Энциклопедия или толковый словарь наук искусств и ремесел кратко

Обновлено: 30.06.2024

Цель Энциклопедии — объединить знания, рассеянные по поверхности земной, изложить их в общей системе для людей, с которыми мы живем, и передать их людям, которые придут за нами: дабы труды минувших веков не были бесполезны для веков грядущих, дабы наши потомки, став образованнее, стали также добродетельнее и счастливее и чтобы мы могли умереть в сознании исполненного пред человечеством долга.

Среди именитых людей, так или иначе причастных к её написанию, были:

* Ж. Л. д’Аламбер — редактор, математика, науки, философия, религия.

* Э. Б. Кондильяк — философия.

* Шарль Боссю — математика.

* Бюффон — естественная история

* Добантон — естественная история.

* Дени Дидро — главный редактор, экономика, механика, философия, политика, религия.

* П. Гольбах — химия и минералогия, политика и религия.

* Луи де Жокур — экономика, литература, медицина, политика.

* Анн Робер Жак Тюрго — экономика, этимология, философия, физика.

* Вольтер — история, литература, философия.

Связанные понятия

Российская досоветская историография — совокупность исторических сочинений российских авторов XII — начала XX века.

Цензу́ра в Росси́йской импе́рии — контроль государственных органов Российской империи над содержанием и распространением информации, в том числе печатной продукции (книг, газет и журналов), музыкальных, сценических произведений, произведений изобразительного искусства и раннего кинематографа. Цензура в различное время проводилась разными инстанциями: так, вплоть до середины XVIII века её осуществляли непосредственно императоры России, до конца века — Синод, Сенат и Академия наук, начиная с XIX века.

Польская литература — литература, написанная на польском языке либо литература польского народа и Польши, написанная преимущественно на польском языке.

Средневеко́вая историогра́фия (англ. Historiography in the Middle Ages, нем. Mittelalterliche Geschichtsschreibung, фр. Historiographie médiévale) — намеренное сохранение памяти о прошлом в трудах западноевропейских писателей IV—XV веков, представляющее собой прямое продолжение античной греческой и римской историографии, однако, в отличие от неё, организующее события по хронологии, а не причинно-следственным связям, и плохо локализованное в пространстве. История как самостоятельная дисциплина отсутствовала.

Фолк-хи́стори, или фольк-хи́стори (также фолк-история, псевдоистория, параистория, антиистория, лжеистория, поп-история, история для народа, масс-история, самодеятельная история и др.) — обобщённое название совокупности претендующих на научность, но не являющихся научными литературно-публицистических трудов и идейно-теоретических концепций на исторические темы, созданных, в основном, непрофессионалами с позиций негационизма. Термин имеет российское происхождение и употребляется, как правило, применительно.

Историография Нового времени — совокупность исторических сочинений европейских авторов XVI — начала XX века.

Великие книги Западной цивилизации — это книжная серия лучших образцов западной мысли, впервые напечатанная в США в 1952 издательством Энциклопедия Британника. Первое издание состояло из 54 томов. В настоящее время опубликовано второе издание серии, включающее 60 томов.

Адаптированная литература — это литература, — зачастую художественные произведения известных писателей, — адаптированная для читателя таким образом, чтобы в ней использовались лишь те грамматически конструкции и слова, которые будут понятны конкретной группе читателей, либо же поправки, согласующиеся с политической доктриной той или иной страны и продиктованные конъюнктурными, а не образовательными соображениями. Идеи переработки классических произведений для детей постепенно привлекают к себе всё.

Ле́нинские фра́зы — высказывания В. И. Ленина, а также приписываемые ему фразы, ставшие крылатыми выражениями. При этом ряд цитат в их общеизвестной формулировке Ленину не принадлежат, а впервые появились в литературных произведениях и кинематографе. Эти высказывания широко употреблялись в СССР.

Авторское право в Российской империи — совокупность правовых норм в Российской империи, регулирующая отношения авторов, издателей и общества, защищающая интеллектуальную собственность.

Сенсимони́зм — течение социального утопизма, основанное графом Анри де Сен-Симоном. Догматизация учения привела к тому, что достаточно быстро сенсимонисты фактически создали узкую религиозную секту.

Дух Журналов, или Собрание всего, что есть лучшего и любопытнейшего во всех других журналах, по части истории политики, государственного хозяйства, литературы, разных искусств, сельского домоводства и проч. — периодическое издание, выходившее в Санкт-Петербурге в 1815-1820 годах.

Путешествие братьев Демидовых по Европе (1750—1761 гг.) — гран-тур трех молодых российских дворян Александра Григорьевича, Павла Григорьевича и Петра Григорьевича Демидовых, сыновей Григория Акинфиевича Демидова, по Европе с целью завершения образования и приобретения новых знаний в различных отраслях. Путешествие продлилось в общей сложности 10 лет: с декабря 1750 по август 1761 гг.

Историографии Великой французской революции уже более двухсот лет и историки пытаются ответить на вопросы относительно истоков революции, её значения и последствий. К 2000 году, многие историки говорили, что поле изучения Великой французской революции находится в интеллектуальном смятении. Старая модель или парадигма, сосредоточившая внимание на классовый конфликт, казалось, была дискредитирована, но ни одна новая пояснительная модель не получила широкой поддержки. Тем не менее, среди историков сохраняется.

Литература на иврите (ивр. ‏ספרות עברית‏‎) — литература на древнееврейском языке (иврите), история которой охватывает собой промежуток времени в 3 тысячи лет.

Рейхлиновский спор — литературная борьба между сторонниками Иоанна Рейхлина и его противниками, развернувшаяся в 1509—1518 годах в Германии.

Скориноведение — это область исторических исследований, которая изучает жизнь, деятельность и творческое наследие восточнославянского и белорусского первопечатника, философа, гуманиста, медика Франциска Скорины (1486—1551).

Бытие и время (нем. Sein und Zeit, 1927) — наиболее важная работа немецкого философа Мартина Хайдеггера, в которой он рассуждает о концепции бытия.

Разгреба́тели гря́зи (англ. Muckrakers) — так называют репортёров, которые специализируются на разоблачениях.

Биокосмизм — направление в российской философии и литературе начала 20-х годов XX века, основными принципами и целями которого были максимальная свобода личности и её творчества вплоть до свободы передвижения в космосе, распространения влияния деятельности человека на всю Вселенную, достижения физического бессмертия, способности создавать и пересоздавать Вселенную, управлять временем, воскрешать умерших людей и т. д. Было связано с анархизмом.

Культ ли́чности — возвеличивание отдельной личности (как правило, государственного деятеля). Основа автократии.

Революция в науке — период возникновения современной науки во время раннего нового времени, когда открытия в таких областях науки, как математика, физика, астрономия, биология (включая анатомию) и химия, коренным образом изменили взгляды на природу и общество. Согласно традиционным представлениям, революция в науке началась в Европе ближе к концу эпохи Возрождения и продолжалась вплоть до конца XVIII века, повлияв на такие интеллектуальные движения, как эпоха Просвещения. В то время как нет однозначного.

Масонские манускрипты представляют собой определённый пласт исторических документов, которые имеют весьма важное историческое значение для понимания развития как оперативного, так и спекулятивного масонства. Под ними как правило понимают — масонские конституции, регламенты, катехизисы, уложения, наставления, требования, статуты.

Мемуары Казановы были впервые изданы в 1822—1828 гг. в сокращённом немецком переводе. На русский язык полностью никогда не переводились.

Теория общего происхождения японцев и евреев (яп. 日ユ同祖論 Нитию До:сорон) — это маргинальная теория, появившаяся в XVII веке в качестве гипотезы, которая соотносила японский народ с основной частью десяти потерянных колен Израиля. Поздняя интерпретация представляла японцев как потомков племени евреев-несториан. Некоторые вариации этой теории применялись ко всему народу, в то время как остальные предполагали, что лишь определённые группы среди японского населения происходят от евреев.

Encyclopédie или Словник raisonné дез науки, искусства и ремесел де является французской энциклопедией , издавались с 1751 по 1772 г. под руководством Дени Дидро и, частично, из Д'Аламбера .

Резюме

Контекст

Генезис и издание Энциклопедии происходят в контексте полного обновления знаний. Представление мира общепринятого в средних веках постепенно подрывается появлением в XVI - го века гелиоцентрическая модель от Николая Коперника защищала XVII - го века по Галилею в результате его экспериментов с его знаменитым телескопом ( 1609 ). В конце XVII - го века, теория всемирного тяготения из Ньютона обеспечивает математический аппарат , способный объяснить движение Земли и планет вокруг Солнца ( Principia , 1687 ). Оптическое доказательство движения Земли было окончательно предоставлено в 1728 году работой Джеймса Брэдли по аберрации света . Теории Ньютона были распространены в 1720–1730 годах Мопертюи за пределами Англии, а затем Вольтером во Франции.

В предварительном дискурсе энциклопедии , Даламбера объяснил мотивы той огромной работы , проделанной командой энциклопедистов . Он резко критиковал злоупотребления духовным авторитетом при осуждении Галилея инквизицией в 1633 году в следующих выражениях:

«Суд (. ) осудил известного астронома за поддержку движения Земли и объявил его еретиком (. ). Таким образом, злоупотребление духовным авторитетом соединилось с вынужденным временным разумом в молчании; и мало-помалу человечеству было запрещено думать. "

Энциклопедия представляет собой сборник знаний того времени, согласованность которых была получена благодаря богатой документации статей по астрономии и ссылкам на статьи из разных дисциплин.

Редакционная авантюра

Первоначально Encyclopedia должен был быть перевод на французский в Cyclopaedia из Ефрема камер , у которых первое издание датируется 1728 . Франция будет обладать любой работой такого рода, промыслы и ремесло обязаны несовершеннолетними.

В январе 1745 года Готфрид Селлиус , известный ученый и член Королевского общества - и, возможно, масон , как Андре Ле Бретон - предложил парижскому издателю Андре Ле Бретону перевести Циклопедию . Однако до своей смерти в 1740 году Чемберс отказывался от заманчивых предложений французских издателей, подверженных, как и многие, англомании . Затем Селлиус предложил со-переводчиком Джона Миллса , англичанина, жившего во Франции .

В последующие месяцы Миллс нервничал все больше и больше: прежде чем продолжить работу, он потребовал от Ле Бретона аванс, но затянул. Однако призыв к подписке был в некоторой степени успешным и завершился 31 декабря 1745 года на уровне, гарантирующем Ле Бретону (и Миллсу) существенную прибыль. Без сомнения, решив избавиться от соавтора, который считался слишком громоздким, Ле Бретон утверждал, что переводы Миллса содержат неверные толкования, приближения и, прежде всего, что они приводят к значительному увеличению количества слов по сравнению с оригиналом. Могло ли быть так, что Миллс прибегал к изданию Чемберса 1741 или 1743 года, большему, чем издание 1728 года? Документ, связывающий редактора Chambers и Le Breton, остается неточным в этом отношении справочного издания. Факт остается фактом: Ле Бретон понимает, что аудит Селлиуса и Миллса не соответствовал экономическим реалиям и что перевод Чемберса никогда не занял бы столько страниц. В январе 1746 года Миллс потребовал денег и пригрозил редактору судебным иском, когда он понял, что Ле Бретон вообще не соблюдал соглашение о распространении. Затем Ле Бретон отменил этот документ и потребовал еще один 13 января на свое имя и на имя трех других издателей, де-факто за исключением Миллса. 7 августа Миллс, чувствуя отвращение, чувствуя себя обманутым, вступает в драку и получает сильный удар тростью от Ле Бретона. Проходит суд, но Ле Бретон оправдан в силу обстоятельств.

1746-1750: более крупный проект

Дидро не неслыханное три новых ассоциатов Ле Бретон : это было просто для них cotraduire Универсальный словарь медицины от Роберта Джеймса , первый том был выпущен в 1746 году.

По прошествии тринадцати месяцев, 3 августа 1747 года , де Гуа де Мальв был уволен из-за его слишком жестких методов, и Ле Бретон официально поставил Дидро и Даламбера во главе проекта по написанию оригинальной энциклопедии по теме. 16 октября 1747 г. . Дидро сохранит этот заряд в течение следующих 25 лет и увидит, что Энциклопедия будет завершена.

Под их руководством этот скромный проект быстро приобрел совершенно новое измерение с желанием синтезировать и популяризировать знания того времени; Проспект предназначен для связывания абонентов, составленный Дидро , был опубликован в 800 экземпляров в ноябре 1750 года .

Что такое энциклопедия? Для современного человека — это самое объемное справочное издание, где можно найти сведения обо всем (или почти обо всем). А когда появились первые энциклопедии? Какие они были раньше?

Она же проложила путь другой энциклопедии, которую по праву стали называть Великой энциклопедией. А появилась она во Франции в XVIII веке.

Об энциклопедиях говорят, что они являются записью взглядов и знаний своего времени. Каждая энциклопедия — это зеркало общества, которое ее создает и времени, когда она создается. Все эти высказывания в полной мере относятся к энциклопедии, о которой пойдет речь дальше.

Перенесемся в XVIII столетие, во Францию, в город Лангр, где 24 сентября 1713 года родился Дени Дидро, будущий создатель Великой французской энциклопедии.

Картинка 33 из 343

И Дидро стал одним из первых представителей так называемой литературной богемы. Чем он жил в течение многих лет, известно одному Богу. Он давал частные уроки, но доход с них был более чем скудный, Делал переводы для различных издательств и даже писал проповеди для духовных особ и пастырские послания для епископов. Его потребности были невелики: одевался он небрежно, носил из года в год серый плюшевый сюртук и черные шерстяные чулки, за обед платил пять су, жил где попало, а когда собственного помещения не было, ночевал у своих друзей, которых у него было очень много. В конце 1743 года он женился, но его брак не принадлежал к числу счастливых.

Дидро был постоянно завален работой, но в доме друзей он позволял себе отдохнуть и чувствовал себя совершенно свободным: делал что вздумается, болтал, играл в шахматы. Он любил блуждать по парку и полям, подолгу беседовал с крестьянами, у которых, как он говорил, всегда чему-нибудь да научишься.

Работая над переводом Чемберса, Дидро задумался об издании собственной французской энциклопедии. Эта идея так увлекла Дидро, и он сразу же включился в работу. Но о простом переводе он даже и слышать не хотел. Он решил воспользоваться собственными знаниями и знаниями других выдающихся людей того времени, чтобы создать книгу, в которой заключались бы все книги, представить картину усилий человеческого ума во все века и во всех отраслях знания, словом, подвести итог всей цивилизации, начиная с самых отдаленных времен и кончая настоящим.

Дени Дидро и его Энциклопедия

Тридцать пять томов энциклопедии издавались с 1751 по 1780 годы. Надо отметить, что издать подобную энциклопедию было очень трудно по политическим мотивам. В 1745 году во Франции выходит указ, по которому за издание, хранение и распространение литературы, подрывающее основы религии, издателям грозила смертная казнь. В 1764 году Королевский совет запрещает специальным указом касаться в книгах вопросов государственной политики и финансов.

Об этом сразу же стало известно всем королевским дворам Европы, а так как это был год окончания Семилетней войны с Пруссией, в которой Россия одержала блестящую победу, выступая союзницей Франции после практически полного разгрома французской армии, то Франция была вынуждена считаться с мнением российской императрицы. Это позволило Дидро беспрепятственно закончить издание энциклопедии во Франции.

Энциклопедия, или словарь, основанный на науках, искусствах и ремеслах (Английский: Энциклопедия или систематический словарь наук, искусств и ремесел), [1] более известный как Энциклопедия, был генералом энциклопедия опубликовано в Франция между 1751 и 1772 годами, с более поздними дополнениями, исправленными изданиями и переводами. В нем было много писателей, известных как Энциклопедисты. Отредактировал Дени Дидро и до 1759 г. редактировал Жан ле Ронд д'Аламбер. [2]

Это также была первая энциклопедия, в которую вошли работы многих названных авторов, и первая общая энциклопедия, описывающая механическое искусство. В первой публикации семнадцать томов фолио сопровождались подробными гравюрами. Более поздние тома были опубликованы без гравюр, чтобы лучше охватить широкую аудиторию в Европе. [6]

Содержание

Происхождение

В Энциклопедия изначально задумывался как французский перевод Ефрем Чемберсс Циклопедия (1728). [7] Эфраим Чемберс впервые опубликовал свой Циклопедия, или Универсальный словарь искусств и наук в двух томах в Лондоне в 1728 году после нескольких словарей искусств и наук, появившихся в Европе с конца 17 века. [8] [9] Эта работа стала весьма известной, и в период с 1738 по 1742 год было опубликовано четыре издания. Итальянский перевод появился между 1747 и 1754 годами. Во Франции член банковской семьи Ламбер начал переводить Чемберсов на французский язык. [10] но в 1745 г. англичанин-эмигрант Джон Миллс и немецкий Готфрид Селлиус были первыми, кто подготовил французское издание книги Эфраима Чемберса. Циклопедия для публикации, которую они назвали Энциклопедия.

В начале 1745 г. был издан проспект Энциклопедия [11] был опубликован для привлечения подписчиков к проекту. Этот четырехстраничный проспект иллюстрировал Жан-Мишель Папийон, [12] и сопровождался планом, в котором говорилось, что работа будет опубликована в пяти томах с июня 1746 года до конца 1748 года. [13] Текст был переведен Миллсом и Селлиусом, и он был исправлен неназванным человеком, который, по-видимому, был Дени Дидро. [14]

Публикация


Выписка из фронтиспис из Энциклопедия (1772 г.). Его нарисовал Шарль-Николас Кочин и выгравирован Бонавентурой-Луи Прево. Работа загружена символизм: Фигура в центре представляет истину, окруженную ярким светом (центральный символ Просвещения). Две другие фигуры справа, разум и философия срывают завесу с истины.

В "засекреченный" период Дидро совершил известную уловку. На титульных листах томов с 1 по 7, опубликованных между 1751 и 1757 годами, местом публикации был указан Париж. Однако на титульных листах последующих томов с 8 по 17, опубликованных вместе в 1765 году, Neufchastel как место публикации. Невшатель безопасно пересекает французскую границу на территории, которая сейчас является частью Швейцарии, но тогда была независимым княжеством, [25] где официальное производство Энциклопедия был защищен от вмешательства агентов французского государства. В частности, противники режима Энциклопедия не мог захватить производственные пластины для Энциклопедия в Париже, потому что эти печатные формы якобы существовали только в Швейцарии. Между тем, фактическое производство томов с 8 по 17 спокойно продолжалось в Париже.

В 1775 г. Чарльз Джозеф Панкук получил право на переиздание работы. С 1776 по 1780 год он выпустил пять томов дополнительных материалов и двухтомный указатель. Некоторые ученые включают эти семь дополнительных томов в первый полный выпуск журнала. Энциклопедия, в общей сложности 35 томов, хотя они не были написаны или отредактированы первоначальными авторами.

С 1782 по 1832 год Панкук и его преемники опубликовали расширенное издание этой работы примерно в 166 томах в качестве Encyclopédie Méthodique. В этой колоссальной для того времени работе были задействованы тысяча рабочих и 2250 человек.

Авторы

Поскольку цель редакции Энциклопедия должен был собрать все знания в мире, Дидро и Д'Аламбер знали, что им понадобятся разные участники, чтобы помочь им в их проекте. [26] Многие из философы (интеллектуалы французского Просвещение) способствовал Энциклопедия, включая самого Дидро, Вольтер, Руссо, и Монтескье. [7] Самым активным участником был Луи де Жокур, который написал 17 266 статей между 1759 и 1765 годами, или около восьми статей в день, что составляет целых 25% Энциклопедия. Издание стало местом, где участники могли поделиться своими идеями и интересами.

Тем не менее, как Фрэнк Кафкер утверждал, энциклопедисты не были единой группой: [27]

. несмотря на свою репутацию, [энциклопедисты] не были сплоченной группой радикалы с намерением ниспровергнуть старый режим во Франции. Вместо этого они представляли собой разрозненную группу писателей, врачей, ученых, мастеров и ученых . даже небольшое меньшинство, которое подвергалось преследованиям за написание статей, принижающих то, что они считали необоснованными обычаями - тем самым ослабляя мощь католической церкви и подрывая ее. монархии - не предполагали, что их идеи будут способствовать революции.

Ниже приведен список заметных участников с указанием области их вклада (более подробный список см. Энциклопедисты):

    - редактор; наука (особенно математика), современные события, философия, религия и другие - манеж, кузня - главный издатель; статья о чернилах для принтера - естественная история - Главный редактор; экономика, механическое искусство, философия, политика, религия и др. - наука (химия, минералогия), политика, религия и др. - экономика, литература, медицина, политика, переплетное дело и др. - математика Андре Морелле - теология, философия - часть статьи "Goût" ("Вкус") - статьи о налогах фермеров и зерновых - музыка, политическая теория - экономика, этимология, философия, физика - история, литература, философия

Из-за неоднозначного характера некоторых статей несколько ее редакторов были отправлены в тюрьму. [28]

Содержание и противоречия

Структура


Рис. 3: "Образная система человеческих знаний", структура, которая Энциклопедия организованные знания в. У него было три основных ветви: память, разум и воображение.

Религиозные и политические споры

Авторы Энциклопедия бросил вызов религиозному авторитету. Авторы, особенно Дидро и Даламбер, поместили религию в систему разума и философии. Они не отвергали все религиозные претензии, но верили в теологию и представления о Бог должны быть доказаны. Луи де Жокур поэтому в своей статье на эту тему резко критиковал суеверие как интеллектуальную ошибку. [32] Писатели подчеркивали право человека на религиозный суверенитет. [33] Поэтому они сомневались в подлинности предполагаемых исторических событий, цитируемых в Библии, и ставили под сомнение достоверность чудес и Воскресения. [34] Однако некоторые современные ученые спорят о скептическом взгляде на чудеса в Энциклопедия может быть истолковано как "Протестантский дебаты о прекращении харизма." [35]

Эти вызовы привели к преследованию со стороны церкви и государственных властей. В Энциклопедия и его участники подверглись многочисленным нападкам и попыткам цензуры со стороны духовенства или других цензоров, которые угрожали публикации проекта, а также самим авторам. В Королевский совет подавил Энциклопедия в 1759 г. [36] В католическая церковь, под Папа Климент XIII, поместил его на список запрещенных книг. Выдающиеся интеллектуалы критиковали его, особенно Лефран де Помпиньян на Французская Академия. Драматург, Шарль Палиссо де Монтенуанаписал пьесу под названием Les Philosophes критиковать Энциклопедия. [37] Когда аббат Андре Морелле, один из участников Энциклопедия, написал к ней фиктивное предисловие, его отправили в Бастилия из-за обвинений в клевете. [38]

Чтобы защитить себя от разногласий, статьи энциклопедии писали на богословские темы смешанным образом. Некоторые статьи поддерживали ортодоксальность, а некоторые содержали открытую критику христианства. Чтобы избежать прямого возмездия со стороны цензоров, писатели часто скрывали критику в малоизвестных статьях или выражали ее в иронических выражениях. [39] Тем не менее, авторы по-прежнему открыто критиковали католическую церковь в некоторых статьях, приводя примеры, включая критику чрезмерных праздников, монастырей и безбрачия духовенства. [40]

Политика и общество

Наука и технология

Оказать влияние

Энциклопедисты успешно доказывали и продвигали свою веру в потенциал разума и единого знания для расширения возможностей человеческой воли и тем самым помогли сформировать социальные проблемы, которые решила Французская революция. Хотя сомнительно, что многие ремесленники, техники или рабочие, чья работа и присутствие и рассеялись по всему миру, Энциклопедия фактически прочитав это, признание их работы равной работе интеллектуалов, клерикалов и правителей подготовило почву для требований увеличения представительства. Таким образом Энциклопедия служил для признания и стимулирования новой основы власти, в конечном итоге способствуя разрушению старых ценностей и созданию новых (12).

Хотя многие участники Энциклопедия не были заинтересованы в радикальном реформировании французского общества, Энциклопедия в целом указал на это. В Энциклопедия отрицал, что учение католической церкви может рассматриваться как авторитетное в вопросах науки. Редакторы также отказались рассматривать решения политических сил как решающие в интеллектуальных или художественных вопросах. В некоторых статьях говорилось об изменении социальных и политических институтов, которые улучшили бы их общество для всех. [46] Учитывая, что Париж в то время был интеллектуальной столицей Европы и что многие европейские лидеры использовали французский в качестве административного языка, эти идеи могли распространяться. [22]

В Энциклопедия ' s влияние продолжается и сегодня. [47] Историк Дэн О'Салливан сравнивает это с Википедия:

Как и Википедия, Энциклопедия был совместным усилием многих писателей и технических специалистов. Как и Википедианцы Сегодня Дидро и его коллеги должны были использовать новейшие технологии для решения проблем создания современной энциклопедии. Сюда входило, какую информацию включать, как устанавливать связи между различными статьями и как добиться максимальной читательской аудитории. [48]

Даже мельком посмотрев на лицо Дени Дидро (1717-1784), можно сразу понять, что он был цельной натурой и вообще хорошим человеком. Один из самых известных европейских просветителей XVIII века, он буквально совершил гражданский и философский подвиг, организовав издание книги, где собрал все основные научные и философские знания своего времени. Эта книга была названа "Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел". Даже одно это могло бы обессмертить имя Дидро, но он был еще и оригинальным мыслителем, очень смелым и передовым для своей эпохи.

Как философ, Дени Дидро интересовался широким спектром проблем. В области онтологии (учении о бытии, устройстве мира) он поначалу стоял на позициях деизма. Деизм - это учение, согласно которому бог - есть, и он создал мир, но после этого никак не вмешивается в его существование, то есть самоустраняется. В век Просвещения идеи деизма были очень популярны в среде интеллектуалов.

То есть деизм можно назвать неким срединным положением между религиозностью и атеизмом. Отсюда эволюция духовного и мыслительного процесса могла вести в любую из сторон. Дидро же, увлеченного идеями просветительства, новыми научными теориями (в частности, Ньютона), интеллектуальное развитие привело к атеизму.

Изучая механику и физику, философ понял, что в основе мира лежат объективные природные законы, и они доказуемы. А вот наличие сверхъестественного существа, наоборот, совершенно недоказуемо, а всего лишь предполагается и опирается исключительно на веру. Таким образом, субстанция (основа мира) не может быть идеальной, то есть божественной, она материальна. А сам мир похож на механизм. То есть устроен так же четко и понятно, важно только понять принцип этого устройства.

Однако процесс познания бесконечен, так как мир - очень сложная система, к тому же постоянно меняющаяся. Дидро не был диалектиком. но довольно близко подошел к идее беспрерывного развития.

Будучи сам благородным человеком, Дидро считал всех людей существами, добрыми от природы. В каждом есть нравственное чувство (как тут не вспомнить И. Канта с его категорическим императивом), но его надо развивать! И тут очень многое зависит от воспитания. Дидро определенно высказался в отношении того вопроса, как связаны религиозность и мораль. Он четко отделял эти явления. Религиозность не связана с моральностью автоматически. Также и атеизм не связан с моралью автоматически.

Можно быть верующим подонком и благороднейшим, честным атеистом, и наоборот. Все зависит от человека и того, как его воспитали. Для XVIII века подобные мысли были революционными.

Поскольку Дидро считал, что моральное воспитание идет рука об руку с интеллектуальным, он в целях просвещения и воспитания людей и начал собирать "Энциклопедию". Статьи туда писали лучшие умы Европы. Работа над книгой длилась 20 лет! И, когда она вышла, это было знаменательнейшее событие.

Свершив труд своей жизни, Дидро решил, что может позволить себе некоторый отдых и принял приглашение Екатерины II приехать в Россию. Там он вел с императрицей просветительские беседы о лучшем устройстве государства, Екатерина слушала, да поступала потом отнюдь не по Дидро.

Будучи 71-летним, Дидро заболел. Кое-как отлежавшись, он начал вставать и однажды даже сел с семьей обедать. Подавали суп, на второе вареную баранину с цикорием. Философ все это с удовольствием съел, потом еще съел абрикос и хотел взять вишневое варенье, но уронил голову на руки. Жена спросила его, в чем дело? Но Дени Дидро уже не ответил. Он был мертв.

Хотите распространить эти знания? Давайте ссылки на мой канал. Читайте еще:

Читайте также: