Этические проблемы паллиативной помощи кратко

Обновлено: 04.07.2024

1.Понятие о паллиативной медицине. Задачи и цели паллиативной медицины.

Современная медицина нацелена, прежде всего, на лечение болезни с помощью медикаментов, хирургических вмешательств и других способов лечения. После осознания того, что профилактика более эффективна, чем лечение, мы стали принимать меры по охране здоровья населения, вакцинации и санитарному просвещению. Большинство ЛПУ здравоохранения разработаны для лечения и профилактики болезней. Однако, работая в этих службах, существует серьезная потребность, а именно: продолжающаяся помощь тем, кому не дано выздороветь. Работники здравоохранения имеют тенденцию сосредотачиваться на физических проблемах – болезни и лечении, тогда как паллиативная медицина признает, что человек – это не только тело. Наш интеллект, бодрость духа, наши чувства – все это составляющие нашей личности, так же как семья и сообщества, к которым мы принадлежим. Поэтому и трудности, с которыми сталкивается больной и его семья – это не только физические, но, возможно, и психологические, социальные и духовные проблемы. Иногда сложности, возникающие в одной области, могут обострить и другие проблемы (например, боли часто усиливаются, когда больной находится в тревожном или подавленном настроении). Только обращаясь ко всем составляющим личности, мы можем помочь человеку. Иными словами, речь идет о целостной помощи.

Цель паллиативной медицины – не удлинять или укорачивать жизнь, но повышать качество жизни с тем, чтобы оставшееся время – будь то дни, месяцы или годы – было максимально спокойным и плодотворным. Задачи паллиативной медицины.

1. Создание и сохранение качества жизни для пациента.

2. Контроль симптомов болезни.

3. Организация ухода за больным.

2. Принципы паллиативной медицины:

утверждение жизни и восприятие умирания как естественного процесса, который можно лишь затормозить;

поддержание уровня качества жизни пациента путем оптимального контроля всех тягостных симптомов болезни, в том числе боли;

оказание комплексной (мультидисциплинарной) помощи единой командой медицинских работников, специалистов по социальной работе, родственников, волонтеров и др.;

оказание оптимальной поддержки пациенту, чтобы он мог жить настолько активно и творчески, насколько это возможно, до самой смерти. Общение с природой, художественными и музыкальными ценностями, родственниками и друзьями улучшает качество жизни;

профессионализм, внимательное отношение, доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию членов команды паллиативной помощи. Все это создает атмосферу взаимопонимания и доверия между членами команды и пациентом;

организация системы поддержки и помощи семье в период болезни и после смерти члена семьи.

облегчение боли и других тягостных симптомов;

психологический и духовный уход с тем, чтобы больные могли осознать и принять ситуацию, подготовиться к своей смерти настолько полно, насколько это возможно в их положении;

создание системы поддержки и условий, чтобы помочь больным жить по возможности активно и созидательно до самой смерти, обеспечивая им самостоятельность, самоуважение и личную неприкосновенность ;

Лечение - процесс сложный, начинающийся от полного излечения, с одной стороны, и заканчивающийся контролем симптомов, с другой стороны.

При выборе подходящего лечения нужно иметь в виду следующее:

- возможности организма пациента;

- терапевтические цели и пользу от каждого вида лечения;

Существует несколько общих возможных направлений, которые может порекомендовать врач, оказывающий паллиативную помощь. При этом абсолютно объективных критериев, позволяющих прекратить специальное лечение, почти не существует - каждого конкретного больного следует рассматривать как уникальный случай. Тем не менее, при оказании помощи пациенту в терминальной стадии заболевания главным бывает вовремя перейти от специального лечения к активной паллиативной помощи.

- Общение с неизлечимым больным.

"Правда - одно из наиболее сильных терапевтических средств, доступных нам, но нам по-прежнему надо знать точный смысл ее клинической фармакологии и выяснить оптимальное время и дозировку к ее употреблению. Похоже, нам необходимо вникнуть в близкую связь между надеждой и отрицанием ее" (М.Симпсон, 2001).

Ф.Бэкону принадлежат слова "знание - сила". Знание врачом вопросов, касающихся здоровья пациента, кроме способности оказать помощь людям в бедственном положении дает ему одновременно власть над ними. Отказ раскрыть пациентам важную информацию об их здоровье может повлиять на способность пациентов принимать важные решения. Если "знание - сила", то пребывание в неведении означает пребывание в состоянии беспомощности и зависимости от врача.

Дилеммы раскрытия истинной информации и конфиденциальности возникают из существующего конфликта между правами пациента и обязанностями лечащего его врача.

Осознание пациентом неблагоприятного прогноза болезни (особенно при онкологической патологии) приводит, как правило, к длительной и тяжелой депрессии. В связи с этим в отечественной медицине существовала деонтологическая тактика не сообщать пациенту о возможном смертельном исходе. Однако, как правило, инкурабельные больные получают травмирующую их информацию по другим каналам. Поэтому необходимо ориентироваться на каждого больного в каждой конкретной ситуации. Говорить с человеком о его диагнозе нужно, если это будет способствовать более эффективному лечению. Ведь эффективность лечения зависит не только от того, как пациента будут лечить, но и от того, как он будет лечиться. Говорить с пациентом о сложности и проблемах заболевания нужно откровенно, если он настойчиво задает вопросы, оставаясь недовольным щадящими ответами. Иначе возникает недоверие врачу и медицине в целом, что не будет способствовать эффективному лечению.

"Надежда - это ожидание чуть большего, чем ничего, в достижении цели".

Правда имеет широкий спектр: от мягкости, с одной стороны, и при необходимости до жесткости - с другой. Пациенты всегда предпочитают мягкую правду. Насколько это возможно, рекомендуется сглаживать (смягчать) первоначальное восприятие негативных слов. Например, лучше: НЕ: "У вас рак", А: "Анализы показывают, что это разновидность злокачественной опухоли"; НЕ: "Вам осталось жить 3 месяца", А: "Время возможно ограничено". Целесообразно использовать слова с положительными, а не отрицательными оттенками: НЕ: "Вы слабеете", А: "Энергию в настоящий момент следует поберечь".

- Забота о родственниках.

Забота о родственниках является неотъемлемой частью заботы об умирающем человеке. Удовлетворенная семья повышает вероятность удовлетворения пациента. Неизлечимая болезнь, поддающаяся контролю, снимает мрачное состояние с семьи, понесшей утрату. Очень легко забыть про родственников, т.к. они не хотят беспокоить доктора, поскольку он "очень занят". Инициатива к общению на уровне "родственник - врач" должна исходить со стороны врача и поддерживаться им. При этом не стоит забывать, семья не может запретить врачу обсуждать диагноз и прогноз с пациентом.

-Ятрогения - нарушения психогенного характера в состоянии здоровья пациента, возникающие как следствие (или неправильное толкование) слов, поведения и действий медицинского работника.

При ятрогении возможно как появление чисто невротических реакций с новыми для данного больного симптомами, так и усугубление ощущений, связанных с имеющейся болезнью.

Еще за 2 тысячи лет до нашей эры говорили, что "врач лечит словом, растением и ножом". Слово стояло на первом месте. Примечательно, что слово "врач", известное в русском языке уже с XI века (как считают филологи) происходит от слова "врать", которое в старину означало не "лгать", а просто - "говорить". То есть, врач считался человеком, умеющим заговаривать, влиять на больного силою слова. Слово врача может способствовать выздоровлению, но оно же может и усугубить или вызвать болезнь.

Паллиативный уход отстаивает право пациента на "хорошую смерть", а различия между пассивной и активной эвтаназией и естественной смертью могут быть весьма размытыми в условиях паллиативного ухода. И все-таки философия паллиативной медицины состоит в том, что намеренное прекращение жизни пациента никогда не является необходимым, если симптомы пациента контролируются, Хоспис и паллиативная помощь - альтернативы эвтаназии. Врачи и медсестры должны понимать, что их долг - поддерживать жизнь, а не поощрять идеи пациентов убивать себя или ускорять наступление смерти.

Ни закон, ни общественная мораль не согласны с тем, что каждый имеет право требовать, чтобы другое лицо было ассистентом при завершении его жизни.

Важной этической проблемой является также вопрос равноправия и распределения ресурсов. Равноправие означает равную доступность ресурсов системы здравоохранения (в том числе - хосписной помощи) для всех граждан в соответствии с их нуждами, независимо от финансового положения, классовой, религиозной или расовой принадлежности.

Все пациенты в терминальных стадиях активного, прогрессирующего заболевания, для которых основной целью лечения является облегчение или предотвращение страданий и поддержание качества жизни, должны иметь доступ к паллиативной медицинской помощи в амбулаторных и стационарных условиях.

Паллиативная медицина имеет реальную возможность продемонстрировать эффективность мер по повышению качества жизни больного и его родственников, по контролю патологических симптомов, в том числе болевого синдрома, а не просто удовлетворенность пациентов; доказать эффективность проводимых затрат, сравнимых с альтернативными формами медико-социальной помощи.

"СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ" И

Профессиональная деятельность медицинских работников, оказывающих паллиативную помощь больным с прогрессирующими формами хронических заболеваний в терминальной стадии, как никакая другая сфера деятельности, связана со значительными психоэмоциональными нагрузками и сопровождается влиянием комплекса эмоционально негативных факторов, вызывающих у сотрудников неадаптивную реакцию на стресс, возникающий в результате работы.

Термин "синдром эмоционального выгорания" был введен в 1974 г. и означает долговременную стрессовую реакцию, возникающую вследствие продолжительных профессиональных стрессов различной степени интенсивности. "Синдрома эмоционального выгорания": ". это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере".

Профессиональное "выгорание" характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях - бесчувствием и негуманным отношениям к пациентам, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и др.

"Синдром эмоционального выгорания" представляет собой выработанный личностью механизм психологической защиты в ответ на систематические психотравмирующие воздействия. Следовательно, под "выгоранием" принято принимать процесс, при котором ежедневное воздействие факторов стресса, связанных с оказанием помощи умирающему человеку, постепенно приводит к проблемам со здоровьем психологического и физического характера, возникающим у врачей и сестринского персонала.

Необходимо также учитывать тот факт, что среди медицинских работников широко распространено стремление заниматься самолечением и скрывать проблемы с собственным здоровьем от администрации, коллег по работе и членов семьи.

При анализе факторов, потенциально влияющих на развитие данного синдрома, выделяют социально-демографические (пол, возраст, психологический климат в семье и др.),

профессиональные (место работы, специальность, стаж работы, заработная плата и т.д.) и личностные факторы (эмоциональная устойчивость, фрустрированность, доминантность и др.).

"Синдром эмоционального выгорания" может не только негативно влиять на оказание медицинской помощи инкурабельным пациентам, снижая качество профессиональной деятельности, но и неблагоприятно отражается на состоянии психического и соматического здоровья самого медработника и коллег по работе.

Для "синдрома эмоционального выгорания" характерно чувство хронической усталости, эмоционального истощения и опустошенности, смена настроения, раздражительность, неудовлетворенность работой, толерантность к просьбам пациентов о поддержке и помощи, грубость, депрессия, личностная отстраненность, формальность при выполнении профессиональных обязанностей, нарушение межличностных отношений, приводящее к конфликтам на рабочем месте и др.

Известно, что в паллиативную медицину идут врачи и медицинские сестры, обладающие определенными положительными качествами характера (доброта, интеллектуальность, открытость, тонкость восприятия эмоционального состояния окружающих, способность понимать поступки людей и др.).

Более подвержены "синдрому эмоционального выгорания" оказываются те медицинские работники, которых отличают такие личностные качества, как повышенное чувство ответственности, готовность всегда придти на помощь больному, стремление быть нужным, желание оказать психологическую поддержку, высокая степень нравственного долга перед больным и желание соответствовать определенным этико-деонтологическим требованиям, переживания по поводу своей профессиональной компетентности и др.

Кроме того, у сотрудников хосписа, испытывающих трудности в разрешении собственных проблем и недостаточно хорошо справляющихся со стрессами, может отмечаться преобладание эмоциональных отношений над профессиональными и инициирование собственных переживаний о смерти.

Медицинские работники при общении с инкурабельным больным и его родственниками должны по возможности создавать обстановку оптимального психологического климата с учетом личностных особенностей пациента, стадии заболевания и длительности проводимого лечения. Такая психологическая поддержка, исходящая от врачей, медицинских сестер, членов семьи больного, а также волонтеров и представителей различных религиозных конфессий, способствует адаптации пациента к новым условиям своего существования, не позволяет ему "уйти в болезнь", снимает излишнее эмоциональное напряжение и агрессию.

Однако необходимо отметить, что на этом положительном психологическом фоне медицинский персонал, работающий в паллиативной медицине, подвергается постоянному воздействию острых и хронических стрессогенных факторов, следствием чего являются различные психологические реакции, состояния, обуславливающие отрицательные специфические психосоматические и личностно-характерологические проявления, существенно снижающие их качество жизни, т.е. проблемы паллиативной медицины, касающиеся качества жизни, не обходят стороной и занятых в ней сотрудников.

Работа с умирающими и их родственниками чрезвычайно сложна и требует больших душевных затрат.

У медицинских работников происходит переосмысление собственной системы жизненных ценностей. Меняется направленность работы. Надо научиться находиться рядом с пациентом, а не просто выполнять свои функциональные обязанности.

Очень сложно прийти к пациенту не для того, чтобы сделать инъекцию или проверить его состояние, а просто находиться рядом (дать пациенту чувство уверенности, сопереживания) всегда, когда пациенту это присутствие необходимо.

Надо научиться справляться со своими негативными эмоциями, причины которых могут быть различны (работа, семья, состояние здоровья и др.) и честно осознавать причину их возникновения, прийти на работу и "забыть о домашних делах и личных проблемах", что не всегда просто и что порой усиливает психоэмоциональную дезадаптацию.

Наряду с этим после работы врачам и медицинским сестрам необходимо пытаться воспитывать у себя правило - не нести те эмоции, которые накопились за день, домой и не выплескивать их на родственников.

Острыми являются проблемы соприкосновения медработников со смертью, "неуспешностью" лечения. Инстинктивный страх смерти заставляет пациента искать поддержки у окружающих и в первую очередь - у медицинских работников. Известны случаи, когда пациенты несколько часов перед смертью крепко сжимали руку медсестры и как бы "тянули" ее за собой. Такие эмоциональные переживания вместе с пациентом отражаются на психике и самочувствии медицинского персонала.

Иногда бывает трудно принять пациента таким, каков он есть. Не всегда пациент вызывает симпатию у окружающих, может быть раздраженным, обозленным. Поэтому воспитание в себе безоценочного отношения у медицинского работника является важным моментом для успешной работы.

Такое же отношение должно быть и к родственникам пациента.

Проведенное М.Е.Липтугой (2006) исследование показало, что наиболее сложная проблема в работе медперсонала хосписов - это общение с родственниками пациента.

Так ответили 41,6% опрошенных медработников.

Зачастую, наблюдая за происходящими изменениями в состоянии близкого человека, родственники пациента с этим не могут примириться: отрицают диагноз, требуют дополнительного обследования, настаивают на операции и т.д.

Смерть пациента, даже в результате неизлечимой болезни и, несмотря на предупреждение медицинских работников о приближении смерти, может быть полной неожиданностью для родственников. Часто персонал становится объектом агрессивных реакций родственников пациентов. Тяжело также в момент агонии пациента объяснить присутствующим родственникам, почему ему не проводятся реанимационные мероприятия, особенно когда они настаивают на этом.

Тяжело наблюдать за пациентом, безуспешно ожидающим прихода родственников. Некоторые сводят заботу об умирающем родственнике только к внешним атрибутам: ежедневным беседам с врачом, выясняя, когда же наступит улучшение, или связывают ухудшение состояния с вводимыми препаратами, и при этом одновременно отказывая больному в элементарных психологических и гигиенических просьбах, перекладывая их выполнение на медицинский персонал.

При всем этом медработникам не следует обижаться, а важно помнить, что родственники пациента тоже нуждаются в поддержке и забота о них является неотъемлемой частью заботы о пациенте.

Состояние неуверенности, беспомощности, чувство тревоги, растерянности родных передается пациенту и отрицательно влияет на его самочувствие. Сознание того, что есть кто-то, к кому можно обратиться в случае необходимости, придает семье уверенности и благоприятно отражается на настроении пациента.

Необходимо помочь семье избавиться от чувства вины и беспомощности, которые могут сохраняться всю жизнь. В достижении этой цели необходимо проводить беседы с родственниками пациента, что тоже требует дополнительной психологической нагрузки.

top

Головне меню

Соціальні мережі

Інформація

Календар новин

ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ НД
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

Банери

Лічильники

Самуель Пфайфер пропонує узагальнений опис неврозів. Це психологічні розлади з певними симптомами хвороби, такими як тривога, манія, компульсивність, депресія, істерична гіперчутливість з певними особистісними ознаками, такими як комплекси, невпевненість, емоційна нестабільність і скрупульозність.

4 лютого 2022 року відбулася зустріч Голови Верховної Ради Р. О. Стефанчука з Всеукраїнською Радою церков і релігійних організацій (ВРЦіРО). З благословення Блаженнішого Митрополита Київського і всієї України Онуфрія у зустрічі взяли участь Голова Інформаційно-просвітницького відділу УПЦ митрополит Ніжинський і Прилуцький Климент та заступник Голови Відділу зовнішніх церковних зв’язків Української Православної Церкви протоієрей Миколай Данилевич.

30 грудня 2021 року відбулися загальні збори Асоціації капеланів в охороні здоров’я України. Даний захід проводився у форматі онлайн-конференції на платформі ZOOM. Очолив засідання президент Асоціації та Голова Громадської Ради МОЗ України з питань співпраці з ВРЦіРО Сергій Убогов.

27 грудня 2021 року у резиденції Предстоятеля УПЦ на території Свято-Успенської Києво-Печерської Лаври відбулося останнє у поточному році засідання Священного Синоду Української Православної Церкви.

В грудні 2021 року митрополит Львівський і Галицький Філарет завершив навчання в Національному університеті охорони здоров’я України імені П. Л. Шупика (Національна медична академія післядипломної освіти).

palliativ neurovita

Темы жизненного угасания долгое время являлась табу, хотя была, есть и будет сущностью, нормой и основанием жизни и природы. Смерть очень медленно и неохотно начинает восприниматься естественным явлением: уж слишком долго ее скрывали, а результат – многое утеряно в навыках ухода за безнадежно больным пациентом. И эти навыки просто необходимо воскресить.

Основные этические принципы паллиативной медицины:

  • Уважай жизнь
  • Допускай неизбежность смерти
  • Рационально используй возможные ресурсы
  • Делай добро
  • Своди к минимуму вред

Восприятие болезни, несомненно, уникально для каждой личности. Тем не менее, есть и некоторые сходства, которые, в основном, являются общими для многих пациентов. В начале болезни обычно имеет место возрастающий страх. Пациент сталкивается с наиболее тяжелыми душевными проблемами, в это время он испытывает неуверенность в себе, его чувства колеблются между надеждой и отчаянием. Ощущение разрушения своего внутреннего мира, которое испытывает пациент и которое часто не осознается многими близкими и друзьями, добавляет чувство изоляции ко многим другим их проблемам. Единственное, что остается делать в этой ситуации – это жить с человеком общей жизнью, поддерживать его своим пониманием и принятием его чувств, укрепляя в нем те надежды, которые реалистичны.

Пациент должен чувствовать, что делается все возможное для облегчения его проблем, в том числе и душевных. Если же у пациента сложилось впечатление, что это не так, то все ваши усилия добиться эмоционального контакта с ним уйдут впустую.

Основные этические проблемы паллиативной медицины:

Паллиативная помощь наилучшим образом осуществляется группой людей, специалистов этой области, работающих в одной команде и сосредоточенных на достижении наиболее полного благополучия пациента и его семьи.

Она включает в себя:

  • пациента,
  • его близких родственников и/или друзей,
  • врачей и медсестер,
  • психологов,
  • социальных работников,
  • в случае необходимости священника и др.

palliativ neurovita2

Для того, чтобы мы могли глубже понять философию паллиативной помощи, разрешите привести здесь определение роли медсестры, данное английским специалистом Вирджинией Хендерсон:

Конечно, для медсестры, специализирующейся на оказании паллиативной помощи, наиболее проявленной будет третья составляющая ее профессии – уход за пациентом в процессе его умирания.

Но в отношении семьи такого пациента отчетливо звучит профилактическая сторона медсестринской профессии. Предоставление родственникам пациента эмоциональной и практической поддержки, обучение основам ухода, разъяснение планов лечения и происходящих в состоянии пациента перемен, поддержание в близких уверенности, что с пациентом всегда поступают наилучшим для него образом - все это смягчает тяжесть стресса, в котором пребывают родственники, и предупреждает их повышенную заболеваемость в период утраты.

Деятельность медсестры, способствующая выздоровлению пациента, в паллиативной области представлена минимально, но всегда надо помнить, что в мировой медицинской литературе описано значительное количество случаев спонтанного исцеления, когда пациент с терминальной стадией верифицированного онкологического заболевания вдруг выздоравливает даже без получения какого бы то ни было противоопухолевого лечения.

В обществе существуют различные определения здоровья. Вот некоторые из них:

Если вдуматься в эти различные формулировки, то становится понятно, что хотя болезнь имеет значительный вес в том, что происходит с пациентом в терминальной стадии заболевания, но она определяет далеко не все. Ценность последнего определения заключается в том, что именно оно может отражать мнение тяжелобольного пациента, заинтересованного в решении возникающих проблем, но уже не слишком заинтересованного в излечении от своей болезни (в большинстве случаев он знает или догадывается, что от нее нет избавления). Любой специалист в области паллиативной онкологии также может поставить это определение девизом к своей работе.

Нельзя допускать, чтобы отделение паллиативной помощи считалось местом только для умирания. (По мировой статистике, в стационарах подобного профиля и хосписах умирает около 30% из поступающих пациентов, а остальные пациенты, после проведения курса лечения, выписываются домой). Поводами для временной госпитализации являются:

  • необходимость коррекции какого-либо тяжелого симптома,
  • необходимость дать отдых родственникам,
  • социальные показания (одинокий пациент, с уходом за которым не справляется выездная служба).

Духовная помощь важна в поддержке персонала и пациентов, но понятия духовного и религиозного не всегда совпадают.

Чувство единства команды должно быть выше различий между людьми и группами. Каждый должен постоянно ощущать, что кто-то заботится о нем, и с удовольствием помогать своим коллегам.

Следует поощрять открытое общение среди сотрудников.

Надо иметь желание продолжать задавать вопросы и ухаживать за пациентами все лучше и лучше.

В нашей команде работают чуткие сиделки, опытные медицинские сестры, высокопрофессиональные врачи. Как правило, городские стационары неработают с тяжелыми пациентами, стараются выписать пациента, если нет возможности предложить противоопухолевое лечение или нельзя рассчитывать на быстрый эффект от лечения, если высок риск осложнений. Мы не боимся тяжелых пациентов, это наш профиль.

Мы умеем с ними работать и любим свое дело.

Читайте также: