Этика делового общения по горизонтали кратко

Обновлено: 03.07.2024

Ø слаженностьи сплоченность,обеспечивающие взаимопомощь, поддержку, возможность опереться на коллег не только в деловых, но и личных проблемах;

Ø доброжелательность,в атмосфере которой человек, не стесняясь, может проявить себя как личность и как профессионал;

Ø чуткость и тактичность, которые не переходили бы в назойливое, нетактичное вмешательство в его личнуюжизнь;

Ø терпимостьк особенностям и недостаткам людей, умение принимать их такими, каковы они есть, ценить их индивидуальность.

Формируются все эти качества коллектива на основе морально-психологической общностилюдей, предполагающей:

· наличие групповых интересов и потребностей, объединяющих членов коллектива не только в служебное время, но и в неформальной обстановке;

· ориентацию на общие нравственные нормы и ценности, что помогает предотвратить серьезные конфликты и разногласия;

· сходство мнений в оценках, как производственных проблем, так и вопросов, выходящих за рамки служебных интересов (политика, культура, мода);

Кроме перечисленных качеств коллектива большое значение для самочувствия и работоспособности людей имеет ряд других обстоятельств.

2. Наличие в коллективе слоев,отличающихся типом поведения и способом взаимодействия с другими:

Совместимость и несовместимость проявляются через симпатию или антипатию людей друг к другу.

1. Самоуправление и контроль собственного поведения, формирование в себе качеств, необходимых делу, приятных окружающим, способствующих успеху и продвижению.

2. Координациясобственного поведения, темперамента, потребностей, интересов, настроения с окружающими. Недопустимо распускать себя, оправдываясь тем, что вы холерик или у вас неприятности дома.

4. Стремление к взаимопониманию, желание понять другого человека.

5. Способность к сочувствию, сопереживанию- это даже не требуемое (требовать этого нельзя), а скорее ожидаемое, желаемое.

• подчинение сиюминутных личных интересов стратегическим целям коллектива;

• умение не превращать деловые разногласия с коллегами в личную неприязнь и не переносить свои симпатии и антипатии на служебные отношения;

• стремление сохранить с коллегами хорошие отношения, которые не должны препятствовать деловой критике, способности аргументировано отстаивать собственную точку зрения;

• умение координировать собственную точку зрения с мнением коллег, вести коллективный поиск наиболее оптимального решения деловых проблем;

• способность проявить во взаимоотношениях с коллегами тактичность, стремление к взаимопониманию, сочувствию, сопереживанию.

Если вы стремитесь вызвать хорошее к себе отношение и желаете, чтобы подобные отношения установились между всеми коллегами, то следуйте следующим советам:

• искренне интересуйтесь людьми, проявляйте внимание к их делам и проблемам;

• доброжелательно и как можно чаще улыбайтесь людям, и они ответят вам тем же;

• запоминайте имена людей и обращайтесь к ним по имени и отчеству: людям это нравится;

• умейте слушать собеседника, побуждайте человека говорить о том, что для него наиболее важно, и он будет благодарен вам;

• говорите с людьми о том, что интересует их, а не вас;

• дайте собеседнику почувствовать себя личностью, вызовите в нем чувство самоуважения, и он будет бесконечно благодарен вам.

Принципы этики делового общения между руководителем и подчиненным, коллегами.

Владимир Лавриненко доктор философских наук, профессор, академик РАЕН и Международной академии информатизации, заведующий кафедрой философии Всероссийского заочного финансово-экономического института (ВЗФЭИ)

В общении имеется ряд таких положений, следуя которым можно в значительной степени облегчить деловое общение, повысить его эффективность и избежать промахов в процессе взаимодействия с другими в бизнесе. Эти правила применимы к отдельным видам делового общения: "сверху-вниз" (руководитель — подчиненный), "снизу-вверх" (подчиненный — руководитель) и "по горизонтали" (сотрудник — сотрудник).

Деловое общение "сверху-вниз"

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным: какое поведение на службе приемлемо, а какое — нет. Эти нормы касаются прежде всего того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными. Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь эталоны и образцы поведения. Отметим некоторые из них.

  • Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей.
  • Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.
  • Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас скорее всего не поблагодарят. Если не поможет — на вас придется вся ответственность.
  • Никогда не давайте сотрудникам возможности заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.
  • Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
  • Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.
  • Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.
  • Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными.
  • Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая прежде всего два фактора: (1) ситуацию, наличие времени для нюансов, (2) личность подчиненного — кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Формами распоряжения могут быть: приказ, просьба, запрос и так называемый "доброволец". Приказ чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников. Просьба используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ. Вопрос лучше применять в тех случаях, когда вы хотите вызвать обсуждение, как лучше сделать работу или подтолкнуть сотрудника к тому, чтобы он взял инициативу на себя. "Есть ли смысл заняться этим?", "Как мы должны это сделать?". При этом сотрудники должны быть инициативными и достаточно квалифицированными. В противном случае некоторые могут воспринять ваш вопрос как проявление слабости и некомпетентности.

Этика делового общения "снизу-вверх"

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

  • Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
  • Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: "Как вы отнесетесь к тому, если бы. " и т.д.
  • Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только "да" или только "нет". Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит "нет", служит постоянным раздражителем.
  • Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
  • Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. "через голову", сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
  • Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

Этика делового общения "по горизонтали"

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одной организации. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.

  • Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
  • Если круг ваших обязанностей пересекается с кругом обязанностей ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
  • Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
  • Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.
  • Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

Этические нормативы делового общения и поведения должны описывать общую систему и правила, которых, по мнению организации, должны придерживаться ее работники. Эти нормативы разрабатываются с целью улучшить деловое общение на различных уровнях и в разных сферах деятельности организации. Цель их создания — установление нормальной атмосферы и определение этических рекомендаций при принятии решений. Каждое предприятие, если оно дорожит своей репутацией, будет стремиться к тому, чтобы утвердить у себя стандарты этики делового общения, являющейся важным компонентом бизнеса.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений – дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижении по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами.

Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните – что посеешь, то пожнешь.

Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет не удобно, даже если на это были объективные причины.

Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

Старайтесь слушать не себя, а другого.

Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все все равно выплывет наружу и встанет на свои места.

Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую нужно уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

2.2. Этические и культурные требования к выступлению в аудитории.

Публичное выступление - это устное монологическое высказывание с целью оказания воздействия на аудиторию. В сфере делового общения наиболее часто используются такие жанры, как доклад, информационная, приветственная и торговая речь.

2.2.1. Этапы подготовки и проведения публичного выступления.

В основе классической схемы ораторского искусства лежит 5этапов:

Подбор необходимого материала, содержания публичного выступления;

Составление плана, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности;

Заучивание, запоминание текста;

Сегодня в ораторской деятельности выделяют три основных этапа:

Каждый из этапов содержит перечень конкретных действий, которые можно представить в виде таблицы:

Докоммуникативный Коммуникативный Посткоммуникативный
1.Определение темы и цели выступления. Произнесение речи. Анализ речи.
2.Оценка аудитории и обстановки. Ответы на вопросы, ведение полемики.
3.Подбор материала.
4.Создание текста.
5.Репетиция.

Важно оценить состав будущей аудитории, заранее настроиться на своих слушателей, учитывая такие факторы: образовательный уровень, направление образования (гуманитарное, техническое . ), познавательные интересы, пол, возраст, отношение к теме и к оратору.

Всегда легче говорить, обращаясь к однородному (гомогенному) составу (дилетанты, специалисты, коллеги, студенты, люди одинаковых политических взглядов и т. д.). Чем однороднее аудитория, тем единодушнее реакция на выступление.

Обращаясь к молодежи, нельзя заигрывать, льстить, поучать, упрекать в незнании, некомпетентности, подчеркивать свое превосходство, уклоняться от острых проблем и вопросов.

Перед слушателями с высоким уровнем профессиональной или научной подготовки нельзя выступать, если нет новых взглядов, подходов к решению проблемы, нельзя допускать повторы, тривиальные суждения, демонстрировать свое превосходство, злоупотреблять цифрами, цитатами, уклоняться от существа проблемы.

В неоднородной (гетерогенной) аудитории произносить речь труднее. Если публика различна по составу, надо, по возможности, адресовать какой - то фрагмент каждой группе. Следует заранее подумать о том, что сказать отдельным, особо авторитетным, важным персонам, если вы знаете, что они придут.

Необходимо также выяснить численность аудитории. Большим количеством слушателей сложнее управлять. В огромной массе человек легковерен, склонен к обезличиванию, не способен к критике, видит все в черно - белых красках, реагирует на эмоции. Чем больше аудитория, тем проще, нагляднее, образнее следует говорить.

Следует узнать, в какой обстановке будет проходить выступление - в зале, в кабинете, есть ли там кафедра, стол, микрофон .

Кафедра помогает сконцентрировать внимание на ораторе, за ней надо располагаться свободно, непринужденно, установив и стараясь сохранять постоянно расстояние в 20 - 30 сантиметров между ртом и микрофоном.

Важное значение имеет и размещение слушателей в аудитории. Проксемика - наука о временной и пространственной организации общения - описывает следующие способы указанные в приложении 1.

Надо выяснить также после каких других речей планируется ваше выступление. Ведь каждая последующая речь должна быть интереснее по содержанию и форме, чем предыдущая.

Непосредственные - материал, добытый автором из жизни путем наблюдений, собственного опыта:

личные контакты, беседы, интервью;

воображение - мысленное создание новых картин, образов, проектов на основе прошлого опыта с элементами творчества.

а) официальные документы:

б) научная и научно - популярная литература;

в) художественная литература;

г) статьи газет и журналов;

д) передачи радио и телевидения;

е) справочная литература: энциклопедии, словари;

ж) результаты социологических опросов.

Материал публичного выступления может быть теоретическим и фактическим.

Насыщенность речи тем или другим типом материала зависит от жанра. Так, в отчетном докладе требуется приводить множество фактов, чтобы доказать положения и убедить слушателей. Материал выступления должен быть достоверным. Предварительно проверяют точность информации, цифр, дат, цитат, имен.

Систематизируя материал, оратор создает план, продумывает композицию, логику изложения, составляет и редактирует текст.

Подготовка письменного текста имеет много преимуществ. Написанную речь можно проверять, исправлять; она легче запоминается и дольше удерживается в памяти. Писать следует на отдельных листах, на одной стороне. Опытный оратор может ограничиться составлением тезисов, конспекта или развернутого плана выступления.

Деловое общение за столом

Деловое общение осуществляется в рамках ролевых социальных моделей: это взаимодействие начальника и подчиненного, когда позиции выстраиваются на основе взгляда сверху вниз или снизу вверх, а также коллег и партнеров, имеющих возможности реализовывать коммуникацию иначе – по горизонтали. Все эти три ролевые модели результативны, если опираются на этику и психологию, социальные нормы и ценности.

Этикет и этика в деловом общении

При рассмотрении трёх моделей взаимодействия: сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали – нужно иметь в виду и знания об иерархичности и субординации. Однако важно видеть отличия: субординация – сугубо деловой термин, который применяется при описании этикетных норм и правил, а понятие моделей взаимодействия используются в рамках психологической науки и этики.

Реальная практика в деловой сфере также не обходится без этики: представителям бизнеса эффективнее общаться, если они уверены в порядочности и нравственности своих коллег и партнёров, и при подборе кадров сотрудников все стараются найти надёжных, достойных и честных.

Руководитель – подчинённый: этика деловых взаимоотношений и правила для начальника

Руководитель и его манера поведения, личностные особенности и стиль общения с подчинёнными оказывают на коллектив прямое влияние. Строить планы и стратегию развития компании или её отдела, отдавать приказы и распоряжения, распределять должностные обязанности, доверять ответственность и устанавливать тактические правила – цели топ-менеджера на уровне управления. Главная задача на уровне социальной ответственности – выстроить такие связи и отношения, которые бы содействовали работоспособности отдела и поддерживали здоровый нравственно-психологический климат между коллегами.

Первое лежит в сфере профессиональных компетенций и зависит от сферы деятельности, а второе – должно опираться на семь этических требований.

  1. Направленность на сплочение коллектива. Одна из ключевых социальных установок – создать коллектив, основанный на двух составляющих: во-первых, всем членам коллектива необходимо осознавать и принимать его цели и ценности, во-вторых, коллектив должен уважать каждую личность, индивидуальность.
  2. Справедливость. Сотрудники имеют равные права не только на привилегии, но и на наказания: по заслугам и по одинаковым критериям.
  3. Требовательность. Недобросовестность и ошибки сотрудника должны быть замечены, названы и наказаны: если позволить подчиненным обмануть себя или просто создать подобное впечатление, то авторитет может быть подорван.
  1. Конструктивная критика. Справедливая, доказательная, профессиональная, никогда и не при каких условиях не направленная на личность и самость человека. Делая замечания, важно быть тактичным и понять причины ошибок подчинённого: это поможет их быстрому устранению и исправлению ситуации.
  2. Доверие. Умение раскрыть потенциал сотрудников. Передоверяя ответственность, делегируя полномочия, уважая самостоятельность и поощряя инициативу, руководитель не просто формирует коллектив профессионалов, но и облегчает свою работу.
  3. Преданность. Отстаивание интересов коллектива, умение быть его частью – это то, что только увеличит несомненное уважение и ответную верность всех его сотрудников.
  4. Уважение и беспристрастность. Если руководитель предъявляет подобное требование к себе, то может и имеет право настаивать на обязательном их исполнении и внутри коллектива.

Подобные психологические установки формируют фигуру лидера: если формальный руководитель является лидером внутри коллектива, то есть шанс, что эффективность слаженной команды даст реальные позитивные результаты – бизнес-успехи и деловые победы.

Подчинённый – руководитель: этика деловых взаимоотношений и правила для работника

Секретарь рядом с руководителем

Подчинённый берет на себя роль более низкую по статусу и субординации

Подчинённый берет на себя роль более низкую по статусу и субординации. Однако сотрудник в психологическом плане, на уровне личности, остаётся для руководителя равным партнером, профессионалом в своей области, поэтому обладает важными правами и возможностями при общении с ним. При этом потребуется пять важных способностей и умений:

  1. Честность.
  2. Ответственность.
  3. Умение не соглашаться, критиковать и проявлять инициативу: деликатно, уважительно, с соблюдением субординации.
  1. Умение включить руководителя в события коллектива. Сообщать о том, что происходит внутри коллектива, необходимо грамотно: только о существенном и важном, влияющем на весь коллектив; обязательно делать это открыто, с предоставлением различных сторон и позиций.
  2. Доброжелательность. Уважительность к руководителю ни в коем случае нельзя путать с почтительностью и чинопочитанием: современный руководитель и коллеги на нездоровую, слишком робкую и пристрастную боязненность не смогут ответить уважением, воспринимая её как раболепие.

Этика деловых взаимоотношений по горизонтали: коллеги и партнеры

Группа деловых людей

Основополагающая психологическая сложность общения между коллегами внутри коллектива – это конкуренция

Социальные условия деловой среды специфичны: во-первых, опираются на социальные роли, а во-вторых, основываются на иерархичности и стремлении людей занять более высокий статус и расти не только профессионально, но и подниматься по карьерной лестнице. Поэтому основополагающая психологическая сложность общения между коллегами внутри коллектива – это конкуренция. Сделать её эффективным механизмом, поддерживающим всю социально-психологическую модель, в руках не только топ-менеджера, но и самих участников коллектива: достаточно быть не только конкурентами, но и сотрудниками, коллегами, выполняющими единую задачу.

Аналогично выстраиваются отношения между партнёрами, топ-менеджерами, представителями различных организаций и компаний, которые, являясь соперниками, должны поддерживать деловые и рабочие контакты не только между собой, но в первую очередь между компаниями и коллективами.

Ни одно из этих требований не нарушает и не вступает в противоречие с возможной конкуренцией, наоборот, будет способствовать её здоровью и чистоплотности.

Этика делового общения опирается на психологию и другие гуманитарные науки. Знание природы человеческой личности и социума позволяет не просто применять этикетные правила и следовать нормам, но и встраивать эффективные, подвижные, мобильные модели поведения, которые можно подстраивать под индивидуальные особенности коллектива и его всегда неповторимых представителей.

Видео: Принципы эффективной обратной связи

Читайте также: