Эстетические взгляды радищева кратко

Обновлено: 05.07.2024

Александр Николаевич Радищев(1749— 1802) — писатель, философ-материалист, основоположник рус­ского революционного просветительства. Он открыл новую эпоху в развитии общественной мысли в Рос­сии. Человек энциклопедической образованности, сме­лый мыслитель-революционер, верящий в творческие силы и будущее своего народа, он проявил себя, как выдающийся философ и социолог, политик и писатель, поэт и литературный критик, историк и законовед. В.И. Ленин называл А.Н. Радищева гордостью русско- го народа (а Екатерина II, к слову сказать, назвала его бунтовщиком хуже Пугачева).

А.Н. Радищев представлял новое, передовое на­правление в педагогической мысли России второй половины XVIII века. В противовес идеалистическим представлениям о человеке, его сущности, закономер­ностях его развития, Радищев выдвинул материалис­тическое положение о единстве психического и физи­ческого, о человеке как части природы и вместе с тем общественном существе. Он доказывал, что характер человека определяется прежде всего общественными условиями, и что в формировании человека большая роль принадлежит воспитанию. Радищев рассматри­вал процесс развития умственных сил ребенка в тес­ной связи с его физическим развитием, подчеркивал единство развития и мышления.

Отвергая теорию изолированного воспитания де­тей на лоне природы, вдали от общества (Руссо, Бец­кой и др.), он справедливо утверждал, что человек, как существо общественное, должен жить не индивидуаль­ными, а общественными интересами, что в нем следу­ет с малых лет развивать общественные интересы и наклонности.




Таким образом, А.Н. Радищев рассматривает раз­витие речи ребенка в тесной связи с развитием его мышления, памяти в процессе постепенного формиро­вания человека.

Письменную, т. е. зримую речь, Радищев считал наиболее близкой к устной: оба эти вида речи есть виды словесной речи. Другие органы чувств не могут обес­печить столь совершенное овладение речью. «Если бы другие наши чувства столь удачны были на понимание речи, как ухо и глаз, то бы, конечно, можно было сде­лать азбуку обоняемую, вкушаемую или осязаемую.

А.Н. Радищев рассматривает развитие речи ребен­ка в тесной связи с развитием его мышления, памяти в процессе постепенного формирования человека, им впервые четко высказывается мысль о компенсатор­ноных возможностях человека в речевом общении.

Александр Николаевич Радищев(1749— 1802) — писатель, философ-материалист, основоположник рус­ского революционного просветительства. Он открыл новую эпоху в развитии общественной мысли в Рос­сии. Человек энциклопедической образованности, сме­лый мыслитель-революционер, верящий в творческие силы и будущее своего народа, он проявил себя, как выдающийся философ и социолог, политик и писатель, поэт и литературный критик, историк и законовед. В.И. Ленин называл А.Н. Радищева гордостью русско- го народа (а Екатерина II, к слову сказать, назвала его бунтовщиком хуже Пугачева).

А.Н. Радищев представлял новое, передовое на­правление в педагогической мысли России второй половины XVIII века. В противовес идеалистическим представлениям о человеке, его сущности, закономер­ностях его развития, Радищев выдвинул материалис­тическое положение о единстве психического и физи­ческого, о человеке как части природы и вместе с тем общественном существе. Он доказывал, что характер человека определяется прежде всего общественными условиями, и что в формировании человека большая роль принадлежит воспитанию. Радищев рассматри­вал процесс развития умственных сил ребенка в тес­ной связи с его физическим развитием, подчеркивал единство развития и мышления.

Отвергая теорию изолированного воспитания де­тей на лоне природы, вдали от общества (Руссо, Бец­кой и др.), он справедливо утверждал, что человек, как существо общественное, должен жить не индивидуаль­ными, а общественными интересами, что в нем следу­ет с малых лет развивать общественные интересы и наклонности.

Таким образом, А.Н. Радищев рассматривает раз­витие речи ребенка в тесной связи с развитием его мышления, памяти в процессе постепенного формиро­вания человека.

Письменную, т. е. зримую речь, Радищев считал наиболее близкой к устной: оба эти вида речи есть виды словесной речи. Другие органы чувств не могут обес­печить столь совершенное овладение речью. «Если бы другие наши чувства столь удачны были на понимание речи, как ухо и глаз, то бы, конечно, можно было сде­лать азбуку обоняемую, вкушаемую или осязаемую.

А.Н. Радищев рассматривает развитие речи ребен­ка в тесной связи с развитием его мышления, памяти в процессе постепенного формирования человека, им впервые четко высказывается мысль о компенсатор­ноных возможностях человека в речевом общении.

Александр Николаевич Радищев (1749–1802) — зачинатель революционной мысли в России, выдающийся борец против крепостного права и самодержавия, глубокий мыслитель-материалист.

Материализм Радищева. Материалистические идеи Радищева опирались на достижения естествознания XVIII в., учения французских энциклопедистов и русскую материалистическую традицию, идущую от Ломоносова. Материализм Радищева в основе своей был механистическим и метафизическим, сочетался с идеалистическими воззрениями на общественную жизнь и не был полностью свободен от элементов деизма.

Просветители и ученые-материалисты конца XVIII — начала XIX в. Под влиянием Радищева антикрепостнические идеи в России в конце XVIII — начале XIX в. проповедовали В. Пассек, Ф. Кречетов, И. Пнин, А. Бестужев, В. Попугаев, А. Кайсаров, В. Малиновский, А. Куницын и другие русские просветители. Развивая теорию естественного права и общественного договора, они делали из нее антифеодальные, в конечном счете буржуазно-демократические выводы, склоняясь к конституционной или республиканской форме правления. Они ратовали за просвещение народа и разумное законодательство, проповедовали гуманизм и нравственное перевоспитание людей. В связи с этим большое внимание просветители уделяли проблемам морали. В развитии русской социальной философии важную роль сыграли произведения названных просветителей:

Осиповский был сторонником атомистической теории строения материи, однако атомы, по его мнению, не предел делимости материи, и по мере развития науки, возможно, удастся обнаружить еще более мелкие частицы.

Большую роль сыграл Осиповский в пропаганде достижений астрономической и математической наук своего времени.

Сочинения Радищева разнообразны, включают и поэзию, и философский трактат, и сочинения юридического характера и т.д.

Родился Александр Николаевич 20 августа 1749 года в селе Верхнее Аблязово Пензенского уезда.

В декабре 1771 года п возвращении на родину Радищева назначили протоколистом в Сенат.

Обер-аудитор – юридический советник.

В 1780 году Радищев стал служить в Санкт-Петербургской таможне в качестве советника таможенных дел. За период работы в таможне Радищев изучил английский язык.

Готовые работы на аналогичную тему

Книга была напечатана в домашней типографии автора без указания имени 1790 году. Тираж книги составлял 650 экземпляров. Екатерина II при чтении книги, которую посчитала наполненной дерзостными выражениями, которые приводят к разврату, неповиновению власти и расстройству общества, сделала множество замечаний на полях. Императрица приказала начать расследование, целью которого было установление имени автора. Автор этой книги, по словам императрицы, является бунтовщиком хуже самого Пугачева.

30 июня Радищева арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Незадолго до этого события Радищев был назначен советником таможенных дел Санкт-Петербургской казенной палаты, однако вступить в должность не успел.

13 июля императрица подписала указ о запрещении книги и приказ о предании Радищева уголовному суду, который приговорил писателя к смертной казни. Смертная казнь была заменена ссылкой в Илимский острог в Сибири сроком на десять лет.

Полную свободу Александр Николаевич Радищев получил только в 1801 году при императоре Александре I., который назначил его в Комиссию составления законов. Здесь Радищев работал над составлением законов, однако председатель комиссию не был доволен образом его мыслей и угрожал ссылкой в Сибирь. Радищев переживал тяжелейшую депрессию и покончил с собой.

Философские взгляды Радищева

Философским взглядам Радищева присущи следы влияния разных направлений европейской мысли того времени. Александр Николаевич руководствовался принципом материальности мира и утверждал, что бытие вещей не зависит от силы познания об этих вещах и существует само по себе. Основанием всего познания является опыт, а чувственный опыт тесно связан с разумным опытом. Радищев писал, что в мире, где все материальное, свое место занимает и человек, являясь высшим проявлением телесности (материальности). Человек играет особую роль, но при этом имеет неразрывную связь с растительным миром и миром животных. Отличает человека от остальных живых существ разум, благодаря которому человек имеет знание о вещах. Однако способность человека к моральным действиям и оценкам является гораздо более важным качеством, отличающим его от прочих живых существ.

Радищев в своем трактате отмечал, что:

  • природа, вещи, люди – воспитатели человека
  • местоположение, климат, обстоятельства, правление – воспитатели народов
  • самодержавие – болезнь общества.

Радищев признавал неразрывность связи духовного начала человека и природного.

Творчество А.Н. Радищева — одна из вершин литературы и общественно-политической мысли России XVIII века.

Философия в России XVIII века: А. Радищев - Философские взгляды А.Н. Радищева на развитие общества

Философские взгляды А.Н. Радищева на развитие общества

Согласно А.Н. Радищеву, общество развивается циклично: демократия и тирания сменяют друг друга на определенных этапах исторического процесса. Природа человека требует свободы, но в то же время она такова, что при расширении свободы человека она перерастает в наглость (или во вседозволенность, как у Ф.М. Достоевского). После этого государство становится сильнее и подавляет наглость, что также подавляет свободу. Подавление свободы приводит к установлению тирании. Тирания также является проявлением человеческой наглости: тиран расширяет свою свободу до бесконечности за счет свободы общества. Общество стремится к свободе — естественное условие, ведущее к установлению демократии.

Современные исследователи данной проблемы отмечают процессы в развитии общества 20 века, аналогичные описанным А. Радищевым, что, на наш взгляд, подтверждает правильность взглядов русского просветителя 18 века. Это те же две противоположные тенденции: Сужение функций государства или расширение индивидуальных свобод, и, наоборот, расширение влияния и контроля государства над личностью. С нашей точки зрения, обе тенденции в своей радикальной форме приводят к социальным кризисам и катастрофам, как в Югославии, Руанде или Колумбии. Но в таких случаях государство, заметьте, особенно доказывает свою необходимость.

Из всего этого можно сделать следующие выводы:

  • Во-первых, индивидуальное недовольство (дерзость, по А.Н. Радищеву) является причиной, вернее, источником изменения политической системы, однако ни один политический режим не способен удовлетворить интересы каждого индивида, поскольку государство построено на принципе ограничения прав личности ради общих интересов;
  • Во-вторых, провозглашение примата индивидуальных интересов и свободы над общими интересами в крайней форме создает условия для прихода тирании; существует определенный парадокс общественного развития: чем больше свободы, тем быстрее общество погружается в тиранию;
  • В-третьих, не стоит рассчитывать на окончательную победу какого-либо политического режима, демократии или тирании, во всем мире, то есть режимы будут сменять друг друга в разных обществах, как показал в XVIII веке русский философ А.Н. Радищев, то есть политические системы меняются, и только проблема взаимоотношений государства и личности остается нерешенной.

Радищев как яркий и радикальный гуманист

Философская эрудиция Радищева

Таким образом, Радищев четко осознавал разницу между сенсорным опытом и несенсорным мышлением об объекте. Из этого Радищев делает вывод, что душа проста и неделима и что она бессмертна. Он рассуждает следующим образом. Цель жизни — стремление к совершенству и блаженству. Бог, Милосердный, создал нас не для того, чтобы мы считали эту цель пустой мечтой. Поэтому разумно полагать:

  • После смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с той ступенью развития, которой он достиг;
  • Человек продолжает свое совершенствование непрерывно.

Учение Радищева о реинкарнации

Интерпретируя учение о реинкарнации, Радищев ссылается на Лейбница, который сравнивал переход от одного воплощения к другому с превращением уродливой гусеницы в куколку и вылуплением из куколки восхитительной бабочки.

О его непосредственном интересе к Гельвецию мы знаем из отрывка, который он посвятил своему другу Ушакову. Радищев часто полемизирует с Гельвецием, но в то же время всегда сводит с ним счеты. Французский сенсуализм XVIII века в его различных оттенках был хорошо известен Радищеву, который вообще отдавал предпочтение тем мыслителям, которые признавали полную реальность материального мира. Само по себе это, конечно, не дает права называть Радищева материалистом, как это тщетно пытается доказать Бетяев. Изучение естественных наук укрепило в Радищеве реализм (не материализм), и именно это отличает Радищева от Лейбница (в его метафизике).

Радищев и природа человеческого познания

В этих размышлениях Радищева о познании он вполне верен Лейбницу, но когда он переходит к содержанию самого познания, то решительно расходится с ним, и особенно в одном вопросе о природе материи. Утверждение, что материя сама по себе непознаваема, было для Лейбница основой его спиритуализма в общем учении о бытии и феноменализма в учении о материи (phenomenon bene fundatum). Радищев же решительно выступает за реализм в вопросе о материи, как мы находим его и у французского лейбницианца Робине.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Читайте также: