Экспозиция романа преступление и наказание кратко

Обновлено: 04.07.2024

В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения. Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского “Преступления и наказание”. “Преступление и наказание” Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические черты и таким образом становится полифоническим

Роман построен на диалогах героев, а сюжет строится на борьбе идей, суть которых передается в диалогической форме. Диалог существует как форма проверки идей. Весь роман подчинен следующему замыслу – осуждению принципа вседозволенности.

Каждый герой в романе нарушает нравственные устои и по-разному реагирует на собственное поведение. Но главный нарушитель – Родион Раскольников, который проверяет ценность собственной личности в превосходстве над личностью старухи-процентщицы. Раскольников совершает убийство, после которого его начинает мучить голос собственной совести.

образом, весь роман пронизан психологической борьбой, которая ведется внутри главного героя – между его рассудком и чувством. Смысловое содержание романа – развенчание теории Раскольникова, которая основывается на том, что человек и общество, по сути своей, преступны. Таково содержание романа, неразрывно связанное с его композицией.

В построении композиции романа Достоевский достиг предельной четкости. Фигура Раскольникова – идейно-композиционный центр романа. Он – участник большинства сцен, поэтому все события даются через их восприятие главным героем.

Роман делится на части, в каждой из которых излагаются отдельные моменты из жизни главного героя, его размышления, мытарства его души. В первой части Р. Р. бродит по Петербургу, вынашивая св. страшную идею преступления. В основе романа лежит интрига (“дело”, совершенное Раскольниковым).

Преступлению посвящена только одна часть, а остальные пять частей – наказанию, саморазоблачению. На протяжении всего повествования происходит взаимодействие и взаимопроникновение двух этих процессов. Наказание начинается в душе героя еще до начала преступления: “И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце!” Но реальная жизнь давала Раскольникову примеры того, что ужас нужно притворить в жизнь: пьяная девочка, семья Мармеладовых, разговор студентов.

Достоевский создает вокруг Раскольникова особое, преступное состояние мира, где право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью. Наказание возникает из предчувствий, но преступление живет в мыслях героя еще долгое время. В романе множество действующих лиц, и все сюжетные линии переплетаются и непосредственно связаны с образом Раскольникова.

Главная тема – преступление и наказание Раскольникова; но выделены также три побочные темы: история семьи Мармеладовых, история Дуни и Пульхерии Андреевны, история сестры и претендентов на ее руку – Лужина и Свидригайлова.

В канву романа гармонично вплетены эпизоды снов-кошмаров Раскольникова, а также библейский сюжет о воскрешении Христом Лазаря, связанный с предстоящим воскрешением души самого героя. Фоном, на котором происходит действие романа, служит образ Петербурга: описание города и уличные сцены занимают огромное место в произведении. Серые, темные улицы создают определенное настроение у читателя, которое помогает приблизить сознание героя пониманию его главного судьи – самого читателя романа.

Последняя часть романа – это эпилог, в котором автор рассмотрел возможность духовного воскресения героя. В эпилоге Достоевский как бы ставит вопросы, вытекающие из всего романа. Каков же выход?

Как же быть? Что делать? Ответ Достоевского предельно прост: уверовать в Бога.

Прежде чем кидаться помогать другим, спасать всех, помоги себе самому, спаси себя, свою душу, сделай себя человеком, утверди в себе закон добра и любви.

В этом и заключается залог будущего нравственного возрождения Родиона Раскольникова. Впрочем, как сказал Достоевский в последних строках “Преступления и наказания”, это могло бы составить тему нового романа.

В его основе — центральный конфликт: преступление Раскольникова, столкновение главного героя с законом, религией и нравственностью. Но автор интерпретирует преступление не как обычное уголовное дело, а как философско-этическую проблему. Между событиями в романе существуют жесткие причинно-следственные связи, которые дополняются философско-психологическими параллелями.

Полифонизм в романе


Достоевский о романе


Перейдя по ссылке, просмотрите видеоанализ "Художественное своеобразие романа"

В этой статье представлен анализ композиции романа "Преступление и наказание": особенности сюжета, "Преступление и наказание" как "полифонический" роман.

Смотрите:
- Все материалы по "Преступлению и наказанию"
- Все статьи о Раскольникове

Композиция романа "Преступление и наказание", особенности сюжета, "полифонический" роман

"Преступление и наказание" считается "полифоническим" романом. Почему? Дело в том, что, помимо главного героя Раскольников в романе участвуют такие яркие персонажи, как чиновник Мармеладов, его дочь Соня Мармеладова, сестра главного героя Дуня Раскольникова, развратный барин Свидригайлов, хитрый делец Лужин и др.


Жизнь каждого из этих персонажей представляет собой важную сюжетную линию в романе. Судьбы этих второстепенных героев не менее интересны, чем судьба самого Раскольникова. При этом судьбы большинства персонажей пересекаются в тот или иной момент. Такое многообразие ярких и равноценных персонажей создает ощущение многоголосия: каждый "голос" по-своему важен в этом "хоре". Поэтому "Преступление и наказание" называют "полифоническим", то есть многоголосным романом.

2. Временные рамки

Роман "Преступление и наказание" отличается довольно внушительным объемом. При таком объеме в романе вполне могла бы "уместиться" многолетняя история (как например, в романе "Война и мир"). На самом деле в романе "Преступление и наказание" события разворачиваются в течение всего около двух недель (не беря в расчет эпилог).

В эти две недели в жизни большинства героев происходит множество судьбоносных событий. Эта сжатость повествования и насыщенность событиями являются яркими особенностями романа "Преступление и наказание".

3. Особенности композиции

На первый взгляд, композиция романа "Преступление и наказание" кажется вполне лаконичной и понятной: роман содержит 6 частей и эпилог. Каждая из частей разбита на главы — по 6-7 глав в каждой части. Эту разбивку на части и главы можно считать вполне традиционной.

Однако важной особенностью романа является то, что дни Раскольникова протекают в своем ритме и мало соотносятся с частями и главами. 1-ая часть романа, до преступления, выглядит относительно стройной: здесь автор описывает 3 дня из жизни главного героя, включая день преступления. Повествование протекает довольно размеренно.

Начиная со 2-ой части, после преступления, события происходят более интенсивно, в сюжет вплетается все больше персонажей.

В романе события протекаются в своем порядке, а разбивка на главы идёт в своём режиме (см. Краткое содержание по дням и главам). Это отсутствие синхронизации между днями и главами, вероятно, можно считать задумкой автора. Таким способом Достоевский, вероятно, хотел подчеркнуть рассеянность, бредовое состояние Раскольникова после преступления, когда герой теряет ощущение времени.

4. Трагическая судьба героев

Еще одной особенностью романа "Преступление и наказание" является трагическая судьба большинства героев. Если вдуматься, то около половины героев романа погибают или умирают в ходе повестования или в эпилоге.

В романе участвует около 15 значимых героев. Из них 7 в конце концов умирают илли погибают по ходу событий: Катерина Ивановна и Пульхерия Александровна умирают своей смертью; старуха-процентщица и ее сестра Лизавета, чиновник Мармеладов и Марфа Петровна погибают при разных обстоятельствах; Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. Это очень печальная особенность романа.

К счастью, несколько ключевых персонажей остаются в живых и после окончания романа: Раскольников, Соня Мармеладова, Дуня Раскольникова, Разумихин. Интересно, что среди "выживших" персонажей большинство - именно молодые люди.

Это был анализ композиции романа "Преступление и наказание": особенности сюжета, "Преступление и наказание" как "полифонический" роман.

1. Вступление. Особенности художественной структуры произведения.

2. Основная часть. Сюжетно‑композиционная структура романа.

 Авторское членение романа.

 Основная и побочные сюжетные линии.

 Первая часть. Экспозиция и завязка сюжета.

 Вторая часть. Развитие действия. Внутреннее и внешнее нарастание драматической напряженности в романе.

 Кульминация внешней детективной интриги и основного конфликта.

 Развязка внешней интриги и основного конфликта.

 Художественные приемы Достоевского и композиционные вставки.

3. Заключение. Сюжетно‑композиционное своеобразие романа.

В романе шесть частей и эпилог. Однако это членение не замедляет действие, а убыстряет его. В каждой новой части романа конфликты нарастают и служат основанием для новых, еще более острых ситуаций. Членение романа соответствует нарастанию трагедийного звучания его. Ввод новых действующих лиц связан с обострением сюжетных положений. Причем каждая из частей обрывается на интересном месте (фельетонный прием). Переход же от одной части к другой, как правило происходит в романе через сон, обморок или бред. Так, первая часть заканчивается тем, что Раскольников впадает в состояние забытья. В начале второй части – он пробуждается. В финале ее он падает в обморок при встрече с матерью и сестрой. В начале третьей части Раскольников приходит в сознание. В конце третьей части герой видит сон, где вновь пытается убить старуху‑процентщицу. И этот сон плавно переходит в явь – к Раскольникову приходит Свидригайлов. Четвертая часть начинается разговором героев, а заканчивается она внезапной встречей Раскольникова с мещанином. Пятая часть начинается описанием чувств Лужина, после его расстроившегося сватовства к Дунечке, а заканчивается разговором Родиона со Свидригайловым, в котором последний в определенном смысле разоблачает героя. В начале шестой части представлен анализ душевного состояния героя. Автор отмечает его страх, апатию, расстройство сознания. Заканчивается же шестая часть сценой признания Раскольникова в полиции. В начале эпилога – рассказ автора о суде, в финале – описание чувств Родиона к Соне.

Таким образом, отметим своеобразие сюжетно‑композиционной структуры романа. Композиционные вставки здесь не разрешают драматическую напряженность, а лишь нагнетают ее. Сюжет развивается не вширь, а вглубь, обнажая нарастание трагической ситуации. Внешний – сюжетный – план гармонично сочетается в произведении с внутренним планом – психологическим и философски‑мистическим.

Читайте также: