Ересь ария и первый вселенский собор кратко

Обновлено: 07.07.2024

21 декабря — память 62 иереев и 300 мирян, в Африке от ариан пострадавших

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Что такое церковные расколы и почему они возникают? И если Господь открывает нам истину в той мере, в которой мы можем ее вместить, как понять, на чьей стороне правда? Со времен Первого Вселенского Собора Церковь борется с этой болезнью, но она вновь и вновь дает о себе знать.

Откуда берутся ереси

Арианский спор, расколовший Церковь в IV веке, бушевал без малого сто лет, а последствия его ощущались еще дольше. А началось все с прихода в Церковь множества образованных людей, которых живо интересовали такие проблемы, которые раньше мало кого волновали. И появились разные понимания троичности Божества.

К примеру, еретик Савелий Птомалеидский учил, что Троица — это один Бог с тремя личинами, которые Он меняет, как меняются маски в греческом театре, и предстает человечеству то в одной, то в другой форме.

Прямо противоположное утверждал другой ересиарх — Павел Самосатский. Он считал, что есть только один истинный Бог — Бог Отец. А Бог Сын и Бог Дух Святой — это не вполне божественные сущности. И его взгляды надолго прижились на Востоке, особенно в Сирии. Придерживался их и пресвитер Александрийской церкви Арий. Человек он был, безусловно, яркий, талантливый и до такой степени популярный, что Александрийский епископ Ахилл, умирая, даже прочил его в свои преемники. Правда, епископом он так и не стал — не выбрали.

Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях

Нечестивый Арий.

Что думал Арий о Боге? Что существует всемогущий Бог Отец, который одновременно присутствует во всех формах, во всех временах… Он был всегда. Но был ли всегда Бог Сын? В этом Арий сильно сомневался. Ведь Сын всегда появляется после Отца. Следовательно, Он был Отцом сотворен и, как и все прочие творения, имеет тварную природу. А у Отца природа принципиально иная— вечная, Божественная. То есть Арий отказывал Иисусу в полной Божественности. За что и был в 318 году осужден Александрийским епископом Александром.

Арий бежал из Александрии и обратился за поддержкой к своим однокашникам, среди которых были Евсевий Кесарийский — отец церковной историографии и Евсевий Никомидийский — епископ одной из императорских резиденций.

Спор разгорелся нешуточный. А для императора Константина, когда он решил опереться на христианство, было принципиально важно сохранить единство самих христиан. Поначалу он пытался убедить Ария и Александра помириться и вообще не поднимать этот догматический спор. Но разбирать его в итоге пришлось, созвав в 325 году в Никее Первый Вселенский Собор, на котором большинство епископов осудили учение Ария и приняли Символ веры, в котором Бог Сын признавался Единосущным и Совечным Отцу.

Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях

Из этих слов видно, как глубоко арианская ересь волновала тогда всех христиан. Это и понятно — весь народ чувствовал, что спор идет не об отвлеченном теоретическом вопросе, но о самом существе веры.

Большинство местных епископов искали какого-то компромисса. Да и сам император в конце своего правления склонялся к смягчению формулировок Никейского Собора ради объединения расколотой Церкви. Он даже отправил в ссылку наиболее ревностных поборников Никейского символа, таких как епископ Афанасий Александрийский. А на смертном одре принял крещение от одного из лидеров ариан — Евсевия Никомидийского.

Неправильная проповедь

Сыновья Константина Великого по-разному смотрели на церковную политику. На западе император Констант был столпом никейства. На востоке император Констанций, наоборот, поддерживал ариан. Окончательно осуждено арианство было на Втором Вселенском Соборе.

Но оно не исчезло — распространилось среди варваров. Ведь первые христианские проповедники были отправлены к восточным германцам из Восточной Римской империи, когда ею правил Констанций. Понятно, что они проповедовали тот Символ веры, в который сами верили. Так арианство стало национальной религией сначала готов, а потом и прочих германцев. По сути, окончательно арианский спор был решен лишь в VII столетии с переходом варваров в никейство.

Ересь на службе у политиков

Но христианские мученики, пострадавшие во времена императора Зенона Исавра в Королевстве вандалов, созданном ими на завоеванных землях Северной Африки — на территории современных Туниса, Северного Алжира, северо-западной части Ливии и островов Корсика и Сардиния, — стали жертвой не столько религиозного, сколько политического кризиса.

Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях

Именно при Зеноне была упразднена Западная Римская империя и Византия осталась единственной преемницей Рима. Но Рима сильно ослабленного: еще в 429 году вандалы из Испании вторглись в его африканские провинции и в 439 году взяли Карфаген, а в 455 году захватили и разграбили сам Вечный город.

Но на завоеванных территориях, особенно в Африке, завоеватели, которых было не так много, а притока новых соплеменников ожидать им было неоткуда, очень боялись ассимиляции с местным населением. А римская Африка, второй по уровню развития после Италии регион империи, к тому времени была практически полностью христианской, причем по преимуществу ортодоксально христианской, что существенно осложняло вандалам ее освоение.

Отношения между вандалами и Византией обострились, и в Северной Африке начались жестокие гонения на ортодоксальных христиан. Эдикт, обнародованный Гунерихом, требовал перехода всех христиан в арианство не позднее 1 июня 482 года. Не желающих подчиняться сжигали на кострах или казнили иначе. Византийский историк Прокопий Кесарийский и святитель Исидор Севильский называют Гунериха самым жестоким и несправедливым гонителем христиан в Африке.

Арианская ересь: как она родилась и кто потом использовал ее в политических целях

Очерк о православной догматике, ересях и арианстве, написанный языком, понятным деловым людям

Святой Виктор Витенский, очевидец репрессий, писал в конце 480-х:

Поэтому, когда в храм, куда верующие собрались на тайную литургию, ворвались варвары, многие молившиеся бежали. Но 300 человек, добровольно предали себя на мучения и были обезглавлены. А из 62 иереев двух сожгли, а остальным отрезали языки.

А арианство — в XVIII веке переименованное в унитарианство — в виде немногочисленных сект дожило до наших дней.


Основание его учения о подчиненности Сына по отношении к Отцу базировалось на широко распространенном мнении о subordinatio. Последнее составляло основу и фундамент его злочестия. Очевидно, что Арий использует богословские понятие отцовство и сыновство лишь как метафоры и по аналогии к человеческой жизни, согласно которой отец по времени предшествует сыну. Итак, он предпринимает попытку дать объяснение на основании человеческих отношений отношениям между Лицами Святой Троицы.

Арий и преданные ему его сторонники используют строго историко-грамматический метод герменевтики Антиохийской школы для того, чтобы доказать учение об абсолютной монархии Бога - Отца, тварную природу Сына - Слова и создание Его Отцом, несовершенное знание Отца и нравственное боготворение Сына. Еретическое учение Ария взялся опровергать Патриарх Александрийский Александр с помощью свт. Афанасия Великого. В действительности свт. Афанасий Великий был уникальным богословом противником Ария, однако он не наставлял последнего.

Необходимо было созвать Собор, на котором могли бы защищаться епископы, мыслящие по - ариански и сам Арий. Далее будет предоставлена возможность для верного изложения учения Церкви о вечности, совершенстве сыновства и божества Сына и Слова, второго Лица Святой Троицы. Вначале этот собор был подготовлен как один из поместных соборов, но на нем приняли участие, как епископы Запада, так и Востока, поскольку богословская основа Троичного догмата преподнесена была на Соборе как учение вселенского характера. Этот собор является I Вселенским Собором Церкви Христовой, который состоялся в 325г. в Никеее Вифинской.

В то время престол Римской империи занимал Константин (306-337), позже названный Великий, сын Констанция Хлора. Константин стал благосклонным к христианству. В течение многих лет он боролся с донатистами в Северной Африке и мелетианами в Египте. Но теперь он встал против ереси ради сплочения империи. Эта ересь родилась из догматических ошибок Ария.

Император справедливо стремился к воцарению религиозного мира в империи, не понимая, доктринальных различий арианства от православного учения, пытался умиротворить дух своих богословских противников. Константин Великий не мог вникнуть в глубинный смысл предвечного рождения Сына. По этой причине и призвал Ария и епископа Александра к мирно сосуществованию, несмотря на различия в их учении о Триедином Боге. Об огромной богословской опасности, которая тогда возникла, рассказал и объяснил императору свт. Осия Кордубский. Последний призвал Константина приступить к созыву собора для разрешения богословских споров.

Важно отметить, что на Соборе в Никее было явлено много чудес святыми богоносными Отцами. Особенными были чудеса, совершенные свт. Спиридона, свт. Экумением и свт. Ахиллой. Стоит упомянуть и об инциденте между Св. Николаем Чудотворцем и Арием. Первый не в состоянии обуздать свое возмущение относительно того, что утверждал Арий, его ударил. Император Константин Великий наказал свт. Николая и заключил в тюрьму. Но в тюрьме произошло чудо, указывающее на святость свт. Николая и заблуждение Ария.

[3] Αὐτόθι, M. Tetz, Athanasius Werke , τ. 1, Ι, σσ. 114 20-23 , 118 10-115 (=PG 26, 21B, 24Α).

[5] Τοῦ ἰδίου, Περί τῶν γενομένων ἐν τῇ Ἀριμινίῳ τῆς Ἰταλίας καί ἐν Σελευκείᾳ τῆς Ἰσαυρίας Συνόδων , 15, 3, H.G. Opitz, De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria, Athanasius Werke, τ. 2, VII, σ, 242 16-18 (PG 26, 708Α).

[8] Ἀθανασίου, Κατά Ἀρειανῶν , Ι, Ε΄ καί Ι, ΚΣΤ΄, M. Tetz, Athanasius Werke , τ. 1, Ι, σσ. 114 15-23 , 135 1-4 (=PG 26, 21Β, 65Α)

[9] Ἀθανασίου Ἀλεξανδρείας, Περί τῶν γενομένων ἐν τῇ Ἀριμινίῳ τῆς Ἰταλίας καί ἐν Σελευκείᾳ τῆς Ἰσαυρίας Συνόδων , 15, 3, H.G. Opitz, De synodis Arimini in Italia et Seleuciae in Isauria, Athanasius Werke vol. 2.1, 15.3 21-22 (=PG 26, 688B).

[12] Κ. Σκουτέρη, Ἱστορία Δογμάτων Β΄, Ἀθήνα 2004, σ 307.

Κανών Θ': Ἀναφέρεται στήν τότε συνήθη περίπτωση χειροτονίας πρεσβυτέρων τῶν ὁποίων δέν ἐξετάστηκαν τά προσόντα ἤ οἱ ὁποῖοι δεν παραμένουν ἄμεμπτοι.
Κανών Ι': Καταδικάζεται ἡ χειροτονία τῶν πεπτοκότων.
Κανών ΙΑ' - ΙΒ': Καθορίζεται η μετάνοια των πεπτωκότων, με αυστηρότερα κριτήρια.
Κανών ΙΓ': Δέχεται ὅτι εἶναι δυνατόν νά λάβει κάποιος τή Θεία Ευχαριστία ἐπί τῆς ἐπιθανατίου κλίνης.
Κανών ΙΔ': Ὁρίζεται ὁ τρόπος τῆς μετάνοιας τῶν πεπτωκότων κατηχουμένων.
Κανών ΙΕ' - ΙΣΤ': Καταδικάζεται ἡ ἐπιδίωξη κληρικῶν γιά μετάθεση σέ ἄλλες ἐκκλησίες.
Κανών ΙΖ': Καταδικάζεται ἡ πλεονεξία καί ἡ αἰσχροκέρδεια τῶν κληρικῶν πού προέρχεται ἀπό τόν ἐντοκο δανεισμό.
Κανών ΙΗ': Ἀπαγορεύεται στούςς διακόνους νά μεταδίδουν καί νά ἀγγίζουν τή Θεία Εὐχαριστία πρίν ἀπό τούς πρεσβυτέρους, καί δέν ἐπιτρέπεται τό νά κάθονται μεταξύ τῶν πρεσβυτέρων.
Κανών Κ': Ἀπαγορεύεται ἡ γονυκλισία στή Θεία Λειτουργία τῆς Κυριακῆς καί τήν ἡμέρα τῆς Πεντηκοστῆς.

Перевод “Православного Апологета”. 2011г.

При полном или частичном использовании статьи ссылка на apologet . spb . ru обязательна


В 325 году в Никее был созван Первый Вселенский Собор, созвал его император Константин. Это был бесприцендентный случай в истории Церкви. Ибо за 3 вековую историю христианские епископы ни когда не вели общения между собой, жили общинно и теперь император Константин на свои средства, предоставив транспорт (лошадей, повозки) пригласил в Никею всех значимых епископ со всего мира, чтобы они пообщались, познакомились друг с другом. Но главная причина была в вопросе связанным с расколом Ария и последователями его учения Арианами.

КТО ТАКОЙ АРИЙ И ЧЕМУ ОН УЧИЛ?
Священник из Александрии (Египта), человек очень образованный и очень статной великолепной наружности создал простое учение. Он доказывал, что Иисус Христос не вечен и не единосущен Богу Отцу, который создал своего Сына как орудие спасения мира Арий признал Христа за совершенного человека, но доказывал, что как Сын Христос не может быть равен Отцу, а должен был ему подчиняться. Востояная Церковь посчитала, что Арий издал очень опасную доктрину, которая начала распространяться по Востоку. Каждый епископ имел собственное мнение и мог как согласиться с Арием так и не соглашаться. Но Арий был блестящим проповедником и было трудно с ним не соглашаться, ведь он ещё был поэтом , писателем и письменно действовал на сознание христиан. Вот Церкви и предстояло рассмотреть этот вопрос и вынести общий взгляд на учение Ария, за или против.

КТО ПРИБЫЛ НА СОБОР?
До нас дошло 220 имен, но таковых по мнению историков было более 300. Самые известные делегаты собора: Александр Александрийский, Афанасий Великий, Евстафий Антиохийский, Маркелл Анкирский, Леонтий Каппадокийский, Иаков Низибийский, Амфион Киликийский. Прибыл так же с Кипра Спиридон Тримифунтский, который тогда был известен уже как прозорливый чудотворец и епископ-путешественник. На собор прибыл Павел Неокесорийский у которого были сожжённые руки за веру язычниками. Так же прибыл Патамон из Египта, он был полностью слеп, так как за веру у него были выколоты глаза и вывернуты ноги и вот в таком состоянии он был сослан язычниками в каменоломню и там работал . Бог дал Патамону дар чудотворца и целителя. Прибыл в Никею он как исповедник веры Христовой. И когда к делегатам вошёл царь Константин, он поприветствовал каждого приехавшего на собор, а подойдя к Патамону , он обнял его и расцеловал, поцеловал и в две глазницы, где не было глаз.
Конечно прибыли и ариане, это :Арий из Александрии, Евсевий Никомедийский,Евсевий Кесарийский, Фиогнис Никейский, (тут важно отметить что принимающий стороной собора, были как раз ариане и местный епископ был арианец), тут же был Марий Халкидонский, Павлин Тирский, Патрофил Скифопольский, Секунд Птолемаидский, Феон Мармариксий.

ПОЧЕМУ НА СОБОРЕ НЕ БЫЛО СВЯТОГО СИЛЬВЕСТРА ПАПЫ РИМСКОГО?
Есть версия, что Папа Сильвестр не пожелал покидать Рим, так как был в обиде на царя Константина, что он перенёс столицу в Константинополь и Папа хотел показать, что именно он мировой первосвященник и ехать на Восток на поклон ему было бы унизительно.
Однако, не будем забывать, что Сильвестр , он ещё и святой Православной Церкви и не стоит искать у святого гордость перед другими святыми людьми. А потому есть версия ещё одна. Арианство не коснулось Западную Церковь и это не был вопрос для Рима такой важности, чтобы ехать за тридевять земель разбирать проблемы Востока. Западная Церковь всегда хорошо жила рука об руку с монархами своих стран и только на Востоке всё крутилось и мутилось. Папе Сильвестру, ровно как и другим епископам Запада, это не было интересно. Вопрос Ария, это была не проблема Запада. Потому из 300 делегатов собора, с Запада приехали только пять и два священника из пяти, это были делегаты из Рима от Папы, священники Витт и Викентий.

БЫЛ ЛИ НА СОБОРЕ СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ МИР ЛИКИЙСКИЙ? ВЕДЬ В ЖИТИИ СВ. НИКАЛАЯ УКАЗАНО, ЧТО ОН УДАРИЛ В СПОРЕ АРИЯ
Весь парадокс в том, что Святителя Николая скорее всего на соборе не было. Среди известных 220 имен из примерно 300, его имени не значиться. Историки говорят, что кафедра Мир Ликийская была на столько маленькой и незначительной, что епископы таких второстепенных кафедр на Вселенский собор приглашены не были. Но при этом святитель Николай мог действительно в споре ударить Ария по лицу, но не на соборе. Если бы такое произошло бы на соборе, это бы отразилось в документальных источниках того времени, но этот факт почему-то всеми пропущен и отразился только в житии самого Св.Николая. Потому, принято считать, что на соборе такого происшествия не было, как наверное не было там и самого Николая. Но Арианство существовало ещё 55 лет и после собора , а Ариями называли всех ариан и вполне допустимо, что св.Николай где-то пересекался или с самим Арием или с каким либо арианом и влепил ему оплеуху, за что был осуждён, это всё возможно.

КАК ПРОХОДИЛ СОБОР?
Собор проходил не один день и даже не неделю, он открылся 20 мая и закрылся 25 августа. Епископы постоянно менялись, одни уезжали домой по делам, другие наоборот приезжали к концу собора. То есть делегаты собора , могли даже не увидеть друг друга и не встретиться. Кто-то прибыл раньше и уехал, другой приехал позже. Это было вольное общение мировых епископов. Кто-то пребывал в течении всего срока. Пленум Собора был вынесен только 14 июня, а голосование по вопросу Ария произошло 19 июня. История говорят и о пышных обедах владык и императора. Это была и работа и праздник для прибывших.
Император Константин весь блестел в золоте, он был главной фигурой собора, открывал собор речью на латинском языке. Рядом с ним были председательствующие Евстафий Антиохийский (Антиохийский владыка в то время был выше Византийских владык по рангу), Евсевий Кесарии Палестинский (самый образованный человек того времени и любимец царя Константина) и Осий Кордубский ( это был глубокий старец самого почтенного возраста).
Страсти кипели нешуточные. Арий выступал очень смело и открыто, он был уверен, что его поддержит и император и делегаты, но большинство епископов негодовало от слов Ария, но парировать не могли . Евсевий Кессорийский как пишется, который умел своим словом заставлять молчать тех, кто говорил краше всех .
Сам император Константин в спор не вникал, он одинаково встретился и переговорил с каждым делегатом, он постоянно смягчал спорные страсти, подчёркивал важность единства церкви и призывал к компромиссу.
Евсевий Кессарийский прочитал Крестильный Символ веры и там были слова: "Веруем, во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. ", он намекал, что Отец Творец всего видимого и невидимого и не может Христос как Сын быть ему равным. Наступила тишина. Император Константин выслушав одобрил текст Символа веры и предложил в текст внести только одно словечко "ЕДИНОСУЩНОЙ" Троицы уровняв Отца с Сыном. Ранее 70 лет Восточные богословы отказывались принимать слово "Единосущность", но тут предлагает император, который узаконил христианство в мире и предложение проходит. Вчерашний император-язычник побеждает один умного Ария.
О соборе говорили: "Пожар Церкви залит водою власти Константина"
Есть мнение, что императора боялись и потому не было возражений, и даже есть описания, что император запугивал не согласных с ним. Император продемонстрировал силу убеждения и добился своего. Этим принятием предложения Константина, формально Арий был осуждён, а его сочинение предавались анафеме и сожжению. Самого Ария перевели ближе к Риму служить Богу и запретили возвращаться в александрию. Но он переехал в Никомедию и стал там смущать народ. Константин вновь вызывал его к себе и строго беседовал, ни чего не помогало, Арий видел врага и в императоре Константине. Повествуется, что умер Арий внезапно позорной смертью в туалете. Но в германских племенах арианство ещё исповедовалось 300 лет.
Кроме вопроса с Арием на соборе было решено ещё 20 вопросов, но они не имели такого большого значения.
В конце собора было выписано два Указа, от имени Церкви и от имени Императора.

КАКОЕ ВЕРООПРЕДЕЛЕНИЕ БЫЛО ВЫНЕСЕНО НА ПЕРВОМ ВСЕЛЕНСКОМ СОБОРЕ? ТАМ БЫЛ НАПИСАН ПЕРВЫЙ СИМВОЛ ВЕРЫ, СИЛЬНО ЛИ ОН ОТЛИЧАЛСЯ ОТ СОВРЕМЕННОГО?
==Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, творца всего видимого и невидимого. И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рожденного от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отца, через Которого всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых. И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем - таковых анафемствует кафолическая церковь.==

Основным догматом христианства является учение о Святой Троице, как оно раскрыто Самим Спасителем в Евангелии. В отношении Первой Ипостаси Святой Троицы, Бога Отца, Творца и Промыслителя, не возникало лжеучений, кроме неправильного толкования вопроса о зле и его природе, навеянного восточным дуализмом.

О Сыне Божием часто, под влиянием философских систем древности, высказывались мнения, не соответствующие церковному Преданию, основанному на учении о Логосе. Уклонения эти встречаются у Оригена и других апологетов, а также у Лукиана Антиохийского, влияние которого на Востоке было очень сильно. Все эти утверждения оставались, однако, личными мнениями отдельных богословов, в отношении которых Церковь в своей полноте еще не давала определения, пока в 323 году не возникло в Александрии движение, возглавляемое местным пресвитером Арием. Он был человеком ученым и прекрасным оратором, но необыкновенно гордым, который считал себя призванным истолковать учение Церкви на свой лад. Он объединил вокруг себя не только свой многочисленный приход, но и много духовенства и мирян из окрестностей Александрии, и проповедовал, что Сын Божий есть высшее и первое творение Божие и Он не вечен. Учение Ария было антихристианским – непризнанием божественности Спасителя – тем самым оно подрывало основу христианского учения о воплощении Сына Божия.

Первый, кто понял опасность для Церкви нового лжеучения, был епископ Александрийский Александр, который устроил публичный диспут с Арием, изъяснил, в чем его утверждения противоречили учению Церкви и, когда последний не пожелал подчиниться авторитету своего епископа, запретил ему проповедовать.

Арий покинул Египет и переселился в Палестину, а оттуда в Никомидию, где нашел влиятельных защитников в лице известного историка Церкви, епископа Евсевия Кесарийского, и Евсевия, епископа столичного города Никомидии, личного друга императора Константина, с которым они были учениками Лукиана Антиохийского.

Первый Вселенский Собор в Никее.

Созыв Вселенского Собора в 325 году стал большим событием в жизни Церкви. Впервые представители всех поместных Церквей могли встретиться и обсудить вместе важнейшие церковные дела. В первый раз мог быть услышан голос всей Церкви.


Созвав Собор, император Константин предоставил съезжавшимся в Никею (небольшой город в Малой Азии, в 120-ти километрах от Константинополя) всевозможные льготы и облегчения во время пути. Многие из прибывших только недавно претерпели мучения и заключение за веру. Всем был оказан особый почет со стороны государственной власти.

Всего собралось на Собор 318 епископов. Кроме них были пресвитеры и диаконы, среди которых выделялся Афанасий Александрийский. В Соборе также принимали участие святитель Николай Мирликийский (6/19 декабря) и святитель Спиридон Тримифунтский (12/25 декабря).

Император Константин вошел без свиты в своем золотом царском одеянии и сел рядом с епископами, а не на особом троне, который для него приготовили. Он выслушал приветствие старейшего из епископов, Евстафия Антиохийского, и обратился к собравшимся с речью на латыни. В ней он выразил свою радость видеть представителей всей Церкви собранными вместе и заявил, что все разногласия внутри Церкви он считает более опасными для государства, чем внешние войны.

Первый Вселенский Собор имел исключительное значение, так как, кроме осуждения лжеучения Ария, было принято первые 7 членов Символа веры, принято решения относительно отдельных церковных расколов, установлено время празднования Пасхи, было составлено 20 дисциплинарных канонов и подтверждено старшинство древних апостольских кафедр Рима, Александрии, Антиохии и Иерусалима.

Первое время после Собора мир церковный не нарушался, и вера Христова распространялась на востоке и на западе империи. Мать царя Константина Елена, которая сделала очень много для утверждения православной веры и которую Церковь признала равноапостольной (память 21/4 июня), совершила паломничество в Святую Землю. Всюду по пути она освобождала пленных и заключенных и закладывала храмы.

В Иерусалиме она приказала отыскать то место, где во время Спасителя находилась Голгофа. Когда был разрушен построенный там языческий храм, под ним было найдено три креста. Никто не мог сказать, который из них был Крестом Спасителя. Случилось, что мимо этого места в то время проносили для погребения мертвеца; тогда велели остановиться проносившим покойника, и стали полагать, по совету епископа, найденные кресты по одному на умершего; и, когда возложен был Крест Христов, мертвый воскрес. Все, видя это чудо, возрадовались и прославили дивную силу животворящего Креста Господня.

Царица и патриарх торжественно воздвигли (подняли) Крест, чтобы показать его народу, и в память этого события был установлен праздник Воздвижения Святой Животворящего Креста (14/27 сентября). Сам Крест Христов был впоследствии раздроблен на многие части и роздан по всему христианскому миру.

На обратном пути из Иерусалима царица Елена скончалась и была погребена своим сыном во вновь отстроенном городе Константинополе, куда он перенес в 330 году свою столицу.

Возобновление арианства и борьба с ним святителя Афанасия Великого

Император Константин строго охранял Никейский Символ веры, но приверженцы арианского лжеучения не сдавались и старались всячески добиться от него освобождения заключенных. Епископ Евсевий и другие тайные ариане решились не настаивать на признании Ария, а начали борьбу с православными путем требования взаимных уступок.

Святитель Афанасий (293 – 373, память 2/15 мая) родился и получил образование в Александрии. Он сопровождал епископа Александра на первый Вселенский Собор и начал уже тогда бороться с ересью. В первые годы своего епископства он посетил египетских пустынников и описал впоследствии их житие.

Влияние святителя Афанасия в Египте и вообще на всем Востоке было так велико, что противники долго не решались с ним бороться открыто, а ограничивались враждебными действиями против других защитников Православия. Для этого они созвали в Иерусалиме лже-Собор и низложили местного епископа Евстафия, председательствовавшего на Вселенском Соборе. Потом, также незаконно, был низложен епископ Марк Анкирский.

В 335 году император Константин торжественно отпраздновал 20-летие своего царствования и объявил полную амнистию. Был освобожден и Арий. Тогда противники правой веры решили действовать против святителя Афанасия. Они собрали в Тире лже-Собор, члены которого были тщательно подобраны. На него святитель Афанасий, прибывший с египетскими епископами, не был допущен. Тирский Собор осудил святителя Афанасия, но он поехал в Константинополь, чтобы убедить императора в своей правоте.

Видя, что их обвинения недостаточно обоснованы, ариане заявили, что святитель Афанасий задерживает поставку хлеба в Египет и что стране грозит голод. Хотя обвинения были ложны, император сослал Александрийского архиепископа на берега Рейна в Трир. В Иерусалиме был созван Собор, который оправдал Ария, но последний умер страшной смертью перед принятием его в общение.

Святитель Афанасий в ссылке не прекратил борьбы с арианством. Он писал послания к православным, воодушевлял гонимых, содействовал восстановлению христианства в прирейнской области, положил основание монашеству на Западе и своей неутомимой деятельностью и ревностью о Православии объединил на Западе всех не признавших арианства.

Судьба православия при преемниках равноапостольного Константина

20 мая 337 г. умер равноапостольный Константин. Он крестился за несколько дней до смерти и был погребен в белых одеждах новообращенного.

Три сына императора Константина разделили Империю. Констант получил Иллирию и Италию, Константин – Галлию и Испанию, Констанций – весь Восток. Сыновья императора были воспитаны в христианской вере, но тогда как первые два остались православными, Констанций был склонен к арианству и стал вскоре гонителем защитников Никейского Символа веры.

Сразу по вступлении на престол Константин II разрешил святителю Афанасию вернуться в Александрию, где тогда не было другого епископа. Он послал письмо александрийцам, прося принять Афанасия с честью. По своем прибытии в Египет святитель Афанасий собрал Собор, который осудил арианство. Тогда ариане послали письма трем императорам и римскому епископу и избрали арианского епископа для Александрии – Григория.

Святитель Афанасий поехал в Рим, где местный Собор его поддержал, но он не мог до 346 г. вернуться в свой город, захваченный арианами. В последующие годы арианство охватило весь Восток и частично Запад, но святитель Афанасий и православные, поддержанные императором Константом, не сдавались. После смерти епископа Григория, в 346 году, святитель Афанасий вернулся в Александрию. Его приезд был настоящим триумфом, весь народ приветствовал его как своего духовного вождя.

Торжество православия было непродолжительным. В 350 году император Констант был убит, и император Констанций стал единственным правителем всей империи. Началась новая борьба ариан с православными. В Константинополе мученически погиб епископ Павел Исповедник, и многие православные были убиты.

Святой Иларий (приблизительно 300 – 367, память 14/27 января) родился в Галлии и получил блестящее языческое образование. Он заинтересовался Священным Писанием и начал его изучать. Крестившись, он целиком посвятил себя служению Церкви. Избранный в 350 году епископом города Пиктавии (совр. Пуатье), он начал борьбу с распространившимся на Западе арианством. В 356 г. он был сослан на Восток и продолжал там борьбу за чистоту православной веры. Он ездил в Константинополь для обличения императора Констанция и был вторично сослан с Востока на Запад. Вместе со святым Иларием были сосланы святой Осия и папа Либерий.

Только сломив сопротивление друзей и сторонников святителя Афанасия, император Констанций решился действовать против него самого. Войска были введены в Александрию и, несмотря на народное восстание и сопротивление, осадили главный храм, в котором находился Александрийский архиепископ. Последнему удалось уйти незамеченным и скрыться в пустыни. Как казалось, православие было окончательно разгромлено. Вся Церковь была в руках ариан.

Но святые Афанасий и Иларий из изгнания писали послания и оба составили трактаты о Соборах, в которых излагали учение Церкви. Святой Иларий, после возвращения в Галлию, созвал в 360 году Собор в Париже и осудил арианство.

Юлиан-отступник и восстановление язычества

Вступив на престол, Юлиан объявил сначала полную свободу культов, чем воспользовались гонимые арианами православные, но вскоре начал закрывать и разрушать христианские храмы и строить языческие. Он создал параллельную христианской языческую иерархию и начал дехристианизировать школы, вводя повсюду обязательное преподавание древних философских систем. Многие православные не только были преследуемы, но и погибли мученической смертью.

Однажды он отдал приказ на первой неделе Великого поста тайно окропить все съестные припасы на рынках Константинополя идоложертвенной кровью. Тогда архиепископу Константинопольскому явился во сне святой мученик Феодор Тирон, который повелел предупредить народ о злом умысле, и чтобы вместо продуктов, приобретаемых на рынке, употребляли в пищу отваренное зерно с медом (коливо). С тех пор в Церкви на первой неделе поста совершается в память этого события освящение колива.

Император Юлиан царствовал всего полтора года, но успел за этот краткий срок причинить очень много вреда Церкви. При нем пострадали: святой великомученик Артемий, префект антиохийский (память 20/2 октября), святой Кириак Иерусалимский (память 28/10 ноября) и святой Иоанн Воин (память 30/12 августа. Император Юлиан был убит персами в 363 г.).

Завтра Церковь будет праздновать память святых отцов Первого (Никейского) Вселенского Собора. Именно на этом соборе была разоблачена ересь Ария, составлен первый Символ Веры; в нем участвовали свтт. Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский.

I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение.


В. Суриков "Первый Вселенский Собор". Эскиз к росписи Храма Христа Спасителя (1876 г.)

Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.

Ария поддерживал епископ Никомидийский (Палестина) Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства, взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

На I Вселенском Соборе участвовало 318 епископов, среди которых были: Афанасий Великий , Спиридон Тримифунтский , Николай Чудотворец и др. Ложное учение Ария было блистательно опровергнуто архидиаконом Афанасием, который, являясь помощником Александрийского епископа Александра, сменил со временем своего учителя на этой очень влиятельной в христианском мире кафедре.

Собор осудил и отверг ересь Ария и утвердил непреложную истину - догмат: Сын Божий есть истинный Бог, рожденный от Бога Отца прежде всех веков и так же вечен, как Бог Отец; Он рожден, а не сотворен, и единосущен с Богом Отцом. Чтобы все православные христиане могли точно знать истинное учение веры, оно было ясно и кратко изложено в первых семи членах Символа Веры. На этом же Соборе было постановлено праздновать Пасху в первый воскресный день после первого весеннего полнолуния, определено было также священникам быть женатыми и установлены были многие другие правила.


Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: "Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Ее" (Мф. 16, 18). В этом радостном обетовании находится пророческое указание, что, хотя жизнь Церкви Христовой на земле будет проходить в трудной борьбе с врагом спасения, победа на Ее стороне. Святые мученики засвидетельствовали истинность слов Спасителя, претерпев страдания за исповедание Имени Христова, и меч гонителей склонился перед победоносным знамением Креста Христова.

С IV века прекратились преследования христиан, но внутри самой Церкви возникли ереси, на борьбу с которыми Церковь созывала Вселенские Соборы. Одной из опаснейших ересей было арианство. Арий, александрийский пресвитер, был человеком безмерной гордыни и честолюбия. Он, отвергая Божественное достоинство Иисуса Христа и Его равенство с Богом Отцом, ложно учил, что Сын Божий не Единосущен Отцу, а сотворен Отцом во времени.

Поместный Собор, созванный по настоянию Александрийского Патриарха Александра, осудил лжеучение Ария, но тот не покорился и, написав многим епископам письма с жалобой на определение Поместного Собора, распространил свое лжеучение по всему Востоку, ибо получил поддержку в своем заблуждении от некоторых восточных епископов.

Для расследования возникшей смуты святой равноапостольный император Константин (память 21 мая) направил епископа Осию Кордубского и, получив от него удостоверение, что ересь Ария направлена против самого основного догмата Христовой Церкви, решился созвать Вселенский Собор. По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов-представителей христианских Церквей из разных стран.

Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви-святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.


Александрийский Патриарх Александр прибыл со своим диаконом Афанасием, впоследствии Патриархом Александрийским (память 2 мая), названным Великим, как ревностный борец за чистоту Православия. Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: "Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией".

Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово "Единосущный", которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение.

В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы - Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта).

Ересь Ария касалась главного христианского догмата, на котором зиждется вся вера и вся Церковь Христова, который составляет единственное основание всего упования нашего спасения. Если бы ересь Ария, отвергавшая Божество Сына Божия Иисуса Христа, потрясшая тогда всю Церковь и увлекшая за собою великое множество и пастырей и пасомых, одолела истинное учение Церкви и сделалась господствующею, то давно уже не существовало бы само христианство, и весь мир погрузился бы в прежнюю тьму неверия и суеверий.

Ария поддерживал епископ Никомидийский Евсевий, очень влиятельный при царском дворе, поэтому ересь получила очень широкое распространение в то время. И по сей день враги христианства (например секта "Свидетелей Иеговы"), взяв за основу ересь Ария и дав ей другое название, смущают умы и вводят в соблазн многих людей.

Тропарь свв. отцам Первого Вселенского Собора, глас 8:

Препрославен еси, Христе Боже наш, / светила на земли отцы наша основавый / и теми ко истенней вере вся ны наставивый, / Многоблагоутробне, слава Тебе

Со времен апостольских. христиане пользовались "символами веры" для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В четвертом веке, когда появились ложные учения о Боге, Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы пополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью символ веры. Он был составлен Отцами Первого и Второго Вселенских Соборов. Первый Вселенский Собор принял семь первых членов Символа, Второй - остальные пять. По двум городам, в которых собирались отцы Первого и Второго Вселенских Соборов, Символ носит название Никео-Цареградского. При изучении, Символ веры разделяют на двенадцать членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом члене - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом и двенадцатом - о воскресении мертвых и о вечной жизни.

СИМВОЛ ВЕРЫ трехсот осминадесяти святых отец Первого Вселенского Собора, Никейского.

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всех видимых и невидимых. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия единородного, рожденного от Отца, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша, яже на небеси и на земли; нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего, и воплотившася и вочеловечшася, страдавша и воскресшего в третий день, и восшедшего на небеса, и паки грядущего судити живым и мертвым. И во Святого Духа. Глаголющих же о Сыне Божием, яко бысть время, егда не бе, или яко преже неже родитися, не бе, или яко от не сущих бысть, или из иныя ипостаси или сущности глаголющих быти, или превратима или изменяема Сына Божия, сих анафематствует Кафолическая и Апостольская Церковь.

СИМВОЛ ВЕРЫ (употребляемый ныне в Православной Церкви) ста пятидесяти святых отец Второго Вселенского Собора, Константинопольского.

Веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша; нас ради человек, и нашего ради спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; распятого же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; и воскресшего в третий день по писанием; и восшедшего на небеса, и седяща одесную Отца; и паки грядущего со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшего пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедуем едино крещение во оставление грехов. Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.

Читайте также: