Энеолит ботайская культура кратко

Обновлено: 04.07.2024

Согласно критериям археологической периодизации, под энеолитом следует понимать эпоху внедрения в жизнь людей медных орудий. Это, как правило, приводит к деградации кремневой индустрии в целом, обеднению наборов каменных орудий. Ярко проявляются новые наборы археологических типов, представляющих материальную культуру: плоскодонная, богато орнаментированная керамика, мелкая пластика, жилища. Этот набор типов в сочетании с медными и кремневыми изделиями характеризует археологические комплексы энеолитического типа. Наиболее отчетливо энеолитические комплексы представлены в южной зоне, где внедрение медных орудий позволило земледельцам и скотоводам достигнуть значительных успехов в развитии производства.

Важную роль сыграл энеолитический период и в степной зоне с преимущественным скотоводческим развитием хозяйства. Энеолит казахстанских степей выглядит совсем иначе. Здесь совершенно иная природно-экологическая среда и для ее освоения человек, двигаясь по пути наименьшего сопротивления, выбрал другой путь приспособления. И на этом пути каменная индустрия не только не деградировала, но и поднялась на еще более высокий уровень. Человек не только до последнего максимума реализовал возможности обработки камня (сверление, самозатачивающиеся топоры, крупные наконечники копий с идеальной аэродинамической формой, гравировка и т.д.), но и неимоверно расширил ассортимент производственно-хозяйственного инвентаря (в том числе керамического и костяного). Правда, в это время утратила свое значение пластинчато-вкладышевая индустрия. Климат в эпоху энеолита был влажным. Тем самым создались идеальные условия для активного естественного прироста численности популяций крупных млекопитающих. В это время здесь таковой была лошадь. Резкое увеличение биомассы этого вида без нарушения экологического равновесия, увеличение ее объема на единицу площади охотничьих угодий вызвали к жизни другие процессы. Охотничьи коллективы смогли не только уменьшить размеры своих угодий за счет сокращения, а то и полного прекращения миграций по их территории, но и концентрироваться на длительное время на одном месте. Восполнение потребляемой биомассы в сузившихся охотничьих угодьях осуществлялось не только за счет естественного воспроизводства, но и за счет притока табунов с освободившихся от охотников территорий.

Ботайская культура. Названа по наиболее характерному для нее поселению у разъезда Ботай в Кокшетауской области. Ботайская культура характеризует степной энеолит Северного Казахстана (Урало-Иртышское междуречье) и датируется ІІІ — ІІ тыс. до н. э. Она, следовательно, просуществовала одно тысячелетие.

В сложении ботайской культуры приняли участие племена, составившие атбасарскую и маханджарскую неолитические культуры. Есть свидетельства, что на процесс ее формирования оказывали воздействие внешние влияния из Восточного Прикаспия и Южного Урала. Ботайская культура была выявлена В.Ф. Зайбертом. В.Н. Логвин, С.М. Калиева выделили ее западный вариант — терсекскую культуру. В терсекской культуре четко прослеживаются инокультурные влияния и, возможно, некоторые ее памятники относятся к раннеэнеолитическому периоду, датируемому IV тыс. до н. э. Открыт ряд поселений: Бестамак, Соленое Озеро 1, Ливановка, Кумкешу, Кожай, Дузбай 3 — в Костанайской и Торгайской областях; Ботай, Красный Яр, Васильковская 4 — в Кокшетауской. Всего известно более десятков поселений.

Поселения обычно занимали площадки на высоких берегах наибольших степных речек: Тургай, Терсакан, верховья Тобола, Убаган, Чаглинка, Иман-Бурлук. Их площадь зачастую достигает 15 га. Наиболее информативным для характеристики является пос. Ботай. Функционировало поселение, предположительно, около 200 лет, в XXIV—XXII вв. до н. э. На современной поверхности отмечены следы от 158 жилищ. В процессе раскопок выяснилось, что это были постройки последнего этапа существования поселения. Остатки жилищ более ранних строительных сооружений уничтожены при строительстве последних. Застройка поселка в древности была очень плотной: жилища зачастую смыкались друг с другом и образовывали своеобразные кварталы линейно-сотовой планировки. Такие замкнутые планировочные единицы могли включать до 30 построек. Внутри них можно проследить определенную систему: на параллельных улицах шириной 4-8 м длиной до 50 м строилось иногда 15-16 жилищ на каждой стороне.

Огромное количество остеологического материала в подавляющем большинстве принадлежит лошади: так, на поселении Ботай зафиксированы кости от 70 000 особей. Есть также кости зубра, тура, лося, косули, сайги, медведя, собаки, лисицы, верблюда, корсака, бобра, зайца, сурка, кабана, птиц.

Погребальный обряд и ряд символических предметов говорят о существовании тотемизма, культа предков. Сородичей хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Энеолит Мангыстау. Энеолит в истории Мангыстау — во многом условная, не отвечающая общепринятой периодизация. Конец V — начало IV тыс. до н. э. для этой территории ознаменованы интенсивными контактами аборигенного населения с соседями, либо, что наиболее верно, вливанием в местную среду двух инокультурных потоков с севера и юго-востока. Первый поток обозначен памятниками шебирского типа, относящимися к хвалынской энеолитической культуре Волго-Уралья.

Стояки и отдельные находки имеют место на п-ве Бузачи, в центральной и береговой частях п-ва Мангыстау. Наиболее значимая стоянка была найдена на Бузачах у поселка Шебир в зоне развивающихся песков. Здесь зафиксировано два больших скопления кремня и фрагментов керамики. Скопления очень компактны, возможно, они оконтуривают границы несохранившихся построек наземного типа. При зачистке участков культурного слоя встречены хозяйственные и выгребные ямы и небольшое углубление — ямка — культового назначения, заполненное песком с красной охрой и 105 мелкими отщепами и пластинками.

Кремневые коллекции шебирского типа выделяются крупными размерами пластин и орудий на них. Набор орудий обычен для стоянок местного неолита. Но значительно начинают преобладать боковые скрепки, позволившие ускорить процесс выделывания шкур. Появляются долотовидные орудия, однолезвийные ножи, плечиковые сверла. На стоянках не найдены геометрические микролиты. Отсутствие наконечников стрел не может категорично утверждаться, хотя достаточно компенсируется многочисленными находками вкладышей сложносоставных орудий. В качестве сырья для изготовления орудий труда и оружия использовался кремний с местных месторождений.

Глиняная посуда лепилась вручную. Сосудам придавалась подъяйцевидная закрытая форма с округло-коническим дном. Край сосуда оформлялся массивным венчиком воротничкового типа с ребром на внутренней поверхности, для орнаментации, в основном, использовался гребенчатый штамп. Простым геометризированным узором покрывались верхняя и нижняя части сосуда. Внутренняя поверхность посуды выравнивалась при помощи той же гребенки. В глиняную массу добавляли мелко толченную ископаемую раковину. Сосуды вылепливались ленточным способом, при тонких стенках их емкость достигала 6-7 литров.

Шебирское население принесло с собой новые украшения — крупные бусы из створок морских моллюсков и мелкие низкоцилиндрические бусинки диаметром 3-6 мм. Последние изготавливались из стенок морских ракушек. Края бусинок тщательно зашлифованы, а отверстия получены методом встречного сверления.

На шебирской стоянке найдено небольшое металлическое шило. Это не противоречит находкам большого числа металлических изделий на Хвалынском могильнике.

Второй поток пришельцев происходит из районов Среднеазиатского междуречья. Он связан с находкой на Мангыстау кельтеминарской стоянки типа Дингильдже 6, которая располагалась на берегу впадины Кошкар-ата. Среди кремневых орудий стоянки выделяются такие изделия, как пластинчатые наконечники с боковой выемкой, скобели с асимметричными выемками, вкладыш с затупленным со спинки краем и заостренным с брюшка концом, сверла с треугольным концом и микросверла. Эти орудия свойственны для развитого и позднего этапов кельтеминарской культуры.

Хронологически памятники хвалынской и кельтеминарской культур Мангыстау синхронны. Керамика стоянки Кошкар-ата 4 при кремневой коллекции с чертами кельтеминара имеет признаки шебирских сосудов, но с плоским дном. В свою очередь, эти культуры сосуществуют с местными — оюклинской и тюлузской, что подтверждается находками керамики шебирского типа на стояке Коскудук.

Понимание процессов IV тыс. до н. э. находится в тесной связи с вопросом о значении территории Восточного Прикаспия в распространении основ производящей экономики (скотоводства). Если ранее этому региону отдавался приоритет в решающей роли распространения овцы из районов ближневосточного культурного очага, то в последнее время это положение оспаривается М.И. Итиной и
В.А. Алешкиным. Они указывают на возможность проникновения скотоводства в Среднеазиатское междуречье из более северной степной зоны. Хронологическое запаздывание верхних границ кельтеминарской культуры и позднее смещение зоны распространения производящего хозяйства в Средней Азии к северу (рубежи III и II тыс. до н. э.) позволяют говорить о более прогрессивном развитии хвалынских племен Волго-Уралья, обладавших на рубеже V и IV тыс. до н. э. развитыми (подвижными) формами скотоводства. В это время хвалынцы проникают на Мангыстау.

Таким образом, начало энеолита как этапа в археологической периодизации п-ова Мангыстау связано с появлением здесь новых форм хозяйствования — подвижного скотоводства. Взаимодействие более активных пришлых племен с местным неолитическим населением со временем привело к появлению на Мангыстау новых культур кочевников бронзового века. Однако временные границы этого периода по¬ка точно не установлены.

В период 1981-1983 гг. большая группа учёных под руководством профессора В. Зайберта проводила археологические раскопки в районе села Ботай (Акмолинская область Казахстана). В процессе работ ими были обнаружены следы более 20 поселений, расположенных по берегам степных рек Тобол, Убаган, Тургай и датируемых эпохой энеолита (V-VI тысячелетие до н. э.). Когда-то в них жили люди, создавшие особую ботайскую культуру, названную так по месту её открытия. Углублённое изучение найденных в земле артефактов позволило с большей точностью установить её исторические рамки, ограничив их периодом 3700-3100 гг. до н. э.

Ботайская культура

Жилища людей той давней эпохи

Все поселения, ставшие предметом изучения профессора В. Зайберта и его коллег, имели весьма сходные черты. Так, установлено, что каждое из них состояло в среднем из 250 построек площадью от 20 до 70 м². Это говорит о том, что в тот удалённый от нас исторический период обитатели края предпочитали жить достаточно крупными общинами, наиболее многочисленная из которых находилась в так называемом Ботайском городище, следы которого были обнаружены учёными на расстоянии полутора километров от села Никольское, расположенного в Айыртауском районе Казахстана.

Дома древних поселян, состоявшие из жилых и хозяйственных помещений, располагались тесными группами и нередко имели между собой особые переходы. В центральной части построек находились непременные атрибуты человеческого жилья ─ очаги, следы которых хорошо сохранились благодаря скоплениям сажи. Ряд фактов указывает на то, что представители этой культуры эпохи энеолита предпочитали селиться родовыми общинами, каждая из которых состояла из 40-50 человек и составляла единую хозяйственную ячейку. Подтверждается это и наличием совместных разнополых захоронений, включавших в себя останки членов 3-4 отдельных семей.

Новый уровень прогресса

Любопытно отметить, что в более ранних поселениях, относящихся к периоду неолита и также обнаруженных на территории Акмолинской области Казахстана, преобладают орудия, связанные с рыболовством и охотой, тогда как в эпоху энеолита их сменили инструменты, использовавшиеся в скорняжном деле, обработке дерева и прочих ремёслах. Несмотря на то что основным материалом, из которого изготавливали необходимые для жизни предметы, оставались, как и в прежние века, камень, глина и кость, их обработка вышла на качественно новый уровень.

Акмолинская область Казахстан

Это была уже совершенно иная ступень развития общества. Таким образом, археологи группы профессора В. Зайберта имели возможность констатировать, что создатели ботайской культуры достигли весьма ощутимого прогресса по отношению к своим недавним предшественникам.

Изделия древних мастеров

Во время раскопок были обнаружены в большом количестве предметы, созданные древними мастерами. В их число вошли изделия не только из мягких материалов ─ кости, сланцев и известняка - но даже из гранита, что само по себе является существенным достижением для людей, не знавших железа. Среди найденных артефактов во множестве встречаются также предметы из керамики. Это всевозможные горшки, кувшины и чаши.

Отдельную часть археологической культуры энеолита составляют изделия из костей животных, также несущие в себе следы значительного технического прогресса. В частности, представляют интерес сельскохозяйственные орудия ─ косы и серпы, выполненные из лошадиных челюстей.

Лошадь и человек

Кроме того, в руках учёных оказались гарпуны, швейные иглы и шилья, а также широкий ассортимент примитивных деревообрабатывающих инструментов. Такой набор обнаруженных артефактов свидетельствует о развитии в условиях ботайской культуры домашних промыслов и повышении сельскохозяйственных навыков. Характерно, что поверхность многих предметов украшена декоративными орнаментами, подтверждающими тот факт, что в сознании людей, живших 5,5 тыс. лет назад, уже утвердились эстетические представления.

Лошадь и человек

Установлено, что жители той давней эпохи смогли сделать ещё один важный шаг на пути, ведущем к созданию цивилизации. Их вкладом в мировую историю стало одомашнивание лошади, без которой дальнейший прогресс был бы, по существу, невозможен. Во время раскопок поселений Ботая археологи обратили внимание на огромное количество костей животных, встречавшихся буквально везде: на поверхности и в глубине земли, на полу жилищ и в пустотах стен. Кроме того, целые завалы костей находились в хозяйственных ямах.

Такое наблюдалось и прежде, но в данном случае в глаза бросалось, что подавляющее большинство костей были лошадиными. Они составляли примерно 75-80 % от всех находок. Остальные же принадлежали диким животным: лосям, зубрам, косулям, зайцам и прочим трофеям древних охотников. Важно отметить, что в прежние эпохи отношения между человеком и лошадью не выходили за те рамки, которые были установлены первобытной природой, и они существовали независимо друг от друга. Древние люди рассматривали окружавший их животный мир лишь как потенциальную охотничью добычу.

Медный век Железный век

Создатели сбруи и кумыса

В процессе раскопок было установлено, что древние жители Акмолинской области являлись пионерами в использовании сбруи, о чём свидетельствовали многие сохранившиеся фрагменты этого, столь привычного в наши дни, атрибута коневодства. Кроме того, лабораторный анализ извлечённых из земли сосудов свидетельствует о том, что из кобыльего молока уже в ту эпоху люди умели делать кумыс.

Истоки культуры древнего Ботая

Отмечая в качестве основных занятий людей того исторического периода охоту, рыболовство и разведение лошадей, профессор В. Зайберт выдвигает гипотезу, согласно которой созданная ими культура зародилась в период раннего энеолита (IV-III тысячелетия до н. э.) на территории Южного Зауралья. К такому выводу он приходит на основании большого количества изначально сходных элементов, получивших в культуре Ботая дополнительное развитие.

Сходства и отличия элементов двух культур

Например, говоря о жилищах древних обитателей края, учёный указывает на их сходство с домами, в которых селились несколькими столетиями ранее жители Зауралья, создавшие также весьма своеобразную культуру, названную суртандинской. В обоих случаях речь идёт о землянках и полуземлянках, стены которых укреплялись каменными плитами, а в качестве крыши использовался бревенчатый накат. Сходным является и их внутреннее устройство, при котором в центре жилого помещения находился очаг, окружённый деревянными нарами.

Археологическая культура Энеолита

Во многом похожи и орудия туда: зернотёрки, скребки, молоты, ножи и так далее. Все они изготавливались в основном из костей животных, камня и обожжённой глины. В то же время, как отмечалось выше, изделия, созданные руками ботайских мастеров, отличались более высоким качеством изготовления.

Сопоставление археологических находок, полученных при раскопках разных поселений, позволило заключить, что в становлении ботайской культуры наиболее активную роль сыграли племена, обитавшие на территории, расположенной между реками Иртыш и Жайэк. Выполненные ими орудия труда и охоты значительно превосходят аналоги, найденные в других районах. Так же и среди костных останков, лошадиные здесь составляют несколько больший процент.

Научная проблема мирового масштаба

Как уже говорилось выше, результаты двухлетнего труда археологов позволили профессору В. Зайберту, специализировавшемуся на изучении жизни древних людей эпохи медного века (железный век также входил в круг его научной деятельности), выделить как особый феномен культуру, названную впоследствии ботайской. В дальнейшем многопрофильными исследованиями в этой области занялись учёные Москвы, Санкт-Петербурга, Алма-Аты и Екатеринбурга. Большую поддержку в работе им оказали зарубежные коллеги из нескольких американских и британских университетов.

Одомашнивание лошади

Поскольку изучение ботайской культуры позволяло более точно определить период, в который дикая лошадь была впервые одомашнена на территории Евразии, интерес к данной проблеме вышел за рамки отечественной науки. В последующие годы ей были посвящены несколько международных симпозиумов, в которых приняли участие ведущие специалисты Германии, Великобритании, США, Канады, Чехии, Ирана, а также ряда других государств.

Музей под открытым небом

Позднее, уже в 2004 году, в макетах ботайских жилищ на озере Шалкар и ещё в нескольких, построенных непосредственно на месте проводившихся раскопок, были размещены многочисленные артефакты, обнаруженные учёными за два десятилетия до этого. Это вызвало широкий интерес у многих любителей истории, в результате чего несколько туристических бюро включили Ботай и прилегающие к нему территории в маршруты своих экскурсий. Даже по неполным данным участниками организуемых ими поездок ежегодно становятся не менее 100 тыс. человек.

Ботайское городище

Проект создания историко-культурного заповедника

Известно, что медный век, железный век, а также последующие эпохи Древнего мира представляют большой интерес как для профессиональных исследователей, так и для простых любителей старины. В связи с этим была разработана специальная государственная программа, включившая в себя, кроме ряда мероприятий, направленных на сохранение исторических памятников, широкий комплекс новых археологических исследований. Предполагается также, что посетителям заповедника будет предоставлена возможность увидеть и наиболее впечатляющие природные объекты края.

Датировка: 32--11 вв. до н.э.

Культура развивалась Была распространена в Урало-Тобольском междуречье в Акмолинской области на северо-западе Казахстана.

Ботайская культура свое название получила по поселению у разъезда Ботай Акмолинской области, датируется 3-2 тысячелетиями до н.э.

Происходит от суртандинской культуры Южного Зауралья.

Ботайская культура в основном связана с Приуральем и Северным Казахстаном. Также она оказала сильное влияние на развитие с западносибирских культур.
Урало-Тобольское междуречье, где происходило развитие Ботайской культуры, входило в широкую зону, в рамках которой происходило одомашнивание лошади.

Ботайская культура представлена материалами ряда поселений и несколькими могилами.

Эпонимное поселение занимало площадь около 15 га, где находилось до 300 жилищ. Стены и пол полуземлянок обмазывали глиной. Стены сооружали из бревен, которые снаружи и внутри укрепляли костями. Перекрытие было шатровым, с дымовым отверстием над очагом. Могил известно лишь несколько. Они находились на территории Ботайского селища. Площадку погребальной камеры по контуру выкладывали черепами лошадей.

Открыто около 20 поселений вдоль степных рек. Основными материалами были камень, кость и глина. Основное занятие коневодство, охота и рыболовство.

Это были постройки последнего периода существования поселения. Остатки жилищ более ранних этапов уничтожены при строительстве последних.

Жилища ботайцев были полуземляными и достаточно крепкими. Основу дома составляла круглая землянка, которую покрывали крышей из бревен, выложенных куполом. Крышу конопатили мхом и травой, потом накрывали шкурами, а сверху покрывали саманом, глиной и дерном. В самом верху было дымовое отверстие, под которым располагался очаг.

Поселения обычно располагались на берегах небольших степных рек: Тургай,Терсаккан, Тобол, Убаган, Чаглинка, Иманбулак. Наиболее богатым материалом и информацией среди них располагает поселение Ботай. Это поселение, предположительно, просуществовало до XIV -ХН вв. до н.э.

Основным занятием носителей культуры было коневодство, делали кумыс из кобыльего молока. Эти древние люди были одними из первых, кто сделал лошадей домашними животными.
Это была начальная стадия коневодства, когда всадник верхом на лошади еще не был пастухом, но уже и не являлся охотником. Всадник осуществлял контроль за табуном, следуя за ним.
Ботайская культура переходила от присваивающнго к производящему производству.

Из лошадиных костей делали долота для обработки дерева, из костей птиц – иглы для шитья одежды.

В ножах ботайцы использовали микролиты – сменные лезвия из камня или дерева. Они вставлялись в пазы рукоятки и в случае поломки легко менялись.

Производственно-хозяйственные орудия изготовлялись из различных пород камня, глины, кости. Функциональные определения говорят о сложном хозяйственном укладе населения. Например: костяные элементы узды, застежки для пут - свидетельствуют о начале одомашнивания лошади. Каменные булавы, ножи, кинжалы, наконечники стрел, дротиков, копий связаны с охотой. Гарпуны указывают на рыболовную деятельность. При строительстве жилищ использовались различные деревообрабатывающие инструменты: топоры, тесла, долота, стамески, струги, резцы, ножи, скобели. Наличие инструментов для обработки и шлифовки шкур, игл, проколов, шил говорит о многоукладном характере хозяйственной жизни Ботайцев.

Умерших хоронили на территории поселения в старых жилищах, вокруг погребенных укладывали вдоль стен десятки лошадиных черепов. В одном из жилищ в стенной нише обнаружен мумифицированный глиной череп мужчины. Под порогом жилищ нередки захоронения собак, очевидно, ритуального характера.

Обряды захоронения и некоторые ритуалы, с одной стороны, указывают на следы тотемизма, с другой - на поклонение духам предков. Памятники ботайской культуры по своим признакам близки памятникам степной зоны Южного "Урала и хвалынской культуры Поволжья.

Хозяйство было многоотраслевым: разведение коней сочеталось с охотой на верховой лошади и рыболовством.

На юго-востоке материалы ботайской культуры перекликаются с находками афанасьевской культуры (Алтай) и устьнарымской (Восточный Казахстан). Однако, несмотря на общие черты, культуры сформировались не одновременно и находились на разных уровнях развития и взаимовлияния.

Люди ботайской культуры имели европейскую внешность, но еще не знали о существовании металла, поэтому в быту использовали камни и кости животных.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Ботайская культура Энеолит на территории Казахстана в 3 -2 тыс. до н.э.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Ботайская культура Энеолит на территории Казахстана в 3 -2 тыс. до н.э.

Ботайская культура Энеолит на территории Казахстана в 3 -2 тыс. до н.э.

Ботай – музей под открытым небом

Ботай – музей под открытым небом

Ботайская культура Памятников эпохи энеолита в Казахстане найдено не очень мн.

Ботайская культура Памятников эпохи энеолита в Казахстане найдено не очень много. В основном они расположены на территории Кустанайской и Акмолинской областей, в бассейнах реки Тургай, Тобол и др. Среди них выделяется стоянка Ботай, хорошо изученная и давшая ценный исторический материал. Поэтому культура энеолита этого региона Казахстана называется ботайской. Жилище эпохи энеолита. Реконструкция В.Ф. Зайберта.

Ботай Надеждинка Васильковка

Ботай Надеждинка Васильковка

Одежда женщин андроновского времени

Одежда женщин андроновского времени

Ботайская стоянка Эта стоянка расположена около населённого пункта Ботай, на.

Ботайская стоянка Эта стоянка расположена около населённого пункта Ботай, на правом берегу реки Иман – Бурлук в Северо – Казахстанской области. Стоянка просуществовала около 200 лет, приблизительно с XXIV по XXII века до н.э. На стоянке найдено около 160 останков отдельно стоящих жилищ. Дома расположены по обеим сторонам улиц.

Внутренний интерьер В центре купола дома оставалось отверстие для дымохода. В.

Погребальный обряд Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали повседневную.

Погребальный обряд Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали повседневную жизнь ботайцев. Кроме того, они занимались мумификацией. Умерших хоронили на старых стоянках близ поселений. Вокруг могил клали множество черепов лошадей.

Второй регион энеолита Вторым регионом на территории Казахстана, где найдены.

Второй регион энеолита Вторым регионом на территории Казахстана, где найдены памятники эпохи энеолита, являются горы Мангистау. Наиболее известными стоянками эпохи энеолита в Мангистау являются Шебер, Жынгыльды, Кошкар-ата и др.

Теория миграции племён Существует мнение, что на культуру эпохи энеолита этог.

Теория миграции племён Существует мнение, что на культуру эпохи энеолита этого региона оказали влияние племена хвалынской культуры, жившие в бассейнах рек Волги и Урала, и племена кельтеминарской археологической культуры, часть которых в 3 - 2 тыс. до н.э. переселилась из Средней Азии в район Мангистауского полуострова на Каспии.

Орудия энеолитических стоянок На этих стоянках найдены были каменные орудия т.

Орудия энеолитических стоянок На этих стоянках найдены были каменные орудия труда, в том числе наконечники копий и стрел, топоры, ножи, скребки для обработки кожи, долото, ножевидные пластины, керамика.

Начало обработки меди В мастерской было найдено металлическое шило. Некоторые.

Начало обработки меди В мастерской было найдено металлическое шило. Некоторые из этих предметов найдены в погребениях и могильниках хвалынской культуры. И там и там присутствуют медные предметы быта и орудия труда, изготовленные из этого мягкого и быстро ржавеющего металла.

Энеолитическая керамика Дно у большинства глиняных изделий было конусообразны.

Энеолитическая керамика Дно у большинства глиняных изделий было конусообразным, форма посуды – яйцевидной. Края керамической посуды обрамлены широкой полоской, украшены гребешковидным орнаментом.

Основное занятие людей энеолита Таким образом, племена эпохи энеолита, населя.

Основное занятие людей энеолита Таким образом, племена эпохи энеолита, населявшие территорию Казахстана, в том числе и на хорошо изученных поселений, расположенных между Иртышом и Волгой, в основном занимались скотоводством, хотя в северных районах (Ботайская культура) обнаружены и многочисленные земледельческие орудия из камня и рога, что говорит и о широком занятии мотыженным земледелием.

Потепление в мезолите В эпоху мезолита изменился климат Казахстана. Ледники о.

Потепление в мезолите В эпоху мезолита изменился климат Казахстана. Ледники отступили, сложился близкий к современному состав фауны и флоры. Изменился образ жизни человека.

Возрастание роли мужчин Постепенно стала возрастать роль мужчины в образе жиз.

Возрастание роли мужчин Постепенно стала возрастать роль мужчины в образе жизни человека. Изобретение лука и стрел, благодаря микролитам и технике вкладышей, способствовало дальнейшему усовершенствованию методов охоты.

Расширение сфер хозяйствования Загонные способы охоты всё больше заменяются и.

Расширение сфер хозяйствования Загонные способы охоты всё больше заменяются индивидуальными. Появились новые виды хозяйственной деятельности, в частности люди стали приручать животных. В целом сохраняются все привычные виды хозяйства – охота, рыболовство, собирательство, т.е потребляющий тип хозяйства.

Развитие энеолитических промыслов Развитие скотоводства и земледелия повлекло.

Развитие энеолитических промыслов Развитие скотоводства и земледелия повлекло за собой развитие различных промыслов – плетение, обработка шкур, гончарство, изготовление предметов обихода и др. Многие их этих работ по силу были только мужчинам, т.к. они обладали большей физической силой.

Общественное разделение труда Таким образом закладываются все условия для общ.

Общественное разделение труда Таким образом закладываются все условия для общественного разделения труда. В дальнейшем появились специалисты по изготовлению некоторых изделий, требующих особых навыков и опыта. Постепенно происходит специализация и целых родов по какому – либо типу занятия.

Происхождение родов Прогресс в хозяйственной деятельности способствует увелич.

Происхождение родов Прогресс в хозяйственной деятельности способствует увеличению численности населения, происходит разрастание родов. Постепенно от материнской родовой общины стали отходить коллективы близких родственников. Эти новые коллективы давали начало родам.

Общность племенной культуры Все они относились к одной культурной общности, в.

Общность племенной культуры Все они относились к одной культурной общности, вели один тип хозяйства; общие религиозные представления, связанные с ними культы и обряды имели единую основу. Усиление взаимных связей между этими родами приводили к созданию племён.

Энеолитические культуры Казахстана Об этом свидетельствуют археологические ра.

Энеолитические культуры Казахстана Об этом свидетельствуют археологические раскопки. Так, эпоху неолита в Северном Казахстане, в Приишимье распространяются племена атбасарской культуры, а на Тургайском плато – племена маханджарской культуры.

Роды – кланы - племена В эпоху энеолита основу родовой общины стали составлят.

Роды – кланы - племена В эпоху энеолита основу родовой общины стали составлять большие патриархальные семьи. Патриархальные (греч. – pater – отец, arche – власть ) семьи состояли из трёх и более поколений ближайших родственников. Большие семьи входили в родовые объединения, роды объединялись в племена, последние в последующий исторический период создали союзы племен.

Экзогамия патриархальных родов По мере разрастания родов и появления новых ро.

Экзогамия патриархальных родов По мере разрастания родов и появления новых родственных подразделений формируются новые запреты в брачных отношениях (запрет на браки между близкими людьми, затем между двоюродными, троюродными родственниками). В конечном счёте, возрастание значения хозяйственной деятельности мужчин привело к наследованию личного имущества по мужской линии.

Крушение матриархального рода Постепенно выделяется собственность больших пат.

Крушение матриархального рода Постепенно выделяется собственность больших патриархальных семей: дом, скот, орудия труда, домашняя утварь. Род владел пастбищами и охотничьими угодьями. Нередко из-за частного владения рода пастбищами и угодьями между племенами и родами вспыхивали конфликты и грабительские войны.

Опрос – закрепление: Каковы достижения людей в области изготовления орудий тр.

Опрос – закрепление: Каковы достижения людей в области изготовления орудий труда в эпоху энеолита? Какие новые материалы стали использоваться в эпоху энеолита? Дайте характеристику производящего типа хозяйства. В чём разница между присваивающим и производящим типами хозяйства? Как вы полагаете, при сохранении природно – климатических условий в переходный от палеолита к неолиту период, возможно ли было сохранение матриархальной общины и матриархального строя?

Дома: п. 1-3., Стр. 3-14. Напишите сочинение на тему: 1 вариант: «Казахстан в.

ПОТОМКИ БОТАЙСКИХ ЖИЛИЩ

ПОТОМКИ БОТАЙСКИХ ЖИЛИЩ

Краткое описание документа:

Эпоха энеолита на территории Казахстана.Культура этого периода на территории Северного Казахстана, именно в период энеолита на территории Северного Казахстана появляется памятники Ботайской культуры.Первые памятники Ботайской культуры были обнаружены археологической экспедицией Виктора Федоровича Зайберта. Орудия труда эпохи энеолита, погребения, антропологический тип. Приручение лошади.Поселенеи Ботай относится к 3-2 тысячелетиям до н.э. Произошло два крупных изменения в общественной жизни: возникло разделение труда (на земледелие и скотоводство); переход от матриархата к патриархату.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 408 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 04.12.2014 17128
  • PPTX 12.9 мбайт
  • 517 скачиваний
  • Рейтинг: 3 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сафонова Юлия Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также: