Этика это кратко 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

Этика — это одна из дисциплин философии, которая посвящена темам морали. Слово "этика" происходит от греческого языка (ἠθικόν) и означает "то, что относится к характеру, нраву".

Если посмотреть на этику не в философском, а в более практическом смысле, мы сможем понять эту концепцию немного лучше.

Анализируя определённое поведение нашего социума изо дня в день, когда мы говорим, например, о поведении некоторых профессионалов, таких как: врач, журналист, юрист, бизнесмен, политик и даже учитель.

Они довольно часто слышат такие выражения, как: медицинская этика, журналистская этика, юридическая этика, предпринимательская этика, профессиональная этика политических деятелей и педагогическая этика.

Этику легко можно спутать с законом, хотя зачастую закон основывается как раз на этических принципах.

Однако, в отличие от закона, ни один человек не может быть принуждён государством или другими лицами соблюдать этические нормы и не будет подвергаться никаким наказаниям за их нарушение (в случае, если закон молчит по вопросам, касающимся этики).

Этика охватывает широкую область и может применяться в профессиональной сфере. Существуют кодексы профессиональной этики, которые указывают, как человек должен вести себя в контексте своей профессии.

Этика и мораль

Этика и мораль связаны между собой, но они различны. Мораль основана на подчинении нормам, обычаям или культурным, иерархическим или религиозным порядкам. Этика, в свою очередь, стремится обосновать образ жизни человеческой мыслью.

В философии этика не ограничивается моралью, которая обычно понимается как обычай или привычка, но ищет теоретические основы для поиска наилучшего способа жить и стремится к лучшему образу жизни.

Этика охватывает многие области, такие как антропология, психология, социология, экономика, педагогика, политика и даже физкультура и диететика.

Профессиональная этика

Это термин, который означает совокупность правил поведения людей в некой социальной группе или систему профессиональных моральных норм в трудовой деятельности. Обеспечивает нравственное направление во взаимоотношениях, и связана с его профессиональной деятельностью, а также отношение человека к своей профессиональной функции и долгу службы.

Профессиональная этика в политике

Вопрос об этике государственной службы связан с поведением государственных служащих. Эти люди должны действовать в соответствии с этическими стандартами, проявляя моральные ценности, такие как добросовестность и другие принципы, необходимые для благоприятной жизни в обществе.

Когда человек избирается на государственную должность, общество доверяет ему и надеется, что он выполнит этические стандарты. Таким образом, этот человек должен оправдать доверие и выполнять свою функцию, следуя определённым ценностям, принципам, идеалам и правилам.

Аналогичным образом государственный служащий должен содействовать социальному равенству, борьбе за создание рабочих мест, развитию чувства гражданства и укреплению демократии.

С этой целью он должен быть готов к осуществлению политик, которые приносят пользу стране и обществу в социальной, экономической и политической сферах.

Человек, который выполняет государственную должность, должен уметь стратегически мыслить, внедрять новшества и сотрудничать, учиться и отучаться, если это необходимо, разрабатывать более эффективные способы работы.

Случаи коррупции в рамках государственной службы являются примером неэтичного поведения в этой сфере.

Предпринимательская этика

Предпринимательская деятельность, равно как и любая другая профессиональная деятельность граждан, имеет правовые, моральные и этические нормы и правила поведения, несоблюдение которых может привести предпринимателя к отрицательному исходу.

Правовые предписания для предпринимателей и компаний определяются издаваемыми законами и их неосуществление может обратиться тяжкими последствиями, вплоть до лишения свободы ответственных лиц и банкротства.

Из-за этого очень важно для предпринимательского сообщества не только принятие законов государством, которые регулируют деятельность предпринимателей, но также и развитие правовой культуры.

Медицинская этика и деонтология

Медицинская деонтология (или медицинская этика) изучает этику в медицине, правила и нормы поведения медицинских работников, их взаимодействие с коллегами и пациентами.

В России существует такое понятие, как "деонтология" — учение о человеческом долге перед другими людьми и обществом, которое состоит в том, чтобы у медицинских работников было надлежащее поведение, содействующее наилучшим условиям для поправки пациента.

В русский язык словосочетание "медицинская деонтология" ввёл в 1944 году хирург Н. Н. Петров (заменив термин "врачебная этика"), чтобы распространить принципы врачебной этики и на медицинских сестёр.

Деонтологическая этика (или деонтология) происходит от сложения двух греческих слов δέον+λογία (деон + логос), которые означают благопристойный + слово.

Полностью слово "δεοντολογία" в греческом языке обозначает "этика". Таким образом, когда мы используем словосочетание "деонтологическая этика", мы говорим одно и то же дважды. Поэтому правильнее было бы говорить только "деонтология" либо "деонтологический кодекс".

Профессиональная этика юриста

Юридическая этика — это учение о требованиях нравственного, этического и морального характера людей, работающих в юридической сфере.

Частью юридической этики могут быть такие качества, как: честность и добросовестность, а также сознание обязанности поддержания правовых норм для блага общества.

Также эта наука касается таких тем, как требования к поступкам в юридической практике и в их культуре.

Профессиональная этика юриста — это сформировавшийся ряд этических правил, указаний, кодексов, учений и теорий о надлежащем поведении юриста, а также о его обязанностях перед обществом и нравственных качествах.

Норма права фиксируется законом, а нормы морали формируются общественной духовностью и не закрепляются как обязательные. Таким образом, нормы этического и морального поведения в юридической этике не считаются прямолинейным предметом.

Учения об этических нормах рассуждают о таких темах, как вопросы нравственности, справедливости и несправедливости, о добре и зле, о чести и достоинстве, о добродетелях и многих других. Эти понятия зачастую невозможно просто записать в сборник указов и правил поведения человека.

Этика как наука

Этика – это философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность, и существует она как наука уже более 20 веков.

Древнегреческий философ Аристотель считается отцом-основателем этики. Он же назвал словом "этический" группу людских добродетелей и создал от него существительное "этика" для определения науки, что учит (на практике) добродетели, морали и нравственности.

Основные проблемы этики:

  • смысл жизни и назначение человека;
  • критерии добра и зла, добродетели и пороки;
  • долг человека и сочетание с его желанием счастья;
  • свобода воли.

Никомахова этика

"Этика Никомаха" или "Никомахова этика" — это книга, написанная Аристотелем, которую, по одним источникам, он посвятил своему отцу, чьё имя было Никомах, по другим — сыну, которого звали также (по словам Виктора Канке, книга, по всей видимости, была посвящена его сыну).

Это самая важная работа Аристотеля по этике. Она состоит из десяти книг, где Аристотель как отец, который обеспокоен образованием и счастьем своего сына, также стремится заставить людей задуматься о своих действиях.

Таким образом, ставя разум выше увлечений, ища индивидуальное и коллективное счастье, потому что человек живёт в обществе и его поведение должно иметь в виду общее благо.

В аристотелевских работах этика рассматривается как часть политики, которая предшествует самой политике и связана с человеком, в то время как политика уже изображает человека в его социальном аспекте.

Для Аристотеля вся практическая рациональность направлена на достижение какой-то цели или же добра, в то время как этика направлена на то, чтобы установить конечную высшую цель, которая находится превыше всего, оправдывает всё остальное и пытается понять, как её достичь.

Эта высшая цель — счастье, и речь идёт не об удовольствиях, богатствах или почестях, а о добродетельной жизни, и добродетель эта находится между крайностями и достигается только теми, кто проявляет осмотрительность.

Рассмотреть историю развития этики и изменение правил этикета на протяжении времени.

Методические рекомендации

Ход мероприятия

Учитель. Многие из вас не знают, что элементарные правила вежливости, которые мы соблюдаем сегодня, появились во время военных действий. Например, сегодня мужчины протягивают руки друг другу, когда приветствуют друг друга, а раньше протянутая рука была символом доверительного дружеского отношения. Если в руке нет оружия, значит, человек пришел с миром — он друг.

Правила этикета имеют одну особенность: они могут изменяться в зависимости от ситуации. Например, правила поведения дома, в кругу семьи, заметно отличаются от правил на торжественном приеме. Поэтому нужно их не только знать, но и правильно ими пользоваться.

Учитель. Правила этикета настолько прочно входят в нашу жизнь, что иногда невыполнение их очень портит репутацию человека. Сегодня соблюдение правил — естественное доказательство того, что человек правильно воспитан. Как много хорошего можно сказать о родителях, ребенок которых не пренебрегает этикетом! И наоборот, как часто мы можем услышать, что ребенка не смогли правильно воспитать! Обучение детей этике — это задача не только родителей, но и любого взрослого человека. В том числе в процессе обучения задействованы прямым образом и школьные учителя. А знаете ли вы, что уже с XVIII века обучение этике было обязательным во всех учреждениях страны.

ЧТО ИЗУЧАЕТ ЭТИКА?

Учитель. Конечно, сегодня совсем не те времена, когда этике обучаются только представители знатных родов, но и правила сами по себе стали гораздо проще. Но это вовсе не говорит о том, что мы не должны соблюдать правила вежливости, небрежно одеваться и хамить другим людям. Теперь наш стиль поведения во много зависит от той ситуации и от тех людей, с которыми нам приходится общаться: в магазине, дома, в транспорте — везде мы учитываем возраст и социальное положение наших собеседников. Как вы считаете, что именно изучает этика?

Учитель. Этика изучает не только культурные способы приветствия, прощания и извинений. Это намного шире. От манеры общения до внешнего вида — все мелочи прописаны в книгах по этике. Но так ли часто мы их используем? Часто люди сами придумывают какие-то новые способы избежания конфликтов, хотя все уже исследовано и проверено. Почему-то люди не хотят ими пользоваться, а только усложняют себе жизнь. Еще хуже, когда люди знают правила, но не применяют их в жизни. Многое вы знаете, но по каким-то причинам ведете себя не так, как говорят правила поведения. Часто это зависит от той компании, с которой вы общаетесь. Если ребята в вашей компании не понимают ваших хороших манер и постоянно позволяют себе отпускать шуточки в ваш адрес, то, может, вам стоит подумать о том, чтобы сменить компанию. Ведь это они должны на вас равняться, а не вы на них.

ВОТ ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ НАВЕРНЯКА

Учитель. Давайте проведем маленький эксперимент, проверим, насколько вы знакомы с элементарными правилами этикета. Отвечать на вопросы нужно честно. Если вы согласны с высказыванием, то поднимайте руку.

— Заходя в транспорт, вы не пытаетесь пролезть вперед любыми способами.

— В школе вы всегда, здороваясь с учителем, называете его по имени-отчеству.

— Если вы идете на день рождения, то всегда приносите имениннику подарок.

— После обеда вы всегда помогаете убрать со стола.

ВЫ И ЭТОТ ДАЛЕКИЙ КУМИР

Учитель. Для вашего возраста свойственно иметь кумиров: это могут быть ваши любимые актеры, музыканты или просто известные люди. Назовите имена тех, кто вам нравится.

Учитель. Многие дети пытаются подражать своему кумиру в манере поведения, точнее образу, созданному на экране. Хорошо, если там действительно есть чему подражать: воспитанный, образованный, культурный человек — почему бы и не выбрать его идеалом. Но как часто этим идеалом становится человек, не имеющий представления ни о какой культуре! Как быть тогда? Самое главное — понять, что важнее: ваша жизнь или жизнь этого кумира. Он далеко, где-то там на экране, а вы каждый день общаетесь с людьми. За вас никто не сможет принять решения, поэтому выбор нужно делать как можно раньше.

Определиться с правильными приоритетами — вот задача каждого человека. В этом вам должны помогать ваши родители и учителя. Если вам трудно сделать выбор, посоветуйтесь с ними. Ведь каждый человека прошел через этот этап. Спросите у них, как они выбрали подходящий для себя образ и как стали такими, какими они являются сейчас. Хорошо, когда дети пытаются подражать своим родителям. Когда перед глазами есть реальный пример воспитанных и образованных людей, то и ребенок будет стараться не выбиваться из этой колеи.

То, что вы видите на экране, создано для того, чтобы привлечь внимание. Слепо подражать человеку никогда не следует. Вы же индивидуальность, вот и оставайтесь ей. Представьте, как бы был однообразен наш мир, если бы все разом стали похожи на вашего кумира, поэтому никогда не забывайте о том, что вы самостоятельная личность. Может быть, в будущем вы сами станете для кого-то кумиром. Захотелось бы вам видеть множество ваших собственных копий на улице? Конечно же, нет. Поэтому и вы относитесь с уважением к тому человеку, который заслужил ваше внимание.

Учитель. Проблема правильного выбора: одежды, поведения, манер, правильной речи — все это и изучает этика сегодня. Без элементарных правил никто не может обойтись. А в отдельных случаях нужно иметь особое представление о тех правилах, которые соблюдают другие люди. Например, при поездке в другую страну нужно иметь хоть малейшее представление об ее культурных традициях — это тоже основное правило этикета. Если вы хотите быть действительно культурным человеком, а не только им казаться, то должны знать эти правила назубок и постоянно ими пользоваться.

Подведение итогов

Учитель. Сегодня мы поговорили о том, какая связь существует между этикой и этикетом. Этика — это наука, которая занимается изучением правил этикета. Это такая же наука, как и математика, биология или химия. Этика изучает не только сами правила, но и их изменения на протяжении столетий. Каждая эпоха откладывает отпечаток на поведение людей. И вы не будете вести себя так, как вели себя люди 200 лет назад. Поэтому уместность и современность правил играют большую роль.

Чтобы мирно уживаться, человечество придумало некие правила и законы, регулирующие взаимодействие между индивидами.

Этика

Исследованием отношений человека и общества занимается этика – это наука, изучающая ценности и моральные принципы, лежащие в основе поведения людей.

Определение — что это такое

Книги

То есть человек с этическим характером – это личность, чье поведение ориентировано на созидание добра.

В настоящее же время наука этика – это раздел философии, наука, предметом изучения которой является общественная мораль и нравственность (что это такое?).

Под моралью понимают нормы и правила, установленные людьми для более комфортного общения (то, что требует от вас общество). Нравственность – это те же нормы поведения, но исходящие изнутри – ваши личные, заложенные с детства ( ваши требования к себе и окружающим — это мораль через призму личности).

Так как в обществе существует разные группы и подгруппы (партии, коллективы на предприятии, сообщества), в каждой из них существует свой этический кодекс.

Этика — это регулятор поведения людей. Но в отличии, например, от юриспруденции, в этике регуляция поведения осуществляется личностью самостоятельно на основе доброй воли.

То есть если правила некой группы не соответствуют вашим внутренним убеждениям и ценностям, то вы можете отказаться от их принятия и исполнения. Например, я никогда не буду работать на фирме, где корпоративная этика допускает жестокое отношение сотрудников по отношению друг к другу.

Разделы этики

Известные личности

  1. Теоретическая часть изучает различные аспекты морали и нравственности: их исторический фактор, как они возникли, как развиваются, их функционирование, связанность между собой. Методологией теоретической части этики являются знания, полученные в сфере психологии, социологии, логики и лингвистики.
  2. Нормативная этика ищет и задает принципы, которые лежат или будут лежать в основе поведения. Ее целью является поддержание моральных и нравственных ценностей, норм и правил через доводы, аргументы и доказательства, используемые при формировании новых убеждений и ценностей.

Это не занудное чтение морали, а логические споры, вовлекающие в себя даже критично мыслящих индивидов. Одним из инструментов нормативной этики является наделение принципов и положений либо мистическим (божественным), либо естественным смыслами.

  1. медицинский;
  2. профессиональный;
  3. компьютерный;
  4. деловой;
  5. политический;
  6. экологический;
  7. юридический;
  8. социальный;
  9. биоэтика.

Этические категории

Народ и совесть

Также данное учение имеет свои категории, через призму которых она изучает человеческие мораль и нравственность. Всего их семь:

  1. Добро и зло. Первое – это все, что касается благости, второе – то, что ей противоречит;
  2. Долг – свод обязанностей индивида по отношению к представителям общества;
  3. Совесть – внутренний контролер поведения человека, цензор, личный самосуд. Совесть (что это такое?) считается одним из самых сильных чувств, наличие которого свидетельствует о высоком уровне нравственности и осознанности личности;
  4. Личное достоинство, уровень которого напрямую связан с уровнем самореализации индивида в обществе. Оценивается как самим человеком, так и людьми;
  5. Честь – формируется человеком в связи со связанностью с некой группой. Коллективная честь становится не только профессиональной, но и личной;
  6. Свобода (что это?) – отражает спектр осознанных, добровольных выборов и возможностей;
  7. Ответственность – осознанное предвидение последствий своих действий и добровольное их принятие.

Например, сделав что-то плохое – выбрав категорию зла, осознающий себя человек будет мучиться угрызениями совести, так как ощутит потерю личного достоинства. Возможно, он захочет реабилитироваться в глазах людей, примет ответственность за происходящее и постарается изменить ситуацию, а возможно, что и нет (свобода опять же).

Этические ценности

Данная дисциплина имеет два вида ценностей, сквозь которые она изучает свой предмет:

Этические ценности

  1. Позитивные – это идеалы, которые лежат в основе благодатного поведения. Сюда входят добро, совесть, честь, чувство стыда, справедливости и т. д. По сути, эти понятия являются абсолютами, то есть достичь их на 100% невозможно, но стремление к этому поощряется религией и обществом.
  2. Негативные ценности представляют собой обратную сторону медали – антипод позитивным. К ним относятся зло, циничность, эгоизм, зависть и другие. Эти пороки порицаемы общественностью: человек, который ими руководствуется по жизни, осуждается людьми.

Эти ценности – и хорошие, и плохие, являются добровольным выбором каждого человека и лежат в основе его поступков. Какие из них он будет использовать на своем пути, а какие отбросит в сторону, зависит от уровня его нравственности, воспитания, привитого значимыми взрослыми.

И если мировоззрение личности разнится с общественными моральными устоями, то ей будет сложно уживаться среди людей (это прямой путь в социопаты).

Что такое этикет

Этикет – это система знаков, основанных на моральных принципах, которые используют люди при взаимодействии в обществе.

Место в автобусе

Правила этикета отличаются от разных показателей, таких как:

  1. страна;
  2. национальность;
  3. религиозные убеждения и другие.

В нашей стране существуют следующие нормы этикета:

  1. если в помещение входит женщина, то находящиеся в нем мужчины должны встать (исключением будет деловая встреча);
  2. мужчина открывает даме дверь, но заходит первым, если помещение незнакомое, и вторым, если они заходят в знакомое пространство;
  3. представляясь другому человеку, нужно встать (если вы сидели);
  4. некрасиво себя хвалить;
  5. младший должен уступать место старшему;
  6. нельзя перебивать собеседника;
  7. в компании нескольких человек нельзя шептаться;
  8. принято здороваться при встрече и прощаться при расставании;
  9. нельзя говорить с набитым ртом;
  10. нельзя обсуждать внешний вид собеседника, говорить о вкусах и личных мнениях.

Это лишь малая часть правил и норм приличия, соблюдая которые люди смогут общаться более приятно и эффективно. Чтобы вырастить из ребенка достойного взрослого, с малых лет необходимо объяснять ему, что такое этика и зачем она нужна.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (3)

Думаю, крайне важно закладывать этические ценности с раннего детства, от этого во многом зависит то, каким он станет человеком.

Ну и зачем нужна этика, чтоб верхом на мне катались?

Вот еду я уставший с работы, ехать далеко, сижу, заходит бабка, почему я должен ей уступить? Так она всего две станции проехала и вышла, а мне ещё десять ехать, а вены в ногах гудят. К тому же я оплатил свой проезд, вот с какого я должен?

Самое забавное, что и в детстве я должен был уступать место, так мне говорили, теперь мне говорят, что детям я тоже должен место уступать, что это вообще такое?

А если я бабульке место уступлю без её просьбы, разве это будет этично? Ведь я своим поступком намекну всем о её возрасте.

Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблеме нравственного воспитания в семье.

Задачи: показать значимость нравственного воспитания в семье; формировать культуру общения матерей и детей; подвести к осознанию необходимости воспитания нравственных качеств, их приоритетности в жизни каждого человека.

ВложениеРазмер
urok_dobra.docx 18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: привлечение внимания детей и родителей к проблеме нравственного воспитания в семье.

Задачи: показать значимость нравственного воспитания в семье; формировать культуру общения матерей и детей; подвести к осознанию необходимости воспитания нравственных качеств, их приоритетности в жизни каждого человека.

I. Организация начала; мотивация к деятельности.

– Чтобы помочь солнышку светить ярче, зажжём огонёк добра.

Посмотрите на огонек. Вы спокойны, вам хорошо и уютно. Закройте глазки. Откройте ваши ладошки. И вот уже кончики ваших пальцев чувствуют тепло нашего огонька. Тёплая волна побежала к самому сердечку. С каждым вдохом и выдохом вы наполняетесь свежими силами. Ваше сердце наполнено любовью. Вы готовы подарить свою любовь родным и близким, тем, кто рядом с вами сейчас. Попросите прощения у того, кого вы обидели неосторожным словом или нечаянным поступком.

-Откройте глазки. Пожелаем друг другу хорошей работы.

II. Формулирование темы.

« Кто нас детки крепко любит?

На свете выбирают всё:

Еду по вкусу и питье,

Одежду, время провожденье,

Надежды, цели и стремленья.

Но данность есть одна на свете,

Её прекрасно знают дети:

Не выбирают дети мам –

Они даны в подарок нам!

-Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (О маме)

III. Освоение темы, постановка и решение проблемы.

– Как понимаете пословицу ?

– Предлагаю вам сегодня подумать, поразмышлять, чтобы понять смысл данной мудрости.

В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей.

– Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, – говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Вот для чего хочется жить…

– А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, – сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов.

Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, но молчали о сыновьях.

Наконец, Чернокосая первой спросила:

– Кем же стал твой сын?

– Выдающимся музыкантом, – с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города, его искусство пользуется огромным успехом.

– А твой сын кем стал? – спросила Белокосая.

– Хлеборобом. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась…

– Все-таки счастье тебя обошло, – сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком.

Чернокосая мать ничего не ответила.

– Какую мать можно считать счастливой? Почему?

– Если бы в наших силах было изменить ход событий, чтобы вы изменили в этой истории?

-Да, мамы любят нас такими, какие мы есть, и хороших, и плохих, и здоровых ,и больных. Давайте постараемся делать всё, чтобы не огорчать наших мам.

На парте у каждого шаблон сердца, вырезанного из бумаги. На нем ученики пишут ручкой качества: доброта, любовь, милосердие и т. д., помогающие каменному сердцу стать мягче.

5. Рассказы детей о своих семьях . Показ презентации.

Я думаю, что вы счастливые дети, потому что рядом ваши мамы. Для каждого мама самый близкий и родной человек. Предлагаю каждому рассказать о своей маме.

( Заранее, (без ведома детей) учитель готовит выставку любимых вещей мам. Ребёнок находят вещь своей мамы и рассказывают о маме ).

6.Чтение стихов о маме. Работа в группах.

Твои глаза синее красок моря,

Твои глаза и в радости и в горе,

Твои глаза мне в жизни помогают,

Твои глаза меня оберегают.

Твои глаза я вижу снова, снова.

И для детей на подвиг ты готова.

Спасибо, мамочка, за добрые глаза,

Пусть никогда не солит их слеза.

А я судьбу свою благодарю

За то, что выбрала мне мамочку мою.

-Как и автор стихотворения любите своих матерей такими ,какие они есть. Благодарите судьбу за то, что у вас такие замечательные мамы.

-Какие вы знаете стихи о мамах ?

( Дети читают стихи поэтов и свои собственные)

Существует легенда, что далеко-далеко за морем, высоко в горах растет волшебный цветок ,который делает людей счастливыми . Я предлагаю вам посадить в горшочки обычные цветы для своих мам. А волшебными они станут от вашей любви и , надеюсь, принесут счастье вашим мамам.

( Сажают в горшочки семена крокусов.)

IV. Подведение итогов, рефлексия.

1. Что же сейчас в вашей душе? Больше туч или стало ярче светить солнышко?( Работа с шаблонами )

2. Как горит огонёк в вашей душе? Сейчас я погашу свечу,

но надеюсь, что её тепло навсегда останется в вашей душе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема урока: Что такое светская этика.

Цели урока: познакомить учащихся с тем, что такое этика, светская этика и что она предполагает; развивать интерес к предмету; воспитывать нравственность, желание совершать добрые поступки.

Задачи урока:

Ознакомление уч-ся с курсом, основными понятиями, терминологией.

Воспитание у уч-ся нравственных идеалов и ценностей. Формирование самостоятельной работы с источниками информации в подготовке творческой беседы.

Оборудование: компьютер, презентация, работы детей

Оргмомент. (Проверка готовности к уроку) (слайд 1)

Вопросы к учащимся :

- О чём беседовали с родными и друзьями?

- Что нового узнали для себя?

- Что их особенно заинтересовало?

Рассказы учащихся о традициях принятых в их семьях, демонстрация рисунков.

Сегодня на уроке мы с вами узнаем, что означают слова светская этика и вспомним правила поведения вежливого человека.

Изучение нового материала.

Мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением мы должны знать правила и законы, которые признают все люди.

Ребята, как вы думаете, каким принципами руководствуется человек, выстраивая своё поведение в обществе, за столом, в общественных местах ?

- А как одним словом всё это можно назвать? /этика/

- Значит, о чём мы сегодня будем беседовать?

Этика – это наука, которая рассматривает поступки и отношения между людьми с точки зрения представлений о добре и зле. (Дети читают определение на слайде и записывают пропущенные слова в тетради задание №1 )

Э то сложившееся у нас представление о том, что хорошо и что плохо. Она позволяет нам оценивать ту или иную жизненную ситуацию или поступок: хороши они или дурны, правильны или неправильны.

Основателем науки Этика был древнегреческий философ Аристотель. (На фоне слайда учитель рассказывает о биографии Аристотеля)

Работа с и ллюстрациями учебника /слайд /

Выполнение задания (тетрадь задание №2) Сгруппируйте иллюстрации. По какому признаку вы это сделали?

Ответ на слайде ( стадион, школа, театр – это светские сооруж ения; все остальные – церковные), светские профессии – учитель, строитель, врач . Т.е. светский (на виду, на свету, публичный, общественный …) ? Различают этику религиозную и светскую

Светская этика – это нормы поведения принятые в гражданском обществе.

Работа с учебником стр.7 абзац 3-4

А теперь послушайте пословицу. Попробуем вместе понять ее мудрость.

Посей поступок – пожнёшь привычку;

Посей привычку – пожнёшь добродетель или порок;

Посей добродетель или порок - пожнёшь характер;

Посей характер – пожнёшь судьбу.

Каждый человек, где бы он ни жил, чем бы он ни занимался, вступает в самые разнообразные отношения с другими людьми. Одним из регуляторов этих отношений, который ставит перед человеком вопрос: справедливо ли он поступает и что несет людям – добро или зло? – является мораль. Мораль дает человеку возможность оценить поступки окружающих людей, понять себя и осмыслить, правильно ли он живет, как надо жить и к чему стремиться. Этика изучает мораль.

Как вы думаете, когда люди поступают нравственно, а когда – безнравственно?

Физкультминутка-игра.

Поздороваться при встрече …(вежливо)

Толкнуть и не извиниться …(невежливо)

Помочь подняться, поднять упавшую вещь …(вежливо)

Уступить место пожилому человеку… (вежливо)

Мешать на уроке своему соседу по парте …(невежливо)

Закрепление изученного материала.

Проигрывание ситуаций. Работа в группах.

Учащимся предлагается разыграть сценки, в которых отражаются как красивее манеры поведения, так и нарушение этикета.

Задание 1. У вас день рождения. К вам пришли гости чуть раньше намеченного времени, стол ещё не накрыт. Ваши действия.

Задание 2. Вы получили два одинаковых подарка. Ваша реакция?

Задание 3. Вы звоните другу, чтобы узнать у него, что задано по математике. К телефону подошла бабушка. Каким будет ваш разговор с ней.

Задание 4. Мальчик просит у своего одноклассника книгу, которую он давно мечтал почитать.

После долгих разговоров и обещаний подарить ему марку мальчик получает согласие. Оцени ситуацию.

- В каких случаях поведение участников ситуаций можно считать нравственным?

- Какое поведение вы не одобряете?

Итог урока. Домашнее задание.

- С каким понятием вы познакомились на уроке? Дайте определения этому понятию.

Читайте также: