Драматургия лермонтова кратко о главном

Обновлено: 04.07.2024

Но тем не менее драмы М.Ю. Лермонтова – одно из наиболее замечательных явлений русской романтической драматургии. Как и великие представители свободолюбивой романтической драмы на Западе – Байрон, Гюго, молодой Гейне, – Лермонтов-драматург сосредоточивает внимание на самых глубоких противоречиях своего времени. В его драматургии в первую очередь отразились русская общественная жизнь в первый период после 1925 года, думы лучших людей из дворян, которые, после декабристского движения, в обстановке победившей реакции мучительно искали новые пути и средства борьбы. Данная работа посвящена драматическим произведениям М.Ю. Лермонтова. В ней мы постараемся дать наиболее объективный литературоведческий анализ его пьесам, каждая из которых насыщена пафосом свободолюбивых мечтаний, пытливой, ищущей мысли, непреклонного и страстного протеста, и вместе с тем трагическим ощущением разлада между передовой личностью и обществом, неясности путей, ведущих из мира беззакония и произвола к свободе и счастью.

I. ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Постепенно драма так увлекает Лермонтова, что все про­читанное слагается в фантазии его в драматическую форму. Тут мы встречаемся с обрывками мыслей и воспоминаний, накиданных им в черновых его тетрадях. 1830 годом датируется ряд записей драматических сюжетов, которые не получили своего дальнейшего развития.

Таких набросков и планов в двух-трех словах или крат­ких пометках много раскидано по тетрадям. Начинающий драматург не знает, за что взяться. Выполнение задуманных сюжетов не удавалось, но, может быть, оно требовало изу­чения, которое было не под силу, требовало знания нравов, жизни, этнографии, истории. Поэт мечется из стороны в сто­рону. Он даже думает покинуть драматическую форму и вре­менно останавливается на мысли написать поэму н кавказскую тему.

Наконец, воображение его остановилось на Испании. Ни одна страна, как кажется Лермонтову, не могла представить данных, более удобных для написания драм. Тут, казалось, и не требовалось осо­бого изучения нравов и жизни. Молодой фантазии услужливо представлялись – гордый своими предками, закоренелый в со­словных предрассудках кастилец, инквизитор, иезуит, наем­ный убийца, преследуемый жид. Тут – убийства, кровь, за­рево костров и благородная отвага, луна, любовь и балкон с ангелом на балконе и с певцом под ним. Но кроме этих причин, приковывавших фантазию начинающего драматурга к испанской обстановке, его влекло к этой стране особое чувство: он видел в ней родину своих предков и воображал, что в нем течет испанская кровь.

Злая мачеха Эмилии, вторая жена Альвареца, желая изба­виться от падчерицы, входит в заговор с Соррини, который выкрадывает молодую девушку и прячет у себя. Фернандо находит ее в момент величайшей для нее опасности и, оберегая от позора, закалывает. Мимо оторопевшего Соррини и слуг его он уходит с дорогим трупом и приносит его в родительский дом. Соррини поднимает на ноги инквизицию. Фернандо окру­жают, боятся, однако, подойти к нему. Фернандо серьезно и не думает защищаться и просит только, чтобы Соррини позволил ему умереть с прядью волос, отрезанных у мертвой Эмилии. Когда эта последняя просьба не признана, Фернайдо бро­сается заколоть Соррини, но только легко ранит его в руку. В этой неудаче он видит указание неба и смиряется. Видя, что он безоружен, его схватывают. В последнем дейст­вии народ толкует о пытках, которые перенес Фернандо в ожидании своей казни.

Но этим драма не заканчивается. Оказывается, что Фернандо – сын им спасенного еврея, который раньше приютил израненного подосланными убийцами Фернандо. У этого еврея есть дочь. Она, узнав о судьбе Фернандо, сходит с ума и умирает.

У них и ад и рай, все на весах,

И деньги сей земли владеют счастьем неба,

И люди заставляют демонов краснеть

Коварством и любовью к злу.

У них отец торгует дочерьми,

Жена торгует мужем и собою,

Король народом, а народ свободой;

У них чтоб угодить вельможе или

Монаху, можно человека

Невинного предать кровавой пытке.

И сжечь за слово на костре, и под окном

Сложную диалектику помыслов и действий героя Лермонтов основывает на философской идее Ф. Шеллинга о противоречивом единстве добра и зла, приводящей к выводу о социальной ценности энергии разрушения. В сознании Фернандо общественные пороки предстают преимущественно как результат извращенности естественных норм жизни, человеческой природы, но это не снижает силы его протеста против царящей в мире несправедливости.

Пьеса заканчивается смертью Фернандо, но смысл финала не ограничен мотивом трагической обреченности. Гибель на костре инквизиции – вечный символ нравственного торжества жертвы над палачами, и потому казнь Фернанда вносит в пьесу оттенок высокой героики.

Таким образом, уже в первой своей пьесе молодой поэт горячо защищает идеалы свободы и равенства людей – независимо от сословного и национального происхождения, проповедует сочувствие угнетенным, с негодованием изображает религиозное ханжество и власть денег, семейный деспотизм и произвол. Все эти мотивы, получившие яркое отражение уже в первой трагедии Лермонтова, лежат и в основе двух последующих его драм.

1.3. Панорама русской жизни

Одна из сильных сторон драмы, на наш взгляд, – протест против религиозного ханжества. Смелостью мысли проникнута сцена, в которой Дарья начинает своей хозяйка евангелие. В этой сцене Лермонтов показывает, как в сознании Громовой религиозные заповеди мирно уживаются с крепостническими привычками, ханжество с самодурством. Да и сама любовь Громовой к внуку глубоко эгоистична, что не может скрыть ее слезливое умиление своими показными чувствами.

Художественное содержание драмы многослойно; оно пред­ставляет собой совмещение разных планов – от быто­вого, конкретно-социального до философского. Прежде всего, в пьесе изображен Петербург 30-х гг. XIX века – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой, маскарадами.

Как часто, пестрою толпою окружен,

Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шепоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски. (4, 36 ).

У одного богатство есть в предмете,

Другой в науки погружен,

Тот добивается чинов, крестов - иль славы,

Тот любит общество, забавы,

Тот странствует, тому игра волнует кровь. (5, 39).

Я докажу, что в нашем поколенье

Есть хоть одна душа, в которой оскорбленье,

Запав, приносит плод О! я не их слуга.

Беги, красней, презренный человек.

Тебя, как и других, к земле прижал наш век (5, 68)

Последнее прибежище для разочарованного и оже­сточенного эгоиста Арбенина – его любовь к жене, чистому, непосредственному, любящему человеку. Но Арбенину кажется, что ложь, господствующая вокруг, проникла и в его семью. Достаточно малейшей искры ошибочного подозрения, чтобы в Арбенине разгорелся пожар ревности и мести. Слишком часто видел он ложь в семейных отношениях людей своего круга, слишком легко и часто он обманывал сам; ему легче поверить в измену Нины, чем в ее невиновность. Он страдает не только от ревности, но и от сознания, что добро оказа­лось бессильно, что оно поругано, что Нина, как он оши­бочно полагает, так же полна обмана, как и все окру­жающее общество.

Трагический конец Арбенина пред­решен и самим характером развивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностя­ми личности героя, его жизненной позицией; это неиз­бежное следствие эгоцентризма и всеобъемлющего от­рицания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, драмы Лермонтова проникнуты общими для всего его творчества темами и мотивами, общим идейно-художественным пафосом, сходными образами и настроениями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Лермонтов- Драматург.

Темы разбойников и кровавых столкновений отца с сыном идут от Шиллера и немецких трагедий «эпохи бури и натиска.

Тематические заимствования, в драмах Лермонтова- постоянная величина; такой постоянной величиной в них является тема ревности между двумя друзьями, иногда братьями с непременной дуэлью в результате.

Здесь облик героя вновь решительно меняется. Теперь окружению противопоставлено не его нравственное совершенство, а неукротимая энергия отрицания, ненависти, демоническая сила духа. Евгений Арбенин — уже не мечтательный юноша, за его плечами долгий путь познания жизни.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (1814 —1841) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.

Драматургия Лермонтова имеет ряд отличительных особенностей:

2.Отражение в драмах философско-эстетического учения, популярного в среде передовой молодежи 30х гг:

3.автобиографичность (сюжетные линии часто отражают следы реальных жизненных впечатлений от семейных распрей до юношеской любви)

  • общий тип драматургического конфликта
  • родство или подчеркнутая противопоставленность центральных героев
  • сходство некоторых ситуаций
  • нередки текстуальные совпадения и самоповторения.

Драматургия Не занимает у Лермонтова столь значительного места, как поэзия и проза. Тем не менее драматические произведения проникнуты общим для всего лермонтовского творчества идейно-художественным пафосом, сходными мотивами, темами, образами.

Ранние драмы Лермонтова в основе своей автобиографичны. В них отражено его трагическое восприятие сложных семейных отношений (“Люди и страсти”, 1830; “Странный человек”, 1831, и др.). Нет надобности преувеличивать значение этих автобиографических элементов.

Личные воспоминания играли

Семейные конфликты приобретают нравственно-философское звучание. Так происходит, в частности, в “Странном человеке”, герой которого представляется окружающим непонятным, чужим, странным. Между тем Арбенин (главное действующее лицо пьесы) полон высоких помыслов и “святого беспокойства” о “счастье ближнего”.

Люди сделали его озлобленным, насмешливым, резким. Конфликт завершается гибелью героя. В центре внимания Лермонтова-драматурга – проблема “личность и общество”. В герое отражены

Он наделен яркими и сильными страстями, прямо и резко противопоставлен среде, несовершенство которой им ясно осознано. С этим связана и известная разностильность, проявляющаяся в ранней драматургии Лермонтова. В ней сочетаются два плана: бытовые сцены, отражающие крепостническую действительность, и сфера героя, который дан вне социальной обусловленности.

Он не в состоянии примириться с нормами, правилами, традициями мира зла и несправедливости, но бросить вызов этим уродливым условиям он может только своей смертью.

Вершина драматургии Лермонтова – драма “Маскарад” (1835-1836). Это единственная пьеса, которую он хотел видеть на сцене. Однако цензура так и не пропустила ее, хотя поэт вынужден был в процессе работы идти на некоторые уступки.

Название пьесы приобретает символическое значение. Вся жизнь светского общества – маскарад, где нет места подлинным чувствам, где под маской внешнего приличия и светской благопристойности скрываются порок, интриги, клевета, предательство и разврат. “Маскарад” – романтическая драма о трагической судьбе мыслящего героя, о его безуспешных попытках преодолеть свое роковое одиночество. Арбенин дан в драме как бунтарь, восстающий против лицемерия окружающего его общества:

…Я все видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал, Любил я часто, чаще ненавидел, И более всего страдал! Сначала все хотел, потом все презирал я, То сам себя не понимал я, То мир меня не понимал.

В Арбенине все же сохранились стремление к идеалу, жажда человеческой любви, обновления. В его любви к Нине заключены “семена веры” в жизнь и людей. Но он отравлен ядом неверия; презираемое им общество все же наложило на него свой отпечаток.

Он отравляет Нину, но это не просто расплата за измену (которой в действительности не было). Он мстит за поруганный идеал, за крушение своих надежд на обновление:

“Прочь, добродетель: я тебя не знаю, Я был обманут и тобой…”

В этом отношении сюжет “Маскарада” соотносим с “Отелло” Шекспира. В “Маскараде” герой дан уже и через оценку других персонажей, что открывает возможность для морального суда над ним и одновременно создает условия для осознания моральной ответственности человека перед судом собственной совести. Сила духа, мощная энергия отрицания, тоска по иной жизни, жажда возрождения – все эти черты Арбенина позволяют говорить о его внутренней близости с Демоном.

Арбенин – один из предшественников Печорина. Их сближает и характер взаимоотношений с миром, и эгоизм, и трагический удел причинять зло тем, кого они любят.

Наиболее зрелое драматическое произведение Лермонтова отличается несомненным художественным мастерством. Точный и меткий язык, блестящий диалог, сжатые характеристики, сразу раскрывающие облик человека, сатирическая обрисовка светского общества, свободная стихотворная речь – все это свидетельствует о том, что Лермонтов не прошел мимо художественного новаторства Грибоедова и вместе с тем открыл новые возможности для дальнейшего развития русской драматургии.

Читайте также: