Естественный эксперимент лазурского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, но он не знает, что участвует в исследовании. За счет этого достигается большая чистота эксперимента. Построение естественного эксперимента предполагает ряд этапов: функциональный анализ деятельности, в которой участвует испытуемый, в аспекте ее требований от исполнителя, фиксация ряда наблюдений за деятельностью испытуемого, анализ результатов и составление характеристики личности. Основными методами являются наблюдение и беседа с испытуемым, результаты чего обрабатываются качественно. Вариантом естественного эксперимента является психолого-педагогический эксперимент, или экспериментальное обучение, где изучение психических особенностей школьника, подлежащих формированию, осуществляется в процессе обучения и воспитания.

Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Е. э. — сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов Е. э. — психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ (с. 221) - метод психологического исследования; эксперимент, включенный незаметно для испытуемого в его игровую, трудовую или учебную деятельность.

Впервые об опыте использования естественного эксперимента сделал доклад А.Ф.Лазурский на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910). В последующие годы интенсивная разработка этого метода велась под руководством Лазурского, а также М.Я.Басовым и В.В.Артемовым. Естественный эксперимент соединяет положительные черты метода наблюдения (естественность) и лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он доступен и несложен для проведения. Позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренных реакций, возникающих в искусственных лабораторных условиях. Нередко дополняется беседой. Протоколирование результатов осуществляется лишь по завершении отдельных этапов исследования. Недостатком этого метода является трудность незаметной постановки перед испытуемым экспериментальной задачи, а также вычленение отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого. Результаты естественного эксперимента обрабатываются путем качественного анализа полученных данных; точный количественный анализ к результатам естественного эксперимента практически неприменим. Разновидность естественного эксперимента — экспериментальное обучение, при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению.


А.Ф.Лазурский

Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Эксперимент, или специально организованный опыт, имеет ряд преимуществ перед наблюдением. Экспериментально можно вызвать изучаемое явление, а не ожидать, когда лич­ность его проявит, как это имеет место при наблюдении; в опы­те можно варьировать условия и исследовать их влияние на протекание процесса; опыт можно повторять и тем самым уточнять и накапливать данные для количественного анализа.

Видный русский психолог А. Ф. Лазурский, отвечая на потребность применения психологии в практических целях воспитания и обучения, разработал новый метод эксперимента, сближающий его с жизнью. При этом он стремился устранить недостатки как объективного наблюдения, так и лабораторного эксперимента.

По мнению А. Ф. Лазурского, метод наблюдений обладает рядом крупных недостатков. Прежде всего положение иссле­дователя в наблюдении пассивно: он вынужден ждать благо­приятного случая для того, чтобы зафиксировать изучаемое явление. Почти не представляется возможным повторное на­блюдение одних и тех же явлений, так как условия постоянно видоизменяют и варьируют проявления ребенка. Наконец, при сложности условий трудно бывает дать объективный анализ-поведения ребенка с помощью простого наблюдения.

С другой стороны, основное завоевание психологической науки — использование лабораторного эксперимента — еще не обеспечивает исследования сложных проявлений личности.

Основной недостаток лабораторного эксперимента состоит в том, что личность изолируется от естественных условий жиз­ни. Кроме того, каждый лабораторный прием позволяет исследовать только один, обособленный процесс психической деятельности и не обеспечивает изучения личности как целого (из сумм отдельных проявлений или реакций нельзя получить характеристики целого).

А. Ф. Лазурский считал, что такие сложные проявления личности ребенка, как его отношения к людям, природе, труду, учению, могут быть исследованы только в реальных, есте­ственных условиях жизни, в процессе деятельности.

А. Ф. Лазурский стремился сделать эксперимент более жизненным. Он подчеркивал, что личность необходимо иссле­довать посредством воздействий самой жизни, тогда станет доступным изучение как влияние личности на среду, так и влияние среды на личность.

Руководствуясь этой установкой, А. Ф. Лазурский и разработал новый метод, который был назван им методом естест­венного эксперимента. Этот метод занимает как бы промежу­точное место между объективным наблюдением и лабораторным экспериментом и использует положительные черты как того, так и другого метода.

Сущность естественного эксперимента состоит в том, что испытуемый ребенок ставится в определенные, заранее изу­ченные условия деятельности (игровая, учебная и т. п.), которые должны вызвать те или другие проявления или реакции с его стороны. Так, например, для изучения моторной подвиж­ности и ловкости школьника его следует включить в специ­ально подобранную для этого игру, обеспечивающую выявле­ние указанных свойств. Таким же образом можно выявить отношение дошкольников к различным игрушкам, предоставив в их распоряжение заранее подобранные игрушки, согласно целям исследования.

Как и при лабораторном эксперименте, здесь можно повторно включать ребенка в различные виды деятельности и тем самым уточнять данные, а также варьировать условия и деятельность и изучать влияние измененных условий на по­ведение ребенка.

А. Ф. Лазурский наметил следующие компоненты естест­венного эксперимента: 1) выбор вида деятельности, 2) функ­циональный анализ этой деятельности, 3) наблюдение за про­явлениями ребенка в избранных условиях деятельности, 4) ана­лиз результатов деятельности и составление характеристик личности испытуемых.

А. Ф. Лазурский и его сотрудники с успехом применяли метод естественного эксперимента при изучении индивидуаль­ных особенностей детей-школьников в процессе обучения на уроке и во внеурочных занятиях. Строго анализируя предметы обучения с точки зрения возможности с их помощью вызвать те или иные проявления личности школьника, руководствуясь при этом не умозрительными предположениями, а опытом работы школы, они тщательно составляли психологические программы по различным предметам обучения, устанавливаю­щие индивидуальные проявления ребенка и их характерологи­ческое значение. Затем ставился эксперимент. На основе по­лученных данных составлялись характеристики школьников.

Е. э. соединяет положительные черты метода объективного наблюдения (естественность) и метода лабораторного эксперимента (целенаправленное воздействие на испытуемого). Он проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицат. влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции. Сближая экспериментальные исследования с жизнью, Е. э. позволяет изучать психические процессы и свойства личности в естественных условиях трудовой, учебной или игровой деятельности. Он доступен и несложен для проведения. Наблюдение нередко дополняется беседой с испытуемым.

Недостаток метода Е. э. — сложность вычленения для наблюдения отдельных элементов в целостной деятельности испытуемого, а также трудности в использовании приемов количественного анализа. Результаты Е. э. обрабатываются путем качественного анализа полученных данных.

Один из вариантов Е. э. — психолого-педагогический эксперимент (экспериментальное обучение), при котором изучение школьника ведется непосредственно в процессе его обучения и воспитания, с целью активного формирования психических особенностей, подлежащих изучению (см. Обучающий эксперимент). См. также Виды наблюдения.

А. Ф. Лазурский. О естественном эксперименте

Магия приворота

Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Заговоры: да или нет?

По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Сглаз и порча

Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Как приворожить?

Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.



Когда снятся вещие сны?

Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся.


Прочитать полностью >>




Почему снятся ушедшие из жизни люди?

Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений.


Прочитать полностью >>




Если приснился плохой сон.

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро.


Прочитать полностью >>

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает.

К чему снятся змеи

Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что .

К чему снятся деньги

Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные.

К чему снятся пауки

Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда.

Что вам сегодня приснилось?

Гороскоп совместимости

Выбор имени по святцам

Календарь именин


читать далее >>

Сочетание имени и отчества

При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.


Читать далее >>

Сочетание имени и фамилии

Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?


Читать далее >>

Психология совместной жизни

Рецепты ухода за собой

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

Совместимость имен в браке

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

Искусство тонкой маскировки

О серебре

Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

О красоте

Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.


читать далее >>

Стильно и недорого - как?

Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.


читать статью полностью >>

Как работает оберег?

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

Камни-талисманы

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

Читайте также: