Эстетика в античности кратко
Обновлено: 05.07.2024
Больше,
чем хостинг.
Timeweb - компания, которая размещает сайты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!
Виртуальный хостинг
Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка
Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.
Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:
- доклассический период (Гомер) - архаика;
- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;
- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);
- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм. Архаико-эстетические идеи Гомерасвязаны с отождествлением
красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальна и доступна осязанию.
Проявлением философии антропоморфизма ранней классикиявляется пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-
Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.
Сократ,один из знаменитейших философов античности, считал, что:
• органы чувств лишены познавательной способности;
• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;
• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.
как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;
• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;
• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;
• есть два вида творчества: божественное и человеческое;
• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;
• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;
• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.
Основные эстетические положения Аристотеля:
• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;
• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;
• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;
• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;
• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;
• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;
• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;
• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;
• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.
В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.
Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:
• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);
• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);
• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;
• красота трансцендентна (Плотин);
• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;
• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);
• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;
• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);
• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);
Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин
• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;
• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);
Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.
Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.
В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:
• об отношении эстетического сознания к действительности,
• о природе искусства,
• о сущности творческого процесса,
• о месте искусства в жизни общества и человека.
Развитие эстетической мысли античности было тесно связано с философией и прошло несколько периодов:
- доклассический период (Гомер) - архаика;
- ранняя классика - философско-эстетические школы ранних философов (Пифагор, Гераклит Эфесский, Демокрит и софисты) до Сократа;
- зрелая классика (Сократ, Платон, Аристотель);
- эллинизм - стоицизм, эпикуреизм, неопифагореизм и скептицизм. Архаико-эстетические идеи Гомерасвязаны с отождествлением
красоты и божественного начала, искусства и жизни. Жизнь - это творчество, а творчество - это и есть жизнь. Поэтому рождение искусства - то же самое, что и рождение в природе. Красота для Гомера достаточно материальна и доступна осязанию.
Проявлением философии антропоморфизма ранней классикиявляется пифагореизм, представители которого утверждали, что числа - это мир. Ранние пифагорейцы при помощи наблюдения над металлическими пластинами и сосудами с разным наполнением водой установили числовые отношения интервалов между звуками разной высоты. Впервые слышимое становится видимым в знаках-цифрах. Эти цифровые выражения находят отождествление со стихиями природы и геометрическими формами. Пифагор объявляет число сущностью мира, представленной в му-
Демокриту приписывается взгляд на искусство как на деятельность, подражающую поведению живых природных существ. По сути, это первая формулировка теории мимесиса, в которой искусство рассматривается как подражание.
Сократ,один из знаменитейших философов античности, считал, что:
• органы чувств лишены познавательной способности;
• эстетическая деятельность является целесообразной и ее результаты необходимо оценивать, прежде всего, с позиций их необходимости;
• искусство - средство подражания действительности и изображения идеала.
как создают привлекательный вид путем слепого копирования чисто внешней формы истины, идеала или предмета;
• красота имеет три уровня: телесная, душевная и абсолютная;
• прекрасное - это проявление в нас божественного начала;
• есть два вида творчества: божественное и человеческое;
• искусство есть сфера применения человеческого мастерства, дар богов, мудрость и наука;
• искусство в руках мудрого правителя может стать средством воспитания народа;
• сущность музыки может быть отражена с помощью морального и умственного критерия, а не просто объемом доставляемого удовольствия.
Основные эстетические положения Аристотеля:
• искусство усовершенствует природу; искусство - процесс созидания и формирования предметов, то есть движение, вызванное в той или иной среде душой и рукой художника. Природа и искусство - движущие силы мира. Произведение искусства задано человеком на определенный срок, а в природе оно вечно;
• искусство - дело рук человека, подобное божественному созиданию;
• степень обобщения служит мерилом высшего качества как в области научных знаний, так и в подражательном искусстве;
• порядок, симметрия и сведение всех частей в единое целое свойственны всем видам подражания, но трагедия является образцом;
• высший продукт разума - форма, а форма - это симметрия, порядок и определенность, которые лежат в основе красоты и гармонии;
• основными источниками искусства являются интерес человека к воспроизведению жизненных явлений и его любовь к творчеству;
• искусство достигает своей цели, когда доставляет удовольствие, а удовольствие меняет свои формы в зависимости от характера искусства, от вкусов и возраста публики;
• в трагедии можно выделить фабулу, характеры, разумность, сценическую обстановку, словесное выражение и музыкальную композицию. Трагедия должна раскрывать причинную связь явлений;
• самое подражательное искусство - музыка, так как именно она наиболее точно отражает душевное состояние человека.
В александрийскую и римскую эпохи (эллинизм) появляется много трудов, посвященных изучению искусства: теоретических трактатов, исторических исследований, грамматик, каталогов и книг критического содержания.
Однако в это время было высказано некоторое количество новых эстетических идей, суть которых можно свести к следующему:
• выдвижение проблем истории и динамики искусства (Аристарх Самофракийский стал первым, кто начал объяснять литературные тексты, исходя из современных им общественных условий);
• деление красоты на мужскую и женскую - достоинство и грацию (Цицерон);
• красота - это то, что нам нравится, а искусство не есть простое подражание природе, так как в нем есть и то, чего нет в природе, то, что вкладывает в произведение художник;
• красота трансцендентна (Плотин);
• признание красоты художественной формы как таковой и красоты природы;
• идеальный образ находится в голове художника, которому необходимо только найти соответствующую материальную форму (Цицерон);
• зависимость таких эстетических свойств, как грандиозность и изящество форм, от взаимодействия со зрителем;
• признание произношения и звучания слова обратной стороной мысли (стоики);
• выделение пяти достоинств литературного стиля: безупречная правильность в употреблении греческого языка, ясность, лаконичность, точность и благородная манера выражения, свободная от просторечия (стоики);
Идеалистическая линия эллинизма наиболее рельефно обозначилась в неоплатонизме (Плотин, Порфирий, Ямвлих и Прокл). Свои идеи Плотин
• существует множество вещей, воспринимаемых нами как прекрасное (золото, сияние звезд), лишенных пропорциональности;
• внутренняя красота человека мало соотносится с принципами пропорций (одно и то же лицо, изменяясь в разных ситуациях, может вызывать разные ощущения);
Если стоики представляли в эллинизме материалистическую линию, то у скептиков ясно определились субъективистские и индивидуалистические тенденции. В области эстетики скептики выдвинули тезис о равносильности всех суждений. Это привело их к критике и низвержению всех существующих теорий. Положительным моментом в их деятельности было развитие логики суждения и опровержения.
Представители эпикуреизма (Эпикур, Филодем и Тит Лукреций Кар) высказывают мысль о том, что искусство доставляет такое же удовольствие, как еда или питье, поэтому оно не может оказывать влияние на волю человека и при этом не является подражанием природе. Искусство возникло из потребностей людей и обусловлено подражанием природе.
В целом античные философы сформулировали главные проблемы эстетической мысли:
Найдено научных статей по теме — 11
Искусство ранней античной эстетики
Специфическая особенность искусства античности периода классики состояла в том, что оно трактовалось как подражательство природе, космосу.
Эстетика бытия и античная математическая традиция
Эстетика бытия раскрывается с помощью таких понятий математики и философии, как симметрия, пропорция и мера.
Греческая античная эстетика и гносеология фольклора
Древнегреческая эстетика и гносеология фольклора раскрывает нам мир античного искусства и эстетических установок известных философов: Сократа, Платона, Анаксагора.
Античная культура в эстетике стиля бидермайер: к вопросу об интеграции
Порождающие модели в античной эстетике. Часть II. Практическая эстетика
Порождающие модели в античной эстетике. Часть III. Теоретическая эстетика
Эстетика: Словарь. — М.: Политиздат . Под общ. ред. А. А. Беляева . 1989 .
Полезное
Смотреть что такое "АНТИЧНАЯ ЭСТЕТИКА" в других словарях:
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и… … Философская энциклопедия
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно содержательным и стилевым единством. Является продуктом нетрадиционного типа… … История Философии: Энциклопедия
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. и характеризующихся определенным проблемно содержательным и стилевым единством. Является продуктом нетрадиционного типа культуры … Новейший философский словарь
Эстетика музыкальная — дисциплина, изучающая специфику музыки как вида иск ва и являющаяся разделом философской эстетики (учения о чувственно образном, идейно эмоциональном освоении действительности человеком и об иск ве как высшей форме такого освоения). Э. м … Музыкальная энциклопедия
Эстетика — составляет особую отрасль философии, занимающуюся красотой и искусством. Самый термин Э. происходит от греческого αίσθετικός, что значит чувственный, и в таком смысле встречается еще у самого основателя науки о прекрасном, Канта, в Критике… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ — комплекс идей и учений, продуцированных древнегреческими и древнеримскими мыслителями в период с 7 в. до н.э. по 6 в. н.э. и характеризующихся определенным проблемно содержательным и стилевым единством. Является продуктом нетрадиционного типа… … История Философии: Энциклопедия
Читайте также: