Оболенский в челябинске кратко

Обновлено: 05.07.2024





В 1911 году Леонид поступил в гимназию в Нижнем Новгороде. В 1915 году семья переехала в Пермь . В 1919 году в Екатеринбурге Оболенский познакомился с приехавшим на фронтовые съёмки кинорежиссёром Львом Кулешовым и оператором Эдуардом Тиссэ и был откомандирован в Москву.

В годы гражданской войны шестнадцатилетний юноша Леонид Оболенский служил корреспондентом красноармейской газеты 3-й армии Восточного фронта.






Почти 20 лет Оболенский преподавал во ВГИКе, с первых дней института. Сначала вел занятия в режиссерских мастерских Кулешова и Эйзенштейна, затем преподавал технологию звукового кино. В 1940 г. стал доцентом кафедры режиссуры по технике и теории звукооформления, преподавал актерское мастерство и сценическое движение в киноактерской студии им. Б.Чайковского.




Из-за всесторонности интересов и чрезвычайной образованности над Леонидом Оболенским постоянно висела угроза ареста. Спасаясь, он ненадолго уехал в Ашхабад, где работал художественным руководителем оперной студии Дома народного творчества. Преподавал сценическое движение в театре, был звукооформителем Ашхабадской киностудии. Но в 1938 г. его все равно арестовали. Правда, ненадолго – меньше чем на год.

Л.Л. Оболенский был амнистирован со снятием судимости, но не был реабилитирован. В 1956 году, не имея права на жительство в Москве и ряде других городов СССР, переехал в Свердловск. В Свердловске режиссер с именем стал работать звукорежиссером и вторым режиссером, звукооператором Свердловской киностудии, режиссёром студии научно-популярных фильмов.



Оболенский увлекся телевидением, создавал научно-популярные и документальные картины, руководил клубами кинолюбителей. В 1962 году Леонид Оболенский приехал в Челябинск, где в течение 10 лет работал оператором и ведущим программ Челябинской студии телевидения.








Сниматься в кино Леонид Оболенский начинал ещё в 1920-е гг. вновь к актёрской работе он вернулся после долгого перерыва лишь в 1970-х. Это были годы второго рождения Оболенского-актера.









Просматривая эти фильмы, испытываешь какое-то редкостное ощущение при появлении в высшей степени одухотворенного лица, при звуке голоса — тихого, надтреснутого. У него в силу происхождения, воспитания, образованности такой уровень культуры речи, какой сейчас — явление почти уникальное.










Посетив квартиру, где Леонид Оболенский прожил несколько лет, я увидела много для себя интересного – фотографии, личные вещи, фототехника, книги и сделала несколько снимков.







Когда мы готовили пост про Оболенского, оказалось, что наша коллега Елена была знакома с Леонидом Леонидовичем. И мы попросили ее рассказать как это было…

В детстве я была знакома с Леонидом Леонидовичем Оболенским. Причём познакомилась с ним сама, когда мне было года три-четыре. Что-то я помню сама, что-то с рассказов мамы…

Как молдавские судьи реабилитировали Леонида Оболенского

<Как молдавские судьи реабилитировали Леонида Оболенского ></p>
<p>Молдавские Ведомости

Приговор по делу №658 неоднократно публиковался. Многие недоумевали: неужели Оболенский действительно работал на фашистов? Вот что он рассказал в ходе следствия в 1945 году.

В июле 1941 года доцент московского института кинематографии вступил в ополчение. Ополченцы сначала строили под Москвой укрепсооружения, потом вступили в бои. Оболенский вел кинохронику. Когда в октябре 1941-го в районе села Ярцево Смоленской области полк попал в окружение, кинооператор закопал винтовку и сдался немецкому солдату.

Побег в Кицканский монастырь

Затем актера переводят в некий дом отдыха в Измаильской области для добровольно сдавшихся в плен и изъявивших желание работать на немцев. В июле 1944 года его назначает туда командир 306 немецкой пехотной дивизии генерал Келлер. Официально - завхозом, негласно – для наблюдения за политическими настроениями отдыхающих и выявления кадров для комплектования школ ефрейторов и пропагандистов РОА. Но в августе 1944 года исход войны уже ясен, и Судейкин-Оболенский решает бежать. Он избавляется от военной формы и идет пешком от одного молдавского села к другому.

В сентябре Оболенский явился в Кицканский монастырь, представился иконописцем и постригся в монахи под именем Лаврентия. Но советскому разведчику А.Данилову, уроженцу этих мест, удалось узнать о прошлом монаха, и тот был арестован. Военный трибунал Кишиневского гарнизона приговорил Л.Л.Оболенского-Судейкина к десяти годам лишения свободы и пяти годам поражения в правах. Актер отсидел семь лет.

1989 год: новое расследование

Полковник Семенов оказался добросовестным человеком – захотел во всем разобраться. Дело передали следственному отделению особого отдела КГБ СССР по Одесскому военному округу, и там-таки разобрались. Но результаты проверки оказались не в пользу Оболенского.

Реабилитирован в Кишиневе

Но до сих пор многие из тех, кто знал Оболенского, считают его невинной жертвой. 19 ноября 1991 года актер умер в городе Миассе в возрасте 89 лет. Незадолго до этого получил звание народного артиста РСФСР. И в итоге 18 октября 2005 года посмертно все же был реабилитирован. Причем решение было принято в Кишиневе.

Документы Оболенского находились в архивах молдавских органов госбезопасности. Затребовав их, уголовная коллегия высшей судебной палаты РМ вынесла вердикт о прекращении дела за отсутствием состава преступления. Молдавский судья Валерия Штербец не посчиталась с выводами военной прокуратуры и одесских чекистов. Трудно сказать, кто конекретно пробивал это решение: людей, которым оно было выгодно, хватало.



Леонид Леонидович Оболенский (21 января 1902, Арзамас — 17 ноября 1991, Миасс, Челябинская область) – великий русский кинематографист, один из основоположников отечественного звукового кино. Блестящий актер, тележурналист, фотограф, искрометный собеседник, он был магнитом, притягивающим к себе молодых литераторов, художников, музыкантов.

В 1920-1921 годах учился в Госкиношколе (мастерская Льва Кулешова).

В июне 1941 года Леонид Оболенский ушел в ополчение и вскоре попал в плен. Фашисты, узнав, что перед ними бывший князь, отправили его в церковь, где он несколько лет помогал священнику. Вернувшись после войны домой, Оболенский был сослан в Сибирь, сначала в лагерь, затем на поселение под Минусинском.

Работал на различных студиях и в театрах Ашхабада, Печоры.

С 1955 года – актер труппы Минусинского театра, с 1956 – режиссер и звукорежиссер Свердловской киностудии.

В Свердловске он заново прошел все ступени режиссерской профессии – от ассистента до постановщика. Оболенский увлекся телевидением, создавал научно-популярные и документальные картины, руководил клубами кинолюбителей

В Челябинск Леонид Оболенский приехал в 1962 году и стал режиссером Челябинской студии телевидения. Он провел на Южном Урале три десятилетия своей жизни, был обвинен в предательстве, подвергнут травле и посмертно реабилитирован в 2005 году.

Его постоянно окружала молодежь, общаясь с которой, он не давал себе права стареть.

В 1991 году Леониду Оболенскому было присвоено звание Народного артиста РСФСР. Сразу, без Заслуженного. Такой чести удостоились немногие легендарные мастера. В том же году в возрасте 89 лет Оболенский скончался.

Последние годы жил в Миассе.

Символ веры Леонида Оболенского - http://mediazavod.ru/

Сегодня – 110 лет со дня рождения человека, который для многих, особенно для тех, кому посчастливилось общаться с Леонидом Леонидовичем Оболенским в последние десятилетия его жизни, прошедшие на Южном Урале, был не только примером легендарной творческой и человеческой биографии, но Учителем. Уроки Оболенского, сохранившиеся в памяти челябинского писателя Кирилла Шишова и строках писем самого Леонида Леонидовича, представляет эта публикация.

…Каждый челябинец теперь знаком с этим именем – Леонид Леонидович Оболенский. К 275-летию города не один изящный автобус с именем и изображением седого красивого человека стремительно пролетал по проспектам столицы Южного Урала.

Помимо ретроспективного показа фильмов и новых премьер, которые, как всегда, привлекут внимание земляков, хотелось бы познакомить широкий круг читателей с самой сущностью тех идей и мыслей, которые несет собой образ Леонида Леонидовича – свидетеля и участника эволюции русской культуры ХХ века, в которой он прожил с 1902 по 1991 год.

Уходят в прошлое страсти недругов и злопыхателей. Вершит доброе дело коллектив киноцентра, готовя новые издания воспоминаний соратников и друзей Леонидыча, исследователей его творчества, киноведов и даже историков.

У нас в России сегодня, когда отсутствует внятная культурная стратегия развития, само существование в Челябинске наследия жизненного пути личности такого масштаба, как Оболенский, – факт судьбоносный и, одновременно, животворящий, душеспасительный и необъятный по своим системным последствиям. И прежде всего – это факт наличия особенной личности, Персоны не только живого свидетеля и творца эволюции культуры в самые жестокие годы ХХ века, несущего в себе высочайшие взлеты авангардизма, эксперимента и классики, но и персоны гонимой, страдающей, обвиняемой и униженной до конца жизни! Осознающей свою вину (или невиновность), несущей ее достойно, со все возрастающей глубиной осмысления как собственной судьбы, так и судьбы своего поколения.

Оболенский – мой давний учитель жизни – сам будучи учеником и соратником многих титанов культуры (Эйзенштейна – в первую очередь), давно, с начала 60-х годов, уже внушил мне символ, четко сформулированный им затем в письмах к своей молодой жене Ирине в 80-х годах.

Обреченный и гонимый, он ни на секунду не терял своего творческого накала. В Миассе он обрел поддержку молодого поколения фотохудожников, остро мыслящих людей моего поколения, подлинных патриотов возрождения Урала. Он обрел там свою молодую любовь, страстью к которой наполнены все его письма последних лет. В этих письмах, написанных в провинции, – глубинное знание мировой культуры, религии, философии глобального масштаба, в чем легко убедиться, читая его блестяще сформулированные отточенные строки. Он хорошо знал и понимал Запад и Восток, стиль и характер жизни простых русских людей, что позволило ему в преклонном возрасте блестяще исполнять самые полярно противоположные роли – от двуличных священников и подлинных аристократов до деревенских мудрецов и оклеветанных изгнанников.

Теперь, спустя двадцать лет после его ухода, я понимаю, что именно в нем воплотилась рожденная в России (Л. Толстой) всемирная идея ненасильственного сопротивления злу, ставшая спасительной для таких стран, как Индия (Ганди), США (Кинг), ЮАР (Мандела).

Его символ веры – это путь противостояния унижению слабых, корысти сильных, разнузданности похотливых, жадности самоуверенных, когда личность добивается своей цели ценой только собственного страдания, самоиронии, терпения и соратничества с подобными себе изгоями.

Думаю, что в грядущих испытаниях молодого XXI века – века нарастающего хаоса и дезинтеграции, раскола цивилизаций и экологического коллапса – уроки жизни Оболенского, его нравственные максимы, выработанные отечественными пророками слова и мысли, которые он воплотил своей судьбой, эти ценности будут востребованы и спасительны именно молодым поколением Отечества нашего.

И тут нельзя преуменьшить или переоценить то культурное сокровище, которое есть у нас в Челябинске – музей-квартира (кинообразовательный центр) имени Леонида Леонидовича Оболенского.

Избранные фрагменты из писем Леонида Леонидовича Оболенского

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,
ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!

Читайте также: