Этикет и его виды кратко

Обновлено: 02.07.2024

Во всех сферах жизнедеятельности действуют законы этикета. Например, область делового общения определяется знанием, выполнением основных норм этики и этикета.

Единение этического и эстетического формировалось на протяжении многих веков. Внешние виды поведения демонстрируют:

  • вежливость;
  • учтивость;
  • предусмотрительность;
  • умение вести себя в разных ситуациях;
  • благородство;
  • и т.д.

Нормы этикета общения удовлетворяют социальную потребность у людей в:

  • поддержке;
  • взаимодействии;
  • привязанности;
  • уважении;
  • признании;
  • и т.д.

Сумма норм этикета и правил, которые регулируют формы поведения, носят исторический и культурный характеры. В каждом обществе сложились определенные нормы поведения, которые питаются порядком во взаимодействии людей. Рассмотрим этикет в деловом общении.

Краткая характеристика этикета делового общения

Согласно литературе в данной области:

Этикет – это социальная игра по правилам.

Классификация видов и форм этикета

Традиционные виды этикета:

  • придворный (строго регулируемый порядок обхождения, создан при дворах монархов);
  • дипломатический (нормы поведения дипломатов, других официальных лиц, используемые при взаимодействии друг с другом на переговорах, приемах и т.д.);
  • воинский (перечень правил поведения в армии);
  • общегражданский или светский (сумма норм и традиций, которые должны соблюдать граждане при разговоре).

Помимо традиционных норм существует еще и деловой этикет, который отличается спецификой в различных сферах профессиональной деятельности. Рассмотрим данный вид.

Деловой этикет – 1) это сумма правил, которые регулируют взаимоотношения между людьми в процессе делового общения; 2) это выражение внешней и внутренней культуры и морали.

Этикет делового общения включает в себя нормы и правила поведения, опирающиеся на принципы современного этикета, которые ориентированы на честь, достоинство человека как высшую ценность для цивилизации.

Современный этикет содержит следующие общие принципы:

  • гуманизм;
  • разумность совершаемых действий;
  • эстетика поведения;
  • уважение к традициям стран.
  • гуманизм;
  • целесообразность;
  • эстетическая привлекательность;
  • уважение и соблюдение традиций.

Первый вид принципа направлен на установление добрых и плодотворных отношений, а также закрепляет нравственную базу современного делового этикета. Он проявляется в вежливости и в требованиях, которые обращены к культуре взаимодействия людей.

Вежливость – 1) качество морали, которое определяет повседневное поведение человека; 2) проявление уважения, в котором признается достоинство личности.

Главной частью вежливости является речевой этикет:

Невежливое поведение характеризуется:

  • громким разговором по мобильному телефону в общественных местах;
  • разговором о присутствующем в третьем лице;
  • разговором, сидя со стоящим рядом субъектом;
  • шепотом при наличии других людей;
  • не желанием здороваться с охраной, техничками;
  • и т.д.

Отсутствие вежливости = отсутствие уважения, чуткости, внимательности к другим.

Формы вежливости зависят от разговора. Они бывают:

  • корректностью (официальная, сухая вежливость. Применяется в конфликтных ситуациях для того, чтобы человек смог держать себя в рамках приличия);
  • учтивостью (почтительная вежливость. Применяется в иерархических служебных отношениях);
  • любезностью (неформально-внимательное отношение к партнерам в разговоре. Чаще всего применяется для указания услуги);
  • деликатностью (проявление в разговоре мягкости, тонкости, чуткости);
  • тактичностью (четкое понимание границ в разговоре, чуткое переживание, учет возраста, пола и т.д. Нельзя задавать вопросы об интимной жизни, делать замечания в присутствии третьих лиц, давать непрошенные советы);
  • скромностью (адекватная самооценка субъекта);
  • точностью, пунктуальностью, обязательностью (наполнены глубоким нравственным смыслом. Джен Ягер в своей классификации принципов ставит на первое место пунктуальность, что подразумевает не только своевременный приход на место встречи, но и соблюдение дедлайнов, договоренностей и т.д.)

Второй принцип направлен на определение поведения человека в нестандартных ситуациях как деловых, так и жизненных, при которых субъект опирается на здравый смысл. Применяется тогда, когда лицо не знает, какие правила поведения приняты в определенной ситуации.

Третий принцип поведения и внешнего вида подразумевает ориентирование на красоту и уважение эстетических чувств партнеров. Некрасивое поведение, неряшливая одежда оскорбляют эстетику чувств, и вызывает отвращение.

Здесь важно учитывать психологическую совместимость, которая бывает двух уровней:

  • психофизиологическим (отталкивают: запах пота, грязная одежда, громкое сморкание и т.д.);
  • социально-психологическим.

Людям необходимо контролировать:

  • мимику;
  • поведение;
  • жесты;
  • манеры;
  • внешний вид.

Четвертый принцип указывает на то, что люди, находясь в многонациональном обществе должны учитывать традиции не только своей страны, но и каждого народа.

Также существует еще одна классификация, состоящая из 10 форм этикета, и выделенная в учебном пособии Ботавиной Р.М. Рассмотрим самые значимые из них:

  • этичность (ориентация делового этикета на добро);
  • удобство (нормы не должны сковывать деловых людей. К удобству можно отнести: одежду, правила совещаний, переговоры и т.д.);
  • консерватизм (определяет надежность, стабильность в деловых отношениях, во внешнем виде, в манерах и т.д.).

В цивилизованном обществе существуют определенные стандарты поведения, сформированные с течением времени. Следование поведенческим нормам показывает уровень воспитанности и образованности человека, повышает его авторитет и формирует положительное впечатление в глазах собеседника.

Это понятие включает в себя вежливость , умение красиво говорить и одеваться, а также навык правильного поведения в обществе. Все виды этикета имеют свои особенности, но строятся на уважении, терпении, культуре.

Следование поведенческим нормам показывает уровень воспитанности и образованности человека, повышает его авторитет и формирует положительное впечатление в глазах собеседника. Это понятие включает в себя вежливость, умение красиво говорить и одеваться, а также навык правильного поведения в обществе. Все виды этикета имеют свои особенности, но строятся на уважении, терпении, культуре.

Виды речевого этикета

Культура разговора включает в себя способность свободно говорить без лексических, фонетических и стилистических ошибок и слов-паразитов, грамотно излагать свои мысли. Общение на основе речевого этикета имеет несколько принципов:

  • вежливая, доброжелательная интонация;
  • отсутствие нецензурной брани, просторечных выражений;
  • четкое произношение слов (никаких "Пасиба" вместо "Спасибо") и правильное ударение;
  • способность вести диалог, не превращая его в монолог и не перебивая собеседника;
  • уместное использование в речи фразеологических и иных оборотов, соответствующих тематике разговора.

Виды делового этикета

Правила приличия для должностных лиц при выполнении служебных обязанностей, в том числе во время официальных событий, включают в себя общую культуру, а также строгое соблюдение протокола мероприятия, четкое соответствие одежды дресс-коду либо деловому стилю, когда не оговаривалось иное.

Навыки делового общения - это целая наука, познаваемая человеком самостоятельно во время участия в публичных мероприятиях; должностные лица во время начала свей карьеры также могут быть направлены на специализированные курсы по данной тематике.


Виды деловой переписки

Использование в письменной речи официально-делового стиля, корректное общение, обращение к собеседнику исключительно на "Вы" и по полному имени, вежливость, уважение и тактичность, особенно при решении спорных ситуаций, - основные моменты деловой переписки.

Столовый этикет

Свод правил, которым необходимо подчиняться во время трапезы вне зависимости от места - дома или в ресторане:

  • умелое и уверенное использование столовых приборов;
  • табу на беседу с набитым ртом;
  • чавкать и прихлебывать за столом недопустимо;
  • запрещена критика предложенных блюд, даже если они не пришлись по вкусу;
  • выбор темы для беседы во время принятия пищи должен быть ориентирован на всех сидящих за столом; следует избегать "острых" тем, которые могут вызвать негативную реакцию и спор.

Праздничный этикет

Это нормы поведения на различных мероприятиях, в общественных местах, к примеру, в театре , на концерте. Опоздания не приемлемы, разве что под воздействием форс-мажорных обстоятельств. Важен правильный выбор гардероба: неуместны мини для похода на выставку или пышное платье на семейном торжестве в узком кругу.

Доброжелательность и учтивость по отношению к остальным посетителям обязательны. Во время концерта не принято употреблять напитки или продукты, в отличие от кино.

Религиозный этикет

Основан на правилах посещения храма, мечети и пр. в зависимости от вероисповедания; действует во время экскурсий в святые места, в том числе относящиеся к иной религии.

Повседневный этикет

Наиболее обширная область поведенческих условий, которыми культурный человек руководствуется в обычной жизни. Основные моменты известны каждому: уступать место в общественном транспорте , здороваться и прощаться, не позволять себе переходить на крик в общественном месте. Считается неприличным приходить в гости без предупреждения.

Этикет современной молодежи отличается от правил поведения, принятых между взрослыми людьми. Подростки и молодые люди стремятся подчеркнуть свою индивидуальность, при этом для них важно быть не хуже, чем сверстники.

Выделяют 3 типа общения с незнакомыми людьми:

  • безличное;
  • официальное;
  • неофициальное.

Виды служебного этикета

Представляет собой умение взаимодействовать в рабочей обстановке и делится на три небольших группы: общение с подчиненными, с коллегами и с партнерами. Внешний вид служащих имеет решающее значение.

Даже если в компании нет строгого дресс-кода, нельзя находиться на рабочем месте в короткой юбке или шортах. Само собой, что одежда и обувь должны быть чистыми. а внешний вид - опрятным.

Свадебный этикет

Касается как самих молодоженов, так и гостей. Неприлично интересоваться стоимостью торжества и сколько подарили денег, сроками ожидания пополнения в семье, а также вспоминать добрачные случаи из жизни пары, если это может обидеть или оскорбить их чувства; табу накладывается и на тему первой брачной ночи.

Сегодня на свадьбу принято делать финансовые подарки (подаренную другими гостями сумму уточнять крайне неприлично), поэтому при желании подарить пылесос или утюг желательно проконсультироваться с самими молодыми во избежание неловкой ситуации.

Воинский этикет

Узкоспециальный тип взаимоотношений между людьми, который используется в Вооруженных Силах и основан на армейском уставе. Безупречность внешнего вида военных , краткость и четкость повествования - основа военного этикета.

Придворный этикет

Эти правила неукоснительно соблюдаются в странах с монархической формой правления и являются одними из самых строгих. Они сформированы многолетней историей , но трансформируется с течением времени, подстраиваясь под современность.

Скромность в одежде, запрет прикасаться к членам королевской семьи, если они первыми не протягивают руку, подчеркнутая вежливость в общении - вот несколько принципов поведения при дворе.

Виды этикета для детей

Детский возраст - не повод пренебрегать элементарными правилами приличия. Умение вести себя на людях с младенчества станет прекрасной основой культурных навыков в более позднем возрасте. Начинать следует с малого: не показывать пальцем, уважать старших, беречь животных и знать элементарные "волшебные" слова - это тот минимум, который ребенок должен освоить еще в дошкольном возрасте.

Обычно освоение такого этикета для детей не является затруднительным, особенно если перед глазами положительный пример родителей.

Этикет телефонного разговора

Использование телефона, особенно мобильного, значительно упрощает жизнь современного человека. Но и здесь есть важные нюансы, на которые стоит обратить внимание во время телефонной беседы: поднятие трубки не позднее четвертого гудка покажет собеседнику, насколько он важен; недопустимо отвлекаться на посторонние дела, не положив трубку.

Разговор заканчивает инициатор разговора; он же должен перезвонить при внезапном обрыве соединения.

По этикету деловой телефонный звонок можно совершать только в часы трудового дня. В экстренных ситуациях можно побеспокоить абонента до 10 вечера, но не позднее.

Этикет электронной почты

Общение с помощью электронных писем предполагает обязательное указание темы письма (для этого интерфейсом электронного почтового ящика предусмотрено специальное поле); здесь действуют нормы деловой переписки.

Заканчивать электронное письмо принято фразой: "С уважением", далее указываются Ф.И.О. и должность (если письмо касается работы).

Виды современного этикета

Воспитанный человек уважает себя и общество (как в целом, так и каждого его члена). Сегодня поведение должно быть основано на гуманном отношении к окружающим, эстетике (ковыряться в носу в общественном месте некрасиво), целесообразности собственных действий (сначала выпускаем выходящих из помещения, затем проходим внутрь) и следовании народным традициям (здороваться в магазине и благодарить за оказанную услугу - норма).

Освоение основных принципов современного этикета не вызывает затруднений, когда человек воспринимает окружающих равными себе и относится к ним так, какое отношение желает получить к себе.

Знать правила - не значит быть культурным человеком. Правильное применение знаний на практике, умение на автомате использовать их и избегать конфликтных ситуаций - залог того, что вы оставите о себе приятное впечатление, что положительно кажется на вашем имидже .

Вы придерживаетесь этикета в повседневной жизни? Не знаете, что такое этикет? Прочитайте о его видах, основных положениях, социальном значении и функциях.

Вы придерживаетесь этикета в повседневной жизни? Не знаете, что такое этикет? Прочитайте о его видах, основных положениях,
социальном значении и функциях.

  • форму поведения;
  • совокупность правил поведения и манеры;
  • правила учтивости и вежливости и т. д.

Этикет и его правила негласно распространяются на поведение не только в общественной жизни, но и повседневной: в быту, дома, на работе, в гостях или публичных местах. Соблюдение этикета
в любой ситуации характеризует человека как цивилизованную и культурную личность или члена общества.

С помощью этикета незнакомые люди имеют возможность общаться на языке, понятном каждому,
и приходить к общей цели или решению.

Этикет включает в себе очень много значений в зависимости от области применения. Свое формирование он начал после того, как стали образовываться социальные группы. Люди почувствовали потребность в общих правилах поведения, которые бы регулировали их контакты (речевые, эмоциональные и т. д.) между собой, чтобы мирно существовать внутри этих групп и бесконфликтно развивать эти отношения.

Функции этикета в обществе

Этикет, его знание и соблюдение дают возможность обществу представить и сложить первоначальное мнение о человеке по его отношению к другим людям, по стилю общения,
по поведению человека можно определить уровень его воспитания.

Одной из главных составляющих соблюдения этикета являются манеры. Манера - это индивидуальное проявление поведения человека в разных жизненных ситуациях. Манеры бывают хорошие и плохие. Воспитанный человек будет вести себя корректно и согласно нормам этикета, как на работе, на официальных мероприятиях, на улице, так и дома. Его манера поведения будет соответствовать хорошей, то есть при любых обстоятельствах он будет достойно себя держать, свою речь, тон, походку, мимику и жестикуляцию.

Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

Сложившиеся нормы нравственности являются результатом длительного процесса становления взаимоотношений между людьми. Без соблюдения этих норм невозможны политические, экономические, культурные отношения, ибо нельзя существовать, не уважая друг друга, не налагая на себя определенных ограничений.

Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы вносят в этикет поправки и дополнения, обусловленные общественным строем своей страны, спецификой ее исторического развития, национальными традициями и обычаями.

Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:

придворный (государственный) этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов (глав государств);

дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных приемах, визитах, переговорах;

воинский этикет — свод общепринятых правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

религиозный этикет — правила общения с представителями культа той или иной конфессии и нахождения в храмах;

общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

Общегражданский этикет, в свою очередь, разделяется на несколько подвидов:

• делового и неделового общения;

• беседы — визуальной, телефонной, электронной и др.

Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.

Что касается общегражданского этикета, то по мере изменений условий жизни людей, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот (например, такой наряд, как штаны, в Средние века мог стоить женщине жизни). Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном случае, может быть уместным в какой-то другой ситуации.

Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что — нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Следует отметить, что тактичный и воспитанный человек ведет себя в соответствии с нормами этикета не только на официальных церемониях, но и дома. Подлинная вежливость, в основе которой лежит доброжелательность, обуславливается чувством меры, подсказывающим, что можно, а чего нельзя делать при тех или иных обстоятельствах. Такой человек никогда не нарушит общественный порядок, ни словом, ни поступком не обидит другого, не оскорбит его достоинства. К сожалению, встречаются люди с двойным стандартом поведения: один — на людях, другой — дома. На работе, со знакомыми и друзьями они вежливы, предупредительны, а с близкими людьми не церемонятся, грубы и нетактичны. Это говорит о невысокой культуре человека и плохом воспитании.

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах.

Итак, этикет — очень важная часть общечеловеческой культуры, выработанная на протяжении многих веков всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, нравственности, а также о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ГЛАВА 10. ПРАВИЛА ЭТИКЕТА

ГЛАВА 10. ПРАВИЛА ЭТИКЕТА Казалось бы этикет не имеет прямого отношения к безопасности, но это отнюдь не так. Порой от нашего поведения, от нашего умения вести себя в обществе, правильно общаться и т. д. может зависеть не только наша безопасность и благополучие, но и наша

Правила этикета

Правила этикета Как в прошлые времена, так и ныне соблюдается обычай, когда мужчина открывает перед женщиной дверцу автомобиля и помогает ей занять сиденье. При выходе из автомобиля мужчина подает женщине руку, на которую та может опереться; на свое место

Краткий курс этикета для светской львицы

Краткий курс этикета для светской львицы Этикет — это умение зевать с закрытым ртом. Брижит Бардо Не надо думать, что этикет — это свод скучнейших, ненужнейших и совершенно непонятных правил, который был придуман каким-то бездельником-маньяком исключительно для того,

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: ПРАВИЛА ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО ЭТИКЕТА

ДОПОЛНИТЕЛЬНО: ПРАВИЛА ОБЩЕГРАЖДАНСКОГО ЭТИКЕТА ПРИВЕТСТВИЯ Общие правила приветствия: младшие приветствуют старших, мужчины — женщин, однако вошедший в комнату, независимо от возраста и пола, здоровается первым с присутствующими, а уходящий — первым прощается с

Правила этикета для владельцев интернет-сайтов

Правила этикета для владельцев интернет-сайтов В целом нормы поведения в Интернете мало отличаются от соответствующих норм в обществе. Особенность состоит в том, что применяемые технологии делают еще более заметными нарушение этих правил. Нижеследующие

Правила этикета

Правила этикета Ресторан в былые времена был местом, куда приходили исключительно поесть. Эта основная его функция сохраняется и сейчас, однако прибавились и другие. Ныне это место, где происходят дружеские встречи, закрепляются установившиеся деловые отношения,

Раздел 1. Миссия этикета

Требования служебного этикета к деловому посланию

Требования служебного этикета к деловому посланию I. Предпочтительно отправлять на хорошей бумаге любые послания: рабочие документы, предложения, приглашения и др.II. Хорошим тоном в деловых отношениях считается наличие фирменных бланков и конвертов для деловой

Требования этикета к деловой одежде мужчин

Требования этикета к деловой одежде мужчин I. Под пиджаки и костюмы используют сорочки только с длинным рукавом, даже летом. (Короткий рукав сорочки допустим лишь у обслуживающего персонала – без пиджака.)II. Под сорочками обязательно присутствие майки.III. Галстуки из

Требования этикета к деловой одежде женщин

Требования этикета к деловой одежде женщин I. Обязательно наличие тонких чулок или колготок телесных оттенков. И все инсинуации модных стилистов оставьте в стороне, они - НЕ о бизнес-этикете! Лишь в холодное время возможны цветные плотные колготки (не менее 80 den) в тон

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА В ОТНОШЕНИИ ПОДАРКОВ

ОБЩИЕ ПРАВИЛА ЭТИКЕТА В ОТНОШЕНИИ ПОДАРКОВ Демонстрация подарков во время приемаПоловина удовольствия от вручения и получения подарков во время приема состоит в том, чтобы посмотреть, какие подарки принесли другие гости, и порадоваться за хозяев. Лучше всего

Правила этикета при проезде перекрестков

Правила этикета при проезде перекрестков Приближаясь к перекрестку по главной дороге или по второстепенной, вы смотрите в зеркало и перестраиваетесь, в зависимости от того, куда собираетесь повернуть, – вправо перед правым поворотом и влево перед левым.

Читайте также: