Возникновение сект и нетрадиционных религиозных практик в 1990 е годы кратко

Обновлено: 04.07.2024

Секты в современном мире

Обзор антисектантской деятельности за рубежом

В Италии также состоялся ряд судебных процессов над сайентологами: 27 марта 1990 года в Тренто, затем 5 ноября 1993 года в Милане, где было установлено, что сайентология является преступным сообществом. 18 января 1997 г. миланский апелляционный суд присудил 29 членов Церкви сайентологии к срокам тюремного заключения от 9 до 20 месяцев за криминальное сообщество. Еще семь сайентологов были присуждены к более мягким наказаниям за эксплуатацию умственно отсталых людей.

Религиозный статус сайентологии и её освобождение от налогов были отменены в 1996 году также во Франции и Дании. В Великобритании религиозный статус сайентологии никогда не признавался. Ей было отказано и в получении статуса благотворительной организации.

Подобные судебные процессы, направленные против сект прошли и в других странах, не только в Европе, но также в Новом Свете и в Азии.

В Германии юридический статус религиозных сообществ может быть двух видов: специальный и обычный. Специальный статус дает религиозным объединениям право претендовать на государственную поддержку и возможность заключать соглашения с государством с целью получения доступа в такие учреждения, как больницы, школы, вооруженные силы и т. п. Однако чтобы получить этот статус религиозное объединение должно объединять в своих рядах не менее 1% населения соответствующей германской территории.

Западный опыт антисектантской деятельности, с учётом поправок на российские и украинские реалии, несомненно, может быть использован при проведении подобной работы в наших странах, тем более что контакты между отечественными и зарубежными организациями, занимающимися проблемой сект, уже существуют.

С изменением политической ситуации в России в конце 1980-х гг. началось возрождение Православной Церкви, но этой же свободой воспользовались секты, как существовавшие в России, так и возникшие за рубежом. Тысячи людей, многие из которых не имели возможности в советское время получить элементарных представлений о религии, услышав проповедь сектантов о Боге, о спасении, принимали ее за истину без серьезного рассуждения.

Большого размаха приняла деятельность безденоминационных евангелистов в рамках широкомасштабных мероприятий в России. В 1992 г. протестантская миссия "Крестовый поход за Христа", действовавшая в России под именем "Новая жизнь – Евразия", организовала в городах Поволжья акцию "Волга- 92".[1] В 1994 г. в СНГ насчитывалось около 1500 безденоминационных евангелистов. В европейской части России в тени больших компаний и миссионерских ассоциаций работали старавшиеся не привлекать к себе внимания корейские миссионеры, подавляющее большинство которых имели гражданство США и Кореи, принадлежавшие к различным протестантским конфессиям и сектам. Но на Дальнем Востоке они действовали более решительно и открыто.

По мере роста сект в России появились противосектантские центры. В сентябре 1993 г. в Москве в Отделе религиозного образования и катехизации был образован информационно-консультативный Центр сщмч. Иринея Лионского, который разделяет и пропагандирует идеи западного антикультового движения. Вскоре в Москве возникает центр реабилитации пострадавших от нетрадиционных религий им. А. С. Хомякова. В отличие от информационного Центра, он занимался миссионерской работой среди сектантов и богословской полемикой с ними. В первое время его подход к природе культов тоже находился под влиянием антикультового движения, но затем он стал вести борьбу с сектами с церковных позиций.

С юридической точки зрения, это было сделано неверно, так как никто из этого комитета к сектам не принадлежал, более того, Г. Якунин продолжал называть себя православным. Тогда просчет комитета стали исправлять сами сектанты, они подали свои иски в суд, а члены комитета объявили себя последователями этих сект. С самого начала процесса была очевидна его искусственность, что проявилось даже в позиции адвоката комитета, заранее знавшего о несостоятельности иска и, тем не менее, взявшегося за это дело.

Прот. В. Федоров за то, чтобы православные полемисты имели право критиковать секты и использовать те средства и выражения, которые считали нужными, но если полемика с сектами сопровождается оскорблением сектантов, их унижением и им вменяются несовершенные преступления, то за такую критику должен нести ответственность тот, кто поступал таким образом, а не вся Церковь.

[1] Серафим (Роуз), иером. Православие и религия будущего. М., 2005. С. 11.

[2] См.: Московский церковный вестник. 1992. №12–13. С. 15.

[3] См.: Итоговый документ Первого съезда епархиальных миссионеров Русской Православной Церкви // Научно-богословские труды по проблемам православной миссии. Белгород, 1999. С. 5–7.

[4] Федоров В., прот. Новые религиозные движения: православный взгляд на проблему // Баркер А. Новые религиозные движения. СПб., 1997. С. XXII.


Конечно, данная классификация не претендует на полноту. Отметим лишь общие характеристики сектанства: ассоциальность, тоталитаризм, локальность, активное миссионерство. Собственно, в конце 90-х гг. в условиях относительной материально-финансовой стабилизации популярность мистическо-религиозных движений идет на спад. Отчасти это связано с тем, что наиболее радикальные движения были запрещены, а их руководители были осуждены за уголовные преступления. Менее радикальные НРД были более или менее институционализированы (процедура официальной регистрации, создание подразделений во властных структурах по работе с религиозными организациями и т. д.).

Секты в России имеют свою отличную от общемировой историю развития. Большинство процессов, приведших к духовным поискам внутри страны, вызвали появление многочисленных сект.

В истории нетрадиционных религиозных движений в России можно выделить несколько этапов: дохристианский (до Х в.); XV - XVI вв. -апокалипсические учения; XVII в. - раскол православной церкви; конец XVIII в. - крестьянские протестные религиозные движения; конец XIX -начало XX вв.; 20 - 30 гг. XX в. - катакомбный этап существования прохристианских учений; 70 - 80 гг. XX в. - латентный период существования нетрадиционных религий в России; 90 гг. XX в. - период максимального развития новых религий в России.

К первым известным проявлениям сектантства в России можно отнести языческие секты. Достоверных сведений в период до X в. о языческих сектах не существует, но то сопротивление, которое они оказывали христианизации

Руси, убедительно доказывает, что как явление русское сектантство (в виде языческих - волховских сект) существовало и в дохристианский период Российского государства.

В дохристианский период на Руси языческие секты характеризовались стремлением к крайним формам язычества с кровавыми жертвоприношениями, высокой степенью экзальтации верующих, являясь частью общего языческого учения. После крещения Руси языческие секты разделились на два вида: первый вид - это секты, которые являлись частью языческого учения, но отделились от него, желая создать более жесткое учение; второй вид - это секты, которые, являясь языческими религиозными группами, не способными уже выполнять в обществе социальные функции, стали пассивно противостоять насаждению новой для Руси религии. С момента признания православного христианства государственной религией в России появляются еретические христианские секты отечественного и иностранного происхождения, с которыми государство вело активную борьбу.

Некоторые религиозные мыслители (в какой-то мере) справедливо предполагают, что базой русского сектантства следует считать стремление людей к праведной жизни по божьим заповедям, а различие сект состоит в том, какой подход в учении преобладает - рационалистический или мистический. Так же исследователи, в частности Н. Симаков, справедливо полагают, говоря о появлении отечественных сект и влиянии из-за рубежа на процесс развития сектантства в России, что ". насаждение сектантства было . сильным средством для ослабления духовного и государственного организма России". Деятельность различных организаций после принятия на Руси в качестве государственной религии христианства можно считать (во многих случаях) антисоциальной и даже преступной, когда речь идёт о противостоянии этих организаций и официальной церкви.

Основная причина распространения сект в то время -апокалипсические ожидания в связи с наступлением седьмого тысячелетия (по древнеславянскому летоисчислению - 1492 г.).

В конце XV века в г. Новгороде киевский еврей Схария (астролог и каббалист) из Литвы принёс учение, представляющее собой смесь иудейства и христианства, и создал псевдохристианскую секту жидовствующих, адепты которой проникли даже ко двору Московского князя. Секту характеризовали высокая степень самоорганизации и стремление к общинному хозяйствованию, что позволило адептам выжить в крайне неблагоприятных политических и экономических условиях. Одним из главных постулатов учения секты была идея антитринитарии (отвергающая догмат о Божественной Троице), возникшая во II - III вв. и возродившаяся в эпоху Реформации в Европе, подрывающая идеологическую базу официальной церкви - государственной религии. Некоторые исследователи считают учение секты первым русским проявлением протестантизма.

Старообрядческое движение разделилось на два направления: поповщину (тех, кто признавал необходимость священников), которую вполне обоснованно считают конструктивной формой старообрядчества; беспоповщину (тех, кто отвергал необходимость существования священников). Именно в беспоповщине образовались согласия, по своей сути являющиеся сектами, пропагандирующими крайние формы спасения от антихриста (государственной власти) путём самосожжения или закапывания себя в землю (как во время переписи 1897 г.). Пропаганда идеи допустимости самосожжений (в случае преследования со стороны власти) велась беспоповцами вплоть до XX в. (самосожжения отмечались на Саянах ещё в 1940 г.).

В результате реформ патриарха Никона происходит раскол православной церкви, что способствует появлению все новых и новых сект.

В конце XVII в. из беспоповского старообрядчества выделились (по определению правоохранительных органов) "вреднейшие секты" поморского, федосеевского и филипповского толков, отвергавшие брак и нетерпимо относящиеся к государственной власти.

Поморскую секту основал на реке Выге в Поморье Данила Викулин в 1694 г., поэтому сектантов называли ещё и "даниловцами". Учение секты не позволяло вступать в брак, который потерял, по учению секты, смысл (так же, как и наличие личного имущества и отдельной пищи) в связи с ожиданием скорого конца света. Государственную власть сектанты отрицали. В секте поддерживалась строгая дисциплина и аскеза. Из поморской секты выделились одни из самых радикальных толков беспоповщины -федосеевский и филипповский.

Федосеевская секта была организована новгородским беспоповцем Феодосием Васильевым, проповедовавшим в 90-х гг. XVII века. В секте в духе агрессивной беспоповщины проповедовались строгий аскетизм, непримиримое отношение к государственной власти и иным вероисповеданиям. От адептов секты требовали соблюдать обет безбрачия, при этом считалось, что ". разврат, несомненно, лучше брака вне церкви, не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не спасёшься". За чадородие сектантов отлучали от общины.

Благочестивые съезды сектантов в XIX в. превращались в биржевые съезды. Капитал сект приумножался, но их полному процветанию мешала идеология самих сект, устанавливающая запрет на брак, поэтому законных наследников представители сект не имели, это разрушало их организацию. Только в период 1920 - 1950 гг. произошёл стихийный переход сект федосеевского толка к брачному состоянию.

Филипповская секта получила название по имени своего лидера Филиппа, который обвинил руководство поморской секты в сговоре с государственной властью. Отделившись от Выговской обители, он ". увлёк за собой некоторое количество её членов", которые были недовольны "нововводствами" по примирению с миром. Филипповцы упрекали федосеевцев в том, что они ". не спешат пострадать за веру, не стремятся к мученической смерти" подобно поморцам. В 1873 г. 70 адептов секты сожгли себя при попытке прекратить её деятельность. Однако история секты на этом не закончилась, подобно поморцам и федосеевцам, филипповцам пришлось ". поневоле . подчиниться некоторым условиям общежития, представлявшимся, со строгой точки зрения, делом антихриста".

Литература и источники:

1. Балагушкин, Е. Нетрадиционные религии в современной России
2. Клибанов, А. И. История религиозного сектантства в России (60-е гг. XIX в. - 1917 г.) / А. И. Клибанов. - 1965.
3. Зубов, А. Б. История религий: доисторические и внеисторические религии : курс лекций. - М., 1997.
4. Зырянов, П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX- начале XX вв. - М, 1999.
5. Баркер, А. Новые религиозные движения / А. Баркер. - СПб., 1997.

В 1951 г. украинские спецслужбы завели совершенно секретное агентурное дело на свидетелей Иеговы*, проживающих в западных областях Украинской ССР. Целью этой операции было использование Общества Сторожевой башни по линии внешней контрразведки — МГБ должно было фактически возглавить организацию свидетелей Иеговы в Советском Союзе. Однако в результате советские спецслужбы парадоксальным образом способствовали восстановлению общин и коммуникации свидетелей Иеговы и стали альтернативной основой, на которой верующие восстанавливали каналы связи друг с другом и восполняли свои религиозные ресурсы.




Автор статьи рассуждает о возникновении и опасностях неоязычества – учения, сконструированного на основе якобы традиционной веры Древней Руси, но при этом часто заключающем в себе явно современные элементы.



В статье рассматриваются два случая массового обращения сектантов в Восточное Православие, которые наиболее наглядно демонстрируют наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются этнические православные общины, принимающие сектантов.


Первый номер пятого тома Вестника Синодального центра сектоведения полностью посвящен описанию религиозной ситуации в Республике Беларусь на 1 января 2020 года.


Описание феномена манихейства и его проникновения в Китай, которое происходило с VII в. н.э. Целью исследования является комплексный анализ включения манихейства в синоязычную культурную среду, позволяющий реконструировать этот процесс. Кроме того, исследование позволяет выявить механизмы инкультурации иных религиозно-философских течений (в частности, несторианства, ислама, зороастризма) и их влияние на общество Китая.




Спасо-Преображе́нский Солове́цкий монасты́рь — ставропигиальный мужской монастырь Русской православной церкви, расположенный на Соловецких островах в Белом море. Возник в 1420—1430-х годах, отстроен в камне трудами святителя Филиппа, в допетровское время числился среди крупнейших землевладельцев государства. В 1669—1676 годах был осаждён царскими войсками как один из очагов сопротивления преобразованиям патриарха Никона.



Исследуется государственно-церковная реформа, инициированная патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем Романовым, которая требовала единообразия двух церквей: русской и греческой - и являлась идеологической базой имперских претензий Российского государства на единение под его началом всех восточных православных государств. Основным следствием данной реформы явилась ликвидация русского православного традиционализма. Большая часть церковной иерархии со своими многочисленными последователями отказалась следовать церковным новациям и заявила о том, что не признает и не принимает этой реформы, вследствие чего в русском обществе произошел раскол на представителей государственного (имперского) начала и народного (традиционного). Основополагающей чертой, характеризующей традиционный русский (старообрядческий) вариант православия, была его народность - в первую очередь отделение веры от государства. Старообрядцы сохранили и развили учение об особом традиционном историческом пути русского народа. В 1929 г. Русская православная церковь признала ненужный и насильственный характер церковной реформы XVII в. Прежние анафемы против старообрядцев отменялись.



Рекомендуем обратить внимание на статью Ж. Корминой, которая представляет собой развернутое антропологическое исследование в тесном общении с представителями религиозных организаций.





1 июля 2018 года в Костромской духовной семинарии состоялись торжества, в которых принял участие секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородица в Рубцове г. Москвы, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции протоиерей Иоанн Миролюбов.




В монографии Кирилла Михайловича Товбина, кандидата философских наук, религиоведа, члена Российского философского общества, раскрывается авторское понятие пострелигии. Объектом исследования является движение, представляющее традиционную духовность, – православное старообрядчество. По мысли автора, именно сохранившиеся до наших дней осколки традиционной духовности являются основными акторами симулятивной духовности Постмодерна.


В настоящей работе рассматриваются все греко-латинские полемические сочинения IX-XII вв. в их взаимосвязи и в отношении к церковному и политическому развитию того времени.


Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2018. № 1. С. 82-87.


В изобилующей драматическими страницами истории православия на землях Украины особое место занимают расколы и нестроения, вызванные грехом филетеизма, то есть попытками подменить каноническую спасительную миссию Церкви Христовой суетной мирской политической.



Читайте также: