Живопись древней греции кратко

Обновлено: 05.07.2024

Крито-микенская культура в сочетании с дорийским геометрическим стилем послужила основой для возникновения и развития искусства Древней Греции.

Древнегреческая культура с ее демократичностью и гуманистическими идеалами формировалась в условиях борьбы народа — демоса — против аристократии. В большинстве греческих полисов утвердилось республиканское правление, лишь в Спарте и в нескольких других центрах к власти пришла аристократия, но и здесь одержала верх не монархия, а олигархическая республика. Особое мировоззрение греков, воспитанных в таких традициях, отразилось в искусстве. Объектом изображения художников и скульпторов стал свободный, сильный и смелый человек-гражданин.

В период с VII по VI в. до н. э., названный эпохой архаики, борьба народа за свои права еще не была завершена. В начале VI в. до н. э. внутреннее рабство (долговая кабала крестьян) в Греции было отменено. С этих пор рабами становились только пленные чужеземцы. Почти все слои населения Греции принимали активное участие в политических баталиях. Быстро развивались культура и искусство: философия, поэзия, архитектура, скульптура и живопись.

Как и крито-микенские мастера, художники эпохи архаики часто изображали сцены спортивных состязаний, игры с быком. Но их произведения не отличались динамикой и прихотливостью линий, свойственными эгейскому искусству, а тяготели к устойчивости форм, симметрии, точности в передаче человеческих пропорций.

С течением времени бытовая тематика в работах древнегреческих художников начинает занимать главное место. В результате этого изменяется и художественный язык, становясь более реалистичным. Так возникает краснофигурный стиль, главное отличие которого от чернофигурного в том, что черным становится фон, а фигуры — красными. Они теряют свои силуэтные качества и становятся более пластичными и выразительными.

Одним из самых значительных мастеров краснофигурного стиля был живший в конце VI в. до н. э. вазописец Евфроний, несколько творений которого хранится в Эрмитаже. Замечательна созданная им ок. 500 г. до н. э. ваза с удивительно поэтичным изображением мужчины, юноши и мальчика, любующихся летящей ласточкой.

Хотя росписи греческой архаики уравновешенны и упорядоченны, в них отразилось светлое и радостное мироощущение их создателей.

Евфроний (?). Пелика с ласточкой. Ок. 500 г. до н. э.

Евфроний (?). Пелика с ласточкой. Ок. 500 г. до н. э.

Греческая классика

Классическое искусство Древней Греции основывалось на традициях греческой архаики, поэтому в произведениях мастеров нового периода, наряду с их реалистичной убедительностью и живой непосредственностью, заметны черты рациональности и упорядоченности.

В середине V в. до н. э. Греция достигла своего наивысшего расцвета в области экономики и политики. Большую роль сыграла блестящая победа объединенных греческих городов, возглавляемых Афинами, над сильной и могущественной Персией. Несмотря на то что войска персов во много раз превосходили по количеству армию противника, Греции удалось разгромить врага в решающей Марафонской битве, а позднее — в морском сражении под Саламином.

Главным культурным центром в ту эпоху также являлись Афины. Общественное устройство этого города-государства было демократичным: избирательным правом пользовалось все его мужское население (за исключением рабов — чужеземцев-военнопленных). Каждый свободный гражданин мог быть избран на любую, даже самую высокую, государственную должность. Женщины и рабы, среди которых встречались люди образованные (врачи и педагоги), не имели гражданских прав.

Многие жители Афин были ремесленниками и, имея собственные мастерские, получали также жалованье от государства, работая в качестве живописцев, скульпторов, ткачей, каменщиков, чеканщиков, золотых дел мастеров, кожевенников, шахтеров и др. Трудились не только рабы, но и все свободные граждане Греции, не считая это унизительным (в отличие от римлян). Особым уважением пользовались представители художественных профессий.

Искусство Греции в V в. до н. э. достигло вершины своего расцвета. Всем известны имена великих драматургов — Софокла, Эсхила, Еврипида и Аристофана. Создавали свои творения греческие скульпторы, среди которых были знаменитые Мирон, Фидий, Скопас, Лисипп, Поликлет и Пракситель.

Процветала живопись, но, к сожалению, ее памятников сохранилось очень мало, хотя нам известно, что греки ценили и почитали своих художников, в числе которых были Аполлодор, Зевксис, Полигнот, Паррасий, Апеллес и др. Известно, что Полигнот делал росписи на стенах общественных зданий. Его фрески представляли эпизоды из греческих мифов и легенд. Аполлодор и Зевксис занимались станковой живописью. Созданные ими картины украшали жилища горожан или хранились в специальных помещениях — пинакотеках. Современники восхищались способностью живописцев реалистично и убедительно писать с натуры и тонко передавать душевное состояние моделей. Уже в те далекие времена художники умели мастерски применять светотеневые эффекты, использовать иллюзорность, добиваясь абсолютного сходства с предметом изображения. Античные источники рассказывают, что Зевксис настолько достоверно написал виноградную кисть, что птицы пытались клевать ее.

Орфей. Роспись кратера. Деталь. Ок. 450 г. до н. э.

Орфей. Роспись кратера. Деталь. Ок. 450 г. до н. э.

Однажды Паррасий разыграл Зевксиса: последний пытался отдернуть занавеску, изображенную на картине Паррасия.

Стремясь к достоверности в изображении натуры, художники классической эпохи в то же время старались отразить в своих произведениях возвышенную красоту. Дошедшие до нас источники рассказывают, что один живописец, работавший над образом Елены Прекрасной, пригласил в качестве моделей пять красивых девушек, т. к. каждая из них в отдельности не была для него совершенной.

Дошедшие до нас образцы греческой классической живописи представлены в основном на вазах. Если в эпоху архаики вазописцы стремились к тому, чтобы роспись соответствовала форме сосуда, то в последующий период мастера меньше заботились об этом, нередко перенося на вазы композиции, созданные известными художниками.

Возвышение Македонии в конце IV в. до н. э. стало началом разложения греческой демократии. Все свободные государства Греции перешли под управление македонского царя Филиппа II. В 336 г. до н. э. царем стал его сын, Александр. Разгромив в 334 г. до н. э. персов, он продолжил победоносное шествие на восток, завоевывая все новые и новые города. За 10 лет Александр Македонский создал огромную монархию, которой не было равных в мире. После его смерти держава распалась на отдельные государства. Правителями в них стали военачальники Александра — диадохи (преемники). С этого момента началась эпоха эллинизма. Данному периоду было свойственно соединение греческой и восточной культур. Эллинистическое искусство существовало в государствах диадохов, образованных в Египте, Сирии и Малой Азии.

Искусство Ранней классики содержало в себе идеи освободительной борьбы против персов, а также повышенного внимания к человеку, как к личности и гражданину. Как и в скульптуре, большое внимание художники отдавали реалистичности написанных полотен. Оценить живопись IV века можно только по дошедшим до нас сведениям древних авторов, и судя по всему, она достигла высокого уровня. Известно, что выдающимся живописцем того времени был Евмолп из Сикиона. В дальнейшем он создал школу живописи, базирующейся на научных принципах, что давало возможность сделать точный, завершенный рисунок. Его учеником был Памфил из Амфиполиса, взрадившем таких мастеров того времени, как Павзий и Апеллес. И если первый практиковался в основном на настенных и потолочных росписях (он же усовершенствовал живопись на воске), то второй в основном писал портреты и картины.

Апеллес

Апполодор Афинский — это он начал использовать в живописи эффект светотени

Остановимся немного на древнегреческом живописце Апеллесе. Предположительно он жил с 370 по 306 гг. до нашей эры. Главная его профессиональная заслуга в том, что он досконально изучил основы и художественные приемы сразу двух школ: Ионической и Сикионской. Таким образом, его творения заключали в себе лучшие традиции изобразительного искусства того времени.

Живопись V века до.н.э.

Фреска

Говоря о живописи Древней Греции, нельзя не отметить искусство светотени, которое впервые включил в свои работы Аполлодор Афинский. Он родился примерно в 420 году до Рождества Христова. За особую палитру полутонов его прозвали Тенеписцем. Аполлодора из Афин считают предшественником гениального Зевксиса. Живописец из Гераклеи, благодаря своему таланту, трудолюбию и манерой исполнения, очень быстро прославился и разбогател. Он писал столь реалистично, что его творчество породило много анекдотов, один из которых был связан с его вечным соперником — Парразием из Эфеса. Тот тоже был художником, но писал главным образом богов, героев и персонажей древнегреческой мифологии.

История следующая! Однажды Зевксис и Парразий решили устроить состязание, кто лучше владеет своим мастерством. Зевксис написал кисть винограда, да так натурально, что даже птицы, якобы, слетались, чтобы клевать чудесно нарисованные плоды. Соперник из Эфеса всего лишь изобразил портьеру, и гениальность изображения заключалась в том, что Зевксис спутал ее с настоящей.

К сожалению об этих художниках известно только из источников, оставленных человечеству от древних литераторов. Известно, например, что картины Зевкиса были перевезены из Рима в Константинополь, где все до единой сгорели в пожарах.

Вазопись

Вазопись — чернофигурный стиль

Отдельная тема для разговоров — древнегреческая вазопись, по сравнению с живописью достигшая более масштабного развития. Античные мастера покрывали росписями керамические изделия:

  • Амфоры — удлиненные сосуды с двумя ручками по бокам, в которых хранили вино и масло;
  • Кратеры — сосуды, по форме напоминающие перевернутый колокол, используемые для вина;
  • Килики или плоские чаши на высокой ножке — прообразы фужеров;
  • Гидрии — в этих высоких сосудах с тремя ручками хранили воду.

Керамические росписи изначально представляли собой черные изображения на красном фоне, но постепенно меняли стиль и совершенствовались в манере исполнения. Кроме чернофигурного стиля появились краснофигурные росписи, когда фон между изображением на красной поверхности обожженной глины покрывали черным лаком.

Древнегреческая культура представляется нам в виде белоколонных храмов и прекрасных изваяний. Мы знаем о великой античной философии и науке, театре и мифологии. Но не задумывались ли вы, что при таком развитии культуры, мы мало что знаем о древнегреческой живописи? Логично предположить, что она была не менее развитой, чем все остальные аспекты греческого искусства. Однако, к сожалению, сегодня нет практически ни одного образца древнегреческой живописи.

Наши знания о древнегреческой живописи говорят о том, что она была, в основном, представлена монументальными росписями . Ею украшались экстерьеры и интерьеры, как общественных сооружений, так и жилых домов. Работали греки либо в технике энкаустики восковыми красками, либо темперой.

Практически единственным сохранившимся примером монументальной живописи Эллады является роспись гробницы (её датируют примерно 5 в. до н.э.), обнаруженной в Пестуме в 1968 году. Среди сюжетов, украшающих стены этого погребения, была фигура человека, делающего прыжок в воду. По этой росписи и вся гробница получила название "Гробница ныряльщика" .

Интересно, что это изображение, скорее всего, нужно рассматривать, символически - ныряльщик совершает прыжок, но это прыжок из нашей жизни в иной, загробный мир.

Стены гробницы украшают сцены ритуального, буйного пиршества, называемого симпосией . Забавно, но именно от этого греческого слова происходит современный, и весьма серьезный термин - симпозиум . :)

Трудно судить по этим фрескам, насколько хороша была древнегреческая живопись в целом. Ведь это мог создать и не лучший мастер. Но очевидно, что доминирующим здесь является образ Человека , что было присуще всей культуре Эллады.

Как звали художника, оставившего нам эти свидетельства древнегреческого изобразительного искусства, мы уже вряд ли узнаем, но всё же история сохранила имена знаменитых художников Древней Греции: Полигно́т, Аполлодо́р Афинский, Пасса́ний, Тима́нф, Апеллес и др. Однако к сожалению, мы можем судить об их мастерстве лишь по отзывам их современников, так как ни одна из их работ не сохранилась. Поэтому приведу в этой публикации лишь легенды, связанные с ними.

Если верить давним свидетельствам, то уровень мастерства этих живописцев был просто фантастический. Так, например, Аполлодор Афинский, введя в палитру полутона, открыл метод светотеневой моделировки . За что получил прозвище "Тенеписец".

Знали греческие художники и о правильной перспективе. Считается, что первым стал применять это новшество мастер Агатарх .

Греки владели мастерством достоверной передачи фактуры предметов и материалов. Умели выстраивать многофигурные композиции и прекрасно изображать человеческое тело .

Есть свидетельства и о том, что греческие мастера научились изображать не только внешнюю сторону вещей, но и проникать во внутренний мир своих героев, правдиво изображая их характеры, эмоции и чувства . Так, например художник Тимомах , так сумел изобразить чувства, переполняющие персонаж своей картины Медею, что зрители плакали, глядя на неё, переживая вместе с героиней, любовь и жалось к детям, которых она собирается убить, потому как её терзают отчаяние, ревность, гнев, и желание мщения, своему неверному мужу.

Интересная история, по которой можно судить об исключительном мастерстве древнегреческих живописцев, дошла до нас, благодаря книге Плиния "О картинах" .

Рассказывают, что два талантливых мастера Паррасий и Зевксис устроили своеобразное состязание между собой, на звание лучшего художника. Оба они написали картины, и закрытыми тканью, вынесли их на улицу для всеобщего обозрения. Зевксис первым сорвал покрывало со своей работы. На холсте красовалась спелая виноградная гроздь, написанная настолько умело, что тут же налетели птицы и стали пытаться склевать нарисованные ягоды.

Зевксис признал своё поражение, ибо обмануть неразумных птиц можно, а вот обмануть глаз художника - на это способен только великий мастер!

Плиний нам оставил ещё один эпизод из жизни этого художника, где отмечал, что Зевксис был весьма строгим к себе и самокритичным. Вот слова римского историка:

Есть и ещё одна историческая легенда, участником которой был знаменитый художник. Жители города Кротона заказали ему картину, где бы изображалась " Елена Троянская ". Он же пожелал найти модель, из числа красивейших жительниц этого полиса. Тогда был устроен показ, где перед художником предстали самые прелестные из них.

К удивлению кротонцев ни одна из представленных моделей не удовлетворила запросам мастера.

Он отобрал пятерых, черты которых, слитые вместе, могли бы отразить красоту мифической царицы.

История гласит, что Зевсксис настолько был любим и почитаем, что ещё при жизни успел пожать плоды славы, и насладится безбедным существованием. В какой-то момент он даже перестал продавать свои работы, одаривая ими царей или полисы. Объяснял он это тем, что его картины вообще не имеют цены (в смысле - любая цена для них слишком мала).

Нужно отметить, что деятельность художников постоянно сопровождал соревновательный дух, пропитывающий все сферы жизни Древних Греков (об этом я писала в вводной статье о древнегреческой культуре). Поэтому не случайно история нам сохранила немало повествований о том, как художники вступали в творческие состязания друг с другом. Вот ещё один пример такой легенды. Она касается непревзойденного живописца, жизнь которого проходила в период эллинизма - Апеллеса .

Апеллес много путешествовал, и однажды посетил Родос, где решил навестить мастерскую местного художника Протогена . Не застав хозяина, Апеллес начертал изящную линию на свободном холсте и удалился, не назвав своего имени служанке. Протоген, увидив эту черту, сразу понял, кто у него был, но решил превзойти Апеллеса. И поверх заданной линии, нанёс другую, иным цветом, так, что всё внимание теперь переключалось на эту детатль. На следующий день гость опять зашёл в мастерскую и увидел "ответ" хозяина. Тогда, взяв кисть, он сделал так, что создалась иллюзия тающей линии (здесь есть разные трактовки перевода Плиния). Таким образом он закончил соревнование, потому что превзойти его уже было невозможно.

Интересно, что эти художники, можно сказать, открыли абстрактное искусство? И, есть свидетельства, что эта бессюжетная картина пользовалась спросом и вызывала восторг и удивление еще долгие годы, пока не погибла в одном из пожаров.

Кстати, Апеллес был приближённым, и даже другом самого великого полководца Александра Македонского . Об отношении Александра к этому художнику рассказывает следующая история.

Царь запретил писать свои портреты кому-либо, кроме Апеллеса. Однажды художник написал своего покровителя в виде Зевса, с молниями в руках. Эта картина была помещена в храме Артемиды Эфесской. Александр, увидев это творение произнёс, что существуют только два Александра - сын царя Филиппа, и Александр Апеллеса. И тут же добавил: первый непобедим, а второй - неподражаем!

Надо сказать, что жизнь художника вообще оказалась овеяна легендами. В том числе и о том, как художник нашёл свою музу и своё семейное счастье.

Однажды Александр Македонский, пожелал, чтобы Апеллес нарисовал Афродиту - богиню любви и красоты. В качестве модели, он предоставил художнику свою любимую наложницу - красавицу Кампаспу . Проводя с девушкой много времени, живописец влюбился в музу, и ужасно страдал, понимая, что она принадлежит царю. Александр же, увидев печаль своего художника, всё понял и подарил Апеллесу свою возлюбленную.

Хотя, о создании картины, с изображённой на ней Афродитой есть и другая история.

В ней рассказывается о том, как Апеллес и великий греческий скульптор Пракситель не на шутку увлеклись одной женщиной - гетерой Фриной. Она же на городских праздниках, посвящённых богине любви, всегда выбиралась на роль Афродиты, настолько женщина была хороша.

И вот оба мастера решили создать её изображение в этом образе: один в скульптуре, а другой - в живописи. Скульптура Праксителя, известная под названием Венера Книдская стала первым в Греции скульптурным изображением обнаженного женского тела, и наделала много шума (об этом тоже есть чудная история). Именно Праксителя, согласно легенде, предпочла красавица Фрина. (О развитии древнегреческой скульптуры читайте в этой статье )

А вот образ, рожденный кистью Апеллеса не сохранился (как, кстати, и скульптура Праксителя), но его множество раз копировали, и возможно римская копия этой работы сейчас перед вами ниже:

Возможно, что если бы уцелел хоть один оригинал кисти большого древнегреческого мастера, то мы точно бы знали, насколько правдивы были отзывы историков о достижениях греков в этом искусстве.

Хотя всё таки, судить о том, какой была живопись Эллады мы можем. По сохранившемся до наших дней в изобилии росписям на керамических изделиях. Но об этом я расскажу в следующей статье . Читайте. :)


Искусство Древней Греции изучается во всех своих проявлениях. Оно формировалось и развивалось на протяжении большого промежутка времени и являлось фундаментом римской и современной культуры.

Греческая керамика

Историю Древней Греции на 5 отдельных периодов, тянувшихся с 3 тысячелетия до н.э. и до 5 века н.э.: Крито-микенский, Гомеровский период, Архаический, Классический и Эллинистический.

Говоря кратко про изобразительное искусство Древней Греции, следует отметить, что оно дошло до нас благодаря сохранившимся керамическим вазам. Именно на них большинство ремесленников оставляли свои рисунки. В более древние века декоративно-прикладное искусство было представлено геометрическими фигурами, из которых составлялись орнаменты. Главным отличием живописи Древней Греции стала характерная только эллинам меандровая роспись как ваз, так и рисунков на одеждах и зданиях.

В классический период к этим двум методикам добавился еще один вид живописи – монументальный. Он использовался при изготовлении фресок и мозаик.

В росписи ваз использовалось только два цвета. Рисунок выполнялся либо красным цветом на черном фоне, либо наоборот. Чернофигурный метод использовался немного раньше краснофигурного.

которые читают вместе с этой





Именно греки открыли игру светотени, автором которой стал Апполодор Афинский, а также первыми стали оставлять автографы под своим творением.

Древнегреческая амфора

Рис. 1. Древнегреческая амфора.

Музыка и театральное искусство

Классическими жанрами древнегреческого театра были комедия и трагедия, а его неотъемлемой частью является хор.

Наиболее популярными произведениями оставались гимны богам и богиням, а также народные песни, среди которых выделялись крестьянские, свадебные и поминальные.

Среди театрально-хоровых песен преобладали элегии, исполняемые под флейту, и оды.

Скульптура

Высочайшим достижением античности являются древнегреческие скульптуры. Зарождение скульптуры происходило во времена Гомера, а в архаическую эпоху были созданы лучшие статуи и ансамбли. Уникальным достижением греков во времена античности стало подчеркивание красоты человеческого тела как высшего идеала. Многие статуи героев и богов представляли их без одежды, указывая на это превосходство над обычным человеком.

Скульптура Геракла

Рис. 2. Скульптура Геракла.

Литература

Бюст Аристотеля

Рис. 3. Бюст Аристотеля.

Что мы узнали?

Именно в Древней Греции появились зачатки театрального, изобразительного и музыкального искусства. Заложенные в Древней Греции основы используются даже современными творцами.

Вместе с архитектурой и скульптурой развивается древнегреческая живопись.

Принцип светотени

В период расцвета классического искусства в живописи был изобретён (затем утрачен и восстановлен снова) принцип светотени. Родоначальником применения данного открытия стал древнегреческий художник Аполлон Афинский, которого стали называть Теписец.


Он первый включил в палитру полутона. Ему последовали другие живописцы: Зевкеис, Паррасий, Тиманф. Творчество данных мастеров отмечается глубокой эмоциональностью и реалистичностью. Использование светотени положительно сказалось на развитии реализма в живописи.

Вазопись

К сожалению, монументальная живопись не обрела должного внимания в Древней Греции. Популярнее была вазопись, поскольку носила художественную и утилитарную функцию. Изделия из глины искусно расписывались орнаментом или сюжетами из жизни богов и людей.


Со временем менялся рисунок и стиль росписи. Рисунок, как правило, был плоскостной, графический. Впоследствии учёные по осколкам ваз узнали многое об истории, государственном устройстве, культуре Древней Греции, быте простых людей, интерьерах, костюмах. Часто на греческих вазах присутствовали нарисованные мифологические сюжеты.

Орнамент

Ярче всего древнегреческая живопись проявилась в орнаментах, расположенных на архитектурных сооружениях, и в произведениях прикладного искусства. Вначале в настенных рисунках присутствовали восточные мотивы (сфинксы, грифоны), затем всё чаще возникают изображения окружающей жизни и природы или геометрические символы.

Греческие художники древности обладали чувством меры и проявляли изобретательность, когда прорисовывали декоративные элементы, мелкие детали. Это сделало античное искусство эллинов неповторимым и самобытным.


Подлинных картин древних мастеров почти нет сейчас. Но исследователи при раскопках в Риме, Болгарии и других местах обнаруживают древнегреческие фрески позднеэллинского периода. Они иногда воспроизводят изображение более ранних образцов.

Читайте также: