Эмансипация в римском праве кратко

Обновлено: 02.07.2024

объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (см. Дееспособность). Институт Э. возник в римском праве как антипод манципации - обряда, с помощью которого римские граждане совершали сделки с вещами и лицами, включая их куплю-продажу. С помощью Э. дети и внуки освобождались из-под власти патерфамилиаса (главы семьи). Их в присутствии 5 свидетелей и весодержателя отпускали на волю, наделяя таким образом всеми признаками правоспособности.

В гражданское законодательство РФ термин "Э." был введен только с принятием в 1994г. части первой ГК РФ. В соответствии со ст. 27 ГКРФ несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть

объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Э. производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЭМАНСИПАЦИЯ" в других словарях:

Эмансипация — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

ЭМАНСИПАЦИЯ — (лат. emancipare эмансипировать). Освобождение от подчиненности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЭМАНСИПАЦИЯ [лат. emancipatio] освобождение от зависимости, от предрассудков; уравнивание в правах.… … Словарь иностранных слов русского языка

эмансипация — и, ж. émancipation f. <лат. emancipatio. 1. Освобождение от какой либо зависимости; свободы от того, что стесняет разум и деятельность человека. БАС 1. Католики .. тотчас запустят лапу, но англичане все обдумают и возмут твердые меры не давать … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ЭМАНСИПАЦИЯ — ЭМАНСИПАЦИЯ, эмансипации, мн. нет, жен. (лат. emancipatio) (книжн.). 1. Освобождение от какой нибудь зависимости, приводящее к уравнению в правах. Эмансипация женщин. Эмансипация крестьян. «Когда состоялась крестьянская эмансипация, то за души… … Толковый словарь Ушакова

эмансипация — См. освобождение. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. эмансипация избавление, освобождение; суфражизм, эманципация, раскрепощение С … Словарь синонимов

ЭМАНСИПАЦИЯ — (от лат. emancipatio) освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни … Большой Энциклопедический словарь

ЭМАНСИПАЦИЯ — (от лат. emancipatio освобождение от зависимости), успешный выход организма за пределы пессимума экологического . Возможны, по крайней мере, два типа эмансипации: сдвиг диапазона потенции путем акклимации (например, спячки) и уклонение от… … Экологический словарь

Эмансипация — (от лат. emancipatio освобождение сына из под отцовской власти) освобождение от зависимости, подчиненности, угнетения, предрассудков. Эмансипация женщин предоставление им равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни. Политическая наука:… … Политология. Словарь.

ЭМАНСИПАЦИЯ — (от лат. emancipatio) объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. В соответствии со ст. 27 ГК РФ человек, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в т.ч. по контракту, или (с … Юридический словарь

ЭМАНСИПАЦИЯ — ЭМАНСИПА ИЯ, и, ж. (книжн.). Освобождение от зависимости, угнетения, неравноправия. Э. женщин. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

ЭМАНСИПАЦИЯ — (от лат. етапсгра tio освобождение от зависимости, подчиненности) англ. emancipation; нем. Emanzipation. Освобождение от зависимости, угнетения, предрассудков; отмена ограничений, получение самостоятельности и равноправия индивидом, соц. группой … Энциклопедия социологии

Юридическая процедура освобождения сына из-под власти отца семейства (pater familias) в древнем Риме.

Отец семейства (pater familias) трижды формально продавал своего сына третьему лицу, так называемому отцу по доверию (pater fiduciarius), который клялся, что не будет злоупотреблять полученными правами на сына и не удержит его в своей собственности. После каждой из трех продаж отец по доверию ремансипировал сына отцу семейства, после чего тот давал свободу сыну, и тот выходил из-под власти отца (patria potestas). Пройдя эмансипацию, сын становился законным наследником (sui juris).

Несмотря на крайне архаический характер, эта церемонию существовала все время истории Рима. Император Анастасий в 502 г. ввел эмансипацию по рескрипту императора, и только в правление Юстиниана она была заменена на простое заявление перед судьей.

Эмансипация была вызвана стремлением не допустить дробления наследственного хозяйства, которое в полном объеме передавалось только одному наследнику.

Эмансипация (от лат. emancipatio) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: "… едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане4."

Институт эмансипации возник в римском праве как антипод манципации, т.е. обряду, с помощь которого римские граждане совершали сделки с вещами и лицами, включая куплю-продажу, в более отдаленные времена она служила также процедурой, заменявшей завещание.

Нормы института эмансипации в римском частном праве следует рассматривать в совокупности с нормами, которые регулировали отношения между отцом и детьми. В римском гражданском праве дети всегда находятся под власть отца, in patria potestate, и для таких отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu (брак, устанавливающий власть, мужа над женой) или sine manu (брак, не порождающий власти мужа над женой и первоначально не устанавливающий вообще юридической связи меду мужем и женой).

Отцовская власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

В древнейшее время отцовская власть над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав патерфамилиас (главы семьи) на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей.

Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко всякому parricidium (убийство патерфамилиас). Согласно другого, более раннего (II в. н.э.) указа, власти могли принудить отца освободить сына от patria potestate. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem (вне порядка судопроизводства по частным делам) с жалобами на патерфамилиас, а также право требовать алименты5.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени, но все права от таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершившихся ex persona domini) возникали для патерфамилиас. Обязанности же этих сделок для патерфамилиас не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actionts noxales (ноксальный иск, иск к домовладыке о компенсации ущерба, нанесенного подвластным или выдаче нарушителя головой) против патерфамилиас о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов, с другой стороны, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право – и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против патерфамилиас такие же actiones adiecticiae gualitatis (иск "добавленного свойства") из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились personae sui iuris, стали признаваться ответственными по этим сделкам не iure naturali, как рабы, а iure civili.

В тоже время, если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом патерфамилиас, так называемый peculium profecticium, то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не патерфамилиас, а подвластного сына. Таким имуществом была признана постановлением Августа или Цезаря (точно не установлено) под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество сына, приобретенное им в связи с его военной службой. Сын не только свободно пользовался этим имуществом, но и распоряжался им, в частности завещал (с начала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако, в случае смерти сына без завещания, это имущество переходит к отцу, и притом, без обременения отца обязательствами умершего сына. Эти правила действовали и в период империи, но в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, были перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных и церковных должностях.




С признанием права наследования детей после смерти матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны патерфамилиас и имущество, унаследованное детьми от матери. В IV в. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом патерфамилиас на пожизненное пользование и управление им.

Такое положение завершилось принятием постановления, в котором патерфамилиас сохраняет лишь право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьих лиц, желающих создать известную выгоду для патерфамилиас, а также на имущество, которое отец передавал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ними и подвластными детьми. Все остальные имущества, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать эти имущества, переходящие после смерти подвластного отцу, но уже iure hereditario, обременяя отца входившими в состав этого имущества обязанностями6.

Отцовская власть была пожизненной и нормально прекращалась в следующих случаях:

1. смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном случае под властью отца),

2. смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти),

3. утратой свободы или гражданства домовладыки или подвластным,

4. лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи и т.п.),

5. приобретением подвластным некоторых почетных званий: сыном -flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), консулаили епископа, дочерью – звания весталки7.

Но патерфамилиас мог сам положить конец своей власти над сыном или над дочерью путем tmancipatio, т.е. освобождением подвластного из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного.

Формой эмансипации служило использование правила Законов XII таблиц " если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца8". Таким образом, патерфамилиас трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался по власть патерфамилиас, после третьего раза он становился persona sui iuris. Эта процедура могла применяться также к дочерям и потомкам последующей степени (внуки, правнуки), находившимся in potestate, для которых было достаточно одной "продажи" с последующей manumission9.

В праве юстиниановского времени эмансипация совершалась:

1. получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда,

2. заявлением домовладыки, также заносившимся в протокол суда,

3. фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

После эмансипации отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.

Также следует отметить, что в римском частном праве была предусмотрена возможность и отмены эмансипации. Эмансипация могла быть прекращена ввиду неблагодарности эмансипированного в отношении прежнего домовладыки, например, нанесения тяжких обид.

Таким образом, с помощью института эмансипации в римском частном праве дети и внуки освобождались из-под власти патерфамилиас (главы семьи). Их с помощью применения норм института эмансипации отпускали на волю, наделяя всеми признаками правоспособности.

Эмансипация (от лат. emancipatio) – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным. Гай называет институт отцовской власти ius proprium civium romanorum (строго национальным институтом римских граждан) и добавляет: "… едва ли существуют еще другие люди, которые имели бы такую власть над своими детьми, какую имеем мы, т.е. римские граждане4."

Институт эмансипации возник в римском праве как антипод манципации, т.е. обряду, с помощь которого римские граждане совершали сделки с вещами и лицами, включая куплю-продажу, в более отдаленные времена она служила также процедурой, заменявшей завещание.

Нормы института эмансипации в римском частном праве следует рассматривать в совокупности с нормами, которые регулировали отношения между отцом и детьми. В римском гражданском праве дети всегда находятся под власть отца, in patria potestate, и для таких отношений было безразлично, состоял ли отец в браке cum manu (брак, устанавливающий власть, мужа над женой) или sine manu (брак, не порождающий власти мужа над женой и первоначально не устанавливающий вообще юридической связи меду мужем и женой).

Отцовская власть, первоначально безграничная, постепенно, однако, смягчалась. Основной причиной этого являлось распадение прежней крестьянской семьи (в связи с развитием рабовладельческих хозяйств), развитие в городах ремесел: сыновья все в больших размерах ведут самостоятельное хозяйство. Наряду с этим, сыновья приобретают самостоятельное положение в постоянной армии и в государственном аппарате.

В древнейшее время отцовская власть над личностью детей умерялась воздействием семейного совета, суждения которого не были юридически обязательны, но и не могли, в соответствии с общественными воззрениями, игнорироваться при наложении на детей суровых наказаний. В конце республики и в начале периода империи был введен ряд ограничений прав патерфамилиас (главы семьи) на личность детей. Право продавать детей было ограничено случаями крайней нужды и распространялось только на новорожденных детей. Упразднено было право выбрасывать детей.

Императорский указ IV в. приравнял убийство сына ко всякому parricidium (убийство патерфамилиас). Согласно другого, более раннего (II в. н.э.) указа, власти могли принудить отца освободить сына от patria potestate. Наконец, за подвластными детьми было признано право обращаться к магистрату extra ordinem (вне порядка судопроизводства по частным делам) с жалобами на патерфамилиас, а также право требовать алименты5.

В сфере имущественных отношений подвластные дети были рано допущены к совершению сделок от своего имени, но все права от таких сделок (так же, как из сделок рабов, совершившихся ex persona domini) возникали для патерфамилиас. Обязанности же этих сделок для патерфамилиас не возникали. Совершенные подвластными деликты служили основанием для actionts noxales (ноксальный иск, иск к домовладыке о компенсации ущерба, нанесенного подвластным или выдаче нарушителя головой) против патерфамилиас о возмещении вреда или выдаче подвластного потерпевшему для отработки причиненного им вреда.

Одновременно с последовательным ограничением власти мужа над женой, с одной стороны, и параллельно с расширением круга юридических последствий из сделок рабов, с другой стороны, осуществлялся и процесс постепенного признания имущественной право – и дееспособности подвластных детей. Претор стал предоставлять против патерфамилиас такие же actiones adiecticiae gualitatis (иск "добавленного свойства") из сделок подвластных, какие он предоставлял на основании сделок рабов. Но сами подвластные, после того как они становились personae sui iuris, стали признаваться ответственными по этим сделкам не iure naturali, как рабы, а iure civili.

В тоже время, если пекулий, который нередко выделялся подвластному сыну, продолжал признаваться имуществом патерфамилиас, так называемый peculium profecticium, то появились определенные группы имущества, права на которые стали возникать в лице не патерфамилиас, а подвластного сына. Таким имуществом была признана постановлением Августа или Цезаря (точно не установлено) под влиянием создания постоянной профессиональной армии, военная добыча, а равно и все имущество сына, приобретенное им в связи с его военной службой. Сын не только свободно пользовался этим имуществом, но и распоряжался им, в частности завещал (с начала во время пребывания на военной службе, а начиная со II в. независимо от момента составления завещания). Однако, в случае смерти сына без завещания, это имущество переходит к отцу, и притом, без обременения отца обязательствами умершего сына. Эти правила действовали и в период империи, но в связи с созданием большого административного аппарата принцепса, были перенесены и на имущества, приобретенные на гражданской службе: государственной, в придворных и церковных должностях.

С признанием права наследования детей после смерти матери, состоявшей в браке sine manu, невозможно было не оградить от притязаний со стороны патерфамилиас и имущество, унаследованное детьми от матери. В IV в. это имущество было объявлено принадлежащим детям с правом патерфамилиас на пожизненное пользование и управление им.

Такое положение завершилось принятием постановления, в котором патерфамилиас сохраняет лишь право собственности лишь на то состоящее в обладании детей имущество, которое либо приобретено на средства отца, либо получено от третьих лиц, желающих создать известную выгоду для патерфамилиас, а также на имущество, которое отец передавал подвластным, желая подарить его, но которое оставалось собственностью отца вследствие недействительности сделок между ними и подвластными детьми. Все остальные имущества, принадлежат подвластному, который вправе распорядиться ими при жизни и лишь не вправе завещать эти имущества, переходящие после смерти подвластного отцу, но уже iure hereditario, обременяя отца входившими в состав этого имущества обязанностями6.

Отцовская власть была пожизненной и нормально прекращалась в следующих случаях:

1. смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном случае под властью отца),

2. смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти),

3. утратой свободы или гражданства домовладыки или подвластным,

4. лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи и т.п.),

5. приобретением подвластным некоторых почетных званий: сыном -flamen Dialis (одна из высших жреческих должностей), консулаили епископа, дочерью – звания весталки7.

Но патерфамилиас мог сам положить конец своей власти над сыном или над дочерью путем tmancipatio, т.е. освобождением подвластного из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного.

Формой эмансипации служило использование правила Законов XII таблиц " если отец трижды продаст сына, то пусть сын будет свободен от власти отца8". Таким образом, патерфамилиас трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое трижды отпускало подвластного на волю. После первых двух раз подвластный возвращался по власть патерфамилиас, после третьего раза он становился persona sui iuris. Эта процедура могла применяться также к дочерям и потомкам последующей степени (внуки, правнуки), находившимся in potestate, для которых было достаточно одной "продажи" с последующей manumission9.

В праве юстиниановского времени эмансипация совершалась:

1. получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда,

2. заявлением домовладыки, также заносившимся в протокол суда,

3. фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.

После эмансипации отец сохранял право на пользование половиной имущества сына.

Также следует отметить, что в римском частном праве была предусмотрена возможность и отмены эмансипации. Эмансипация могла быть прекращена ввиду неблагодарности эмансипированного в отношении прежнего домовладыки, например, нанесения тяжких обид.

Таким образом, с помощью института эмансипации в римском частном праве дети и внуки освобождались из-под власти патерфамилиас (главы семьи). Их с помощью применения норм института эмансипации отпускали на волю, наделяя всеми признаками правоспособности.

Сущность эмансипации в римском праве

Институт эмансипации возникает в римском праве в образе антипода манципации, то есть обряда, при помощи которого римские граждане свершали сделки с вещами, лицами, сюда включается купля-продажа, в более далекие времена она являлась процедурой, которая заменяла завещание.

Власть отца, первоначально была безграничной, постепенным образом, однако, смягчалась. Главной причиной этого явилось распадение бывшей крестьянской семьи, при развитии рабовладельческих хозяйств, развитие в городских округах ремесел: сыновья все в более масштабных размерах начали вести самостоятельное хозяйство. Наравне с этим, сыновья обретают положение самостоятельности в армии постоянного типа, в аппарате государства.

В древнее время власть отца над личностью детей уменьшалась при воздействии совета семейства, обсуждения которого не являлись юридически обязательными, но и не могли, в соответствии с общественными мировоззрениями, бытьпроигнорированы при наложении на детей излишне суровых наказаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Отцовская власть являлась пожизненной, нормальным образом прекращалась в следующих названных случаях:

ЭМАНСИПА́ЦИЯ (лат. emancipatio – ос­во­бо­ж­де­ние), 1) в рим­ском пра­ве – ос­во­бо­ж­де­ние де­тей и вну­ков от ро­ди­тель­ской вла­сти (manus) до­мо­вла­ды­ки, пер­во­на­чаль­но пу­тём фик­тив­ной про­да­жи сы­на или до­че­ри по­сто­рон­не­му ли­цу, ко­то­рое от­пус­ка­ло их на во­лю, впо­след­ст­вии – им­пе­ра­тор­ско­го ре­ск­рип­та ли­бо за­яв­ле­ния до­мо­вла­ды­ки, за­но­сив­шихся в про­то­кол су­да. Э. слу­жи­ла ог­ра­ни­че­нию дроб­ле­ния иму­ще­ст­ва до­мо­вла­ды­ки, по­сколь­ку эман­си­пи­ро­ван­ные де­ти ли­ша­лись пра­ва на­сле­до­ва­ния.

Читайте также: