Этническая интеграция это кратко и понятно

Обновлено: 07.07.2024

процесс сближения этнических общностей. Как правило, И.э. является эффективным средством экономического, политического и духовного возрождения и развития нации или народности. По мере развития этнической группы, общности, она вступает во все возрастающее количество разнообразных связей и взаимоотношений (политического, экономического, социального, культурного характера) с другими этносами. Главным критерием для оценки направленности процесса И.э. (его допустимых границ) являются социально-экономическая, культурная самостоятельность и самобытность этнической группы, общности. При неблагоприятных условиях И.э. может замедлиться и начаться обратный процесс - дезинтеграция - т. е. разрыв связей и отношений между этническими общностями. Негативные последствия этого явления связаны с потерей этнической самобытности и самостоятельности данной этнической общности. Нередко она стремится сознательно ограничить сферу влияния чужой культуры, рассматривая это как угрозу своей целостности. Процесс И.э. может существенно тормозиться по вине отдельных политических лидеров или в связи с активным сопротивлением этому объединению большинства жителей страны. Экономическая интеграция является общепризнанным и благоприятным условием развития этносов. Политической интеграции этносов в границах независимых государств способствует создание международных организаций и объединений. Социокультурная интеграция этносов способствует росту и развитию их духовной жизни, обмену достижениями науки, литературы и искусства, повышению качества образования. Интеграция в области этнической культуры осуществляется путем укрепления связей и контактов между людьми, в том числе и на бытовом уровне (напр., растет количество смешанных браков). В настоящее время в отношениях наций и народностей превалирует процесс сближения культур и создания общемировой культуры. Этнические особенности и различия при этом не исчезают, а сохраняются. Процесс И.э. происходит как на уровне отдельных государств, так и внутри них, отдельного этноса, нации, общества, многоэтнической страны. Межнациональная рознь, дезинтеграция тормозят этническое развитие. И.э. близка к явлению консолидации (см.: Консолидация этническая).

Люди

В этой статье мы разберемся с тем, что такое этнос, рассмотрим примеры. Узнаем, какие разновидности этноса существуют, как он формируется. Начнём.

Что такое этнос?

Главными условиями образования этнической группы являются лингвистическая и территориальная общность. Затем данным факторам отводится уже роль поддерживающих, но, одновременно с этим, они формируют и главные отличительные особенности конкретного этноса. К самому устойчивому механизму формирования и дальнейшего сохранения этноса относят культуру и общность исторической судьбы, разделяемые всеми представителями определенного народа.

Примеры этносов

Сейчас в мире можно насчитать от трех до пяти и более тысяч различных этнических групп. Все они отличны между собой по лингвистическим и культурным признакам, особенностям менталитета, численности, антропологическим приметам.

Численность некоторых этносов исчисляется десятками, а иногда и сотнями миллионов. Среди таковых следует отметить:

  • китайцев (около 1,4 млрд.);
  • хиндустанцев (более 265 млн.);
  • бенгальцев (примерно 230 млн.);
  • американцев (более 250 млн.);
  • бразильцев (более 200 млн.);
  • русских (около 135-140 млн.);
  • японцев (более 130 млн.);
  • мексиканцев (более 130 млн.);
  • пенджабцев (более 125 млн.);
  • бихарцев (более 115 млн.);
  • яванцев (более 115 млн.).

Примечателен и тот факт, что в число двадцати пяти крупнейших народов мира входит девять индийских этносов (хиндустанцы, бенгальцы, пенджабцы, бихарцы, маратхи, тамилы, телугу, гуджаратцы и синдхи).

Кроме крупных народов в мире насчитывается и множество крохотных этнических групп, чья численность составляет несколько тысяч или даже несколько сотен человек. К таким этносам относят, например, гинухцев (около 450 человек), селькупов (примерно 4 000), нганасан (7 000), кетов (1 500 человек), чулымцев (350 человек), ливов (не более двух сотен), питкернцев (60 человек).

В России насчитывается не менее полутора сотен народов, самым крупным из которых являются русские (более 110 млн.), а самой маленькой этнической группой — коряки (примерно сто человек). Кроме коряков в числе малых народов России можно отметить юкагиров из Якутии (около 1 500 человек), живущих неподалеку от Петербурга финоязычных ижорцев (этот этнос насчитывает лишь около 300 представителей) и десятки других малых этнических групп.

Классификация этносов

Ученые выделяют несколько разновидностей этнических групп:

  • Род, под которым понимают своеобразный тип этнического сообщества — его основой является кровное родство, отслеживаемое по линии отца либо матери. У родов есть собственные наименования, их представители имеют схожие черты и потребности.
  • К племени относят этническое сообщество, сформированное из нескольких родов, такой тип этнической группы был характерен для первобытного строя.
  • Народность — это этническая группа, появившаяся в результате распада первобытно-общинных отношений, ее основой является уже не родство по крови, а общность языка, быта, культуры и территории.
  • Нацией называют наиболее развитую разновидность этноса, для нее характерно не только территориальное, лингвистическое и культурное единство, но и наличие общих для всего народа исторической памяти и самосознания.

К наиболее ранним разновидностям этносов относятся род и племя. В дальнейшем, по мере усложнения общественного устройства, возник такой тип этнической общности как народность, который в результате последующей консолидации больших групп людей развился в нацию, представляющую собой целостную этническую систему.

Предпосылки к формированию этноса

Основными предпосылками образования этнической группы являются:

  • Наличие территории, на которой будет формироваться этническая группа. Однако, этот аспект важен лишь на первом этапе этногенеза, поскольку народ со стойким национальным самосознанием может сохраниться и без наличия у него отдельной территории проживания и собственной государственности. Примером такого сохранения являются евреи, сохранившиеся как отдельный народ, несмотря на многолетнее отсутствие своей государственности и проживание в диаспоре.
  • Языковая общность, которая играет важную, но далеко не ключевую роль в образовании народа. Так, американцы, бразильцы, аргентинцы и десятки других народов Нового Света не имеют собственных языков, а говорят на языках бывших метрополий. К тому же, эти нации сформировались на основе различных по происхождению, менталитету и языку этнических групп.
  • Общие нормы и ценности, единая духовная культура. Хоть указанный аспект и трудно отследить, именно ему отводится значительная роль в этногенезе.
  • Наличие этнического самосознания, проявляющегося в чувстве принадлежности к определенному этносу. Целый ряд ученых считают указанный фактор самой важной предпосылкой при формировании самостоятельного народа, поскольку группа людей, не осознающая собственной принадлежности к конкретной этнической группе, по сути, не может быть таковой.

Понятие этнического меньшинства

Этническими меньшинствами называют группы людей, проживающих в окружении инонационального большинства, но стойко сохраняющих собственное национальное самосознание. Этническое меньшинство характеризуется рядом характерных признаков, а именно:

  • любое национальное меньшинство значительно уступает титульной нации по своей численности;
  • этнические меньшинства почти никогда не доминируют внутри государства;
  • такие группы отличает высокий уровень национального самосознания и стремление сохранить собственные отличительные черты.

Национальными меньшинствами являются:

  • диаспоры, т.е. части этнической группы, имеющей свою территорию, а часто и государственность, но живущие в других странах;
  • разбросанные по территории различных государств этносы, обладающие стойким национальным самосознанием и самоидентификацией (к таковым можно отнести цыган и курдов);
  • коренные народности, ставшие меньшинством на своей этнической территории по сравнению с пришлым населением вследствие колонизации (например, якуты, чукчи, коренные народы Америки);
  • этносы, компактно расселившиеся на определенной территории в результате массовой миграции (к примеру, поволжские немцы).

Отдельное место в категории национальных меньшинств занимают малочисленные народы, так называют этнические группы численностью не более 50 000 человек. В наши дни в мире насчитывается почти тысяча малочисленных народов, шестьдесят из них проживают на территории России. Малая численность таких этносов во многом определяет их образ жизни, однако, на него в значительной степени влияет и регион их расселения. Так, некоторые из них обитают на небольшой компактной территории (это касается в первую очередь малых народов Дагестана), а другие, наоборот, занимают очень обширные площади (например, малые народы Крайнего Севера и Сибири).

Формы объединения этнических групп

К процессам этнического объединения, в результате которых несколько этносов сливаются в одну новую этническую группу, относят:

  1. Этническую фузию, т.е. процесс слияния нескольких лингвистически и культурно родственных, но при этом отдельных этносов в одну, новую и более крупную этническую общность (например, слияние массы восточнославянских племен в древнерусскую народность).
  2. Этническую консолидацию, под которой понимается процесс внутреннего сплочения локальных групп, входящих в крупный этнос (к консолидации можно отнести стирание различий между локальными группами внутри русского народа).
  3. Этническую ассимиляцию, или растворение отдельной этнической группы либо ее части в среде другого, чаще всего более крупного этноса (примером ассимиляции является вливание иммигрантов из различных стран в состав американского народа).
  4. Этническую конвергенцию, под которой понимается ассимиляция, происходящая между близкими по языку и культуре народами (данный аспект сближает конвергенцию с этнической фузией и консолидацией).
  5. Межэтническую интеграцию, в результате которой различные по языку и культуре народы образуют межэтническую общность, получившую название суперэтнос (подобные процессы происходили в очень крупных и многонациональных государствах, к примеру, в Римской и Византийской империях, Советском Союзе и др.).
  6. Этногенетическая миксацию — довольно редкий процесс, в ходе которого новая этническая группа образуется посредством слияния различных в культурном, языковом и антропологическом плане народов (такие процессы происходят в ряде стран американского континента).

Формы разделения этносов

Одновременно с объединительными процессами происходят и процессы разделения этнических групп. К таковым относят:

  1. Этническую парциацию. Данный процесс предполагает разделение одной этнической группы на несколько этносов, при этом ни один из новых народов не будет отождествлять себя с этнической группой, от которой он отделился. Примером этнической парциации является выделение из древнерусской общности самостоятельных русского, украинского и белорусского народов.
  2. Этническую сепарацию. Под этим процессом понимается отделение от основного этноса небольшой по численности группы, которая впоследствии становится самостоятельным народом. Примерами этнической сепарации являются образование американского этноса, появившегося в результате переселения на американский континент преследуемых на родине английских пуритан или образование англоавстралийской нации от небольшой группы британских ссыльных.

Заключение

Таким образом, этнической группой можно назвать сообщество людей, имеющих стойкое национальное самосознание, свою обособленную территорию, а также ментальные, культурные языковые и бытовые отличия от других этносов. Этническое самосознание является продуктом формирования этноса, одновременно выступая еще и важнейшим фактором при определении национальной принадлежности конкретного лица или группы лиц. Помимо этого, именно самосознание объединяет всех представителей определенной этнической группы в одно целое, выделяя конкретный народ в массе всех остальных народов.

процесс сближения этнических общностей. Как правило, И.э. является эффективным средством экономического, политического и духовного возрождения и развития нации или народности. По мере развития этнической группы, общности, она вступает во все возрастающее количество разнообразных связей и взаимоотношений (политического, экономического, социального, культурного характера) с другими этносами.

Главным критерием для оценки направленности процесса И.э. (его допустимых границ) являются социально-экономическая, культурная самостоятельность и самобытность этнической группы, общности. При неблагоприятных условиях И.э. может замедлиться и начаться обратный процесс - дезинтеграция - т. е. разрыв связей и отношений между этническими общностями. Негативные последствия этого явления связаны с потерей этнической самобытности и самостоятельности данной этнической общности. Нередко она стремится сознательно ограничить сферу влияния чужой культуры, рассматривая это как угрозу своей целостности.

Процесс И.э. может существенно тормозиться по вине отдельных политических лидеров или в связи с активным сопротивлением этому объединению большинства жителей страны. Экономическая интеграция является общепризнанным и благоприятным условием развития этносов. Политической интеграции этносов в границах независимых государств способствует создание международных организаций и объединений.

Социокультурная интеграция этносов способствует росту и развитию их духовной жизни, обмену достижениями науки, литературы и искусства, повышению качества образования. Интеграция в области этнической культуры осуществляется путем укрепления связей и контактов между людьми, в том числе и на бытовом уровне (напр., растет количество смешанных браков).

В настоящее время в отношениях наций и народностей превалирует процесс сближения культур и создания общемировой культуры. Этнические особенности и различия при этом не исчезают, а сохраняются. Процесс И.э. происходит как на уровне отдельных государств, так и внутри них, отдельного этноса, нации, общества, многоэтнической страны. Межнациональная рознь, дезинтеграция тормозят этническое развитие. И.э. близка к явлению консолидации (см.: Консолидация этническая).

Этнопсихологический словарь. — М.: МПСИ . В.Г. Крысько . 1999 .

Задание в электронной тетради по теме "Социальная сфера"

Этническая интеграция.

Этническая интеграция-процесс объединения наций, расширения всесторонних связей между различными этносами.

Как правило, этническая интеграция является эффективным средством экономического, политического и духовного возрождения и развития нации или народности. По мере развития этнической группы, общности, она вступает во все возрастающее количество разнообразных связей и взаимоотношений (политического, экономического, социального, культурного характера) с другими этносами.

Главным критерием для оценки направленности процесса (его допустимых границ) являются социально-экономическая, культурная самостоятельность и самобытность этнической группы, общности.


Франция среди государств Европы занимает особое место как страна с крайне пестрым "коренным" населением, к которому за последние полвека добавилось значительное число иммигрантов неевропейского происхождения. Франция- это страна, изначально осуществляющая политику нациестроительства по модели гражданского общества (политический или гражданский национализм).

Основные направления интеграции иммигрантов во французское общество

Можно выделить пять направлений, исследование которых позволит оценить успешность прохождения процесса интеграции:

1) круг общений, включающих соседские, семейные (в т.ч. выбор супруга/супруги) и дружеские контакты; 2) национальная самоидентификация, а именно в каких случаях респонденты идентифицируют себя со страной проживания, а в каких - со страной происхождения своих родителей;

3) культурные практики, которые позволяют оценить успешность интеграции через фиксацию изменений в языке общения, ценностях, в религиозной практике и т.д.;

Резюмируя, можно отметить, что потомки иммигрантов из Северной Африки на сегодняшний день являются французами не только на бумаге, хотя процесс их интеграции еще далек от завершения. Культурная и социальная близость французов магрибского происхождения к выходцам из того же этнического или конфессионального сообщества не препятствует их близости к французам в целом. С точки зрения языка и культурных практик можно говорить о свершившейся ассимиляции. Основными же отличиями остаются большая значимость религии и традиционной модели семьи в среде бёров. Сохраняющиеся особенности в сфере религиозных и семейных и ценностей и практик отражают логику процесса интеграции, описанную для предыдущих волн иммигрантов. Помимо этого, обозначенные особенности далеки от однородности в том, что касается их "содержания".

В целом, интеграцию детей иммигрантов в культурной плоскости можно в значительной степени признать состоявшейся: для молодых французов североафриканского происхождения основным языком общения является французский, их предпочтения в музыке, еде, одежде в большинстве своем совпадают с таковыми французской молодежи из тех же пригородов, где тон задает американская поп-культура. Ислам остается доминирующим вероисповеданием. Однако для него отмечаются те же тенденции, что и для католицизма, ослабление роли коллективных практик и индивидуальный выбор тех религиозных ценностей, которые сочетаются с ценностями окружающего общества.

Также частообсуждаемым и широкомасштабным является вопрос интеграции темнокожего населения Великобритании в ее культуру.

Ислам в Великобритании является второй по численности приверженцев религией. По переписи населения 2011 года количество мусульман, проживающих в Соединённом Королевстве достигло 2,7 млн или 4,8 % от общей численности населения.

Большинство мигрантов, прибывающих в Великобританию, — уроженцы Индии, Польши и Пакистана. За последние десять лет они оттеснили ирландцев с первой на четвертую позицию в списке самых многочисленных диаспор. В Лондоне более половины жителей районов Кенсингтон, Челси, Брент, Ньюхэм и Вестминстер — уроженцы иностранных государств. В целом в столице менее половины населения (45%) относят себя к белым британцам. Число мигрантов в Англии и Уэльсе резко выросло в процентном соотношении, при этом сократилась доля белого населения — до 86% против 91% на момент проведения прошлой переписи в 2001 году.


Мусульманскому обществу необходимо решение социальных проблем, таких как отсутствие жилья, и решить проблему социального неравенства.


Совершенно особый характер имеет межэтническая интеграция в социалистических странах, имеющих сложную этническую структуру, и прежде всего в Советском Союзе.

Существующие в этих странах общественные отношения обусловливают монолитность формирующихся метаэтнических образований, совершенно недостижимую в условиях капитализма.

Новая историческая общность — советский народ — находит четкое отражение в самосознании. Каждый гражданин СССР не только причисляет себя к какому-нибудь определенному этносу, но и сознает себя принадлежащим к советскому народу.

Все рассмотренные мной примеры - как были актуальны в прошлом, так и не теряют своих насущных позиций в сознании современных людей. Некоторые процессы этнической интеграции (1 и 2 примеры) продолжаются по сей день. В то время как пример с СССР, на мой взгляд, является самым ярким образцом этнической интеграции в истории.



Этническая Дифференциация

Этническая дифференциация - процесс отделения, обособления людей определенной этнической группы от других этносов, ее стремление к саморазвитию, к национальной самостоятельности, экономической и политической независимости.

Один из таких 'вечных' вопросов, который будет приведен мной в качестве примера, это ситуация, сложившаяся в отношениях Испании и Каталонии.

Существующее здесь Государство автономий (оно включает 17 автономных сообществ и два автономных города Сеута и Мелилья на побережье Северной Африки) за годы демократического развития доказало свою жизнеспособность. Вместе с тем эта модель государственно-территориальной организации постоянно оставалась объектом политической борьбы, заметно обострившейся в последние годы. Одни политические силы настаивают на сохранении Государства автономий при возможном внесении некоторых корректив, другие требуют его превращения в федерацию, третьи – в конфедерацию, четвертые борются за полную независимость своих территорий.

Основанием для разногласий в значительной степени служит сам характер Государства автономий, которое представляет собой унитарное децентрализованное образование с многочисленными признаками, типологически присущими федеративным государствам. К этим признакам можно отнести следующие: единство в многообразии, разграничение предметов ведения и полномочий между разными уровнями управления, сочетание симметрии и асимметрии, разделенная лояльность – множественность форм самоидентификации испанцев, в том числе с народом своей автономии, города, селения и т.д

Также, уже несколько веков подряд неоднократно затрагиваются вопросы этнической дифференциации Шотландцев в Великобритании.

Вопрос о правомерности нахождения Шотландии в составе Великобритании стоял с момента заключения союза с Англией в 1707 году. Однако на политическом уровне отделение Шотландии стало открыто обсуждаться только с начала 1930-х годов, благодаря появлению Шотландской национальной партии. Речь тогда шла лишь о расширенной автономии в рамках единого государства.

Решающее влияние на устремления сторонников независимости оказало обнаружение нефтяного месторождения Брент у берегов Шотландии в начале 1970-х годов. Протестная кампания привела к проведению в 1979 году референдума по вопросу о создании шотландского парламента, имеющего полномочия частично распоряжаться местными финансами, в том числе нефтяными доходами (предыдущий парламент был распущен в 1707 году, а интересы Шотландии представляли депутаты, заседавшие в Лондоне). За создание парламента проголосовали 51,6 процента избирателей, однако из-за особых условий проведения плебисцита этих голосов оказалось недостаточно и властные полномочия между Лондоном и Эдинбургом разделены не были.


Феноменом в истории человечества можно назвать образование непризнанного (в других источниках частично признанного) государства Палестина, возникшего в следствие этнической дифференциации ряда народов Ближнего Востока.

Государство Палестина официально признано 135 государствами-членами ООН и входит в состав Лиги Арабских Государств , но не имеет статуса полноправного члена ООН , поскольку не признано тремя государствами-постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Великобританией и Францией ), а также большинством стран Евросоюза, Японией и некоторыми другими.

Согласно резолюции 181 Генеральной ассамблеи ООН от 29 ноября 1947 года о разделе британской мандатной территории Палестины, на её территории должны были быть созданы два независимых государства — еврейское ( Государство Израиль ) и арабское, а также Большой Иерусалим — территория, подконтрольная ООН. Каждое из государств должно было состоять из трёх территорий, граничащих друг с другом лишь углами. Арабы отказались принять план ООН и не признали факт самопровозглашения еврейского государства. 15 мая 1948 года армии шести арабских стран: Ливана , Сирии , Саудовской Аравии , Трансиордании, Ирака и Египта вторглись на территорию, отведённую ООН будущему еврейскому государству, с севера, востока и юга. В результате арабо-израильской войны 1948 года около половины территорий, выделенных под арабское государство, а также западный Иерусалим, оказались под контролем государства Израиль. Остальные территории мандата, включая и Восточный Иерусалим, оказались под контролем Иордании и Египта и оставались под их управлением до Шестидневной войны , в результате которой они перешли под контроль Израиля.


Общество - это динамичная система, которая всегда находится в движении, в которой всегда происходят те или иные изменения, приводящие либо к развитию, либо к регрессу. Эти изменения часто настолько противоречивы, что сказать, способствовали они улучшению или, наоборот, негативно повлияли на общество, можно только спустя некоторое время. Одним из таких явлений можно назвать межнациональную интеграцию, тенденции к которой сейчас наблюдаются все ярче.

Что это такое?

Межнациональная интеграция - обществоведческий термин. Под ним понимается сближение культур разных национальностей, стирание границ между ними.

Наша общая планета

Откуда берет корни межнациональная интеграция?

Происходит это вследствие еще одного процесса, который также наблюдается в современном обществе - глобализации. Мир постепенно становится единым экономическим, политическим и культурным пространством. С развитием транспорта, средств связи, Интернета исчезли те границы, которые могли препятствовать налаживанию контактов между государствами. К тому же в век высоких технологий, в век информации борьба за полезные ископаемые, за территорию потеряла свою актуальность - войны за земли прекратились. На смену конфликтам и разногласиям пришло понимание того, что гораздо эффективнее сотрудничать с другими странами, осознание необходимости объединения. Все это и является предпосылками межнациональной интеграции.

Как проявляется?

Межнациональная интеграция может проявляться разными способами и на разных уровнях жизни общества. Она пронизывает все, начиная от фундамента социума - экономики, заканчивая мировоззрением людей, их сознанием. В зависимости от того, какую сферу деятельности она затрагивает, выделяют несколько форм межнациональной интеграции. Первая - экономическая. Примерами межнациональной интеграции этого вида могут служить разнообразные межгосударственные экономические союзы (ОПЕК, ВТО, Европейский союз), торговые кампании, затрагивающие несколько стран, транснациональные корпорации (те же автомобильные заводы, головной центр которых находится к одной стране, а концерны разбросаны по всему миру). Следующая форма интеграции - политическая: помимо экономических союзов, создаются крупные объединения, которые совместными усилиями пытаются решить глобальные проблемы, ответить на вопросы общемирового масштаба. К таким альянсам можно отнести Организацию Объединенных Наций, военный союз НАТО и другие.

Все флаги в гости к нам

Когда душа лежит к объединению

Пожалуй, самым долгим и сложным процессом является межнациональная интеграция, которая проходит на уровне сознания людей. Когда культуры объединяются не благодаря специально созданным союзам, а будто бы сами собой, проникая одна в другую. Когда ценности одного народа незаметно вплетаются в ориентиры другого, когда под воздействием иной культуры менталитет народа постепенно меняется, а обычаи обогащаются новыми традициями. Теперь многие мусульмане уже не удивляются европейской девушке в юбке мини, а европейцы, тем временем, с удовольствием едят суши с помощью японских палочек. Заключаются межнациональные браки, открываются центры иностранной культуры, языковые школы, повсеместно налаживается общение с иностранцами.

За объединение

Другая сторона медали

Конечно, всемирное объединение народов и культур имеет свои положительные черты: при совместном решении вопросов учитываются интересы всех сторон, при сближении в духовном плане каждая из наций обогащается чем-то новым, плюс ко всему интеграция способствует развитию толерантности в людях, терпимости к различиям. Однако несмотря на все плюсы, есть и обратная сторона медали. При сильном сближении двух культур они могут потерять свою самобытность, уникальность. Одна, более развитая и сильная, может поглотить, просто уничтожить другую. Поэтому надо думать не только о том, как стать ближе с другими национальностями, но и о сохранении своих традиций и обычаев. Необходимо заботиться о своей исконной культуре, не забывать те ценности, которые она проповедует. Каждый из представителей той или иной национальности должен гордиться своим народом, помнить о своих корнях и истоках, а не глупо копировать образ жизни другого этноса.

Дискриминация по национальности

Антипод межнациональной интеграции

Кстати. Когда какое-либо государство старается сохранить чистоту своей культуры, не примешивая в нее никакие другие традиции, пытается удалиться от влияния других наций, такое явление называется межнациональной дифференциацией.

Читайте также: