Эпоха древнего царства уклад жизни архитектура скульптура кратко

Обновлено: 02.05.2024

Приблизительно в XXX веке до н. э. фараоном I династии Нармером, или Менесом, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считается сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения — гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, где стоял саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки — мастаба — в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного эбенового дерева, фигурки ушебти.

В погребении, в специальном помещении — сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком.

Этот эффект был получен, когда смогли увеличить надземную часть здания в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Первой была Ступенчатая пирамида Джосера в Саккаре, фараона III династии. Она состояла из шести ступеней, каждая последующая из которых была меньше предыдущей.

Египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни. Фараоны IV династии избрали для своих погребений место недалеко от Саккары в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 тонны и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида является частью архитектурного ансамбля, включающего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. Заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырёхгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.

Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещённый у нижнего заупокойного храма Хефрена, считающегося портретным изображением этого фараона.

Так же, близ верхних заупокойных храмов оставляли солнечную лодку, чтобы воскресший фараон смог поплыть по небу в его восточную часть к богу Ра.

К концу периода Древнего царства появляется новый тип здания — солнечный храм. Его строили на возвышении и обносили стеной. В центре просторного двора с молельнями ставили колоссальный каменный обелиск с вызолоченной медной верхушкой и огромным жертвенником у подножья. Обелиск символизировал священный камень Бен-Бен, на который по преданию взошло солнце, родившееся из бездны..

Архитектура Среднего царства

Распад страны, войны, упадок центра и божественной власти фараона — всё это создало почву для развития индивидуализма.

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал заботиться о собственном бессмертии. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической стороне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы — каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требовалось умершему в загробном мире.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, желая подчеркнуть законность обладания престолом. Правда это были уже не те пирамиды, что возводились в эпоху Древнего царства: размеры их значительно уменьшились, материалом для строительства служили не двухтонные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Основу составляли восемь капитальных каменных стен, расходившихся радиусами от центра пирамиды к ее углам и середине каждой из сторон. От этих стен под углом в 45 градусов отходили другие восемь стен, а промежутки между ними заполнялись обломками камня, песком, кирпичом. Сверху пирамиды облицовывались известняковыми плитами соединявшимися друг с другом деревянными креплениями.

Наряду с пирамидами, которые по сути копировали пирамиды Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальница царя Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри.

Значительным сооружением эпохи Среднего царства является и заупокойный комплекс фараона Аменхотепа III в Хавара. Пирамида сложена из кирпича и облицована известняком, погребальная камера высечена из цельной глыбы отполированного жёлтого кварцита. Особую известность получил заупокойный храм при пирамиде. Этот храм вошел в историю культуры под названием лабиринта. Храм занимал площадь в 72000 квадратных метра и делился двумя рядами колонн на три нефа, из которых центральный был выше боковых и освещался через оконные проёмы в верхней части стен.

Лабиринт считается самым выдающимся из множества многоколонных храмов, построенных в период Среднего царства. Колонны его были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества — солнца, которое, по одной из египетских легенд, родилось из цветка лотоса. Чаще всего колонны имитировали связку стеблей папируса, были также колонны с растительной капителью, изображающие цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшали цветным орнаментом и позолотой. Между капителью и тяжёлым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по размерам плиту абак, незаметную снизу, в результате чего, казалось, что потолок, расписанный под звездное небо с золотыми звёздами, парит в воздухе.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами, появилась новая форма колонны с каннелированным стволом и трапециевидной капителью.

Архитектура Нового царства

Строительство храмов велось в трех основных направлениях: возводились наземные, скальные и полускальные храмовые комплексы.

К подобному типу храмов относятся оба храма Амона в Фивах — Карнакский и Луксорский.

Примером полускального заупокойного храма может служить храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Древняя передняя азия

ИСКУССТВО ШУМЕРА И АККАДА

Искусство древних народов Передней Азии может показаться сложным и загадочным: сюжеты, приёмы изображения человека или события, представления о пространстве и времени были тогда совершенно иными, чем теперь. Любое изображение содержало в себе дополнительный смысл, выходящий за рамки сюжета. За каждым персонажем стенной росписи или скульптуры стояла система "абстрактных понятий - добро и зло, жизнь и смерть и т. д. Символикой наполнены не только сцены из жизни богов, но и изображения исторических событий.

Шумеры создали и уникальную форму письменности - клинопись. Клиновидные знаки выдавливали острыми палочками на сырых глиняных табличках, которые затем высушивали или обжигали на огне. Письменность Шумера запечатлела законы, знания, религиозные представления и мифы. Архитектурных памятников Шумерской эпохи сохранилось очень мало, так как в Междуречье не было ни дерева, ни камня, пригодных для строительства. Самыми значительными из дошедших до наших дней построек считаются Белый храм и Красное здание в Уруке (3200- 3000 гг. до н. э.). Шумерский храм обычно строили на утрамбованной глиняной платформе, которая защищала здание от наводнений. К ней вели длинные лестницы или пандусы (пологие наклонные площадки). Стены платформы, так же как и стены храма, красили, отделывали мозаикой, оформляли нишами и вертикальными прямоугольными выступами - лопатками. Приподнятый над жилой частью города, храм напоминал людям о нерасторжимой связи Неба и Земли. Храм - низкое толстостенное прямоугольное здание с внутренним двором - не имел окон. На одной стороне двора помещалась статуя божества, на другой - стол для жертвоприношений. Свет проникал в помещения через проёмы под плоскими крышами и высокие входы в виде арок. Перекрытия обычно опирались на балки, но применялись также своды и купола. По такому же принципу строились дворцы и обычные жилые дома. Наиболее распространённым типом скульптуры был адорант (or лат. "adore" - "поклоняться"), который представлял собой статую молящегося - фигурку сидящего или стоящего со сложенными на груди руками человека, которую дарили храму. Особенно тщательно выполняли огромные глаза адорантов; их часто инкрустировали. Шумерской скульптуре в отличие, например, от древне египетской никогда не придавали портретного сходства; главная её особенность - это условность изображения. Стены шумерских храмов украшались рельефами, повествовавшими как об исторических событиях в жизни города (военном походе, закладке храма), так и о повседневных делах (доении коров, сбивании масла из молока и т. д.). Рельеф состоял из нескольких ярусов. События разворачивались перед зрителем последовательно от яруса к ярусу. Все персонажи были одинакового роста - только царя всегда изображали крупнее других. Примером шумерского рельефа может служить стела (вертикальная плита) правителя города Лагаша Эаннатума (около 2470 г. до н. э.), которая посвящена его победе над городом Уммой. Особое место в шумерском изобразительном наследии принадлежит глиптике - резьбе по драгоценному или полудрагоценному камню. До нашего времени сохранилось множество шумерских резных печатей в форме цилиндра. Большинство изображённых на печатях сюжетов посвящено противоборству различных животных или фантастических существ.

Царь аккадцев Саргон Древний, которого позднее назвали Великим, легко подчинил себе ослабленные междоусобными войнами шумерские города и создал первое в этом регионе единое государство - царство Шумера и Аккада, которое существовало до конца III тысячелетия до н. э. Саргон и его соплеменники бережно отнеслись к шумерской культуре. Они освоили и приспособили для своего языка шумерскую клинопись, сохранили древние тексты и произведения искусства. Даже религия шумеров была воспринята аккадцами, только боги получили новые имена.

В аккадский период появилась новая форма храма - зиккурат. Это ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалось небольшое святилище. Нижние ярусы зиккурата, как правило, окрашивали в чёрный цвет, средние - в красный, верхние - в белый. Символика формы зиккурата - "лестницы в небо" - проста и понятна во все времена.

Памятников изобразительного искусства аккадского периода сохранилось очень мало. Отлитая из меди голова, возможно, является портретом Саргона Великого. Облик царя исполнен спокойствия, благо родства и внутренней силы. Чувствуется, что мастер стремился воплотить в скульптуре образ идеального правителя и воина. Силуэт скульптуры чёткий, детали выполнены тщательно - всё свидетельствует о пре красном владении техникой работы по металлу и знании возможностей этого материала.

Под мудрым управлением фараонов в Египте процветала торговля и ремёсла, развивались различные науки, такие как математика, астрономия, медицина.

Период Древнего царства был временем сложения всех форм египетской культуры. Уже с ранних времен в египетском искусстве ведущее положение занимала архитектура, причем издревле основными сооружениями были монументальные гробницы царей и знати. Это объясняется тем особым значением, которое имели в Египте заупокойные культы, тесно связанные с широко развитыми культами умирающих и воскресающих божеств природы.

Объект исследования: Культура Древнего Египта

Предмет исследования: Художественная культура Древнего Царства.

Актуальность: Период Древнего царства - скачок в развитии Древнего Египта. Одна из величайших эпох культуры и истории - эпоха строительства пирамид в Древнем Египте.

Начало эпохи Древнего царства связывают с восхождением на трон ок. 2780 до н. э. первого фараона III династии Джосера. Она ознаменовалась необычайно быстрым развитием архитектуры. В истории Древнего Египта это был период стабильности, благоденствия и могущества. Новшества в архитектуре продолжались, и их кульминацией явилась Великая пирамида. В украшении этих гробниц достигла расцвета рельефная скульптура, впервые появившаяся ещё в додинастический период. В начале правления VI династии для фараона Униса при сооружении его пирамиды было введено новшество: на её внутренних стенах были вырезаны многочисленные иероглифические надписи, известные под названием Текстов пирамид. Они составлялись на протяжении нескольких столетий и содержат ритуальные тексты, связанные с погребением фараона, а также с продолжением его царствования и могущества в потустороннем мире. Эти тексты представляют бесценный источник сведений о религии Древнего Египта. Их копии имеются в пирамидах последующих правителей VI династии, а также — с добавлениями, разъяснениями, изменениями и искажениями — в гробницах частных лиц на протяжении всего династического периода.

Столицей Египта в эпоху Древнего Царства был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы — Каира. Мемфис, один из древнейших городов мира, играл важную роль в истории египетской культуры. Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц, было связано с древнейшими верованиями.

Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.

Цель данной курсовой работы – объяснить особое значение культуры Древнего Царства. Для того чтобы достичь данной цели необходимо решить некоторые задачи, такие как:

Ø Дать характеристику египетской религии;

Ø Выяснить истоки развития искусства Древнего Египта;

Ø Описать памятники Древнего Египта в период Древнего Царства.

Из-за скудости источников конкретные сведения о социальной структуре эпохи Древнего царства немногочисленны.

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, финального введения, списка литературы.

Первая глава рассматривает развитие культуры в эпоху Древнего Царства, связь религии и портретной скульптуры.

Вторая глава рассматривает само искусство Древнего царства, его архитектуру, скульптуру, рельефы и росписи гробниц, а также предназначение гробниц и их значимость.

Глава I. Древнеегипетская религия (3200 – 2400 гг. до н. э.)

1.1 Боги Древнего Египта

Первоначальная, или примитивная, мифология есть тот образный, поэтический язык, который употребляли древние народы для пояснения явлений природы. Всё видимое в природе принималось древними за видимый образ божества: земля, небо, солнце, звёзды, горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - всё это были божества, историю которых воспевали древние поэты, а образы их изваялись скульпторами. Религия египетская была собранием различных культов, которые подвергались в продолжение многих веков многочисленным изменениям. Народы всевозможных рас сошлись в долине Нила, и каждый внес в религиозные верования отпечаток своего общего характера и ума, философского или суеверного. Восток был и есть страна мечтателей и великих основателей религиозных систем. Африка же есть страна фетишизма и чистого идолопоклонства. Обитатели Центральной Африки, так называемая черная раса, всегда поклонялись хищным зверям своих пустынь. Там человек чувствовал себя несравненно ниже этих зверей, потому что они о6ладали в более высокой степени силой, проворством и ловкостью, поэтому все божества этих рас что-нибудь да заимствуют у животных.

Египетская религия, как и само царство, была не что иное, как собрание местных культов, а потому в ней встречается повторение одних и тех же идей, воплощенных в различные типы и со значительными вариантами. Но бесчисленное количество богов, которым поклонялись египтяне, не могло совершенно изгладить в них понятие о высшем и едином божестве, которое, каким бы именем его ни называли, священные мифы определяют повсюду одними и теми же выражениями, не оставляющими ни малейшего сомнения в том, что оно есть именно это высшее и единое существо. В разные периоды наиболее почитаемыми были божества Ра и позднее отождествляемый с ним Амон, Осирис, Исида, Сет, Птах, Анубис.

Согласно преданиям Осирис, прежде чем стать богом, царствовал в Египте, и память о его благодеяниях заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное, моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или поглощаемое темнотой - мраком. Исида – луна вбирает в себя и хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор – восходящее солнце – мстит за отца, рассеивая темноту. Осирис часто изображался в виде мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис изображается с головой быка. Изображение богини Исиды - это голова с коровьими ушами, на которой возвышается здание – символ вселенной: она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове. Бог Тот изображается с головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира, разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки, основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила. Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в лодке плавают вокруг земли. Почти каждому египетскому богу придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено таким образом, какое ни будь животное.

Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 62545
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Литература по теме:

• История искусства зарубежных стран. Первобытное общество, Древний Восток, Античность. Под ред. М.В. Доброклонского, А.П. Чубовой. М., 1980. С. 41–44

• М.Э. Матье. Искусство Древнего Египта. Л, 2001. С. 113–179

• А.Силиотти. Египет. Пирамиды. (Атлас чудес света). М., 2001.

Иллюстрации к теме:

• Триада Микерина – скульптура фараона Микерина с Хатор и богиней-персонификацией 7-го нома (Каир, Египетский музей, инв. JE 46499). Характерна выдвинутая вперед левая нога у мужчины и сведенные вместе стопы женских персонажей.

• Скульптуры вельможи Рахотепа и его жены Нофрет (Каир, Египетский музей) – характерен темный цвет мужского тела (загар, активная жизненная позиция – воин, чиновник) и светлый цвет женского (жизнь в доме, защита кожи от палящего солнца, в отличие от смуглого цвета кожи в скульптурах служанок).

• Статуя вельможи-писца Каи (Париж, Лувр, инв. Е 3023) – традиционная поза для писца, подробно проработанные элементы тела и очень выразительное лицо. Этим статуя Каи сообразно жизни и профессии отличается от его же статичной и маловыразительной скульптуры из погребения

• Статуя Мерира-анххнес с Пепи II на коленях (Нью Йорк, Бруклинский музей искусства, инв. 39119), каждый из персонажей рассчитан на фронтальную точку зрения, одной общей точки зрения у скульптуры нет

• Фрагмент рельефа из гробницы Древнего царства – четкость изображения на фоне, повторение позы у нескольких фигур, сочетание разных точек зрения при изображении разных частей тела одной фигуры.

• Гуси из гробницы в Медуме, фрагмент росписи из мастабы архитектора Нефермаата и его жены Итет (Каир, Египетский музей, инв. CG 1742). Преобладание линейно-графического начала в росписях.

Контрольные вопросы к теме:

• Каковы хронологические рамки периода Древнее царство?

• Каковы особенности политического и экономического устройства Египта эпохи Древнего царства?

• Где были найдено большинство сохранившихся статуй эпохи Древнего царства?

• Из каких материалов делали статуи в эпоху Древнего царства?

• Как раскрашивали статуи в эпоху Древнего царства?

• Каковы основные позы для статуй фараонов эпохи Древнего царства?

• Какова мера сходства с натурой в скульптурах фараонов?

• В чем разница в изображениях мужчин и женщин в скульптурах вельмож эпохи Древнего царства?

• Как изображали детей в скульптурах Древнего царства?

• Как вел работу скульптор с блоком камня?

• В чем отличие статуй вельмож/фараонов от статуэток работников и слуг?

• Что собой представляет мужской костюм в эпоху Древнего царства?

• Что собой представляет женский костюм в эпоху Древнего царства?

• Какие материалы использовались для получения красного, желтого, черного, белого цветов?

• Какие материалы использовались для получения зеленого и синего цветов?

• Какие виды рельефа вы знаете?

• Какие виды рельефа использовались в Египте?

• Что изображалось в рельефах и росписях на стенах погребальных комплексов 5 и 6 династий?

• Каковы способы передачи пространства в рельефах и росписях эпохи Древнего царства?

• Каковы особенности изображения фигур в рельефах и росписях эпохи Древнего царства?

Карты: • Карта Египта эпохи Древнего царства – уметь показать Мемфис и Медум

Подобно архитектуре, скульптура Древнего царства представляла собою замечательное явление. Уже статуи времени III династии имели ряд новых черт, которые затем ярко раскрылись в произведениях IV династии, свидетельствуя о новом этапе развития древнеегипетского изобразительного искусства.

Со времен Древнего царства нам досталось довольно много различных статуй. Многие из них находились при раскопках храмов. Таковы статуэтки фараонов Хефрена, Микерина, Ниусерра, Менкаугора, обнаруженные в тайнике храма Птаха в Мемфисе, и знаменитые медные статуи Пепи I с сыном из древнего святилища в Нехене. Эти скульптуры либо посвящались в храмы с целью поставить царя под особое покровительство божества, либо играли определенную роль при совершении обрядов, после чего оставались в храме; к последним памятникам относится, например, статуэтка Менкаугора в хеб-седном одеянии.

Все же большое число скульптур имеет происхождение из заупокойных сооружений — царских пирамидных храмов и гробниц знати. Подавляющее число этих статуй были предназначены для целей культа, порою еще нам не известных в достаточной определенности. Так, не ясна конкретная ритуальная роль ряда царских статуй, иконографически значительно более разнообразных, нежели в предыдущий период; уточнить же функции этих скульптур мешают как неполные сведения о планировке пирамидных храмов, так и недостаточная изученность совершавшегося в этих храмах ритуала. К тому же еще в древности многие памятники сильно пострадали, а частично были просто уничтожены. Так, около пирамидного храма Джосера было найдено множество обломков его статуй из красноватого кварцита; скульптуры Джедефра из его пирамидного храма были разбиты на куски, возможно, по причинам династийных распрей, а часть статуй Хефрена была впоследствии использована для изготовления каменных сосудов. Обстоятельства находок царских статуй также не могут нам помочь, ибо, за исключением статуи Джосера, обнаруженной в сердабе его пирамидного храма, и статуй Снофру из молелен нижнего храма его дашурской пирамиды, ни одна царская статуя Древнего царства не была найдена на первоначальном месте.

Поэтому хотя мы и можем с известной достоверностью установить, что скульптуры Хефрена стояли в его нижнем пирамидном храме на полу колонного зала которого имеются соответствующие по размерам углубления, мы совсем не знаем ни облика статуй из основных молелен верхних пирамидных храмов, ни местонахождения групп, изображавших фараона то вместе с божествами, то с царицей.

Скульптура Древнего царства полностью сохраняет такое же предназначение, которое она имела в предыдущий период, но в рамках почти всего круга скульптур просматривается определенное развитие. В большой степени расширяется иконография статуй, имеющих культовое значение: рождаются канонические фигуры царя, стоящего с выдвинутой левой ногой вперед, в коротком набедренном опоясании, в короне Южного либо Северного Египта; сидящего в аналогичном одеянии, с царским платком на голове; коленопреклоненного, с двумя сосудами в руках; статуи фараона в образе сфинкса; групповые скульптуры — царь с богами, царь с царицей.

Статуи вельмож наследуют основной тип царских статуй: параллельно с существовавшими раньше фигурами сидящими, появляются и стоящие скульптурные группы супружеских пар. Однако некоторые статуи вельмож не имели прототипов среди царских скульптур. Таковы статуи писцов, сидящих, поджав ноги, с развернутым свитком папируса на коленях.

Очень интересно, что в такой позе вначале изображались только царские сыновья: наиболее ранними статуями писцов являются пока скульптуры старшего сына Хеопса Кауааба, сыновей Джедефра — Сетка и Хорента, сына Микерина — Хевинера. Очевидно, положение образованного человека расценивалось настолько высоко, что даже царские сыновья считали необходимым наглядно отмечать это особым типом статуй. Другим новшеством явились семейные группы с детьми. Гораздо разнообразнее стали статуэтки слуг и рабов.

Читайте также: