Эмпиризм ф бэкона учение об идолах кратко

Обновлено: 07.07.2024

Философское направление - эмпиризм (от греч.empiria - опыт) утверждало, что все знания возникают из опыта и наблюдений. При этом остается неясным, как возникают научные теории, законы и понятия, которые нельзя получить непосредственно из опыта и наблюдений. Наиболее яркими представителями этого направления были Ф. Бэкон, Т.Гоббс и Д.Локк.

Основоположником эмпиризма является Фрэнсис Бэкон. По Б., традиционные учения представляют собой не более чем набор бесполезных слов, пустых по содержанию, правильное же познание возможно получить только с помощью наблюдения за природой и эксперимента. Согласно его воззрениям, чтобы получить достоверное знание, необходимо сначала очистить ум от предвзятости и заблуждений. К числу таких заблуждений он относил четырех идолов (idola).

1-м из них является идол племени. Он относится к заблуждениям, в которые обычно впадают все люди, то есть к заблуждениям, возникающим вследствие искаженного отражения реальной природы вещей, поскольку человеческий интеллект подобен кривому зеркалу. Примером этого является склонность рассматривать природу с точки зрения ее персонализации.

2-й идол - это идол пещеры. Сюда входят заблуждения, возникающие в результате уникальности характера или привычек индивида или узости ранее усвоенных взглядов, то есть как если бы он смотрел на мир из пещеры.

3-й идол - это идол рынка. Сюда входят заблуждения, возникающие вследствие того, что интеллект человека находится под влиянием слов. Например, слова могут быть созданы для несуществующих вещей, что может привести к появлению мишурных аргументов.

4-й идол - это идол театра. Это - заблуждение, возникающее вследствие слепого принятия теорий различных философов. Даже если их теории есть не что иное, как пьесы, разыгрываемые на сцене, люди легко поддаются ослеплению ложным блеском и принимают их.

Отсюда Бэкон делал вывод, что сначала следует устранить эти 4 идола, а затем наблюдать за природой, чтобы обнаружить сущность каждого отдельного феномена. Для этого он предложил индуктивный метод.

Источник человеческого знания - чувственный опыт. Важность опытного исследования, восходит от единичного явления и простого умозаключения к общим положениям. Следовательно, первое условие прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, образования понятий. Процесс обобщения есть индукция. И. исходит из ощущений, отдельных фактов, шаг за шагом без скачков поднимается до общего положения. Гл. задача - создание нового метода познания. Суть: 1) наблюдение фактов; 2) их систематизация и классификация; 3) отсечение ненужных фактов; 4) разложение явления на составные части; 5) проверка фактов на опыте; 6) обобщение. Б. эмпирик: познание начинается с чувств. данных, кот. нужд. в экспериментальной проверке и подтверждении, следовательно, судить о явлениях природы следует лишь на основе опыта. Б. также считал, что познание должно стремиться к раскрытию внутренних причинно – следственных связей и законов природы путем обработки данных орг. чувств и теоретического мышления. Поставил вопрос о необходимости единства чувственного и рационального. Однако недооценивал роль теоретического мышления, полагался на индуктивный метод. В целом Ф. Б. представляет собой попытку создания эффективного способа познания природы, ее причин, законов.

· Идолы рода – ложные представления о мире, являющиеся результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств.

· Идолы пещеры – искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира, то есть внутренний мир человека, который накладывает свой отпечаток на все его видения и суждения.

· Идолы рынка и площади – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов, в результате чего возникают пустые и абсолютно бессмысленные споры и ссоры.

· Идолы театра – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем, каждая из которых не более чем драма или комедия. Но люди брали их идеи в качестве руководящих правил для своей жизни, что, по мнению Бэкона, и ведет их к заблуждению.

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойствам индивида, и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и т. д. Поэтому борьба с ними должна проходить через преобразования общественного сознания. Общий смысл учения об идолах определяется его воспитательной функцией. Однако перечисление идолов еще не дает гарантии движения к истине. Такой гарантией является тщательно разработанное учение о методе.

Рационализм Декарта

Родоначальником рационализма Нового времени был Рене Декарт (1596-1650). Этот французский философ, математик и естествоиспытатель, более других ответственный за идеи и методы, отделяющие эпоху Нового времени от Cредневековья.

Дуалистическое понимание мира. Допускает 2 независимых друг от друга первоначала: материальную субстанцию и духовную, первая обладает таким атрибутом, как протяженность, вторая- мышлением. Эти субстанции сущ-т параллельно. Их изучением занимаются метафизика и физика.

Р.Декарт- родоначальник рационализма, который сложился у него под воздействием математики, интереса к ней. Считал, что истина обладает всеобщностью и необходимостью и исключительную роль в познании играет дедукция. Ф-ф признавал основой познания аксиоматическую достоверность, существующую до всякого опыта и усматриваемую разумом интуитивно. Интеллектуальная интуиция сводилась им к распространению на все истинное знание рациональных, ясных, основополагающих и отчетливых понятий, суждений. Эти понятия уподобляются математическим аксиомам, которые разум для построения более сложного знания берет как очевидные. Декарт считал, что такие идеи в своей первоначальной основе явл-ся врожденными. Остальные ясные, отчетливые, достоверные знания от врожденных отличает лишь опред-я полнота логического объема и объем самих знаний.

Его рационалистический метод сост-т из 4 правил:

1. Допускать в кач-ве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчетливыми, не могут вызывать никаких сомнений в их истинности.

2. Расчленять каждую сложную проблему на составляющие ее частные проблемы и задачи.

3. Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному.

4. Не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования.

12. Основные идеи Просвещения XVIII века

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

Основные представители эмпиризма — Ф. Бэкон, Дж. Локк (1632— 1704), Д. Юм (1711-1776), К. Гельвеций (1715-1771), Э.Б. Кондильяк (1715—1780). В основном эмпиризм был распространен в среде анг­лийских ученых.

Тема 13. Возникновение философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм 93

Бэкон разделял всех ученых на два типа: первый — это ученый-паук, который ткет паутину знаний из самого себя; второй — это уче­ный-муравей, собирающий факты, попадающиеся ему на пути, в одну кучу. Бэкон критиковал оба типа ученых и считал, что истин­ный ученый должен быть похожим на пчелу, которая хотя и собирает нектар из разных цветов, но имеет орган для его переработки в нечто единое — в мед. Этим он подчеркивал мысль о том, что существует единый общий корень для всех видов знания, выражающий единство природы и человеческого познания,

Идолы площади, или рынка, появляются в результате неправильного употребления языка, что, естественно, оказывает влияние на воспри­ятие мира. Люди часто употребляют слова или выражения, которым на

Раздел V. Философия Нового времени




Основные представители эмпиризма — Ф. Бэкон, Дж. Локк (1632— 1704), Д. Юм (1711-1776), К. Гельвеций (1715-1771), Э.Б. Кондильяк (1715—1780). В основном эмпиризм был распространен в среде анг­лийских ученых.

Тема 13. Возникновение философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм 93

Бэкон разделял всех ученых на два типа: первый — это ученый-паук, который ткет паутину знаний из самого себя; второй — это уче­ный-муравей, собирающий факты, попадающиеся ему на пути, в одну кучу. Бэкон критиковал оба типа ученых и считал, что истин­ный ученый должен быть похожим на пчелу, которая хотя и собирает нектар из разных цветов, но имеет орган для его переработки в нечто единое — в мед. Этим он подчеркивал мысль о том, что существует единый общий корень для всех видов знания, выражающий единство природы и человеческого познания,

Идолы площади, или рынка, появляются в результате неправильного употребления языка, что, естественно, оказывает влияние на воспри­ятие мира. Люди часто употребляют слова или выражения, которым на

Раздел V. Философия Нового времени


Новое время стало периодом расцвета философии в Англии. Английская философия XVII — XVIII вв. имела свою специфику: материалистическую направленность (большинство философов Англии предпочитало материалистически объяснять проблемы бытия и резко критиковало идеализм), господство эмпиризма над рационализмом (Англия стала редкой для своего времени страной, где в вопросах познания победил эмпиризм) и большой интерес к социально-политическим проблемам (философы Англии не только пытались объяснить суть бытия и познания, роль человека в мире, но и искали причины возникновения общества и государства, выдвигали проекты оптимальной организации реально существующих государств). Философия Англии была для XVII века очень прогрессивной. Наибольший след в философии Англии нового времени оставили: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк.

Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626) — английский философ и политический деятель, в 1620 — 1621 гг.- лорд-канцлер Великобритании, второе должностное лицо в стране после короля), явился основателем эмпирического направления в философии.

Методы познания Фрэнсиса Бэкона

Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.

Индукция — логическое умозаключение, идущее от частного положения к общему.

Под индукцией Бэкон понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления). Метод индукции Бэкон противопоставил методу дедукции, предложенному Декартом, согласно которому истинное знание можно получить, опираясь на достоверную информацию с помощью четких логических приемов.

Достоинство индукции Бэкона перед дедукцией Декарта — в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

Недостаток индукции — ее недостоверность, вероятностный характер (так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждении индукции). Путь преодоления главного недостатка индукции (ее неполноты, вероятностного характера), по Бэкону, — в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знания.

Определив главный метод познания — индукцию, философ выделяет конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность. Это:

Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Идолы Фрэнсиса Бэкона

Идолы рынка и идолы театра — приобретенные заблуждения.

Идолы рынка возникают из-за неправильного, неточного употребления речевого, понятийного аппарата: слов, дефиниций, выражений.

Фрэнсис Бэкон

Эмпиризмом в философии называют один из методов познания окружающего мира. Его основой является собственный личный опыт конкретного индивидуума, полученный им через органы чувств, а любой вывод, основанный на личном опыте, признается эмпириками либо верным, либо близким к верному. Основоположником данного течения является английский философ Френсис Бэкон. Из этой статьи вы более подробно узнаете о том, что такое эмпиризм, в чем заключаются его основные идеи, как связаны эмпиризм и рационализм.

Что такое эмпиризм?

Эмпиризм основывается на полученных путем эксперимента доказательствах — эмпирики считают любую не подтвержденную на практике теорию или гипотезу не заслуживающей доверия. По этой причине описываемое философское течение получило популярность в среде естествоиспытателей, не только полагавших, что любое неподкрепленное опытом знание не может считаться истинным, но и относящих даже экспериментально подтвержденные сведения к вероятным, а потому требующим постоянного пересмотра для борьбы с возможными фальсификациями. Экспериментальный, основанный на наблюдениях подход к познанию определяет научный метод эмпиризма.

Формы эмпиризма

  • Имманентный эмпиризм, основанный на попытках ученых, живших в различные исторические эпохи, объяснить закономерности и состав человеческих знаний совокупностью единичных ощущений и представлений. В разное время указанные попытки приводили одних философов к скептицизму, других — к безмолвному предложению трансцендентного;
  • Трансцендентный эмпиризм, базирующийся на материалистических позициях и считающий основой мироздания реальность, состоящую из разнообразных комбинаций передвигающихся в пространстве и взаимодействующих между собой частиц материи. Сторонники данного направления признают реальность, а также любые формы взаимодействия человека с окружающей средой миром опыта и истинным способом получения настоящих, проверенных и обоснованных знаний.

Основные идеи эмпиризма

Эмпиризм — это довольно обширная концепция, над созданием которой работали десятки ученых из разных стран. Однако наиболее весомый вклад в развитие и популяризацию этого направления внесли английские философы Френсис Бэкон, Томас Гоббс и Джон Локк. Помимо них, в отдельном блоке следует рассказать и о воззрениях еще одного английского ученого, Джорджа Беркли, также оказавшего большое влияние на оформление и становление эмпиризма. Теперь ознакомимся со взглядами и концепциями каждого из перечисленных выше философов более детально.

Эмпиризм Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон

К основным объектам познавательной деятельности Бэкон относил природу, а главной задачей познания объявлял исследование природных законов, финалом которого стало бы полное подчинение природы воле людей. Первопричину научного упадка он находил в отсутствии надежных и проверенных научных методов, а опыт определял в качестве основы познания. К тому же, философ выделял целый перечень причин, мешающих людям постигать истинные знания, разделяя их на четыре вида, называемые им призраками (или идолами):

  1. Призраками рода Бэкон называл свойственные всем людям с рождения предрассудки, получаемые ими через культуру (т.е. доставшимися индивидууму от рода, от близких и окружающих его людей). По мнению ученого, эти заблуждения мешают людям понимать сущность настоящих знаний.
  2. Под призраками пещеры также понимались различные врожденные заблуждения людей, мешающие им воспринимать знания. Однако в данном случае эти заблуждения не были привиты индивидууму некой большой группой лиц через культуру, а, наоборот, проистекали из его собственных, личностных особенностей.
  3. К призракам рынка Бэкон относил заблуждения людей, возникающие по причине неправильного либо неточного использования ими слов, выражений и речевых оборотов.
  4. В состав четвертой группы, названной автором призраками театра, входили человеческие заблуждения и предрассудки, появившиеся под влиянием устаревших знаний и научных подходов, направляющих процесс познания в неверное русло.

Концепция Т. Гоббса

Томас Гоббс

Знаками философ называл все то, чем обозначается восприятие человеком предметов из окружающего его мира, выделяя значение и материал знака. Знаки подразделялись им на несколько разновидностей, к коим относились естественные и произвольные метки, сигналы, выступающие в качестве меток знаки, знаки знаков и т.д. Основным условием познания, согласно его концепции, является недопущение смешения вещей с их знаками. Реально существующими Гоббс признавал исключительно единичные предметы, но не их имена. Телесные предметы он называл первичными, а к началу познавательной деятельности относил ощущения, получаемые людьми при ознакомлении с единичными вещами.

Концепция Дж. Локка

Еще один английский ученый, Джон Локк (1632–1704) не признавал авторитета веры перед очевидным жизненным опытом, одновременно с этим признавая существование Бога, наделившего людней разумом и способностью познавать окружающий мир. Он считал опыт и ощущения основой любого знания, сравнивая новорожденных с чистой поверхностью доски, на которой лишь со временем, благодаря накопленному опыту появятся узоры, символизирующие познания. Свои взгляды философ базировал на простом, но логичном заключении — если бы знания давались человеку от рождения, то и дети и взрослые были бы примерно одинаковы в своем развитии.

Джон Локк

Немалая роль в концепции Локка отводится рефлексии — внутреннему опыту, получаемому людьми посредством наблюдения за собственной жизнедеятельностью во всех ее проявлениях. Также ученый наделял разум определенной спонтанной силой, не зависимой от опыта, но способной рождать идеи. Существование любой врожденной идеи он отрицал, но признавал за людьми наличие у них врожденных задатков к тем или иным занятиям.

Знания Локк подразделял на:

  • исходные (раскрывающие перед людьми суть единичных предметов);
  • демонстративные (приходящие к человеку благодаря сделанным им умозаключениям);
  • высшие (к ним он относил непосредственные оценочные выводы, касающиеся соответствия либо несоответствия друг другу определенных идей).

В целом научные изыскания Дж. Локка существенно повлияли как на последующее развитие философии, так и на формирование психологии и педагогики.

Эмпирические воззрения Джорджа Беркли

Джордж Беркли (1685–1753) по праву считается крупнейшим философом-эмпириком в Англии первой половины 18 века. Он признавал существование первичных и вторичных качеств вещей, основанных на особенностях человеческого восприятия. Всякое качество вещи в представлении человека философ считал вторичным, поскольку данное качество основывается только на восприятии самим человеком этого предмета. К примеру, размер любой вещи не объективен, так как определяется он органами чувств и восприятием, а они способны сделать предмет меньше или больше его реального размера.

Джордж Беркли

Рассуждения Беркли о природе материи аналогичны. Он отрицал факт существования каких-либо абстрактно-общих идей, полагая, что человеческий разум, вполне готовый к созданию конкретных образов, все же не приспособлен к формированию общих идей. Данную неспособность ученый объяснял все теми же особенностями человеческого восприятия, которые могут фиксировать не абстрактные, а конкретные, уже существующие в воображении вещи. По этой причине он не соглашался признавать и факт существования материи как таковой, ведь подобная идея рассматривала бы и материю в качестве некой неясной абстракции.

На основании сделанных им выводов Беркли стал развивать свои дальнейшие воззрения, касающиеся уже отрицания объективного существования вещей. Считая качества предметов продуктами восприятия, а субстанцию относя к носителям качеств и свойств предметов, Беркли высказал предположение о том, что все предметы окружающего мира являются вещами, чьи свойства обуславливаются исключительно органами чувств людей. И постоянно существуют эти вещи лишь потому, что их постоянно и поочередно воспринимают различные люди. Таким образом, по Беркли вещи и идеи, даже объективно не существуя, все равно продолжают существовать в сознании человека.

Взаимосвязь эмпиризма и рационализма

Разногласия между сторонниками эмпиризма и рационализма строятся на разнице их взглядов в отношении роли сенсорного (зрительного, слухового, тактильного и т.д.) опыта человека в области познания им окружающей действительности. Так, эмпирики считают данный опыт основой любого знания и мировоззрения в целом, а рационалисты ставят сенсорное восприятие в один ряд с другими методами познания.

Сторонники рационализма обосновывают свою позицию двумя утверждениями: первое базируется на примерах опережения мировоззрением людей сведений, предоставляемых им сенсорным опытом, второе основано на размышлениях о том, как мозг в определенной форме предоставляет человеку эти дополнительные сведения об окружающей его среде.

Эмпирики, в противовес рационалистам, заявляют о том, что разум человека в принципе не может предоставить ему какую-либо информацию без участия в данном процессе сенсорного опыта, поскольку этой информации просто не существует. Кроме того, нередко сторонники эмпиризма обосновывают свою критику рационализма скептицизмом — если приобретенный человеком опыт не способен дать ему знаний или сформировать мировоззрение (как говорят рационалисты), то у людей нет ни знаний, ни мировоззрения.

Читайте также: