Эламская цивилизация характер взаимоотношений с природой кратко

Обновлено: 30.06.2024

Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта аллювиальная долина — одна из древнейших областей земледельческой культуры. Уже на рубеже IV—III тыс. до н. э. там выращивали обильные урожаи ячменя, эммера и фруктов. Тогда же здесь возникло и ремесло. Особенно значительного расцвета достигло гончарное дело. Горная часть Элама (совр. Бахтиарские горы) была богата строительным лесом и полезными ископаемыми (медь, свинец и др.). Основным занятием жителей горных районов было скотоводство.

В начале III тыс. до н. э. появились раннегосударственные объединения племен. Столицей одного из этих объединений стали Сузы, крупный город в долине Каруна и Керхи, расположенный на месте скрещения важнейших путей, соединявших Элам с Двуречьем, а также с Северным и Восточным Ираном. Кроме того, в Эламе существовали государства Аван, Аншан, Кимаш и Симаш.

Хотя в течение всей истории Элама женщина сохраняла свое почетное положение, в системе государственного управления постепенно произошли большие изменения. Начиная с XIII в. до н. э. царский престол стали передавать по наследству по отцовской линии, от царя к его старшему сыну.

В III тыс. до н. э. основной формой экономической и социальной организации в Эламе являлись сельские общины, куда входили все свободные люди независимо от их родственных уз, коллективно владевшие землей и совместно обрабатывавшие ее. Эти общины управлялись старейшинами, выбранными народным собранием того или иного города или деревни. Народное собрание и избранные им должностные лица регулировали спорные вопросы, разбирали имущественные тяжбы и судили преступников.

Однако с начала II тыс. до н. э. стали интенсивно развиваться частные хозяйства с использованием рабского труда. Это приводило к имущественной дифференциации, к распаду сельских общин и разорению свободных общинников, которые лишались земли и орудий труда. Земля стала сосредоточиваться в руках отдельных экономически могущественных семей. На смену сельским общинам, которые к концу II тыс. до н. э. перестали существовать, пришли домашние общины. Производители, входившие в них, были связаны родственными узами. Домашние общины коллективно владели землей и сообща обрабатывали ее и затем делили доходы между собой.

Наряду с общинными, а позднее и частновладельческими хозяйствами в Эламе были также царские и храмовые хозяйства. Храмы были собственниками крупных земельных владений, занимались торговыми и ростовщическими операциями, давая в долг под проценты зерно, деньги и т. д. Часть храмовых земель сдавалась в аренду, остальные угодья обрабатывали храмовые рабы, а также общинники. Однако в I тыс. до н. э. в результате бесконечных войн и многократных вторжений чужеземцев на территорию Элама храмовые хозяйства оказались разоренными и перестали играть видную роль в экономической жизни страны.

По верованиям эламитов, законы были установлены богами, и нарушение их каралось богом Солнца Наххунте. В рассматриваемом нами обществе были не только религиозные законы, но также законы об усыновлении, разделе имущества, продаже земли и т. д. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Например, за ложную клятву отрезали руку и язык или топили в реке. Нередко нарушители контракта тоже приговаривались к смертной казни.

В 1159—1157 гг. до н. э. эламский царь Кутир-Наххунте III воевал с Вавилонией, где правил последний представитель касситской династии Энлиль-надин-аххе. Война окончилась полной победой эламитов, захвативших Вавилон, Сиппар, Ниппур и другие города Двуречья. Это было время расцвета Элама, и в самом Иране власть эламских царей простиралась от Персидского залива на юге до области нынешнего города Хамадан на севере.

В VIII в. до н. э., когда Вавилония боролась за свою независимость от Ассирии, Элам стал союзником вавилонян и оказался втянутым в бесконечные войны с ассирийцами. Сначала военная удача была на стороне Элама и его союзников. В 720 г. до н. э. эламиты в кровопролитной битве при Дере нанесли сокрушительное поражение ассирийцам. Но десять лет спустя ассирийский царь Саргон II вторгся в Элам и разгромил его войско.

В 692 г. до н. э. вавилоняне подняли новое восстание против Ассирии. Элам, верный своей традиционной политике, решил оказать помощь своим союзникам.

Вокруг Элама объединились также все племена Загроса, включая персов. Была создана сильная армия, ядро которой составляли эламские и персидские колесничие, пехота и конница. Битва с ассирийцами произошла в местности Халуле на Тигре. Хотя эламиты одержали верх в ожесточенной схватке с ассирийцами, сами они оказались настолько обескровленными, что были не в состоянии перенести войну на территорию противника.

Когда в 652 г. до н. э. вавилонский царь Шамаш-шум-укин поднял восстание против Ассирии, эламиты снова выступили на стороне Вавилонии. Война окончилась десятилетие спустя полным поражением Элама и захватом Суз ассирийцами. Позднее, около 549 г. до н. э., Элам был захвачен персами и навсегда лишился своей независимости. Однако эламская цивилизация оказала огромное влияние на материальную и духовную культуру Древней Персии.

Эламиты создали самобытную культуру. В начале III тыс. до н. э. они изобрели пиктографическое (рисуночное) письмо. Возможно, что наличие письменности у живших рядом шумеров дало толчок к его возникновению, однако последнее является самостоятельным видом письма, которое принято называть протоэламским. На протяжении 400 лет оно употреблялось для записи документов хозяйственной отчетности, имело около 150 основных знаков, передававших целые понятия и слова. На глиняных табличках в виде рисунков изображались крупный рогатый скот, кувшины, вазы и т. д. Такие таблички найдены не только на собственно эламской территории (в Сузах, Аншане и др.), но и в Центральном Иране (в местности Сиалк) и на крайнем юго-востоке Ирана, в 300 км от Кермана, на Тепе-Яхья, что свидетельствует о широком распространении эламской культуры в начале III тыс. до н. э. Однако это письмо пока еще не расшифровано.

Во второй половине III тыс. в Эламе было изобретено линейное слоговое письмо, которое возникло независимо от протоэламского. Знаками линейного письма, которые состояли из комбинаций различных геометрических линий, обозначалось не слово (логографическое письмо), а слог (силлабическое письмо). Такими знаками (а их насчитывалось около 80) можно было записать не только хозяйственные, но и политические или религиозные тексты. Материалом для письма служили камень, глина и металл. Однако линейное письмо недолго находилось в употреблении в большинстве областей Элама, и основные тексты, записанные им, относятся к XXIII в. до н. э.

С конца III тыс. до н. э. эламиты прибегали к шумеро-аккадской клинописи, ею они пользовались до середины V в. до н. э. В первой половине II тыс. до н. э. для составления деловых документов, а также для записи литературных текстов они обычно пользовались аккадским языком. Со второй половины II тыс. до н. э. начинает появляться значительное количество клинописных текстов на эламском языке.

Еще в IV тыс. до н. э. эламиты создали оригинальное искусство. Эламские сосуды украшены геометрическими узорами и геометризованными изображениями птиц, животных и людей. Искусство III тыс. до н. э. наиболее ярко отразилось в печатях, на которых изображены грифоны, крылатые львы и демоны. На каменных сосудах — изображения крупного рогатого скота, птиц и зверей.

Bo II тыс. до н. э. вавилонское изобразительное искусство оказало значительное влияние на эламское. Статуи упомянутого периода изготовлены в традициях круглой скульптуры Вавилонии. Шедевром эламского искусства является бронзовая статуя царицы Напирасу (XIII в. до н. э.), которая весит 1800 кг и выполнена с большим мастерством.

Самый крупный памятник эламской архитектуры — это зиккурат (культовая башня), построенный непосредственно в Дур-Унташ (ныне Чога-Замбил), в 30 км от Суз, при царе Унташ-Напирише в XIII в. до н. э. От р. Карун в город для снабжения водой был проведен канал длиной 50 км. У входа в зиккурат стояли скульптурные изображения львов, быков, грифов, статуи богов и царей, изваянные из золота и серебра. Длина сторон нижнего этажа зиккурата равнялась 105 м. Зиккурат имел семь ворот и был четырехэтажным. Общая высота строения составляла 42 м. На его сооружение были израсходованы миллионы кирпичей и сотни тысяч камней. В руинах зиккурата французские археологи, проводившие там планомерные раскопки, нашли много посвятительных сосудов из металла, мрамора и стекла, а также сотни царских надписей. Город Дур-Унташ был разрушен в VII в. до н. э. мощным нашествием ассирийского войска, вторгшегося в Элам.

Древнейшая цивилизация Ирана. Элам

Древнейшая цивилизация Ирана. Элам В IV–III тыс. до н. э. территория Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям – дравидам долины Инда. К государственности первыми из них перешли племена

Древний Элам

ЭЛАМ Юго-западную часть Ирана занимал Элам (совр. провинция Хузистан), где были благоприятные условия для быстрого развития производительных сил. Равнинная часть Элама (Сузиана) орошалась водами рек Карун и Керха, впадавших в древности в Персидский залив. Эта

Ассирия — Элам

Ассирия — Элам Внутренними проблемами Ассирии, начавшимися еще при жизни Тукульти-Нинурты, не преминули воспользоваться эламиты. Согласно хроникам, эламитский правитель Кидин-Хутран II напал на третьего ассирийского ставленника на касситском троне — Адад-Шума-Иддина,

Ассирия — Элам: новый эпизод

Ассирия — Элам: заключительный эпизод

Элам — древнейшая цивилизация Ирана

Элам — древнейшая цивилизация Ирана В IV–III тысячелетиях до н. э. территория Древнего Ирана была достаточно плотно заселена родственными друг другу племенами, близкими по происхождению к своим восточным соседям дравидам долины Инда. К государственности первыми среди

Страна, именуемая Элам

Страна, именуемая Элам Вполне вероятно, что черты несомненного сходства протоиндийской культуры и культуры Двуречья объясняются тем, что и создатели древнейшей индийской цивилизации, и первые освоители долины Тигра и Евфрата были родственными народами, говорившими на

Древнейшая цивилизация Ирана. Элам

Древнейшая цивилизация Ирана. Элам К государственности на территории Ирана первыми перешли племена страны Элам, чьими крупнейшими центрами были Сузы на западе, в долине Керхе, и Анчан на востоке (современный Тепе-Мальян в Фарсе). Завершающий импульс

В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р. Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи – египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии.

С момента возникновения в VI в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в IV в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в VII в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

Природа и население Древнего Ирана.Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана.

Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м. На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана. От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго–западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности.

Непосредственно к западу от Персии расположена Месопотамия, и Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории.

Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э., которых ученые предложили назвать каспиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря.

Развитие культуры в доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы. Среди находок всех периодов встречаются статуэтки богини–матери, часто изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном.




Самым примечательным является огромное разнообразие расписных глиняных изделий, стенки некоторых из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки птиц и животных свидетельствуют о таланте доисторических ремесленников. На некоторых глиняных изделиях изображен сам человек, занятый охотой или совершающий какие-то ритуалы. Около 1200–800 гг. до н.э. расписная керамика сменяется одноцветной – красной, черной или серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных регионов. Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана – в Китае.

Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тыс. до н.э. Самыми крупными из народов, населявших Загрос, были эламиты, захватившие древний город Сузы, расположенный на равнине у подножий Загроса, и основавшие там могущественное и процветающее государство Элам. Эламские летописи начали составляться около 3000 г. до н.э. и велись две тысячи лет. Далее к северу жили касситы, варварские племена конников, которые к середине II тыс. до н.э. завоевали Вавилонию. Касситы восприняли цивилизацию вавилонян и правили Южной Месопотамией несколько столетий. Менее значимыми были племена Северного Загроса, луллубеи и гутии, обитавшие в районе, где великий трансазиатский торговый путь спускался от западной оконечности Иранского нагорья на равнину.

Нашествие ариев и Мидийское царство.Начиная со II тыс. до н.э. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий индоиранских племен (Ариев) из Центральной Азии. Первая волна завоевателей нахлынула около 1500 г. до н.э. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа – на юге среди касситов. Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию.

В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная. Часть иранских племен – согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы – сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс). Возможно, первоначально персы обосновались к северо–западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах IX и VIII вв. до н.э. изображены сражения с мидянами и персами.

Постепенно набирало силу Мидийское царство со столицей в Экбатане. От мидян не дошло никаких письменных памятников, их история восстанавливается на основании упоминаний о них в источниках других народов и сочинений греческих историков.

В IX–VIII вв. до н.э. мидяне образовали множество городов-государств, сохраняя при этом племенные связи. К концу VIII в. они были подчинены Ассирией, что заставило разрозненные племена объединиться. В 673– 672 гг. мидяне подняли восстание против ассирийского господства, которое возглавил Каштарити. В 653– 652 гг. до н.э. объединенные мидийские и иранские племена предприняли поход против Ассирии, который закончился неудачей. Следующий царь Мидии - Киаксар (625-585 гг. до н.э) нанес поражение скифам, создал регулярную армию вместо племенного ополчения, распределив ее по родам оружия. В 612 г. до н.э. он вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил Ассирийскую державу. Мидийское царство простиралось от Малой Азии (современная Турция) почти до р. Инд. На протяжении всего лишь одного царствования Мидия из маленького княжества–данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.

Мидийская держава была рыхлым образованием, включавшим полузависимые царства и племена. В VII–VI в. до н.э. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которую впоследствии развили персы.

В древности Персия стала центром одной из величайших в истории империй, простиравшейся от Египта до р. Инд. В ее состав вошли все предшествующие империи – египтян, вавилонян, ассирийцев и хеттов. Более поздняя империя Александра Македонского почти не включала территорий, которые бы до этого не принадлежали персам, при этом она была меньше, чем Персия при царе Дарии.

С момента возникновения в VI в. до н.э. до завоевания Александром Македонским в IV в. до н.э. в течение двух с половиной столетий Персия занимала главенствующее положение в Древнем мире. Греческое господство продлилось примерно сто лет, и после его падения персидская держава возродилась при двух местных династиях: Аршакидов (Парфянское царство) и Сасанидов (Новоперсидское царство). Более семи веков они держали в страхе сначала Рим, а потом Византию, пока в VII в. н.э. государство Сасанидов не было покорено исламскими завоевателями.

Природа и население Древнего Ирана.Земли, населенные древними персами, лишь приблизительно совпадают с границами современного Ирана.

Значительную часть территории Персии занимает высокое засушливое нагорье (1200 м), пересеченное горными хребтами с отдельными вершинами, достигающими 5500 м. На западе и севере расположены горные массивы Загрос и Эльбурс, которые обрамляют нагорье в виде буквы V, оставляя его открытым к востоку. Западные и северные границы нагорья приблизительно совпадают с нынешними границами Ирана, но на востоке оно выходит за пределы страны, занимая часть территории современного Афганистана и Пакистана. От плато изолированы три области: побережье Каспийского моря, побережье Персидского залива и юго–западные равнины, представляющие собой восточное продолжение Месопотамской низменности.

Непосредственно к западу от Персии расположена Месопотамия, и Персия во многих отношениях стала наследницей месопотамской цивилизации, а персидская история в значительной мере представляет собой продолжение месопотамской истории.

Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э., которых ученые предложили назвать каспиями, что указывает на географическую связь с народами, населявшими Кавказские горы к западу от Каспийского моря.

Развитие культуры в доисторическом Иране происходило поступательно в течение многих веков. Как и в Месопотамии, здесь начали строить кирпичные дома больших размеров, изготавливать предметы из литой меди, а затем и из литой бронзы. Появились печати из камня с вырезанным рисунком, которые являлись свидетельствами появления частной собственности. Найденные большие кувшины для хранения продуктов позволяют предположить, что на период между урожаями делались запасы. Среди находок всех периодов встречаются статуэтки богини–матери, часто изображавшейся с супругом, который был ей одновременно и мужем и сыном.

Самым примечательным является огромное разнообразие расписных глиняных изделий, стенки некоторых из них не толще скорлупы куриного яйца. Изображенные в профиль фигурки птиц и животных свидетельствуют о таланте доисторических ремесленников. На некоторых глиняных изделиях изображен сам человек, занятый охотой или совершающий какие-то ритуалы. Около 1200–800 гг. до н.э. расписная керамика сменяется одноцветной – красной, черной или серой, что объясняют вторжением племен из пока еще не установленных регионов. Керамика такого же типа была найдена очень далеко от Ирана – в Китае.

Историческая эпоха начинается на Иранском нагорье в конце IV тыс. до н.э. Самыми крупными из народов, населявших Загрос, были эламиты, захватившие древний город Сузы, расположенный на равнине у подножий Загроса, и основавшие там могущественное и процветающее государство Элам. Эламские летописи начали составляться около 3000 г. до н.э. и велись две тысячи лет. Далее к северу жили касситы, варварские племена конников, которые к середине II тыс. до н.э. завоевали Вавилонию. Касситы восприняли цивилизацию вавилонян и правили Южной Месопотамией несколько столетий. Менее значимыми были племена Северного Загроса, луллубеи и гутии, обитавшие в районе, где великий трансазиатский торговый путь спускался от западной оконечности Иранского нагорья на равнину.

Нашествие ариев и Мидийское царство.Начиная со II тыс. до н.э. на Иранское нагорье одна за другой обрушивались волны нашествий индоиранских племен (Ариев) из Центральной Азии. Первая волна завоевателей нахлынула около 1500 г. до н.э. Одна группа ариев осела на западе Иранского нагорья, где основала государство Митанни, другая группа – на юге среди касситов. Однако основной поток ариев миновал Иран, повернув резко на юг, перевалил через Гиндукуш и вторгся в Северную Индию.

В начале I тыс. до н.э. по тому же пути на Иранское нагорье прибыла вторая волна пришельцев, собственно иранских племен, причем куда более многочисленная. Часть иранских племен – согдийцы, скифы, саки, парфяне и бактрийцы – сохранили кочевой образ жизни, другие ушли за пределы нагорья, но два племени, мидяне и персы (парса), обосновались в долинах хребта Загрос, смешались с местным населением и восприняли их политические, религиозные и культурные традиции. Мидяне осели в окрестностях Экбатаны (современный Хамадан). Персы расселились несколько южнее, на равнинах Элама и в горном районе, примыкающем к Персидскому заливу, который позднее получил название Персида (Парса или Фарс). Возможно, первоначально персы обосновались к северо–западу от мидян, западнее озера Резайе (Урмия), и лишь позднее переместились к югу под давлением Ассирии, переживавшей тогда пик своего могущества. На некоторых ассирийских барельефах IX и VIII вв. до н.э. изображены сражения с мидянами и персами.

Постепенно набирало силу Мидийское царство со столицей в Экбатане. От мидян не дошло никаких письменных памятников, их история восстанавливается на основании упоминаний о них в источниках других народов и сочинений греческих историков.

В IX–VIII вв. до н.э. мидяне образовали множество городов-государств, сохраняя при этом племенные связи. К концу VIII в. они были подчинены Ассирией, что заставило разрозненные племена объединиться. В 673– 672 гг. мидяне подняли восстание против ассирийского господства, которое возглавил Каштарити. В 653– 652 гг. до н.э. объединенные мидийские и иранские племена предприняли поход против Ассирии, который закончился неудачей. Следующий царь Мидии - Киаксар (625-585 гг. до н.э) нанес поражение скифам, создал регулярную армию вместо племенного ополчения, распределив ее по родам оружия. В 612 г. до н.э. он вступил в союз с Вавилонией, захватил Ниневию и сокрушил Ассирийскую державу. Мидийское царство простиралось от Малой Азии (современная Турция) почти до р. Инд. На протяжении всего лишь одного царствования Мидия из маленького княжества–данника превратилась в сильнейшую державу Среднего Востока.

Мидийская держава была рыхлым образованием, включавшим полузависимые царства и племена. В VII–VI в. до н.э. Мидия была центром иранской материальной и духовной культуры, которую впоследствии развили персы.

Элам — это историческая область и древнее государство (3 тысячелетие — середина VI века до н. э.) на юго-западе современного Ирана.

Природа и население Древнего Ирана

В древности к Ирану относилась территория, выходившая за пределы современного Ирана и включавшая также юг Средней Азии, части Пакистана и Афганистана. Он ограничивался на западе горными кряжами Загроса, на северо-западе Армянским нагорьем, на севере Копетдагом и Туркмено-Хорасанскими горами, а на востоке пустынями Средней Азии Кызылкумами и Каракумами, рекой Сырдарья, Памиром и бассейном Инда. В этом единстве центральное место принадлежало Иранскому плато, большую часть которого занимали жаркие пустынные районы. Опоясывавшие и пересекавшие плато горы первоначально изобиловали рудами и лесом, однако в результате аридизации на рубеже III–II тысячелетий до н. э. леса постепенно исчезли.

Для занятия земледелием на этой территории требуется искусственное орошение, для которого водой лучше всего обеспечена Сузиана — плодородная область долины крупных рек Карун и Керхе на юго-западе Ирана. Горы на территории Афганистана служили кладовой минералов и металлических руд. К северо-востоку от плато лежит песчаная Туранская низменность, которую пересекают Амударья с золотоносным притоком Зеравшан и Сырдарья, а также Узбой — впадающее в Каспий ответвление Амударьи.

К востоку от Иранского плато протянулись бассейны рек Теджен-Герируд, Мургаб и Гильменд. Вдоль них лежит цепочка пригодных для земледелия оазисов, особенно богатых в междуречье Сырдарьи и Амударьи. В V–IV тысячелетиях до н. э. климат в Иране был мягче и влажнее нынешнего, затем начала нарастать аридизация, что затруднило связь между наиболее пригодными для жизни районами и способствовало распаду сплошной ойкумены на несколько изолировавшихся субрегионов.

В древнейшие времена Западный Иран населяли неиндоевропейские племена, из чьих языков известен только эламский, обнаруживший родство с языком дравидов. В V–IV тысячелетиях до н. э. племена эламо-дравидской группы заселяли все пространство Средней Азии, Ирана и Северо-Западной Индии. В конце IV–III тысячелетии до н. э. в Иран со стороны Закавказья попали племена хурритов и кутиев, относящиеся к восточнокавказской языковой группе. С IV тысячелетия до н. э. степи к северу от Кавказа и Средней Азии заняли индоевропейцы индоиранской группы — древние арии, которые во II тысячелетии широко расселяются по Древнему Ирану. В течение первой половины I тысячелетия до н. э. неиндоевропейское население Ирана было ассимилировано ираноязычными племенами, хотя в труднодоступных местах они сохраняли этническую идентичность до рубежа I–II тысячелетий нашей эры.

Готовые работы на аналогичную тему

Элам — древнейшая цивилизация Ирана

К IV–III тысячелетиям до н. э. территорию Древнего Ирана плотно заселяли родственные друг другу племена, близкие к дравидам долины Инда. Первыми к государственности перешли племена Элама, занимавшего юго-запад Ирана. Крупнейшие центры Элама:

  • Сузы в долине Керхе на западе;
  • Анчан на востоке.

Завершающий импульс формированию государственности эламитов придали шумеры, которые в IV тысячелетии до н. э. основали в Сузах колонию, послужившую ядром распространения месопотамского политического опыта и культуры в Эламе. В этот период эламиты овладели письмом, а после ухода шумеров создали государство, быстро охватившее Иранское плато, выводившее за его пределы собственные колонии, известные благодаря находкам эламских административных документов. Внешние владения Элам утратил через несколько веков, но собственную государственность удержал на тысячелетия.

Элам собой представлял федерацию нескольких княжеств, то объединявшихся под властью той или иной династии, то вновь распадавшихся. Но, независимо от происхождения правящей династии, столицей Элама всегда являлись Сузы — крупнейший город, расположенный в наиболее плодородной части страны и контролировавший путь из Элама в Месопотамию. В периоды объединения эламиты обычно покоряли внутренние районы Ирана, а иногда и часть Двуречья; в фазах распада Элам приходил в упадок, терял завоевания и прекращал активные внешние контакты.

Постоянными противниками Элама были государства Междуречья, причем если общемесопотамские империи (державы Ура и Аккада, Вавилония Хаммурапи, Новоассирийская и Нововавилонская державы) добивались преобладания над Эламом и зачастую оккупировали Сузиану, то в эпохи политического упадка Месопотамии перевес переходил к эламитам.

Элам характеризовался сохранением древних родоплеменных обычаев, в частности соправительства - троевластия, левирата и браков с сестрами в царской династии.

Левират – это обычай наследования умершему брату с женитьбой на вдове покойного.

Основными ячейками общества являлись большесемейные общины с коллективными землевладением и землепользованием, со временем распадавшиеся на частные хозяйства. Особняком стояли храмовые и царские хозяйства.

Помимо Элама к этнополитическим образованиям Ирана этой эпохи относятся:

В XXIII веке до н. э. западная и южная части иранской подверглись натиску Аккадской державы и признали верховное владычество ее царей. Однако аккадцам прочной власти над этой территорией добиться так и не удалось. В XXI веке до н. э. держава III династии Ура установила контроль над Эламом и Западно-Центральным Ираном, однако вскоре Элам восстал и после ожесточенной войны погубил саму Урскую державу к 2003 году до н. э.

В 1775–1765 годах до н. э. при правителе Сивепалархухпаке Элам вмешался в усобицы месопотамских царей и завладел верховной властью почти над всем Междуречьем, в том числе и Вавилоном Хаммурапи. В этот период эламитов призывали на помощь даже сирийские князья, а объединенная эламо-месопотамская армия совершила вылазку в Восточное Средиземноморье до Заиорданья. Однако уже в 1764 году до н. э. Хаммурапи сверг эламское господство, разбил эламитов и сам оккупировал Сузиану.

Цивилизация возникла 50 в. назад.
Цивилизация остановилась 25 в. назад.
.
Эламская цивилизация относится к разряду Иранских цивилизаций..

Зарождение Эламской цивилизации относят к периоду III – I тыс. до н.э., когда протоэламские племена начали перемеаться на территорию шумер. Постепенно эламиты накапливают свой потенциал и в XXI в до н.э. вместе с аморитами вторгаются на территорию шумерской цивилизации, о которой после этого историки забыли..

Кроме шумер, на эламский социокульт повляла культура иерофтской цивилизации, существовавшая здесь ранее..

Центром Элама стали Сузы. Согласно Библии родоначальник Элама был семитом..

Когда священные писатели упоминают о стране Еламской, то они разумеют под оною Сузиану (новейший Куджистан)..

Эламский язык носит черты эламо-дравидской и эламо-афразийской группы языков..

Расцвет и гибель цивилизации -- XXII – V вв. до н.э..

К началу нашей эры эламиты ещё сохраняли свое этническое своеобразие и присутствовали в Иерусалиме на праздновании дня Пятидесятницы.

Б эгби относит её к периферийным, вторичным цивилизациям.

Т ойнби относит её к расцветшим цивилизациям спутникам.

В своём каталоге приводит эту цивилизацию Володихин.

Э ламская цивилизация относится к разряду Иранских цивилизаций.

III – I тыс. до н.э. Зарождение Эламской цивилизации.

XXII – V вв. до н.э. Расцвет и гибель цивилизации.

В XXI в до н.э. Эламиты и амориты вторгаются на территорию шумерской цивилизации. С этого момента шумеры исчезают как народ с политической арены. Авторы библейских преданий уже ничего не знают о существовании шумерской цивилизации.

Элам -- историческая область и древнее государство 3 тыс. до н.э. — сер. VI в. до н.э. на юго-западе современного Ирана. Центром цивилизации стал город Сузы. Со времен ранних шумеров и до падения Ассирии эламитяне занимали видное политическое и экономическое место в месопотамской истории. На их языке написана средняя колонка трехъязычной надписи из Персии.

Цивилизация располагалась в горной долине рек Каруна и Керхе, вливавшихся в высохшую теперь лагуну Персидского залива восточнее р. Тигр. Цивилизация распространялась также на окрестные горные районы, нынешние иранские области Хузистан и Фарс, и дальше на Восток.

До царства Эламитов, эти районы занимали еще более древние цивилизации, которые назывались царством Иерофт, к превеликому сожалению, о данной цивилизации найдено очень малое количество сведений и артефактов.

Согласно Библии родоначальник Элама был семитом.

В Эламе, в 4-3 тысячелетии до н.э. выращивались урожаи ячменя, эммера и разных видов фруктов. Примерно в это же время, здесь возникло ремесло, особенно успешно развивалось гончарное дело. Жители горных районов, добывали руду и занимались скотоводством.

К началу третьего тысячелетия до н.э. стали появляться объединения племен, и столицей, одного из таких объединений, стал город Сузы, который располагался на перекрёстке важных путей, которые связывали Элам с Двуречьем и с северным, а также Восточным Ираном.

Немного позднее, стала вырабатываться система государственного управления, которая просуществовала с середины 3 до середины 2 тыс. до н.э. Имелся верховный правитель, суккалмах, что обозначало великий посланец и его заместитель, симаша, который был суккалом, что означает посланец. Обычно, эту должность, занимал младший брат, который являлся еще и будущим преемником, верховного правителя.

Из греческих источников известно, что территория эламской цивилизации была населена потомками Библейского Елама к востоку от Сеннаара и к северу от Персидского залива. Греки и римляне называли эту страну Елимаис. Она соответствует нынешней провинции Лузистан.

В самих эламских текстах страна называется Hatamti, встречается и Hal-tamti - форма, возможно, более архаичная (ср. элам. hal 'страна').

Г ород Сузы в Еламской провинции был резиденцией персидских царей.

К едорлаомер был одним из древнейших царей в этой области.

К огда священные писатели упоминают о стране Еламской, то они вообще разумеют под оною Сузиану (новейший Куджистан).

Е ламитяне были народ воинственный, славились своим искусством в стрелянии из лука; и вообще считались неприятелем очень опасным

П олагают, эламский язык носит черты эламо-дравидская и эламо-афразийская группы языков. Есть альтернативная гипотеза о родстве эламского языка с афразийскими языками и даже о вхождении его в афразийскую макросемью.

Б ольшинство эламо-дравидийских соответствий являются общими с другими семьями ностратической макросемьи. Число возможных лексических параллелей между эламским языком и афразийскими, с одной стороны, и эламским языком и ностратическими, с другой, примерно равно. Это свидетельствует в пользу того, что эламский язык является в некотором смысле мостом между двумя этими макросемьями, которые в конечном итоге могут образовывать макросемью ещё более высокого уровня, объединяющую, возможно, большинство языковых семей Евразии.

К началу нашей эры эламиты ещё сохраняли свое этническое своеобразие и присутствовали в Иерусалиме на праздновании дня Пятидесятницы.

3200 до н.э. — 2800 до н.э. Возникновение и расцвет про тоэламской цивилизации. Она существовала на территории Южной Месопотамии, в основном в Сузах. В этот период возникла письменность на глиняных табличках, которые называют протоэламскими. Протоэламская цивилизация ощутила на себе сильное влияние шумерской культуры, в дальнейшем распространившейся на территориях от Месопотамии до Центральной Азии и предположительно до Афганистана.

Шушен - это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище между Каруном и Керхе, поселение, восходящее к IV тысячелетию до н.э.; Анчан - это городище Тепе-Мальян недалеко от совр. Шираза в Фарсе.

А рхеологические слои протоэламской цивилизации выявлены при раскопках города Урук, где самые ранние слои показывают существование самостоятельной культуры, уже в позднее время находившейся под влиянием шумерской культуры. Фактически предполагается, что прото-эламская культура в своем позднем варианте повторяет достижения шумерской культуры.

2700 до н.э. — 1600 до н.э. Старый эламский период. Это ранний период Эламской цивилизации, проходивший до прихода к власти в Сузах династии Эпарти.

2700 г. до н.э. Основание Царства Эламитов, которое представляет собой одну из древнейших цивилизаций. Эта цивилизация была центром активной деятельности на Среднем Востоке и, вполне возможно, находилась в контакте с Шумером. Существуют свидетельства о наличии здесь более древней цивилизации, под названием Царство Иерофт, но о ней практически ничего не известно.

В III тысячелетии до н.э. из шумеро-аккадских источников известен целый ряд эламских городов-государств: Шушен (Сузы), Аншан (Анчан), Симашки, Б/Парахсе (позже Мархаши), Адамдун (по-видимому, шумерская форма термина Hatamti) и многие другие.

Во II тысячелетии до н.э. важнейшими составными частями Элама были Шушен (Шушун) и Анчан; эламские цари неизменно указывают эти два города в своей титулатуре. Шушен — это Сузы греческих авторов, хорошо исследованное городище между Каруном и Керхе, поселение, восходящее к IV тысячелетию до н.э.; Анчан — это городище Тепе-Мальян недалеко от совр. Шираза в Фарсе.

1500 до н.э. — 1100 до н.э. Ближний эламский период до вавилонского вторжения в Сузы.

1100 до н.э. — 539 до н.э. Неоэламский период. Период иранского и сирийского влияния. В 549 году до н.э. Элам завоевывают персы.

Ц ари Элама
1 . Аванская династия
2 . Династия Симашки
3 . Династия Суккаль-махов
4 . Цари Аншана и Суз
5 . Новоэламская династия

По верованиям эламитов, каждое божество обладало сверхъестественно аурой китен, которая могла превращаться в металлический или каменный знак — табу.

Богам приносили жертвы и поклонялись в храмах, построенных наподобие месопотамских на вершинах ступенчатых пирамид — зиккуратов. Такой зиккурат сохранился в нынешнем Чога-Занбиль, он построен во времена царя Унташ-Напириши. Кроме того, известны обряды поклонения богам в священных рощах, которые росли близ храмов.

Во

Между тем, по данным археологических раскопок первые следы обитания цивилизованных людей на месте будущей столицы Элама города Сузы датируются 7 000 г . до н. э. . Керамика с рисунками, найденная археологами при раскопках Суз, датируется 5000 г. до н. э. Сам город (именно как город, а не примитивное поселение) Сузы, по мнению историков, около 4000 г. до н.

Во

Остатки Суз имеют вид 4 холмов: "холм акрополя" на юге (царский город Элама), "холм ападаны" на севере [руины ахеменидского дворца (521 — 1-я половина 4 в. до н. э.), ападаны и храма огня], "холм царского города" на востоке (резиденция ахеменидской и сасанидской знати), "холм города ремесленников" (руины парфо-селевкидского некрополя). Городище содержит культурные слои от 1-й половины 4-го тысячелетия до н. э. до 1-го тысячелетия н. э. В древнейшем энеолитическом слое обнаружены остатки земледельческого поселения, окруженного стеной, расписная керамика, каменные и примитивные медные изделия, печати. Исследования последующих слоев свидетельствуют о непрерывном росте поселения, прогрессе металлургии, появлении протоэламской пиктографической письменности, возникновении монументальной архитектуры

Кроме того, базируясь на результатах собственных раскопок, известные американские археологи Франк Холе и Кент Фленнери в 1961 г. доказали, что местность у Али-Коша - западнее Тепе-Муссиана. была населена уже с VIII тысячелетия до н. э.

Центром (столицей) как современного, так и Древнего Элама — был город Сузы . Ещё одним крупнейшим центром Элама на востоке был Анчан (современный Тепе-Мальян в Фарсе).

Прямых предшественников-предков - неолитических культур - Элам не имел .

Во

Посмертное скульптурное изображение головы эламита Сузы

XV-XIV века до н.э. Необожженная раскрашенная глина

Высота 0,24 м; ширина 0,15 м

(Коллекция музея Лувр, Париж)

Эламиты очень сильно отличались от других народов Междуречья. В них было нечто скрытное, что затрудняло распознавание их сущности. Так, эламитам, с одной стороны, была свойственна необыкновенно живая фантазия, которая вызывала к жизни в резьбе по камню самые причудливые мифические существа … А с другой, эламский характер проявляет себя как мрачно-сухой, упорный, направленный на конкретно-реальное, презирая все излишнее; и все это основывалось на глубоком пессимизме, свойственном их натуре. Если обратить внимание на терракотовую голову эламита из Суз, созданную предположительно в начале I тысячелетия до н. э., лицо мужчины очень суровое, вокруг его губ порицающее, лишенное каких бы то ни было иллюзий, выражение!?

Во

Население Элама, однако, не было однородным. Когда персидский царь Дарий приказал ук-расить дворец в Сузах керамическими плитами о изображением его телохранителей, художник различил совершенно четко представителей трех рас. Одних он изобразил белокожими, вероятно имея в виду персов, другие выделялись коричневой кожей, а кожа третьей группы была темной, почти черной.

Религия эламитов .

Религиозным центром страны служили Сузы.

Поздняя (постшумерская) Религия эламитов — политеизм, имела многие черты, сближавшие её с религиями соседней Месопотамии. В частности, в эламских семитических надписях боги Элама, кроме главы, пантеона Иншушинака, назывались именами их шумеро-семитических соответствий — Бела, Шамаша, Сина, Инанны, Иштар, Нергалу, Энки, Нинегаль, Анунитум, Ададу, Набу, Нуску и Шале, которые были приняты в пантеон лишь временно.

Во

Изображение эламской

Богини-матери Пинекир

К самобытно-эламскому также относилось, уходящее своими корнями к древнемагическому обряду, почитание змеи.

Змея прямо-таки лейтмотив эламской культуры [55].

Рисунки на керамике IV и III тысячелетий буквально изобилуют змеями. Как символы защиты от зла мы видим их на затычках для кувшинов и крышках для различных сосудов. Изображения змей дымились возле ворот, выполняя роль привратников, обнимались вокруг властелинов на рельефах, извивались на алтарных блюдах или служили рукоятками различных посвятительных предметов, например у скипетров, мотыг и т. п. Намотанные наподобие катушки, они служили божеству троном. С древнейших времен в Эламе также отражался мотив змеи на древе жизни. Эламский символ плодородия, изображавший двух спаривающихся змей, проник до самого Египта. Змеи с человеческими головами свидетельствуют о такой степени обожествления этого пресмыкающегося, в какой оно не встречалось в Двуречье.

Во

Сегодня кажется, что из всех богов культ Иншушинака пользовался наибольшей популярностью среди эламитов, ибо обычно весьма сухие, высокопарные тексты посвятительных надписей неожиданно наполняются жизнью и теплотой, как только речь заходит об Иншушинаке.

Судя по всему, культу Иншушинака удалось еще в Старовавилонский период постепенно вытеснить культ шумерского бога потустороннего мира Нергала, и Иншушинак стал владыкой потустороннего мира Элама.

Вообще эламиты обожествляли все без исключения небесные светила, равным образом и силы природы и даже море. Так, в частности, в одном тексте XXIII в. до н. э. приводятся имена 37 эламских божеств.

Во

Эламская богиня Нарунди

Сузы, Приблизительно 2100 до н.э. , Известняк

(Коллекция музея Лувр, Париж)

Описание: Принцу Суз, Пузур-Иншушинак, удалось объединить в одну империю сузскую равнину, население которой говорило на семитском языке, и плато, где говорили на языке Эламит. К памятникам, воздвигнутым в его честь, сделаны надписи на двух языках. Новаая манера письма, в которой выполнены эти надписи, пока не позволяет их расшифровать. Статуя великой богини, возможно, Нарунт или Нарунди также снабжена надписью на двух языках. Богиня изображена в виде Иштар Месопотамской, которая возвышается на престоле надо львами. Такие же как у нее тиары, увенчанные рогами, носили божества времен Гудеа, принца Лагаша. Саргонская табличка

Многие из вышеперечисленных богов почитались эламитами по крайней мере до середины V в. до н. э.

Кроме того, по верованиям эламитов, законы были установлены богами, и нарушение их каралось богом солнца Наххунте. В рассматриваемом нами обществе были не только религиозные законы, но также законы об усыновлении, разделе имущества, продаже земли и т. д. Для эламского права были характерны жестокие наказания преступников. Например, за ложную клятву отрезали руку и язык или топили в реке. Нередко нарушители контракта тоже приговаривались к смертной казни.

Богам приносили жертвы и поклонялись в храмах. Об архитектуре эламских храмов свидетельствуют лишь печати раннего времени, а также наскальные изображения из позднеассирийского времени из Ниневии. Согласно изображению на печате III тысячелетия до н. э. храм в древнем Эламе выглядел как прямоугольное, довольно высокое строение, возведенное на террасе кирпичной кладки, фасад которого был, вероятно, украшен нишами, а позади сбоку, по-видимому, поднимались лестничные марши. В самом храме можно увидеть два дверных проема, один, левый, служил, вероятно, входом. Он частично был завешан тростниковой циновкой для защиты от кишечных лучей, в то время как правый проем служил лишь украшением. Крыша храма была плоской и состояла из нескольких горизонтальных слоев деревянных балок. Ряд маленьких прямоугольных оконных рам, расположенных между дверными проемами и крышей, служили для освещения и проветривания внутреннего помещения.

Самым броским элементом храма были шесть огромных рогообразных выступов - по три с двух сторон каменного строения. Здесь мы сталкиваемся с незнакомым нам до сих пор специфически эламским способом возведения храмов.

Во

Изображение древнеэламского храма на печате III тысячелетия до н. э.

О внутреннем убранстве эламских храмов из раскопок нам известно немногое, так как еще в древние времена все ценное было разграблено. Однако документы о жертвоприношениях или случайные находки с посвятительными надписями все же дают представление обо всем, что находило место в храмах.

Сюда следует, прежде всего, отнести статуи, отлитые из металла или изваянные из камня или глазурованной глины, изображающие не только божества или духовпокровителей, но и земных правителей и их многочисленных родственников. Одержавшие победы в войнах цари Элама с особым удовольствием ставили перед своим богом Иншушинаком захваченные в качестве трофеев стелы. Ашшурбанапал, в свою очередь, утверждал, что якобы увез 32 скульптурных изображения эламских царей, отлитых из золота, серебра, бронзы или изваянных из алебастра.

Храмам необходимы были также алтари и столы для жертвоприношений. Некоторые из них имели приспособления для стока жертвенной крови или жертвенных напитков. На алтарях и на помостах стояли, а на стенах висели самые разнообразные предметы и посвятительные дары, например, изваяния овец, коз, черепах и многих других животных из дерева, бронзы или камня, серебряные изделия, знаки табу богов, всякого рода оружие, как, например, топоры, стрелы, мечи. Загадкой остается назначение покрытых глазурью глиняных рукояток, которые царь Унташ-Напириша, приказав написать на них свое имя, велел сотнями закопать в умышленно оставленных пустыми помещениях зиккурата в Чога-Замбиле.

Важной особенностью, характерной для эламского храма, было наличие при нем священной рощи. О таких рощах свидетельствуют письменные документы. В Сузах, например, роща имелась при храме бога Солнца Наххунте, в Дур-Унташе - при храме богини Кири-риши. Вполне вероятно, что священная роща составляла неотъемлемую часть любого эламского храма.

По-видимому, подобный обряд жертвоприношения происходил ежедневно также перед троном царя и перед его изваянием в храме.

Среди поводов для совершения в Эламе ритуальных жертвоприношений животных особенно выделялись два.

В заключение остановимся на представлениях эламитов о загробной жизни. Верили ли. они вообще в загробную жизнь?

Ответ на этот вопрос дают, прежде всего, их могильники: в каждом захоронении почти всегда можно найти по меньшей мере один глиняный кувшин. Эламита-простолюдина хоронили под полом его глиняного жилища без всякого покрова, однако в ногах даже самого бедного эламита всегда клали глиняный кувшин. Тем более такие сосуды получили зажиточные эламиты независимо от того, хоронили ли их в глиняных гробах, или в искусно построенных кирпичных склепах. Имелись также приспособления для стока воды в могилы. Эламиты, выходит, считали, что человек и после смерти испытывает потребность в пище и особенно в питье.

В Сузах еще до проникновения завоевателей существовали жертвоприношения мертвым в виде еды и питья. Делая последние распоряжения, умирающий придавал особое значение тому, чтобы после его смерти регулярно совершался обряд жертвоприношения. Эламиты были убеждены, следовательно, что такие дары облегчат участь усопших, а их души будут находиться в покое.

Во

Панели из Элама с изображением Энки, Нинхурсаг и Древа Жизни (Divine clay) из Лувра. Париж.

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ …)

1. “ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ“, Том 1. - под ред. Ю. П. Францева.- АН СССР, Гос. издат. Полит. литер., М., 1955;

7. Александрова Н. В., Ладынин И. А., Немировский А. А., Яковлев В. М. Древний Восток: учебное пособие для вузов. — М.: Астрель; АСТ, 2008. — С. 181—183. — 654 с.

С искренним уважением,

Алекс. А. Алмистов

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: