Электромузыкальные инструменты и их возможности кратко

Обновлено: 30.06.2024

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуются:

Принцип действия

С помощью электросхем генерируется звуковой сигнал, который затем подается на усилитель, и впоследствие воспроизводится посредством динамика. Чтобы получить особые звуковые эффекты, используют всевозможные фильтры, модуляторы, генераторы.

Виды электронных музыкальных инструментов

Устройство, которое синтезирует звук на основе генераторов звуковых волн - синтезатор. В шестидесятых годах двадцатого века многие композиторы экспериментировали на синтезаторе – это Крейчи Станислав, Шнитке Альфред, Мещанинов Петр и другие.

Какие еще могут встречаться ЭМИ:

    – уникальный аппарат, который объединяет синтезатор, драм-машину и секвенсор - обычно ценен для профессионалов, так как, чтобы получить с нее "толк", надо обладать обширными знаниями.
  • Устройство синтеза речи, работающее на основе произвольного сигнала с широким спектром, называется вокодер. Современные вокодеры дают высокое качество голоса с различной степенью сжатия.
  • Драм-машина – прибор, которые помогает создавать и редактировать музыкальные перкуссионные фрагменты.
  • Терменвокс – инструмент, помогающий менять емкость колебательного контура частоты звука. Бесконтактный, работает на основе увеличения или уменьшения расстояния до рук исполнителя.
  • Реакетейбл – электроакустика на базе материального интерфейса пользователя.
  • Континуум является устройством для управления генератором звука с MIDI-поддержкой.

Применение электромузыкальных инструментов

ЭМИ широко используются в различных музыкальных направлениях. Проверку строя ЭМИ определяют с помощью камертона или фортепиано. Качество электронного инструмента зависит от звучания, функциональных возможностей и внешнего вида.

Преимущества ЭМИ

  1. Актуальность классических произведений, благодаря новым аранжировкам и современным тембрам;
  2. Технологичные и простые в управлении инструменты вызывают интерес к обучению;
  3. Благодаря мощным и многообразным функциям, ЭМИ делают обучение более увлекательным;
  4. Отличие электронных инструментов от традиционных открывает новые перспективы;

Почему многие музыкальные инструменты преобразуют в "электронных" собратеьв? Да, потому что они звучат своеобразно и зачастую со звуком, который хочет создатель ЭМИ, к примеру: электроскрипки, электрогитары, цифровые аккордеоны, цифровые баяны и даже электронные барабаны.

ЭЛЕКТРОМУЗЫКА́ ЛЬНЫЕ ИНСТРУ­М Е́ Н­ТЫ, класс му­зы­каль­ных ин­ст­ру­мен­тов, в ко­то­рых для ге­не­ра­ции, об­ра­бот­ки и вос­про­из­ве­де­ния зву­ка ис­поль­зу­ют­ся элек­три­че­ские (напр., зву­ко­сни­ма­тель ) или элек­трон­ные (ана­ло­го­вый ге­не­ра­тор зву­ко­вых час­тот, циф­ро­вая ин­те­граль­ная схе­ма и др.) уст­рой­ст­ва. В клас­си­фи­ка­ции Хорн­бо­сте­ля-За­кса в сход­ном зна­че­нии упот­реб­ля­ет­ся тер­мин элек­тро­фо­ны . Клас­си­фи­ка­ция Э. и. ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сий и не впол­не ста­били­зи­ро­ва­лась. Э. и. де­лят на 2 под­клас­са: элек­тро­ме­ха­ни­че­ские (пер­вич­ный ко­ле­ба­тель­ный про­цесс – ме­ха­ни­че­ский; напр., ко­ле­ба­ния стру­ны) и элек­трон­ные (пер­вич­ны ко­ле­ба­ния тех или иных элек­трич. или элек­тро­маг­нит­ных ве­ли­чин).

  • Электро́нные музыка́льные инструме́нты (ЭМИ) — музыкальные инструменты, использующие для генерации (в том числе и синтеза) звука различные электронные схемы.

Связанные понятия

Се́мплер, сэ́мплер (англ. sampler) — электронный музыкальный инструмент, а также прибор для воспроизведения, записи и обработки семплированных звуков.

Синтеза́тор (англ. Synthesizer) — электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Требуемое звучание достигается за счёт изменения свойств электрического сигнала (в аналоговых синтезаторах) или же методом настройки параметров центрального процессора (в цифровых синтезаторах).

Электрический орга́н (англ. Electronic organ) — электронный клавишный музыкальный инструмент, акустическим прототипом для конструирования которого послужили фисгармония и орган. Этим словом называют как электронные (генератор колебаний — электронные генераторы), так и электрические органы (генератор колебаний — колебательные системы со звукоснимателями, см. Орган Хаммонда).

Цифровое фортепиано — электронный музыкальный инструмент, имеющий клавиатуру фортепиано и воспроизводящий звучание акустических фортепиано. Может также сочетать в себе возможности синтезатора и MIDI-контроллера. Может иметь корпус, напоминающий пианино, электрическое пианино или небольшой рояль.

Реверберация — это процесс постепенного уменьшения интенсивности звука при его многократных отражениях. Иногда под реверберацией понимается имитация данного эффекта с помощью ревербераторов.

Хорус (англ. chorus) — звуковой эффект или соответствующее устройство. Имитирует хоровое звучание музыкальных инструментов. Эффект реализуется путём добавления к исходному сигналу его собственной копии или копий, сдвинутых по времени на величины порядка 20-30 миллисекунд, причём время сдвига непрерывно изменяется.

Звуковой эффект (англ. Sound effect или англ. audio effect) — искусственно созданный или усиленный звук, или обработка звука, применяемый для подчеркивания художественного или иного содержания в кино, видео играх, музыке или других медиа.

Гитарный усилитель (разг. комбоусилитель, комбик, усилок) — это электронный усилитель, предназначенный для использования совместно с электрическими и электронными музыкальными инструментами, в частности, электрогитарами.

Меллотрон (от англ. melody и electronics) — полифонический электромеханический клавишный музыкальный инструмент. Разработан в начале 60-х годов XX века в Англии на основе чемберлина. Звук генерируется посредством воспроизведения магнитофонных лент, по одной на каждую клавишу.

Орга́н Ха́ммонда (англ. Hammond organ) — электромеханический музыкальный инструмент (электрический орган), который был спроектирован и построен Лоуренсом Хаммондом в апреле 1935 года. Изначально органы Хаммонда продавались церквям как недорогая альтернатива духовым органам, но инструмент часто использовался в блюзе, джазе, роке (1960-е и 1970-е), а также в госпеле. Широко распространился орган Хаммонда и в военных ансамблях США во время Второй мировой войны и в послевоенные годы. В акустической науке.

Конкре́тная му́зыка (фр. musique concrète) — вид авангардной музыки XX века. Шумы и звуки, главным образом, природного происхождения, записываются на магнитофон или иное звукозаписывающее устройство, подвергаются на этом устройстве микшированию и разного рода редактированию (обработка фильтров, пространственные стереоэффекты, изменения скорости и направления движения ленты и т.д.). В качестве звукового материала конкретной музыки могут использоваться, например, звук падающих капель воды, шум поезда.

Компью́терная му́зыка (англ. Computer music) — термин, который первоначально использовался в кругу специалистов-профессионалов для обозначения области инженерных разработок, связанных с цифровым синтезом музыкальных звуков, цифровой обработкой звуковых сигналов, цифровой записью различных сонорных структур и так далее.

Многодорожечная запись (также многоканальная запись) — способ записи звука, который позволяет производить одновременную или последовательную запись большого числа звуковых источников на отдельные звуковые дорожки для создания общей звуковой картины.

Терменво́кс (theremin или thereminvox) — электромузыкальный инструмент, созданный в 1920 году советским изобретателем Львом Сергеевичем Терменом в Петрограде.

Тю́нер (англ. tuner — настройщик) в музыке — отдельное устройство или компьютерная программа, облегчающие настройку музыкальных инструментов.

Скретч (англ. scratch — царапать) — звуковой эффект, получаемый ручным продёргиванием звуковой дорожки (взад-вперёд, либо назад или вперёд), записанной на виниловую грампластинку или магнитную ленту, во время воспроизведения на проигрывателе или катушечном (бобинном) магнитофоне. Является одной из базовых техник диджеинга (DJ-инга). Таким же образом этот эффект получается и в виртуальных системах диджеинга (CJ-инга).

Шред (также шреддинг, англ. shred) — стиль игры на электрогитаре, главной особенностью которого в значительной мере являются быстрые гитарные соло. Хоть некоторые критики утверждают, что шреддинг связан со свипом, уменьшенными и гармоническими минорными гаммами, тэппингом и дайв-бомбами, несколько авторов гитарных пособий утверждают, что это скорее всего больше музыкальное определение, чем отдельный термин, используемый гитаристами и любителями инструментальной музыки. Шред обычно ссылается на игру.

Звуковая петля (луп, от англ. loop) — фрагмент звуковой или визуальной записи, замкнутый в кольцо (петлю) для его циклического воспроизведения.

Экономный штрих (англ. economy picking) — техника игры на гитаре, являющаяся гибридом свипового штриха и переменного штриха. Экономный штрих предполагает использование переменного штриха кроме случаев, когда идёт переход на другие струны. В этом случае гитарист меняет его на свиповый штрих в направление движения: ход вверх, если переход идёт на нижнюю (шаговую) струну, если вниз, то на более высокую (высотную) струну. Цель состоит в том, чтобы минимизировать движение звукоизвлекающей руки, а также.

Музыкальная рабочая станция — электромузыкальный инструмент, объединяющий в одном корпусе драм-машину, синтезатор, секвенсор, процессор эффектов, и, как правило, оборудованный клавиатурой фортепианного типа. Современные рабочие станции также обладают семплером и иногда выпускаются в бесклавиатурном (модульном) исполнении.

Ритм-группа (реже ритм-секция) (англ. Rhythm section) — секция в составе оркестров и ансамблей, функция которой заключается в исполнении базовой ритмической фактуры музыкального произведения. Обычно состоит из набора барабанов, бонго, томов, тарелок, перкуссии и баса (бас-гитары (реже — двух), контрабаса или этнического басового инструмента). Часто функции ритма исполняют ритм-гитара, клавишные и синтезаторы или любые инструменты вплоть до человеческого голоса, но они прямо не относятся к ритм-группе.

Студия звукозаписи — специальное помещение, созданное для записи и обработки звука, также известное под названием звукозаписывающая студия, или аудиостудия.

Безладовая гитара — гитара без ладов. Она работает по тому же принципу, что и большая часть других струнных инструментов и похожа на обычную гитару, но не имеет ладовых порожков. В безладовой гитаре длина вибрирующей струны равна длине от струнодержателя, до места, где палец прижимает струну к грифу (в отличие от обычной гитары, где длина вибрирующей струны равняется расстоянию от струнодержателя до ладового порожка). Безладовые гитары — редко используемый инструмент в западной музыке, в основном.

Стик (также стик Чепмена, от англ. stick — палка) — струнный музыкальный инструмент со звукоснимателями, разновидность электрогитары. Разработан Эмметтом Чепменом в начале 1970-х годов для более эффективной игры тэппингом. Первая модель стика была выпущена в 1974 году.

Дроун, иногда дрон (англ. drone — гудение, гул) — жанр в академическом минимализме и некоторых экспериментальных направлениях популярной музыки, в котором за основу композиции берется непрерывно тянущийся или повторяющийся музыкальный тон или кластер (бурдон).

Том-том (том) — ударный музыкальный инструмент цилиндрической формы, без подструнника. На том-томах играют барабанными палочками или литавровыми палками, с небольшими твёрдыми головками.

Переменный штрих (англ. alternate picking) — техника игры на гитаре, в которой строго применяются переменные нижние и верхние штриховые удары, наиболее распространенный метод игры медиатором. Если эта техника производится на одной ноте с высоким темпом, то она может также называться тремоло.

Волны Мартено́ (фр. Ondes Martenot), или электрофон — монофонический (одноголосный) электронный музыкальный инструмент. Сконструирован в 1928 году во Франции виолончелистом и педагогом Морисом Мартено.

Квинтакко́рд — двузвучие, состоящее из основного и квинтового тонов, обычно используется в игре на струнных инструментах, а в особенности на электрогитаре с использованием эффектов искажения звука по типу овердрайв и дисторшн.

Музыка́льное программи́рование — процесс создания музыки при помощи электронных устройств, таких как секвенсоры и компьютерные программы. Основными способами программирования являются семплирование и ввод с MIDI-устройств. Программирование используется практически во всех жанрах электронной музыки, а также хип-хопа, начиная с 1990-х годов. Его также применяют в поп- и рок-музыке, в отдельных случаях в джазовой и современной классической музыке. В XXI веке программирование стало частью направлений.

У электронных музыкальных инструментов богатая история. Правда, многие, включая чрезвычайно любопытные, преданы забвению. Вспомним о некоторых из них.

Знакомьтесь: электрофон, оптофоническое пианино и суперпианино.

Электрофон и партитурофон

Прежде чем стать энтузиастом электронной музыки, немец Йорг Магер (Jörg Mager) был учителем и органистом. В один из жарких дней он обнаружил, что высокая температура незначительно изменила звучание органа. Это явление захватило Йорга Магера и послужило причиной его увлечения микротоновой музыкой и звукорядами, содержащими интервалы в четверть тона. Он написал по этой теме научный труд и в 1912 году разработа четвертитоновый гармониум, способный, как ясно по названию, издавать звуки с шагом в четверть тона.

Спустя несколько лет Магер не оставил своего увлечения микрохроматикой и присоединился к группе музыкантов под руководством итальянского композитора Ферруччо Бузони (Ferruccio Busoni), которые стремились выйти за пределы европейского 12-ступенного равномерно темперированного строя. Йорг был уверен: для достижения этой цели нет смысла модифицировать классические инструменты, лучше создать свои.

В качестве основы для инструментов новой эпохи он предложил использовать радиолампы. Магер был утопистом и идеалистом и не сомневался, что будущее музыки заключено в радиотехнологиях. Так, в 1921 году появился электрофон.

Это был монофонический инструмент, принцип работы которого напоминал терменвокс. Он использовал два 50-килогерцовых генератора колебаний, частоты от которых накладывались друг на друга. В результате формировался сигнал в диапазоне, различимом человеческим ухом.

Новаторство Магера заключалось в том, что высота тона регулировалась не нажатиями клавиш, а перемещением металлической ручки. Под рукояткой располагалась пластина-полукруг с разметкой по хроматической гамме. Из электрофона извлекался непрерывный звук и обеспечивалась возможность воспроизводить глиссандо.

В дальнейшем Йорг доработал свой инструмент — добавил вторую ручку, движение которой прерывало постоянное глиссандо другой нотой, а также две педали для управления громкостью обоих звуков. Модифицированный инструмент стал известен под другим названием — сферофон.

Летом 1926 года на музыкальном фестивале в Донауэшингене Магер сыграл на своём сферофоне, и инструмент начал приобретать известность в профессиональных кругах. Например, Георгий Римский-Корсаков, внук Николая Римского-Корсакова, написал для него ряд экспериментальных четвертитоновых этюдов, а немецкий композитор Пауль Хиндемит всячески ратовал за продолжение разработок Магера.

И Йорг продолжил улучшать своё изобретение. Например, заменил ручки двумя рядами клавиш и получил сферофон с клавиатурой. Позже он добавил еще три ряда, чтобы передавать с их помощью тембры различных оркестровых инструментов, и назвал новое устройство партитурофоном. Однако ему было не суждено обрести широкую популярность.

В 1930 году свет увидел траутониум (о нем мы рассказывали в прошлый раз) — изобретение немецкого инженера Фридриха Траутвайна (Friedrich Trautwein), который затмил своим появлением инструмент Магера. Траутониум использовал форматные фильтры и обеспечивал широчайшее тембральное разнообразие. Плюс Траутвайн не замыкался на микротоновой музыке, которая всё же оставалась уделом узкого круга ценителей.

Затем началась Вторая мировая война, и ни один инструмент Магера не уцелел.

Оптофоническое пианино: инструмент и арт-объект

В 1916 году художник-авангардист Владимир Баранов-Россине начал разработку инструмента, в котором постарался объединить музыку и свет. Так родился оптофон — небольшое пианино с трёхоктавной клавиатурой, где звук, как и в случае с электрофоном, производился за счёт разности двух высокочастотных сигналов.

В итоге инструмент воспроизводил музыку и одновременно проецировал на поверхность калейдоскопические узоры. Получалось что-то наподобие мультимедийной инсталляции. Позже художник развил свою идею и в 1920 году сделал версию оптофона, где каждой клавише соответствовал определённый звук и цвет, а его яркость менялась фильтрами.

Услышать инструмент можно было главным образом на выставках самого Баранова-Россине. В России он дал на нём два концерта — в театре Мейерхольда и в Большом, но чаще выступал в Европе. В дальнейшем оптофон всё же оказался на обочине истории: концепция синтетического искусства, с объединением света и музыки, осталась в пространстве арт-экспериментов и достоянием широкой публики не стала.

Суперпианино и симфониум

В 1927 году австрийский архитектор и изобретатель Эммерих Шпильман (Emmerich Spielmann) запатентовал суперпианино — инструмент, звукоизвлечение в котором было основано на фотооптической системе. Луч света в нём попадал через вращающийся стеклянный диск на фотоэлектрический элемент. Благодаря регулярным прерываниям луча возникал колеблющийся звук.

В конструкции суперпианино использовались выстроенные в два ряда, по 12 штук, чёрные целлулоидные диски. В дисках были проделаны отверстия различной формы, сгруппированные в семь центрических кругов (каждый соответствовал одной октаве). Благодаря сочетанию чистого тона и гармоник звук получался живым и глубоким.


Изобретатель планировал продавать свое творение по цене $300. Оно должно было стать инструментом для домашнего музицирования и простейшего семплирования: в целлулоидных дисках можно было проделывать отверстия, что гипотетически давало возможность имитировать весь спектр оркестровых инструментов.

Чуть позже Шпильман разработал другой инструмент с похожим принципом действия — симфониум. В нём сочетались звуки разных музыкальных инструментов, от духовых до струнных, а комбинаций тембров насчитывалось пятнадцать.

С наступлением Второй мировой войны проект Шпильмана угас, а суперпианино так и не поступило в продажу. Войну пережил всего один экземпляр этого инструмента — в 1947 году его выставили в Техническом музее Вены.

Сам Шпильман перебрался в Нью-Йорк, где продолжил работу над своим инструментом, но судя по всему его затмил светозвуковой орган — детище Эдвина Вельте (Edwin Welte). А в дальнейшем рынком инструментов для домашнего музицирования завладел орган Хаммонда (о нем мы рассказывали в своем блоге).

История электронных инструментов — это история идей, витавших в воздухе, и воли случая. Не все изобретения, пусть даже оригинальные и многообещающие, прославились или стали коммерчески успешными, однако новаторство их создателей по-настоящему вдохновляет.

Читайте также: