Единство исторического материала и художественного вымысла в романе петр 1 кратко

Обновлено: 02.07.2024

Напишите не большой( на лист примерно) конспект по этой биографии Л. Н. Толстого:

Кратко и только самое главное Лев Толстой – великий русский писатель и мыслитель, почетный член Императорской АН и академик изящной словесности. … Лев Николаевич родился 9 сентября 1828 года в Ясной Поляне Тульской губернии, в богатой дворянской семье. Обучался в Казанском университете, который позже оставил.

В октябре 1910 года Толстой тайком покинул дом и уехал на поезде. По дороге он резко заболел и был вынужден сойти в Астапово, где в доме начальника станции И. И. Озолина провел семь последних дней своей жизни. Умер великий писатель 20 ноября в возрасте 82 лет и был похоронен в лесу в Ясной Поляне на краю оврага, где в детстве играл с братом.

Конспект и план урока по биографии и творческому пути Л.Н. Толстого

План занятия

  • познакомить студентов с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;
  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  • развивать умение студентов вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

объяснение нового материала

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • иллюстрации к произведениям Л.Н.Толстого.

Структура занятия:

  1. Организационный момент (приветствие студентов, проверка явки и готовности к занятию)
  2. Мотивация учебной деятельности (обозначение темы, знакомство с целями урока, вступительное слово преподавателя для формирования мотивации студентов к освоению нового материала о биографии и творческом пути Л.Н. Толстого)
  3. Актуализация опорных знаний (фронтальный опрос)
  4. Изложение материала по плану:

1. Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого

V. Обобщение и систематизация изучаемого материала. Подведение итогов.

VI. Заключительное слово учителя. Запись домашнего задания.

  • познакомить студентов с жизнью и мировоззрением великого русского писателя Л.Н.Толстого;
  • вызвать интерес к личности и творчеству автора;
  • развивать умение студентов вести конспект: определять и записывать основные мысли, тезисы.

Оборудование:

  • портрет Л.Н. Толстого;
  • презентация PowerPoint (Приложение

Эпиграф:

Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…
А.А. Блок
Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

В этом году исполнилось бы 188 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Сегодня вы узнаете о судьбе этого талантливого человека. Надеюсь, что это знакомство разбудит интерес к творчеству и мировоззрению писателя, даст возможность лучше понять его труды, произведения. И начать мне хотелось бы со слов А.А.Блока, которые вынесены в эпиграф к нашему занятию «Толстой – величайший и единственный гений современной Европы, высочайшая гордость России, человек, одно имя которого – благоухание, писатель великой чистоты и святыни…” (

Запишите их в тетради.)

II. Оформление записи темы урока и эпиграфа в тетради.

III. Презентация биографии Л.Н.Толстого

– лекция учителя. Студенты составляет краткий конспект лекции.
Слайд 1–5.Приложение
Стих. Л.Озерова Он был смятеньем всех корней России, ствол ее и крона Певец ее трудов и дней, Ее серьмяга и корона. В нем встретились, схлестнулись в нем. Ее дворянство и крестьянство. В непостоянстве — день за днем — Ее живое постоянство Туляк в нем видит земляка, Родную душу парижанин. Рабочая его рука Своею мощью поражает, Своею нежностью, своей Неутомимостью, и, право, Из-за кустов его бровей Глядит колюче наша слава.

Этапы жизненного и идейно-творческого развития Л.Толстого.

Граф Лев Николаевич Толстой – потомок двух знатных дворянских родов: графов Толстых и князей Волконских (по материнской линии) – родился 28 августа 1828г. в усадьбе Ясная Поляна. Здесь он прожил большую часть жизни, написал большинство произведений, романы, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

). Литературный дебют сразу принес Толстому настоящее признание.

. Первые произведения Толстого поразили литературных критиков смелостью психологического анализа.

3этап:1860-1870 гг. Писатель, общественный деятель, педагог.

5этап: 1900-1910 гг. Люди и встречи. Исход.

Уход и смерть
Слайд 24–25.Приложение
В это время пишет роман “Воскресение” (1989–99)

Рассказ учителя(краткое изложение).

ЖАНР и КОМПОЗИЦИЯ.

Использованная литература:

Лев Николаевич Толстой – Биография.

Приложение.
Слово учителя:
А сейчас мы заполним хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

Перед вами краткое изложение биографии писателя и таблица с известными событиями его

жизни и творчества. Ваша задача найти правильную дату и поставить в пустую ячейку.

Хронологическая таблица жизни и творчества Л.Н.Толстого.
Слово учителя:
А сейчас мы заполним хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.

даты и события в жизни и творчестве Л.Н. Толстого.

Хронологическая таблица жизни и творчества Л.Н.Толстого

Конспект про жизнь и творчество Л.Н.Толстого

Продолжая традиции русской реалистической литературы, А. Н. Толстой создает роман “Петр I”, в котором органически сочетаются историческая правда (факты, события, подлинные герои) и художественный вымысел. В судьбе вымышленного героя, рядового человека изображаемой эпохи, выражаются ее основные конфликты, дух общественной борьбы, содержание идейной жизни. Писатель достоверно передает дух того далекого времени.
Личность Петра оказалась столь значительной в истории России, что сама по себе воздействовала на эпоху. Петр становится центром приложения действующих сил, оказывается во главе борьбы между поместным дворянством и нарождающейся буржуазией. Эпохе нужен был такой человек, как Петр, и он сам искал применения своим силам.
Действие романа разворачивается на огромном географическом пространстве: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных ее рубежей до Урала; это и европейские города, где побывал Петр. Повествование охватывает целую эпоху, ограниченную деятельностью главного героя романа — Петра. Писатель показывает Петра на протяжении двадцати пяти лет.
В романе изображены основные события того времени: восстание в Москве в 1682 году, правление Софьи, поход русской армии в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиеву лавру, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга. Объективная судьба главного героя определила построение романа. Однако еще до появления Петра мы вглядываемся в картины жизни допетровской Руси. Историческая неизбежность преобразований очевидна. Страна как будто замерла в ожидании коренных изменений в жизни. Это ощущается прежде всего в глухом недовольстве крестьян, мелкопоместного дворянства, бояр, стрелецких отрядов. Возникает вопрос о том, кто же сможет осуществить ожидаемые в обществе грандиозные преобразования. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны на это. В связи с этим интересно в романе противопоставление Василия Голицына Петру. Просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государственном и общественном устройстве предвосхитил многие идеи Петра. На этом фоне писатель рисует Петра, растущего и мужающего в играх потешного полка в глухом уголке загородного Преображенского дворца. Автор показывает, как история сама выбирает Петра, как объективные обстоятельства формируют те качества его личности, которые необходимы деятелю, влияющему на ход исторических событий.
Писатель воспроизводит жизненные связи и противоречия всех классов общества. Крестьяне, бояре, купцы, оппозиционные стрельцы, раскольники и солдаты, духовенство и придворные Петровского времени оживают под пером замечательного художника. В центре повествования — Петр и его ближайшие соратники: князь Ромодановский, купцы Бровкин, Елгу-лин, адмирал Головнин, Александр Меншиков, Лефорт и другие. Но из поля зрения А. Н. Толстого не выпадает и рядовой человек, человек труда. Писатель показывает творческий гений русского народа, без которого были бы невозможны никакие преобразования. Воспроизводя живой облик Петровской эпохи, автор не ограничивается обобщающими картинами жизни народа. Роль народа в Петровских преобразованиях раскрыта в романе значительно глубже. В калейдоскопе многочисленных персонажей не теряются образы простых людей из народа, умельцев, тружеников. Их золотые руки, смекалка, тонкое художественное чутье создавали чудеса техники и искусства, вбивали первые сваи для будущей российской столицы.
А. Н. Толстой показывает вольнолюбие русского человека, который чтит память Степана Разина, не склоняет головы перед угнетателями. Крестьяне, например, роптали и на самого царя, собирались в разбойничьи шайки и уходили в леса, присоединялись к раскольникам, в поисках воли бежали на Дон. Но было в отношении народа к царю и что-то другое: ропща и осуждая государя — “мироеда”, “антихриста”, — простые люди видели в нем необыкновенного царя-реформатора, не по-царски трудолюбивого, пытливого, простого в общении, отважного в бою. Не случайно писатель сводит своих героев из народа с Петром. Эти встречи и разговоры государя с людьми труда приоткрывают читателю его отношение к своему собственному народу. Голос народа звучит в авторской речи. В широком эпическом размахе повествования о России эпохи Петра I ощущается позиция писателя-рассказчика, который говорит от лица народа, оценивает прошлое с его точки зрения.
Именно эта позиция красноречиво свидетельствует о том, что рассказ о Петре и его времени в романе — эта справедливый и объективный суд народа над историей. Правдивое изображение роли народа в коренных преобразованиях русской жизни при Петре I и запоминающиеся портреты героев, многочисленные эпизоды и массовые сцены создают неповторимую картину Петровской эпохи.

перерывами все 3 0 - е годы и в войну , но он так и остал ся незавершенн ым.

Следует отмет ить, что оценки Пет ра и его прео бразований имели

диаметрально противополож ный характер. У одних – деспот, лишивший

страну нац ионально й самобытности, подчинивший ее неметчине. У других –

великий преоб разователь, распахнувши й окно в Европу и выведший Россию

А. Толстой, следуя тр адициям Пушкина, видит в Петре Первом прежде

всего национальн ого героя, по дчиняющего всю свою жизнь и деятельность

судьбе державы. А уж отсюда – вс е после дствия. Ка к п озитивные, так и

негативные : д ействовал он круто, жизней простых людей, положенных в

которого мы почему - то не замечаем, ибо все просто, естественно ,

непринужде нно, и далекое прошлое нарисова но со скульпту рной

осязаемостью уже с первых с цен романа. В них – ключ к художествен ному

смыслу произве дения, а м ожет быть, и ко всему творчеству писателя.

Первые страниц ы романа, открывающие повествование о су дьб е русского

народа и государства, вводящие н ас в рассказ о новых исторических п утях

России, имеют весьма бытовой характер. Вс помним начал о: « Санька

дети Бровкиных, потом появля ется хо зяин дома, запрягающий коня в сани, а

центром этой картины является образ Матери, Хранительницы очага, символ

Ничего и сторическ и значимого не происходит в э той бытовой картине,

но пере д нами целый мир исконно народной жизни в ее органической

целостности. На равных с человеком началах живет и действ ует вся живая и

неживая природа, все объединен о в целостную кар тину мира, все согласно и

прочно, и все у же сдвинул ось со своих мест, о бозначилось движение.

По мнению А. Толстого, писатель должен говорить от лица персонажа,

Роман Борисович Буйносов – человек, целиком находя щийся во власти

старых традиций. Но он поставлен в такие условия, когда со всех сторон на

него властно н аступает время. Вот он заходит в палату, смотрит на д очерей и

жену. Ему бы хотелось с холоду выпить чарку. Закусить чесн очком: «Водки

закуске отражено недов ольство боярина новым и временами и новым и

ему, который привык видеть на столе громадные подовые пироги,

приходится п одчиняться гастрон омическим нововведения м.

художествен ного содержания. Испол нена огромного социаль но -

исторического обобщения сцена казни полковн ика Цыклера, возглавившег о

заговор против Петра. Его не просто че твертуют. Кровь заговорщика сквозь

щели помоста льется в р аскрытый гроб Милославск ого, умершего три года

назад, - гроб по приказу Петра был привезен из р одового склепа на

двенадцати длин норылых свиньях… Происходит не только жестока я

физическая расправа Петра над политическим врагом. Таким способом он

стремится морально казн ить самый дух измены, витающ ий где - то

Федька Умойся Грязью, закованный в цепи и забивающий сваи

северной столицы; Голиков, поспешаю щий за Петром и боящийся наступить

на его тень, - эти и некоторые подобные им образы откровенн о символичны.

Чаще Толстой идет по пу ти максимальног о обобщения без выхода за рамки

бытовой достоверности, сохраня я всю неповторимость характера и

обстановки. Есть просто человек, эпизод из жизни… Но из подобных

эпизодов, наполн енных огромной, внутренне й содержательност и,

Центральный конфликт рома на – эт о классо вые противоречия ме жду

самодержавием и народом, борьба нового, прогрессивного, со старым,

отживающим, борьба русского народа с иноземными захватчиками за

национальну ю н езависимость. Создавая образ допетровской Руси, рисуя ее

беспредельные просторы и природные б огатства, Толстой проводит мысль о

необходимости коренных преобразовани й в жизни страны. Именно Петр,

считает Толст ой, смог понять п отребности времен и и стать тем деятелем, в

Петр дан в ста новлении, нарисован как личность, непрерывно

развивающаяся в ходе событий и активно воздействую щая на эти события.

Он показан к рупным н ациональ ным деятелем, понявшим и о существивш им

действительные потребности своего времени. Однако Толстой подчеркивает,

что преоб разовател ьная деятель ность Петра основывалась на у креплении

крепостнического строя. Сопоставля я Петра с Гол ицыным, одним из

передовых, образованны х д еятелей эпохи, Толстой говорит, что не ему вести

Действие охватывает огромное географическое пространство: это Россия от Архангельска до Черного моря, от западных рубежей до Урала, а также это европейские города, где побывал Петр. Время действия романа – двадцать пять лет жизни Петра.

В это время вписывается много событий: восстание в Москве в 1682 году, правление Софьи, поход в Крым, бегство Петра в Троице-Сергиеву лавру, борьба за Азов, путешествие Петра за границу, стрелецкий бунт, война со шведами, основание Петербурга.

Автор показывает, что в допетровское время страна будто замерла в ожидании перемен. Недовольны крестьяне, дворяне, бояре, стрельцы. Возникает вопрос, кто осуществит перемены. Ни Софья, ни царевич Иван, ни Василий Голицын не способны. Хотя просвещенный мечтатель, Голицын в своих произведениях об идеальном государстве предвосхитил многие идеи Петра. На контрасте Толстой рисует Петра, мужающего в играх потешного полка в загородном Преображенском дворце. Автор показывает, как сама история выбирает Петра.

Читайте также: