Этические взгляды платона кратко

Обновлено: 04.07.2024

7. Этическое учение Платона

Учение Платона (427–347 гг. до н. э.) считают первой попыткой систематизации этических идей, которая была осуществлена философом на объективно—идеалистической основе. Разделяя рационалистические принципы своего учителя, Платон также поставил перед собой задачу формулирования общих понятий. Так же, как и Сократ, он избирал для этого дедуктивный метод исследования.

Сократ обнаружил несоответствие между существующим и должным в мире. Он выявил противоречие между общими моральными взглядами и их единичными воплощениями. Сократ так и не смог найти в реальном мире аналогов добра и красоты самих по себе. Платон продолжил исследование данной проблемы.

Этическую концепцию Платона можно разделить на две связанные между собой части: индивидуальную этику и социальную этику. Первая является учением об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, которое Платон связывает с гармонизацией его души.

Душу философ противопоставляет телу как раз потому, что телом человек относится к низшему чувственному миру, а душой способен соприкасаться с настоящим миром – миром вечных идей. Основные стороны человеческой души тем самым являются основой его добродетелей: разумная – мудрости, аффективная – умеренности, волевая – мужества. Человеческие добродетели тем самым имеют врожденный характер, они особые ступеньки гармонизации его души и восхождения к миру вечных идей. В восхождении человека к идеальному миру находится смысл его бытия.

А средством к его возвышению является презрение телесного, власть разума над низкими страстями. Обусловливаемая этими принципами, социальная этика философа полагает наличие определенных добродетелей у каждого сословия. Согласно учению Платона, правители должны обладать мудростью, сословие воинов – мужеством, а низшие сословия – умеренностью.

Используя жесткую политическую, а также моральную иерархию в государстве, можно достичь высшей добродетели. Эта добродетель – справедливость, которая свидетельствует, по мнению Платона, о социальной гармонии. Чтобы достичь ее, утверждает философ, необходимо принести в жертву интересы отдельной личности.

Таким образом, ключом к пониманию существа морали Платона является то положение, что содержание индивидуального бытия должно быть социально значимым. Эту идею Платона, как и другие его идеи, осмыслил и развил его ученик, Аристотель.

Учение Платона (427-347 гг. до н.э.) — первая попытка систематизации этических идей, осуществленная на объективно-идеалистической основе. Разделяя рационалистическую установку своего учителя, Платон также ставил перед собой задачу определения общих понятий, избирая для этого дедуктивный метод исследования. В результате оп пришел к обоснованию идеи дуализма мира: видимого мира явлений и сверхчувственного, потустороннего мира вечных идей.

Собственная этическая концепция Платона может быть разделена на две взаимосвязанные части: индивидуальную шику и политическую (или социальную) этику. Первая представляет собой учение об интеллектуальном и нравственном совершенствовании человека, связанном с гармонизацией его души. Душа противопоставляется телу именно потому, что телом человек принадлежит низшему чувственному миру, а душой может соприкасаться с истинным миром — миром вечных идей. Главные стороны человеческой души являются основой добродетелей: разумная — мудрости, волевая — мужества, аффективная — умеренности. Добродетели, носящие врожденный характер, — это своеобразные ступеньки гармонизации души и восхождения к миру вечных идей. В этом восхождении— смысл человеческого бытия. Средством возвышения является пренебрежение к телесному, власть разума над страстями.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

Психология философии Платона прямым образом основана на его этике и политической философии. В "век Зевса" философия становится базой для процесса, в котором отсутствует прямое попечение богов о человеке, а мораль и политика приобретают вид формы опосредованного закона для земной реальности. Этические взгляды Платона основываются на представлениях Сократа, где в основе лежит тезис о "добродетели, который есть знание". Естественно, что в данном контексте знание не столько совокупность сведений, навыков и умений, сколько глубокое понимание истинности мирового устройства, которое представляет собой императив для адекватного поведения философа. Владеть таким знанием может только тот, кто смог познать самого себя как мудреца.

Справедливость, мужество и мудрость – основные критерии добродетели

Совершенство человека заключается в его добродетельности. Хотя Платон много раз иллюстрировал проблематичность однозначного определения добродетели. В своих трудах он часто использует понятия справедливости, мужества, воздержанности и т.п. Наиболее яркое выражение человеческого достоинства он видит в справедливости. В текстах "Государства" справедливость описана как соединение воздержанности, храбрости и мудрости.

Воспитание справедливости происходит посредством ведения философского образа жизни и полного успеха может достигаться только в максимально идеальных для данного процесса общественных условиях. В случае, если воспитание человеческой души происходит в государстве, в котором придерживаются дурного общественного строя, то из человека может получиться откровенный злодей.

Платон говорил, что все души изначально имеют способность быть справедливыми. Некоторые при этом могут быть более мужественными, а некоторые благоразумно воздержанны. В "Государстве" Платон говорит о существовании трёх сословий, которые соответствуют трём началам души: мудрости, мужеству и воздержанности. Мудрость олицетворяют мыслители, мужество – стражи, а воздержанность – все остальные члены общества. Платон уверен, что только правильное сочетание всех добродетелей позволит создать справедливое общество и справедливого человека в нём.

Исследователи, которые занимаются изучением трудов Платона, много внимания уделяют ответу на вопрос, который заключается в том, планировал ли мыслитель в действительности создать такое государство или он считал, что такое возможно только на небесах.

Некоторые учёные утверждают, что Платон и в правду считал невозможным на земле создать идеально справедливое государство. Об этом говориться в IX книге "Государства".

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что Платон в своих трудах, рассуждая об идеальном государстве, в котором правит справедливость и мужество, предлагал нам образец, чтобы эту самую справедливость постичь. Типология настоящих форм государственного строя, которую представил Платон в VII и VIII книгах своего "Государства" раскрывает суть существующей политической конституции в "век Зевса". Идеальны пример, который пригоден для сравнения, даёт возможность отследить все отличия между ними.

Виды государственного строя

Платон в "Государстве" предлагает иерархию видов государственных строев. Он располагает их в порядке убывания с учётом того, насколько тот или иной строй подходит под его представление идеальности. По убыванию они располагаются следующим образом: монархия, аристократия, тимократия (правление честолюбцев), олигархия, демократия и тирания.

Интересен тот факт, что данная иерархия строев государства имеет зеркальную симметрию. Тирания представляет собой искажённое воспроизведение монархии, а демократия – как зеркальное отражение аристократии или власти избранных, олигархия – искажение тимократии.

Платон наиболее приемлемым для себя видел строй монархии или аристократии. Однако в "Законе" и в "Политике" он говорит о макетах или эскизах становления идеальной конституции.

Основная мысль "Политики" в том, что у власти находится идеальный правитель. Это позволило бы государству отказаться от вечных законов. Роль правителя изменять законы относительно современности. В самом общем виде деятельность правителя похожа на деятельность ткача. Подобно ткачу, совершенный руководитель должен сплетать воедино два самых наилучших типа душ – мужественный и благоразумно сдержанный. Именно результат такого труда, будет походить на прочную ткань, которая станет основой и защитой от внешних воздействий и угроз, и даже от внутренних разногласий. Под тканью мыслитель понимает сплочённый, справедливый и мужественный народ.

"Законы" посвящены в основном предпосылкам, которые были высказаны ещё в "Политике". Главная из них гласит: "Идеальных правителей ничтожно мало, и появляются они не в каждом поколении". На основе этого убеждения Платон предлагает ещё одну форму государственного строя, он назвал "демократией твёрдой руки". Он подразумевает беспрекословное соблюдение всех законов, которые регулируют все стороны жизни граждан – от военной до религиозной, от воспитания детей до способов проведения досуга. Данное государство устроено таким образом, что в нём есть место для рабов, слуг и наёмных работников, которые занимаются различными видами деятельности, свойственным полноправным жителям полиса.

Фундаментом государственного строя является воспитание.

"Государство" и "Законы" часто называют двумя вариантами воспитательной утопии Платона.

В данном контексте, воспитание служит для того, чтобы человеку прививать "чувство локтя" и общности дела. По мнению Платона, это выражается в образе жизни стражей. Их сообщество отличается тем, что не имеет имущества, ему характерно наличие жён и детей, а в общем виде оно представлено как семья (сексуальные отношения в которой регулируются мудрецами-правителями).

Ещё один способ связи в обществе между людьми – отношения ученика с учителем. Любовь к мудрости, которая характерна в основном старшему поколению, способствует тому, что воспитанник также будет открыт мудрости.

Особенность Платона в том, что во всех формах влюблённости, он видит стремление души к идеям прекрасного и блага.

Из-за того, что Эрос, сын Богатства и Бедности, представляет собой чистую интенцию, вечно неутолимое для смертного существа стремление, всегда существует угроза того, что чёрный, неблагородный конь души-упряжки попытается превратить любовь в страсть и вожделение.

Поэтому любовь Платон представляет, как божественное исступление и философское чувство, которое толкает человека к познанию мудрости. В силу этого стоит сделать вывод, что даже стремление к мудрости уже есть важная позитивная общественная сила, которая лежит в основе социума.

Вся философия Платона носит этический характер. Этика Платона рассматривает, во-первых, природу высшего блага, а затем осуществление этого блага сначала в действительности единичного человека (учение о добродетели) и, наконец, в деятельности общества (политика).

Благо не только заключается в себе самом, но оно осуществляется и в действительности. Оно есть творческое, божественное начало, чуждое зависти, которое, как солнце, дает всему и свет и жизнь. Оно есть не только вечный идеал, но и действительное благо отдельного человека и общества, дающее им счастье или блаженство (ευδαιμονια). Ηадача философа, обращающегося не к богам, а к живым людям, состоит в том, чтобы их в этом убедить; он должен показать, что добрая и прекрасная жизнь есть вместе и наиболее полезная, и наиболее приятная и счастливая. Мы видели, что философия Сократа носила эвдемонистический характер; он, как и все последовавшие за ним школы, отожествил благо со счастьем. То же делает и Платон. В чем же заключается благо человека? Заключается ли оно в наслаждении или в разумности человека? Разбирая этот вопрос, Платон подвергает критике как учение гедонистов, так и учение киников.




Если удовольствие есть высшее, безусловное благо, то выйдет, что человек тем лучше, чем более он наслаждается, а человек несчастный, хотя и добродетельный, должен считаться дурным. Далее, по учению гедонистов, самые сильные удовольствия суть физические, между тем эти последние неразрывно связаны со страданиями и предполагают их. Они возникают посредством удовлетворения потребностей и имеют отрицательный характер прекращения той или другой мучительной потребности, нужды, того или иного страдания (например, прекращение голода и т. д.). Такие удовольствия, обусловленные нуждою, страданием, не могут быть чем-либо ценным сами по себе. Это чисто относительные, нечистые, смешанные удовольствия, которые столь же легко обращаются в свое противоположное, когда наступает пресыщение.

К числу чистых удовольствий, которые не смешаны со страданием, принадлежат удовольствия эстетические и те, которые мы черпаем из познания. Наилучшая жизнь состоит в разумном соединении духовного и чувственного, в сочетании разума с удовольствием: высшее благо есть мера. Платон вернулся к исконному греческому идеалу. Благо обнимает собою все, что прекрасно, совершенно (ιχανον, αυταρχεζ), β чем осуществляется мера – все μετριον χαι χαιριον, ηатем сродное мере – разум (νουζ, φρονησιζ), οознавательную деятельность науки, искусства (δοξαι ορθαιχαι τεχναι), νаконец, часть удовольствий, украшающих человеческую жизнь.

Вся философия Платона носит этический характер. Этика Платона рассматривает, во-первых, природу высшего блага, а затем осуществление этого блага сначала в действительности единичного человека (учение о добродетели) и, наконец, в деятельности общества (политика).

Благо не только заключается в себе самом, но оно осуществляется и в действительности. Оно есть творческое, божественное начало, чуждое зависти, которое, как солнце, дает всему и свет и жизнь. Оно есть не только вечный идеал, но и действительное благо отдельного человека и общества, дающее им счастье или блаженство (ευδαιμονια). Ηадача философа, обращающегося не к богам, а к живым людям, состоит в том, чтобы их в этом убедить; он должен показать, что добрая и прекрасная жизнь есть вместе и наиболее полезная, и наиболее приятная и счастливая. Мы видели, что философия Сократа носила эвдемонистический характер; он, как и все последовавшие за ним школы, отожествил благо со счастьем. То же делает и Платон. В чем же заключается благо человека? Заключается ли оно в наслаждении или в разумности человека? Разбирая этот вопрос, Платон подвергает критике как учение гедонистов, так и учение киников.

Если удовольствие есть высшее, безусловное благо, то выйдет, что человек тем лучше, чем более он наслаждается, а человек несчастный, хотя и добродетельный, должен считаться дурным. Далее, по учению гедонистов, самые сильные удовольствия суть физические, между тем эти последние неразрывно связаны со страданиями и предполагают их. Они возникают посредством удовлетворения потребностей и имеют отрицательный характер прекращения той или другой мучительной потребности, нужды, того или иного страдания (например, прекращение голода и т. д.). Такие удовольствия, обусловленные нуждою, страданием, не могут быть чем-либо ценным сами по себе. Это чисто относительные, нечистые, смешанные удовольствия, которые столь же легко обращаются в свое противоположное, когда наступает пресыщение.

К числу чистых удовольствий, которые не смешаны со страданием, принадлежат удовольствия эстетические и те, которые мы черпаем из познания. Наилучшая жизнь состоит в разумном соединении духовного и чувственного, в сочетании разума с удовольствием: высшее благо есть мера. Платон вернулся к исконному греческому идеалу. Благо обнимает собою все, что прекрасно, совершенно (ιχανον, αυταρχεζ), β чем осуществляется мера – все μετριον χαι χαιριον, ηатем сродное мере – разум (νουζ, φρονησιζ), οознавательную деятельность науки, искусства (δοξαι ορθαιχαι τεχναι), νаконец, часть удовольствий, украшающих человеческую жизнь.

Читайте также: