Эстетика в интернете кратко

Обновлено: 08.07.2024

Эстетика (от греч. aisthetikos — "чувствующий", "чувственный") — это наука о вкусе и красоте.

В философии эстетика изучает то, как человек с помощью творчества переживает реальность и познаёт её, что вызывает у него чувства удовлетворения и блаженства, а также чувство единения с миром или Богом.

В этом более узком плане эстетика — это то, как человек чувственно понимает реальность через музыку, технологии (например, фотографию), природу или еду.

То как эти вещи влияют на человека и, наоборот, как человек относится к ним. То как они формируют новое сознание — эстетическое. Оно построено на чувственном отношении человека, на его способности видеть и переживать красоту, совершенство, элегантность, безобразие больше, чем внутреннее содержание предмета.

Эстет — это человек, который 1) поддерживает идеи эстетизма; 2) ценит красоту и изысканность искусства и вещей в целом.

Эстетика в философии

Термин ввёл немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714–1762) в своей работе "Эстетика" 1750 г. Под эстетикой философ понимал науку о восприятии повседневной жизни с помощью чувств.

Эстетика изучает определённые категории (прекрасное и безобразное, комичное и трагическое) и каковы их пределы. Наука отвечает на вопросы, где начинаются и заканчиваются эти понятия, что такое вкус и чувство меры, что такое искусство и в чём его значимость.

Категории эстетики

Чтобы познать реальность с точки зрения эстетики, нужно понимать основные понятия, которые помогают чувственно определить предметы. Эти понятия формируют категории, которые эстетика изучает.

Философы расходятся во мнении, какие понятия наиболее важны. По одной из классификаций (Бычков В. В.) категорий пять:

  • эстетическое,
  • вкус,
  • прекрасное (красота),
  • безобразное,
  • трагическое, комическое, ирония.

Эстетическое

Это то, что вызывает у человека удовлетворенность и наслаждение от предмета познания. Это познавательный опыт, в результате которого человек достигает блаженства, катарсиса и получает радость.

Катарсис — это избавление от негативных эмоций с помощью искусства.

Умение, которое помогает выявлять красоту, критиковать её. Вкус определяет эстетическую ценность произведения искусства.

Прекрасное, красота

Одна из задач этики — определить, что такое прекрасное в искусстве и какие характеристики оно имеет. Красота входит в понятие прекрасного, но не равнозначно ему. Философы определяют прекрасное как нечто, что доставляет человеку удовольствие и вызывает чувство гармонии. А красота — это отличительная черта какого-то определённого объекта.

Эстетически прекрасными могут быть формы, линии, цвета.

Возвышенное

Категория эстетики, которая ответственна за эмоции не только удовлетворения. Возвышенное вызывает не только удовольствие, но и глубокое волнение, благоговение. Это одновременно чувство радости и ужаса. Человек понимает, насколько он мал; возвышенное потрясает его.

Безобразное

Категория противоположная прекрасному. Значит и чувства она должна вызывать противоположные: неудовольствие, отталкивание, антипатию.

В 19 веке безобразным считался авангард.

С искусством эту категорию связывает игра нашего воображения. Это способность представлять, которая приносит наслаждение и приводит к творческому результату.

Она является неотъемлемой частью эстетического опыта. А, по мнению некоторых философов, — даже составляет его основу.

Трагическое

В искусстве трагическое выражается через такой жанр, как трагедия. Тоже способно приводить к катарсису.

Комическое

Способность человека смеяться над искусством и жизненными обстоятельствами. Когда человек при этом получает наслаждение и радость, комическое становится предметом изучения эстетики. Получается, что человек с помощью комического в игровой форме выявляет суть реальности, обнажает её.

В искусстве комическое может быть представлено анекдотами, шутками, карикатурами, юмористическими рассказами, сатирическими картинами и т.д.

Ирония

Ирония убирает завесы, разоблачает. По мнению некоторых философов, она является причиной, почему искусство вообще существует, и содержится в каждом произведении.

Наиболее яркие примеры иронии в искусстве — это поп-арт и перформанс.

Читайте более подробно про Катарсис и Иронию.

Эстетические чувства и эстетические нормы

Категории эстетики вызывают в человеке эстетические чувства. То есть эмоции и переживания при созерцании произведений искусства. Например, чувство прекрасного и безобразного, чувство вкуса, чувство трагического и т. д.

А наше отношение к этим категориям контролируют эстетические нормы. Эти неписанные законы, которые формируют в нас представление об идеальном (или прекрасном, трагическом, безобразном). Выход за эти нормы приведёт к отсутствию эстетического феномена.

Эстетика в других сферах

Из философии эстетика перешла и в другие сферы: дизайн, технологии, музыку. Появляются новые отраслевые понятия: эстетика повседневности, эстетика природы, эстетика еды.

Человек занимается эстетической деятельностью, а результатами такой деятельности становятся произведения искусства (картины, скульптуры, музыка, книги, кино и т. д.).

Эстетика повседневности

Эта дисциплина пытается найти художественную ценность в предметах и явлениях повседневной жизни человека.

Так, течение поп-арт (массовая культура) находит эстетику в обычных, заурядных и шаблонных вещах: афишах, рекламе, фильмах для массового зрителя, любых предметов, которые окружают человека каждый день, и даже мусоре (так создаются арт-пространства и инсталляции) и т. д.

Пример произведения эпохи поп-арта: ярко-голубой велосипед на ярко-оранжевом фоне с зелёно-фиолетовыми цветами в корзине

Пример произведения эпохи поп-арта

Эстетика природы

Дисциплина, которая занимается изучением эстетического вида природы. Происходит обращение к природе для поиска красоты, придание ей художественной ценности.

Она также анализирует, как природа влияет в творческом плане на человека и как человек получает эстетический опыт из природы.

Розовые розы с зелёными лепестками, сфотографированные против солнца

Эстетика природы: красота и совершенство роз. Фотография приносит истинное удовольствие

Эстетика еды

Об эстетике еды или питания говорят, когда изучают, как внешний облик еды, сервировка стола и даже выбор тарелок и скатерти способствуют пищеварению и правильному усвоению пищи.

Эстетика еды изучает получение эстетического удовольствия от приёма пищи.

Пицца на белой тарелке, стоящей на деревянном столе, окружённая соусами и овощами с бело-красной скатертью в стороне

Эстетика еды: когда блюдо приносит не только чувство насыщения,
но и эстетическое удовольствие — от формы, ярких красок и красоты оформления

Мемы, видеоигры, дополненная реальность и фантастические фотофильтры — в 2020-м эксперименты с контентом в соцсетях стали массовой формой эскапизма. И пользователи, и бренды исследовали новые визуальные тренды, а заодно переизобретали старые, чтобы отвлечься от мрачных новостей.

Совместно с приложением PicsArt разбираемся, как менялась эстетика визуального контента в 2020-м — и что ждет нас дальше в 2021-м.

В 2020-м соцсети и онлайн-платформы стали главной публичной площадкой для общения и продвижения. Мы созванивались в Zoom, делились сценами из карантинной жизни в TikTok, смотрели концерты в Fortnite и Roblox, а бренды продвигали новые продукты в лайв-стримах и видеоиграх. Массовая миграция в онлайн повлияла и на визуальную эстетику — пользователи стали делать более живой и “антиглянцевый” контент, но в то же время полюбили AR-фильтры и виртуальные фоны. Команда приложения PicsArt весь год изучала тренды и статистику, чтобы понять, как менялся визуал и каким инструментам отдавали предпочтение пользователи и бренды в 2020-м.

Пандемия вызвала такой рост популярности видеоигр, что этому даже посвятили отдельную статью на Wikipedia. Animal Crossing, Fortnite и Roblox били рекорды скачиваний, а британские ученые выпустили свежее исследование, которое доказывало положительное влияние игр на психику. Тренд подхватили и бренды — они открывали в игровых пространствах свои магазины, проводили показы и презентации. Модный дом Balenciaga даже представил новую осеннюю коллекцию в формате видеоигры.

В PicsArt тоже вырос спрос на геймерский контент. Например, с марта на 1010% выросло число поисковых запросов по ключевым словам из популярных игр.

Игры в 2020-м помогали скрасить карантинное заточение и в то же время стали формой эскапизма. В результате границы между реальным и виртуальным стали стираться — эксперты называют этот эффект blurred gaming.

Растущий спрос на digital-декор, в том числе инструменты для создания персонажей и пространств в играх. Также растет спрос на кастомизацию интерфейсов — заставок и иконок на смартфоне, профилей в социальных сетях и микросообществах. Развивается и направление цифровой одежды — например, осенью Puma создала виртуальную коллекцию одежды с digital-дизайнером Региной Турбиной, а бренд Alexander Terekhov выпустил капсульную коллекцию digital-платьев. Инфлюенсеры тоже подхватывают этот тренд и все чаще примеряют цифровые наряды в сториз и публикациях. Эксперименты с digital-нарядами позволяют им создавать оригинальный контент, не выходя из дома.

В 2020-м цифровой слой стал казаться чем-то естественным и привычным. В Zoom пользователи даже во время деловых созвонов применяли виртуальные фоны с фантастическими пейзажами. В Snapchat одним из самых популярных фильтров стал Disney Princess — маска, который превращает человека в мультперсонажа.

Фильтры помогали приукрасить и улучшить реальность, которая в 2020-м не очень вдохновляла. В PicsArt в мае-июне неожиданной популярностью стали пользоваться фоны и шаблоны для виртуального выпускного — например, Virtual Graduation.

AR-фильтры тоже пользовались спросом в соцсетях, причем сценарии их применения не ограничивались одними только масками. Например, Gucci запустила эффект, с помощью которого можно было примерить виртуальную обувь бренда — а затем в один клик оформить покупку. Также многие компании создавали AR-игры и челленджи в сториз. Например, Audi запустила подобие гоночного симулятора в сториз — для управления автомобилем в игре пользователю нужно было двигать головой.

Ностальгия по 80-90-м годам: стикеры с олдскульной электроникой, VHS-видеофильтры, эстетика Microsoft Paint и другие атрибуты, которые поколению Z кажутся эффектами из далекого прошлого.

Яркие неоновые и даже киберпанковские элементы для добавления акцента и привлечения внимания.

Выверенная глянцевая картинка уходит в прошлое — даже инфлюенсеры отказываются от яркой обработки и откровенно постановочных кадров. Пару лет назад в Instagram возник тренд на Finsta — пользователи создавали альтернативный аккаунт для друзей, в котором публиковали “сырой” и честный контент “из жизни”. Постепенно эстетика Finsta стала новой нормой, а в Instagram даже появилась функция Close Friends, которая позволяла постить контент для избранной группы друзей. Сегодня блогеры все чаще показывают то, что раньше оставалось за кадром, более откровенно говорят о своих проблемах и даже рекламу подают в более нативном формате.

Эту стилистику подхватили и бренды — они заимствуют приемы микроинфлюенсеров, а на своих страницах публикуют не глянцевые фотосъемки, а необработанные кадры. А также привлекают к созданию контента пользователей или сотрудников — так аккаунт компании становится более живым, а его продукт — более привлекательным. Отличный пример — страница книжного магазина “Подписные издания” в Instagram.

Тренд хорошо отражает и Instagram компании Balenciaga — кажется, что это аккаунт студента фэшн-колледжа, а не крупного бренда. Другой интересный пример — контент Fenty Beauty, в котором регулярно появляются видеоролики с обычными пользователями, а также ироничные мастер-классы от основательницы бренда Рианны.

Конечно, полностью от обработки и фильтров никто не отказывается — просто они становятся более деликатными и незаметными. Digital-эффекты по-прежнему пользуются популярностью: например, в оформлении постов все так же часто применяются скетч-элементы, стикеры и эмодзи. Трендсеттерами обычно выступают микроинфлюенсеры — они первыми тестируют новые фильтры в приложениях, создают новые форматы, а компании уже заимствуют их приемы.

Впрочем, сегодня отследить, кто первым запустил тренд, становится все сложнее. Например, Zara использует скетч-элементы в своих соцсетях, но чаще такие детали можно встретить в аккаунтах блогеров-минималистов. Другой пример — бренд Monki, который в соцсетях публикует видео с субтитрами — недавно похожий фильтр мелькал у пользователей в сториз.

Пандемия ускоряет циркуляцию тенденций, потому что бренды хотят подстроиться под аудиторию, а аудитория все больше ценит аутентичный и живой контент. Поэтому границы между любительскими и профессиональными инструментами для обработки стираются, а сам контент приобретает DIY-черты — даже если его производит корпоративная студия с крупным бюджетом.

    Растущая популярность наивного digital-арта и любительского дизайна — эту эстетику возводит в абсолют, например, агентство Setters. В целом бренды все чаще будут подхватывать тренды.

В целом блогеры будут все больше влиять на функции популярных соцсетей и приложений. Так, в Instagram инфлюэнсеры часто создают текстовый контент — гиды и нарративы. И недавно соцсеть запустила формат Guides, который упрощает верстку.

Язык мемов становится новой формой грамотности для миллениалов и зумеров. С его помощью они не только выражают мысли, но и коллективно переживают сложные этапы жизни. Визуальная эстетика мемов не ограничена форматом. Например, набирают популярность так называемые Starter Packs — стартовые наборы, которые коротко отражают интересы или настроение определенной группы людей (например, стартер пак москвича). Этот формат давно знаком обычным пользователям, но теперь его подхватывают и бренды. Другой популярный пример — “вирусные” флаконы духов с ароматом ностальгии.

На визуальную эстетику огромное влияние оказывает и TikTok. Драматургия короткого видеоролика перетекает из блогерских видео в рекламу, а популярные эффекты и приемы монтажа плавно переходят в Instagram, Twitter, Snapchat и даже в телевизионную рекламу. В PicsArt блогеры с TikTok создают кастомные стикеры для видео и накладывают фильтры, а также ищут контент, связанный со звездами-тиктокерами. Так, наибольшей популярностью у нашей аудитории пользовались не Instagram-инфлюэнсеры, а блогеры из TikTok — например, Чарли Дамелио и Белла Порч.

Мемы как базовый формат коммуникации в соцсетях. Уже появляются сервисы знакомств, которые строятся на любви к одинаковым мемам — в будущем это станет нормой. А генераторы мемов становятся универсальным инструментом в арсенале пользователя.

Визуальные приемы будут мигрировать из одной соцсети в другую. Например, сториз уже становятся стандартным форматом на большинстве платформ. А Instagram все более активно продвигает свою альтернативу TikTok — сервис Reels. И такое массовое распространение форматов станет нормой.

И еще несколько трендов, о которых мы еще услышим в 2021 году:

Контент, сгенерированный нейросетями. Так, алгоритм GPT-3 уже пишет тексты для New York Times, и — вероятно — скоро будет массово применяться в копирайтинге. Визуальные эффекты тоже можно генерировать с помощью ИИ — например, создавать аватары, используя нейросети.

Среди подростков стали набирать популярность различные виды эстетик. Они различаются не только в моде, но и локациях, стиле жизни, музыке и т.п.

1. Одна из самых популярных - Dark academia.

Основные черты: книги, за́мки, библиотеки, классическая музыка, преимущественно строгая одежда. Плюс в том, что вдохновившись стилем dark academia, можно составить базовый гардероб в школу, университет или офис.

Преобладают пиджаки, клетка, короткие юбки или сарафаны, широкие брюки с ремнем и рубашки. В дополнение Вы можете надеть жилет - так образ станет не только стильным, но и трендовым.

2. Goblin core

Сначала может показаться, что образы эстетики goblincore мало отличаются от dark academia. Но первый подразумевает лесной домик (возможно такой, который показан в фильме про ведьм). Его называют "уродливая природа", но это совершенно не так. Ведь в одежде присутствуют элементы листьев, грибов, яблок - это вовсе не кажется некрасивым. Наоборот, близость к природе теперь демонстрируют через одежду, что не может не радовать - своеобразная пропаганда экологичности и разумного потребления.

Основные черты : натуральные материалы, вязаные кофты, преобладание коричневого и темно-зеленого цветов, элементы плодов, украшения под старину.

Никто и не задумывается, что эстетика — это, в первую очередь, раздел философии, а не красивая улыбка, сделанная в стоматологическом кабинете, или модные губы уточкой, сотворенные в клинике эстетической хирургии.

Картина

Вы будете смеяться, но вот определение эстетики из краткого словаря философских терминов:

Вот тебе и зубы, губы и носы. За что я люблю философию, так это за дебри слов, в которых можно заблудиться и почувствовать себя немного неандертальцем в набедренной повязке. Чтение философских словарей очень отрезвляет, когда начинаешь думать, что ты самый умный. Советую.

Если серьезно, то мы не напрасно связываем эстетику с гармонией и красотой, так как это две ее важные составляющие.

Давайте все же попробуем копнуть немного глубже и открыть для себя понятие эстетики с философской позиции, но чуть менее витиевато, чем в приведенном выше примере.

  1. Подходы к определению эстетики.
  2. Категории эстетики. Красота как главная категория.
  3. Искусство как предмет изучения эстетики.

Эстетика — это наука о красоте

Самое короткое и понятное определение эстетики можно сформулировать так:

Эстетика – это наука о красоте в жизни и в искусстве.

Это тот скелет, на который нанизываются уточнения и дополнения.

Сам термин Ästhetik придумал в 1735 году немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (1714 – 1762 гг.), взяв за основу слово древнегреческого языка αίσθητικός, что дословно означает чувственный, воспринимаемый чувствами. Баумгартен дал первое определение:

Эстетика – это наука о чувственном познании, которое постигает и создает прекрасное. Чувственное познание выражается в искусстве.

Чувственность для Баумгартена — это эмоции, ощущения, память, интуиция, воображение (что это такое?), остроумие — все, что можно отнести к области чувств, а не разума. Он первым выделил эстетику в самостоятельную дисциплину философии и наметил ее проблематику.


Теперь в противовес научному мировоззрению необходимо было выделить эстетическое, чувственный мир искусства.

Так и появилась эстетика – наука о прекрасном. Если уж мы решили упрощать, то новая триада будет такой:

    , про нравственность,
  1. эстетика – про красоту.

Конечно, философия с тех пор сильно расширила горизонты, обозначив целый ряд самостоятельных дисциплин в своем составе. Современное определение эстетики, вобравшее в себя опыт мыслителей, можно сформулировать следующим образом:

Эстетика – это дисциплина философии, предметами изучения которой выступают:

  1. чувственное, эстетическое восприятие мира человеком;
  2. искусство как высшая форма эстетической деятельности человека.

Категории эстетики

Категории в философии – это максимально общие понятия, в которых выражены самые важные отношения.

Основными категориями эстетики называют следующие понятия:

  1. прекрасное – безобразное;
  2. возвышенное – низменное;
  3. комическое – трагическое – драматическое.

Конечно, главная категория – красота, прекрасное. Понимание этой эстетической категории трансформировалось в разные эпохи. Идеалы красоты очень различаются не только во временном отношении, но и в географическом и даже в национальном.

Восприятие красоты

Предельно схематично проследить, как менялось восприятие красоты за последние 2,5 тысячи лет, можно в таблице.

Красота
АнтичностьНеотъемлемое объективное свойство действительности.
Средние векаБожественная природа красоты.
Чувственная, материальная красота греховна.
Эпоха ВозрожденияКрасота самой природы.
Искусство – зеркало природы.
Классицизм (что это?)Прекрасное равно изящному.
Красота формальна и целесообразна.
Новое времяПрекрасное – это чувственное выражение идеи, природная красота второстепенна, наиболее полно идея прекрасного выражена в искусстве.
Новейшее времяТолько человек через призму своего восприятия вносит красоту в природу.

Категории в эстетике тесно взаимосвязаны, часто одна прямо соотносится с другой – на фоне комического выделяется трагическое, на фоне низменного – возвышенное.

Искусство как предмет изучения эстетики

Эстетику часто называют философией искусства.

Искусство – это художественное творчество в целом, сюда включены и литература, и живопись, и музыка и все остальные художественно-образные формы познания мира. Дело в том, что искусство – это своеобразный концентрат, в котором наиболее ярко выражены законы чувственного восприятия действительности, поэтому оно и становится объектом изучения эстетики.

Вплоть до ХХ века все эстетические теории строились на базе искусства, и только новейшее время внесло в этот процесс свои коррективы. Проявления эстетики очевидны и в трудовой деятельности, и в быту человека.

Природа искусства, как и природа прекрасного, по-разному понималась в разные эпохи. В общем-то, вопрос открыт и по сей день, так как это явление не поддается рациональному анализу.

Написание картины

Заканчивая наш краткий обзор, остановимся на нескольких важных проблемах эстетики.

Вкус — это способность в принципе воспринимать и оценивать эстетические явления, различать прекрасное и безобразное, высокое и низменное, комическое и трагическое. Свой эстетический вкус можно развивать, но и движение в обратную сторону, к несчастью, открыто.

Перестаньте меня кусать

Краткое резюме

Эстетическое восприятие мира было свойственно людям еще в глубокой древности. На протяжении своей истории человечество развивало понимание эстетики. Люди искали красоту в природе, стремились создавать рукотворную красоту вокруг себя.

Думаю, во все эпохи существовало дурновкусие, цветет оно буйным цветом и в современном мире. Очень важно воспитывать в себе чувствительность к прекрасному, развивать эстетический вкус, чтобы не погрязнуть в болоте пошлости и фальшивок.

Автор статьи: Елена Румянцева

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (8)

Спасибо за хорошо изложенную информацию!

Сколько бы нам в детстве не говорили, что красота не главное, на деле это всегда оказывается неправдой и только вводит людей в заблуждение. Всем нравится смотреть на эстетически привлекательные вещи. Потому людей с приятной внешностью часто наделяют чертами, которые им не свойственны.

Нужно не только искать прекрасное вокруг, но и стараться максимально соответствовать этим стандартам, чтоб добиться успеха в жизни.

Красота вещь достаточно субъективная, значит и эстетика субъективна. Мы понимаем, что симметрия это вроде как красиво, но не всегда же симметричные лица нам кажутся красивыми.

Красота — очень растяжимое понятие, которое зависит от вкуса и предпочтений конкретной личности. Это делает критерии эстетики довольно размытыми, особенно в современном мире, где так популяризируется разнообразие и самобытность.

Значение эстетики и красоты сильно преувеличено. В современном мире важно чтоб вещи и обстановка были полезными и практичными.

Хороший вкус редко бывает врожденным, его нужно развивать. Потому, плохо, что эстетике уделяется так мало внимания в процессе обучения.

Эстетика неразрывно связана с гармонией к красотой, это понятие тонкое, ближе к ощущениям, но так или иначе, эстетику можно найти практически во всем!

Эстетика — это не для простого народа, а скорее для интеллектуалов и бездельников, которые имеют время её осмыслять.

Читайте также: