Энциклопедия это кратко и понятно для детей

Обновлено: 05.07.2024


Почему совместное с ребёнком чтение познавательных книг лучше, чем быстрый ответ, найденный в поисковике? Да, гугл экономит время, не надо думать и размышлять. Зато в энциклопедиях можно найти достоверную, проверенную компетентными специалистами информацию.

А ещё энциклопедия может стать для ребенка как источником знаний, так и способом коммуникации, то есть прекрасным способом организации семейного досуга, когда дети совместно с родителями ищут ответы на поставленные вопросы.

И, конечно, чтение грамотных текстов (которыми интернет может похвастаться не всегда) формирует речевую культуру, учит правильно и красиво изъясняться на родном языке, грамотно писать. И ещё один безусловный плюс: бумажная книга отвлекает ребенка от интернета, что в последнее время тоже немаловажно.


Ребёнку всегда интересно читать и слушать истории про себя, в героях книг дети часто видят своё отражения, представляют себя на месте персонажей

Так и тут: история проживается через личный опыт читателя. Вот он каждое утро чистит зубы, а первобытный ребёнок этого не делал — максимум палочкой в зубах поковыряется. Вот у него есть любимая кукла, и у египетской девочки была, только не из пластика, а из дерева, с волосами из бусинок. А у древнерусской девочки — из соломы.

Серьёзные родители могут возразить: ну какая же это история, все эти знания не пригодятся в школе, не помогут потом ориентироваться в бесчисленном множестве дат и событий! Во-первых, не стоит недооценивать историю повседневности саму по себе. Мы все живём в повседневном мире, повседневные, а потому малозаметные в своей привычности явления окружают нас. Но именно они создают ткань исторического процесса, на которой разворачиваются потом всем известные события. Без них картина истории будет тусклой и неполной.


10 новых книг для самых младших: динозавры, мышки и даже вариации на тему муми-троллей

Весь XIX век с его открытиями, изобретениями и свершениями прекрасно описывает фраза: один и тот же человек начал свою жизнь чтением Библии при тусклом свете масляной лампы, а закончил чтением газеты при электрической лампочке.

Во-вторых, спешим успокоить: привычной, политической, истории — с датами, войнами, законами — в этих энциклопедиях тоже предостаточно. Но цель книги куда более важная, чем рассказать ребёнку о событиях какого-то периода истории в хронологическом порядке. Её цель — историей заинтересовать, чтобы за одним любопытным эпизодом захотелось узнать другой, за ним третий и так далее. На каком-то этапе в эту цепочку включатся и более, как нам кажется, значимые факты, чем тот, во что, скажем, играли дети в Древнем Риме.

Например, из главы про то, что ели древние греки можно в частности узнать, каким недружелюбным и засушливым был на самом деле климат на этой земле, и как трудно было вырастить на ней урожай, чтобы прокормить растущее население. И вот, оказывается, почему греки пустились в плавание к другим берегам Средиземного (и дальше — до Чёрного!) моря. Вот почему мы находим остатки греческих городов повсеместно — от Франции до Крыма!

Поэтому хорошие исторические энциклопедии — это не только первый, но и самый правильный шаг вашего ребёнка в захватывающий мир прошлого. С ними вас ждет история без скуки и зубрёжки, история на одном дыхании!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из средств познания мира является литература. Любое произведе­ние расширяет и углубляет познавательный опыт ребенка, знакомит с теми сто­ронами действительности, которые затруднены для непосредственного воспри­ятия. Однако именно научно-популярная литература, в том числе детская энци­клопедия, имеет основной своей целью познавательное развитие дошкольни­ка. Эти книги учат ребенка думать, наблюдать жизнь, показывают достижения науки и техники, побуждают глубже узнавать окружающий мир, способствуют углублению познавательных интересов, формируют самостоятельность мыш­ления и начатки проблемного видения мира.

ДЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Составитель: Малыгина Инна Валентиновна,

Актуальность использования детской энциклопедии в работе с детьми старшего дошкольного возраста научно-популярная литература, в том числе детская энциклопедия, имеет основной своей целью познавательное развитие дошкольника. эти книги учат ребенка думать, наблюдать жизнь, показывают достижения науки и техники, побуждают глубже узнавать окружающий мир. способствуют углублению познавательных интересов, формируют самостоятельность мышления. современные энциклопедии для дошкольников позволяют орга­низовывать проблемное обсуждение тем, привлекать дополнительные источ­ники для получения более полной информации. организовывать разные виды детской деятельности, проводить описанные в них опыты, изготавливать макеты и т. п. при переходе в школу освоенные в дошкольном возрасте умения воспринимать научно-популярную литературу станут залогом успешного обучения.

Актуальность использования детской энциклопедии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

  • научно-популярная литература, в том числе детская энциклопедия, имеет основной своей целью познавательное развитие дошкольника.
  • эти книги учат ребенка думать, наблюдать жизнь, показывают достижения науки и техники, побуждают глубже узнавать окружающий мир.
  • способствуют углублению познавательных интересов, формируют самостоятельность мышления.
  • современные энциклопедии для дошкольников позволяют орга­низовывать проблемное обсуждение тем, привлекать дополнительные источ­ники для получения более полной информации.
  • организовывать разные виды детской деятельности, проводить описанные в них опыты, изготавливать макеты и т. п.
  • при переходе в школу освоенные в дошкольном возрасте умения воспринимать научно-популярную литературу станут залогом успешного обучения.

I этап работы по использованию детской энциклопедии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Проблематизация какой-либо познавательной темы.

 II этап работы по использованию детской энциклопедии в работе с детьми старшего дошкольного возраста Чтение художественной литературы по данной теме . Чтение двух-трех художественных и познавательных книг по выбранной теме, беседы, углубляющие их восприятие, рассматривание иллюстраций подводят детей к тому, что осталось еще много интересных вопросов, которые раскрываются в энциклопедии.

II этап работы по использованию детской энциклопедии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Чтение художественной литературы по данной теме .

III этап работы по использованию

детской энциклопедии в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Ознакомление с главами детской энциклопедии, в которой эта проблема освещена глубоко.


Сказки, повести и рассказы - важные произведения для ребенка. Они учат его добру, позитиву и тому, как нужно вести себя в жизни.

Но нельзя отказываться и от другого типа книг - энциклопедий. В них ребенок сможет найти ответ на любой свой вопрос. А также узнает много нового и разовьет себя в интеллектуальном плане.

Наверняка у вас в детстве тоже была энциклопедия. Эдакий "гугл" для самых маленьких.

Эти книги могут отличаться друг от друга по внешнему виду. Некоторые издания сделаны лучше, некоторые - хуже.

Они могут быть разными по дизайну. Но главное - не внешний вид, а содержание. Чем оно богаче, тем больше сможет узнать ребенок из этой книги.

В таких произведениях информация доносится не только с помощью текста. Но и благодаря картинкам. С помощью них ребенок сможет без проблем научиться разбираться во многих вопросах. И узнает много нового об окружающем его мире.

Позднее, когда ребенок изучит много информации, он сможет показывать свои знания в школе, перед одноклассниками. Он будет начинать с фразы "А ты знаешь, что. ", и выдавать много новой информации. Что вызовет восторг не только у друзей, но и у девочек.

С помощью энциклопедий вы сможете интеллектуально развить малыша. И сделать его особенным среди множества других детей.

Энциклопедии вызывают у малышей интерес. Им становится интересно изучать новые слова. Рассматривать их использование на примере картинок, и запоминать.


Например, ребенок никогда не знал о том, что такое "гейзер". Он читает информацию в книге, а затем смотрит на картинку, и запоминает новое слово.

Это довольно полезно, потому что далеко не каждая семья часто говорит слово "гейзер" в повседневной жизни. И, если ребенок не будет изучать энциклопедию, то никогда о его значении и не узнает. А быть всесторонне развитым должен каждый из нас.

Также, энциклопедии можно читать и с другой целью. К примеру, ребенок изучает какую-нибудь книгу, и ему попадается незнакомое слово. Узнать о нем больше ребенок может с помощью энциклопедии. Достаточно открыть ему определенную страницу, и дите сможет понять, что до него хотел донести автор.

Можете давать ребенку изучать энциклопедию и альтернативным способом. Просто предложите ему читать все страницы под ряд. Не зацикливаясь на какой-то одной теме.

В книге опубликовано огромное множество интересных статей. Когда ребенок будет читать их, ему самому будет интересно, что там написано. И он будет запоминать информацию, непринужденно изучая текст. Знания, полученные таким образом, эффективны. Они запоминаются один раз, и надолго. Поэтому, рекомендуем попробовать.

В каком возрасте нужно покупать ребенку энциклопедию?

Не рекомендуем приобретать энциклопедию ребенку слишком рано. Если переусердствовать, и приобрести ее в три года, положительного эффекта вы не достигнете. Максимум, чего удастся добиться - неприязни и отторжения у ребенка по отношению к книге. Малышу попросту будет неинтересно ознакамливаться с содержанием энциклопедии в будущем. Это обусловлено его маленьким возрастом.


Если вы всё-таки решите приобрести энциклопедию в раннем возрасте, давать читать ее малышу нужно аккуратно. Не заставляйте его изучать информацию, написанную там. Просто показывайте ему картинки, которые периодически попадаются на страницах. А вот когда ребенок укажет, к примеру, на Тиранозавра Рекса, и спросит, что это такое, прочитайте ему информацию о существе. И объясните, если у него вдруг возникнут вопросы.

Не нужно пытаться навязывать ребенку тягу к знаниям. Если он захочет ознакомиться с энциклопедией, он сделает это без вашего вмешательства. Ваша задача - просто наблюдать со стороны. И обеспечивать ребенка благоприятной атмосферой для обучения.

Также, рекомендуем постоянно поддерживать интерес ребенка к книге. Старайтесь всегда взаимодействовать с ним. И задавать вопросы, связанные с изученным материалом в энциклопедии.

Если у вас издание про динозавров, спросите, что за существо изображено на картинке? Какими характеристиками оно обладает? И может ли оно кого-нибудь съесть?

Предварительно, конечно же, эту информацию ребенку нужно прочитать. Чтобы он знал, как правильно ответить.

Если вы будете изучать определенное направление с ребенком в таком формате, то он сможет быстро выучить много нового о динозаврах. Ведь нам намного легче запомнить то, что мы узнали в ходе разговора с собеседником (в данном случае, с родителем). Чем если бы мы просто что-то прочитали.

Если у вас любознательным ребенок, который старается как можно больше узнать, энциклопедия для него подойдет идеально. Она поможет малышу опережать своих одноклассников по знаниям. И лучше учиться.

Какими должны быть энциклопедии?

Существует ряд характеристик, которыми должны обладать книги такого типа. Итак, энциклопедии должны быть:

Понятными


Перед покупкой книги, рекомендуем убедиться, что она рассчитана на детей. Пролистайте произведение до конца, и посмотрите, есть ли там пометка "для дошкольников". Если она отсутствует, то такой материал вам не подойдет. Он рассчитан на взрослых людей. И написан совсем не детским языком. Это может вызвать серьезные трудности у чада при чтении.

Также, рекомендуем бегло пробежаться глазами по содержанию книги. Обратите внимание на изображения, расположенные в ней. Посмотрите, красиво ли они нарисованы. И будут ли понятны для ребенка младшего возраста.

Если определенный сборник адаптирован с другого языка, то тоже обратите внимание на это. Посмотрите, подходит ли издание под менталитет вашей страны. Например, если произведение изначально было написано в Британии, наши дети его не поймут. Потому, что там написано про англичан. А их менталитет и привычки сильно отличаются от наших. Поэтому, могут возникнуть несостыковки. Которые вызовут у ребенка недоумение.

Обратите внимание также и на размеры текстов. Они должны быть небольшими для того, чтобы ребенок не заскучал в процессе чтения.

В текстах должен использоваться простой язык. Если автор будет писать сложно, ребенок ничему не сможет научиться. Он просто не будет понимать, что до него хотят донести. Рекомендуем обратить особое внимание на эти параметры.

Осязаемыми


Внешняя часть такой книги должна отличаться от всех остальных изданий. Рекомендуем подбирать энциклопедии, в структуре которых есть высечки. Наклейки, различные объемные элементы и прочее. Это завладеет вниманием малыша, потому что он сможет потрогать их, подергать, всячески повзаимодействовать с ними.

На полках книжных магазинов есть и издания нового формата. Такие, как 3D-энциклопедии. Также, можно найти музыкальные издания. Первые представлены в виде объемных изображений. А вторые издают музыку при соприкосновении.

Необычные форматы произведений вызывают у детей дикий восторг.

Такие книги завладевают интересом малышей. И заставляют их лучше учиться. А 3D энциклопедии интереснее читать, и запоминать.

Интригующими


Популярными книгами считаются энциклопедии, представленные в формате вопрос-ответ. Дети от таких изданий без ума, потому что здесь их заставляют думать. И взаимодействуют с ними.

Рекомендуем обратить внимание на энциклопедии, которые содержат в себе загадки и примеры. Также, интересом пользуются произведения с познавательными задачками, спрятанными внутри.

Многогранными


Если ваш ребенок уже учится в средних классах школы, то можно приобретать ему более серьезные энциклопедии. Те, в составе которых находится инфографика, познавательные материалы и изображения.

Эти элементы привлекают внимание ребенка. И заставляют его поглощать огромные массивы информации, при этом, особо не задумываясь о содержании. В результате, ребенок будет запоминать новую информацию быстрее и эффективнее. Рекомендуем попробовать.

Направленными на интерес


Не рекомендуем покупать энциклопедии формата "обо всем и сразу". Они обычно очень толстые. Это провоцирует появление негативных стереотипов у ребенка. Он думает, что не осилит одну тысячу страниц, и даже не пытается начать читать энциклопедию.

Советуем пойти другим путем. Приобретите узкоспециализированное издание. Оно будет небольшим по размеру, но очень интересным для ребенка.

Малыш не будет бояться большого количества страниц. И будет стремиться к изучению произведения.

Рекомендуем заранее поговорить с ребенком, и спросить, какую книгу он хочет. Если ему нравятся самолеты, приобретите энциклопедию "авиация". Если нравятся танки, купите издание про танки.

Важно - подобрать энциклопедию по интересам ребенка.

Вывод

Рекомендуем внимательно отнестись к выбору энциклопедии для ребенка. Не стоит покупать огромные тома на общую тематику. Лучше пусть произведение будет узкоспециализированным, но интересным. Так вы хотя бы сможете завладеть интересом ребенка. И развить его в интеллектуальном плане без скандалов, криков и истерик.

Детские энциклопедии

На протяжении многих веков книга являлась главным инструментом, для того, чтобы пробудить у малышей интерес к познанию окружающего мира. Дети, которым в детстве родители много читали, с взрослением имеют более развитое воображение, фантазию, креативность, они более любознательны. Грустно наблюдать, как в последнее время традиционные книги все больше вытесняют разные гаджеты: планшеты и смартфоны, чье влияние на наших детей в отличие от книг скорее деструктивное, чем положительное. Если же вы как родитель, хотите, чтобы ваши дети росли умными и творческими, тогда надо обязательно привить им любовь к книгам и чтению. Отличным вариантом книг помимо традиционных детских сказок и рассказов могут стать детские энциклопедии, из которых ребенок почерпнет множество полезных и интересных научных знаний об окружающем мире.

  • о животных,
  • науке и технике,
  • истории,
  • космосе,
  • динозаврах,
  • самолетах,
  • архитектуре.

Детская энциклопедия

Немного истории

Первые энциклопедиии в истории появились в XVII, это были попытки собрать и систематизировать накопленные знания о мире. И первым видом энциклопедии был словарь, в котором приводилось толкование разных слов и их значений. Такие старинные словари сейчас являются интересными памятками для филологов, ведь в них можно проследить, как менялось значение тех или иных слов, появлялись новые слова. Например, в толковом словаре Даля, написанном в XIX веке значение многих привычных слов и терминов полностью отличное от сегодняшнего их восприятия.

Помимо словарей в это время появлялись и специализированные энциклопедии в какой-то конкретной области знаний. Так, например выдающийся шведский ученый и натуралист Карл Линней, по сути, создал первую в мире энциклопедию о животных и растениях. В своей работе он впервые сделал научную классификацию всех известных тогдашней науке растений и животных, и детально описал каждое растение, и каждый вид животного, от льва до таракана.

В XVIII веке были знамениты французские просветителе и энциклопедисты: Вольтер, Дидро, Руссо. Причем энциклопедия Руссо долгое время была запрещена католической церковью (научные факты, изложенные там, противоречили догматам католицизма) и выдавалась подпольно. К счастью это был уже просвещенный XVIII век, иначе французские энциклопедисты вполне могли повторить судьбу Галилео Галилея и Джордано Бруно.

Что же касается энциклопедий для детей, то первые такие книги появились лишь в ХХ веке.

Польза детских энциклопедий

Все дети очень любознательны, они исследуют окружающий мир, познают его. Энциклопедии же, адаптированные под детское восприятие, обязательно с запоминающимися яркими картинками, призваны помочь ребенку в его познании, дать ответы на его многочисленные вопросы. Также такие книги очень полезны, благодаря тому, что адаптируют научные знания для детского восприятия, и поясняют их простым языком, понятным как взрослому, так и ребенку.

Так благодаря подобным книгам будет расти кругозор (порой не только детей, но и их родителей), а ребенок, который только учится читать, может тренироваться в чтении именно на подобных познавательных книгах, совмещая приятное с полезным. Излишне говорить, что приобретенные знания потом помогут детям в школьных уроках, будь-то по биологии, физике или истории.

Читайте также: