Эрмитажный театр история кратко

Обновлено: 30.06.2024

Эрмитажный театр входит в знаменитый архитектурный ансамбль Эрмитажных зданий. Здание театра было построено в 1783-1787 годы для Екатерины II по проекту архитектора Дж. Кваренги.

Эрмитажный театр считали во второй половине XVIII века одним из лучших камерных театров в мире. Сюда могли попасть только важные гости и узкий круг приближенных императрицы. Ранее придворный театр находился в юго-западном ризалите Зимнего дворца.

Дворец был построен в 1754-1762 годы по проекту обер-архитектора графа Ф.-Б.Растрелли для императрицы Елизаветы Петровны. Первый спектакль в этом театре, как его называли - Оперном доме, состоялся в 1763 году. К этому времени на троне уже была Екатерина II, которая ценила театр и считала его полезным для воспитания общества. Во второй половине XVIII века на смену пышному стилю барокко в искусстве пришел рациональный классицизм, менялись вкусы и Екатерина II приказала создать на месте Оперного дома в Зимнем дворце жилые покои, а для театра строить новое здание. Проектирование было поручено итальянскому архитектору Джакомо Кваренги, который к тому времени уже создал целый ряд прекрасных произведений архитектуры в Петербурге.

Проект напоминал театральный зал, созданный А.Палладио (его последователем был Кваренги) в городе Виченце. Перед сценой должен был разместиться партер, за которым поднимались стройные ряды зрительских мест.
Интерьер оформляли десять свободно стоящих колонн, за которыми располагались ниши с декоративной скульптурой. Строительство Каменного театра шло в три этапа. Первоначально возвели зрительный зал и сцену.

Пространство над нишами в малых простенках украсили декоративные медальоны с рельефными профилями знаменитых деятелей театра: Мольера, Ж.Расина, Вольтера, А.П.Сумарокова и др.

Капители полуколонн коринфского ордера украшали театральные маски – по образцу античных капителей, найденных Кваренги при раскопках Помпеи. Для улучшения акустических свойств помещения над авансценой и под оркестром были устроены полукруглые своды из сосны.
Освещали театральный зал десять люстр, которые для замены сгоревших свечей опускали при помощи специальной системы блоков. Механиком Т.Дампьери были созданы механизмы для сценических эффектов. Театральный занавес был оформлен по эскизу знаменитого художника-декоратора П.Гонзага, который был приглашен в Петербург по рекомендации Кваренги.

Вместо привычной декоративной живописи на занавесе был изображен фасад Эрмитажного театра. Так как оформление фасада здания не было завершено, то художник использовал рисунки и чертежи Кваренги (занавес не сохранился). Подобный новаторский прием Гонзага уже применял незадолго до отъезда из Италии, где он оформил занавес для миланского театра Ла Скала.
Сам Кваренги считал здание Эрмитажного театра своей творческой удачей. После окончания строительства архитектор долгие годы следил за зданием-это входило в его обязанности, он так же вносил изменения в облик театра.

В 1796 году в театре появился новый занавес, созданный по эскизу художника Г.Ф.Дуайена. На занавесе был изображен Аполлон и аллегорические фигуры Искусства, Добродетели и Науки на фоне полукруглого храма с колоннами.
Переделки и оформление интерьера стали вторым этом в строительстве театра. В обязанности архитектора входило поддержание театра в порядке. Одна из театральных лож стала пожизненно личной ложей Кваренги. Зодчий мог спуститься в театр непосредственно из своей квартиры, которая была так же ему предоставлена в театральном здании (во флигеле на Зимней канавке).

Пробный концерт, состоявшийся 27 декабря 1931 года, прошел с большим успехом. В Эрмитаже были проведены строительно-монтажные работы для увеличения вместимости зрительного зала и осенью 1932 года Эрмитажный театр открыл свой первый концертный сезон.
Из-за нехватки материальных средств в феврале 1935 был закрыт. Коллекция музыкальных инструментов была передана в музей Института театра, музыки и кинематографии, орган-в Малый зал Филармонии. Долгие годы театр оставался лекторием Эрмитажа, служебные помещения театра заняли научные отделы и службы Эрмитажа.

В 1980-е годы проводилась реконструкция и капитальный ремонт здания. В ходе работ в зале появилась система синхронного перевода и компьютерное управление освещением сцены и зала. Под залом Эрмитажного театра были проведены археологические раскопки, открывшие сохранившие фрагменты Зимнего дворца Петра I-парадный двор, лестница, комнаты, сени. 7 января 1991 года Эрмитажный театр открыл свои двери для зрителей.
В настоящее время здесь выступают знаменитые музыканты со всего мира, проходят спектакли Мариинского театра, проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы. В фойе театра проводятся выставки, посвященные тем, чья деятельность связана с Эрмитажем.

Иллюстрации*: Эрмитажный театр. Залы и здания Государственного Эрмитажа. Издательство Государственного Эрмитажа. Составитель статьи: Паршина Елена Александровна. Использованная литература: Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга, Три века истории. Славия., СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А., Ушаков Ю.С. История русской архитектуры-Архитектура_С.,М., 2004, Залы и здания Государственного Эрмитажа. Авторы текста: Денисова Ю.Ю.,Кузьмина Е.В., Пасынкова Т.Р. Издательство Гос. Эрмитажа.СПб., 2004

Эрмитажный театр – это не только один из лучших современных театров в стране, это первый театр, построенный в XVIII столетии и сохранившийся до нашего времени в первозданном виде. Мы, сегодняшние зрители, смотрим в нём спектакли и балеты и наслаждаемся представлениями так же, как и наши императоры и императрицы.

Екатерина II, например, любила сидеть во втором ряду, а рядом усаживала очередного фаворита. Впрочем, могла себе позволить, ведь именно по её указу и был построен этот памятник архитектуры и культуры.

Екатерина Вторая была правителем просвещённым и за просвещение же радевшая. Состояла в переписке с Вальтером, поощряла все виды искусств, особенно же выделяла театральное искусство.

Любимой театральной площадкой императрицы стал Эрмитажный театр, возведённый в 1875 году Джакомо Кваренги по её высокому указу. Эрмитажный театр с точки зрения зодческого искусства – выдающееся достижение архитектуры русского классицизма конца XVIII века. Он завершает комплекс зданий, связанных переходами в одно целое с Зимним дворцом. На фасаде здания установлены статуи и бюсты древнегреческих трагиков и поэтов. Соединяет театр со Старым Эрмитажем арка-галерея, перекинутая через Зимнюю канавку.

Театр был спроектирован Кваренги по образцу античного – с полукруглым амфитеатром, поднимающимися рядами кресел. В зале нет лож, ярусов, партера, места для зрителей широкими уступами спускаются к сцене.

Строгость классицизма сочетается в Эрмитажном театре с изящной отделкой. На стенах розово-жёлтый мрамор, из украшений – арки с полуколоннами, в которых помещены статуи Аполлона и девяти муз, над нишами – портретные барельефы знаменитых музыкантов и поэтов.

Сцена устроена так, что размер её больше зала в два раза, а техническое оснащение позволяло реализовывать самые грандиозные постановки. Ставили комические оперы и балеты-фантазии. Очень быстро театр стал законодателем мод, здесь проходили лучшие премьеры и работали лучшие отечественные и иностранные музыканты.

К сожалению, гремящая слава театра почила вместе с Екатериной в 1796 гoдy.

Её сын, Павел I, не любил свою матушку и все порядки, заведённые ею, неистово отвергал. Для посещения Эрмитажного театра разных регламентов ввели такое количество, что посещение этого дома стало делом по чинам. А вместо представлений разыгрывались ритуалы мальтийского рыцарского ордена.

В XIX веке наследники престола неоднократно пытались возродить былую славу Эрмитажного театра, однако, он больше привлекал зрителей, как место для избранных, а не как культурный центр. Постановки не выдерживали критики, на сцене часто бывали любители, а не профессиональные актёры, желающие побывать в амплуа артистов. Своей трупы при театре не было.

С конца 1920-х Эрмитажный театр то играет роль публичного лектория при картинной галерее, то становится сценой для тематических концертов об эпохе 18 века. С 1935 тeaтp пepeстaл иcпoльзoвaться пo нaзнaчeнию. Все служебные помещения были передeлaны под кабинеты нayчныx oтдeлoв, слyжб и лaбopaтoрий музея.

К 1980-м стало ясно, что Эрмитажный театр начинает разрушаться и было принято решение о масштабной реставрации. Глобальные реставрационные работы коснулись не только интерьеров, но и были восстановлены уникальные системы освещения, вентиляции, акустики.

С 7 янвapя 1991 гoдa Эрмитажный театр вновь играет свою законную роль. Ценителей культуры амфитеатр впечатляет и в наши дни. Предназначенный для малочисленной публики, он насчитывает 250 мест, что обеспечивает необходимую тишину во время выступлений и особенную атмосферу. Глубина и размеры помещения позволяют видеть происходящее на сцене с любого ракурса, а звук передаётся не искажённо и чётко.

Репертуар театра вновь может похвастаться прогрессивными и модными экспериментами.

Екатерина II, которую Вольтер именовал в своих стихах "Северной Минервой", издавна считавшейся покровительницей ремесел и искусств, проявляла особую заботу о культурном просвещении России. Не обошла императрица своим вниманием и театральное искусство. Она инициировала строительство театральных зданий, всячески поощряла драматургов и художников, опекала отечественных и иноземных актёров и, как известно, сама составляла и переводила исторические драмы и комедии.

И в первую очередь она чувствовала необходимость создания придворного театра компактного, изящного, в любой момент готового к её услугам. Именно такой Камерный театр, названный впоследствии Эрмитажным, и построил знаменитый архитектор Джакомо Кваренги. Это был лучшим по тем временам театр, здание которого отлично вписалось в единый ансамбль с дворцом, Малым и Большим Эрмитажами.


Оформление здания театра и его залов великолепно и представляет собой шедевр классической дворцовой архитектуры. Это небольшой придворный театр вместимостью 250 мест, рассчитанный на императорскую семью и небольшой круг избранных и приближённых лиц.

Сам зрительный зал уникален: небольшой по объему, он устроен так, что не требует использования театральных биноклей. Все происходящее на сцене видно хорошо с любого места. Зал обладает уникальной, с античным оттенком, формой и особым объемом с естественной прекрасной акустикой. Эти особенности театра еще раз подчеркивают мастерство и природный дар его архитектора.

Эрмитажный театр - самое старое из сохранившихся театральных зданий Санкт-Петербурга. В ноябре 2005 года ему исполнилось 220 лет. А вот его фундамент, на котором он стоит, по своему возрасту ровесник самому городу. Архитектор использует основание и стены предшествующих сооружений.


Каменный театр при Эрмитаже строится на месте помещений старого, четвертого по счету, Зимнего дворца. Перед началом строительства это здание находилось в ведении дирекции Императорских театров, и носило название "Театральный корпус".

Получив заказ на строительство театра, Кваренги спроектировал его на античный манер- с полукруглым амфитеатром, одним центральным и двумя боковыми маршами лестниц. Зал обходила окружная галерея, отделенная от него парными колоннами и балюстрадами. Вместе с полукруглыми окнами верхнего яруса это придало интерьеру легкость и воздушную наполненность. Между колоннами в нишах - как в зале, так и на сцене - архитектор поместил скульптурные изображения Аполлона и девяти муз, а над ними барельефы знаменитых деятелей искусств - своих современников. Они окружали весь зал и замыкались над сценой головою Медузы Горгоны, как символа очаровывающей магии искусства. И все великолепное помещение освещалось десятью люстрами, развешенными попарно и связанными в единую законченную композицию. Сама императрица скорректировала проект, убрав галерею и поставив кресла вместо скамеек.


16 ноября 1785 года премьерой комической оперы А. Аблесимова "Мельник, колдун, обманщик и сват" театр открыл свой первый сезон. Представления проходили два-три раза в неделю, а в дни торжественных приемов и чаще. В связи с отсутствием фасада гости проходили в зал из Эрмитажа через арку-переход, перекинутую архитектором Ю. Фельтеном над Зимней канавкой.

Сразу после открытия театр начал бурную и очень насыщенную жизнь. Премьеры следовали одна за другой. Здесь выступали приглашенные императрицей мировые знаменитости: композиторы Доменико Чимароза и Джузеппе Сарти, художники и декораторы Пьетро Гонзага и Томас Дампьери, танцовщик Карл Ле Пик и актер Жак Офрен. В придворных спектаклях участвуют русская, итальянская, французская, немецкая труппы и балет. Театр являлся настоящей школой русского театрального искусства XVIII века. Однако подъем театра заканчивается вместе со смертью Екатерины II в 1796 году.



В XIX веке правители России - от Александра I до Николая II - безуспешно пытались возродить былую славу придворной сцены. В городе развивались профессиональные общедоступные театры, и роль Эрмитажного, как первого театра страны, все больше уходила в историю.

После революции вновь использовать театр для народных представлений с подачи наркома А. Луначарского, попытался В. Мейерхольд. Он наметил репертуар и списки привлекаемых деятелей искусства: В. Соловьёва, С. Радлова, М. Шагала, А. Головина, М. Добужинского, О. Книппер, Ф. Шаляпина. Начались репетиции и прошли пробные представления в залах музея. Однако в конце мая 1919 года было решено отложить открытие сезона в связи с необходимостью отгородить театр от музейных экспозиций живописи. На этом идея возрождения театра заглохла.


С тех пор театр перестал использоваться по своему прямому назначению. Здесь читались лекции по истории искусства, проводились научные конференции и заседания. Все подсобные помещения театра были заняты научными отделами, службами и лабораториями. Однако от непрофильного использования вентиляция , воздушное отопление, конструкции сцены и самого здания начали разрушаться, и к началу 80-х встал вопрос о выселении сотрудников и закрытии помещений.


7 января 1991 года Эрмитажный театр вновь распахнул свои двери перед публикой. Продолжил работу лекторий музея, снова проводятся научные конференции, семинары, симпозиумы.


Вместе с тем, сцена Эрмитажного театра стала одной из самых модных площадок Санкт-Петербурга. На ней был проведен фестиваль "Скрипка Паганини в Эрмитаже", на котором известный скрипач С.Стадлер исполнил классические произведения на скрипке Паганини, специально доставленной из Генуи. Здесь же состоялся фестиваль, посвященный 100-летию финского композитора Я.Сибелиуса, "Возвращение легенды". 1 января 1995 года из Эрмитажного театра транслировались на весь мир выступления М.Ростроповича в программе "Симфония мира". На сцене театра прошел ряд замечательных премьер, среди которых "Борис Годунов" М.Мусоргского в постановке Театра камерной оперы Санкт-Петербурга, "Саломея" Р.Штрауса, представленная в исполнении солистов, хора и оркестра Мариинского театра. Постоянно проходят концерты выпускников Академии балета им. А.Я.Вагановой. Стали традицией выступления Оркестра Государственного Эрмитажа.


Переход в Эрмитажный театр над Зимней канавкой


До начала реализации Екатерина скорректировала проект, решив избавиться от галереи и заменив скамейки креслами. При этом здание начало функционировать задолго до завершения строительных работ. Окончание отделки фасада произошло уже после смерти императрицы, в 1802 году.
"Театр в Эрмитаже представлял здание в виде римского цирка, только в небольшом размере. Стены и колонны в нём были мраморные; места для зрителей, обитые зелёным бархатом, подымались ступенями и образовывали полукруг; для самой императрицы особенных мест не было, для неё ставились кресла. На сцене эрмитажного театра в Екатерининское время игрывали все известные европейские знаменитости артистического мира. " - писал М. И. Пыляев в книге "Старый Петербург".

Foyer of the Hermitage Theatre.JPG

Фойе над аркой-переходом через Зимнюю канавку в Эрмитажный театр (Из Интернета)
В 1904 году по проекту Л. Н. Бенуа декоративное убранство фойе театра приобрело изысканные формы рококо.

В издании, специально посвященном театру, архитектор Д.Кваренги писал: "Все места одинаково почетны, и каждый может сидеть там, где ему заблагорассудится. Главная идея сооружения - создать удобный для зрителей, совершенный по акустике и оптике, строгий и красивый зал".

Эрмитажный театр открылся 16 ноября 1785 года представлением комической оперы "Мельник, колдун, обманщик и сват" (музыка М.Соколовского, либретто А.Аблесимова). На сцене театра выступали русская труппа, и приглашённые императрицей – итальянская труппа, французская труппа, немецкая труппа, почитавшие большой честью участие в придворных спектаклях, а особенно в постановках по собственным либретто императрицы. С Эрмитажным театром были связаны такие известные театральные деятели, как композитор Доменико Чимароза, художник и декоратор Пьетро Гонзага, танцовщица Гертруда Росси (мать великого архитектора). Позже в предреволюционные годы в театре работали знаменитые художники - А.Бенуа, Л.Бакст, А.Головин, К.Сомов.
Декорации, выполненные ими к спектаклям театра, по праву рассматриваются выдающимися произведениями живописи.

После революции театр пытался возродить известнейший режиссёр Вс. Э. Мейерхольд, работавший в Императорских театрах Петербурга . Всеволод Эмильевич пригласил известных деятелей искусства того времени: В. Соловьёва, С. Радлова, М. Шагала, А. Головина, М. Добужинского, О. Книппер, Ф. Шаляпина. Начались репетиции и прошли пробные представления в залах музея. Однако в конце мая 1919 года было решено отложить открытие сезона в связи с необходимостью отгородить театр от музейных экспозиций живописи. К сожалению, театр перестал существовать и многие годы выполнял роль лектория Государственного Эрмитажа, где читались лекции по истории искусства, проводились научные конференции и заседания.

В Эрмитажном театре

Однако в начале 1980-х годов начинается капитальный ремонт и реставрация всего здания театра. В ходе реконструкции и переоборудования была создана система синхронного перевода (до 5 языков одновременно), построена киноустановка с аппаратурой обратной проекции, установлено компьютерное управление освещением сцены и зала. 7 января 1991 года Эрмитажный театр вновь открыл свои двери для публики. Эрмитажный театр начал возрождаться вновь, и менее, чем за десять лет, стал одной из самых популярных сценических площадок Петербурга.


Сцена и оркестровая "яма"


В зале 250 мест, можно занимать любое место. Все демократично и в духе величественных античных традиций. Ряды расположены полукругом, шесть рядов белых деревянных скамеек, обитых красным бархатом. С любого места прекрасный обзор сцены и всего театра. Великолепная хрустальная люстра вносит торжественные нотки в атмоферу.


Занавес Эрмитажного театра


На занавесе Эрмитажного театра изображены символы русского самодержавия - красный пурпур с золотой отделкой орлиных силуэтов вокруг взлетающего на нежно-голубом фоне коронованного орла о двух головах, в чьих лапах покоятся лира и ветви лавра.

Читайте также: