиционного сознания этноса (см.).

    Э. к. м. обнаруживает себя через поступки и действия людей, а также через их объяснение своих намерений и поведения.

    Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

    Смотреть что такое "этническая картина мира" в других словарях:

    ЭТНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА — это совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности. Э. к. м. выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную),… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Картина мира этническая — единая когнитивная ориентация, являющаяся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания людьми правил жизни каждого общества (в том числе и этнической общности). К. м. э. представляет собой свод основных допущений и предположений … Психологический лексикон

    НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ МИРА — НАРОДОНАСЕЛЕНИЕ МИРА, на нач. 1985 (по данным ООН) составляло 4,8 млрд. ч., к рые живут в Европе, Азии, Америке, Африке, Австралии и Океании (площадь обитаемой суши 135,8 млн. км2). Всего в мире насчитывается 213 стран, имеющих постоянное нас.,… … Демографический энциклопедический словарь

    Языки мира — Языки мира языки народов, населяющих (и населявших ранее) земной шар. Общее число от 2500 до 5000 (точную цифру установить невозможно, потому что различие между разными языками и диалектами одного языка условно). К наиболее распространённым… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Зейферт, Елена Ивановна — Елена Ивановна Зейферт … Википедия

    Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    Список синологов — Список синологов, пишущих на русском языке Это служебный список стате … Википедия

    это совокупность устойчивых, связных представлений и суждений об общественном бытии, жизни и деятельности, присущих членам конкретной этнической общности. Э. к. м. выражается через философию, литературу, мифологию (в том числе и современную), идеологию, ценностные ориентации и интересы и т. п. представителей той или иной нации, в основе функционирования которых лежат проявления традиционного сознания этноса (см.). Э. к. м. обнаруживает себя через поступки и действия людей, а также через их объяснение своих намерений и поведения.

    единая когнитивная ориентация, являющаяся фактически невербализованным, имплицитным выражением понимания людьми "правил жизни" каждого общества (в том числе и этнической общности). К. м. э. представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, которые направляют и структурируют поведение представителей данной общности. Считается, что все нормативное поведение группы или общности есть функция особой К. м. э. Согласно Р. Рэдфилду, ни один человек не держит всего, что он знает о мире и чувствует, целиком в сознании, но в то же время осведомленный мыслящий информатор может описать свою К. м. э. так, что исследователь в состоянии ее понять. А. Холлоуэл, напротив, рассматривал К. м. э. в виде такой когнитивной ориентации, которую люди не осознают и не могут абстрактно сформулировать. В последнее время К. м. э. обозначается и исследуется через понятие ценности и ценностной ориентации. Под ценностью в данном случае понимается серия предположений о мире, стимулирующая и регулирующая предпочтительный тип поведения. Эта серия предположений может быть выделена путем анализа, но необязательно может быть сознательно понимаема и вербализуема каждым членом общности. Попытка эмпирического изучения К. м. э. через описание базовых ценностных ориентаций была предпринята Ф. Клакхон и Ф. Стродбеком. И.М. Кузнецов

    единая ориентация когнитивная, фактически - невербализованное, имплицитное выражение понимания членами каждого общества, в том числе общности этнической, "правил жизни", диктуемых социальными, природными и "сверхъестественными" силами. Представляет собой свод основных допущений и предположений, обычно не осознаваемых и не обсуждаемых, но направляющих и структурирующих поведение представителей данной общности почти так же, как грамматические правила, неосознаваемые большинством людей, структурируют и направляют их поведение лингвистическое. Считается, что все нормативное поведение группы или общности - функция особой картиной мира этнической. Согласно Р. Редфилду, картина мира этническая - это такой взгляд на Вселенную, который характерен для данного народа. Он полагал, что ни один человек не держит всего, что он знает о мире и чувствует, целиком в сознании; но все же осведомленный мыслящий информатор может описать свою картину мира этническую так, что исследователь в состоянии ее понять. Напротив, А. Холлоуэл рассматривал картину мира этническую как такую разновидность ориентации когнитивной, которую люди не осознают и не могут абстрактно сформулировать. Ныне картина мира этническая обозначается и исследуется через понятие ценности и ориентации ценностной. Под ценностью здесь понимается серия предположений о мире, стимулирующая и регулирующая предпочтительный тип поведения. Эта серия предположений может быть выделена путем анализа, но не обязательно сознательно понимаема и вербализуема каждым членом общности. Попытку эмпирического изучения картины мира этнической через описание базовых ориентации ценностных предприняли Ф. Клакхон и Ф. Стродбек.

    Согласно Р. Рэдфилду, картина мира этническая — это такой взгляд на Вселенную, который характерен для данного народа. Автор полагал, что ни один человек не держит всего, что знает о мире и чувствует, в сознании целиком, но все же осведомленный мыслящий информатор может описать свою этническую картину мира так, что исследователь будет в состоянии ее понять.

    Напротив, А. Холлоуэл рассматривал картину мира этническую как такую когнитивную ориентацию, которую люди не осознают и не могут абстрактно сформулировать. Ныне картина мира этническая обозначается и исследуется через понятие ценности и ценностной ориентации. Под ценностью здесь понимается серия предположений о мире, стимулирующая и регулирующая предпочтительный тип поведения. Эта серия предположений может быть выделена путем анализа, но не обязательно сознательно понимаема и вербализуема каждым членом общности. Попытку эмпирического изучения картины мира этнической через описание базовых ориентаций ценностных предприняли Ф. Клакхон и Ф. Стродбек.

    Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь, В.Е. Рассоха, О.В. Шапарь; под. общ. ред. В.Б. Шапаря. – Изд. 4-е – Роснов н/Д. Феникс, 2009, с. 191-192.

    Читайте также: