Энциклопедисты эпохи просвещения кратко

Обновлено: 02.07.2024

Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

Д'Адамбер, Очерк происхождения и развития наук, в сб.: Родоначальники позитивизма, в. 1, СПБ, 1910 , с. 95—168; Ducгоs L., Les encyclopodistes, P., 1900 ; Proust J., L'encyclopedie, P., 1965.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

франц. просветители, участвовавшие в создании "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" ("Encyclopédie, ou Dictionnaire raisonné des sciences, des arts et des métiers"), 35 томов к-рой вышло во Франции в 1751–80. Гл. редактором и наиболее плодовитым автором "Энциклопедии" был Дидро; до 1758 вторым редактором, возглавлявшим отдел математики, был Д'Аламбер. Почти все крупные представители просветительской мысли во Франции были привлечены Дидро к участию в "Энциклопедии": Вольтер, Гольбах, Гельвеций, Ж. Ж. Руссо, Мабли, Кондильяк, Дюмарсе, Буланже, Дюкло, Мармонтель, Лагарп, Сен-Ламбер, Рейналь, Морелле, Кенэ, Тюрго, Неккер и др. После смерти Монтескьё была опубликована его статья "Вкус". В "Энциклопедии" сотрудничали известные естествоиспытатели 18 в.: Бюффон, Добантон, Леруа. Работа над "Энциклопедией" велась в тяжелых условиях цензурного гнета, травли со стороны реакционеров, репрессий властей. С 1759 работа над "Энциклопедией" проводилась в полулегальной обстановке. Вынужденные прибегать к маскировке своих взглядов, Э. все же сумели с достаточной ясностью выразить свое отрицат. отношение к феод.-абсолютистскому обществу и господствующей в нем идеологии.

Сыграв громадную роль в идеологич. борьбе против феодализма, абсолютизма и клерикализма, в идейной подготовке Великой французской революции, "Энциклопедия" явилась в то же время первым действительно всеобъемлющим сводом знаний передовой мысли 18 в. Ее первое издание разошлось в количестве 30 тыс. экз. и вскоре потребовались переиздания. В 18 в. она полностью или частично была переведена на ряд иностр. языков. Во Франции "Энциклопедия", к-рую стали называть "великой", послужила основой для последующих энциклопедич. изданий как общего, так и отраслевого характера, прежде всего для "Систематической энциклопедии" ("Encyclopédie méthodique") (166 томов, 1788–1832).

Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .

ЭНЦИКЛОПЕДИСТЫ (Les encyclopйdistes) —участники французской “Энциклопедии”, издававшейся в Париже Д.Дидро в 1751—80. Круг энциклопедистов был объединением единомышленников, ставивших своей целью распространение знаний и пропаганду просветительских идеалов. В их число входили философы Вольтер, Дидро, д'Аламбер, Кондорсе, Руссо (до 1757), натуралист Бюффон, химик Малюэн, математик де ла Шапель, государственный деятель Тюрго, экономист Кенэ, аббаты де Прад, Ивон, Морелли, писатели Мармонтель, Сен-Пьер, Ламартин и многие другие просветители, выдающиеся естествоиспытатели, прогрессивно настроенные священнослужители и даже министры. Несмотря на значительные расхождения во взглядах и различия в имущественно-сословном положении, всех их объединяло стремление к скорейшим социальным переменам, прежде всего к устранению сословного деления и более равномерному распределению собственности. Они были убеждены в том, что 18 в. приближает наступление “царства разума” и что на их долю выпала миссия способствовать этому. В своих читателях энциклопедисты стремились воспитать чувство гражданского мужества и способность мыслить самостоятельно. Сначала их называли “философами”, имея в виду установку их взглядов на философские идеи Просвещения; несколько позже стали называть энциклопедистами.

Против них выступали как консервативные философы и писатели типа Палиссо, так и церковные деятели и члены парламента. Парижский архиепископ де Бомон, напр., обвинял их в “порче нравов”, а генеральный прокурор Франции Омер Жоли де Флери — в том, что одной рукой они хотят опрокинуть алтарь, а другой — пошатнуть трон. Несмотря на это, идеи энциклопедистов получили распространение во всей Европе и дошли до России.

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .

Хотя идеи Просвещения зародились первоначально в Англии еще в конце XVII в., наиболее полное развитие дух Просвещения получил во Франции, где просветители стали "властителями дум" и, по выражению Ф. Энгельса, "просвещали головы для приближающейся революции"[1]. Философия Просвещения с наибольшей полнотой отражала состояние и содержание массового общественного сознания и формировала его.

На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Франсуа-Мари де Аруэ, вошедший в историю под именем Вольтера (1694–1778) и Шарль-Луи де Секонда, барон Ля Брэд и де Монтескье (1689–1755). Они заложили основы французского Просвещения и были его лидерами до конца 1740-х гг., затем на сцену вышло новое поколение просветителей.

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли редактор "Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел" Дени Дидро (1713–1784), идеолог "третьего сословия" Жан Жак Руссо (1712–1778), философы и ученые, стоявшие на позициях материализма: ЭтьенБонодеКондильяк (1715–1780), Жюльен Оффре де Ламетри (1709–1751), Жан Д'Аламбер (1717–1783), Пауль Генрих Дитрих Гольбах (1723–1789) и Клод Адриан Гельвеций (1715–1771). В отличие от представителей раннего Просвещения, стоявших на позициях деизма, представители позднего были последовательными материалистами и атеистами.

Философия французского просвещения

Французские философы середины XVIII в. выработали классическую форму просветительской идеологии, послужившей образцом и примером для родственных им по духу мыслителей во многих странах — Северной Америке, России, Польше, Германии,— где также сложились, хотя и по-разному, условия для антифеодальных выступлений. Более сложными были отношения с британской прогрессивной мыслью,—хотя в Англии просветительские идеи возникли раньше, но вследствие определенных социальных причин лишь в ослабленном виде, однако философия Локка с ее анализом проблем человека многому научила зачинателей аналогичного движения на континенте Европы,— Вольтера, Кондильяка и других. Но вскоре именно во Франции Просвещение и просветительский материализм получили наибольшее развитие и приобрели классическую форму.

Наличие двух разных путей соединения разумного и механического отчетливо проявилось в различии между рационализмом XVII и XVIII вв.

Энциклопедия и энциклопедисты

Дидро как редактор

Он задумал воспользоваться собственными знаниями и знаниями других выдающихся людей того времени, чтобы создать книгу, в которой заключались бы все книги, представить картину усилий человеческого ума во все века и во всех отраслях знания, – словом, подвести итог всей цивилизации, начиная с самых отдаленных времен и кончая настоящим.

Вольтера, Шарля Луи Монтескье, Жан-Жака Руссо, Клода Адриана Гельвеция, Поля Анри Гольбаха, Анн Робера Тюрго, Жоржа Луи Бюффонаи многих, многих других. Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, блестящих и страстных. Они писали столь раскованно и увлеченно, столь убежденно, что сама манера их письма

Способствуя распространению научных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули общественный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе.




Вольтера, Шарля Луи Монтескье, Жан-Жака Руссо, Клода Адриана Гельвеция, Поля Анри Гольбаха, Анн Робера Тюрго, Жоржа Луи Бюффонаи многих, многих других. Никогда еще буржуазная культура не выдвигала столь блестящей плеяды публицистов: ярких, остроумных, блестящих и страстных. Они писали столь раскованно и увлеченно, столь убежденно, что сама манера их письма

Способствуя распространению научных знаний, совершенствованию системы образования, энциклопедисты повернули общественный интерес в сторону естествознания, а последнее сориентировали на обслуживание материальных интересов, подчинили общественной пользе.

Джон Локк (1632-1704)

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Томас Джефферсон (1743-1826)

Т. Джефферсон - третий президент Соединенных Штатов Америки, автор проекта Декларации независимости, ректор университета штата Виргиния. В 1779 г. разработал проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором школа утверждалась как всеобщая, бесплатная и обязательная. Школа должна быть такой, чтобы удовлетворять потребности нации. Участвовал в разработке модели трехступенчатой школы, принципиально отличной от европейской модели образования. Первая ступень - трехлетняя начальная школа, знакомила с основами грамотности и с ремеслами, необходимыми в обиходе. Вторая ступень давала прикладные знания для развития сельского хозяйства и промышленности, содержала два направления - для тех, кто склонен к ремеслам, и тех, кто склонен к наукам. Третья ступень - совершенствование знаний и практических умений по выбранному ранее направлению.

Адольф Дистервег (1790-1866)

Литература

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М. , 1992.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. — М, 2000.
Дистервег А. Избр. пед. соч. - М. , 1956.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение

Джон Локк (1632-1704)

Просветительское движение. Энциклопедисты

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение

Джон Локк (1632-1704)

Жан-Жак Руссо (1712-1778)

Томас Джефферсон (1743-1826)

Т. Джефферсон - третий президент Соединенных Штатов Америки, автор проекта Декларации независимости, ректор университета штата Виргиния. В 1779 г. разработал проект закона о всеобщем распространении знаний, в котором школа утверждалась как всеобщая, бесплатная и обязательная. Школа должна быть такой, чтобы удовлетворять потребности нации. Участвовал в разработке модели трехступенчатой школы, принципиально отличной от европейской модели образования. Первая ступень - трехлетняя начальная школа, знакомила с основами грамотности и с ремеслами, необходимыми в обиходе. Вторая ступень давала прикладные знания для развития сельского хозяйства и промышленности, содержала два направления - для тех, кто склонен к ремеслам, и тех, кто склонен к наукам. Третья ступень - совершенствование знаний и практических умений по выбранному ранее направлению.

Адольф Дистервег (1790-1866)

Литература

Джуринский А. Н. Зарубежная школа: история и современность. - М. , 1992.
Джуринский А. Н. История зарубежной педагогики. - М. , 1998.
Джуринский А. Н. История педагогики. — М, 2000.
Дистервег А. Избр. пед. соч. - М. , 1956.
История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX века / Под ред. акад. РАО А. И. Пискунова. -М. , 2001.
Лещинский В. И. , Лаврикова Г. В. Заварзина Л. Э. Образование: история и современность. - Воронеж, 1999.
Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. - М. , 1981.

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение

Джон Локк (1632-1704)

Просветительское движение. Энциклопедисты

Жан-Жак Руссо (1712-1778)


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Читайте также: