Драматургия лермонтова кратко о главном
Обновлено: 04.07.2024
Но тем не менее драмы М.Ю. Лермонтова – одно из наиболее замечательных явлений русской романтической драматургии. Как и великие представители свободолюбивой романтической драмы на Западе – Байрон, Гюго, молодой Гейне, – Лермонтов-драматург сосредоточивает внимание на самых глубоких противоречиях своего времени. В его драматургии в первую очередь отразились русская общественная жизнь в первый период после 1925 года, думы лучших людей из дворян, которые, после декабристского движения, в обстановке победившей реакции мучительно искали новые пути и средства борьбы. Данная работа посвящена драматическим произведениям М.Ю. Лермонтова. В ней мы постараемся дать наиболее объективный литературоведческий анализ его пьесам, каждая из которых насыщена пафосом свободолюбивых мечтаний, пытливой, ищущей мысли, непреклонного и страстного протеста, и вместе с тем трагическим ощущением разлада между передовой личностью и обществом, неясности путей, ведущих из мира беззакония и произвола к свободе и счастью.
I. ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА
Постепенно драма так увлекает Лермонтова, что все прочитанное слагается в фантазии его в драматическую форму. Тут мы встречаемся с обрывками мыслей и воспоминаний, накиданных им в черновых его тетрадях. 1830 годом датируется ряд записей драматических сюжетов, которые не получили своего дальнейшего развития.
Таких набросков и планов в двух-трех словах или кратких пометках много раскидано по тетрадям. Начинающий драматург не знает, за что взяться. Выполнение задуманных сюжетов не удавалось, но, может быть, оно требовало изучения, которое было не под силу, требовало знания нравов, жизни, этнографии, истории. Поэт мечется из стороны в сторону. Он даже думает покинуть драматическую форму и временно останавливается на мысли написать поэму н кавказскую тему.
Наконец, воображение его остановилось на Испании. Ни одна страна, как кажется Лермонтову, не могла представить данных, более удобных для написания драм. Тут, казалось, и не требовалось особого изучения нравов и жизни. Молодой фантазии услужливо представлялись – гордый своими предками, закоренелый в сословных предрассудках кастилец, инквизитор, иезуит, наемный убийца, преследуемый жид. Тут – убийства, кровь, зарево костров и благородная отвага, луна, любовь и балкон с ангелом на балконе и с певцом под ним. Но кроме этих причин, приковывавших фантазию начинающего драматурга к испанской обстановке, его влекло к этой стране особое чувство: он видел в ней родину своих предков и воображал, что в нем течет испанская кровь.
Злая мачеха Эмилии, вторая жена Альвареца, желая избавиться от падчерицы, входит в заговор с Соррини, который выкрадывает молодую девушку и прячет у себя. Фернандо находит ее в момент величайшей для нее опасности и, оберегая от позора, закалывает. Мимо оторопевшего Соррини и слуг его он уходит с дорогим трупом и приносит его в родительский дом. Соррини поднимает на ноги инквизицию. Фернандо окружают, боятся, однако, подойти к нему. Фернандо серьезно и не думает защищаться и просит только, чтобы Соррини позволил ему умереть с прядью волос, отрезанных у мертвой Эмилии. Когда эта последняя просьба не признана, Фернайдо бросается заколоть Соррини, но только легко ранит его в руку. В этой неудаче он видит указание неба и смиряется. Видя, что он безоружен, его схватывают. В последнем действии народ толкует о пытках, которые перенес Фернандо в ожидании своей казни.
Но этим драма не заканчивается. Оказывается, что Фернандо – сын им спасенного еврея, который раньше приютил израненного подосланными убийцами Фернандо. У этого еврея есть дочь. Она, узнав о судьбе Фернандо, сходит с ума и умирает.
У них и ад и рай, все на весах,
И деньги сей земли владеют счастьем неба,
И люди заставляют демонов краснеть
Коварством и любовью к злу.
У них отец торгует дочерьми,
Жена торгует мужем и собою,
Король народом, а народ свободой;
У них чтоб угодить вельможе или
Монаху, можно человека
Невинного предать кровавой пытке.
И сжечь за слово на костре, и под окном
Сложную диалектику помыслов и действий героя Лермонтов основывает на философской идее Ф. Шеллинга о противоречивом единстве добра и зла, приводящей к выводу о социальной ценности энергии разрушения. В сознании Фернандо общественные пороки предстают преимущественно как результат извращенности естественных норм жизни, человеческой природы, но это не снижает силы его протеста против царящей в мире несправедливости.
Пьеса заканчивается смертью Фернандо, но смысл финала не ограничен мотивом трагической обреченности. Гибель на костре инквизиции – вечный символ нравственного торжества жертвы над палачами, и потому казнь Фернанда вносит в пьесу оттенок высокой героики.
Таким образом, уже в первой своей пьесе молодой поэт горячо защищает идеалы свободы и равенства людей – независимо от сословного и национального происхождения, проповедует сочувствие угнетенным, с негодованием изображает религиозное ханжество и власть денег, семейный деспотизм и произвол. Все эти мотивы, получившие яркое отражение уже в первой трагедии Лермонтова, лежат и в основе двух последующих его драм.
1.3. Панорама русской жизни
Одна из сильных сторон драмы, на наш взгляд, – протест против религиозного ханжества. Смелостью мысли проникнута сцена, в которой Дарья начинает своей хозяйка евангелие. В этой сцене Лермонтов показывает, как в сознании Громовой религиозные заповеди мирно уживаются с крепостническими привычками, ханжество с самодурством. Да и сама любовь Громовой к внуку глубоко эгоистична, что не может скрыть ее слезливое умиление своими показными чувствами.
Художественное содержание драмы многослойно; оно представляет собой совмещение разных планов – от бытового, конкретно-социального до философского. Прежде всего, в пьесе изображен Петербург 30-х гг. XIX века – средоточие лицемерия, фальши, эгоизма; широко отражены черты великосветского быта, увлечение столичной знати балами, карточной игрой, маскарадами.
Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски. (4, 36 ).
У одного богатство есть в предмете,
Другой в науки погружен,
Тот добивается чинов, крестов - иль славы,
Тот любит общество, забавы,
Тот странствует, тому игра волнует кровь. (5, 39).
Я докажу, что в нашем поколенье
Есть хоть одна душа, в которой оскорбленье,
Запав, приносит плод … О! я не их слуга.
Беги, красней, презренный человек.
Тебя, как и других, к земле прижал наш век (5, 68)
Последнее прибежище для разочарованного и ожесточенного эгоиста Арбенина – его любовь к жене, чистому, непосредственному, любящему человеку. Но Арбенину кажется, что ложь, господствующая вокруг, проникла и в его семью. Достаточно малейшей искры ошибочного подозрения, чтобы в Арбенине разгорелся пожар ревности и мести. Слишком часто видел он ложь в семейных отношениях людей своего круга, слишком легко и часто он обманывал сам; ему легче поверить в измену Нины, чем в ее невиновность. Он страдает не только от ревности, но и от сознания, что добро оказалось бессильно, что оно поругано, что Нина, как он ошибочно полагает, так же полна обмана, как и все окружающее общество.
Трагический конец Арбенина предрешен и самим характером развивающихся событий, и натиском враждебных обстоятельств, и особенностями личности героя, его жизненной позицией; это неизбежное следствие эгоцентризма и всеобъемлющего отрицания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, драмы Лермонтова проникнуты общими для всего его творчества темами и мотивами, общим идейно-художественным пафосом, сходными образами и настроениями.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Лермонтов- Драматург.
Темы разбойников и кровавых столкновений отца с сыном идут от Шиллера и немецких трагедий «эпохи бури и натиска.
Тематические заимствования, в драмах Лермонтова- постоянная величина; такой постоянной величиной в них является тема ревности между двумя друзьями, иногда братьями с непременной дуэлью в результате.
Здесь облик героя вновь решительно меняется. Теперь окружению противопоставлено не его нравственное совершенство, а неукротимая энергия отрицания, ненависти, демоническая сила духа. Евгений Арбенин — уже не мечтательный юноша, за его плечами долгий путь познания жизни.
Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (1814 —1841) — русский поэт, прозаик, драматург, художник.
Драматургия Лермонтова имеет ряд отличительных особенностей:
2.Отражение в драмах философско-эстетического учения, популярного в среде передовой молодежи 30х гг:
3.автобиографичность (сюжетные линии часто отражают следы реальных жизненных впечатлений от семейных распрей до юношеской любви)
- общий тип драматургического конфликта
- родство или подчеркнутая противопоставленность центральных героев
- сходство некоторых ситуаций
- нередки текстуальные совпадения и самоповторения.
Драматургия Не занимает у Лермонтова столь значительного места, как поэзия и проза. Тем не менее драматические произведения проникнуты общим для всего лермонтовского творчества идейно-художественным пафосом, сходными мотивами, темами, образами.
Ранние драмы Лермонтова в основе своей автобиографичны. В них отражено его трагическое восприятие сложных семейных отношений (“Люди и страсти”, 1830; “Странный человек”, 1831, и др.). Нет надобности преувеличивать значение этих автобиографических элементов.
Личные воспоминания играли
Семейные конфликты приобретают нравственно-философское звучание. Так происходит, в частности, в “Странном человеке”, герой которого представляется окружающим непонятным, чужим, странным. Между тем Арбенин (главное действующее лицо пьесы) полон высоких помыслов и “святого беспокойства” о “счастье ближнего”.
Люди сделали его озлобленным, насмешливым, резким. Конфликт завершается гибелью героя. В центре внимания Лермонтова-драматурга – проблема “личность и общество”. В герое отражены
Он наделен яркими и сильными страстями, прямо и резко противопоставлен среде, несовершенство которой им ясно осознано. С этим связана и известная разностильность, проявляющаяся в ранней драматургии Лермонтова. В ней сочетаются два плана: бытовые сцены, отражающие крепостническую действительность, и сфера героя, который дан вне социальной обусловленности.
Он не в состоянии примириться с нормами, правилами, традициями мира зла и несправедливости, но бросить вызов этим уродливым условиям он может только своей смертью.
Вершина драматургии Лермонтова – драма “Маскарад” (1835-1836). Это единственная пьеса, которую он хотел видеть на сцене. Однако цензура так и не пропустила ее, хотя поэт вынужден был в процессе работы идти на некоторые уступки.
Название пьесы приобретает символическое значение. Вся жизнь светского общества – маскарад, где нет места подлинным чувствам, где под маской внешнего приличия и светской благопристойности скрываются порок, интриги, клевета, предательство и разврат. “Маскарад” – романтическая драма о трагической судьбе мыслящего героя, о его безуспешных попытках преодолеть свое роковое одиночество. Арбенин дан в драме как бунтарь, восстающий против лицемерия окружающего его общества:
…Я все видел, Все перечувствовал, все понял, все узнал, Любил я часто, чаще ненавидел, И более всего страдал! Сначала все хотел, потом все презирал я, То сам себя не понимал я, То мир меня не понимал.
В Арбенине все же сохранились стремление к идеалу, жажда человеческой любви, обновления. В его любви к Нине заключены “семена веры” в жизнь и людей. Но он отравлен ядом неверия; презираемое им общество все же наложило на него свой отпечаток.
Он отравляет Нину, но это не просто расплата за измену (которой в действительности не было). Он мстит за поруганный идеал, за крушение своих надежд на обновление:
“Прочь, добродетель: я тебя не знаю, Я был обманут и тобой…”
В этом отношении сюжет “Маскарада” соотносим с “Отелло” Шекспира. В “Маскараде” герой дан уже и через оценку других персонажей, что открывает возможность для морального суда над ним и одновременно создает условия для осознания моральной ответственности человека перед судом собственной совести. Сила духа, мощная энергия отрицания, тоска по иной жизни, жажда возрождения – все эти черты Арбенина позволяют говорить о его внутренней близости с Демоном.
Арбенин – один из предшественников Печорина. Их сближает и характер взаимоотношений с миром, и эгоизм, и трагический удел причинять зло тем, кого они любят.
Наиболее зрелое драматическое произведение Лермонтова отличается несомненным художественным мастерством. Точный и меткий язык, блестящий диалог, сжатые характеристики, сразу раскрывающие облик человека, сатирическая обрисовка светского общества, свободная стихотворная речь – все это свидетельствует о том, что Лермонтов не прошел мимо художественного новаторства Грибоедова и вместе с тем открыл новые возможности для дальнейшего развития русской драматургии.
Читайте также: